------------------- Обретение главы Иоанна Предтечи: первое и второе
Православие сегодня Календарь-2024 Обретение главы Иоанна Предтечи — детективная история+традиции праздника, приметы и опасные суеверия

Обретение главы Иоанна Предтечи — детективная история+традиции праздника, приметы и опасные суеверия

0 Comments
Обретение главы Иоанна Предтечи: первое и второе

История святой главы Иоанна началась трагически: с осквернения, когда злая жена царя Ирода скрыла реликвию «в нечистом месте». Еще не раз верующие теряли – и снова обретали главу того, кто крестил во Иордане Самого Бога. В пятницу, 8 марта 2024 года Церковь празднует Первое (IV век) и Второе (452 г.) обретение главы святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи (дата переносится с 9 числа в високосные годы). Что было после казни святого, как обретали и теряли святыню, судьба Ирода, Иродиады, Саломеи, традиции дня и суеверия — в статье религиоведа, доктора философских наук, кандидата исторических наук, профессора Натальи Ивановны Сазоновой. 

День обретения

9 марта отмечаются Церковь воспоминает два случая, когда глава Крестителя была найдена. В 2024 високосном году празднование переносится на 8 марта. Точные даты обоих событий неизвестны, историки знают лишь, что между первым и вторым обретением святыни прошло более столетия. Было и третье, День памяти — 7 июня.

Кто такой Иоанн Предтеча

  • Церковь именует его пророком, а также Предтечей, то есть тем, кто предшествовал явлению миру Мессии, Спасителя, возвещая о Нем избранному Божию народу, иудеям.
  • Сам Иоанн называл себя «гласом вопиющего в пустыне», а содержание его проповеди Евангелисты впоследствии описывали одной, но очень емкой фразой: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф.3:2)
  • Еще одно прозвание Иоанна – Креститель. Оно означает, что святой не просто проповедовал необходимость покаяния, но делом готовил людей встретить Христа: совершал их омовение в водах священной для всех чтителей Истинного Бога реки, Иордана. То было «крещение покаяния», так как люди исповедовали свои грехи, давали обещание изменить жизнь.
  • Крестителем называют святого еще и потому, что однажды на Иордан пришел Тот, о Котором так много возвещал Иоанн – Иисус из Назарета. И Он, не имеющий грехов – принял «крещение покаяния» от руки Своего раба.

С этого момент миссией Иоанна стало приведение людей ко Христу, Которого он теперь узнал лично. Известно, что некоторые его ученики – Иоанн, Андрей – впоследствии стали Апостолами Спасителя

Отсечение главы

Сам Иоанн погиб, убитый по приказу правителя Ирода – за то, что обличал беззаконное сожительства царя с женой его родного брата. Эти обличения, согласно Евангелистам, были несносны для царицы.

И вот однажды на пиру по случаю дня рождения Ирода ее дочь плясала перед собравшимися и «угодила Ироду» так, что тот, разгорячившись вином, даже обещал дать ей «полцарства». Но Саломия (так, согласно книге Иосифа Флавия «Иудейские древности», звали дочь Иродиады от первого брака) по наущению матери потребовала головы Крестителя.

Обретение главы Иоанна Предтечи - детективная история+традиции праздника, приметы и опасные суеверия

Усекновение главы св Иоанна Предтечи

Есть предание что, когда царю принесли отсеченную главу пророка, его уста продолжали произносить слова обличения – те же, что при жизни: «Не должно тебе иметь жену брата твоего!»

Что было после казни

Евангелисты сообщают только о том, что ученики Иоанна забрали и погребли его тело. Церковное же предание добавляет: именно тело, но не голову, которую забрала и погребла царица Иродиада. Для нее было крайне принципиально, чтобы глава пророка была похоронена отдельно от его тела – так, по ее мнению, он не сможет воскреснуть, чего опасалась как сама царица, так и ее муж. Церковные предания о месте захоронения этой части мощей Крестителя разнятся:

  • по одной версии, главу Иродиада зарыла, поместив в сосуд, в нечистом месте в Иерусалиме;
  • другое предание указывает на город Севастию, где, возможно, была зарыта глава.

Во всяком случае, большинство преданий полагает, что святыня, где бы ее ни погребли, находилась там недолго: ее извлекла из земли и скрыла Иоанна, которую Евангелисты называют «женой домоправителя Иродова», одной из учениц Христа.

Ирод, Иродиада, Саломия

Что касается судьбы тех, кто был так или иначе причастен к гибели пророка, то в «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского можно прочитать, что царя, Иродиаду и дочь Саломею Калигула сослал в отдаленную провинцию, откуда они уже не вернулись. Приводит святитель и предание о гибели Саломии, которая однажды зимой, переходя реку по тонкому льду, провалилась в полынью и не смогла выбраться: голова ее оказалась отрезана от тела окружившим «плясавицу» льдом, точно ножом. Историки, однако, находят лишь частичные подтверждения этой версии.

История обретения главы пророка

Около 300 лет святыня была скрыта, пока, наконец, не была явлена христианам. Но о том, где и при каких обстоятельствах – дошедшие до нас предания разнятся.

Первое и второе обретение главы Иоанна Крестителя

Первое и второе обретение главы Иоанна Крестителя

Первое

Все предания единодушно утверждают: святыня обретена в IV в., после окончания гонений на Церковь. Но о том, где именно и при каких обстоятельствах, существуют разные версии:

  • святыню нашли в Иерусалиме два пришедших во Святой Город инока; впоследствии они проявили нерадение о реликвии, неся ее с собой в простом мешке, и, наконец, даже передали случайному попутчику, горшечнику из Эмесы; ему во время пути явился сам Креститель, повелев взять святыню себе; впоследствии она хранилась его семьей – пока не была взята одним иноком-еретиком, который начал совершать чудеса благодаря главе – приписывая их себе; когда нечестие монаха раскрылось, он должен был уйти из пещеры, где жил – а перед этим скрыл главу в земле; так она была потеряна для христиан примерно на 100 лет;
  • есть также рассказ византийского историка Созомена – согласно ему, главу действительно нашли два инока в Иерусалиме, но они были не только нерадивы (как понятно из первой версии обретения), но еще и нечестивы: были еретиками; они унесли главу в Киликию, откуда ее попытался взять император Валент (364-378 гг.), однако, сделать это не удалось: везшие святыню мулы остановились у одной из деревень близ Халкидона, и дальше не двинулись; лишь при императоре Феодосии Великом, который сам отправился за реликвией, удалось перенести ее в Константинополь, где для главы был сооружен особый храм.

Современные церковные историки больше склоняются к первой версии обретения – так как сведения о том, что глава когда-либо хранилась в Константинополе, у других, кроме Созомена, авторов, не встречается. Таким образом, местом первого обретения стал Иерусалим. Сейчас на месте, где нашли святыню, находится часовня. Саму же эту территорию занимает русский женский монастырь Вознесения Христова. Часовня сооружена иждивением жившей в Иерусалиме в начале XX в. И.Г.Силаевой. Место, где главу извлекли из земли, сейчас отмечено небольшим выложенным мозаикой углублением.

Второе

Местом, где была реликвия была скрыта, стал монастырь, называемый Спилено (поскольку расположен был в пещере). Именно там жил монах-еретик, чудодействовавший при помощи святыни, сюда спустя примерно 100 лет пришли православные иноки. В 452 или 453 г. игумен обители Меркель имел небесное видение: ему явился сам св. Иоанн, указав, где в пещере погребена его глава. Так она была найдена вторично.

Долгое время глава оставалась в пещерном храме (известно, что однажды, в VI в. реликвия путешествовала в Константинополь – ее переносили на торжеств освящения храма Святой Софии). В 761 г. главу торжественно перенесли в другой, построенный в городе Эфесе ради великой святыни.

Ныне Эфеса (Хомск) – сирийский город, местная православная епархия (образованная в V в., после обретения главы Крестителя) принадлежит к Антиохийской Церкви. Но христиан в нынешней Эфесе меньшинство – мусульман намного больше. Собор Предтечи, где некогда пребывала святыня, теперь является мечетью.

Опять потеряли?

Мнения о дальнейшей судьбе главы опять разнятся:

  • по распространенной версии, ее унесли в Константинополь вскоре после торжественного перенесения в Эфесу: во 2 пол. VIII в. на Сирию началось нашествие мусульман-арабов; но и в столице империи святыня не обрела покоя: здесь распространилась иконоборческая ересь, а ее приверженцы уничтожали не только святые образы, но и мощи; главу пришлось спасать, и так она, согласно сохранившимся документам, оказалась в Командах;
  • другие историки думают, что в Команды реликвию перенесли, минуя Константинополь.

При этом неясно, какие именно Команды имеют ввиду византийские авторы: ведь города с таким названием были в двух областях – Каппадокии и Понте.

Третье

Во всяком случае, когда пала ересь иконоборчества, честную главу торжественно перенесли в Константинополь. Было это около 850 г., а память события празднуется 7 июня.

Что было потом

По третьем обретении святыня была разделена на части. Известно, что часть ее была передана скиту Продром на горе Афон, другая – Студийскому монастырю в Константинополе. Еще в 1200 г. русские паломники, как свидетельствуют письменные источники, видели здесь эту святыню. А спустя 4 года, когда город был захвачен католиками-крестоносцами, часть главы была увезена ими в Европу.

Где находится глава Иоанна Предтечи сегодня

После третьего обретения ее разделили по одним данным на 2, по другим – на 7 частей, они были розданы по разным монастырям и храмам империи. В результате завоевания и разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году сохранившиеся частицы теперь пребывают в разных частях христианского мира:

  • передняя часть главы, вывезенная из Константинополя – во Франции (г. Амьен);
  • еще одна частица главы, отделенная от Амьенской святыни – в Риме, в церкви папы Сильвестра;
  • есть данные о нахождении частиц главы на Афоне – в монастыре Дионисиат;
  • иноки армянского Гандзасарского монастыря (Нагорный Карабах) также считают себя хранителями частицы главы, которая попала сюда после одного из крестовых походов.

Что касается тела Крестителя, по сохранившимся преданиям, оно могло быть уничтожено во времена правления императора Юлиана Отступника (361-363 гг.). Верующим удалось сохранить лишь:

  • левую руку святого; после крестовых походов она хранится во Франции, в кафедральном соборе г. Препиньян;
  • десницу – ее унес в Антиохию еще Евангелист Лука; известно, что позже она была перенесена в Константинополь, а после крестовых походов ее забрали крестоносцы; на рубеже XVIII-XIX вв. святыню подарили русскому царю Павлу I; после 1917 г. она попала за границу, ныне хранится в Цетинской обители Черногории.

    Обретение главы Иоанна Предтечи - детективная история+традиции праздника, приметы и опасные суеверия

    Рака с десницей св. Иоанна Предтечи в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Цетинском монастыре, Черногория

Как отмечают праздник

Особенности церковного празднования зависят от того, приходится ли он на Великий Пост, либо отмечается раньше: ведь начало Четыредесятницы разнится год от года. Если праздник выпадает на период до начала Поста, в этот день можно вкушать обычную разрешенную Уставом пищу. А если торжество происходит Великим Постом, то ради него, если это будний день, допускается «утешение» на трапезе: разрешается пища с растительным маслом.

Особенности богослужения

Они также зависят от того, приходится ли день на Великий Пост, и если да – то выпадает он на будний день, либо субботний, воскресный:

  • вне Великого Поста накануне проходит полиелейная служба, соединяющая Вечерню и Утреню (на ней совершается помазание верующих освященным елеем – отсюда название); во время этой службы принято читать пророчества свв. Исайи и Малахии, посвященные Предтече, а также Книгу Премудрости Соломона – в этом фрагменте гово
  • рится о кончине праведных; на сам день праздника служится литургия;
  • Великим Постом, если праздник в будний день, на вечернем богослужении также совершаются чтения Писания, посвященные св. Иоанну, а утром ради праздника всегда служится литургия Преждеосвященных Даров; если же он приходится на субботу, воскресенье – полная литургия.

Тропарь, кондак, величание на праздник обретения

Кондак первому и второму обретению главы Иоанна Предтечи, глас 6

Про́роче Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́ я́ко ши́пок свяще́ннейший от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде в ми́ре пропове́дуеши покая́ние

Тропарь первому и второму обретению главы Иоанна Предтечи, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́,/ лучи́ испуща́ет нетле́ния, ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий род,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Величание Иоанну Предтече на обретение главы

Велича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// обре́тение.

Почитание

Св. Иоанн и посвященные ему праздники издавна чтились на Руси – включая и память обретения его честной главы.

Традиции дня и суеверия

Сейчас на разных интернет-ресурсах можно увидеть утверждения, что якобы в этот день девушки не плели косы, «чтобы не вплести в волосы невзгоды». А вот еще один «древний обычай»:

«Стирать в этот день было нельзя. Считалось, что так прилетевшие только недавно птицы, могут улететь обратно, поэтому такого рода работа в этот день запрещена».

В действительности ни о каких особых народных традициях дня этнографам не известно, что и понятно: многие традиции имели языческое происхождение, а эта составляющая жизни была совсем не уместна во время Великого Поста, на который чаще всего приходится праздник. Четыредесятницу наши предки соблюдали строго. Так что современные попытки рассказать о «народных традициях» – не более, чем фантазии.

Храмы

К настоящему времени в православном мире известно всего 25 церквей и часовен, посвященных Обретению главы св. Иоанна. Самая известная – конечно, часовня на горе Елеон.

Кроме того, очень почитаем храм Обретения в селе Каманы в Абхазии – считается, что именно здесь глава была найдена в третий раз.

Иконы праздника

На них изображаются события, легшие в основу празднования. Чаще всего иконописцы основываются на версии нахождения образа иноками – как в первый, так и во второй раз. Именно они и пишутся преклонившимися перед извлеченной из земных недр святыней.

В чем помогает

Святой считается сугубым молитвенником:

  • об исцелении болезней; так, в Москве очень известная икона с обручем, сделанным «в меру» главы святого – многие из надевших его свидетельствуют об исцелениях – иногда головных болей, а есть и данные даже об исцелениях от опухолей мозга;
  • о тех, кто твердо намерен жить по заповедям Христовым и нуждается в духовной поддержке;
  • о христианах, желающих избрать иноческий путь.

О чем надо молиться

О свершении воли Божией по молитвам св. Иоанна – прежде всего. Многие молящиеся говорят, что к святому, при жизни – аскету, постнику – трудно обращаться в делах житейских, которые ему не близки.

Праздник – время не только особой молитвы святому, но также – повод задуматься о том, сколько раз люди оказывались недостойны святыни, теряли ее. Ныне частицы ее хранятся в разных храмах – но не потерять бы и нам, приверженным житейской суете, часто даже во время поста, благоволения и молитвы угодника Божия.

Наталья Сазонова

Автор статьи благодарит старшего научного сотрудника Томского областного краеведческого музея Марину Геннадьевну Лоскутову за помощь в подготовке материала.

Примеры помощи и современные чудеса

  • «Я приехала в Черногорию отдохнуть. Проблемы в Москве захлестнули, мне нужна была разрядка. К тому же на носу были госэкзамены в университете, не совсем складная личная жизнь утомляла, картины будущего пугали.

Узнала о Цетинье случайно. И так как монастырь стал моей последней надеждой, я пришла туда. Долго и усердно молилась я в тот день святому Иоанну. Просила помочь, указать путь, дать понять, как и куда мне идти дальше. Я была поражена, насколько сильное это место, какая там царит благодать и как чувствуешь скорую помощь после молитв.

Через пару дней я вернулась в Москву. А еще через несколько дней произошло настоящее чудо! Я узнала, что беременна. Моя жизнь обрела смысл. Все стало на свои места: положение, статус, род деятельности, так сказать. Сейчас я — мама, со мной рядом — любимый человек, совсем скоро, когда малышка подрастет, я снова займусь своим любимым делом. По молитвам святого Иоанна Крестителя Господь управил мою жизнь. Дочку мы назвали Елизаветой, в честь матери святого. Теперь праведная Елисавета — покровительница нашей дочурки…» (Виктория Артюхова)

  • «Когда я поняла, что не могу жить без веры, без Бога, у меня появились новые проблемы: муж был некрещеным, неверующим и всячески противодействовал моему воцерковлению. По совету одной знакомой я стала молиться святому Иоанну Крестителю, чтобы помог супругу окреститься, хотя с трудом представляла, как это может произойти, ведь муж был настоящим атеистом.Конечно, в одночасье мировоззрение не меняется. Мне казалось, что молитвы не приносят плода. Разногласия в семье продолжались. Потеряв надежду, я пошла в церковь просить благословения священника на развод, но батюшка не дал мне его, а благословил постоять на службе и помолиться о том, чтобы Господь вразумил меня, как поступить. Я помолилась с усердием. По дороге домой все думала: как же вразумит меня Господь?

Вскоре пришел с работы муж и объявил о решении креститься, пояснив, что делает это не для меня, а по собственному желанию.

Что же это, если не чудо? Что произошло в душе моего супруга, знает только один Бог. Всей семьей мы присутствовали на его крещении в храме Вознесения Господня.Лишь предстательством славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и благодатной силой священнического благословения могу объяснить этот чудесный случай» (Анонимно).

Отрывок из проповеди на День обретения главы Иоанна Предтечи

«Хорошо, что главу пророка нашли, но плохо, что ее теряли. История обретений, с изнанки есть история потерь. И некоторые потери были вызваны страхом, попытками спрятать святыню, а некоторые – халатностью, преступным небрежением и прочей грязью человеческой. То нерадивые монахи, от явления самого Предтечи получившие повеление хранить его главу, устают (!) нести ее и передают святую ношу попутчику. То еретик, храня святыню, совращает в ересь тех, кто получает исцеления от молитв перед главой Иоанна. Одним словом, в истории праздника не всему порадуешься. И подобное знание отрезвляет.

Чрезвычайно вредно смотреть на историю Церкви, как на непрестанный праздник и торжество святости. Тогда, по необходимости, будешь искать в церковной повседневности той самой беспримесной святости, какую себе придумал или восторженно вычитал. А ее нет!

Вернее, она есть, но она не беспримесна, она требует переплавки и очищения, иногда – огненного. Так вот, нужно знать, что кроме злобы Иродиады есть много других «человеческих факторов», приводящих к тому, что святыни пропадают, обретаются, продаются, крадутся, исчезают навеки.

По сути, святой Иоанн долгими годами и столетиями не мог (!) найти людей, которые были бы достойными хранителями его беззаконно отсеченной главы. Отсюда и череда утрат и обретений.

Господи помилуй!»

(протоиерей Андрей Ткачев)

Молитва св. Иоанну Предтече

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия.

Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Советуем почитать:

  1. Андрей Ткачев, протоиерей. Нотка горечи среди общей сладости.

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

19 мая — Праздник святых Жен-мироносиц: службы в храме и особенности третьей Недели по Пасхе19 мая — Праздник святых Жен-мироносиц: службы в храме и особенности третьей Недели по Пасхе

0 Comments
День жен-мироносиц

Праздник Жен-мироносиц называют «православным женским днем», ведь Церковь чествует тех, кто стал первыми свидетелями Воскресения Христа – вернее, свидетельницами, ибо это были женщины. Какого числа бывает празднование День Жен-мироносиц празднуют на 14 день после Пасхи: в 2024 г. праздник святых Жен- мироносиц придется на 19

Календарь-2024

8 июля – Празднование памяти святых Петра и Февронии: особые молитвы звучат в храмах только в День семьи, любви и верности+еще раз в сентябре8 июля – Празднование памяти святых Петра и Февронии: особые молитвы звучат в храмах только в День семьи, любви и верности+еще раз в сентябре

0 Comments
День Петра и Февронии

Лишь с 2008 года День Петра и Февронии отмечается на государственном уровне как праздник, посвященный «семье, любви и верности». Хотя почитание двух святых, которых ныне тысячи православных семей считают своими покровителями, насчитывает многие века. Традиции, очень краткая история праздника и тексты сугубых молитвенных прошений, которые

Календарь-2024

Отдание праздника Пасхи — 12 июня в 2024 году: что это такое, когда бывает и как отмечают православныеОтдание праздника Пасхи — 12 июня в 2024 году: что это такое, когда бывает и как отмечают православные

2 комментария
Отдание Пасхи и трехсвечник

В День Отдания Пасхи верующие последний раз приветствуют друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!». Этим завершится празднование Пасхи – но не завершится наша радость о Воскресении. Что такое «Отдание праздника» Славянское «отдание» представляет буквальный перевод греческого «απόδοσης», что значит «возвращение» или «отдача». Верующие как бы

Календарь-2024

29 мая — Преполовение Пятидесятницы: что означает православный праздник и как его отмечают29 мая — Преполовение Пятидесятницы: что означает православный праздник и как его отмечают

0 Comments
Преполовение Пятидесятницы

Это всегда среда – хотя какая именно, зависит от даты праздника Пасхи. Ведь Преполовение Пятидесятницы – день, когда от праздника Воскресения Христова прошло ровно столько дней, сколько их осталось до другого празднования – Святой Троицы. Что значит «преполовение» Это славянское слово происходит от понятного современному

Календарь-2024

Царские часы в Крещенский сочельник: что значат, как совершаются, почему переносятсяЦарские часы в Крещенский сочельник: что значат, как совершаются, почему переносятся

0 Comments
Царские часы на Крещение: служба в храме

День строгого поста: православные вкушают растительную пищу один раз после освящения воды — это Крещенский сочельник, или Навечерие Богоявления. Поскольку в 2025 году 18 января выпадает на субботу, совершение Царских часов переносится на пятницу (17 января). Только Часы, все четыре: 1-й, 3-й, 6-й, а по

Календарь-2024