------------------- Благовещение и Крестопоклонная
Православие сегодня Праздники Благовещение Пресвятой Богородицы: что читают и поют в храме на Литургии и Всенощном бдении

Благовещение Пресвятой Богородицы: что читают и поют в храме на Литургии и Всенощном бдении

2 комментария
Благовещение и Крестопоклонная

Богослужение одного из самых светлых праздников года, разнится год от года. Ведь Благовещение может приходиться на Великий Пост, пасхальные дни, а то и на саму Пасху. Наша статья о том, как проходит служба в храме 6 и 7 апреля в 2024 году с учетом того, что предпразднство совпадает с Родительской субботой, а сам праздник — с Крестопоклонной неделей.

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля

Само славянское слово — буквальный перевод греческого «Εὐαγγελισμός» («Евангелисимос»), то есть благое известие, благая весть. О чем эта весть? О начале нашего спасения. Ведь Церковь вспоминает о том, как Пречистой Деве Марии, «обрученной мужеви», прав. Иосифу, но хранившей девство, явился великий Архангел Гавриил, возвещая волю Божию: Деве предстоит родить Спасителя мира, Христа. Дата 7 апреля, принятая для празднования этого события, была установлена еще с древности. Это — не исторический день Благовещения (точная дата его неизвестна). Существуют по крайней мере две версии того, почему Церковь празднует событие именно 7 апреля:

  • согласно первой — потому, что между Благовещением и Рождеством Спасителя (7 января) — ровно 9 месяцев, это — обычный срок беременности;
  • по мысли же ряда святых отцов именно 7 апреля произошло сотворение Богом человека; получается, что спасение людей начинается в тот же день, когда они были созданы безгрешными.

В настоящее время в христианском мире даты праздника разнятся:

  • католики празднуют Благовещение 25 марта, однако, не все;
  • внутри Католической Церкви существует так называемый Амвросианский обряд (в Милане и ряде епархий); он восходит к свт. Амвросию Медиоланскому, и сохранил, вероятно, очень древнюю практику первых веков христианства: Благовещение «амвросианцы» празднуют в 6 воскресный день Адвента (Рождественского поста);
  • в еще одной католической богослужебной традиции, называемой испано-мосарабской (распространена в Толедо и ряде епархий Испании) праздник отмечается дважды — 18 декабря и 25 марта.

На трапезе – рыба

Это предписание Устава относится к случаям, когда Благовещение приходится на период Великого Поста (чаще всего так и бывает).

Действительно, это один из немногих дней Святой Четыредесятницы, когда ради великого праздника делается послабление и благословляется вкушение рыбной пищи. Однако, если праздник падает на Страстную Седмицу, есть рыбу нельзя, а ради торжества праздника делается лишь малое послабление поста — разрешение на растительное масло.

Особенности богослужения в 2024 году

Праздничные службы определяются тем, что в этом году:

Что касается поминовения усопших, то ради праздника в субботу оно совершаться не будет. А вот Неделя Крестопоклонная будет соединена с праздником Благовещения:

  • за богослужением будут петься песнопения, посвященные как Благовещению, так и Кресту;
  • кроме того, на литургии будут читаться по два отрывка из Апостола и Евангелия, в честь Креста и Благовещения.

Цвет облачения

Существуют разные мнения о том, каким должен быть цвет облачения духовенства, так как Неделе Крестопоклонной соответствуют облачения, как правило, фиолетового цвета, а Благовещению — голубые. Прямых указаний по поводу цвета облачений нет.Благовещение Пресвятой Богородицы

Вот, например, что думает в этой связи протоиерей Михаил Самохин:

«Накануне Благовещения нет заупокойного поминовения усопших, не поются некоторые великопостные песнопения воскресного всенощного бдения, зато поется величание праздника и читается праздничное Евангелие. Исходя из этого, хотя нет прямого указания устава, можно сделать вывод о том, что Благовещение имеет преимущество перед неделей крестопоклонной. В том числе и в цвете богослужебного облачения. В то же время при отсутствии прямых указаний устава, ответственность за определение таких моментов лежит на отце настоятеле».

Церковные записки: что и когда заказать

Обычно записки о здравии или упокоении с именами подаются накануне праздника, вечером. Но принимают их и утром, до начала литургии. Кроме обычных записок, можно подавать также имена на молебны (чтимым святым, благодарственные, о путешествующих и другие), однако, как правило, в день праздника они не совершаются, так что записка, скорее всего, будет принята на другой день.

Церковные записки

Церковные записки о здравии и о упокоении

Намереваясь заказать сорокоуст (сорокадневное поминовение за литургией с выниманием частиц из просфоры) следует помнить, что полная литургия Великим Постом проходит лишь по субботам и воскресеньям, тогда как в другие дни литургии — следовательно, и вынимания частиц о здравии и упокоении — нет. Поэтому многие подают записки «на Великий Пост», чтобы служители храма просто молитвенно поминали живых и усопших за богослужениями в течение всех седмиц Четыредесятницы.

Как проходит служба по порядку

Так как по традиции богослужебный день начинается накануне вечером, то первая служба праздника состоится в субботу 6 апреля. Длится Всенощное бдение будет несколько дольше обычного из-за совмещения праздника с Крестопоклонной Неделей.

Утром 7 апреля начнется литургия, продолжительность которой обычная, около 2 часов. Когда заканчивается богослужение, зависит от времени его начала и количества причастников.

6 апреля: вечерняя служба перед Благовещением – Всенощное бдение

Оно состоит из последовательно совершаемых Вечерни, Утрени и службы Первого Часа.

Полиелейная или славословная?

Иногда часто ходящие в храм христиане задают этот вопрос, имея ввиду, будет ли совершен на Благовещение полиелей с помазанием верующих маслом, или служба будет славословной, то есть без помазания. Хотя Благовещение может приходиться на разные дни, накануне его, как правило, совершается полиелей. Исключение здесь составляет только так называемая Кириопасха — совпадение Воскресения Христова и Благовещения. В этом случае полиелея нет.

Будут ли читать молитву Ефрема Сирина?

Молитву св Ефрема Сирина читают, когда Благовещение приходится на будние дни седмицы. В субботу и воскресенье в храме молитва не звучит, так как в эти дни коленопреклоненных молитв обычно не бывает.

Вечерня

Перед ее началом священник в алтаре переносит Крест с жертвенника на престол. Это действие не видно прихожанам, однако, те, кто пришел на службу заранее, должны стоять с благоговением, молясь Господу, понимая, что совершается священнодействие.

Как и на всякий великий праздник, в конце вечерни духовенство торжественно выйдет из алтаря: это лития, особые молитвы о верующих и обо всей Церкви, которые по Уставу должны совершаться в притворе храма. После литии (не путайте с заупокойной) будет совершено освящение хлебов — на Утрене этот хлеб дают верующим.

Утреня

В начале ее, как и на любом всенощном бдении, при погашенных светильниках прозвучит Шестопсалмие. Затем, после кафизмы из Псалтири и ектении, будет совершено чтение Евангелия, а вслед за этим чтение канонов праздника.

  • Нюанс всенощного бдения Крестопоклонной недели: полиелей совершается в алтаре, а помазание освященным маслом совершается в конце службы, после выноса Креста
Какой канон читают?

Его составил в VIII в. митрополит Феофан Никейский. Это как бы беседа Богородицы и Архангела Гавриила, поэтому каждая строфа начинается со слов «Богородица рече…», «Ангел рече…», поэтому канон читают традиционно два чтеца. В 2024 г. особенностью богослужения будет соединение этого канона с двумя другими:

  • воскресным, так как праздник выпадает на воскресенье;
  • каноном Кресту, так как день является Крестопоклонной Неделей.

Вынесут Крест

Это произойдет в конце Утрени, в конце Великого Славословия. Крест поместят на аналое, где он останется в течение всей следующей седмицы. После этого будет совершено поклонение Распятию: духовенство и все прихожане совершают три земных поклона, при пении хора:

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко…»

Когда вставать на колени?

Традиционно — при выносе Креста. Кроме того, при общем поклонении Распятию также совершаются поклоны.

Что читают: краткое толкование

На Утрени звучит Евангелие, посвященное встрече Богородицы и прав. Елисаветы. После Благовещения Матерь Божия отправилась св. Елисавете, своей родственнице, которая, как сказал Марии Архангел, несмотря на то, что была престарелой, ожидала рождения сына — св. Иоанна Предтечи. Евангелист Лука рассказывает нам, как, едва Мария приветствовала Елисавету, младенец «взыграл от радости», а прав. Елисавета, исполнившись пророческого духа, исповедала Марию «Матерью Господа». Видя это чудо, Матерь Божия, тоже по вдохновению свыше, произнесла величание и глубокую благодарность Создателю. Ныне эта «Песнь Богородицы» звучит за каждым всенощным бдением, но по-особому — именно накануне Благовещения.

Что поют

Особые песнопения праздника:

  • в тропаре этот день именуется началом спасения: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю»;
  • кондак Благовещения хорошо известен практически всем, кто регулярно молится, он прославляет Матерь Божию как Заступницу христиан: «Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная»

Событие праздника прославляется в посвященных ему стихирах, своего рода толковании Евангелия дня. Вот, например, почти цитата из Евангельского текста:

«В шестый месяц Архистратиг послан бысть / к Тебе, Деве и Чистей, / возвестити Тебе слово спасения, / вкупе же и звати Тебе: / радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, / родиши Сына Превечнаго из Отца, / и спасет люди Своя от грех их…»

7 апреля, утро: Литургия Василия Великого

Литургия Василия Великого в 2024 году совершается, так как праздник приходится на воскресный день. Когда же Благовещение бывает в другие дни, может служиться литургия Иоанна Златоуста в соединении с Вечерней, а накануне праздника обязательно проходит литургия Преждеосвященных Даров.

Апостол дня: толкование

На литургии будет звучать отрывок из Послания Апостола Павла к Евреям. Он посвящен Христу как Человеку, который принял на себя плоть и кровь, чтобы «смертью лишить силу имеющего державу смерти, то есть диавола», избавить людей от рабства греху. Слушая этот отрывок, вспомним о том, что это «восприятие плоти и крови» произошло благодаря Матери Божией, смиренно принявшей волю Создателя.

Евангелие дня: толкование

Это отрывок из 1 главы Евангелия от Луки — и единственный Евангельский рассказ о событии Благовещения. Мы слышим слова Архангела Гавриила, возвещающего волю Божию Марии, узнаем о Ее недоумении — как можно зачать Сына, не зная мужа? А потом звучат Ее слова:

«Се, раба Господня…».

И наше спасение совершается — в мир приходит Христос.

Как поклониться иконе праздника

Православные поклоняются не иконе, а Первообразу — т.е. Божией матери. Икона полагается на аналой накануне праздника, а останется там — до 8 апреля включительно. Этот день — Собор Архангела Гавриила — единственный день попразднства Благовещения.Икона Благовещения

На праздничной иконе изображаются всегда Мария и Архангел, несущий Ей весть о Рождении Спасителя. Иногда Марию пишут стоящей, иногда — сидящей как бы на престоле, ведь Она, Матерь Господа — Царица.

Подходя к иконе, совершают поясной поклон. Некоторые также кланяются земным поклоном, что, хотя и говорит о благочестии и любви к Богородице, не совсем верно: по Уставу такие поклоны не положены на великие праздники даже Великим Постом. После поклона и крестного знамения образ целуют, обычно прикладываясь к его нижней части: прикасаться губами к ликам не принято. Затем, после крестного знамения и еще одного поклона, отходят.

Неделя после Благовещения

В 2024 г. эта седмица будет Крестопоклонной — в понедельник, среду, пятницу будет совершен чин поклонения Кресту по подобию того, что проходил на всенощном бдении воскресенья. Понедельник седмицы будет также единственным днем попразднства Благовещения — это Собор Архангела Гавриила. Утром этого дня будет совершено отдание праздника.

В наши дни в интернете можно встретить также всевозможные рассказы о «днях благословения», когда «совершенно необходимо» рассылать благопожелания как можно большему количеству людей. Ни к православию, ни вообще к христианству эта «традиция» отношения не имеет.

О чем и как молиться дома 7 апреля

В наши дни существуют тексты богослужений «по чину мирян». Такую службу может совершить всякий крещенный христианин дома, если нет возможности по каким-либо причинам (болезнь, работа) посетить праздничные богослужения.

Конечно, есть и другие варианты молитв в этот праздничный день и накануне. Особых уставных требований к келейным молитвам нет, ведь еще в первые века Церкви святые отцы говорили, что «келия устава не имать». Вполне возможно, например, дома, помимо богослужений «мирским чином» и праздничных тропарей, кондаков:

  • читать накануне праздника и в сам его день молитву св. Ефрема Сирина, хотя она и не звучит в храме;
  • в субботу помянуть усопших сродников на домашней молитве, прочитав 17 кафизму Псалтири.

Многие в день праздника читают так называемое Богородичное правило — молитву «Богородице Дево радуйся…», которая может  произноситься, например, 40 раз или даже больше.

«На Руси был обычай…»: интересные факты

Среди народных традиций дня можно выделить:

  • запрет на работу; наши предки старались провести праздник в храме;
  • обычай выпускать птиц — до 1917 г. по всей стране накануне праздника даже работали целые «птичьи базары», где продавали пернатых специально для того, чтобы в день праздника люди их выпустили на волю;
  • традиция выпекать постное печенье в виде птичек; она уходит корнями в языческое прошлое, когда в марте — начале апреля «закликали весну», которую несли перелетные птицы; те же корни имел и обычай сжигать старые вещи, солому — также привлекая весну и провожая зиму.

Значение праздника для православных

Что же для нас Благовещение? Праздник не только милости Божией к роду людскому, но и надежды — нашей надежды на то, что, как бы ни был немощен человек, как бы ни падал он во грех — Бог верит в человечество и в каждого из нас. Будь мир безнадежен — Он не пришел бы, чтобы его спасти. Поэтому, по слову митрополита Антония Сурожского, «мы обязаны верить в себя, потому что Бог в нас верит. Мы обязаны искать в себе то, что Божие, — не только то, что Ему принадлежит; все Ему принадлежит по праву, — но искать в себе все то, что нас делает родными Ему, сродняет с Ним, уподобляет нас Ему, делает нас на Него похожими».

Наталия Сазонова

Последование

Для тех, кто любит следить за ходом богослужения по текстам, прилагаем PDF файл с последованием совмещенной службы, размещенный на сайте https://Последование.РФ

Неде́ля третья Вели́кого поста, Крестопокло́нная.Благове́щение Пресвято́й Богоро́дицы.

Рекомендуем скачать файл на телефон, поделитесь с друзьями: с текстом перед глазами служба проходит намного легче, ярче, а главное — осмысленнее.

Молитва дня для чтения дома

Приими́, Всеблагомо́щная, Пречи́стая Госпоже́ Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры, Тебе́ еди́ной прикла́дныя от на́с, недосто́йных рабо́в Твои́х, от все́х родо́в избра́нная, все́х тва́рей небе́сных и земны́х вы́шшая я́вльшаяся. Поне́же бо Тебе́ ра́ди бы́сть Госпо́дь си́л с на́ми, и Тобо́ю Сы́на Бо́жия позна́хом, и сподо́бихомся Свята́го Те́ла Его́ и Пречи́стыя Кро́ве Его́. Те́мже блаже́нна еси́ в ро́дех родо́в, Богоблаже́нная, Херуви́мов светле́йши и Серафи́мов честне́йши су́щая. И ны́не, Всепе́тая Пресвята́я Богоро́дице, не преста́й моля́щися о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, е́же изба́витися на́м от вся́каго сове́та лука́ваго и от вся́каго обстоя́ния: и сохрани́тися на́м неврежде́нным от вся́каго ядови́таго прило́га диа́вольскаго. Но да́же до конца́ моли́твами Твои́ми неосужде́нных на́с соблюди́: я́ко да Твои́м заступле́нием и по́мощию спаса́еми, сла́ву, хвалу́, благодаре́ние и поклоне́ние за вся́ в Тро́ице Еди́ному Бо́гу и все́х Созда́телю возсыла́ем, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь

Из проповеди современного священника

Евфимий (Максименко), епископ Усманский:

«…Се раба Господня», – произнесла Божия Матерь в ответ на весть архангела Гавриила, явив пример полной преданности воли Божией. Это сейчас мы знаем, что Ангел открыл Иосифу непорочность Девы Марии, и он с любовью оберегал и хранил Ее. Но тогда, дав смиренное согласие свершиться невероятному чуду, превосходящему всякое человеческое разумение, Пречистая Дева пребывала в неизвестности, как поступит праведный Иосиф, узнав, что она непраздна. И может ли Она выдать ему Тайну Боговоплощения? Да и поверит ли он Ей? Ведь по иудейскому закону жену, зачавшую не от мужа, ожидало позорное и страшное побиение камнями. Но Она твердо и спокойно произносит: «се раба Господня…» и открывает всем нам надежду спасения, надежду примирения с Богом.

Только последуем ли мы Ее самоотверженности и сможем ли подобно Чистой Отроковице так же принять все обстоятельства жизни как всеблагую волю Божию о нас? Или сойдем с пути спасения, поддавшись малодушному сомнению, а есть в наших скорбях благой Промысл Бога и Его милосердие?

Один подвижник сказал: «Воля Божия совершается там, где человек старается следовать ей». Мы же в обиходе зачастую называем «волей Божией» плачевные следствия своих неприглядных поступков, тем самым оправдывая себя. Но воля Божия не проявляется в злых делах человека, которые он совершает по собственной воле. Воля Божия состоит в том, чтобы все спаслись, поэтому Господь как любящий Отец и зло направляет во благо. Святитель Василий Великий видит сущность зла в ложном, греховном и неразумном самоопределении человека, противополагающего свою свободу воли воле Божественной, а через это – в удалении от Бога, истинного Блага христиан.

Господь не связывает волю человека, но попускает ему свободно избирать: быть рабом Божиим или рабом греха. В то же время Господь не оставляет совершенно человека, возвращая его разными обстоятельствами жизни на путь спасения. Таких примеров действия Промысла Божия множество – и в нашей личной жизни, и в жизни народов, и в истории целого человечества. Мы называем их чудесами. Величайшее чудо домостроительства Божия о нашем спасении открывается нам в празднике Благовещения.

А еще этот праздник учит нас, как должно отзываться благодарное сердце на призыв Божественной любви. Благой пример следования воли Божией подала нам сама Божия Матерь. Благодаря Ее самоотверженности и духовному благородству наступило начало нашего спасения. «Днесь спасения нашего главизна», – поется в тропаре праздника.

Поздравляю вас, дорогие, с Благовещением Пресвятой Богородицы и пусть Ее покров пребывает над всеми вами».

Поздравления

Что говорить близкому человеку, знакомому, поздравляя его с праздником?

Вот некоторые варианты:

  1. «От души поздравляю со светлым праздником Благовещения. Мира, счастья, любви и всех благ в вашей жизни!»
  2. «Желаю ощутить душевную теплоту, счастье, воодушевление, подъём сил, тихую радость и умиротворение в этот светлый праздник. И пусть эти чувства останутся в Вашей жизни. С Благовещением!»
  3. «Ясных солнечных дней, доброго, тихого света, неизреченной радости, земных благ и душевного тепла желаю в чистый праздник Благовещения!»

 

 

 

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

2 thoughts on “Благовещение Пресвятой Богородицы: что читают и поют в храме на Литургии и Всенощном бдении”

    1. Во славу Божию! Благодарим вас, Надежда, за то, что нашли время и оставили отзыв. Это мотивирует редколлегию сайта «Православие сегодня» создавать новые статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Обрезание Господне: именины Иисуса Христа празднуют православные христиане 14 январяОбрезание Господне: именины Иисуса Христа празднуют православные христиане 14 января

0 Comments
14 января - православный праздник Обрезание Господне: как отметить

14 января — день, известный большинству жителей России под названием «старого Нового года» на самом деле соединяет два православных празднования. Одно из них посвящено свт. Василию Великому, другое – Евангельскому событию Обрезания Господня. Что отмечают Про День святого Василия мы написали статью: «Все про Васильев

Праздники

Поклонение честны́м веригам апостола Петра — что празднуют православныеПоклонение честны́м веригам апостола Петра — что празднуют православные

0 Comments
Поклонение веригам Апостола Петра - Церковный праздник 29 января

«…И цепи упали с рук его». Так св. Лука рассказывает в «Деяниях Апостолов» о том, как Ангел освободил св. Петра из тюрьмы. 29 января Церковь празднует Поклонение честны́м веригам апостола — день, который напоминает нам о первых годах проповеди учеников Христовых. Но не только об

Праздники

14 февраля — Трифонов день, или Кто назначил святого покровителем охотников и рыбаков14 февраля — Трифонов день, или Кто назначил святого покровителем охотников и рыбаков

0 Comments
День святого Трифона -14 февраля

Есть событие для православной России значительное и замечательное (при этом без всяких маркетинговых штучек) — День памяти святого Трифона Апамейского, который приходится на 14 февраля. Но все отнюдь не просто… Святой Трифон на Руси На Руси почитание стало распространяться после истории «О царском сокольничем», произошедшей

Праздники

29 августа — Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте29 августа — Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте

3 комментария
Ореховый Спас

После «летней Пасхи», Успения, в храмах немноголюдно. Спас, именуемый в народе Ореховым или Хлебным, не относится к числу «великих» (особенно значимых), хотя посвящен иконе, которая сама по себе – истинное чудо. Когда празднуют Третий Спас Третий, Ореховый Спас Церковь празднует на другой день после торжества

Праздники

Праздник Красная горка – православный?Праздник Красная горка – православный?

0 Comments
Красная горка

«Сочтемся весной на бревнах, на Красной веселой горке». «Красная горка – сватать спорко». Эти и другие поговорки посвящены древнему празднику, который приходился в одних местностях дореволюционной России на первый воскресный день после Пасхи, в других же Красной горкой именовали вообще всю седмицу, которая начиналась с

Праздники