Стояние Марии Египетской. Те, кто знает об этой службе, стараются прийти на нее даже после работы, пусть немного опоздав к началу – чтобы последний раз в этом году услышать Покаянный Канон свт. Андрея и вместе со всей Церковью вспомнить о другой святой, примере великого покаяния.
Когда читается
На 5 седмице поста, в среду – за вечерним богослужением. В 2023 г. это будет 29 марта, а в 2024 г., когда Великий Пост начнется позже, это будет 17 апреля.
Когда и почему установили дату
Традиция как предполагают историки, возникла в Византии и первоначально никак не была связана с почитанием преподобной. Формировалась она постепенно, а начало ей положило стихийное бедствие. Впрочем, «стихийными» подобные вещи принято называть лишь в современном безрелигиозном мире. А тогда, в конце VIII в., люди остро чувствовали причину такого Божия попущения и знали, что это – грехи и беззакония.
Не пропустите вечер пятницы: Уникальная великопостная служба – Похвала Пресвятой Богородицы
Одно из таких несчастий случилось Великим Постом 790 г., 17 марта: в Константинополе началось землетрясения, прямо в то время, когда по храмам шли службы. Именно тогда из сестры одной из женских иноческих обителей, покинув церковь, начали читать уже известный тогда многим Великий Канон свт. Андрея – прямо под открытым небом, на площади. Читали от первого до последнего тропаря, принося покаяние Христу ввиду возможной близкой смерти. И гнев Божий отвратился от молитвенников, сотрясение земли остановилось. А дата – 17 марта – впоследствии вошла в церковный календарь. Первоначально чудо спасения от землетрясения вспоминали ежегодно.
А в IX в. память о событии – и чтение Канона – стали отмечать в четверг Великого Поста, на его пятой седмице. Церковные историки затрудняются точно сказать, почему был выбран именно этот день. Но предполагают, что это связано с тем, что именно на четверг положена особая паремия – отрывок из Библии – где говорится о гибели городов Содома и Гоморры, которую, конечно, уместно вспомнить в связи с подобным же бедствием, едва не постигшим христиан.
Наконец, с XI в. к Канону стали добавлять песнопения Марии, а также читать ее житие: ведь она и есть образец истинного покаяния, о котором говорит в Каноне свт. Андрей Критский.
Как еще называют службу
Не только Мариино стояние, но и… «Андреевым» стоянием – исторически это действительно более обоснованно. Кроме того, сейчас можно встретить именование «Четверг Великого Канона». Некоторые путают его с Великим – на Страстной Седмице. Но это – совершенно разные дни:
- на 5 седмице читается покаянный Канон, к которому и применяется эпитет «Великий» ввиду его большого объема и сугубой покаянности;
- на Страстной – воспоминается Тайная Вечеря, первая в истории Церкви литургия, установление Евхаристии; поэтому и день этот именуется Великим.
Канон Андрея Критского в четверг
Автор его, епископ Крита, жил на рубеже VI-VII вв. На Утрене четверга пятой седмицы Канон, которая совершается накануне вечером, читается так, как произносили его монахини, положившие начало традиции – полностью, с начала до конца. В сам же Четверток служится литургия Преждеосвященных Даров.

День памяти прп. Марии Египетской — в пятое воскресенье Великого поста и 14 апреля — в день ее преставления
Сколько длится служба
Порядка четырех часов (плюс,минус), а в монастырях даже больше. По своей продолжительности богослужение сравнимо с длинными службами первой седмицы Четыредесятницы.
Мариино стояние – часть службы Утрени четверга, но по традиции проходит в среду вечером – именно с него обычно начинается богослужебный день. Время ее начала лучше уточнять в конкретном храме.
Как проходит богослужение
Утреня совершается вечером, накануне четверга. После начальных молитв и песнопений Святой Троице, Шестопсалмия, следуют:
- 8-я кафизма – одна из 20 частей Псалтири;
- первая часть жития святой;
- 50 псалом – молитва покаяния, написанная царем Давидом, жившим за 1000 лет до Христа;
- Великий Канон до третьей песни;
- после этого – вторая половина жития преподобной;
- по окончании чтения жития Канон читается до конца.
Внимательный слушатель уловит, что это происходит не совсем так, как на первой седмице поста: помимо уже знакомых покаянных тропарей пера свт. Андрея, добавляются славословия Апостолам: это так называемые «Трипеснцы», тоже каноны, но краткие, всего из трех песней.
Заканчивается Утреня «по Великопостному чину»: кроме обычных для нее молитвословий, добавляется молитва прп. Ефрема Сирина.
Почему стоят со свечами
Такой обычай – знак горения души к Богу, попытка хоть немного уподобиться прп. Марии, которая почти 50 лет горела любовью ко Христу как свеча.

Мариино стояние в храме
Коленопреклонения и земные поклоны
Они сейчас совершаются только во время чтения молитвы прп. Ефрема, а также после 6 песни Канона, когда хор поет:
«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».
А вот старообрядцы точно следуют древнему, существовавшему до конца XVII в., Уставу – и кланяются до земли на каждом тропаре Канона. Всего поклонов 798, поэтому старообрядческое «Мариино стояние» длится существенно дольше.
Кто такая Мария Египетская и в чем помогает
Вот некоторые факты об этой святой.
- Подвижницу называют «Египетской» потому, что она происходила действительно из этой страны. А вот подвиг свой несла в Палестине, в пустыне за Иорданом.
- Прп. Мария – удивительный пример обращения к Богу из самых глубин греха: почти до 30 лет она жила в грехе блуда. Но чудо, когда Мария не смогла войти в Храм Гроба Господня, удержанная силой Божией, обратило ее ко Христу. Она ушла в пустыню, где провела 47 лет.
- Поклониться иконе Пречистой Богородицы, пред которой покаялась Мария, в наши дни можно в храме Апостола Иакова, близ храма Воскресения в Иерусалиме.
- На Западе с XIII в. Марию Египетскую стали смешивать с другой святой, Марией Магдалиной, которой – равноапостольной ученице Самого Христа – приписали грехи блуда. Никаких достоверных подтверждений этому нет.
Хосе де Рибера (José de_Ribera). Мария Египетская. Маслов, холст, 1641. Музей Фабра, Монпелье
Святая считается покровительницей всех, кто одержим страстями – не только блудной, но и разными зависимости. Кроме того, уже в древности были известны чудеса исцеления от ее мощей и телесных недугов.
Народные традиции и суеверия
Русские крестьяне считали этот день сугубо постным. Многие не вкушали ничего, кроме щей на воде, отчего и называли сам день «пустыми щами». Существовало также поверье, что прп. Мария будет на Страшном Суде судить всех, кто грешил блудом – разумеется, Судией является Бог, однако, это предание показывает, сколь близок был православным подвиг святой и велико к ней уважение.
Духовный смысл и значение для православных
Вот как говорит о своем первом опыте молитвы на этой службе священник Максим Приходько:
«В 15-летнем возрасте я впервые попал на Мариино стояние, услышал житие преподобной. На меня оно произвело неизгладимое впечатление. Даже сейчас я помню эту службу в мельчайших подробностях; незабываемо чувство торжества жизни над грехом, которое мне внушило жизнеописание святой. Это чувство не оставляет меня и сейчас, спустя уже почти два десятка лет; житие преподобной Марии продолжает удивлять и вдохновлять… Искренне убежден, что на удивительной службе «стояния Марии» можно ощутить, осмыслить, понять суть христианского подвига, со-стоя преподобной Марии в ее пламенно-дерзновенном устремлении к Спасителю, взыскивающему душу грешника».
Почувствовать святость – или хотя бы попытаться – вот зачем приходят на Мариино стояние те, кто заполняет храм этим вечером. Она и есть «торжество жизни над грехом», возможное для всякого, кто доверит себя Христу.
Наталья Сазонова
Советуем почитать
Священник Максим Приходько. Мысли на Мариино стояние.