------------------- Вход Господень в Иерусалим
Православие сегодня Праздники «С ослами всё интересно», или Что значит Вход Господень в Иерусалим

«С ослами всё интересно», или Что значит Вход Господень в Иерусалим

0 Comments
Вход Господень в Иерусалим

О том, что значит для верующего Вход Господень в Иерусалим размышляет насельник монастыря в Паздерах Удмуртской республики иеромонах Ефрем (Метс). Праздник, который нам больше известен как Вербное воскресенье.

Когда празднуют Вход Господень в Иерусалим

Каждый год Церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим за неделю до Воскресения Христова.

История церковного праздника

Христос входит в Иерусалим со всей славой и, казалось бы, у этого шествия должен быть какой-то логический конец, т.е. это должно было к чему-то привести, но Он просто уходит и всё! Так в чём смысл этого события? Чему радоваться, зная последующие события? Пришлось разбираться.

Пророчество об этом событии написано за 500 лет в библейской книге пророка Захарии и звучит оно так:

[noindex]«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».[/noindex]

(Зах.9:9)

В этом пророчестве нужно обратить особое внимание на статус Мессии – Царь. Об остальных деталях речь пойдёт ниже.

Что говорит Евангелие

Если до этого Христос постоянно запрещал провозглашать о Себе, то теперь Он принимает всю человеческую славу. Даже, когда первосвященники и книжники принуждают Господа к тому, чтобы Он успокоил ликующую толпу, то Он отвечает:

[noindex]»Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют».[/noindex]

(Лк.19:40)

От Иисуса требовали, чтобы Он впрямую заявил о Себе, как Мессии, но теперь Он сделал так, что весь народ добровольно свидетельствует о Нём. Мне кажется, что здесь ещё важнейший момент для нашего понимания, что такое человеческая слава, и какова её цена. Христос знает об этом, и знает, что те же самые люди через несколько дней будут кричать: «распни, распни Его!» (Лук.23:21)

В Евангелии очень много ситуаций, в которых люди участвуют неосознанно. Святой Иоанн Предтеча увидев идущего Иисуса, сказал: «вот Агнец Божий» (Ин.1:36), т.е. пасхальная жертва за грех всего мира. Дело в том, что по закону выбор пасхального агнца происходит в определённый день:

«[noindex]Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство».[/noindex]

(Исх.12:3)

Т.е. иудейская Пасха празднуется в 14 день нисана (март-апрель), а жертва для праздника избирается в 10 день. Вот святитель Амвросий Медиоланский и говорит, что Христос являет себя в 10 день как избранная пасхальная жертва. Вход Господень в Иерусалим — это избрание жертвы на Пасху. Жертва — Христос!

"С ослами всё интересно", или Что значит Вход Господень в Иерусалим

На улицах старого Иерусалима. Наши дни. Фото Геннадия михайлова

С ослами вообще всё интересно. На праздник в Иерусалим все паломники приходили пешком, так считалось более благочестиво и смиренно. Поэтому Христос на ослике уже показывает Себя в исключительном положении. Царь на осле – это юродство какое-то.

Дело в том, что любой царь и правитель передвигался исключительно на боевом коне-скакуне, наводя на всех страх и ужас, что и было свидетельством его силы и власти. Не надо забывать ту политическую обстановку при которой жили евреи. Иудея оккупирована римлянами, потому народ жаждал и был готов к восстанию в любой момент, дайте только лидера.

Образ Иисуса на ослике, мирном, можно сказать гражданском животном совсем не располагает к политической революции, разве что к революции в своей душе. Но самое интересное, что Христос поднимает восстание и идёт в бой, совершая революцию там, где человеку ни силы, ни власти не хватает, т.е. в аду: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». (Ин.12:31)

Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:

«[noindex]Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их»[/noindex]. (Мф.21:6-7)

Тут все толкователи сходятся в объяснении символического значения ослицы и молодого осла. Ослица – ветхозаветная иудейская Церковь, молодой осёл – Церковь Новозаветная из язычников. Вот Господь и садится на молодого ослика, на котором ещё никто никогда не ездил, т.е. символически устраивает Церковь из всех народов земли, взамен народа иудейского — старой ослицы.

Икона праздника Вход Господень в Иерусалим

 

Вербное воскресенье

Вход Господень в Иерусалим Датировки: XVI в.    В центре композиции изображен Христос, который сидит на осле почти фронтально, ногами к зрителю, а его голова повернута в сторону выходящих из города жителей с пышными пальмовыми ветвями в руках. За ним следуют апостолы, возглавляемые апостолом Петром, также представленным почти фронтально.  © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Что такое «осанна»?

Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Матф.21:9) Народ поёт и восклицает стихи из 117 мессианского псалма (Прочитайте, кстати). «Осанна» — это эмоциональное восклицание, которое переводится, как «спаси же нас!». Один из толкователей говорит, что исповедовать Христа этими стихами, можно только в Духе Святом. Как и апостол Павел пишет:

«Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».

(1Кор.12:3)

Т.е. в Иерусалиме организатор торжественного мероприятия — Сам Бог.

[noindex]»Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?»[/noindex]

(Матф.21:15-16)

Тут происходит конфликт между отцами и детьми. Неразумные дети узнают Христа, а учёные и мудрые первосвященники и книжники – нет. В чём тут дело? Наверное, дело в том, что «очень мудрые старцы» уже решили за Бога, что и как должно быть, какой будет Мессия, что он должен делать, говорить, что решать, в общем, нарисовали всё у себя в голове и получился не Бог, а какой-то фантастический кумир. Оттого и не узнали Христа, потому как думали, что всё знают. А дети и простой народ смотрели на реальность и принимали факты, вот и прославлялся через них Господь!

Ну и, конечно же, нужно сказать о пальмовых ветвях и одеждах, которые постилали по дороге перед Иисусом. Так могут сопровождать исключительно Царя. Тут можно вспомнить Иоанна Предтечу с его призывом: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». (Мф.3:3)

Приготовление пути для Господа для христианина начинается в душе. Обманывают себя те, кто говорят, что Бог у них в душе, при этом и пальцем не двинут, чтобы Господь посетил их.

Поэтому пальмовая ветвь, а в нашем случае верба – это символ наших трудов и подвигов, которые мы постилаем по дороге нашего сердца для того, чтобы Христос пришёл к нам и спас нас.

С одной стороны Христос являет Себя Царём, с другой стороны, так и не воцаряется на земле, почему и разочаровал многих и разочаровывает до сих пор. Пилату Иисус говорит:

«Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». (Ин.18:36)

У нас в Церкви есть люди, которые всё ждут какого-то «православного царя», который всё изменит и они будут счастливыми. Но праздник «Вход Господень в Иерусалим» показывает важное соотношение и приоритет Царства Небесного над царствами земными. Никакой земной царь не сделает людей счастливыми. А потому с праздником!

Иеромонах Ефрем (Метс)

Читайте также:

Лазарева суббота: традиции, приметы, суеверия

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

В церкви и дома: с 3 по 8 декабря православные россияне празднуют Введение во храм Пресвятой Богородицы – службы и молитвыВ церкви и дома: с 3 по 8 декабря православные россияне празднуют Введение во храм Пресвятой Богородицы – службы и молитвы

0 Comments
Введение во Храм Богородицы: молитвы в храме и дома

Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Русская Православная Церковь празднует 6 дней: открывает двунадесятый праздник воскресенье, 3 декабря — это предпразднство, само торжество — 4 декабря, следом 3 дня попразднства, и «отдание»- 8 декабря. Дата всегда приходится на Рождественский пост

Праздники

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в 944 году: как это было и что значитПеренесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в 944 году: как это было и что значит

0 Comments
Праздник в честь Спаса Нерукотворного

29 августа Церковь чтит изображение Иисуса Христа, которое ныне (как и в древности) на знаменах русского воинства. Что празднуют верующие и что значит — в авторской статье религиоведа, профессора Томского госуниверситета Наталии Ивановны Сазоновой. На следующий день после великого праздника Успения Матери Божией, людей в

Праздники

Праздники Рождественского поста: какие даты не пропустить православным россиянам в декабреПраздники Рождественского поста: какие даты не пропустить православным россиянам в декабре

0 Comments
Церковные праздники декабря

Декабрь — месяц Рождественского поста, время воздержания от мясной, молочной пищи и яиц.  Но пост — это не только ограничение в еде, это время духовного роста, который невозможен без личной молитвы (дома) и усиленной соборной (в храме). Введение во храм Богородицы, память вмчч Екатерины и

Праздники

Как это было в 1395-м и 1995-м: Сретение Владимирской иконы Божией Матери Церковь празднует 8 сентябряКак это было в 1395-м и 1995-м: Сретение Владимирской иконы Божией Матери Церковь празднует 8 сентября

0 Comments
Сретение Владимирской иконы

На московской улице Лубянка есть Сретенский монастырь, который, однако, не посвящен Сретению Господню, как можно подумать из названия. Обитель – память о другом событии, когда в далеком XIV в. «весь град изыде противу иконы на сретение ее». То была встреча Богородицы Владимирской. 8 сентября –

Праздники

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Церковь празднует 20 январяСобор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Церковь празднует 20 января

0 Comments
Собор Иоанна Предтечи - 20 января церковный праздник

На другой день по Крещении Господнем Церковь собирается, чтобы молитвенно почтить того, кто стал Предтечей Мессии. Поэтому 20 января и называется «Собором святого Иоанна Предтечи». Что значит «Собор Иоанна Предтечи» Так называет этот день церковный календарь. «Собор» значит на славянском языке «собрание», в данном случае

Праздники