Чтобы посетить службу в ночь с 31 декабря на 1 января, желающие благочестиво провести гражданский праздник – совпадающий с началом самого «строгого» периода Рождественского поста – заблаговременно приезжают в церковь. Здесь – под звуки фейерверков – в полночь начинается богослужение.
Почему христиане молятся ночью
Сама традиция ночных молитв – бдений – идет от первых христиан и особенно – монашествующих IV-VI вв. Ночная молитва, с одной стороны – аскетический подвиг, когда человек выбирает служение Богу вместо покоя тела.
С другой стороны, многие монахи и в наши дни говорят, что именно ночью, в тишине, покое, когда останавливается мирская суета, молитва – самая благодатная.
Нелишне упомянуть, что об этом свойстве ночной молитвы знали и наши предки: к примеру, «Домострой» советует и всякому мирянину, не только монаху, «в полунощи всегда тайно встав, со слезами прилежно к Богу молитися». Таким образом, само ночное богослужение, да и вообще ночная молитва, совершается не только, а в идеале – даже не столько под праздники.
И в наши дни ночные богослужения нередки, например, в монастырях, особенно в дни постов – и часто они вовсе не приурочены к праздничным дням.
Ночные службы на большие праздники
Есть мнение, что ночная служба – принадлежность великих праздников, таких как Рождество Христово, Крещение, Пасха. Однако, это так далеко не всегда:
- не все великие праздники отмечаются службой в течение всей ночи; например, в большинстве приходских храмов нет таких служб на Богородичные праздники – Благовещение, Успение;
- в небольших храмах с маленькими приходами иногда нет ночного богослужения на Рождество Христово – только утреннее; и даже на больших приходах в обычай вошла также так называемая «поздняя» литургия Пасхи, Рождества, Крещения – ради тех, кто по дальности расстояния или немощи не мог быть за ночным богослужением.
Одним словом, утверждать, что новогодней литургией мы якобы «приравниваем гражданское новолетие к величайшему празднику христианства», конечно, неправильно и с точки зрения исторической, ни даже с точки зрения церковного Устава. Кстати, о нем…
По Уставу?
Если исходить из «буквы церковного закона», то есть собственно требований Устава, то служба в течение всей ночи вообще положена:
- накануне всякого (!) воскресного дня;
- под все праздники – великие, которых 12, кроме того, есть престольные празднования храмов.
Ныне строгое исполнение Устава можно видеть в монастырях (например, на горе Афон). А вот на мирских приходах «всенощное бдение», несмотря на свое название, в реальности продолжается от 2 до 3 часов, ради немощи людей, да и просто потому, что средний христианин, житель города, тратит на дорогу до храма никак не менее получаса, а то и несколько часов. А как добираться до дома после ночного бдения? Далеко не у всех есть личный автомобиль или средства на такси.
Вот почему, хотя, по словам русского церковного историка М.М.Скабаллановича, Устав «хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере может быть и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала», в реальности Церковь снисходит к немощам людей. И ночная литургия Нового года – один из примеров такого снисхождения.
Новогодняя литургия
Церковное новолетие приходится, по исторически сложившейся традиции, на 1 сентября, или 14 сентября гражданского календаря. 1 же января – Новый год гражданский, который до 1917 г. находился «в тени» празднования Рождества Христова. Иной стала ситуация в советские годы, когда новолетие стало, по сути, единственным праздником, лишенным идеологического содержания. Любимым праздником всех жителей страны Новый год остается и сейчас. Вместе с тем, эти же дни – время особенно строгого воздержания телесного, а также – духовной подготовки к Рождеству Христову.
Поэтому:
- с одной стороны, христианин чувствует себя несколько дискомфортно в атмосфере новогодних торжеств, трудно совместимых с постом; многие хотели бы провести новогодний праздник благочестиво и с пользой для души – и нет ничего лучше для этого, чем посещение храма;
- с другой стороны, нелишне напомнить о духовной жизни и тем, кто «на всю катушку» празднует наступление нового года, подать добрый пример;
- наконец, нет ничего предосудительного в том, чтобы собраться для совместной молитвы, попросить Божия благословения на наступающий год.
Современные пастыри советуют христианам не бояться того, что сам «гражданский» новый год имеет содержание, связанное с языческой культурой, которая предполагала новолетие как «новое начало мира», отсюда – множество традиций вроде «как встретишь новый год, так его и проведешь» и другие. Но Церковь далеко не впервые «воцерковляет» языческий праздник. Игумен Силуан (Туманов) говорит:
«Для нас важно как мы встретим праздник: и православный, и 1-е января, и другие, сложившиеся в нехристианском обществе памятные даты. Не стоит бояться делать их миссионерским оружием Христовой Церкви, иначе они станут орудием нехристианских сил.Вспомним, как Церковь постепенно вытесняла языческие обычаи и празднования христианскими и так воцерковляла неофитов, во множестве пришедших после Миланского Эдикта (IV в.). Ведь и сам праздник Рождества Христова заменил собой языческий день «непобедимого солнца», и масленица со святками, войдя в церковный календарь, перестала быть прославлением языческих божеств…»
Кто и когда установил традицию
Традиция молебного пения накануне гражданского новолетия (1 января) – достаточно давняя. Фактически она начала складываться сразу после того, как Петр I в 1700 г. своим указом «передвинул» новолетие с 1 сентября на 1 января. С тех пор ради наступления нового года в храмах вечером 31 декабря совершались молебны.
А Поместный Собор 1917 г. указывает: «Привнесение службы «начала инди́́кта, си́́речь новаго лета», в богослужение 1 января весьма желательно… Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения».
Поэтому нынешние богослужения ночью с 31 декабря на 1 января на самом деле представляют достаточно давний обычай, возрожденный в наши дни.
Храмы, в которых служат в Новогоднюю ночь
Новогодние молебны служатся вечером 31 декабря во всех действующих храмах. А вот ночные литургии под Новый год совершаются чаще всего в кафедральных соборах. Есть и такие приходы, где новогодние литургии уже стали традицией. Например, из года в год так служат в Москве:
- в храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках;
- в Сретенском, Донском, Ново-Спасском монастырях;
- и еще более чем в 20 храмах и монастырях столицы.
Для тех, кто хочет причаститься
Подготовка к Таинству ничем не отличается от обычного порядка: необходимо читать покаянные каноны, усилить постное воздержание. Некоторые особенности имеет Евхаристический пост – полное воздержание перед Причастием. Так как оно будет совершаться ночью, рекомендуется не есть и не пить после 20-21 ч.
Исповедь перед ночной литургией, как правило, совершается перед ее началом, или в иное время, которое можно узнать в непосредственно в храме.
Какие требы заказать и когда
Обычно и те, кто планирует быть на литургии, и христиане, которые на Новый год останутся дома, кроме записок о здравии и упокоении на проскомидию, подают имена и на Новогодний молебен, испрашивая у Господа благословение на начинающийся год, благополучие в Новом году. Сделать это лучше заранее, напримар, 30 декабря.
Молебен на начало Нового года обычно совершается утром или днем 31 декабря (реже — 1 января). Если в храме служится ночная литургия, то — после нее.
Актуально: Какие молитвы читать в новогоднюю ночь дома
Как проходит ночная служба
Узнать время ее начала можно непосредственно в храме. Как правило, около 23.40 начинается чтение часов, а в полночь служится литургия. Продолжительность обычная — 1,5 -2 часа. Каких-либо особенностей она не имеет – разве что проходит под звуки новогодних фейерверков, которые традиционно запускают те, кто встречает праздник вне храма.
Наталия Сазонова
Узнайте также:
- Что будет в храме 31 декабря
- Как проходит ночная служба на Рождество
- Рождественский сочельник: что не пропустить и как причаститься
- Пасхальная литургия: особенности
Отзывы прихожан и священников
Митрополит Тихон (Шевкунов), наместник Московского Сретенского монастыря в 1995-2018 гг.:
«Сначала мы предполагали, что на службе будут только монахи и, может быть, несколько наших самых усердных прихожан. Но, к нашему удивлению, храм оказался полон. Среди наших прихожан много православных семей, и это оказалось замечательной возможностью решить непростой для них вопрос празднования Нового Года. На следующий год людей пришло еще больше, а дальше еще и еще! Потом мы узнали, что и в других храмах был воспринят этот опыт.Наш монастырь находится в самом центре Москвы и ровно в двенадцать часов салюты и взрывы петард заглушают первую ектенью. Мы относимся к этому спокойно. Никто — ни монахи, ни наши прихожане, конечно же, не осуждают тех, кто не стоит в это время в храме. В слове перед литургией мы каждый раз говорим, что будем особо молиться за наших домочадцев и друзей, которые в этот час каждый по-своему празднуют Новый Год…»
Юлия:
«У меня радостные воспоминания от таких служб!!! Особенно хороший вариант для тех, кто пойдет всей семьёй или кто совсем-совсем один встречает. Т.к. если не вся семья воцерковлена, то получится не очень хорошо. В этом случае все же лучше будет вариант пойти на литургию утром 1 января»
Надежда:
«Три года подряд(до начала ковида) новый год встречала в Сретенском монастыре. Считаю для себя, что это были одни из самых лучших встреч нового года. Я застала ещё то время, когда митрополит Тихон был наместником монастыря.Людей всегда очень много, и дети и взрослые. Даже были мамочки с грудными детьми. Идите и ничего не бойтесь!»
Ольга:
«Я тоже неоднократно была на ночной в новый год. Супер! Еще в этот день у нас в Почаевском монастыре день памяти св. Амфилохия Почаевского (последнего святого этого монастыря), то есть там двойной праздник. Как же хорошо там! Так что всем советую на ночную в новый год. В обычных храмах, думаю и в московских, на ночь не особо много людей приходит»