------------------- Ольга, Ольга,святая княгиня киевская
Православие сегодня Жития в фактах Святая Ольга: почему княгиня, которая четырежды жестоко мстила за убийство мужа, стала равноапостольной

Святая Ольга: почему княгиня, которая четырежды жестоко мстила за убийство мужа, стала равноапостольной

0 Comments
Ольга, Ольга,святая княгиня киевская

Великую княгиню Ольгу считают первой правительницей, принявшей христианскую веру, более того — «почти» крестившей Русь (через несколько десятилетий это сделает ее внук, князь Владимир). Ее чтут католики — причем, невзирая на разницу календарей, у них день Ольги — тоже 24 июля, как у православных.

Почему княгиня Ольга стала святой

Прежде всего — потому, что святость ее земной жизни и реальность посмертных чудес была очевидна как современникам, так и потомкам. Святость? Это о княгине, которая четырежды жестоко мстила за убийство мужа — и при этом делала это хладнокровно и как-то даже методично, судя по описанию «Повести временных лет»?

О той, из-за памяти о мести которой  племена древлян приняли Крещение едва ли не последними на Руси — думая, что «это вот» и есть христианство? Вот именно, о ней. Ее путь к Богу был долог и непрост — а у кого он бывает простым? Тем удивительнее лик, в котором прославлена Ольга — Церковь называет ее «равноапостольной», то есть такой, чей подвиг веры был таким же, как у первых учеников Христа.

Святая княгиня Ольга: иконаНеобычная иконография: Ольга, святая равноапостольная киевская княгиня. Начало XIX века. Иконописная школа Центральная Россия. Российская империя, г. Санкт-Петербург .© «Исторический музей». На рубеже XIX-XX вв. было принято изображать царственных особ в виде святых — подобно тому, как на католическом Западе художники рисовали в виде “Мадонн“ (изображение Богородицы) своих знакомых дам или просто красивых горожанок. Вот и это изображение имеет некоторое сходство с портретом Екатерины II. Впрочем, художник пытался донести и иную мысль — о княгине Ольге как основательнице Русского государства. Именно поэтому в правой руке ее — скипетр, левая рука лежит на державе — символе власти, и лишь внимательный зритель заметит: святая указывает на Распятие, но… мизинцем.

Долгая жизнь княгини Ольги в 40 коротких фактах

  1. Век, в который жила святая– X, год рождения ее точно не установлен. Возможно, 920 — но и эта дата известна историкам лишь по косвенным данным и не обозначена в письменных источниках. Годы жизни святой, таким образом, 920-969 (дата кончины известна более точно).
  2. А вот правление ее на Руси начинается в 945 и оканчивается в 960 г., когда сыну Святославу исполняется 18 лет и он становится полновластным князем. Таким образом, ответ на вопрос, сколько правила княгиня — всего 15 лет.
  3. Во Пскове хранят предание, что родина святой — «весь» (сейчас бы сказали, селение) Выбуты, что примерно в 12 км от Пскова, на берегу реки Великой. Откуда тогда скандинавское имя, означавшее «священная» или даже «жрица»? По этому поводу есть разные версии. Согласно одной — в этих краях вообще шло очень активное взаимодействие пришлых скандинавов и славян, так что в скандинавских корнях Ольги нет ничего удивительного. По другой версии, она все же славянка — а новое имя получила, когда князь Олег (Хельг), родственник Рюрика и опекун его сына Игоря, решил выдать ее замуж за своего подопечного — и переименовал на скандинавский лад и «в честь себя». По этой версии, до брака Ольгу звали Прекрасой.
  4. Описывая характер и внешность Ольги, летописец больше пишет о первом и почти ничего — о том как выглядела святая. С точки зрения эпохи, это правильно: ведь важно не каков человек внешне, а его душа, внутренняя жизнь. Характер Ольги еще до замужества можно описать, вероятно, как «сложный». Известно предание, что она работала на перевозе через реку Великую и здесь повстречала молодого князя (как потом оказалось, Игоря, будущего мужа). Язычник свободных нравов, он, уразумев, что перевозчик — девушка, попытался тут же овладеть ею. И получил отпор — не столько физической силой, сколько словом. Да такой, что запомнил девицу надолго — а позже, когда князь Олег решил женить его, именно ее выбрал в невесты. С этого момента Ольга — жена великого князя Киевского.
  5. Известно, что от Игоря Ольга родила одного сына, Святослава. О том, были ли у супругов другие сыновья, вообще другие дети, ничего не известно.
  6. Рубежом для семьи стал 945 год, когда Игорь решивший взять двойную дань с племени древлян (по одной версии, мстил за некие прошлые обиды, по другой — «просто потому, что мог»). Не стерпев произвола, древляне убили князя. К этому времени сын Игоря, Святослав, был всего 4 лет от роду — и удивительно, что дружина князя единодушно подчинилась… княгине, женщине! Больше того: благодаря поддержке верных дружинников Ольга отомстила за смерть мужа.
  7. Повесть временных лет описывает четыре мести, или, можно сказать, четыре этапа наказания убийц Игоря. События выглядят так. Первая месть — когда древляне, надо сказать, вообще поведшие себя довольно нагло, прислали к Ольге послов с предложением немедленно выйти замуж за их князя, Мала, который, мол, куда лучше прежнего супруга. Ольга хладнокровно «согласилась», но уже на другой день наказала первых древлянских послов, дав приказ закопать их живыми. И спокойно стояла рядом, иногда спрашивая: «Угодна ли вам такая честь?». Вторых послов, прибывших за первыми, она велела сжечь в бане, где те мылись, готовясь к приему у княгини. Третья месть состоялась уже в древлянской земле: вдова приехала туда якобы справить тризну по мужу (чтобы затем официально согласиться выйти за Мала) — и во время пира ее люди снова устроили поджог дома… Годовщину смерти Игоря Ольга отметился четвертой местью — походом в древлянскую землю, уже полноценной войной.
  8. Существует легенда о том, как Ольга сожгла главный город древлян, и какой это был город — Искоростень, ныне — Коростень Житомирской области Украины. Факт этот подтверждается данными археологии — здесь действительно существует древнее городище, очевидно, разгромленное и сожженное в середине X в.
  9. А вот к рассказу о том, что Ольге якобы «помогли» воробьи и голуби, которых она потребовала с жителей города в качестве дани, а потом отпустила с привязанными к лапам горящими кусками пакли — историки относятся скептически. Вряд ли бы птицы в таком состоянии стали возвращаться в родные гнезда — и тем самым поджигать город. Да и сам эпизод имеет, как говорит современный историк И.Н.Данилевский, параллели в некоторых скандинавских сагах – и, возможно, был заимствован оттуда.
  10. Дальше, около 946-947 гг., была налоговая реформа. Изменилась система сбора дани: «полюдье», когда князь лично ездил за данью с подвластных племен, было заменено на «повоз», когда ту же дань («урок», размер дани был фиксированным) привозили сами «налогоплательщики». Место сбора дани, установленное Ольгой, стало называться «погостом», и здесь постоянно присутствовал доверенный человек княгини, собиравший все привозимое. Введение «уроков» и «погостов» стало лишь одним из шагов, которые способствовали укреплению государства.
  11. Ольга также прославилась как строительница — по преданию, именно со времени ее княжения в городах появляются первые каменные здания. Немало строила она и военных крепостей, защищавших рубежи Руси.
  12. Уже ближайшие потомки называли ее «мудрейшей из людей», и, судя по всему, были правы. Первой из правителей Ольга задумывается о том, что единство страны не может быть обеспечено только силой (даже если применять ее так жестоко, как она сделала с древлянами). Ближайший образец единого и мощного государства — Византия — была христианской страной. Христианской была и уже почти вся Европа. Вероятно, интерес Ольги к этой религии первоначально мог быть вызван политической выгодой. Но потом многое изменилось.
  13. Около 955 г. она приехала в Константинополь — возможно, в попытке наладить торговые отношения с империей, так как внешняя политика княгини, особенно на византийском направлении была очень активной. «Варварская княгиня» долго — несколько месяцев — ожидала приема у императора, Константина Багрянородного. За это время она не только осмотрела город, но и побывала в христианских храмах. И — стала верующей. Когда дело дошло до переговоров, для них появилась новая тема: Крещение «Эльги, архонтиссы Руси», как называют ее документы тех лет.
  14. Княгиню крестил Патриарх Константинопольский, а восприемником от купели был сам император.
  15. Имя Ольги при Крещении — Елена, в честь равноапостольной матери императора Константина Великого.
  16. На момент принятия христианства Ольге было, вероятно от 50 до 70 (по данным Н.М.Карамзина) лет, в зависимости от того, какой год считать ее годом рождения.
  17. Согласно летописцу, император Константин Багрянородный предлагал русской княгине выйти за него замуж. Безусловно, царь преследовал экономически и политические выгоды, которые сулил контроль над Русью, где проходили важнейшие торговые пути.
  18. “Повесть временных лет“ рассказывает, что, прекрасно понимая намерения Константина, Ольга в последний перед Крещением момент потребовала, чтобы он стал ее восприемником от купели. После же Крещения оказалось, что брак между крестницей и крестным невозможен, так как его запрещает Устав. Было ли так исторически, неизвестно. Однако, отношения Ольги с византийцами действительно были крайне сложные — в Константинополе не раз выражали желание расширить свое политическое и экономическое влияние на Руси, но получали отказ.
  19. Ольга хотела, чтобы ее Крещение и Крещение Руси произошли почти одновременно: действия для этого она стала предпринимать, вероятно, сразу по возвращении, постаравшись убедить креститься сына. Однако, Святослав не решился на это – отчасти потому, что сам был убежденным язычником, отчасти – потому, что боялся потерять влияние в дружине.
  20. Впрочем, в 955 г., когда Ольга предлагала сыну принять христианство, Святослав еще не достиг совершеннолетия, и Ольга оставалась правительницей.
  21. Вероятно, именно в те годы она не раз обращалась в Византию с просьбой образовать на Руси епархию, прислать священников – но получала вежливый отказ, так как императора интересовали торговые пути, проходившие через русские земли, возможность влиять на внутреннюю политику страны – а на это Ольга пойти не могла.
  22. Тогда она обратилась в Рим – это было вполне законно, ведь Церковь тогда была единой.
  23. Вероятно, именно в этом причина особого почитания святой Ольги католиками: некоторое время у Руси был шанс в будущем стать католической страной. Однако, назначенный Папой епископ Адальберт не успел доехать до Киева: в городе начался мятеж язычников против возможного Крещения страны, и иерарх, испугавшись, повернул назад.
  24. Есть данные, что к мятежу приложили руку… дипломаты православной (!) Византии, ведь империя не желала допустить усиления влияния на Руси Папского престола – конфликты двух частей Церкви существовали уже тогда.
  25. Последние годы жизни княгиня Ольга не могла открыто исповедовать свою веру – язычники тут же убили бы ее. Однако, к ней приходил православный священник. А еще ей удалось воспитать по-христиански своих внуков. Один из них, Ярополк, был, вероятно, тайным христианином. А Владимир позже крестил Русь. Заслугой святой является не только то, что сама она сохранила веру, но и то, что она смогла передать ее внукам – и, значит, заложила основы будущего Крещения страны.
  26. О том, как умерла Ольга, известно, что она преставилась мирно. Перед кончиной великая княгиня завещала похоронить ее, как христианку, не совершая языческих тризн. Тогда же, в 969 г., она еще раз – последний – пыталась убедить Святослава стать христианином. Через три года, в 972 г., он погиб от рук печенегов, так и не придя к Богу.
  27. Могила святой находилась в Киеве. Но после Крещения Руси князь Владимир, ее внук, повелел взять мощи в Десятинную церковь, где они и пребывали несколько столетий, прославленные нетлением и чудесами. Вот что говорит об этом летопись: «И ино чудо слышите о ней: гроб камен мал в церкви Святыя Богородицы, ту церковь создал блаженный князь Владимир, и есть гроб блаженныя Ольги. И на верху гроба оконце сотворено – да видети тело блаженныя Ольги лежаще цело. Иже с верою придет, отворится оконце, и видит честное тело лежаще цело и дивится чуду таковому – толико лет в гробе лежаще телу неразрушившемуся. Достойно похвалы всякой тело то честное: в гробе цело, яко спя, почивает. А другим, иже не с верою приходят, не отворится оконце гробное, и не видет тела того честного, но только гроб».
  28. Есть данные, что мощи святой благоверной княгини Ольги были спасены из храма во время нашествия монголов в 1242 г. – но в XVIII в. были утрачены. Сейчас место их нахождения неизвестно.
  29. Княгиню Ольгу «официально» причислили к лику святых для общецерковного почитания на Поместном Соборе 1547 г.
  30. Однако «равноапостольной» стали именовать лишь с начала 1980-х гг. До этого в богослужебных текстах о ней говорится как о «благоверной княгине».
  31. Икона святой чаще всего показывает ее стоящей. В одной руке у княгини – крест, в другой – подобие храма. Такое изображение связано с тем, что Ольга – фактически, основательница Троицкого собора в родном ей Пскове, где она однажды видела три сияющих луча – символ Триединого Бога.

    Святая Ольга: почему княгиня, которая четырежды жестоко мстила за убийство мужа, стала равноапостольной

    Фрагмент росписи Вознесенской церкви в селе Красная Слудка Добрянского района Пермского края

  32. В России Ольга чтится как благоразумная правительница Руси, благодаря которой страна впоследствии приняла православие. Именно этот результат ее деятельности считается самым значимым.
  33. Немало говорят и о том, что реформы системы управления, проведенные ею, укрепили государство.
  34. А вот в англоязычной версии Википедии история Ольги выглядит несколько иным образом. Наряду с большим интересом к ее роли в распространении христианства, есть и такая, «модная» сейчас на Западе, гендерная, характеристика: «Она показала своим соотечественникам, как женщина может править с силой и решимостью». Трудно не согласиться с тем, что, конечно, так оно и было. Но сводить значение того, что сделала для Руси святая Ольга, к этому аспекту было бы, конечно, очень странно.
  35. Современная Россия хранит память о равноапостольной благоверной княгине. Ей возведены не менее 10 памятников по всей стране – прежде всего, конечно, во Пскове, где в честь святой названы также набережная и мост, а еще – международный аэропорт.

    Памятник княгине Ольге

    Памятник княгине Ольге, святому Апостолу Андрею Первозванному и равноапостольным Кириллу и Мефодию в Киеве. Возведен в 1996 году, но это
     реконструкция и практически полная копия варианта 1911 года+ на том же месте.

  36. Имя святой носит также залив Японского моря, и поселок в Приморье, детская больница – в Петербурге. В 1915 г. был учрежден орден в честь святой. В наши дни он также существует – теперь как церковная награда.
  37. Св. Ольге также посвящаются храмы, часовни – на сегодняшний день их известно более 100. Больше всего их в Пскове и Петербурге. Но есть церковь святой и в Греции. А в Соборе Святого Петра в Ватикане ее изображение можно увидеть справа от алтаря.
  38. В Москве есть католический костел в честь святой – он находится в районе Люблино.
  39. На сегодняшний день известно два монастыря в честь святой – в Тверской епархии, называемый также «у истока Волги» и в Мордовии, в городе Инсар. Первая обитель известна с XVII в., вторая – основана в XIX в. Обе были закрыты в годы гонений и возродились с 1990-х гг.

    Исток Волги в Тверской области

    Исток реки Волги у Ольгинского монастыря. Тверская область, деревня Волговерховье, 2А (Координаты: 57.251927, 32.470895)

  40. Княгине молятся о здравии тезоименитые ей христианки, и просто любящие святую. Она помогает исцелить недуги душевные и телесные, наставить на путь веры близких, да и самому молящемуся укрепиться духовно.

Покровительница не только христианок, носящих это имя – но и всей Руси, России: такова эта святая, прожившая трудную жизнь, нелегко шедшая к вере – но сохранившая ее, несмотря на гонения, и передавшая ее, как негаснущий огонь – внукам, правнукам. И, вспоминая Владимира, Крестителя Руси, стоит подумать и о той, благодаря которой он пришел к вере.

Наталья Сазонова

Автор главной иллюстрации к статье Аня Роговская (Минск)

Узнайте также:

  1. Князь Владимир Святославович: вся история жизни святого равноапостольного в 63 фактах, коротких, но достоверных
  2. 24 июля — День святой равноапостольной княгини Ольги. Почему Елены тоже именинницы, а православные бабушки отмечают свой профессиональный праздник 
  3. Крещение Руси князем Владимиром: как это было и что празднует Церковь+ молитвословия дня
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Мученик Трифон Апамейский — святой с соколом: история жизни, основанная на фактах, и современные отзывы о помощиМученик Трифон Апамейский — святой с соколом: история жизни, основанная на фактах, и современные отзывы о помощи

0 Comments
Трифон - святой мученик

 Святой Трифон жил около 1700 лет назад, никогда не бывал на славянских землях – но именно здесь его издавна особенно чтили. Более того, чем больше времени отделяет нас от далекого III в. от Рождества Христова, тем больше свидетельств его чудес. День памяти святого Трифона Это

Жития в фактах

История Фотины Самарянки из Евангелия и ПреданияИстория Фотины Самарянки из Евангелия и Предания

0 Comments
Фотиния Самарянка день памяти 2 апреля

Ей посвящена глава у Евангелиста Иоанна – но Фотина, она же Фотиния, она же Светлана — имя «жены-самарянки» мы знаем только из церковного предания. Как, впрочем, и подробности ее жизни – до и после встречи с Христом. День святой Фотины Предположительно, это день ее мученической

Жития в фактах

«Вера вечна!»: Биография и творчество святителя Николая Сербского«Вера вечна!»: Биография и творчество святителя Николая Сербского

6 комментариев
Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Святитель Николай Сербский (Велимирович) — святой, труды которого постоянно переводятся на русский язык, а для многих верующих – можно сказать, настольные. Его стихотворение «Вера вечна, вера славна, наша вера православна!» положенное на музыку — стало неофициальным гимном не только сербов, но всех православных. Дни памяти

Жития в фактах

Два обретения и одно вскрытие. Мощи Серафима Саровского: что шокировало СинодДва обретения и одно вскрытие. Мощи Серафима Саровского: что шокировало Синод

6 комментариев
Мощи Серафима Саровского

«Святые оставляют людям свои мощи, как источник радости,» — так говорит об этом интернет-страница Дивеевского монастыря. Это – зримое свидетельство существования бессмертия человеческой души и будущего воскресения тела. Ведь как иначе от него, давно лишившегося жизни, могут исходить исцеления, духовные утешения скорбящим, другие явные чудеса?

Жития в фактах

«Метафизическая загадка» жития, подвига и имени святой мученицы Татианы Римской«Метафизическая загадка» жития, подвига и имени святой мученицы Татианы Римской

0 Comments
Татьяна - святая мученица

Настоятель храма святой Татианы при Московском университете, протоиерей Владимир Вигилянский в одной из проповедей на Татьянин день призвал слушателей подумать: «Почему юная дочь римского консула во времена правления императора Александра Севера (208-235) стала покровительницей всего русского студенчества? Почему у католиков мученица Татьяна – это «третьестепенная»

Жития в фактах