------------------- 11 января - память Мучеников- младенцев, избиенных в Вифлееме Иродом
Православие сегодня Праздники Вифлеемская трагедия. Избиение царем Иродом 14 тысяч младенцев-мучеников: как это было на самом деле+значение праздника

Вифлеемская трагедия. Избиение царем Иродом 14 тысяч младенцев-мучеников: как это было на самом деле+значение праздника

0 Comments
11 января - память Мучеников- младенцев, избиенных в Вифлееме Иродом

«Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет». Смерть вифлеемских Мучеников-младенцев была предсказана пророком Иремией за несколько столетий до Рождества Христова – но суть «непонятных» слов пророка стала ясна лишь тогда, когда в сонм мучеников за Христа сразу вступили несколько тысяч… детей!

Что празднует Церковь 11 января

Память младенцев, убитых по приказу царя Ирода в городе Вифлеем, где родился Христос.

14 тысяч Вифлеемских младенцев избиение

Гвиде Рени. «Избиение младенцев»

Как это было и откуда информация

Известно, что событие произошло вскоре после Рождения Спасителя. Кроме того, по Божию Промыслу Христос, Которого среди других детей должны были убить, избежал этой участи: его мнимый отец, Иосиф, по особому видению, тайно увез семью в Египет.

Кто рассказывает о младенцах

Их историю мы знаем:

  • из 31 главы Книги прор. Иеремии; он предельно точно указывает место гибели младенцев – Вифлеем, который именует «Рахилью»; речь идет о любимой супруге праотца иудейского народа, Иакова, которая действительно была похоронена на поле близ Вифлеема; здесь же упоминается «Рама», где слышен «голос плача»; различие толкователи этого места пророчества полагают, что это либо место недалеко от Вифлеема (или в самом городе), либо – еврейское слово, означающее высоту, на которую восходит слезный вопль матерей, теряющих сыновей;
  • из Евангелия от Матфея, который описывает их кончину – и при этом напоминает пророчество св. Иеремии;
  • из апокрифических произведений, «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия Псевдо-Матфея» в которых также говорится о событиях; они доносят древние предания, хотя сами, как установлено, созданы не ранее II в.;
  • из церковных преданий: место погребения мучеников в древности было хорошо известно христианам, да и сейчас в Вифлееме показывают Пещеру Младенцев, где были погребены невинные страдальцы.

Какой именно царь Ирод

Речь идет об основателе династии Иродов, Ироде I, которого также называют «Великим». В истории еврейского народа он известен как государь, завершивший масштабную реконструкцию Второго Иерусалимского Храма, возведенного после возвращения иудеев из Вавилонского плена.

Он даже пытался назвать его «Храмом Ирода», однако, наименование это не прижилось. Помимо Храма, Ирод, желавший обессмертить свое имя, вел во Иерусалиме и другое обширное строительство: возвел амфитеатр (для боев гладиаторов, в наше время его остатки нашли израильские археологи), крепость, наконец, собственный великолепный дворец.

Почему?

Болезненно властолюбивый, Ирод мечтал о собственой царской династии. Именно поэтому он так встревожился, когда в год, точно предсказанный пророком Даниилом, в Иерусалим пришли три чужестранца, как говорит Евангелист Лука, «с Востока», которые упорно расспрашивали о «родившемся Царе Иудейском». Ирод, сам скорее религиозно индиффирентный, хорошо знал пророчества о Мессии и то, что евреи ждут его как земного царя, правителя – который, стало быть, заменит самого Ирода.

Не желая допустить подобного, царь сначала лицемерно попросил «волхвов с Востока» сообщить ему место, где находится Новорожденный. Однако, когда те не вернулись к царю, нарушив договоренность по велению свыше, вознамерился «решить проблему», убив вообще всех детей мужского пола из города Вифлеема – с тем, чтобы «родившийся Царь Иудейский» оказался в числе погибших.

Жестокость Ирода вызвала возмущение даже римлян-язычников: например, император Август, как передавали, сказал, что «лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном».

14 000? Сколько было младенцев-мучеников на самом деле

Св. Матфей о точном количестве убитых не упоминает. О 14000 юных мучеников говорит православное предание. Есть также и другие варианты численности святых:

  • 64000; об этом говорят письменные источники сирийского происхождения;
  • 144000 – мартирологи (записи о мучениках) западных христиан.

Наконец, долго живший на Святой Земле блж. Иероним Стридонский пишет, что в Вифлееме погибло «много тысяч» детей, но не указывает, сколько именно.

Сколько в действительности? Современные историки указывают, что:

  • в Вифлееме, очень маленьком городе даже по тем временам, не могло быть даже 14000 населения, не говоря о таком количестве детей, притом мальчиков – даже если учесть, что детей убивали не только в городе, но и в окрестностях; историки полагают, что убитых вряд ли было более нескольких сотен – что, конечно, никоим образом не делало преступление менее чудовищным;
  • точное число мучеников не имело определяющего значения для людей того времени, но очень важной была символика чисел, указывающая на массовую гибель детей – отсюда такие цифры, как 64 или 144 тыс.

Символика числа 14 легко «читалась» иудеем того времени: это символ «сыновей Рахили» общим числом 14 – 2 сына, Иосиф Прекрасный и Вениамин, и 12 внуков, их детей.

Сколько лет было мученикам?

Согласно св. Матфею – «от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Этим «временем», которое удалось узнать царю, было время появления Вифлеемской звезды, которую заметили волхвы. Вероятно, путь к Иерусалиму занял у них продолжительное время – возможно, несколько месяцев или даже – до двух лет. Именно этим объясняется приказ Ирода убить мальчиков от 2 лет и младше, вплоть до младенцев.

В числе убитых мог оказаться св. Иоанн Предтеча?

Согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» – да. Воины Ирода искали мальчика, который был на полгода старше Христа и история рождения которого от престарелых и бесплодных родителей была очень широко известна жителям Иерусалима.

Вифлеемская трагедия. Избиение царем Иродом 14 тысяч младенцев-мучеников: как это было на самом деле+значение праздника

Юный Иоанн Предтеча».Караваджо 1598 (авторство оспаривается )

Так что Иоанн был первым «кандидатом» в «Цари Иудейские». Однако, согласно апокрифу, матери святого, Елисавете, удалось бежать в пустыню, где она вскоре скончалась, а отец Иоанна, Захария, не выдал места нахождения сына и за это был жестоко убит прямо в храме во время богослужения.

Почитание

Оно стало складываться уже с первых веков христианства: верующие хорошо понимали, что дети стали первыми страдальцами за Христа, более того – были убиты вместо Него. Известно, что по крайней мере с III в. Церковь почитала мучеников, как святых. Об этом упоминают, например, свтт. Ириней Лионский и Киприан Карфагенский (рубеж II-III вв.).

Почему убиенных считают святыми

Церковь издавна определяла младенцев как «мартириос», по неточному переводу – «мучеников», в действительности, более точно – «свидетелей» Пришествия Христа на землю, можно сказать – первых свидетелей, которые к тому же стали жертвой человеческой злобы, амбиций, ненависти, властолюбия.

Пещера

Это – место захоронения детей, которое хорошо было известно христианам, вероятно, с первых веков. Позже, в IV в., близ пещеры была построена базилика Рождества Христова, и мощи младенцев оказались в крипте, подземной усыпальнице, под южной частью базилики. Побывавший в базилике священник Константи Пархоменко рассказывает: «Если зайти в храм, то боковой правый выход (когда мы стоим лицом к алтарю) приведет во двор, где находится вход в крипту мучеников-младенцев».

Пещера вифлеемских младенцев в Храме Рождества Христова в Вифлееме

Пещера вифлеемских младенцев в Храме Рождества Христова в Вифлееме

Другие варианты места захоронения

Есть свидетельства паломников VI в., что могила святых находилась не в крипте базилики, а в другом месте: примерно на половине пути из Вифлеема к Бейт-Сахуру, «полю пастырей» в 2 км от города, где пастухам явился Ангел, возвестивший о Рождении Христа. Возможно, мест захоронения детей просто было несколько, отсюда и разнобой в сведениях, которые сообщают документы.

Мощи

Сейчас в крипте базилики Рождества находятся кости не только детей, но и взрослых мучеников, пострадавших при захвате города мусульманами в VII в. Известно, что впоследствии примерно половина честных останков были перенесены в Константинополь, а половина продолжала пребывать в Вифлееме.

Вифлеемская трагедия. Избиение царем Иродом 14 тысяч младенцев-мучеников: как это было на самом деле+значение праздника

Мощи вифлеемских мучеников в пещере

Кроме того, согласно историческим документам, в 414 г. часть мощей святых также перенесена на Запад. Части честных останков сохранялись в Марселе, Риме, Падуе, Милане, Лиссабоне.

Есть мощи святых и на канонической территории Русской Церкви:

  • в 1620 г. мощи одного из мучеников передал Киево-Печерской лавре Патриарх Иерусалимский Феофан;
  • в Серпуховского Высоцком монастыре есть глава одного из младенцев; еще одна глава хранится в монастыре Давидова пустынь, также недалеко от Серпухова.

Установление даты

На Востоке память святых издавна праздновалась 29 декабря (11 января н.ст.), на Западе – днем раньше, 28 числа месяца. Сирийские христиане праздновали святым 27 декабря.

А вот Армянская Апостольская Церковь чтит их память после праздника Пасхи, Вознесения и Троицы: в понедельник после второй недели по Пятидесятнице. Праздник у христиан всегда соединялся со скорбью о бесчеловечном убийстве: поэтому, к примеру, на Западе в Средние века этот день считался «самым несчастным в году».

Храмы, памятники

К настоящему времени в России и Белоруссии известно до 16 действующих храмов и часовен мучеников. Все они – постройки последних десятилетий. Такой рост количества церквей объясняется просто: многих из них являются храмами-памятниками в честь нерожденных детей, ставших жертвами абортов. Церковный народ осмысливает страдание детей времен жестокого Ирода как повторяющееся в наши дни по неразумию и жестокости отцов и матерей.

Икона дня

На образах святых они показаны детьми в белых одеяниях, с крестами в руках. Иногда среди сонма святых мы видим Христа, обнимающего детей, покрывающего их дланями. На других иконах Господь взирает на мучеников с неба. А на заднем плане образа показана гибель святых и горе их матерей, со слезами воздевших руки к небу.

Вифлеемские мученики

14 тыс вифлеемских мучеников: икона

О чем молятся

К святым обращаются, прося:

  • сохранения жизни детей;
  • вразумления тех, кто решился или может решиться на грех, подобный Иродову – аборт;
  • исцеления болезней.

Духовное значение праздника

Суть почитания мучеников – в том, что мы чтим тех, кто первыми пострадал за Христа, и пострадал не по причине проповеди веры или особого подвига. Смысл страданий детей – это… отсутствие смысла. Они умерли не «за что-то», а «почему-то»: потому, что мир, крайне поврежденный грехом, подлинно «лежит во зле» вплоть до полной утраты нравственных ориентиров, которая и ведет к убийству детей. В этот страшный мир и приходит Бог – чтобы спасти.

Наталия Сазонова

Молитва дня

О, святии мученицы, младенцы Вифлеемстии, ублажаем ныне страдания ваши, за Рождшагося от Девы понесеннии, славословим чистоту душ ваших, юже ко Престолу Господню, яко жертву благоуханную принесли есте, воспеваем небесную славу вашу, ею же райстии обители озаряете. О, святии младенцы, призрите с небесныя высоты на мужи и жены, во гресех потопляемии, на юноши и девы, смрадом греховным растлеваемии, на отроки и отроковицы, мерзостем греховным научаемии, на младенцы, родительми оставлении и во отробах еще сущих, ко убиению приуготовлении.

Вознесите молебный вопль ваш ко Престолу Христа Бога, Его же ради во младенчестве убиение от Ирода нечестиваго претерпели есте, да помилует всех Рождшийся от Девы и от погибели вечныя избавит, младенцы же, во утробах сущих , от убиения да избавит.

Вемы бо вемы, угодницы Христовы преславнии, яко многомощна молитва ваша пред Богом, сего ради , уповающе на милость и любовь вашу, прибегаем ко многомощному предстательству вашему и просим не оставити нас в гресех погибающих. Приведите молитвами своими всех нас ко богоугодному житию и сподобите в будущей жизни небесного наслаждения и райских обителей, идеже вечно воспевается Имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Отрывок из проповеди

Епископ Рашско-Призренский и Косовско-Метохийский Артемий (Радосавлевич):

«Это преступление Ирода против невинных детей совершилось не без предвидения и попущения Божиего. Ибо Бог знает все, хотя и не все делает. Доказательство тому – пророчество Иеремии, относящееся к этому событию: «Глас в Раме слышан бысть, плач, и рыдание, и вопль; Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть (Иер. 31: 15; Мф. 2: 18). Итак, если Бог предвидел и предсказал устами пророка это событие, значит, оно наверняка произошло не без Промысла Божия и не лишено своего смысла. «Ты говоришь, – пишет святой Иоанн Златоуст, – что эти младенцы могли бы многое совершить, даже и великие дела, если бы жизнь их была продолжительнее. Но тогда Бог не допустил бы их раннюю смерть, если бы им суждено было стать великими», то есть более великими, чем они стали благодаря своей смерти. «Напротив, – говорит архиепископ Иннокентий Херсонский, – они легко могли бы попасть в число тех, которые кричали Пилату: “Да распят будет… Кровь Его на нас, и на чадех наших” [Мф. 27: 22, 25]. Возможно, на них бы обрушились те беды и потрясения, о которых Господь говорил незадолго до своих страданий: “Се дние грядут, в няже рекут: блажены неплоды, и утробы, яже не родиша, и сосцы, иже не доиша” [Лк. 23: 29]. И вот, это блаженство и выпало ныне на долю вифлеемских матерей. Им было легче потерять своих детей, пока те были в невинном возрасте, нежели видеть их злосчастную смерть или ужасные несчастия тогда, когда эти дети стали бы опорой их немощной старости».

Несчастья сопровождают каждого человека на его жизненном пути. И вифлеемские младенцы, если бы продолжили жить, обязательно бы столкнулись в своей жизни со множеством невзгод. Между тем, как знать, помогли бы им эти невзгоды в стяжании Царства Небесного так, как помогла им в этом их ранняя смерть. Ибо несчастья идут на пользу человеку только тогда, когда он их смиренно и терпеливо переносит ради Бога. В этом случае несчастья и страдания очищают нас от грехов и доставляют нам награду. Но перенесли бы столь же героически эти младенцы все жизненные невзгоды, как перенесли они смерть, – вот в чем сложнейший вопрос и огромный риск. Они своим страданием вложили меньшее (хотя и самое большее, что имели в этом мире, – жизнь), дабы приобрести все – бессмертие и вечную жизнь в Царстве Небесном. Поэтому воистину они не претерпели никакого ущерба.

Наконец, когда многие сомнения и вопросы обуревают нас со всех сторон, когда мы видим бедствия, на первый взгляд незаслуженные, и не постигаем их смысла, и теряемся в недоумении, мы должны со смирением вспомнить слова Иисуса Христа, обращенные к апостолу Петру: «Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих» (Ин. 13: 7). Многое из того, что некогда было непостижимым, становится понятным по прошествии времени; окончательно же мы уразумеем все на последнем суде Христовом над родом человеческим».

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Как христиане отмечают День рождения Иоанна Предтечи, пророка, крестившего Иисуса, и при чем здесь праздник Ивана КупалыКак христиане отмечают День рождения Иоанна Предтечи, пророка, крестившего Иисуса, и при чем здесь праздник Ивана Купалы

0 Comments
Рождество Иоанна Предтечи: праздник

Иоанн, называемый Предтечей, или предвестником Спасителя Христа – один из очень немногих святых, которых Церковь чтит не только в дни памяти перенесения мощей, кончины, но также – в день рождения. Кроме него, Рождество празднуют лишь Пресвятой Богородице и свт. Николаю Чудотворцу. Что это за праздник

Праздники

О Дне рождения Богородицы Библия ничего не говорит… Что же тогда празднует Церковь?О Дне рождения Богородицы Библия ничего не говорит… Что же тогда празднует Церковь?

3 комментария
Рождество Пресвятой Богородицы

Церковь празднует Рождество Богородицы. Нас ради и ради нашего спасения родилась Матерь Бога – мост жизни, вводящий нас в вечность. В стихире вечерни поется, что, благодаря этому событию, «естества нашего разрешается неплодство». Прославляя Матерь Божию, мы стремимся к разрешению от неплодства душ наших, чтобы нам

Праздники

Священник рассказал о смысле и значении Великого праздника «ОбрЕзание Господне»Священник рассказал о смысле и значении Великого праздника «ОбрЕзание Господне»

0 Comments
ОбрЕзание Господне - смыл и значение

14 января — Великий праздник «ОбрЕзание Господне». Так получилось, что этот праздник ушёл куда-то на задний фон, хотя в нём заложены важнейшие смыслы, прообразы и пророчества. Уже тот факт, что апостолу Павлу пришлось много не просто писать на эту тему, но буквально воевать с уверовавшими

Праздники

«Я с вами все дни до скончания века»: Вознесение Господне«Я с вами все дни до скончания века»: Вознесение Господне

0 Comments
Вознесение Господне

Если праздники Рождества и Воскресения Христова более-менее понятны, то Вознесение Господне, и с точки зрения события, и тем более вероучительная сторона праздника, не очень ясна. Будем разбираться. История из Евангелия Вознесение Христа описаны в 24 главе Евангелия от Луки, в 16 главе Евангелия от Марка,

Праздники

Традиции и парадокс самого русского праздника: 14 октября — Покров Пресвятой БогородицыТрадиции и парадокс самого русского праздника: 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

0 Comments
Покров Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – всегда особый день. Иногда землю покрывает первый снег. А в иной год в ясном, голубом – цвета одежд Божией Матери! – небе сияет солнце. И при взгляде на него особенно чувствуется смысл праздника – радость о небесном заступничестве Пречистой. Что

Праздники