Однажды мне довелось услышать от одной православной прихожанки, что за праздник «отвечает» всенощная накануне. И это действительно так: песнопения, которые можно услышать этим вечером – единственный раз в году, чтения из Писания, посвященные празднику, наконец – освящение верб, все это будет на всенощной накануне Входа Господня в Иерусалим.
Обо всех нюансах праздничной службы Вербного воскресенья простыми словами рассказывает Наталья Ивановна Сазонова.
Что празднуют в Вербное воскресенье
Событие торжественного входа Иисуса Христа в Святой Город Иерусалим – за 6 дней до Его Распятия. Накануне этого дня Господь совершил невиданное в Израиле чудо – воскресил умершего Лазаря. Весть о чуде разнеслась по всему городу, и едва ли у кого остались сомнения в том, что Иисус и есть грядущий Царь Иудейский, Мессия.
Не случайно его встречали ветвями пальм, как Государя – и ожидали, что он торжественно объявит Себя Царем. Но этого не случилось – ведь, как говорил Сам Господь, «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Пройдет несколько дней, и так и не понявшие этого иудеи будут требовать распять Спасителя.
Нет предпразднества, попразднства и отдания
Действительно, все празднование, относящееся к числу 12 «великих» праздников, продолжается всего один день, так как
- накануне – особое, отельное празднование, Лазарева Суббота, память воззвания Христом из гроба прав. Лазаря;
- на другой день после Недели Ваий, как именуют Вход Господень в Иерусалим, начинается Страстная Седмица, особая череда воспоминаний о последних днях земной жизни Спасителя, Его Распятии и смерти; понятно, что праздновать Вход в Иерусалим в эти дни уже неуместно.
Впрочем, предпразднество до какой-то степени заменяется тем, что вся предшествующая седмица называется Седмицей Ваий, и ее песнопения готовят верующих сразу к двум праздникам – Лазаревой Субботе и Входу Господню в Иерусалим. Поэтому даже работающим христианам стоит выделить время, чтобы посетить хотя бы одну-две службы седмицы, вслушаться в песнопения и чтения.
На трапезе – рыба
Это один из немногих дней поста, когда благословляется такая пища (накануне, в Лазареву Субботу, рыбу есть нельзя, но можно подать на стол икру). 49 глава Устава гласит: «На трапезе утешение, ядим рыбы и вино пием, благодаряще Бога».
Есть мнение, что Церковь якобы рекомендует употреблять рыбу, как говорят в народе, «не костлявую», чтобы причастники этого дня не вынуждены были выплевывать рыбные кости, тем самым якобы «оскверняя» Таинство. В действительности строгий монашеский устав пощения, которым ныне руководствуется Церковь, ничего не говорит ни о рыбьих костях, ни о том, что после Причастия (как думают некоторые) нельзя ничего выплевывать. Все измышления по этому поводу – плод суеверий.
Особенности богослужения в 2024 году
Праздник придется на 28 апреля, а всенощное бдение, посвященное ему, будет проходить вечером, 27 апреля. В 2024 г. на этот день также падает память Апостолов Аристарха, Пуда, Трофима – сподвижников Ап. Павла, а также мучениц I в., Анастасии и Василиссы, пострадавших в 68 в Риме от императора Нерона.
Как проходит служба по порядку
Накануне праздника, вечером, богослужение начинается обычно в 17 или 18 ч., в зависимости от расписания служб конкретного храма. Длится всенощное бдение обычно чуть более 2 часов (в монастырях – как правило, дольше).
Продолжительность службы чуть больше, чем в обычные субботние дни – за счет особых молений, литии, а также чина освящения хлебов, что всегда происходит под великие праздники. В конце службы проходит освящение верб – отчего в России день и именуется Вербным воскресеньем.
Утром следующего дня проходит литургия, время начала которой лучше узнавать в конкретном храме. Когда заканчивается служба, зависит от количества причащающихся. Кроме того, после службы может быть совершено еще одно освящение верб – для тех, кто не был на вечернем богослужении.
Цвет облачения на Вербное
Цвет облачения священнослужителей согласно традиции может были белым, либо зеленым. Первый символизирует свет Небесного Царства, второй – зеленые ветви в руках торжественно встречавших Господа жителей Иерусалима.
Церковные записки о здравии и упокоении: что и когда заказать
Обычно записки стараются подать накануне вечером, до начала бдения, чтобы затем ничто не отвлекало от богослужения. Однако, записки о здравии и упокоении принимаются в течение всей службы на свечном ящике, кроме того, примут такую записку и утром – до литургии или даже в ее начале.
Кроме простой записки о поминовении, имена христиан можно подавать также на сорокоусты – сорокадневное поминовение за литургией живых и усопших. А вот молебны на великие праздники традиционно не служатся, нет и панихид.
26 апреля: вечерняя служба – Всенощное бдение
Оно включает Вечерню, Утреню, а также Первый Час.
Вечерня. Лития и освящение хлебов
Особенность дня – то, что последовательно служатся:
- Малая Вечерня; на ней впервые звучат стихиры праздника;
- Великая Вечерня; на ней прозвучат отрывки из Книги Бытия и пророческих писаний; кроме того, в конце службы духовенство выйдет в притвор храма для совершения литии, после которой будут освящены хлебы и вино.
Утреня: Шестопсалмие, канон праздника, помазание
Шестопсалмие — 6 покаянных псалмов, читаемых при погашенных светильниках, открывают это богослужение сразу после Великой Вечерни. По их окончании читается Евангелие дня, а затем звучит канон праздника. При этом все поочередно подходят к священнику, который начертывает крест освященным маслом на челе каждого.
Полиелей или славословная?
Славословной именуется служба, на которой помазание верующих маслом не совершается, но Великое Славословие – одно из завершающих песнопений, поется, а не читается, как в будние дни. Это как бы «малое» торжество. Конечно, Вход в Иерусалим – великий праздник, поэтому служба с полиелеем – особыми молитвами и помазанием христиан.
Хлеб дают – в какой момент богослужения?
Благословленный священником на Великой Вечерне хлеб, смоченный вином, раздают после помазания.
Когда вставать на колени?
Обычно по традиции желающие преклоняют колена во время Песни Богородицы, которая звучит перед девятой, завершающей песнью канона. Конечно, Господь приемлет это проявление благочестия и любви. Вместе с тем, по Уставу земные поклоны в великие праздники не совершаются, поэтому нет греха и в том, чтобы молиться, стоя на ногах.
Кроме того, ряд современных пастырей обращают внимание на то, что на христианском Востоке исторически были приняты земные поклоны, а не длительное стояние на коленях. Эта практика с XVII в. заимствована с католического Запада.
Что читают: краткое толкование
На Вечерне звучат отрывки из:
- 49 главы Книги Бытия; она повествует о том, как праотец Иаков, перед кончиной благословляя сыновей, пророчески предсказал судьбу рода Иуды, из которого произойдет Вождь – надежда народов; как известно, Господь Иисус принадлежал именно к этому иудейскому колену;
- пророчеств свв. Софонии и Захарии, повествующие о пришествии Христа в Иерусалим; особенно поразительны слова прор. Захарии, детально описывающие событие:
«Радуйся зело дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля, се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна» (Зах. 9: 9-11).
Что поют на клиросе
Песнопения праздника – своего рода толкования события. Вот, например, его тропарь, который многократно звучит за службами:
- «Общее воскресение / прежде Твоея Страсти уверяя, / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе победителю смерти вопием: / осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне».
Здесь говорится о событии воскрешении Лазаря, которое стало предвестником всеобщего воскресения мертвых, и о том, что верующие, понимая этом, присоединяют свой голос с восклицаниям иудейских отроков, встречая Христа – но не как царя земного, а как Победителя смерти.
А вот стихира, которой Церковь, встречая грядущего Мессию, исповедует Его Богом, Владыкой мира:
«Имеяй престол небо, и подножие землю, / Бога Отца Слово и Сын соприсносущный, / на жребяти безсловеснем смирися днесь, в Вифанию пришед. / Темже дети еврейския, / ветви руками держаще, хваляху гласом: / осанна в вышних, / благословен грядый Царь Израилев»
Освящение верб
Оно, по Уставу, совершается после чтения Евангелия на Утрени. Согласно Служебнику, «иерей взем кадило, кадит крестообразно, глаголя молитву на благословение ваиа». После этого веточки верб, принесенные верующими, окропляются святой водой.
Детали: Когда и зачем же освящают вербы на самом деле?
27 апреля, утро: Литургия Иоанна Златоуста
В дни Великого Поста литургия Иоанна Златоуста служится очень редко – по субботним дням, а также на Благовещение и Вход в Иерусалим (в другие дни совершаются литургии Преждеосвященных Даров и служба свт. Василия Великого).
Особенность этой литургии – то, что на ней прозвучат не только чтения из Писания, посвященные дню, но и особые песнопения праздника – вместо привычных антифонов, открывающих службу. Они уже готовят нас к грядущей Страстной Седмице. Первым антифоном будет псалом 114. Он посвящен страданию праведника в мире – и неволько обращает мысль к грядущей Страстной Седмице. Следующий, 115 псалом – пророчество о Таинстве Евхаристии.
Регулярно причащающеся православные знают, что он входит в Правило ко Причащению, ведь там есть слова:
«Чашу спасения прииму, и Имя Господне призову…».
Они обращают нас к Тайной Вечере – ее будут вспоминать в Великий Четверг.
Апостол дня: толкование
Прозвучит отрывок из послания Апостола Павла к Филиппийцам. Его слова – ободрение верующим, а для собравшихся в храме звучат как благословение на грядущую Страстную Седмицу и призыв возрадоваться любви Божией:
«Братие, радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся. Кротость ваша разумна да будет всем человеком. Господь близ. Ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу…»
Евангелие дня: толкование
Прозвучит отрывок из Евангелия от Иоанна – хотя по Входе в Иерусалим упоминают все Евангелисты, именно Иоанн пишет об этом подробно. Он же называет и причину торжественной встречи Христа – воскрешение Им Лазаря, о котором знал народ.
Другие авторы Евангелий, создавшие свои тексты ранее Иоанна, вовсе не упоминали об этом событии – как полагают историки, потому, что в 50-60-е гг. I в. Лазарь, епископ Китийский, еще был жив и иудеи искали его, живое свидетельство того, что Христос – истинный Мессия, чтобы убить.
Теперь же под сводами храма звучит рассказ ап. Иоанна о входе во Иерусалим, которому предшествует вечеря в доме Лазаря, где Иуда, вероятно, окончательно решает предать Спасителя. А потом – вход во Святой Город:
«Во утрий же день народ мног пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваиа от финик, и изыдоша в сретение Ему, и зваху глаголюще: осанна, благословен Грядый во Имя Господне, Царь Израилев…» Вспоминает Евангелист и пророчество Захарии, звучавшее на всенощном бдении: «Обрет же Иисус oсля, вседе на не, якоже есть писано: Не бойся, дщи Сионя, се Царь твой грядет, седя на жребяти oсли. Сих же не разумеша ученицы Его прежде, но егда прославися Иисус, тогда помянуша, яко сия быша о Нем писана, и сия сотвориша Ему».
Как поклоняться иконе праздника
Образ легко узнать, так как это – единственное изображение Спасителя, сидящего на ослике, именно так Он въезжал в Иерусалим. На иконе также – изображения сопровождающих Его Апостолов, отроков, постилающих свои одежды на пути Спасителя.
На аналое икона останется недолго – с вечера субботы до утра воскресного дня. Подходя к иконе, совершают поясной поклон и крестное знамение, после чего прикладываются к нижней части образа, крестятся еще раз и с поклоном отходят. Некоторые, по усердию, совершают перед иконой земные поклоны, хотя они и нежелательны в день великого праздника. Однако, его радость растворяется скорбью о страданиях Спасителя за наши грехи, потому многие выражают свои чувства поклоном до земли.
Узнайте также: Лазарева суббота — что будет в храме накануне Вербного
О чем и как молиться на дома
В этот день христиане, конечно, стараются быть на богослужении, по возможности – принять Причастие. Но бывает, что обстоятельства, работа, болезнь вынуждают остаться дома. Тогда можно:
- совершить службу «по чину мирян», такие тексты появились на православных сайтах со времен пандемии;
- почитать канон и/или акафист праздника.
«На Руси был обычай…» и другие интересные факты
Народные традиции дня в основном были связаны с освященной вербой:
- ее обмакивали в святую воду и окропляли не только дом, но и домашний скот;
- ею же хлестали коров и лошадей – чтобы были здоровы;
- а в Москве верба «участвовала» в особом богослужении на Красной Площади – «Шествии на осляти», которое представляло событие Входа во Иерусалим «в лицах»: при чтении Евангелия Патриарх ехал на коне, которого вел в поводу сам царь; за процессией же везли целое дерево вербы, украшенное земными плодами.
Значение праздника для православных
Вход Господень в Иерусалим – подлинно праздник «со слезами на глазах»: Евангелие говорит о том, как Господь, видя город, как говорил Евангелист Лука, «заплакал о нем», зная, что Его не узнали как Спасителя и Господа. И ныне у христиан радость праздника смешана со скорбью о грехах, которыми всякий из нас постоянно распинает Христа. И потому, радостно начавшись, праздник завершается для христианина в тишине и молитве – дома. Наступит утро Великого Понедельника – и шаг за шагом мы пойдем рядом с Господом – к Кресту.
Наталия Сазонова
Читайте также:
- Вербное воскресенье: Что празднует Православная Церковь в этот день и при чем тут деньги?
-
«С ослами всё интересно»: что такое Вход Господень в Иерусалим
Молитва дня
Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отрывок из проповеди современного священника
Протоиерей Виталий Ткачев:
Порой мы бываем в таком ликовании, в котором были люди, встречающие Господа во время Его торжественного Входа в Иерусалим. Порой мы ожидаем от Господа то, что Он сделает в нашей жизни какие-то изменения, даст нам благополучие, здоровье, уважение других людей, развеет какие-то нестроения в наших семьях, рабочих коллективах. Поможет преодолеть какие-то препятствия на нашем пути.
Но часто бывает так, что этого не происходит. Тогда мы перестаём надеяться на Бога. Мы забываем, что во всяком прошении нашем и желании, обращённом к Богу, во всякой нашей молитве должно быть доверие Ему. Доверие в том, что он сделает лучше, чем мы сами помышляем. Ибо как сказано в Священном Писании – другой ум у Бога, другой ум у человека. То есть размышление человеческое, как бы ни было оно логичным, правильным и внешне добродетельным, не всегда может быть угодно Богу. Потому что Бог, зная нас, наше сердце, наше помышление и заранее зная, что сложится из данных обстоятельств в будущем, творит Свою Волю. Творит, порой ища в нас доверия Ему, которого Он не нашёл в большинстве жителей Иерусалима во время Входа в этот город. Нашёл его только в маленькой горстке учеников, жён-мироносиц и примкнувшим к ним людей.
И для нас, братья и сестры, это предупреждение, чтобы нам не оказаться среди тех, которые внутренне противятся Воле Божией. Не желая смириться под Его крепкую премудрую Руку, не желая поступиться какими-то своими мечтами и амбициями. Не желая признать, что в нашей жизни Бог может поучаствовать и сделать наслучше.
И в этом предупреждение для нас, чтобы мы были более открыты Богу. Открыты в желании, чтобы Он сам творил свою Волю. Сам делал то, что Ему видно. И тогда и для нас в жизни исчезнет множество проблем. Многие обстоятельства будут складываться так, как на то благоволит Господь. И многие наши трудности окажутся совсем не трудностями. И многие наши беды внутренние будут нам во укрепление нашей души. И многие наши радости будут нам во утешение. И для нас жизнь, согласная Божественной Воле, станет не чем-то сказочным, мифическим и фантастическим, а самым обычным, обыденным делом. На то у нас есть много и много примеров людей, которых мы называем святыми, и которые настолько смогли приблизиться к Богу, что и после смерти обрели у Него такую благодать, что и сейчас помогают нам, когда мы к ним обращаемся.
Поэтому в сегодняшний праздник нам стоит задуматься: как нам прожить жизнь так, чтобы Господь был для нас не чем-то далёким и отвлечённым, или Грозным Судьёй, или Кем-то, к кому можно обратиться в трудную минуту. А живым и деятельным участником нашей жизни. Участником настолько важным, что всё в нашей жизни происходило вокруг Него и Им совершалось. Аминь.
Поздравления и пожелания
- «В такой чудесный праздник желаю, чтоб вместе с освященной вербой в ваш дом вошли благодать, достаток и радость. А душа пусть цветет и сияет, как весенние цветы. Пусть будут рядом те, кто дорог и любим. Пусть Господь хранит ваш дом и дарует здоровье всем его жителям».
- «Поздравляю с Вербным воскресеньем! Пусть вербовая ветка принесет Вам здоровье, бодрость, долголетие и благополучие. Пусть дом покинет все плохое, а мир и любовь будут всегда с Вами!»
Стихотворение дня
Их-то Господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведет за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.
А у тех-то Господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенен тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.
А у этих Господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Виссон, багряница, венец златой!
Вкруг трона его веселой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок —
Но наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.
На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдет,
Никуда не спрятаться ей!
Тимур Кибиров (в Крещении – Тимофей)