Около 6 млн. последователей в разных странах мира, традиция, идущая от Апостольского времени, причудливо сочетающая христианские обычаи Запада и Востока – такова ныне Армянская Церковь, которая в полной мере не относится ни к католической, ни к православной христианской традиции.
Чем отличается религия Армении и России
В отличие от Русской Церкви, которая признает 7 Вселенских Соборов и их догматическое учение, Армянская Церковь основывает свое вероучение только на трех первых Соборов:
- в Никее в 325 г.;
- в Константинополе 381 г.;
- в Эфесе 431 г.
Она (как и некоторые другие христианские Церкви Востока) официально не признает вероучения соборов, начиная с Четвертого, который проходил в Халкидоне в 451 г. Поэтому Армянскую Церковь, наряду с еще несколькими Церквями Востока, отпавшими от общецерковного общения после 451 г., именуют еще Дохалкидонской.
Тем же, чем от Русской, Армянская Церковь отличается и от Грузинской, которая является одной из 15 Поместных Церквей, шестой «по чести» (после Русской).
Как называется армянская вера
Полное наименование – Армянская Святая Апостольская Православная Церковь.
Государственная религия Армении
Христианство получило такой статус в Армении с 301 г. Несмотря гонения советских лет, когда поколениям людей запрещалось открыто исповедовать свою веру, в наши дни абсолютное большинство жителей Армении, как и более 1700 лет назад, принадлежат к Армянской Апостольской Церкви. На 2011 г. таких было более 92%.
Вместе с тем сейчас уже нельзя сказать, что христианство – официальная государственная религии Армении. По Конституции здесь – свобода вероисповедания, так что жители страны также исповедуют другие религии – католицизм, ислам, иные. Однако, на практике именно христианство, религия большинства, по-прежнему определяет культурный облик страны.

В церкви
Особенности веры армян
Имея древнее происхождение и в то же время – с VI в. отошедшая от Вселенского христианства, Армянская Церковь имеет догматы, несколько отличные от принятых в православном мире. А вот церковные Таинства здесь таковы же, как у православных и католиков – всего их семь.

Какая религия у армян
В области календаря, богослужения, у армян можно встретить древние традиции и правила, которые дошли до наших дней от тех времен, когда эта Церковь еще поддерживала тесное общение с другими христианскими общинами, например:
- сохранилась древнехристианская традиция празднования Рождества и Крещения Христова в один день;
- в армянском храме нет иконостаса, но – лишь завеса, которая отделяет пространство алтаря; как правило, она открыта все время литургии, и лишь во время Великого Поста службы идут при задернутой завесе; Святые Дары находятся в особой нише справа от престола, подобно тому, как это практикуется в католических храмах;
- существует традиция общественной трапезы, похожей на «вечери любви» первых христиан; такая трапеза именуется «матах», он проводится в наши дни или по обету – как благодарность Господу за благодеяния, или в честь освящения храма, иного празднества; для «матаха» закалывают барана, быка или птицу; при этом мясо должно быть роздано всем присутствующим, оно не должно оставаться до следующего дня;
- богослужебные одеяния представляют собой нечто среднее между католической и православной традициями: например, священнические и епископские ризы ближе к византийским, а епископская митра – головной убор, восходящий к католической традиции;
- своеобразно и крестное знамение армян: оно совершается тремя перстами, как у православных, но – слева направо, как у католиков;
- предстоятель Армянской церкви именуется «Католикос всех армян», причем слово «Католикос» имеет то же значение, что и «католический»: «вселенский»;
- говоря о том, каковы символы Армянской Церкви, обычно выделяют особый четырехконечный Крест, замысловато украшенный; это не просто украшения: Крест изображается как «процветший», то есть давший цветы и плоды веры и любви.
Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II (в миру Ктрич)
Религия армянского народа до христианства
Из письменных источников о ней известно достаточно мало, так как сама армянская письменность появилась только с V в. О армянской религии до христианства сообщают некоторые сведения историки античности (греки, римляне), а также раннехристианские авторы первых веков Церкви. Исходя из этих данных, в Армении сосуществовали:
- многобожие, подобное тому, которое было и у народов Ближнего Востока за несколько веков до Рождества Христова; известны имена некоторых «богов»: Халди, Тейшеба, Ара, Торка; кроме того, древние армяне, как и все язычники, одушевляли природу, веря в добрых и злых духов;
- зороастризм, дуалистическая религия с верой в двух богов, доброго и злого; эта религия пришла в Армению из Персии, где зародилась примерно за 700 лет до Рождества Христова; распространению этой веры в Армении способствовало то, что с VI в. до Рождества Христова страна была подчинена Персии; историки полагают, что упоминаемый в житии первого христианского епископа страны, свт. Григория Армянского, царь Трдат (Тиридат) до Крещения был именно зороастрийцем.
Первые проповедники
Согласно церковным историкам первых веков христианства, ему предшествовала Апостольская проповедь в стране. О Христе здесь говорили:
- Фаддей, обративший ко Христу дочь Армянского царя Санатрука, Сандухт, которая была замучена за веру; сам Апостол был арестован и мученически скончался;
- Варфоломей, также приведший к вере многих придворных Санатрука и по приказу царя казненный за это.
Несмотря на репрессии, христианская вера продолжала распространяться в стране, особенно во II-III вв., когда часть Армении (так называемая Малая Армения) вошла в состав Византийской империи.
Однако ее правители оставались активными противниками веры, хотя среди жителей страны, конечно, с первых веков Церкви были христиане.
Крещение Армении
Предание сохранило год, когда было Крещение страны – 301. Оно связано:
- с деятельностью свт. Григория (Григора, как называют его армяне) Армянского; он, один из приближенных царя, был брошен им в темницу Хор-Вирапе за отказ от участия в языческом жертвоприношении;
- с подвигом мученицы Рипсимии (Рипсиме) и ее 32 сподвижниц; удалившись в Армению от гонений, которые происходили в Римской империи, Рипсимия и ее подруги остановились в Армении и прожили здесь некоторое время; однажды Трдат увидел Рипсиме и пожелал взять ее в жены – однако, та отказалась вступать в брак с нечестивцем; за это царь велел казнить ее и подруг, надеясь, что, испугавшись смерти, Рипсимия согласится на брак; но девушка мужественно приняла пытки и смерть.
Царь Трдат и Григория
По преданию, потрясенный проведенной по его же повелению казнью Трдат тяжело заболел. Когда он уже приближался к смерти, его сестре было видение, что исцелить царя может Григорий, все еще пребывающий в тюрьме. По приказу царя его освободили. Святой постарался, прежде всего, достойно похоронить убитых мучениц, а затем 66 дней учил Трдата христианской вере – и затем крестил, даровав тем исцеление как души, так и страдавшего от болезни тела.
Вскоре после этого Григорий был рукоположен в епископы Армении, и начал строить первые храмы, крестить народ. Известно предание о строительстве им кафедрального собора в городе Вагаршапат. Здесь св. Григорий имел небесное видение луча света, в котором был виден Христос и сонм Сил Небесных. Затем явившийся Ангел сказал Григорию:
«Место это должно сделаться местом молитвы. Повергнись перед благодатью, которую явил тебе Бог, и воздвигни здесь церковь».
От этого видения кафедральный собор стал называться Эчмиадзин, что означало «сошел Единородный». Ныне это же название носит и город – духовный центр Армении.
Борьба за веру
Право исповедовать христианство армянам пришлось отстаивать – причем с оружием в руках. В 387 г., когда Армянская Церковь существовала еще менее ста лет, страну разделили христианская Византия и зороастрийская Персия. Ее правители несколько десятилетий пытались заставить армян, живущих на принадлежащей им территории, принять зороастризм. Рубеж IV-V вв. – время мученичества, когда от рук персов погибли сотни людей, не пожелавших предать Христа.
Между тем, на свободной от гонений территории страны Церковь усиленно работала над тем, чтобы христианство укрепилось в народном сознании. В 406 г. архимандритом Месропом Маштоцем создан армянский алфавит, и на этот язык начали переводить Библию.
Предание говорит, что первыми ее словами, зазвучавшими на армянском, стал стих из Притчей Соломоновых:
«Познать мудрость и наставление, понять изречения разума» (Притч.1:1).
Всего за несколько десятков лет на армянский были переведены не только богослужебные тексты, Евангелие, Библия, но и творения святых отцов. Уже к началу V в. можно было сказать, что христианство теперь – действительно религия армянского народа.
Впрочем, все было непросто.
Ведь, пока армяне отстаивали свое право исповедовать Истинного Бога, вселенское православие сотрясали ереси:
- Ария, полагавшего что Христос сотворен, а не является Богом;
- Нестория, учившего, что Иисус – обычный человек;
- монофизитов, в противоположность Несторию утверждавших, что человеческое во Христе якобы вообще растворилось в Его Божественной природе «как капля меда в океане».
Против православия?
Епископы страны участвовали в первых трех Соборах, утверждавших православное вероисповедание. Однако, ее дальнейшие отношения с полнотой Церкви оказались осложнены:
- трудностями перевода: зачастую решения Соборов в переводе на армянский язык с греческого доходили до верующих страны с серьезными искажениями смысла, что вело к их неприятию;
- политическими перипетиями; после того, как Третий Вселенский Собор осудил ересь Нестория, его сторонники бежали во враждебную Армении Персию; между тем, в Византии Четвертый Вселенский Собор осудил монофизитство – и эти еретики также устремились на окраины империи, включая Армению; при этом они утверждали, что Собор якобы «восстановил несторианскую ересь», что вызывало у армян резкое неприятие – с учетом того, что еретикам покровительствовала крайне враждебная им Персия.
Череда недоразумений и политических проблем привела к тому, что в VI в. Армения, наряду с рядом других Церквей Востока, отказалась принимать вероучение Четвертого Халкидонского Собора. В ответ другие Православные Церкви признали Армянскую монофизитской – так как IVВселенский Собор отверг это еретическое учение. Однако, все было куда сложнее: на самом деле в Армении тоже однозначно монофизитскую ересь.
Тем не менее, многие века:
- армяне именовали другие Православные Церкви (включая Русскую) «диофизитами» и «несторианами»;
- православные мира армян называли «монофизитами».
Отношения с РПЦ и другими Церквями
С 1964 г. начался предметный диалог между Православными и так называемыми Древневосточными (отвергшими учение IV Вселенского Собора) Церквями.

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II
В настоящее время считается неверным как именование Православный Церквей «несторианскими», так и определение Древневосточных (включая Армянскую) как «монофизитских»: признано. что армяне исповедуют, как и в остальном православном мире, два нераздельных и неслиянных Естества Господа – Божественное и Человеческое.
Однако, к настоящему времени диалог о признании Армянской Церковью решений Вселенских Соборов продолжается – впрочем, стороны относятся друг другу с уважением и доброжелательно. Однако, каноническое общение с Армянской Церковью все еще не восстановлено.
Отношения с католиками
Исторически они складывались непросто: в XIV и XVвв. были несколько попыток унии Армянской и Католической Церквей – на условиях признания армянами верховенства Папы и католических догматов. Хотя уния раз за разом отвергалась верующими, она стала основанием для создания Армянской Католической Церкви. Сейчас армяне-католики – это чуть менее 350000 человек в разных странах мира. Армянская же Апостольская Церковь не поддерживает общения с Католической.
Есть ли в Армении мусульмане?
Почти нет. Ислам в стране в основном исповедуют азербайджанцы, персы, курды.

Армянский монастырь Дадиванк в Нагорном Карабахе, с 2020 года эта территория принадлежит Азербайджану, обитель расположена в полукилометре к северу от реки Тертер в Кельбаджарском районе. Фото: РИА Новости/Давид Галстян «Российские миротворцы у монастыря Дадиванк»
Святые и святыни
Духовное сердце Армении – Эчмиадзин, как называют и кафедральный собор Предстоятеля Церкви, и монастырь, где он расположен и – нередко – сам город Вагаршапат.

Эчмиадзинский кафедральный собор — главный храм Армянской апостольской церкви. Постороен в IV в., перестройки V–XVII вв. Расположен в городе Вагаршапат Армавирской области Армении
Кроме собора, на территории обители находятся храмы чтимых в Церкви святых, в том числе мученицы Рипсиме.
Армения также хранит множество святынь первых веков христианства, к которым – несмотря на отсутствие канонического общения Русской и Армянской Церквей – стремятся многие православные паломники. Среди таких реликвий:
- мощи Апостола Фаддея, копье Лонгина сотника, стоявшего у Креста Господа (Эчмиадзин)
Копье Судьбы (Гегард), которым по преданию пронзили ребро умершего Иисуса Христа, принес в Армению св Фаддей. Святыню хранит Эчмиадзинский кафедральный собор
- мощи Апостола Анании (Ереван);
- мощи свт. Григория Армянского (в Ереване, собор, посвященный святому);
- мощи прп. Месропа Маштоца, создателя алфавита.
Узнайте также: Почему евреи не христиане
Таковы христиане Армении – духовно и культурно близкие русским православным, хранители великих святынь первых веков Церкви и древних традиций. Войдет ли когда-либо Армянская Апостольская в семью Поместных Православных Церквей, разрешив многовековые противоречия и недоразумения – известно лишь Господу.
Автор: Наталия Сазонова