Одни говорят, что колядки на Рождество — это «радостный крик души верующего человека», славящего Христа. Другие – что они являются обычаем языческого происхождения, против которого Церковь выступала многие столетия. Есть самые разноречивые мнения даже о происхождения самого слова. Так что же такое Рождественские колядки и стоит ли следовать этой традиции? Оригинальная подборка рождественских колядок на русском и украинском + ноты и видео — в конце статьи.
Традиции русского народного праздника
Святками принято называть 12 дней после Рождества Христова: с 7 по 18 января.
Это – время, когда Церковь благословляет христиан сугубо радоваться Рождению Спасителя. В это время не постятся, много ходят в гости и принимают гостей.
Есть и особые традиции «святых дней», например, Рождественские вертепы, а еще – пение особых песней, колядок.
Когда колядовать
Традиция обходить дома с радостными рождественскими песнопениями соблюдалась нашими предками с первого дня Рождества и до 1 января (по «новому стилю» это 14 число месяца, сейчас день именуют «старым Новым годом»), когда наступало новолетие.
Что это такое
Это народные песни, которые исполняются в дни, когда празднуется Рождество Христово. Как правило, с ними обходят дома верующих «колядовщики» или «славильщики», поздравляя всех с великим праздником.
В ответ хозяева по традиции угощают поющих. Колядки:
- посвящены Рождеству Христову и событиям Священной истории;
- содержат благопожелания: например, счастья, богатства, большого урожая.
При этом, как говорят современные исследователи фольклора, колядки бывают:
- только Рождественские, прославляющие Родившегося Господа, рассказывающие о событии;
- исключительно посвященные земному благоденствию, похвалам в адрес гостеприимного хозяина дома, пожеланиям ему удачи, счастья; часто такие колядки могут содержать угрозы и даже проклятия в адрес тех, кто не захочет одарить колядовщиков, вроде «не дадите пирога – закидаем ворота»;
- своего рода смешанного типа, когда, прославляя Христа, одновременно желают благоденствия хозяину дома.
Именно в этих особенностях колядок – корни разноречивых мнений о традиции, ведь она имеет одновременно и языческое, и христианское происхождение.
Кто такой Коляда?
Возможно, никто. Точных данных о том, что значит слово «коляда», историки и этнографы сейчас не имеют. Есть лишь различные версии.
- Согласно одной из распространенных, слово происходит от латинского «календы». Так именовали начало нового года римские язычники, проводившие в этот день радостные шествия по случаю новолетия
- Согласно другому мнению, Коляда – действительно имя собственное. Вот и в колядках есть, например, такие припевы: «Пришла Коляда накануне Рождества». Современные неоязычники любят рассуждать, что древние славяне якобы так именовали божество плодородия. Однако, никаких достоверных данных об этом нет. А в разных регионах страны в колядках есть также другие имена – Авсень, Таусень, Виноградие. Если Коляда и божество, то уж точно не общерусское.
- А вот что пишет известный церковный историк рубежа XIX—XX вв. А. П. Лопухин: по его мнению, «народ представил коляду живым существом, которое посещает домы в виде колядовщиков и приносит счастье в семью, т. е. олицетворил колядование в образе Коляды». И это мнение имеет некоторое подтверждение: например, в селах Московской губернии XIX в. «колядой» именовали белую рубаху, надетую поверх одежды на девушку, и саму эту девушку, которую водили с собой колядовщики. Считалось, что она «приносит счастье». А в Белоруссии «колядой» был парень, обязательно на белой лошади.
Во всяком случае, очевидно: Священная история никаких «Коляд» не знает, следовательно, слово имеет языческое происхождение. Что, однако, никак не помешало воцерковлению самого обычая после Крещения Руси.
Читайте подробнее: Святки — в чем истинный смысл праздника
Откуда пошли колядки?
Когда христианство стало распространяться в языческих странах, оно уже имело устоявшуюся собственную традицию прославления Родившегося Господа. Она начинается буквально со дня Рождества: первая песнь в Его честь воспета Ангелами, которые явились на поле пастухам:
«Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение!»
«Христославы»
Впоследствии, с утверждением христианства как религии большинства населения Византийской империи:
- существовала традиция поздравления императора; после богослужения праздника Патриарх Константинопольский направлялся в царский дворец, чтобы вместе с причтом воспеть песнопения праздника и поздравить правителя;
- зародилась традиция подобного же посещения прихожан причтом храмов; ее переняла также Русь: на праздник Рождества священники обходили приход с молебнами, поздравляя каждую семью.
А с XVII в., когда в России стало развиваться духовное образование, «славильщиками» Христа становятся еще и семинаристы, приветствовавшие прихожан церковными песнопениями, иногда даже на греческом или латинском языках – так, например, часто бывало на Украине.
Наконец, «славить Христа» учатся и другие христиане, без духовного сана и образования.
Как называются обрядовые песни у украинцев
По большей части – «колядки», но кроме этого в обиходе другое название, «щедривки». Это песни, которые поются накануне «щедрого вечера», то есть наступления новолетия (14 января н.ст.). И здесь, как и в русских колядках этого времени, присутствует уже не только христианская традиция. А иногда – и не столько.
Щедровка хозяину дома:
Ой дама-дама сам пан гаспада(рь)
Накрывай сталы, клади пираги.
Как прыдут ы к вам трое гостейка(в)
Первый гостейка – ясна Солнышка
Втарой гостейка – дробный дождичак
Третий гостейка — ярка Лунейка.
После каждой строки: Свят вечар.
— Поздоровляем с Новым годам,
С усим родам.Чтоб здоровы был
И,Многа лет жилИ,
И гарелочку пилИ,
И подскакивали.
И никогда не болели.
Другие колядки
Традиция обходить дома с песнями после зимнего «солнцеворота» существовала задолго до Крещения Руси. Но была она нехристианской, больше похожей на римские «календы», когда люди радовались грядущей весне, тому, что после зимнего солнцестояния начинает удлиняться день, как бы «возрождается солнце».
В это время совершались различные обряды, «обеспечивающие» плодородие земли, будущее благополучие. Отсюда русские традиции колядовщиков:
- разбрасывать в доме семена – на будущий благополучный посев;
- требовать (иногда не слишком вежливо) угощения, которое также имело магическое значение, обеспечивая благополучие начавшегося года; а жадного хозяина всячески проклинали, желая ему несчастий – и это тоже была своего рода магия.
Как все это совмещалось с прославлением Христа? Трудно. Лишь в более поздний период появляются колядки, одновременно славящие Господа и содержащие благопожелания хозяину (в конце концов, в самом благопожелании ведь нет ничего плохого), лишенные угроз «наказать» за жадность.
И все же накануне новолетия, в Васильев вечер (канун памяти св. Василия Великого), начинало твориться нечто вовсе невообразимое: колядовщики не только прекращали всякое «христославие», но вообще приходили ряжеными, в масках зверей или птиц, или просто чудовищ, многие – в полушубках, вывернутых наизнанку.
«Машкарад» сопровождался бесчинствами: разбрасывали поленницы, обливали хозяев водой, а то и мазали, кто сажей, кто навозом, затевали драки. Все эти безобразия в общем-то в остальном «нормальных» христиан были посвящены разгулу нечистой силы накануне наступления нового года – под бесов, собственно, и рядились. А вывернутые наизнанку полушубки означали, что ряженый вообще представляет мертвеца, выходца с того света.
Благочестивые крестьяне бесчинствующих старались в дом не пускать: отдаривались продуктами через окошко да через забор, авось пронесет, не тронут. Впрочем, ряженые часто ломились и без особых приглашений, а еще безобразничали на улице, например, ломали оставленные без присмотра сани, забрасывали на крыши забытые кем-то вещи… А потом наступало новолетие и все прекращалось. Покаяться за бесчинства?
А как же, обязательно: впрочем, считалось, что безобразия можно не исповедовать в Таинстве Покаяния, достаточно… окунуться в прорубь на Крещение, и тем смыть грех. Вот такое происхождение имеет нынешнее суеверие о крещенском купании, которое якобы разрешает грехи…
Именно эти колядки и имели ввиду отцы Стоглавого Собора, которые в 1551 г. отмечали:
«Мужи, и жены, и дети в домех и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, еще же и пьянством. Подобна же сему творят во днех и в навечерии Рождества Христова, и в навечерии Василия Великаго, и в навечерии Богоявления».
Судьба колядок
Культура колядования прекратила существование с началом гонений на религию, а в 1930-х еще и коллективизации, разрушившей традиционную крестьянскую культуру. Возродилась практика только с 1990-х – но лишь в формате исторической реконструкции, театрализованного действа, ведь реальная деревенская жизнь теперь стала совсем другой.
К настоящему времени колядки существуют, по сути, в двух «форматах», как оно и было до 1917 г.:
- с одной стороны, возрождается практика славления Христа, восходящая к первым векам христианства;
- с другой, есть немало колядовщиков-реконструкторов, вполне бездумно поющих что-нибудь вроде: «Кто не даст пирога,тому куричья нога,гроб да лопата,корова горбата!». И полагающих, что это «народная христианская традиция».
До бесчинств в полном смысле дело не доходит – да оно и к лучшему.
Где еще используют колядки
Традиции колядок есть не только в России, но и в католических странах, например, в Польше. И здесь существовали языческие песнопения, но местные христиане, католики и православные, издавна составляли собственные, христианские. Они распространялись в народе благодаря студентам духовных школ, странствующим монахам.
Колядки на Хэллоуин
Сам этот праздник, имеющий кельтское происхождение, сейчас получил распространение как часть масскультуры. Он схож со славянским «зимним солнцеворотом», хотя отмечается несколько раньше.
Здесь также присутствуют специфические атрибуты, например, ряженые, представляющие нечистую силу.
В настоящее время, ввиду того, что часть жителей России тянутся к подобной культуре, появляется практика «колядования», для которой используются… славянские языческие колядки или стилизацию под них.
Например, вот какие тексты рекомендует один из интернет-сайтов:
«Коляда, Коляда, подавай пирога!
А не дашь пирога – уведем корову за рога!»
«Коляда, коляда, Отворяйте ворота!
Открывайте сундучки,
Доставайте пятачки…»
Впрочем, широкого распространения праздник не имеет, а потому авторы сайтов, связанных с подготовкой к нему, не рекомендуют «водить детей по незнакомым случайным адресам и экспериментировать.
Во-первых, сладостей там точно не будет.
Во-вторых, многие Хэллоуин воспринимают в штыки. Столкнетесь с критикой и негативом.
Лучше не пробуйте. Во время колядок будьте все время рядом с детьми и ведите по заранее продуманному маршруту. Случайных позитивных людей на пути пусть дети пытают на предмет сладостей или денюжек, за фотку например, а негативных критиканов и нравоучителей обходите стороной и уводите от них детей, не вступая в дискуссии…»
Рождественские колядки
Создатели абсолютного большинства колядок не известны, это касается как христианских песен, так и тех, что имеют языческое происхождение. Лишь с XVII в. появляется жанр авторской колядки. Например, в XVIII в. в Почаевской лавре была издана книга «Богогласник», где были собраны посвященные Рождеству песнопения авторства свт. Димитрия Ростовского, Григория Сковороды и других.
Славить Родившегося Господа – древняя и прекрасная традиция, которую и сегодня любят те, кто регулярно посещает храм, ведет церковную жизнь. Именно это, а еще регулярное чтение Евангелия, духовной литературы, позволяет отличить реальную традицию от давно прекратившего существования язычества, и славить Господа так, как делали это христиане столетия назад.
Узнайте также: Почему в России Рождество Христово 7 января, а не 25 декабря как у католиков? Даже греки рождение Спасителя празднуют до Нового года
Подборка рождественских колядок
Здесь мы собрали аутентичные и красивые тексты колядок.
Русские колядки
Участники арт-проекта «Васильев вечер» прошли по Томску с пением колядок. Посмотрите видео:
В Вифлееме тишина
1. В Вифлееме тишина,
спят луга и спят стда.
Ночь светла как никогда.
В небе яркая звезда
освящает всё вокруг:
реки, горы, лес и луг
Припев:
Мир и радость, мир и радость,
мир и радость ныне всем.
Мир и радость,смр и радость.
В каждом сердце Вифлеем
2.Чтобы так гореть звезде
мы не видели нигде»,
— говорили пастухи, отдыхая у реки.
Вдруг погас у них костёр, Ангел крылья распростёр.
Припев.
3. «О, не бойтесь, пастухи!
Бог сошёл простить грехи,
Он рожден в вертепе ныне!»
И промолвил Ангел имя.
И запело всё вокруг —
небо, горы, лес и луг.
Припев.
Пречистая дева
1.Пречистая Дева Сына народила. Ой, так, так рано.
Припев: Сына народила, в ясли положила. Зажглась в Небе Звезда.
2. А за ясной Звездой идут чредой мудрых три царя.
Припев: Мудрые три царя и приносят дары Христу-Младенцу.
3. И мы вместе ныне, Тебе, Божий Сыне, хвалу воздадим,
Припев: Славу воспеваем, Бога прославляем сердцем верным и чистым.
4. Пречистая Дева Сына народила. Ой, так, так рано.
Припев: Вы ликуйте, люди, радуйтесь о Чуде: Христос народился.
Рождество Христово, Ангел прилетел
Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
“Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!”
Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились –
Днесь Христово Рождество!
Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье –
Днесь Христово Рождество!
Ночь тиха, ночь свята
Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи Младенец Святой.
Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный Ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй
Над уснувшей землёй.
Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд Его о любви говорит
И сияет красой
И сияет красой.
Добрый тебе вечер
Добрый тебе вечер,
Ласковый хозяин!
Радуйся, радуйся земля,
Сын Божий в мир родился.
Мы к тебе, хозяин,
С добрыми вестями.
Радуйся, радуйся земля,
Сын Божий в мир родился.
С добрыми вестями
Из Святого Града.
Радуйся, радуйся земля,
Сын Божий в мир родился.
На украинском языке
В 1973 году знаменитый тенор Иван Семёнович Козловский на фирме «Мелодия» тайно записал концертную программу из рождественских колядок. На грампластинке собраны украинские колядки с глубоко религиозными текстами, построенными на евангельских событиях.
Три из них, наиболее известные:
- Нова радiсть стала.
- По всьому світу стала новина.
- Добрый вечір Тобі пане Господарю?
В богоборческие годы записать такой репертуар было делом не мыслимым и пластинку издали сокращённым тиражом – всего 400 штук. Чиновники из Министерства культуры СССР повелели все 400 экземпляров изъять из продажи и уничтожить.
Виниловые диски ломали через колено, бросали на пол и топтали сапогами. Спустя двадцать лет Козловский с горечью вспоминал об этом эпизоде: » …Но зачем же вы глумитесь надо мной, зачем превращаете в крошку пластинки моих рождественских колядок и топчетесь своими грязными сапожищами по моему голосу?»
Только в 1985 году стало возможным провести трансляцию колядок в исполнении Козловского. Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к духовному наследию великого маэстро. Послушайте
Колядка «Нова радість стала»
https://youtu.be/lS477bDtgCA
А вот текст:
НОВА РАДІСТЬ СТАЛА
Нова радість стала,
Яка не бувала,
Над вертепом звізда ясна
Світу засіяла. (2)
Де Христос родився,
З Діви воплотився,
Як чоловік пеленами
Убого повився. (2)
Пастушки з ягнятком
Перед тим Дитятком
На колінця припадають,
Царя-Бога вихваляють. (2)
— Ой Ти, Царю, Царю,
Небесний Владарю,
Даруй літа щасливії
Цього дому господарю. (2)
Цього дому господарю
І цій господині,
Даруй літа щасливії
Нашій неньці Україні. (2)
Дай нам в мирі жити
І Тебе хвалити,
А по смерті в царстві Твоїм
По вік віків жити. (2)
В ВИФЛЕЄМІ ДНЕСЬ МАРІЯ ПРЕЧИСТА
В Вифлеємі днесь Марія Пречиста
Породила у вертепі нам Христа.
Пр испі в:
Слава во вишних Богу,
Слава во вишних Богу,
I мир всім на землі!
Ангел з неба пастирям ся являє
І веселу сю новину звіщає.
II р испі в.
Прибігають до вертепу пастирі
І з собою несуть дари в офірі.
Пр и с пі в.
І Дитятку кланяються в оборі,
До Його ніг припадають в покорі.
Пр и с пі в.
А з востока за звіздою йдуть царі,
Три преславні, прерозумні звіздарі.
Приспів.
Книжники їм і учені сказали,
Щоб Месію в Вифлеємі питали.
Приспів.
Йдуть царі, Христа знаходять в яскині,
Між бидляти, в бідних яслах на сіні.
Пр испі в.
Там в смиренню свій Му поклін віддали,
Пред Ним злото, ливан, миро поклали.
Приспів.
Ми також Христу поклін свій віддаймо
І разом з небесним хором співаймо.
АНГЕЛИ, ЗНИЖАЙТЕСЯ
А-нгели , знижайтеся,
Ко землі зближайтеся,
Господь бо, сотворший віки,
Живе нині з человіки.
Станьте з хором всі собором,
Веселітеся, яко з нами Бог.
Се час ісполняється,
Се Син посилається,
Се літа прийшла кончина,
Се Бог посилає Сина.
День приходить, Діва родить,
Веселітеся, яко з нами Бог.
Ми ж тобі, рожденному,
Гостеві блаженному
Серця всіх нас отверзаем,
В дом душевний призиваєм.
ІІіснь співаєм, восклицая,
Веселяїцеся, яко з нами Бог.
НА НЕБІ ЗІРКА
н а небі зірка ясна засяла
І любим світлом сіяє;
Хвиля спасения нам завитала,
Бог в Вифлеємі рождаєсь.
Щоб землю з небом в одно злучити,
Христос родився, славіте! (2)
В біднім вертепі, в яслах на сіні
Спочив Владика, Цар світа,
Отож до Него спішім всі нині —
Нашого жде Він привіта.
Спішім любов’ю, теплом зігріти,
Христос родився, славіте! (2)
Благослови нас, Дитятко Боже,
Дари нас нині любов’ю,
Най ціла сила пекла не зможе
Нас розділити з Тобою.
Благослови нас, ми Твої діти,
Христос родився, славіте! (2)
ЩЕДРИЙ ВЕЧІР ВСІМ НАМ
Щедрий вечір всім нам, щаслива година,
Породила Діва предвічного Сина.
Приспів:
(після кожного куплету)
Ладо, Ладо, Ладо!
Всім на світі радо!
Щедрий вечір на землі.
Не в пишних палатах Бога породила,
А в біднім вертепі Господа повила.
Не білі перини Богові стелили,
На в’язочці сіна Вічного зложила.
Не поміж царями Господь нам явився,
А між вівчарями в яслах положився.
А небесні духи в синяві співають,
Пастирів убогих до стайні скликають.
Пастирі убогі до стайні приходять,
На в’язочці сіна Господа знаходять.
А на світлім сході зоря засвітила,
Трьох царів премудрих дуже звеселила.
Золото і ладан, миро вони взяли
І в Єрусалимі за Христом питали.
Найшли Христа Бога не в Єрусалимі,
А в убогій стайні в місті Вифлеємі.
Убогим вертепом царі не гордили,
Христови всі дари і поклін зложили.
І ми Христа Бога всі радо вітаймо,
Разом з пастирями весело співаймо.
Різдвяна ніч
Різдвяна ніч сіяє,Марія- Мати співає:
«Люляй же, люляй у жолобочку,
Малий Іісусе, Мій Синочку.»
Різдвяна ніч за вікном,
Кругом все спить тихим сном.
Свічка горить, Дитя не спить,
Ручками світ благословить.
Різдвяна ніч, тиха ніч,
Вкраїнська хата, тепла піч.
В Святу вечерю для пастушків
Ми напечемо пампушків.
Різдвяна ніч надворі,
Глечик куті на столі.
А дітвора колядує,
З Різдвом Христовим вітає.
Короткие тексты для детей
С Рождеством святым вас, люди!
Мир да лад у вас пусть будет,
Чтобы горя вы не знали
И в богатстве пребывали!
***
Христос Спаситель
В полночь родился.
В вертепе бедном Он поселился.
Вот над вертепом Звезда сияет.
Христос Владыко,
В Твой день рожденья
Подай всем людям
Мир просвещенья!
***
Сеем, веем, развеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
Вы Христа прославляйте,
Угощения нам давайте!
***
ОЙ НА РІЧЦІ НА ЙОРДАНІ
О й на річці, на Йордані,
Там Пречиста ризи прала,
Свого Сина сповивала,
На ялині колихала.
Прилетіли три янголи,
Взяли Христа під небеса.
Всі небеса розтворились,
Усім святим поклонились.
***
ЩЕДРІВОЧКА ЩЕДРУВАЛА
Щедрівочка щедрувала,
До віконця припадала:
— Що ти, тітко, напекла?
Неси швидше до вікна!
Скачать ноты
Сборник «Чудо из Чудес». Рождественские песни для детского хора в сопровождении фортепиано, ансамбля флейт (скрипок).
Автор: Ираида Сальникова. Написанные на стихи русских православных поэтов они глубоко и достоверно передают таинственную и радостную атмосферу события Рождества Христова, подчеркивают его непреходящее значение для всего человеческого рода.
Ноты для смешанного хора:
Raduytesya_vsi_lyude_O_Nizhankivskiy_1
Raduytesya_vsi_lyude_O_Nizhankivskiy_1
Видео
Две рождественские колядки св. Димитрия Ростовского
Чудесно поют девушки
Вечер тебе добрый. Рождественская песня. Колядка. Дети Поют. (Добрий вечір тобі)