Усекновение главы Иоанна Предтечи праздник не двунадесятый, но великий и значимый. После Пресвятой Богородицы Предтеча и Креститель Господень Иоанн — самый почитаемый христианский святой. Величайший праведник предрек рождение Мессии, проповедовал людям, крестил в водах Иордана Самого Спасителя. Обличал неверных, лживых, всех, кто нарушал законы данные Богом через Моисея… И был обезглавлен во время пьяной оргии, по хмельной прихоти именинника Ирода, в награду угодившей падчерице-танцовщице.
Трагический праздник
В году в честь Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя Господня установлено 7 праздников:
- 6 октября — Зачатие;
- 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину
- 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения Господня;
- 9 марта — Первое и второе обретение его главы (в високосные годы — 8 марта);
- 7 июня — третье обретение его главы;
- 7 июля — Рождество;
- Церковь также сугубо молится Крестителю каждый вторник.
- А 11 сентября православные христиане вспоминают трагическое событие — Усекновение честной главы Иоанна Пророка.
Это делать нельзя?
Есть длинный список того, чего ни при каких обстоятельствах нельзя делать в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вот лишь некоторые перлы:
- нельзя брать в руки нож, ножницы или что-нибудь острое (даже вязальные спицы); в народе говорят: «кто на Усекновение ножом пользуется, сам без головы останется»;
- запрещено подавать к столу что-либо на блюде;
- нельзя готовить и употреблять в пищу предметы круглой формы — капусту, лук, помидоры, яблоки, арбузы;
- капуста вообще попадает под особые санкции – нельзя срезать кочаны, нельзя шинковать капусту, квасить ее или солить;
- в этот день хозяйки не готовят борщ – нельзя резать капусту;
- хлеб в этот день разламывают руками, картофель варят или запекают в кожуре;
- не принято пить любые напитки красного («кровавого») цвета (! в этот день служатся Литургии и причастники причащаются Тела и Крови Христовой, а кровь — красного цвета);
Все вышеописанное – ерунда полная, никакого отношения к православию не имеет.
А вот что действительно нельзя делать в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи конкретно перечисляет протоиерей Геннадий Шкиль:
- Нельзя вкушать пищу животного происхождения и делать то, что запрещено делать в строгий пост (шуметь, распевать и распивать, устраивать застолья и пр.)
- Нельзя отсутствовать на праздничной Литургии, если нет уважительных причин, таких как, например, болезнь, работодатель не отпускает с работы (те, кто работает, могут занести в храм записки накануне вечером или по дороге на работу утром в день праздника).
- В этот день не венчают и не «гуляют» свадьбы, крестины и прочие знаковые события, по причине того, что в этот день Святая Церковь установила строгий пост.
Вот и все запреты… Суть же праздника раскрывает Евангелие.
Биография Пророка, родственника и Крестителя Господня Иоанна
Евангельская история
События дня Усекновения главы Иоанна Предтечи упоминаются евангелистами Матфеем (Мф. 14:1-12) и Марком (Мк. 6:14-29). Произошел конфликт между праведником и иудейским царем Иродом Антипой, сыном царя, некогда избившего младенцев Вифлеема. В чем же причина противостояния, ареста и последующей за ним казни?
- Обличения царя, в нарушение Закона женившегося на супруге брата. При этом сам правитель, видимо, арестовал пророка, поддавшись давлению супруги, Иродиады, у которой обличения вызывали ярость (Лк. 3:19). На это указывают Евангелисты.
- По мнению современника Апостолов иудейского историка и священника Иосифа Флавия причина в возростающем авторитете Иоанна, который «убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения». Послушать проповеди величайшего праведника собиралось много народа и такая популярность испугала правителя, и он арестовал, а затем убил.
А вот как изложил евангельские события иеромонах Ефрем (Метс):
Похоть и убийство
Днюха у Ирода Антипы! Бухие гости пялятся на отличный стриптиз падчерицы для отчима. Прекрасная атмосфера для убийства величайшего пророка! Похоть и убийство, Эрос и Танатос в действии.
Пророку Иоанну Крестителю отрубили голову! За что? Интересно, что подробности этого эпизода появляются в связи с паранойей у Ирода:
«В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».
(Матф.14:1-2)
У Каина после убийства Авеля примерно такое же состояние, когда он говорит Богу: «…и всякий, кто встретится со мною, убьет меня». (Быт.4:14) Нечистая совесть порождает стыд и страх, переходящие в безумие, в непрестанное ожидание наказания.
Об Ироде хорошо говорит Евфимий Зигабен: «убивший боится убитого. Человек злой боится и мертвых; человек добродетельный возбуждает к себе страх в живых даже после своей смерти». Важно отметить, что внезапная вера Ирода в переселение душ рождается в таком безумном состоянии.
Разбираем «Санта-Барбару»
Теперь история о том, как Иоанн Креститель оказался в тюрьме:
«Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее».
(Мф.14:3-4)
Разбираем «Санта-Барбару». Ирод вступил в любовную связь с женой своего брата Филиппа Иродиадой. Та сбежала от мужа, пришла к Ироду и выгнала его законную жену, которая была дочерью аравийского царя Ареты. Жена Ирода прибежала к отцу, нажаловалась, и тот объявил непутёвому мужу войну. Ирод сам возглавил войска и переехал в свой дворец в Махере. Видимо в той местности он познакомился с пророком Иоанном и услышал обличения в свой адрес.
Собственно говоря, на каком основании Иоанн вообще обличал Ирода? Какое право имел? Дело в том, что Ирод был прозелитом, т.е. не евреем принявшим Иудаизм. Следовательно, он обязан жить по заповедям и законам Ветхого Завета, который гласит:
«Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего». (Лев.18:16)
Поступок Ирода был совершенно беззаконен: если законом Моисеевым повелевалось жениться на жене брата, то только в случае его смерти и то, если жена не имела детей, так называемый закон левирата. (Втор. 25:5-6). Вот за это обличение Ирод и посадил в тюрьму Иоанна Предтечу.
Ирод даже уважал Иоанна
Вообще Матфей пишет, что Ирод «… хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка». (Мф.14:5)
Нужно сказать, что отношения между Иродом и Иоанном были не совсем понятные. По свидетельству Евангелиста Марка, Ирод даже уважал Иоанна как мужа праведного и святого, и многое делал, слушая его советы.
Таким уважением к узнику объясняется и то, что в тюрьме Иоанну предоставлена была некоторая свобода: он беспрепятственно общался со своими учениками, получая от них известия о делах Христовых, и посылал их ко Христу (Мф. 11:2).
Но видимо Иродиаду обличения Иоанна настолько бесили, что она «пилила» Ирода, чтобы он уже сделал хоть что-нибудь с Иоанном. Ирод не решался исполнить кровожадного желания Иродиады, потому что боялся народа (Мф. 14:5), т. е. как бы в случае насильственной смерти любимого народом пророка и проповедника не произошло бунта.
Танец падчерицы
Вот и случается подходящий случай:
«Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду».
(Мф.14:6)
Вообще-то евреи не праздновали дней рождения и был даже запрет на этот языческий обычай, как говорит историк Иосиф Флавий. Но еврейская элита во многом находилась под влиянием греко-римской культуры, потому и Ирод устраивает праздник, на котором присутствовали вельможи, тысяченачальники и старейшины галилейские. На праздниках, проходивших в замке Махерон, мужчины и женщины обедали в разных залах, поэтому Иродиада не могла наблюдать за реакцией Ирода на танец своей дочери Саломеи.
Происхождение танца, в частности стриптиза из ритуальных магических языческих обрядов – это отдельная тема. Обнаженное женское тело, как атрибут ритуальных танцев, встречается повсеместно, даже в условиях суровой климатической зоны.
В женском танце соединяется магия движения с магией женского тела, которые и доводят до состояния сладострастного безумия, чуждого библейскому целомудрию. Святитель Иоанн Златоуст так охарактеризовал танец Саломеи:
«Позорище было сатанинское, побуждением к нему было пьянство и сластолюбие; зрители были люди развратные, а дающий пиршество всех бесчестнее; забава была безумная; девица, через которую брак Ирода делался противозаконным, и которой надлежало скрываться от света по причине позора своей матери, пышно является в собрание и, отложив девический стыд, всех блудниц затмевает собой».
Кульминация праздника: «посему он (т.е. Ирод) с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице». (Мф.14:7-10)
Танец падчерицы настолько обворожил пьяного Ирода, что тот клянётся дать ей всё, что она попросит. Евангелист Марк говорит о более конкретной речи Ирода:
«Проси у меня чего хочешь и дам тебе даже до полцарства моего!» (Мк. 6:23).
Вообще-то, как римский вассал, он не имел права ставить что-либо под угрозу на подвластной ему территории. Так что это скорее пьяные понты! Ирод обещает отдать полцарства — за что? За стриптиз падчерицы!
Удивительна расчётливость Саломеи, её трезвомыслие. С ума свела Ирода, а сама осталась послушна и рассудительна. Она бы могла от радости тут же попросить чего-то для себя, но она не поддаётся чувствам, а идёт за советом к матери, видимо боится продешевить. У матери ответ давно был готов. Настал для неё желанный час утолить мучившую её жажду крови пророка-обличителя! Иродиада убеждает дочь свою, чтобы она тотчас же, во время пира, попросила голову Иоанна на блюде.
«Дай мне здесь»
Для чего Саломея прибавила в своей просьбе «дай мне здесь»? Опасалась, чтобы Ирод, одумавшись, не отказался от просьбы. Поскольку нарушить клятву в присутствии гостей считалось позором, то, несмотря на свою печаль, Ирод исполняет просьбу. Ирод боялся, что гости сочтут его непостоянным, неверным своему слову, даже такому, которое дано с клятвою, и трусливым, поэтому из самолюбия и ложного стыда он решился умертвить святого человека.
Поведение Ирода отчасти напоминает поведение Понтия Пилата. Тот пытался защитить Иисуса, но не смог преодолеть нравственную слабость и трусость перед народом.
Кровавый беспредел
Ирод тут же подозвал одного из телохранителей и приказал немедленно принести голову Иоанна Крестителя. По иудейскому закону приведению приговора в исполнение предшествовал суд. Ирод, облеченный полномочиями со стороны римских властей, игнорирует этот закон.
Обезглавливание было самой быстрой и наименее болезненной казнью, которая осуществлялась с помощью меча. Но это был не иудейский, а греческий и римский обычай.
Кстати, блаженный Иероним напоминает, что «вождь римский Фламиний, — во время пира уступивший любовнице своей, — участвовавшей в пире и говорившей, что она никогда не видала обезглавленного человека, — и согласившийся на то, чтобы один уголовный преступник был казнен во время пира, — был удален цензорами из курии за то, что он смешал яства с кровью и на забаву другого представил смерть человека, — хотя и опасного для других, — так что вместе с тем допустил смешение похоти и человекоубийства».
Т.е. даже с точки зрения римлян-язычников этот кровавый беспредел не является нормой.
Когда была отрублена голова святого Иоанна Предтечи, тогда дочь Иродиады приняла ее на блюде и отнесла своей матери. Преподобный Ефрем Сирин так говорит об отсечённой главе Иоанна:
«И вот глава, положенная как светильник на блюдо, светит на все роды человеческие и обличает любодеяние человекоубийц. Уста его сделали немыми, дабы больше не говорили, но проповедь молчания их горит сильнее, чем проповедь голоса».
А епископ Пётр Хризолог замечательно описывает внутреннюю сущность праздника:
«Дом превращается в арену, стол становится амфитеатром, приглашенные на день рождения гости обращаются в зрителей, праздник перерастает в исступление, еда становится резней, вино обращается в кровь, день рождения превращается в погребение, восход солнца обращается его заходом, пир превращается в человекоубийство, музыкальные инструменты исполняют трагедию века».
Нечто похожее произошло с Цицероном. По устойчивой римской легенде, голова убитого в 43 году до РХ великого оратора Марка Туллия Цицерона была доставлена Фульвии, жене Марка Антония, и она из мести Цицерону за его обвинительные речи против ее мужа проткнула его язык своей золотой шпилькой. Более красочное предание говорит о том, что Марк Антоний поставил голову Цицерона на свой обеденный стол, дабы насладиться этим зрелищем. А его жена Фульвия исступленно колола язык мертвого оратора булавками.
Ученики Иоанна взяли обезглавленное тело его, как свидетельствует о том Евангелисты Матфей и Марк, и положили его во гробе (Мк. 6:29). Поражённые глубокой скорбью, ученики Иоанновы надеялись найти себе утешение у Божественного Друга Иоаннова: и пошли, возвестили Иисусу обо всём, что произошло, а вместе с тем предупредили Его и о возможной для Него Самого опасности от Ирода, который считал Его за воскресшего Иоанна.
Картины Микеланджело да Караваджи
Итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) к сюжетам, связанным с Иоанном Крестителем обращался несколько раз: 1598, ок. 1600, 1602, 1604 г.г.
Обезглавливание Иоанна Крестителя мастер создал в 1608 году (фото выше), а следом в 1609- 10 гг. — родилась «Саломея с головой Иоанна Крестителя». Это последняя работа художника, ушедшего в вечность 39 лет от роду.
На полотне запечетлен момент демонстрации главы пирующим.
«Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя» — заявка Саломеи выполнена… Уста же праведника приоткрыты — видимо в молитве, в последнем обращении к Богу. Не знаем, что будет, но знаем, что будем подобными Ему, — пишет ап.Иоанн в своем 1-м послании. С такой надеждой умирают христиане. И первый, кто умер с такой надеждой, был Иоанн Креститель.
Несмотря на мрачный фон картины, Караваджо удалось донести до зрителя главное: мученики умирая, воскресают для жизни вечной.
Тропарь праздника
Тропарь Иоанну Предтече (Усекновение главы):
Глас 2: Память праведнаго с похвалами, / тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: / показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, / яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. / Темже за истину пострадав, радуяся, / благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, / вземлющаго грех мира / и подающего нам велию милость.
Иоанн Креститель — лучший человек мира по свидетельству Самого Господа Иисуса Христа…
И не пьянство послужило причиной, а бессердечие, безжалостность, внутренняя никчемность и отсутствие правильного понимания вещей.