О том, что значит для верующего Вход Господень в Иерусалим размышляет насельник монастыря в Паздерах Удмуртской республики иеромонах Ефрем (Метс). Праздник, который нам больше известен как Вербное воскресенье.
Когда празднуют Вход Господень в Иерусалим
Каждый год Церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим за неделю до Воскресения Христова.
История церковного праздника
Христос входит в Иерусалим со всей славой и, казалось бы, у этого шествия должен быть какой-то логический конец, т.е. это должно было к чему-то привести, но Он просто уходит и всё! Так в чём смысл этого события? Чему радоваться, зная последующие события? Пришлось разбираться.
Пророчество об этом событии написано за 500 лет в библейской книге пророка Захарии и звучит оно так:
[noindex]«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».[/noindex]
(Зах.9:9)
В этом пророчестве нужно обратить особое внимание на статус Мессии – Царь. Об остальных деталях речь пойдёт ниже.
Что говорит Евангелие
Если до этого Христос постоянно запрещал провозглашать о Себе, то теперь Он принимает всю человеческую славу. Даже, когда первосвященники и книжники принуждают Господа к тому, чтобы Он успокоил ликующую толпу, то Он отвечает:
[noindex]»Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют».[/noindex]
(Лк.19:40)
От Иисуса требовали, чтобы Он впрямую заявил о Себе, как Мессии, но теперь Он сделал так, что весь народ добровольно свидетельствует о Нём. Мне кажется, что здесь ещё важнейший момент для нашего понимания, что такое человеческая слава, и какова её цена. Христос знает об этом, и знает, что те же самые люди через несколько дней будут кричать: «распни, распни Его!» (Лук.23:21)
В Евангелии очень много ситуаций, в которых люди участвуют неосознанно. Святой Иоанн Предтеча увидев идущего Иисуса, сказал: «вот Агнец Божий» (Ин.1:36), т.е. пасхальная жертва за грех всего мира. Дело в том, что по закону выбор пасхального агнца происходит в определённый день:
«[noindex]Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство».[/noindex]
(Исх.12:3)
Т.е. иудейская Пасха празднуется в 14 день нисана (март-апрель), а жертва для праздника избирается в 10 день. Вот святитель Амвросий Медиоланский и говорит, что Христос являет себя в 10 день как избранная пасхальная жертва. Вход Господень в Иерусалим — это избрание жертвы на Пасху. Жертва — Христос!
С ослами вообще всё интересно. На праздник в Иерусалим все паломники приходили пешком, так считалось более благочестиво и смиренно. Поэтому Христос на ослике уже показывает Себя в исключительном положении. Царь на осле – это юродство какое-то.
Дело в том, что любой царь и правитель передвигался исключительно на боевом коне-скакуне, наводя на всех страх и ужас, что и было свидетельством его силы и власти. Не надо забывать ту политическую обстановку при которой жили евреи. Иудея оккупирована римлянами, потому народ жаждал и был готов к восстанию в любой момент, дайте только лидера.
Образ Иисуса на ослике, мирном, можно сказать гражданском животном совсем не располагает к политической революции, разве что к революции в своей душе. Но самое интересное, что Христос поднимает восстание и идёт в бой, совершая революцию там, где человеку ни силы, ни власти не хватает, т.е. в аду: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». (Ин.12:31)
Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:
«[noindex]Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их»[/noindex]. (Мф.21:6-7)
Тут все толкователи сходятся в объяснении символического значения ослицы и молодого осла. Ослица – ветхозаветная иудейская Церковь, молодой осёл – Церковь Новозаветная из язычников. Вот Господь и садится на молодого ослика, на котором ещё никто никогда не ездил, т.е. символически устраивает Церковь из всех народов земли, взамен народа иудейского — старой ослицы.
Икона праздника Вход Господень в Иерусалим
Что такое «осанна»?
Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Матф.21:9) Народ поёт и восклицает стихи из 117 мессианского псалма (Прочитайте, кстати). «Осанна» — это эмоциональное восклицание, которое переводится, как «спаси же нас!». Один из толкователей говорит, что исповедовать Христа этими стихами, можно только в Духе Святом. Как и апостол Павел пишет:
«Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».
(1Кор.12:3)
Т.е. в Иерусалиме организатор торжественного мероприятия — Сам Бог.
[noindex]»Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?»[/noindex]
(Матф.21:15-16)
Тут происходит конфликт между отцами и детьми. Неразумные дети узнают Христа, а учёные и мудрые первосвященники и книжники – нет. В чём тут дело? Наверное, дело в том, что «очень мудрые старцы» уже решили за Бога, что и как должно быть, какой будет Мессия, что он должен делать, говорить, что решать, в общем, нарисовали всё у себя в голове и получился не Бог, а какой-то фантастический кумир. Оттого и не узнали Христа, потому как думали, что всё знают. А дети и простой народ смотрели на реальность и принимали факты, вот и прославлялся через них Господь!
Ну и, конечно же, нужно сказать о пальмовых ветвях и одеждах, которые постилали по дороге перед Иисусом. Так могут сопровождать исключительно Царя. Тут можно вспомнить Иоанна Предтечу с его призывом: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». (Мф.3:3)
Приготовление пути для Господа для христианина начинается в душе. Обманывают себя те, кто говорят, что Бог у них в душе, при этом и пальцем не двинут, чтобы Господь посетил их.
Поэтому пальмовая ветвь, а в нашем случае верба – это символ наших трудов и подвигов, которые мы постилаем по дороге нашего сердца для того, чтобы Христос пришёл к нам и спас нас.
С одной стороны Христос являет Себя Царём, с другой стороны, так и не воцаряется на земле, почему и разочаровал многих и разочаровывает до сих пор. Пилату Иисус говорит:
«Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». (Ин.18:36)
У нас в Церкви есть люди, которые всё ждут какого-то «православного царя», который всё изменит и они будут счастливыми. Но праздник «Вход Господень в Иерусалим» показывает важное соотношение и приоритет Царства Небесного над царствами земными. Никакой земной царь не сделает людей счастливыми. А потому с праздником!
Иеромонах Ефрем (Метс)
Читайте также: