------------------- Храм в который не сразу вошла Мария Египетская
Православие сегодня Жития в фактах Почему женщина с плохой биографией стала для нас эталоном покаяния и духовной чистоты?

Почему женщина с плохой биографией стала для нас эталоном покаяния и духовной чистоты?

Нет комментариев
Храм в который не сразу вошла Мария Египетская

В среду вечером пятой седмицы Великого поста читается житие преподобной Марии Египетской, которое совсем не прилизано и особо не отредактировано, потому создаётся впечатление, что читаешь какое-то грязное нимфоманское порно.

История Марии Египетской

Она отдавала себя целым толпам сначала в Египте в публичном доме, потом на корабле, который плыл в Иерусалим, потом паломникам в Иерусалиме, притом никогда не брала денег за свои услуги. А особое удовольствие она получала от совращения и падения мужчин с ней. Просто блуд был её смыслом жизни, ей нужно было только удовольствие, пока с ней не приключилась история.

Храм, в который не сразу вошла Мария Египетская

Храм, в который не сразу вошла Мария Египетская. Вход в храм Гроба Господня. Иерусалим. Фото Сергея Тартачного

В Иерусалиме она не смогла войти в храм, божественная сила не пускала её. Я, кстати, слышал истории от людей, с которыми была та же ситуация. Какая-то непроницаемая стена стоит в храме и не пускает. Почему вдруг женщина с такой биографией стала для нас эталоном покаяния и духовной чистоты?

Мне кажется, что эту историю нужно рассматривать в общем контексте:

«Христос и проститутки». Блудницы же реально появляются часто на страницах Евангелия, причём по большей части в положительном контексте. Даже есть такое о них доброе высказывание: «Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». (Мф.21:31)

Также важен эпизод в доме Симона, когда местная проститутка начала обливать слезами ноги Христа:

«Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». На что Иисус отвечает ему: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит». (Лк.7:39,47)

Либидо?

Говоря языком Фрейда у Марии Египетской было очень сильное либидо, эрос. Но этот эрос был направлен на низшую часть человека, т.е. на телесность, что и выражалось в ненасытном блуде. Одно из важнейших положений православной аскетики состоит в том, что греховная страсть не насыщаема, пытаясь утолить её, она разверзает ещё большие бездны в душе.

От этого происходят страдания и мучения, лишающие человека духовного, психического и телесного здоровья. Фрейд был абсолютно прав, когда говорил о том, что подавление либидо производит психическое расстройство.

Путь же православной аскетики всегда настаивал на сублимации эроса, т.е. возведения его от телесности к духу. Христос говорит, что блуднице прощаются грехи потому, что она «возлюбила больше». Яркий пример того, что покаяние блудницы – это переход от низшей любви к высшей. Преподобный Иоанн Лествичник именно с этого начинает писать главу о страсти блуда:

«Чист тот, кто плотскую любовь отражает любовью божественною, и телесный огнь угасил огнем невещественным».

Насколько преподобная Мария была ненасытна на блуд, настолько впоследствии она стала ненасытна на покаяние. Отсюда её сверхъестественная жизнь и обильные духовные дары.

Преподобный Иоанн Лествичник также говорит, что дар духовной чистоты превращает соблазн в духовную радость:

«Поведал мне некто об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто, увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорел любовью к Богу и пролил источник слез. Поистине удивительное зрелище! Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы. Если такой человек в подобных случаях всегда имеет такое же чувство и делание, то он воскрес, нетленен прежде общего воскресения».

О психологической стороне блуда

Ещё о психологической стороне блуда. Одной из причин стремления человека к увеличению удовольствий (в том числе и погоня за телесными ощущениями) и развлечений психологи связывают с утратой смысла жизни – так называемым экзистенциальным вакуумом. С этим также связывают боязнь страха смерти.

Человеку, лишенному отношений с Богом, невозможно соприкоснуться с этим страхом. И он его всячески заглушает различного рода удовольствиями. Таким образом, возникает зависимость от ощущений, связанных с блудом. Она формируется и развивается, как и прочие формы зависимости. И, как любая форма зависимости, в своем глубинном варианте – это наша неосознаваемая богооставленность.

Подвиг Марии Египетской

Иорданская пустыня, место подвига Марии Египетской

Митрополит Антоний Сурожский пишет:

«Любовь – удивительное чувство, но оно не только чувство, оно – состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг вижу его сущность. Конечно, когда я говорю “вижу”, я не хочу сказать “постигаю умом” или “вижу глазами”, но – “постигаю всем своим существом”.

Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту, например красоту музыки, красоту природы, красоту произведения искусства, когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием:

“Боже мой! До чего прекрасно!”. Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью – только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась».

Иеромонах Ефрем (Метс)

  1. Читайте также: Мощи прп. Марии Египетской — что не так?
Полезная статья? Мы рады! Благодарим тех, кто слово поддержал делом: 2202 2018 4415 4894 -Сбербанк редактора (Ирина Анатольевна Я) Пожертвования идут на оплату хостинга и небольшой гонорар авторам. Господи, Спаси благотворителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Мученик Трифон Апамейский — святой с соколом: история жизни, основанная на фактах, и современные отзывы о помощиМученик Трифон Апамейский — святой с соколом: история жизни, основанная на фактах, и современные отзывы о помощи

| | Нет комментариев
Трифон - святой мученик

 Святой Трифон жил около 1700 лет назад, никогда не бывал на славянских землях – но именно здесь его издавна особенно чтили. Более того, чем больше времени отделяет нас от далекого

Жития в фактах

Чудотворец и целитель Самарский — святой праведный Александр ЧагринскийЧудотворец и целитель Самарский — святой праведный Александр Чагринский

| | Нет комментариев
Александр Чагринский Юнгеров

Шел такой непростой для духовной жизни страны XIX в. Нарастало безбожие, интеллигенция вместо «Царства Небесного и правды его» искала земной справедливости, ставя под сомнение саму православную веру. Еще несколько десятилетий

Жития в фактах

Страдание святой Иулиании и Павла, в Птолемаиде пострадавшихСтрадание святой Иулиании и Павла, в Птолемаиде пострадавших

| | Нет комментариев
Иулиания Птолемаидская: святая

В Риме, на площади Святого Петра, рядом с собором – духовным сердцем католического мира, среди 140 скульптур разных святых есть и статуя Иулии Птолемаидской – святой, житие которой современные католические

Жития в фактах

Путешествие в будущее: Загадка воскрешения семерых юношей, проспавших два века в эфесской пещереПутешествие в будущее: Загадка воскрешения семерых юношей, проспавших два века в эфесской пещере

| | Нет комментариев
Святые семь отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан и Антонин

Предание о них похоже на фантастический или даже фэнтезийный роман. Или… литература такого рода похожа на рассказ о «семи спящих», святых, чьи жизнь и смерть стали свидетельством будущего всеобщего Воскресения

Жития в фактах

Евангелист для язычников и молодых дикарей – Апостол МаркЕвангелист для язычников и молодых дикарей – Апостол Марк

| | Нет комментариев
Марк: Евангелист и Апостол

Многие христиане знают рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он обратился к вере, подростком читая Евангелие от Марка – выбрав его, как «самое короткое», но – встретил Христа, читая

Жития в фактах