------------------- Усекновение главы Иоанна Предтечи
Православие сегодня Праздники Усекновение главы Иоанна Крестителя: в храме — особые молитвы о страждущих от винопития и наркомании+панихида о павших воинах, а на трапезе — постная пища с маслом

Усекновение главы Иоанна Крестителя: в храме — особые молитвы о страждущих от винопития и наркомании+панихида о павших воинах, а на трапезе — постная пища с маслом

0 Comments
Усекновение главы Иоанна Предтечи

 11 сентября  Церковь вспоминает трагическое событие — Усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи. И это день строгого поста. Особенности храмовых богослужений, уникальные молитвословия дня и значение даты для современных православных христиан — в статье.

Что празднуем

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — полное название празднества, которое в православном календаре выделено красным цветом. Праздник не двунадесятый, но великий и значимый, установленный Церковью в воспоминание того, как был предан казни Предтеча Христа. 

Как это было 

По словам Евангелистов, величайший праведник был обезглавлен по приказу царя Ирода за обличение его в беззаконном сожительстве с женой брата: обезглавлен во время пьяной оргии, по хмельной прихоти именинника Ирода, в награду угодившей падчерице-танцовщице. Об этом повествуют свв. Матфей (14:1-12) и Марк (6:14-29). 

А по версии иудейского историка Иосифа Флавия причиной убийства стал огромный авторитет Иоанна в народе.

События

  1. После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа.
  2. Иродиада за это ненавидела Иоанна Пророка. В день своего рождения Ирод устроил пир.
  3. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду.
  4. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит.
  5. Саломия, по совету своей матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя.
  6. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии.
  7. Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте.
  8. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской.
  9. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время.
  10. По церковному преданию, Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи.
  11. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи.
  12. Сам же Ирод, впав в немилость у римского императора Кая Калигулы, вместе с Иродиадой был сослан в заточение. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Где глава св Иоанна Предтечи сегодня

После третьего обретения (в середине IX в – детали здесь) святыню перевезли в Константинополь, где разделили на несколько частей (по одним данным на 2, по другим — на 7). Лицевую область главы Иоанна Крестителя в 1204 году один изкрестоносцев, католический священник Валлон де Сартон, тайно вывез во французский город Амьен, где она с тех пор и находится.

Усекновение главы Иоанна Крестителя: в храме - особые молитвы о страждущих от винопития и наркомании+панихида о павших воинах, а на трапезе - постная пища с маслом

Франция, 100 км от Парижа, Амьен: Собор Амьенской Богоматери (фр. Cathédrale Notre-Dame d’Amiens) возвышается над городом. Здесь сегодня хранится лобная часть главы Иоанна Крестителя

Усекновение главы Иоанна Крестителя: в храме - особые молитвы о страждущих от винопития и наркомании+панихида о павших воинах, а на трапезе - постная пища с маслом

Реликварий с частью главы св. Иоанна Предтечи (сокровищница храма Пресв. Богородицы в Амьене, Франция)

Другие сохранившиеся частицы главы теперь пребывают в разных частях христианского мира:

  • частица главы, отделенная от Амьенской святыни – в Риме, в церкви папы Сильвестра;
  • есть данные о нахождении частиц главы на Афоне – в монастыре Дионисиат;
  • иноки армянского Гандзасарского монастыря (Нагорный Карабах) также считают себя хранителями частицы главы, которая попала сюда после одного из крестовых походов.

Когда установили дату

К IV веку восходят первые свидетельства о празднике Усекновения. Так как точная дата казни Пророка не была установлена (возможно, это февраль-март 30-32 г по РХ), предполагают, что празднество приурочили ко дню освящения церкви в Севастии, где покоилось тело святого Иоанна. В. В. Болотов предположил, что праздничный день установлен Александрийской Православной Церковью в противовес празднованию александрийского Нового года, отмечавшегося 29 сентября. Из Александрии и Египта обычай быстро распространился по всему христианскому миру. Приблизительно в 415 году блаж. Августин произносил поучения к дню мученической смерти проповедника покаяния, оставил проповеди и свт. Иоанн Златоуст, скончавшийся в 407 г. А каноны праздника написали святые Иоанн Дамаскин и Андрей Критский.

11 сентября — день постный

Несмотря на то, что Успенский пост — позади, а Рождественский наступит через 2,5 месяца, постятся в этот день даже те, кто не относит себя к глубоко воцерковленным людям.

Согласно Уставу в День Усекновения главы Иоанна Предтечи предписан строгий пост — постящиеся не едят яйца, мясные и молочные продукты, рыбу, но в пищу можно добавить растительное масло:

«В Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи (великие, но постные праздники) положено вкушать два раза, разрешая на вино* и елей, но без рыбы».

*вино смело исключаем из списка разрешенных продуктов. В Великие, но постные праздники по Уставу положено вкушать два раза.

Вообще в церковной традиции, как правило, в праздничные дни даже в строгий пост допускаются послабления в пище.

Интересный факт

И лишь два церковных торжества в дни которых установлен специальный пост: это Воздвижение Животворящего Креста Господня (27 сентября) и Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Строгий пост 11 сентября пожалуй следует рассматривать как память о том, что мученическая кончина святого пророка произошла на пиру, который по поводу своего дня рождения устроил царь Ирод. Вполне естественно, что все участники этого пира много ели и пили… И Церковь предлагает верующим именно постом, а не объедением почтить память этого великого святого.

Всероссийский день трезвости

День трезвости в современной России начали отмечать в 2005 году, а в 2014-м празднику присвоили статус Всероссийского. Но история этого праздника куда более давняя.

Первое празднование Дня трезвости состоялось более 100 лет назад, в 1911 году, в Санкт-Петербурге, под лозунгом «В трезвости счастье народа». Светское мероприятие приурочили к евангельским событиям, которые ежегодно вспоминает Православная Церковь.

А в 1913 году этот день стал официальным праздником. Но его благополучно упразднила советская власть.

И все-таки, Россия — страна парадоксов.

В День трезвости у нас широко отмечают и День граненого стакана. Именно 11 сентября 1943 года на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном был выпущен первый советский граненый стакан. Но, вероятнее всего, праздник безбожная власть установила в насмешку и в отместку «тёмным церковникам».

Что будет в храме

10 сентября вечером и 11- утром праздничные Богослужения пройдут во всех православных храмах в память величайшего Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Праздничный день начинается накануне вечером — не пропустите всенощную бденную службу. В сам праздник, 11 августа, после литургии будет совершена панихида, т.к. по традиции, ещё и поминают всех от века усопших православных христиан, а также молебен о страждущих недугом винопития.

Прихожане и захожане храмов в эти дни видят священников в красных или багряных облачениях —  знак того, что пролитая кровь святого мученика — это свидетельство мужества и веры.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Прихожане и захожане храмов в эти дни видят священников в красных или багряных облачениях —  знак того, что пролитая кровь святого мученика — это свидетельство мужества и веры. На фото молебен 11 сентября. 

Всенощное бдение 10 сентября

Кто не был на всенощном бдении накануне праздника, тот не смог вполной мере пережить события.Только  вечером можно услышать особые стихиры. Вот некоторые из них:

  1. Рождеству́ сотворя́ему безсту́днаго И́рода,/ скве́рныя пляса́вицы исполня́шеся сложе́ние кля́твы:/ Предте́чева бо глава́, отсе́кшися,/ я́ко снедь, ноша́шеся на блю́де возлежа́щим./ О, пи́ра ме́рзка,/ непреподо́бна дея́ния/ и уби́йства испо́лнена!/ Но мы Крести́теля, я́ко в рожде́нных жена́ми бо́льша,// досто́йно чту́ще, ублажа́ем.
  2. Пляса́ учени́ца вселука́ваго диа́вола/ и главу́ твою́, Предте́че, мзду взят./ О, пи́ра, испо́лнена крове́й!/ Лу́чше бе не кля́тися, И́роде беззако́ние, лжи вну́че./ А́ще ли же и кля́лся еси́,/ но не о добре́ кля́лся:/ лу́чше бе солга́вшу жизнь получи́ти,/ не́же и́стинствовавшу главу́ Предте́чеву усе́кнути./ Но мы Крести́теля, я́ко в рожде́нных жена́ми бо́льша,// досто́йно чту́ще, ублажа́ем.
  3. Не подоба́ше ти, о И́роде,/ прелюбодея́нию обличи́теля,/ ра́ди раче́ния сатани́нска/ и разжже́ния неи́стовнаго блуда́/ сме́ртию осуди́ти./ Не подоба́ше ти того́ всечестну́ю главу́/ пребеззако́нней жене́ ра́ди кля́твы пляса́ния преда́ти бе́дне./ О, ка́ко дерзну́л еси́ таково́ уби́йство соверши́ти!/ Ка́ко же не опали́ся скве́рная пляса́вица,/ посреди́ пи́ра на блю́де нося́щи сию́?/ Но мы Крести́теля, я́ко в рожде́нных жена́ми бо́льша,// досто́йно чту́ще, ублажа́ем.
  4. Па́ки Ироди́я бе́сится,/ па́ки смуща́ется./ О, пляса́ния льсти́вна и пи́ра с ле́стию!/ Крести́тель усека́шеся, и И́род смуща́шеся./ Моли́твами, Го́споди, Твоего́ Предте́чи,// мир пода́ждь душа́м на́шим.
    Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век.
  5. Покая́ния пропове́дниче, Иоа́нне Крести́телю,/ отсе́чене бы́вшей твое́й главе́,/ зе́млю освяти́л еси́,/ зане́ зако́н Бо́жий ве́рным уясни́л еси́/ и беззако́ние потреби́л еси́,/ я́ко предстоя́ престо́лу Небе́снаго Царя́ Христа́,// Того́ моли́ поми́ловати ду́ши на́ша.
    Пра́ведник, я́ко фи́никс, процвете́т,/ я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.

На всенощном бдении звучат и паремии — отрывки из Ветхого Завета, которые передают глубокую суть праздника. Это пророчества Исайи и Малахии. А вот отрывок для этого дня из Книги Премудростей Соломона:

«Это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали».(Гл 4,5)

Помазание елеем и раздача хлеба, политого вином

Ближе к концу вечерни в храме совершается лития (греч. усиленное моление) — особая часть всенощного бдения. Возле аналоя с праздничной иконой ставят специальный столик, на него — особый сосуд (литийница), где лежат 5 хлебов, пшеница, вино, елей (масло) и горят три свечи (в честь Святой Троицы).

После троекратного каждения вокруг литийницы священник читает молитву, в которой просит Господа послать и приумножить нам эти земные дары, а тех, кто их примет — освятить духовно:

«Господи Иисусе Христе. Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей и умножи сия во граде сем и во всем мире Твоем, и вкушающие от них верныя освяти…»

Затем священник помазует освященным елеем верующих, после чего каждый получает освященный хлеб, политый вином.

Праздничная литургия утром

О чем поет церковный клирос в день, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи? На литургии слышим:

  1. Тропарь, глас 2Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.
    Перевод: Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость.
  2. Кондак, глас 5Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бысть не́кое Боже́ственное;/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие./ Да рыда́ет у́бо Ироди́а,/ беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й век возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.
    Перевод: Предтечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы он и пребывавшим во аде возвестил о пришествии Спасителя. Да восплачет же Иродиада, беззаконное убийство испросившая: ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь, но обманчивую и временную.
  3. Ин кондак, глас 4И́род, Предте́че, беззако́нновав,/ жене́ подаде́ главу́ твою́ честну́ю,/ е́йже покланя́ющеся, весели́мся;/ Ироди́я же пла́чет и рыда́ет,// и И́род, и пляса́вшая.
    Перевод: Ирод, совершая беззаконие, Предтеча, подал жене главу твою почитаемую, ей же поклоняясь, радуемся, Иродиада же плачет и рыдает, и Ирод с ней, и плясавшая (Саломея).
  4. Величание Иоанну Предтече на Усекновение главыВелича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// усекнове́ние.

Апостол дня

Звучат Деяния святых апостолов (XIII:25-32 )

13.25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
13.26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
13.27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
13.28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
13.29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
13.30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
13.31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
13.32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса

Евангелие дня

Вникаем в слова евангелиста Марка: 24 зач., VI, 14-30:

  • 14 Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
  • 15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
  • 16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
  • 17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
  • 18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
  • 19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
  • 20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
  • 21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,
  • 22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
  • 23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
  • 24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
  • 25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
  • 26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
  • 27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
  • 28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
  • 29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
  • 30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.

Особые молитвенные прошения

Только 11 сентября на литургии дьякон возносит особые прошения (мирной ектении) о страждущих недугами пьянства и наркомании, текст которых Священный Синод РПЦ утвердил 15.07.2016 г. Вот они:

  • О е́же призре́ти ми́лостивно на рабо́в Свои́х, от неду́гов пья́нства и наркома́нии душе́ю и те́лом стра́ждущих, и разреши́ти их от уз смертоно́сных страсте́й, Го́споду помо́лимся.
  • О е́же изба́вити стра́ждущия рабы́ Своя́ от па́губных страсте́й пья́нства и наркома́нии и соблюсти́ их во спаси́тельном стра́се и чистоте́, воздержа́нии и пра́вде, Го́споду помо́лимся.
  • О е́же припа́сти им к Бо́гу в покая́нии и препобеди́ти па́губные стра́сти, да прича́стницы благ ве́чных бу́дут, Го́споду помо́лимся.
  • О сро́дницех их скорбя́щих, и о е́же прия́ти моли́твы их и воздыха́ния, Го́споду помо́лимся.
  • О изба́витися и́мже и нам от вся́кия ско́рби, гне́ва и ну́жды, Го́споду помо́лимся.

Особый молебен от винопития и наркомании

Молебен об избавлении от пьянства и наркомании 11 сентября

Тексты молитв, которые можно читать и дома — в конце статьи

25 июля 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил к богослужебному использованию чин Молебного пения о страждущих недугом винопития или наркомании и восстановил ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября, в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, рекомендовав архиереям и духовенству в этот день совершать Молебное пение о страждущих недугом винопития.

Поминовение усопших

11 сентября — день памяти православных воинов и день Воинской Славы России. Кроме Иоанна Крестителя, православные, по традиции, ещё и поминают всех от века усопших православных христиан. Поэтому после Литургии служится общая панихида, на которой просят Бога о упокоении о всех воинов, которые приняли смерть за Родину и народ.

Всецерковно поминаются православные воины за Веру и Отечество на брани убиенных. Поминовение установили при императрице Екатерине II указом от 17 августа 1769 года во время войны с Османской империей и Польшей по причине сходства смерти воинов со смертью святого пророка.

В «Чине поминовения» в этот день сказано:

«Сей день, в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобнострадающих и положивших живот свой за веру и Отечество».

До революции 1917 года в Санкт-Петербурге в этот день в Петропавловском соборе служилась заупокойная литургия по случаю кануна памяти Императоров: Александра I, Александра II, Александра III.

День воинской славы России установлен 11 сентября 1790 года: русская эскадра под командованием адмирала Федора Ушакова одержала победу над турецкой эскадрой у мыса Тендра.

С 1995 года день 11 сентября стал государственным праздником – Днем воинской славы России. В феврале этого года был принят Федеральный закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России», с полным перечнем памятных дат. Днями воинской славы России считаются дни победы русского оружия в битвах, сыгравших решающую роль в истории России.

Из проповеди

митрополита Антония Сурожского на Усекновение главы Иоанна Предтечи:

И в этот день, когда перед ужасом и величием судьбы Иоанна Крестителя опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека.
И сегодня мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой.

Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, – вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: “Верь до конца, и будь верен до конца!” Аминь.

Жития в фактах:

  1. Такой святой и странный… Донской Дмитрий
  2. Святая Ольга: почему княгиня, которая четырежды жестоко и хладнокровно мстила за убийство мужа, стала равноапостольной — 26 исторических фактов, закрывающих все вопросы
  3. Князь Владимир Святославович: вся история жизни святого равноапостольного в 63 фактах, коротких, но достоверных

Молитвы дня

Молитва святому Пророку Иоанну Предтече 

Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе́ прибега́ю не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Молитва вторая

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м.

Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними.

Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно.

Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

***

Можно молиться дома о близких, страждущих от винопития или наркомании:

Молитва первая

Владыко Господи, сотворивый человека по образу Твоему и по подобию, избави создание Твое от работы вражия, отверзи его очи мысленная, сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго.

Услыши прибегающих к Тебе в скорби и печали, одержимых пагубною страстию пиянства [или: наркомании]. Не отврати от призывающих Тя лице Твое, даждь им крепость, надежду, веру, мужество, произволение, дар рассуждения, и приведи их ко спасительному воздержанию.

Попали, Господи, терние всех согрешений их, вольных и невольных, и да вселится в них благодать Твоя, просвещающая, опаляющая и очищающая всего человека. Исцели их от тяжкаго недуга пиянства [или наркомании], свободи от мрачнаго духа нетрезвенности, упрямства и нераскаянности, утверди их, слабых, даруй им, немощным, крепость и силу благую, посли им здравие душевное и телесное, направи их на путь трудолюбия и жизни в Тебе, Боже. Услыши, милостивый Господи, вопли родителей их и сродников, приими молитвы нас, плачущих, о чадех и ближних наших. Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая:

Господи, Боже наш, к Тебе припадаем и смиренно молим Тя: призри на землю русскую, отведи губительный бич, поражающий наипаче невинных юношей и дев, к смертоносному зелию, сиречь наркотиком, страсть имущих, инии же вред себе творят, вину много внимающе. Праведно Ты, Господи, навел еси наказание сие на землю русскую, за отступление от веры и за беззакония, но ныне прибегаем к Тебе с покаянием и просим: премени Твой праведный гнев на милость, и избави страны наша от сего губительнаго поветрия.

Возбрани, Господи, безсердечным людем, иже корысти ради разносят сие смертоносное зелие, ни совести имуще, ниже страха Божия, ни разумеюще, кую участь ближнему и себе уготовляют. Вразуми их, да уразумеют, яко Ты еси Господь Бог, праведный Судия, воздаяй коемуждо по делом его, да отступят от сего безрассуднаго делания, и станут на путь честнаго трудолюбия.

Призри, Господи, на рабов Твоих [раба Твоего, рабу Твою] имярек, иже неверия ради, легкомыслия и небрежения, ставшия жертвою пагубнаго зелия, сиречь наркотиков [или: тяжкаго пиянства], яко не мощи им своею волею престати, порабощения ради. Помози им, Господи, противостати сим страстем, укрепи их волю и благое помышление, да свободившеся от рабскаго недуга, познают милость Твою, и прославят Тя, и станут на путь спасения. Аминь.

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Обливай кого попало: 7 июля — день Ивана Купалы. Почему не стоит праздновать православнымОбливай кого попало: 7 июля — день Ивана Купалы. Почему не стоит праздновать православным

0 Comments
Иван Купала

Даже до наших дней ходить по городу в этот день приходится с некоторой опаской: того и гляди обольют водой. Ну а спросить юных «приверженцев традиции», что и она значит – окажется, что и не знают ничего, кроме имени: Иван Купала. Но кто это – уже

Праздники

6 октября — Зачатие честно‌го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа‌нна. О том, почему Церковь празднует дни зачатия6 октября — Зачатие честно‌го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа‌нна. О том, почему Церковь празднует дни зачатия

0 Comments
Зачатие Иоанна Предтечи

О зачатии будущего Крестителя Господня Иоанна мы знаем благодаря Евангелию по Луке. О появлении на земле великого пророка предсказывали его ветхозаветный коллега Малахия еще за пять веков до рождения. А Исайя — за восемь! Они говорили, что раньше Мессии явится Его Предтеча, родственник по материнской

Праздники

Неделя святых праотец: кто они+о чем Евангелие дня, которое читают в это воскресенье в храмеНеделя святых праотец: кто они+о чем Евангелие дня, которое читают в это воскресенье в храме

0 Comments
Неделя святых праотец

24 декабря — Неделя святых праотцев. Это празднование приходится на разные дни декабря – но всегда на воскресенье. Еще несколько столетий назад день был особенно любим церковным народом, так как в этот день в храме совершался чин, увидеть который можно было только один раз в

Праздники

«Когда какой Спас»: три церковных праздника августа и иконы«Когда какой Спас»: три церковных праздника августа и иконы

7 комментариев
Спас - все праздники в августе

Восходящие к первым векам более чем тысячелетнего существования Русской Церкви названия трех праздников августа иногда вызывают недоумение. Почему «Спас»? Почему названия связаны то с медом, то с яблоками? Церковная это традиция или народная? Попробуем разобраться. Что значит слово «Спас» в православии Это сокращенное именование от

Праздники

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Просто и интересно объясняем, что празднуют православные 15 июляПоложение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Просто и интересно объясняем, что празднуют православные 15 июля

0 Comments
15 июля Праздник положение ризы Богородицы

Праздник, именуемый Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, пришел к нам из Византии после Крещения Руси. Но недаром в нашей стране до 1917 года было немало храмов в честь события, совершившегося в Константинополе в далеком V в.: реликвия издавна была по-особому дорога именно жителям

Праздники