------------------- Дмитрий Донской - русский святой, благоверный Князь
Православие сегодня Жития в фактах Кто такой Дмитрий Донской, чем прославился, почему стал святым через 600 лет

Кто такой Дмитрий Донской, чем прославился, почему стал святым через 600 лет

0 Comments
Дмитрий Донской - русский святой, благоверный Князь

673 года назад, 12 октября, родился Дмитрий Донской. Он прожил короткую жизнь, всего 39 лет, родившись в 1350 и окончив земной путь в 1389 году.  30 лет, с 1359 г., он был великим князем Московским – выиграл знаменитую Куликовскую битву с монголами, стал объединителем Руси. А вот канонизирован он спустя более 600 лет после смерти. Главный из дней его памяти – 1 июня, или 19 мая старого стиля. Это – день преставления.

Кратко о главном в интересных фактах

  1. Иногда можно услышать вопросы, какова «настоящая фамилия» великого князя. Как таковой фамилии в современном понимании у князей Московских не было. Все они именовались Рюриковичами, но это – скорее отчество, говорящее, что род восходит к скандинавскому конунгу Рюрику.
  2. Современники святого – свт. Алексий Московский и прп. Сергий Радонежский. А его духовником в последние годы жизни был племянник преподобного – прп. Феодор Симоновский.
  3. Димитрий стал князем Московским всего 9 лет от роду, после смерти отца.
  4. Димитрий Донской знаменит как победитель татар в Куликовской битве 1380 г. Менее известно, что великий князь знал и тяжелые поражения. Самым серьезным было сожжение Москвы ордынским ханом Тохтамышем в 1382 г., когда пришлось возобновить выплату дани.
  5. Прозвище «Донской», по мнению многих современных историков – позднее. И еще в XVI в. так называли не только Димитрия Ивановича, но и князя Владимира Андреевича Серпуховского, сыгравшего видную роль в Куликовском сражении.
  6. Димитрий Иванович стал, пожалуй, первым русским князем, нарушившим традицию – перед кончиной принимать монашество.
  7. Значительную часть правления великий князь имел непростые отношения с Русской Церковью ввиду своего желания посадить на престол Русской митрополии своего духовника, священника Михаила. Этому противились епископы и другие духовные лидеры, включая прп. Сергия Радонежского.
  8. Церковь неоднозначно относилась к канонизации великого князя в течение нескольких столетий. Его прославление как святого совершилось только в конце XX в.

Краткая биография

Его короткая жизнь вместила очень многое: горечь утраты близких людей, военные и политические поражения и победы.

Кто такой Дмитрий Донской, чем прославился, почему стал святым через 600 лет

25 октября (н/ст) – день рождения победителя Куликовской битвы, князя Московского и великого князя Владимирского праправнука Александра Невского, правнука Даниила Московского, внука Ивана Калиты, сына Иоанна Красного и великой княгини Александры Дмитрия Донского (1350-1389). С супругой Евдокией (в будущем св. Ефросиния), которая родила князю 12 детей, счастливо в браке прожили 22 года… Сегодня святого благоверного князя чтут как покровителя воинов и отцов

Описание внешности и характера

Вот что говорят о нем современники:

«бяше… сам крепок зело и мужествен, и телом велик и широк, и плечист и чреват вельми, и тяжек собою зело, брадою же и власом черен, и взором же дивен зело».

Существующие изображения великого князя исходят из этого описания. Однако, неизвестны ни его рост, ни детали внешности, хотя и существуют технологии, позволяющие такую историческую реконструкцию Однако, реконструкция внешности великого князя Димитрия не проводилась.

Что до характера правителя, то современники единодушно отмечают его благочестие и твердую веру в Бога – а вот историки говорят, что, судя по действиям князя как политика, вера и благочестие сочетались в нем с решительностью, а иногда и с жестокостью.

Сын своего отца

Димитрий родился в непростой семье московских князей. Эта ветвь Рюриковичей ведет начало от блгв. Даниила, младшего сына блгв. Александра Невского.Кроткий и благочестивый, впоследствии – прославленный как святой, Даниил, однако, одновременно и тот, кто, пусть невольно, «создал» основную проблему московских князей. Так как он скончался раньше старших братьев, его сыновья, по действовавшей тогда системе наследования, утратили права на великокняжеский престол. Именно борьбе за него была посвящена вся деятельность князей московских: отстаивая права на великое княжение, погиб князь Юрий Данилович, его политику продолжал следующий по старшинству брат, Иван, по прозвищу Калита. «Калитой» называли тогда кошелек, и прозвище говорило как о богатствах князя, так и о его щедрости – например, он был всегдашним благодетелем нищих. Именно в его правление:

  • великое княжение на Руси отошло к Москве – а давний соперник, Тверь, была побеждена;
  • дань татарам, которую платили русичи, стала собираться в Москве.

Калиту считали амбициозным, жестким, даже – жестоким, некоторые – даже предателем, не раз «наводившим татар» на русские земли. Но правда и в том, что, пока этот сложный и противоречивый человек оставался великим князем, более 40 лет Русь не знала ни одного татарского набега. Результат этот был обеспечен за счет хороших отношений Ивана Даниловича и Ордынских правителей. Впоследствии Ивану Даниловичу наследовал его сын, Симеон, которого называли Гордым. А по его кончине престол занял другой сын, Иван, отец Димитрия Донского, по прозванию Красный. Есть разные мнения историков о происхождении прозвища – от исключительно «красной» или красивой внешности, или же от времени рождения – на Красную горку, после Пасхи.

Мать Димитрия – Александра Ивановна, из рода бояр Вельяминовых.Уже девяти лет Димитрий потерял отца, который скончался, перед смертью, как было принято у князей, приняв схиму. Мать святого дожила до 1364 г., когда умерла по время эпидемии чумы. К этому времени Димитрию было 14.

Семья: жена Евдокия и дети

Димитрий женился в 1366 г. Как почти все княжеские браки того времени, этот был браком по расчету – политическому. Он знаменовал прекращение противостояния князей Московского и Суздальского, впрочем, оказался счастливым: Димитрий и Евдокия прожили вместе 22 года, у них родилось 12 детей. Среди них наиболее известны ближайшие наследники:

  • старший сын Василий – позже он сменит Димитрия на престоле;
  • Юрий – также станет великим князем Московским.

Все московские князья последующих лет – прямые потомки Димитрия Ивановича. Среди них:

  • внук – Василий Васильевич, великий князь с 1425 по 1462 г.
  • правнук – Иван Васильевич (Иван III), правитель с 1462 по 1505.

Что связывает с Коломной

Здесь родилась семья Димитрия – он и Евдокия венчались в церкви Воскресения Словущего в Коломенском кремле. Отсюда же был любимый духовник Димитрия, «коломенский поп», как называли его летописи, Михаил. Наконец, от стен здешнего Кремля русские полки уходили на Куликово поле.

Правление

Считается, что в первые годы княжеством фактически правили родственники матери Димитрия, бояре Вельяминовы, и, конечно, митрополит Алексий, чья кафедра находилась в Москве. К этому времени Московское княжество постепенно начало считаться лидером среди княжений Руси. Это не нравилось не только ордынским правителям, но и другим русским князьям. Именно поэтому в эти первые годы:

  • «ярлык» на великое княжение ушел в Суздаль, князю Дмитрию Константиновичу;
  • литовский князь Ольгерд арестовал митрополита Алексия, когда он был в Киеве, объезжая подвластные епархии – около года владыка не мог вернуться в Москву.

Московский князь Дмитрий Иванович (начал княжить в Москве)

Считается, что самостоятельное правления юного Димитрия начинается в 1362 г., когда ему, пользуясь очередной междоусобицей в Орде, удалось добиться ярлыка на великое княжение от одного из ханов. Тогда же московские рати изгнали суздальского князя из Владимира – «стольного града» тогдашней Руси.

Внутренняя политика

Хотя даже по меркам тех лет князь считался юным, историки говорят, что уже с первых лет он проявил решительность, утверждая лидерство Москвы на Руси.

Белокаменный Кремль

Строительство каменной крепости взамен прежней, деревянной, стало одним из первых решений молодого князя.Событие могло считаться знаковым: ведь во всей Северо-Восточной Руси каменных крепостей больше не было. Впрочем, по данным современных археологов, «белокаменными» были первоначально наиболее значимые башни и стены – там, где была наибольшая опасность штурма, в случае, например, прихода татар или литовцев.

Первое «боевое крещение» новых стен состоялось уже в 1368 г., когда на Москву напала Литва. Через два года Кремль выдержал еще один литовский натиск.

Известно также, что при князе Димитрии в столице возвели также несколько каменных храмов – в двух монастырях, которые также располагались в Кремле. Однако, ни одна из этих церквей до наших дней не дошла.

Церковная смута

Укрепляя свою власть, Димитрий попытался также подчинить себе Церковь. Безусловно, он глубоко уважал митрополита Алексия, однако, святителю было уже более 85 лет, его силы слабели. Димитрий видел будущим предстоятелем своего духовника, «белого» священника Михаила, которого чаще называли «Митяем». Современники по большей части были настроены более чем скептически, оценивая попытки великого князя «продвинуть» своего ставленника не просто негативно, а даже с сарказмом. Так, когда по кончине свт. Алексия Митяя по велению великого князя «ускоренно» постригли в монахи, тут же поставили во архимандриты, летописец иронично писал: «Иже до обеда белец сый, а по обеде архимандрит, иже до обеда белец сый и мирянин, а по обеде мнихом начальник и старцем старейшина и наставник и учитель и вожь и пастух».

Затея Димитрия не удалась – Митяй, отправленный для рукоположения в Константинополь, умер по дороге. Но это стало лишь началом внутрицерковной смуты, которая продолжалась несколько лет и наложила малоприятный отпечаток на отношения князя с Церковью.

Внешняя политика

Она может быть названа так с большой долей условности. Ведь во времена Димитрия Русь:

  • по сути, не имела государственного суверенитета, будучи частью монгольского государства Золотая Орда;
  • столь же сложно назвать «внешней» (по отношению к Московскому княжеству) или «внутренней политикой» (имея ввиду историческую территорию Руси) взаимоотношения с русскими князьями – Тверским, Суздальским и другими.

Создать единое и независимое государство еще только предстояло, и рождалось оно в многочисленных военных конфликтах, которых в правление князя было существенно больше, чем, например, при его деде, Иване Калите. Например, сравнение политики Ивана Калиты и Дмитрия Донского в отношении Орды показывает, что внук действовал существенно решительнее, и тому есть причина: само монгольское государство теперь находилось в состоянии распада, а это значит, что возрастала его агрессивность в отношении в том числе и Руси. Именно в этом причина военного противодействия Орде, которое выбрал не только Димитрий, но и большинство русских князей.

Организаторский и полководческий талант

Почти все правление князя прошло в непрерывных военных столкновениях:

  • на русские земли претендовал сильный соперник, Великое княжество Литовское, еще в XIII в. захватившее значительную часть земель исторической Руси вплоть до Киева и Смоленска;
  • с другой стороны, Москва боролась с Тверским княжеством;
  • и, конечно, в ситуацию постоянно вмешивалась Орда.

Противники Москвы зачастую объединялись – например, известно, что князь Михаил Тверской, искавший поддержки Орды, также был связан и с Литвой. Поэтому князю Димитрию приходилось противостоять и Орде, и Литве, и Твери сразу. Так, например:

  • в 1372 г. Димитрию удалось разрушить союз Литвы и Твери, заключив соглашение, по которому литовцы обязались не вмешиваться в боевые действия между Москвой и Тверью; князь Михаил Тверской теперь искал мира с Димитрием;
  • но в 1375 г. тверской правитель мирный договор разорвал, добился ярлыка на великое княжение в Орде – и вновь началась война.

Поход против Твери

Он состоялся в том же 1375 г., причем в нем участвовали многие русские князья, недовольные амбициями Михаила Тверского и изрядно уставшие от постоянных междоусобиц. К тому же Орда, преодолевшая внутренние противоречия, теперь объединилась под руководством нового хана, Мамая – и можно было ожидать похода на русские земли, а противостоять врагу можно было только объединившись. Именно поэтому засевший в осажденной Твери князь Михаил Александрович оказался, по сути, в политической изоляции, так что в итоге согласился признать себя «молодшим братом» московского князя.

Раскаты грозы

Между тем, для русских князей становилось все более очевидно, что приходит время выйти из ордынской зависимости, тем более, что слабеющая «империя» становилась все более непредсказуемой, раздираемой смутами.

  • В 1374 г., за год до Тверского похода, по инициативе князя Димитрия Русь прекратила выплату дани.
  • В 1377 г. русские войска предприняли атаку на город Болгар, принадлежавший Орде: его правители были унизительным образом обложены данью в пользу… данников «великого хана», русских князей. Правда, в том же году русские войска потерпели поражение на реке Пьяна.
  • Но уже в 1378 г. татары были разбиты у р. Вожа; становилось ясно, что не избежать большого похода на Русь.

Куликовская битва

На сегодняшний день существует День воинской славы, 21 сентября, установленный в честь памятного сражения. Однако, историки до настоящего времени сомневаются в достоверности источников, которые о нем повествуют: самый ранний из них, «Задонщина», относится только к XVI в., тогда как упоминаний о сражении в более ранних источниках не обнаружено. Кроме того, подвергаются сомнению:

  • место сражения, которое указывается в «Задонщине»; в междуречьи Дона и Непрядвы на сегодняшний день не найдено археологических артефактов, которые бы свидетельствовали о битве;
  • численность сражающихся – до 600000 человек; историки полагают, что цифра завышена кратно, минимум в 10 раз.

Вместе с тем, сам факт сражения, предания о котором сохранялись долгие годы, конечно, сомнению не подвергается. Известно, что:

  • войска великий князь собирал в Коломне;
  • его союзниками были русские князья почти всех земель Руси;
  • битва закончилась разгромом Мамая, причем успех обеспечил так называемый «засадный полк», в нужный момент ударивший по противнику.

Благословлял ли Сергий Радонежский Дмитрия на битву с ордынцами

Первые упоминания об этом событии содержатся в «Сказании о Мамаевом побоище», которое датируется концом XVI в. Согласно этому рассказу, князь получил благословение «игумена всея Руси» летом 1380 г. Современные историки различным образом оценивают это сообщение автора «Сказания»:

  • одни считают, что рассказ передает древнее предание; поддержка Троицкого монастыря и святого, чей авторитет на Руси был абсолютен, имела большое значение – не только духовное, но даже – военное, ведь она показывала другим князьям, малонадежными колеблющимсясоюзникам Москвы, что Димитрий пользуется поддержкой человека, в святости которого никто не сомневался уже при жизни;
  • по мнению других, для получения благословения войску Димитрия надо было отправиться в сторону, противоположную от места будущего сражения, сделав «крюк» около 100 км; кроме того, великий князь имел в тот период весьма напряженные отношения с Церковью, вызванные историей с Михаилом-Митяем, тем, что Димитрий выгнал из столицы поставленного Константинополем митрополита Киприана – о чем хорошо знал прп. Сергий.

Но, во всяком случае, несомненно духовное влияние прп. Сергия на русское войско, его роль, как молитвенника о победе.

Дмитрий Донской против Тохтамыша

Некоторые считают: не против, а «за». Мол, на Куликовом поле князь действовал против Мамая, который на престоле Орды был самозванцем – и в интересах законного хана. Собственно, это и сообщили ханские послы князю после Куликовской битвы – «настойчиво рекомендовав» возобновить дань. Дмитрий не ответил, явно не чувствуя себя ни «холопом», ни «союзником» хана. В 1382 г. хан дотла сжег Москву. Почему большинство русских князей не поддержало Донского в борьбе с Тохтамышем? Прежде всего, потому, что не успели – поход был быстрым и неожиданным. К тому же рати были сильно потрепаны во время битвы.

Почему возобновил выплату дани

После похода 1382 г. это действительно пришлось сделать: Русь была еще недостаточно сильна, чтобы совсем освободиться от зависимости. Но и Орда не восстановила прежний режим зависимости Руси: например, Тохтамыш позволил Димитрию чеканить собственную монету, чего раньше не было.

Когда умер

Великий князь скончался 1 июня 1389 г. От чего он умер, точно не известно, ясно лишь, что кончине предшествовала тяжелая болезнь – возможно, от полученных в сражениях ран.

Где похоронен

В Архангельском соборе Кремля, в родовой усыпальнице.

Духовная грамота Великого князя — благословение

Согласно ей, Димитрий передал великое княжение сыну Василию, как «отчину», по наследству – и речи о «ярлыках» из Орды отныне больше не шло. Такой «статус-кво» установился на следующие почти 100 лет.

Золотой пояс Дмитрия Донского и наследники

Это реликвия, хранившаяся семьей и передававшаяся старшему мужчине рода. В 1433 г. пояс, каким-то образом оказавшийся у сыновей среднего сына Димитрия, Юрия, спровоцировал конфликт – единственный в истории московского княжеского дома, известный как последняя на Руси феодальная война.

Кто такой Дмитрий Донской, чем прославился, почему стал святым через 600 лет

Павел Петрович Чистяков. «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежащий некогда Дмитрию Донскому»

Значение деятельности

Итоги правления. Князь остался в истории как победитель на Куликовом поле. Но кроме этого историки считают его объединителем страны, политиком, при котором Москва окончательно становится столицей будущего единого государства.

Почитание

Оно началось почти сразу после кончины. А к XVI в. известны фрески с изображением Димитрия – причем вокруг его главы нимб, хотя церковное прославление состоится спустя столетия.

Канонизация и мощи

Церковь прославила св. Димитрия только в 1988 г. ««на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божьим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой даже до крови ради блага спасения ближних».

Мощи святого по-прежнему в Архангельском соборе, под спудом.

Первая икона

Ею считается клеймо на житийное иконе свт. Алексия Московского кисти иконописца конца XV в. Дионисия. На этом изображении князь представлен встречающим святителя по возвращении из Орды.

На современных иконах святой пишется в княжеских одеждах, а его облик соответствует описанию летописцев.

Памятники

Одна из первых скульптур князя – в составе композиции памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (1862 г.). После канонизации появились памятники в других городах страны. Среди них:

  • Коломна – изображение святого как воителя близ кремля, откуда уходили войска на Куликовскую битву; памятник создан в 2007 г.
  • в селе Монастырщино (Тульская область), близ предполагаемого места Куликовского сражения;
  • около десятка памятников в разных районах Москвы и области.

Храмы

На сегодняшний день их насчитывается 61 – все они постройки последних лет.

Увековечен

Имя святого носили и носят:

  • танковая колонна; в годы Великой Отечественной войны средства на нее пожертвовала Русская Церковь;
  • орден, церковная награда с 2004 г.;
  • подводная лодка постройки 1976 г. – и еще одна, строительство которой идет;
  • крейсер русского флота 1883 г. постройки;
  • бульвар и соименная ему станция метро в Москве.

Флаг с изображением Спаса Нерукотворного на алом фоне – копию княжеского стяга св. Димитрия – можно нередко сегодня увидеть в зоне СВО на Украине.

О чем молятся святому Дмитрию

  1. Святой благоверный князь Дмитрий Донской считается, прежде всего, покровителем воинов. К нему обращаются как они сами, так и их близкие, прося сохранения жизни, крепости духа в бою.
  2. А еще почитают как покровителя отцовства: 22-летний брак с княгиней Евдокией считается примером крепости отношений, у них родилось 12 детей, а сам он был во всем примером для своих сыновей.

Отзывы о помощи

Сегодня особенно много свидетельств от воинов, которым волонтеры передают знамена с образами Спаса Нерукотворного, Богородицы, святых – включая Димитрия Донского. Вот что говорят об этом.

  1. «Для ребят очень важна такая поддержка. Встал перед Дмитрием Донским на колени, помолился и с Божьей помощью идешь вперед».Александр, священник храма Валаамской иконы Божией Матери в Терволово, бывший морской пехотинец.
  2. «… На фронт было отправлено свыше одной тысячи знамен. Обратная реакция не заставила себя долго ждать: бойцы утверждают (такие свидетельства есть на многочисленных видео с поля боя и из тыловых районов СВО), что знамена не только поднимают моральный дух, но, являясь Святынями, фактически творят чудеса. Был случай, когда ста нашим солдатам удалось выйти из 4-тысячного окружения. Потери составили 5 человек, хотя казалось, что гибель неминуема для всех.Или вот совсем недавний пример – с Херсонского направления: «Все сверкало, казалось, не выжить никому! Шли со знаменем, все грохочет, а их не тронуло вообще. Сами говорят, что это чудо. Как оправятся немного, пообещали записать и прислать видео» (Дмитрий Яковенко, руководитель Благотворительнго фонда «Под Покровом Царицы Небесной»)

Отношение к святости Донского сегодня

Оно по-прежнему различно, как, впрочем, и отношение к святому, как политику и полководцу. Кто-то говорит о жестокости воина, несовместимой со статусом святого, кто-то – об амбициозности князя, его противостоянии церковному священноначалию. Но святой – не тот кто не грешит (таких людей попросту не бывает), а тот, кто борется с грехом и побеждает. И время все расставило по своим местам: жива страна, у истоков объединения которой стоял когда-то великий князь. А его знамя с ликом Господа как более 600 лет назад ведет в бой воинов.

Наталья Сазонова

Молитва

О святы́й благове́рный вели́кий кня́же Дими́трие! А́ще и не мно́зи бы́ша дни́е земна́го жития́ твоего́, оба́че вели́к жре́бий прия́л еси́ от Соде́теля всех Го́спода, е́же просла́витися в земли́ Росси́йстей и блаже́нство ве́чное на Небесе́х получи́ти. Услы́ши нас, моли́твенниче те́плый, предста́телю наш пред Го́сподем неусы́пный! Во дни ми́ра и в годи́ну нестрое́ний не оста́ви нас попече́нием твои́м, научи́ ны поко́рны бы́ти Боже́ственному Промышле́нию, вся в житии́ на́шем ко бла́гу направля́ющему, оте́чество на́ше моли́твами твои́ми от наше́ствий вра́жиих, раздо́ров и нестрое́ний защити́ и укрепи́ те́плым твои́м предста́тельством. О свя́тче Бо́жий! Моли́, ку́пно со свято́ю супру́жницею и сподви́жницею твое́ю благове́рною княги́нею Евдоки́ею, да зна́менается на нас свет лица́ Бо́жия, и, тем наставля́еми, дости́гнем Ца́рства Пра́вды Христо́вы, несконча́емаго и ве́чнаго. Ами́нь.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Мощи Марии ЕгипетскойМощи Марии Египетской

0 Comments
Мощи Марии Египетской

Преподобной Марии Египетской довольно редко посвящают храмы, а о мощах преподобной в Византии, не сохранилось никаких письменных упоминаний. И лишь в средневековых месяцесловах западных христиан можно встретить особые дни памяти святой – 8 или, иногда, 9 апреля. Это – день перенесения ее мощей в Рим.

Жития в фактах

Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

0 Comments
Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

Это случилось 1 июля 1997 г. На кладбище северного села Нерица приезжие из Москвы священники собирались обрести мощи, как они говорили, святого… Виктор Глазовский из тех, кого еще лет за 10 до того коммунистические власти называли «мракобесами», гнали, арестовывали.Вокруг собрались… нет, не верующие: зеваки из

Жития в фактах

Великомученица Анастасия Узорешительница — житие святой покровительницы заключенных и пленныхВеликомученица Анастасия Узорешительница — житие святой покровительницы заключенных и пленных

5 комментариев
Святая Анастасия Узорешительница

Великомученице Анастасии Узорешительнице посвящены десятки храмов католического и православного мира. Значительная часть из них – в России, причем во многих случаях – при тюрьмах, колониях. Ведь святая уже более тысячелетия известна, как заступница «во узах держимых», то есть заключенных. Помогает великомученица Анастасия тем, кто находится

Жития в фактах

Кто такой Андрей Первозванный: историчность персонажа Нового Завета — кратко и понятно, только фактыКто такой Андрей Первозванный: историчность персонажа Нового Завета — кратко и понятно, только факты

0 Comments
Андрей Первозванный - Апостол Христа

Отношение к Апостолу Андрею Первозванному на Руси издавна было особым, да и остается таковым. Покровитель флота, небесный заступник воинов, тот, кто предсказал Крещение Руси – все это о нем, одном из 12 учеников Господа. Чем славен Андрей Первозванный Он, имя которого буквально переводится как «мужественный»

Жития в фактах

Великомученице Параскеве Пятнице молятся о скорейшем и счастливом замужествеВеликомученице Параскеве Пятнице молятся о скорейшем и счастливом замужестве

0 Comments
Параскева Пятница

Угодница Божия Параскева Пятница, посвятившая жизнь проповеди веры, пострадавшая за нее, издавна известна, как покровительствующая тем, кто ищет спутника жизни. А ещё святую  особо почитают промышленники, торговцы и путешественники. Почему «Пятница»? На греческом языке слово «параскева» означает «день накануне субботы», а в переводе на русский

Жития в фактах