------------------- Успение Богородицы в храме
Православие сегодня Праздники Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — летняя Пасха: что будет в храме

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — летняя Пасха: что будет в храме

0 Comments
Успение Богородицы в храме

Песнопения праздника в честь Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии будут звучать 9 дней: первое прозвучит накануне (27 августа), а последние – за литургией 5 сентября. Сам же праздник приходится на 28 августа.

Предпразднство, попразднство и отдание

Канун великого праздника (к числу которых относится Успение) на церковно-славянском языке именуется предпразднством — это предпраздничное время, когда, хотя торжественных служб праздника еще нет, уже начинают звучать его песнопения. Предпразднство Успения Матери Божией длится один день.

Период после праздника называется попразднством: чаще всего это 7 дней, а ради Успения — 9, когда Церковь, пусть кульминация праздника и прошла, продолжает его отмечать, за богослужением звучат молитвы, посвященные празднуемому событию. Завершается попразднство Успения Богородицы 5 сентября  «отданием», то есть заключительной службой, после которой христиане «отдают», или «отпускают» отмечаемое событие.

Короткие, но интересные факты о празднике Успения Богородицы

  1. Событие, которому посвящено торжество, не описано в Евангелиях. Мы знаем о нем лишь из апокрифических произведений. До наших дней дошли около 70 сказаний позднего происхождения, однако, Церковь считает, что они доносят до нас древние предания о кончине Пресвятой Богородицы, Ее погребении и воскресении.
  2. В наши дни там, где в Иерусалиме стоял дом ап. Иоанна Богослова, в котором жила Богородица последние годы земной жизни, находится католический монастырь ордена бенедиктинцев. А на месте погребения Пречистой сейчас – православный храм, посвященный Успению.
  3. Празднование – пожалуй, самое молодое из числа «великих». На христианском Востоке оно появилось лишь в V в. как ответ на еретические учения, приверженцы которых принижали достоинство Матери Божией.
  4. Дата 28 августа – не исторический день Успения Матери Божией, он неизвестен. Это дата, когда в V в. император Византии Маврикий победил персидское войско.
  5. На Западе Успение стали отмечать только с VIII в.
  6. Каноны праздника, которые сейчас читаются за богослужением, написали прпп. Иоанн Дамаскин и Косма Маиюмский.
  7. Одна из стихир, которая поется на всенощном бдении после Евангелия, помечена в древних богослужебных текстах как написанная «византийцем». Литургисты полагают, что речь идет об императоре Льве Мудром, правившем в начале Xв. и создававшем богослужебные тексты. Она выделяется среди других тем, что описывает смятение и потрясение, которое переживали Апостолы перед кончиной Матери Божией. В ней передается их человеческая скорбь о близкой разлуке с Богородицей: «Егда́ преставле́ние пречи́стаго Твоего́ те́ла готовля́шеся,/ тогда́ апо́столи, обстоя́ще одр,/ с тре́петом зря́ху Тя;/ и о́ви у́бо, взира́юще на те́ло,/ у́жасом одержи́ми бя́ху,/ Петр же со слеза́ми вопия́ше Ти:/ О Де́во,/ ви́жду Тя я́сно просте́рту про́сту,/ Живота́ всех, и удивля́юся,/ в Не́йже всели́ся бу́дущия жи́зни наслажде́ние./ Но, о Пречи́стая,/ моли́ся приле́жно Сы́ну и Бо́гу Твоему́// спасти́ся ста́ду Твоему́ невреди́му».
  8. Чин Погребения Матери Божией, традиционно проходивший в Иерусалиме, стал совершаться в Русской Церкви только с середины XIX в. Впервые он был переведен с греческого для Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры при участии свт. Филарета Московского. Впоследствии чин получил распространение в других монастырях, а также на приходах.
  9. Исторически в России известно более 2000 церквей в честь праздника, самый знаменитый из которых – Успенский собор Московского Кремля, главный храм страны, Успенскими именуются кафедральные храмы во Владимире, Ростове, Ярославле, Смоленске, Рязани, Муроме, Астрахани… Такая любовь к празднику связана, прежде всего, с тем, что Пречистая по Своем Успении «мира не оставила», то есть стала Матерью всех, включая русичей, принявших христианство спустя почти 1000 лет.
  10. В православном мире также – несколько десятков монастырей, посвященных Успению. В России один из самых любимых – конечно, Псково-Печерский.

Как отмечают праздник

Главные события праздника Успения Пресвятой Богородицы

  • всенощное бдение накануне вечером;
  • литургия утром праздника;
  • чин Погребения Божией Матери; он завершается обнесением Плащаницы с изображением почившей Богородицы вокруг храма; по традиции этот крестный ход идет по дорожке из травы и цветов, которую специально создают к празднику.

Что будет в храме

Богослужения дня – торжественные и продолжительные, особенно в монастырях, посвященных Успению и церквях, где это – престольный праздник. В таких случаях утром праздника, до литургии, может совершаться водосвятный молебен.

Праздник Успения в храме

Празднование Успения Божией Матери в храме 27-28 августа. Фото пресс-службы Удмуртской епархии

Устав содержит и такое замечание:

«И по водоосвяще́нии окропля́ются кресты́ и ма́лые хлебы, для раздая́ния наро́ду».

Здесь речь идет о древней традиции, когда на Успение русские крестьяне пекли хлеб из муки нового урожая, чтобы освятить его в храме. Затем каравай с благоговением вкушали до начала праздничной трапезы.

Всенощное бдение

ПразднованиеУспения начинается вечером 27 августа. За всенощным бдением звучат стихиры, посвященные Успению, читаются отрывки из Ветхого Завета, содержащие пророчества о Матери Божией, Евангелие, канон. Кроме того, из алтаря выносится Плащаница с изображением почившей Матери Божией.

Успение: вынос плащаницы

Вынос из алтаря плащаницы с изображением почившей Богородицы из алтаря вечером 27 августа. Фото пресс-службы Удмуртской епархии

Это действие во многом напоминает службу Страстной Пятницы, когда из алтаря также износят Плащаницы, на которой – образ Спасителя.

Что за хлеб раздают на вечерней службе

Праздник Успения — Великий, поэтому 27 августа ближе к концу вечерни в православных храмах совершается лития (греч. усиленное моление) — особая часть всенощного бдения.

Возле аналоя с праздничной иконой ставят специальный столик, на него — особый сосуд (литийница), где лежат 5 хлебов, пшеница, вино, елей (масло) и горят три свечи (в честь Святой Троицы).

Хлеб, который раздают на вечерней службе

Лития

После троекратного каждения вокруг литийницы священник читает молитву, в которой просит Господа послать и приумножить нам эти земные дары, а тех, кто их примет — освятить духовно:

«Господи Иисусе Христе. Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей и умножи сия во граде сем и во всем мире Твоем, и вкушающие от них верныя освяти…»

Затем священник помазует освященным елеем верующих, после чего каждый получает освященный хлеб, политый вином.

Помазание

Помазание за всенощным бдением

Его вкушать не натощак, но с благоговением, так как это уже не обычные продукты, а освященные: по древней практике Церкви, они освящались специально для верующих, которые приходили издалека пешком и выстаивали всю ночь бдение для подкрепления их сил.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - летняя Пасха: что будет в храме

На всенощном бдении после помазания раздают хлеб

Чин погребения

В разных монастырях и приходах есть различные традиции его совершения: Чин погребения может проходить непосредственно после праздничного бдения накануне, а может совершаться вечером 28 августа, или даже – на 2 или 3 день празднования.

Чин погребения Пресвятой Богородицы Успение

Чин погребения плащаницы Пресвятой Богородицы
Фото пресс-службы Удмуртской епархии

Во время чина полностью читается 118 псалом (самый большой в Псалтири), который традиционно считается «заупокойным», так как в нем – картина человеческой жизни с ее духовными взлетами и падениями, надеждой на Господа и Его милость. К каждому стиху псалма присоединяется особое краткое молитвословие, посвященное Матери Божией. Есть и особые стихиры погребения, также напоминающие о Великой Пятнице, когда Церковь скорбит о смерти Спасителя. Вот, например, песнопение, похожее на то, что мы слышим в Великий Пяток:

«Тебе́, одеющагося светом, я́ко ри́зою, / Сы́на Бо́жия ро́ждшую, / ли́к учени́к Его́ ви́дев ме́ртву, / во гро́бе, мра́ка испо́лненном, просте́рту, / благосе́рдный пла́чь восприи́м, рыда́я, глаго́лаше: / увы́ мне, сладча́йшая Мариа́м…»

В конце Утрени и Великого Славословия под пение «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас».

Погребение завершается обнесением Плащаницы вокруг церкви. После этого она полагается в центре храма и верующие прикладываются к святыне.

Литургия

Она проходит утром. В случае, если праздник – престольный, чаще всего совершается архиерейское богослужение, продолжительность которого несколько дольше обычного.

Что поют на клиросе

Это, прежде всего, тропарь и кондак. В тропаре – кратчайший рассказ о жизни Матери Божией – земной и нынешней, небесной, когда Она «мира не оставила еси». Тропарь прославляет и Её воскресение, когда она отошла «к животу» (по-славянски – к жизни), будучи Матерью Господа.

«В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице, / преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, // и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша».

Кондак праздника целиком посвящен воскресению Матери Божией:

«В моли́твах Неусыпа́ющую Богоро́дицу / и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние / гроб и умерщвле́ние не удержа́ста: / я́коже бо Живота́ Ма́терь / к животу́ преста́ви // во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную».

За литургией звучит и еще одно песнопение, которое именуется «Задостойником», то есть таким, которое поется вместо традиционного «Достойно есть…».

Задостойник праздника приоткрывает завесу тайны над его духовным смыслом: «побеждением естества уставов», воскресением Матери Божией, которое прообразует будущее воскресение и жизнь со Христом всех верующих:

«А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше, удиви́шася, / ка́ко Де́ва восхо́дит от земли́ на Не́бо.Побежда́ются естества́ уста́вы / в Тебе́, Де́во Чи́стая: / де́вствует бо рождество́ и живо́т предобруча́ет смерть; / по рождестве́ Де́ва и по сме́рти жива́, // спаса́еши при́сно, Богоро́дице, насле́дие Твое́».

Евангелие и Апостол дня

Читается отрывок из Послания к Филиппийцам Апостола Павла, который увещевает христиан иметь «те же чувствования, какие и во Иисусе Христе», причем особо выделяет смирение и послушание Богу. Отрывок традиционно читается на Богородичные праздники, так как Пречистая своей жизнью давала христианам образец именно такого внутреннего устроения.

Евангелие дня – от Апостола Луки. Как и на другие Богородичные праздники, вновь звучит рассказ из 10 главы его Евангелия о двух сестрах – Марфе и Марии, принявших в дом Христа:

«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Имя Марии в этот день напоминает о Богородице. Завершается же Евангельский отрывок словами из 11 главы, сказанными Спасителю одной из женщин, слышавших Его проповедь: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Пожалуй, это единственное в Евангелии прославление Богородицы: Евангельские тексты вообще очень мало говорят о Матери Божией, событиях Ее жизни.

Икона дня

На иконе посвященной празднику Умпения Матери Божией изображено празднуемое событие – таким, каким донесли память о нем древние предания. Центр иконы – одр, на котором возлежит Богородица и стоящий близ Христос, держащий на руках Её чистую душу. Матерь Божию, отходящую из этого мира, окружают Апостолы. А выше – встречающие Ее в Царстве Небесном Ангелы (детали).

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - летняя Пасха: что будет в храме

Икона Успение из монастыря св. Екатерины. Гора Синай. 12 век.Детали: Христос с Младенцем на руках — это праздничная икона Успения Пресвятой Богородицы

Иногда композиция Успения может включать еще изображение в нижней части образа: здесь пишется Ангел, наказывающий иудея Афонию, который во время Погребения Богородицы дерзнул схватиться за одр, за что лишился рук – но, раскаявшись, был исцелен.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - летняя Пасха: что будет в храме

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года. Фрагмент. Иудейский священник Афоний с отсечёнными Ангелом руками.

Что едят на трапезе по Уставу

Если Успение попадает на постный день, можно вкушать рыбу и растительное масло. Если же праздник приходится на день без поста, ограничений в пище нет.

Духовный смысл праздника

Успение знаменует завершение «домостроительства нашего спасения». Господь пришел к людям, родившись от Девы, прожил земную жизнь как Человек, пострадал, воскрес. В мир пришел Святой Дух, чтобы до скончания веков пребывать в Церкви. А отшествием из этого мира Матери Божией человечество начало свой путь к Небу: ведь Она «и по смерти жива». В этом – и радость, и надежда христиан, находящихся под покровом Небесной Царицы, ведущей каждого тем путем, что прошла Она Сама – дорогой к Царству Божию.

Наталия Сазонова

Отрывок из проповеди священника

«Успением (дословно «засыпанием») в христианской традиции называется смерть, потому и умершие у нас называются усопшими, то есть, заснувшими. Кто-то может спросить: почему вы, православные, сделали это праздником, ведь это день смерти Девы Марии? Для нас это праздник, потому что, согласно Преданию, Господь Иисус Христос воскресил Свою Мать вскоре после Ее блаженной кончины и взял Ее на небо. Так что через это событие Господь показывает нам, что Он уже начал выполнять Свое обещание воскресить всех нас, и начал со Своей Пречистой Матери.

Воскресив Ее, Он показал, как исполняется Его воля и желание победить смерть, стереть все ее горькие последствия в роде человеческом, и это то, что Он приготовил для всех нас.

Всех нас Он воскресит так же, как воскресил Богородицу. Потому и назвали наши христианские предки смерть сном («успением»), потому что как сон временен, и после него следует пробуждение, так и смерть не навсегда, но после нее мы оживем вновь.

Так что сегодняшний праздник – это не просто воспоминание о том, что было когда-то давно, но подтверждение благой вести о том, что ожидает каждого из нас. Но чтобы после воскресения мы жили с Господом, нам нужно научиться еще здесь, на земле, жить по Его святой воле, в чем да поможет нам Пресвятая Богородица своими молитвами!»

(священник Георгий Максимов)

О чем молиться 28 августа

О том, чтобы Матерь Божия не оставляла людей Своими молитвами и привела каждого к спасению и Царству Ее Сына. Пресвятой Богородице молятся о:

  • мире в семье и стране,
  • исцелении от недугов и напастей,
  • даровании здравия,
  • спасении,
  • жизненном устройстве детей и внуков,
  • даровании мудрости,
  • просветлении ума

Какие молитвы читать дома

Это может быть канон или акафист празднику, или, по желанию, просто Акафист Богородице. А вот особая пространная молитва, которой можно молиться в этот день:

«О Пресвята́я Богоро́дице Де́во, Влады́чице, вы́шшая А́нгел и Арха́нгел и всея́ тва́ри Честне́йшая, а́нгельское вели́кое удивле́ние, проро́ческая высо́кая про́поведь, апо́стольская пресла́вная похвало́, святи́телей изря́дное украше́ние, му́чеников кре́пкое утвержде́ние, и́ноков спаси́тельное наставле́ние, по́стников неизнемога́ющее воздержа́ние, де́вствующих чистото́ и сла́во, ма́терей ти́хое весе́лие, младе́нцев му́дросте и наказа́ние, вдови́ц и си́рых Корми́тельнице, наги́х одея́ние, боля́щих здра́вие, пле́нников избавле́ние, по мо́рю пла́вающих тишино́, обурева́емых небу́рное приста́нище, блужда́ющих нетру́дная Наста́внице, путеше́ствующих ле́гкое прохожде́ние, тружда́ющихся благо́е поко́ище, в беда́х су́щих ско́рая Засту́пнице, оби́димых Покро́ве и прибе́жище, ненаде́ющихся наде́яние, тре́бующих Помо́щнице, печа́льных при́сное утеше́ние, ненави́димых любо́вное смире́ние, гре́шников спасе́ние и к Богу присвое́ние, правове́рных всех тве́рдое огражде́ние, непобеди́мое поможе́ние и заступле́ние! Тобо́ю нам, Влады́чице, Неви́димый ви́дим бысть, и Тебе́ мольбу́ прино́сим, Госпоже́, гре́шнии раби́ Твои́:

О Преми́лостивая и Пречу́дная Све́та у́мнаго Цари́це, ро́ждшая Царя́ Христа́, Бога на́шего, Живода́вца всех, от небе́сных сла́вимая и от земны́х хва́лимая, а́нгельский у́ме, светоза́рная звездо́, святы́х Пресвяте́йшая, Влады́чице всех тва́рей, Боголе́пная Деви́це, Нескве́рная Неве́сто, пала́то Ду́ха Пресвята́го, о́гненный Престо́ле Неви́димаго Царя́, небе́сный киво́те, носи́ло Сло́ва Бо́жия, огнеобра́зная колесни́це, поко́ище Жива́го Бо́га, неизрече́нное составле́ние пло́ти Христо́вы, гнездо́ Орла́ Небе́снаго, Го́рлице Богогла́сная, Голу́бице кро́ткая, ти́хая и незло́бивая, Ма́ти чадолюби́вая, ми́лостей бе́здно, разверга́ющая ту́чу гне́ва Бо́жия, неизмери́мая глубино́, неизрече́нная та́йно, несве́домое чу́до, не рук отворе́нная Це́ркве Еди́наго Царя́ всех век, благоуха́нное кади́ло, честна́я багряни́це, Боготка́нная порфи́ро, душе́вный раю́, живоно́снаго са́да о́трасле, цве́те прекра́сный, процве́тший нам небе́сное весе́лие, гро́зде спасе́ния на́шего, ча́ше Царя́ Небе́снаго, в не́йже раствори́ся от Ду́ха Свята́го вино́ неисчерпа́емыя благода́ти, Хода́таице зако́на, зача́ло и́стинныя ве́ры Христо́вы непоколеби́мый сто́лпе, мечу́ я́рости Бо́жия на богопроти́вных, бесо́в устраше́ние, во бра́нех побежде́ние, христиа́н всех нело́жная Храни́тельнице и мира всего́ изве́стное спасе́ние!

О Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Влады́чице, Богоро́дице, услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, и яви́ ми́лость Твою́ на люде́й Твои́х, моли́ Сы́на Своего́ изба́витися нам от вся́каго зла и сохрани́ оби́тель на́шу и вся́ку оби́тель, и град, и страну́ ве́рных, и лю́ди, благоче́стно прибега́ющия и призыва́ющия и́мя Твое́ свято́е, от вся́кия напа́сти, губи́тельства, гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от вся́кия боле́зни и вся́каго обстоя́ния, да ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни вся́ким пра́ведным гне́вом Бо́жиим ума́лятся раби́ Твои́.

Но соблюда́й и спаса́й ми́лостию Свое́ю, Госпоже́, за ны моля́щися, и поле́зное благорастворе́ние возду́ха во вре́мени пло́днаго приноше́ния нам да́руй. Облегчи́, возста́ви и поми́луй, Преми́лостивая Влады́чице, Богоро́дице препе́тая, во вся́кой беде́ и нужде́ су́щия. Помяни́ рабы́ Твоя́ и не пре́зри слез и воздыха́ния с на́шего, и обнови́ нас бла́гостию Своея́ ми́лости, да со благодаре́нием утеша́емся, обре́тше Тя Помо́щницу. Умилосе́рдися, Госпоже́ Пречи́стая, на немощны́я лю́ди Твоя́, Наде́ждо на́ша. Разсе́янныя собери́, заблу́дшия на путь пра́вый наста́ви, отпа́дшия от благочести́выя оте́ческия ве́ры па́ки возврати́, ста́рость поддержи́, ю́ныя вразуми́, младе́нцы воспита́й и просла́ви сла́вящия Тя, изря́днее же — Це́рковь Сы́на Твоего́ соблюди́ и сохрани́ в долготу́ дний.

О Ми́лостивая и Преми́лостивая Цари́це Небесе́ и земли́, Богоро́дице Присноде́во! Хода́тайством Твои́м поми́луй страну́ на́шу и во́инство ея́ и вся правосла́вныя христиа́ны, сохраня́ющи их под кро́вом ми́лости Твоея́, ри́зою Твое́ю честно́ю защити́ и моли́ из Тебе́ воплощша́гося без се́мене Христа́, Бо́га на́шего, да препоя́шет ны свы́ше си́лою на вся ви́димыя и неви́димыя враги́ на́ша. Спаси́ же и поми́луй, Госпоже́, Вели́каго Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя, иере́и же и диа́коны и весь при́чет церко́вный, и весь мона́шеский чин, и вся́ правове́рныя лю́ди, поклоня́ющияся и моля́щияся пред честно́ю Твое́ю ико́ною.

При́зри на всех нас призре́нием ми́лостивнаго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ о́чи серде́чныя ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ о нас умоли́, преста́вльшияся во благоче́стии от жития́ сего́ рабы́ Твоя́ в ве́чней жи́зни со А́нгелы и Арха́нгелы и со все́ми святы́ми причти́, да одесну́ю Сы́на Твоего́ Бо́га предста́нут, и моли́твою Твое́ю сподо́би вся правосла́вныя христиа́ны со Христо́м жи́ти и ра́дости а́нгельския в Небе́сных селе́ниих наслажда́тися. Ты бо еси́, Госпоже́, сла́ва Небе́сных и упова́ние земны́х, Ты на́ша Наде́жда и Засту́пница всех притека́ющих к Тебе́ и Твоея́ святы́я по́мощи прося́щих. Ты Моле́бница на́ша те́плая к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему.

Твоя́ Ма́терняя моли́тва мно́го мо́жет на умоле́ние Влады́ки, и Твои́м предста́тельством ко Престо́лу благода́ти Пресвяты́х и Животворя́щих Его́ Тайн приступа́ти дерза́ем, а́ще и недосто́йнии. Те́мже всечестны́й о́браз Твой и руко́ю Твое́ю держи́маго Вседержи́теля ви́дяще на ико́не, ра́дуемся, гре́шнии, со умиле́нием припа́дающе, и любо́вию сей целу́ем, ча́юще, Госпоже́, Твои́ми святы́ми Богоприя́тными моли́твами дойти́ Небе́сныя безконе́чныя жи́зни и непосты́дно ста́ти в день су́дный одесну́ю Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, сла́вяще Его́ ку́пно со Безнача́льным Отце́м и Пресвяты́м, Благи́м, Животворя́щим и Единосу́щным Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

One thought on “Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — летняя Пасха: что будет в храме”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Праздник Сретение Господне: что читают и поют в храме +когда и зачем освящают свечиПраздник Сретение Господне: что читают и поют в храме +когда и зачем освящают свечи

0 Comments
15 февраля - праздник Сретение Господне: что будет в храме

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Название этого праздника – одного из двенадцати великих, особо чтимых – значит «встреча». Основа его – историческое событие, о котором говорится лишь в одном из четырех Евангелий. В православных храмах на аналое лежит праздничная икона, а само

Праздники

14 февраля — Трифонов день, или Кто назначил святого покровителем охотников и рыбаков14 февраля — Трифонов день, или Кто назначил святого покровителем охотников и рыбаков

0 Comments
День святого Трифона -14 февраля

Есть событие для православной России значительное и замечательное (при этом без всяких маркетинговых штучек) — День памяти святого Трифона Апамейского, который приходится на 14 февраля. Но все отнюдь не просто… Святой Трифон на Руси На Руси почитание стало распространяться после истории «О царском сокольничем», произошедшей

Праздники

1 августа — 121 год со дня обретения мощей прп. Серафима Саровского и причисления его к лику святых: как это было+программа празднования в Дивеево1 августа — 121 год со дня обретения мощей прп. Серафима Саровского и причисления его к лику святых: как это было+программа празднования в Дивеево

0 Comments
1 августа - День Серафима Саровского: обретение мощей

1 августа — день памяти преподобного Серафима Саровского, особо чтимый многими христианами России – одновременно и годовщина прославления одного из любимейших русских святых, которое совершилось в 1903 г., и память о перенесении его мощей в Дивеевский монастырь, оно тоже приходится на 1 августа – но

Праздники

«Я с вами все дни до скончания века»: Вознесение Господне«Я с вами все дни до скончания века»: Вознесение Господне

0 Comments
Вознесение Господне

Если праздники Рождества и Воскресения Христова более-менее понятны, то Вознесение Господне, и с точки зрения события, и тем более вероучительная сторона праздника, не очень ясна. Будем разбираться. История из Евангелия Вознесение Христа описаны в 24 главе Евангелия от Луки, в 16 главе Евангелия от Марка,

Праздники

Как Владимирская икона Богородицы Москву спасает: Стояние на Угре в 1480 году и события 1993-го:Как Владимирская икона Богородицы Москву спасает: Стояние на Угре в 1480 году и события 1993-го:

3 комментария
День Владимирской - Стояние на Угре 1480

6 июля — Празднование Владимирской иконы. Символ России и одновременно ее защитница и святыня, может быть, самая известная и любимая – таков Владимирский образ Божией Матери, праздники которой  отмечаются несколько раз в течение церковного года. И каждый из них посвящен особому событию помощи Пречистой, которая

Праздники