Вход Господень в Иерусалим

«С ослами всё интересно»: что такое Вход Господень в Иерусалим

0 Comments
Вход Господень в Иерусалим

О том, что значит для верующего Вход Господень в Иерусалим размышляет насельник монастыря в Паздерах  Удмуртской республики иеромонах Ефрем (Метс). Праздник, который нам больше известен как Вербное воскресенье.

Когда празднуют Вход Господень в Иерусалим в 2023 году

Каждый год Церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим за неделю до Воскресения Христова. В 2023 году эта дата приходится на 9 апреля.

История церковного праздника

Христос входит в Иерусалим со всей славой и, казалось бы, у этого шествия должен быть какой-то логический конец, т.е. это должно было к чему-то привести, но Он просто уходит и всё! Так в чём смысл этого события? Чему радоваться, зная последующие события? Пришлось разбираться.

Пророчество об этом событии написано за 500 лет в библейской книге пророка Захарии и звучит оно так:

«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».

(Зах.9:9)

В этом пророчестве нужно обратить особое внимание на статус Мессии – Царь. Об остальных деталях речь пойдёт ниже.

Что говорит Евангелие

Если до этого Христос постоянно запрещал провозглашать о Себе, то теперь Он принимает всю человеческую славу. Даже, когда первосвященники и книжники принуждают Господа к тому, чтобы Он успокоил ликующую толпу, то Он отвечает:

«Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют».

(Лк.19:40)

От Иисуса требовали, чтобы Он впрямую заявил о Себе, как Мессии, но теперь Он сделал так, что весь народ добровольно свидетельствует о Нём. Мне кажется, что здесь ещё важнейший момент для нашего понимания, что такое человеческая слава, и какова её цена. Христос знает об этом, и знает, что те же самые люди через несколько дней будут кричать: «распни, распни Его!» (Лук.23:21)

В Евангелии очень много ситуаций, в которых люди участвуют неосознанно. Святой Иоанн Предтеча увидев идущего Иисуса, сказал: «вот Агнец Божий» (Ин.1:36), т.е. пасхальная жертва за грех всего мира. Дело в том, что по закону выбор пасхального агнца происходит в определённый день:

«Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство».

(Исх.12:3)

Т.е. иудейская Пасха празднуется в 14 день нисана (март-апрель), а жертва для праздника избирается в 10 день. Вот святитель Амвросий Медиоланский и говорит, что Христос являет себя в 10 день как избранная пасхальная жертва. Вход Господень в Иерусалим — это избрание жертвы на Пасху. Жертва — Христос!

С ослами вообще всё интересно. На праздник в Иерусалим все паломники приходили пешком, так считалось более благочестиво и смиренно. Поэтому Христос на ослике уже показывает Себя в исключительном положении. Царь на осле – это юродство какое-то. Дело в том, что любой царь и правитель передвигался исключительно на боевом коне-скакуне, наводя на всех страх и ужас, что и было свидетельством его силы и власти. Не надо забывать ту политическую обстановку при которой жили евреи. Иудея оккупирована римлянами, потому народ жаждал и был готов к восстанию в любой момент, дайте только лидера.

Образ Иисуса на ослике, мирном, можно сказать гражданском животном совсем не располагает к политической революции, разве что к революции в своей душе. Но самое интересное, что Христос поднимает восстание и идёт в бой, совершая революцию там, где человеку ни силы, ни власти не хватает, т.е. в аду: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». (Ин.12:31)

Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:

«Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их». (Мф.21:6-7)

Тут все толкователи сходятся в объяснении символического значения ослицы и молодого осла. Ослица – ветхозаветная иудейская Церковь, молодой осёл – Церковь Новозаветная из язычников. Вот Господь и садится на молодого ослика, на котором ещё никто никогда не ездил, т.е. символически устраивает Церковь из всех народов земли, взамен народа иудейского — старой ослицы.

Икона праздника Вход Господень в Иерусалим

 

Вербное воскресенье

Иконография: Вход Господень в Иерусалим Датировки: XVI в. Иконописная школа или художественный центр:  Псковская школа Происхождение: из церкви Николая Чудотворца в ЛюбятовоМатериал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы:  высота 58 см, ширина 76 см В центре композиции изображен Христос, который сидит на осле почти фронтально, ногами к зрителю, а его голова повернута в сторону выходящих из города жителей с пышными пальмовыми ветвями в руках. За ним следуют апостолы, возглавляемые апостолом Петром, также представленным почти фронтально. Инв. № 1618. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 57. С. 212.

Что такое «осанна»?

Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Матф.21:9) Народ поёт и восклицает стихи из 117 мессианского псалма (Прочитайте, кстати). «Осанна» — это эмоциональное восклицание, которое переводится, как «спаси же нас!». Один из толкователей говорит, что исповедовать Христа этими стихами, можно только в Духе Святом. Как и апостол Павел пишет:

«Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».

(1Кор.12:3)

Т.е. в Иерусалиме организатор торжественного мероприятия — Сам Бог.

«Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?»

(Матф.21:15-16)

Тут происходит конфликт между отцами и детьми. Неразумные дети узнают Христа, а учёные и мудрые первосвященники и книжники – нет. В чём тут дело? Наверное, дело в том, что «очень мудрые старцы» уже решили за Бога, что и как должно быть, какой будет Мессия, что он должен делать, говорить, что решать, в общем, нарисовали всё у себя в голове и получился не Бог, а какой-то фантастический кумир. Оттого и не узнали Христа, потому как думали, что всё знают. А дети и простой народ смотрели на реальность и принимали факты, вот и прославлялся через них Господь!

Ну и, конечно же, нужно сказать о пальмовых ветвях и одеждах, которые постилали по дороге перед Иисусом. Так могут сопровождать исключительно Царя. Тут можно вспомнить Иоанна Предтечу с его призывом: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». (Мф.3:3)Приготовление пути для Господа для христианина начинается в душе. Обманывают себя те, кто говорят, что Бог у них в душе, при этом и пальцем не двинут, чтобы Господь посетил их. Поэтому пальмовая ветвь, а в нашем случае верба – это символ наших трудов и подвигов, которые мы постилаем по дороге нашего сердца для того, чтобы Христос пришёл к нам и спас нас.

С одной стороны Христос являет Себя Царём, с другой стороны, так и не воцаряется на земле, почему и разочаровал многих и разочаровывает до сих пор. Пилату Иисус говорит: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». (Ин.18:36) У нас в Церкви есть люди, которые всё ждут какого-то «православного царя», который всё изменит и они будут счастливыми. Но праздник «Вход Господень в Иерусалим» показывает важное соотношение и приоритет Царства Небесного над царствами земными. Никакой земной царь не сделает людей счастливыми. А потому с праздником!

Иеромонах Ефрем (Метс)

Читайте также:

Лазарева суббота: традиции, приметы, суеверия

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

«Лазарь! Иди вон!»: что празднуют православные в субботу перед Страстной«Лазарь! Иди вон!»: что празднуют православные в субботу перед Страстной

7 комментариев
Лазарева суббота

О событии, которое называют Лазарева суббота, мы знаем лишь благодаря одному из четырех Евангелистов. А сам этот день предшествует другому празднику – Входа Господня в Иерусалим. Это не случайно, ведь два празднуемых события связаны. Когда Лазарева суббота в 2023 году? Праздник отмечается  за 8 дней

Календарь

Вербное воскресенье: что празднует православная церковь в этот день и при чем тут деньги?Вербное воскресенье: что празднует православная церковь в этот день и при чем тут деньги?

0 Comments
Заговор на деньги и другие опасные суеверия на Вербное воскресенье

О том, что Вербное воскресенье – это  время освящения верб, знают почти все, так что церкви на этот праздник обычно полны. Для одних этот поход в храм единственный в году, для других – первый шаг на пути к Богу, который начинается с желания узнать –

Календарь

День памяти Николая Чудотворца в 2022 годуДень памяти Николая Чудотворца в 2022 году

0 Comments
День памяти Николая Чудотворца

День Николая Чудотворца — праздник особенно любим церковным народом: святой, всегда готовый помочь в добром деле, вразумить заблуждающегося, помочь больному – таков святитель, каким его опытно знают миллионы христиан. Что нам известно о житии святителя Мирликийского Современные церковные историки полагают, что святитель Николай Чудотворец мог

Календарь

«Светлой Пасхи!»: как поздравить с праздником, чтобы на душе стало, тепло и радостно«Светлой Пасхи!»: как поздравить с праздником, чтобы на душе стало, тепло и радостно

0 Comments
Поздравление с Пасхой

Хотя праздник массово вернулся в нашу жизнь более 30 лет назад, многие до сих пор сомневаются: как поздравить с Пасхой? Какие слова сказать? Что пожелать? «Христос Воскресе!» – что это значит и как ответить Это очень древние слова, которые говорили друг другу первые христиане. Собственно

Календарь

Почему Рождество Николая Чудотворца отмечают только в России?Почему Рождество Николая Чудотворца отмечают только в России?

0 Comments
Рождество Николая Чудотворца

 в православном календаре.«Всечестное твое рождество, отче Николае, ангелов множество на небеси и человеческий род на земли, честно ублажает…» Так поет на службе этого дня Русская Церковь. Именно Русская, только она. Ведь православные других стран Рождество Николая Чудотворца не отмечают. Не знают они такого праздника. Какого

Календарь