Основа изображений, посвященных воскрешению Лазаря– конечно, евангельский текст, древние иконы. Однако живописцы Возрождения, Нового времени, нередко вносили «дополнения» от своего ума, противоречащие как Евангелию, так исторической реальности I в.
Воскрешение Лазаря. Роспись в катакомбах
Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина, Рим. 2-я пол. III — 1-я пол. IV в.
Караваджо
На картине итальянца Караваджо (XVII в.) хорошо показано смятение, охватившее свидетелей чуда: мятущаяся толпа людей, Лазарь, которого несут несколько человек.
При этом он практически обнажен, как многие участники событий – подобная трактовка, конечно, показалась бы древним иудеям, считавшим обнажение тела позором, оскорбительной. Однако художники Нового времени – большие поклонники телесности, пусть даже если это наносит ущерб исторической реальности, да вообще религиозному благочестию.
Рембрандт
На его картине (1630 г.) преобладают темные, любимые художником, тона. Гроб Лазаря показан как саркофаг, привычный европейцу – на самом деле это была пещера.
Ван Гог
А вот картина мэтра постимпрессионизма уже требует особых пояснений: на ней даже нет Христа. В пещеру гроба заглядывают его сестры, одетые скорее по моде XIX в. Впрочем, Ван Гог не ставил целью передать историческое событие – но лишь общее ощущение от него, которое хорошо угадывается в пронизывающем картину золотистом свете, позах женщин, их лицах, на которых смешались удивление с радостью.
Нестеров
Его произведение, хотя написанное по канонам академической живописи, наиболее близко к иконе: мы видим узнаваемые образы Христа, сестер Лазаря, самого праведника, обвитого пеленами. Стиль работы художника понятен: сохранившийся эскиз предназначался для храма блгв. Александра Невского города Абастумани (Грузия)
Читайте также: История и традиции Лазаревой субботы