------------------- Что делать с вербой после Вербного воскресенья сколько хранить
Православие сегодня Праздники Когда и зачем освящают вербы на самом деле?

Когда и зачем освящают вербы на самом деле?

0 Comments
Что делать с вербой после Вербного воскресенья сколько хранить

Праздник Входа Господня в Иерусалим – один из дней церковного года, когда храмы по-настоящему полны. Ведь здесь не только постоянные прихожане, но и те, кто в течение всего года на богослужения не ходит вовсе – однако обязательно заходит «освятить вербу». Почему? Так надо. От дедов повелось, на счастье, удачу… Ну а зачем же освящают вербы на самом деле?

Вербу святят в храме

Согласно церковному Уставу, освящение верб должно происходить только накануне праздника, вечером. Однако, по множеству народа и ввиду большого количества людей, уверенных, что вербы святят лишь праздничным утром Вербного воскресенья, чин освящения на практике проходит дважды.

Когда освящают вербы

Освящение верб. Фото пресс-службы Тверской епархии

1. На Всенощной в субботу

Согласно чину совершения богослужения, освящение проходит после чтения Евангелия за вечерним богослужением накануне праздника в честь Входа Господня в Иерусалим.

2. И после Литургии в воскресенье

Это очень короткое чинопоследование повторяется также на другой день – по окончании литургии. Есть храмы, где иереи окропляют вербы у каждого, кто подходит, чтобы приложиться ко кресту в завершение богослужения, есть и практика, когда священник обходит храм по кругу и кропит принесенные «ваия».

Когда освящать вербы

Освящение верб по окончании праздничной литургии в Вербное воскресенье. Фото пресс-службы Ижевской епархии

Когда и где срезать

Это не имеет особого значения. Обычно отправляются:

  • рвать веточки в лес, на приусадебный участок, на дачу, если там есть вербы;
  • на ближайший рынок – чтобы купить их у тех, кто накануне праздника набрал «ваий» «в промышленных масштабах».

Ива и верба: как различить

Вопрос обретает актуальность лишь в год «поздней» Пасхи. Ведь когда «праздник праздников» приходится, например, на начало апреля, ива в это время попросту еще не цветет, она распускается позже вербы. Другое дело – если последние дни Великого Поста приходятся на конец апреля – начало мая. В этом случае цвести могут и верба, и ива. Это похожие, но все же разные деревья. Они отличаются:

  • видом самих цветов – ивовые «сережки» желтые, верба имеет серые соцветия, которые становятся ярко-желтыми лишь на пике цветения;
  • цвет ветвей у ивы – сероватый, а у верб – ближе к красному.

    Ива и Верба: как различить

    Ива и верба: в чем различие

Верба — символ Входа Господня в Иерусалим

Прежде всего, традиция освящать именно ее – плод глубокого благочестия и веры наших предков. Как хорошо известно из Евангелия, входящего во Иерусалим Господа народ встречал, конечно, не вербами, а ветвями пальм, которыми принято было приветствовать царей – ведь именно грядущим царем земным считали Иисуса иудеи: ведь накануне Он сотворил поразительное чудо, воскрешение Лазаря, уже четвертый день бывшего в гробу. А это, думали иудеи, конечно, зримое свидетельство того, что Иисус – Царь иудейский.

Конечно, пальмы на Руси не росли и не растут. И, зная, Евангельскую историю, наши предки нашли другой символ – не царской власти, но вещи более важной – Воскресения, Лазарева и будущего – всеобщего, когда в обновленных телах возродятся к жизни все «от века скончавшиеся». Этот символ – как ее называют, «Лазарь растительного мира», удивительное древо, зацветающее, когда везде еще лежит снег, а потому именно верба как нельзя точнее отражает содержание праздника, именно ее ветви приносят ко храму для освящения.

Нет сомнений, что это благочестивое намерение людей было принято Господом – и ныне православные получают по вере своей: ведь, по воле Божией, верба цветет еще раз в году. Глубокой зимой, когда никакое цветение невозможно, 4 декабря, на Введение во Храм Богородицы, около полуночи, удивительное древо зацветает – лишь на несколько минут, но многие успевают в этот момент сорвать веточку – зримое свидетельство того, что «Бог, идеже хощет, побеждается естества чин».

Верба на Введение

Зимнее чудо: распускается верба в декабре на праздник Введение Богородицы во храм

Что значит освящение

Это особое богослужебное священнодействие, во время которого на Божие творение – ветви вербы – низводится особая Благодать. Вопрос о том, Таинство это или обряд, по мнению многих современных богословов, лишен смысла: деление священнодействий на «Таинства» и «просто обряды» было неизвестно древней Церкви, оно появилось не ранее XVII в., с нарастанием секуляризации культуры, когда начали говорить об «обряде» как «оболочке» богослужебных действий отдельно от их таинственного содержания. На самом деле всякое освящение мира и его вещей Господом, конечно, непостижимая тайна.

По слову прп. Максима Исповедника, «весь духовный мир таинственно представлен в символических образах в мире чувственном для тех, кто имеет очи видеть».

Освященная верба не христианская святыня, подобная по сакральности, например, антидору или просфоре, но она, как причастная святости Царства Небесного через окропление святой водой, благоговейно хранится близ икон.

Молитва на освящение вербы

Вот ее текст, произносимый священником:

«Господи, Боже наш, седяй на Херувимех, возставивый силу и пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом и погребением и Воскресением Своим, Егоже ныне пришедше во Иерусалим на вольную страсть, людие, седящии во тьме и сени смертней, приемше зна́мения победы — ветви древе́с и ва́ий, финик, Воскресение предвозвестиша.

Сам, Владыко, и нас, по подражанию о́нем в предпразднственный сей день ваия, и ветви древе́с в руках носящих, соблюди, и якоже о́нии народи и дети, осанна Тебе приносящих, сохрани, яко да и мы в песнех и пениих духовных сподобимся достигнути животворящаго и тридневнаго Воскресения, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и

Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»

Как совершают освящение в храме

Чин, проводится ли он во время всенощного бдения, или после литургии – очень короткий. Он состоит из:

  • крестообразного каждения верб ладаном, которое совершает священник;
  • молитвы;
  • окропления «ваий» святой водой.

    Шестая неделя Великого поста -седмица ваий

    Неделя Шестая Великого поста — Ваий. Фото пресс-службы Ижевской епархии

Домашнее освящение

В период пандемии, в 2020 г., по благословению Патриарха был утвержден следующий чин освящения верб по чину мирян, который совершался, если не было возможности посетить богослужение праздника:

  • «пропеть (прочитать) тропарь праздника Входа Господня в Иерусалим:

«О́бщее воскресе́ние / пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я, / из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. / Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, / Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м: / оса́нна в вы́шних, / благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне»,

  • затем трижды окропить вербы святой водой со словами:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Стоит сказать, что такой чин – не позволение вообще не посещать церковь в день праздника, но уступка необходимости, дабы не оставить людей без святыни. Можно применять его и в наши дни, если церковь находится далеко, прийти на службу препятствует болезнь или иные уважительные обстоятельства.

Но, конечно, при возможности христианин, конечно, приходит в церковь, чтобы принять участие в общей молитве и принять святыню от священника.

Сколько хранить вербу после праздника и что с ней  делать потом?

По благочестивой традиции, веточки хранятся до следующего Вербного Воскресенья, то есть около года. Некоторые же хранят веточки до следующей Пасхи. Конечно, вербы лучше держать близ икон, следить, чтобы они не пылились. А чтобы не рассыпались – лишний раз не трогать веточки.

Когда святят вербу

Веточки верб к освящению готовы!

Что делать с прошлогодней вербой?

Ее можно:

  • сжечь в печи, если вы живете в частном доме с печным отоплением;
  • отнести в непопираемое ногами место – например, в лес;
  • пустить по воде, например, бросить в реку.

Иногда освященные «вайи» ставят в воду, и тогда может получиться, что верба дала корни. Такую вербу можно пересадить в цветочный горшок, а, когда станет тепло, высадить на приусадебном участке или на даче.

Традиция освящения и другие интересные факты

  • Первые упоминания о праздновании относятся уже к IV в. С этого времени известна и традиция шествий с пальмовыми ветвями – ваиями, которые раздавались людям после особой молитвы их освящения, после всенощного бдения.
  • Сама традиция, вероятно, родилась в Иерусалиме, а отсюда распространилась по другим христианским странам, включая Русь, где пальмовые ветви были заменены вербой.
  • В Москве процессия с вайями именовалась «Шествием на осляти», где всю процессию возглавлял восседающий на коне Патриарх – он как бы представлял Христа. В поводу патриаршего коня обычно вел царь, смиряя земную власть перед небесной. За ними на особой телеге везли целое дерево вербы – его украшали плоды: орехи, фрукты. Все это после литургии раздавалось участникам шествия.
  • С развитием секуляризации культуры верба «Шествия на осляти» стала украшаться не земными плодами, а их имитацией – стеклянными или бумажными яблоками, так что скорее стала напоминать нынешнюю новогоднюю елку.
  • Процессии в Неделю Ваий прекратились в конце XVII в., когда Петр I отказался принимать участие в Шествии на осляти, видя в этом унижение его земной власти.

Готовимся к воскресному богослужению: разбор Евангелия и Апостола. Присоединяйтесь к нашему ТГ-каналу

Суеверия

Традиций, связанных с вербой, было немало: ею, например, слегка хлестали домашних и даже скотину – ради здоровья. В иных селах вербой благословляли пасхальные куличи – чтобы они были пышными и румяными. Была также традиция собирать цветы освященной вербы «на смерть», чтобы потом положить их во гроб. Были и чисто языческие суеверия: к примеру, многие полагали, что освященную вербу никак нельзя сажать на участке (если она дала корни), ведь это дерево, связанное с потусторонним миром, якобы призовет смерть на дом.

Ну а ныне  основное заблуждение – массовое представление о том, что верба – самое главное на празднике, а ее освящение – смысловой центр празднования. На самом деле, даже с учетом глубокой символики вербы, сам праздник – переживание Входа Господня в Иерусалим, радость о Боге смешанная со скорбью о Его грядущих страданиях за наши грехи. Все это забывают – или просто на хотят знать – люди, судорожно пробивающиеся через толпу, чтобы на их вербочку «обязательно попала святая вода».

Вспомним же, что верба – символ воскресения. Подумаем и о тех, кто встречал Господа пальмовыми ветвями и словами «Осанна Сыну Давидову», а через несколько дней – кричал: «Распни Его». И не будем сводить праздник к освящению верб – но, даже если впервые переступаем порог храма, постараемся вникнуть в его истинный смысл. И, может быть, это станет началом пути к Богу.

Наталия Сазонова

Священники об освящение верб

Протоиерей Александр Авдюгин:

«Наверное, каждому священнику ни один раз приходилось выслушивать по телефону просьбу: «пару веточек оставить». Спрашиваешь, а чего сам-то в храм Божий субботним вечером накануне праздника не заглянешь, или утром в воскресенье? В ответ стандартное объяснение, с Евангелия известное: быков купил, жену привел, на торжище надобно. Некогда…

Вот это «некогда» и привело к тому, что вместо веры – суеверие, что из-за отсутствия горнего в душе, земная ветка, пусть даже красивого дерева — вербы, стала главней входящего в Иерусалим и в нашу жизнь Христа.

Церковь многие добрые народные обычаи ввела в свой обряд, она заменила их языческое наполнение, на добрые, человеколюбивые образы и понимания. Иначе и быть не могло, душа то наша по природе своей христианка, но чтобы лукавый не привнес в нее разлад, нужно все же помнить и понять, что вербное воскресение, это Вход Господень в Иерусалим, а не высокотехнологический процесс превращения обыкновенных веток в «святые» идолы.
Поймем, и небесное соединиться с земным.
Поймем, и сможет увидеть «горних ангелов полет».
Поймем, и уже, даже через печальную Страстную седмицу увидим зарю Христова Воскресения.

С праздником Входа Господа нашего в Иерусалим!»

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Время освящения куличей и яиц. Три возможности+ещё однаВремя освящения куличей и яиц. Три возможности+ещё одна

0 Comments
Когда освящают куличи на Пасху

Без кулича издревле не обходится пасхальная трапеза, и, конечно, благочестивые христиане стараются принести его в храм, чтобы освятить. Когда и как это лучше сделать? 1. Утро Великой субботы Как правило – не совсем утро, скорее, ближе к полудню, когда оканчивается литургия. В Великую Субботу эта

Праздники

Когда Васильев день, или Экстремальные приёмы встречи старого Нового года, который наступит в ночь с 13 на 14 январяКогда Васильев день, или Экстремальные приёмы встречи старого Нового года, который наступит в ночь с 13 на 14 января

0 Comments
Васльев день или старый Новый год

Сейчас Васильев день известен абсолютному большинству жителей страны под удивительным для непосвященного названием «старый Новый год». Такое сочетание несочетаемого появилось после 1918 г., когда Россия перешла на так называемый григорианский календарь, так что новолетие, ранее отмечавшееся 1 января, стало приходиться на 14 число месяца и…

Праздники

«Смерть перестала быть катастрофой» — значение и смысл праздника Успения Пресвятой Богородицы«Смерть перестала быть катастрофой» — значение и смысл праздника Успения Пресвятой Богородицы

0 Comments
Праздник Успения Пресвятой Богородицы

Возможно, нигде во всем христианском мире не было столько церквей, притом – соборных, в честь этого события, нигде праздник Успения Пресвятой Богородицы не отмечался столь торжественно. Наши предки со всей остротой чувствовали значение этого события – празднование которого, однако – одно из самых «молодых», утвердившееся

Праздники

1 августа — 121 год со дня обретения мощей прп. Серафима Саровского и причисления его к лику святых: как это было+программа празднования в Дивеево1 августа — 121 год со дня обретения мощей прп. Серафима Саровского и причисления его к лику святых: как это было+программа празднования в Дивеево

0 Comments
1 августа - День Серафима Саровского: обретение мощей

1 августа — день памяти преподобного Серафима Саровского, особо чтимый многими христианами России – одновременно и годовщина прославления одного из любимейших русских святых, которое совершилось в 1903 г., и память о перенесении его мощей в Дивеевский монастырь, оно тоже приходится на 1 августа – но

Праздники

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в 944 году: как это было и что значитПеренесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в 944 году: как это было и что значит

0 Comments
Праздник в честь Спаса Нерукотворного

29 августа Церковь чтит изображение Иисуса Христа, которое ныне (как и в древности) на знаменах русского воинства. Что празднуют верующие и что значит — в авторской статье религиоведа, профессора Томского госуниверситета Наталии Ивановны Сазоновой. На следующий день после великого праздника Успения Матери Божией, людей в

Праздники