------------------- Святой Владимир - великий князь киевский
Православие сегодня Жития в фактах Святой равноапостольный князь Киевский Владимир: 65 фактов из жизни правителя Древней Руси

Святой равноапостольный князь Киевский Владимир: 65 фактов из жизни правителя Древней Руси

0 Comments
Святой Владимир - великий князь киевский

Князь Владимир Святославович прожил непростую жизнь, в которой было место и падениям во грех, и покаянию, итогом же стала святость. Ныне ему молятся как «равноапостольному» правителю Руси, благодаря которому страна стала христианской.

За что причислили к лику святых «негодяя»?

За труды по распространению на Руси христианства, и, конечно, за личную святость. Можно, впрочем, встретить и ошибочное мнение, что святой – тот, кто прожил безукоризненную христианскую жизнь, не совершая грехов. С этой точки зрения Владимир – «негодяй», пришедший к власти как активный сторонник язычества, а не христианства, убивавший соперников – родных братьев! – имевший напряженные (вплоть до военных конфликтов) отношения с сыновьями от разных жен.

Всё так.

Но и великий Апостол Павел был гонителем христиан, и святой Петр отрекался от Господа. Да и вообще не было ни одного совершенно безгрешного святого – и будь отсутствие грехов основанием для канонизации, в Месяцеслове вообще не было бы ни одного имени. Святой, подобострастный нам человек, отличается от «не святого» только одним: он не смиряется со своими грехами, а борется с ними. И при Божией помощи побеждает.

Икона святого князя Владимира

Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Мастер Дионисий. 1502-1503 гг.

Вся история жизни в 65 коротких фактах

  1. Годы жизни и правления князя – 2 пол. X – начало XI вв. Предполагается, что он родился около 956 г., скончался в 1015, 28 июля (с 2010 года его день памяти празднуется на государственном уровне как День Крещения Руси).
  2. Великим князем Киевским Владимир стал в 978 г., и оставался на престоле до кончины. Таким образом, ответ на вопрос, сколько лет он правил – 37. 27 из них он руководил страной, как христианский государь и много сделал для насаждения на Руси христианской веры.
  3. О том, чем известен князь Владимир даже до наших дней, можно сказать коротко: креститель Руси. Именно поэтому он прославлен как «равноапостольный», то есть подобный первым ученикам Христа.
  4. Обычно говорят, что дата Крещения Руси – 988 г., но это лишь год принятия христианства самим князем Владимиром, и начало длительного, на многие десятилетия, процесса принятия веры народом.
  5. Что значит имя Владимир, понятно практически без перевода на современный язык – конечно, «владеющий миром». Оно указывает. что происхождение его было княжеское.
  6. Отчество Владимира говорит о том, что он был сыном Святослава Игоревича, великого князя Киевского. В свою очередь отец Святослава, Игорь Рюрикович, также был великим князем Киевским – после своего родственника Олега, называемого Вещим, который вошел в историю как первый князь Киевский, в 882 г. образовавший государство Русь.
  7. Отец Владимира, Святослав, по языческой традиции, имел несколько жен. О том, от кого из них родился Владимир, летописец говорит, что имя его матери Малуша, по одним данным — ключница Ольги, а источниковед И. Данилевский считает, что в рабыни древлянскую княжну разжаловала великая княгиня. Известно, что у Владимира были старшие братья – Ярополк и Олег, рожденные от других жен Святослава.
  8. Хотя Владимир носил славянское имя, национальность его определить непросто – в его роду немало скандинавов, и даже родоначальник – Рюрик – из их числа. Действительно, на Руси было немало выходцев со Скандинавского полуострова, которые, однако, как показывает пример Владимира, уже в следующем поколении принимали славянские имена и постепенно ассимилировались.
  9. А вот говорить о том, какова фамилия Владимира, и вовсе бессмысленно: в те времена фамилии были вообще не приняты даже у людей высокого происхождения. Они назывались обычно по родоначальнику и это скорее было «отчество» (например, князья Древней Руси – Рюриковичи).
  10. О том, как выглядел князь, практически ничего не известно – рисовать портреты, живописные или словесные, тогда было не принято. Предполагают, что рост его мог быть не очень большим по нынешним меркам (может быть, до 170 см), ибо именно таков был средний рост мужчин того времени.
  11. Характер князя можно назвать непростым: ведь он получил как бы «двойное» воспитание: христианское, от бабушки княгини Ольги, которая присматривала за внуками, пока Святослав был в походах, и языческое – эти ценности его настойчиво прививали как отец, убежденный язычник, так и ближайшее окружение. Однажды Владимиру все же придется сделать выбор.
  12. О том, сколько жен было у князя до Крещения, данные сильно разнятся. Есть мнение, что собственно законных было 5, кроме того, летописцы говорят о сотнях (целый гарем!) наложниц. После Крещения Владимир «отпустил» всех жен, и его единственной супругой оставалась царевна Анна Византийская.
  13. Столь же различны данные о том, сколько детей было у Владимира Святославича. Точно известно, что от Анны в христианском браке родились свв. Борис и Глеб (в Крещении – Роман и Давид). Что касается детей от жен и наложниц до Крещения, то первенцем обычно называют Вышеслава. Летописи упоминают также имена Изяслава, Мстислава, Всеволода, Ярослава Мудрого, Мстислава Тьмутараканского, Святослава.

    Князь Владимир Святославович с сыновьями, Грановитая палата

    Великий князь Владимир Святославич с сыновьями. Роспись восточной стены Грановитой палаты Московского Кремля. 1882 г

  14. Были у Владимира и дочери, самая известная – Добронега (в Крещении Мария), ставшая супругой польского короля Казимира I.
  15. Среди людей, близких к князю, его друзей, соратников, чаще всего называются родственник княгини Ольги Добрыня – он воспитывал будущего князя Владимира, а также скандинав Олаф – друг князя, проживший на Руси (в Новгороде) около 8 или 9 лет, позже – король Норвегии Олаф I Трюгвассон, как и Владимир, принявший христианство.
  16. Политическая биография Владимира Святославича начинается в 969 г.: с этого времени он по воле отца – князь Новгородский. В Новгороде он официально правил до 978 г., хотя последние годы правления больше принимал участие в междоусобицах с братьями, нежели занимался новгородскими делами.
  17. В 977 г. началась борьба за власть в Киеве, где после смерти Святослава сидел на престоле его старший сын, Ярополк. Сначала схлестнулись братья Ярополк и Олег, во время похода Олег погиб. После этого, согласно летописи, Владимир начал готовиться к войне с Ярополком, обратившись к помощи варягов – скандинавов.Поход дружины князя Владимира на Киев состоялся в 978 г.
  18. До Киева Владимир взял Полоцк, где жила нареченная невеста Ярополка, Рогнеда. Князь и Рогнеда за несколько лет перед этим могли стать супругами, но Рогнеда унизительно отказала Владимиру. Мстя за оскорбление, он изнасиловал ее на глазах родителей, затем убил ее семью, а Рогнеду объявил женой.
  19. Именно Рогнеда она станет матерью Ярослава Мудрого, отношения которого с отцом всю жизнь будут крайне непростыми.
  20. После осады Киева Владимир захватил и убил брата Ярополка – и взял себе его супругу, гречанку.
  21. Именно ее сыном был Святополк (называемый в летописях «Окаянным»), отцом которого теперь формально стал Владимир. «И не любил его Владимир,» – говорит летописец. Можно не сомневаться: «нелюбовь» была взаимной.
  22. По ряду данных, захватывая Киев, Владимир выступал как ярый сторонник язычества, тогда как Ярополк был христианином или, по крайней мере, сочувствовал христианству – возможно, под влиянием супруги-гречанки, по данным летописи, бывшей монахини, захваченной в одном из походов и сумевшей обратить ко Христу мужа.
  23. Начало правления ознаменовали военные походы. Список стран и народов, с кем воевал Владимир, довольно велик – Польша, непокорные племена вятичей и радимичей, Прибалтийские земли, Хазария, многие другие, например, известен поход на волжских булгар. Походы привели к территориальным приобретениям, торговым выгодам для Руси.
  24. Как и у предшественников Владимира, внутренняя и внешняя политика строилась на простых и понятных смыслах: контроль над торговыми путями и взимание дани с населения. То и другое, разумеется, ради обогащения великого князя – таков типично языческий подход. Таков да не таков…
  25. В 980 г., то есть сразу после вокняжения в Киеве, Владимир Святославич провел очень нетипичную реформу – религиозную. Она вошла в историю как «языческая реформа».
  26. Своей властью князь Киевский решил определить пантеон языческих богов при верховенстве дружинного бога – Перуна. В Киев из разных мест Руси были свезены идолы, водруженные на холме близ города (в 1977 г. археологи найдут под Киевом остатки капища – возможно, именно этого).
  27. Цель первой религиозной реформы – сделать Киев духовным, и, значит, политическим центром. Предполагалось, что славяне будут приходить на поклонение «божествам» со всех концов Руси. Летописцы упоминают о церемониях, проводимых князем лично, и даже – человеческих жертвоприношениях.
  28. Но сделать языческий духовный центр из Киева так и не удалось. Ведь язычество – локальная религия, связанная с поклонением природе, ее «духам», а значит – привязанная к конкретному месту, не годящаяся быть духовной основой целой страны. Странно, однако, что Владимир, утверждавший себя как ярый язычник, как бы этого не знал…
  29. Самый простой ответ на вопрос, почему выбрал христианство Владимир, может звучать так: потому, что получил христианское воспитание княгини Ольги. И пусть позже князь отступил от веры, глубоко в душе и сердце остались ее семена: полусознательная вера в Единого, почтение к христианской державе – Византии, духовному центру мира.
  30. Это ведь Византию пытался безуспешно скопировать Владимир Святославич своей языческой реформой, надеясь, что культ Перуна объединит славян. Но как, если большинство людей – земледельцы, а Перун – дружинный божок войны?
  31. Около 986 г. Владимир понял: «игры» в единую языческую религию пора заканчивать. И действительно что-то делать со страной, единство которой поддерживалось только военными походами и наказанием непокорных.
  32. Так происходит описываемый летописцем «выбор веры»: к князю приходят посольства из разных земель, и сам он отправляет своих дружинников увидеть, какова вера других народов.
  33. Впрочем, историки говорят: вопрос о том, знали ли жители Древней Руси о других религиях, не стоит. Разумеется, знали. Рядом были Хазарский каганат и Волжская Булгария, где было много мусульман и иудеев, и с ними не только воевали, но и активно торговали, общались. В дружине князя было много христиан. Так что необходимости «исследования вопроса», скорее всего, попросту не было.
  34. Заслуживает внимания лишь летописный рассказ о том, как внимательно слушал Владимир посла из Византии, говорившего ему о Христе – и как на этом закончился «выбор». «Где примем Крещение?» – спросил он дружину. А она ответила: «Где тебе любо». Пока еще Владимиру кажется, что вера – удобный инструмент управления, что она обеспечит единство Руси и, значит, доходы князя. Понимание того, что придется менять очень многое, начав с себя, придет позже.
  35. Креститься «где любо» было не так просто. Византия, во-первых, очень неоднозначно относилась к самому Владимиру (сыну Святослава, который не раз доставлял империи немалые проблемы), во-вторых – имела «виды и планы» на огромную территорию Руси и торговые пути, проходящие по ней. Именно поэтому Владимир тянул с Крещением два года: как опытный политик, ждал подходящего момента.
  36. В 988 г. в Византии начался мятеж полководца Варды Фоки, и императоры – Василий и Константин – решили нанять отряды Владимира для «решения проблемы». Тут-то русский князь и потребовал Крещения и – более того – женитьбы на царевне Анне в качестве платы за услуги своей дружины. Оскорбление было неслыханным: императоры иногда брали жен из «варварских народов», но не отдавали женщин императорского дома за «дикарей». Но мятежники стояли под стенами столицы, и выбора не было. Скрепя сердце, условия были приняты.
  37. Взятие Корсуни – причерноморской греческой колонии – войском князя Владимира Святославича, произошло из-за того, что императоры начали уклоняться от выполнения обязательств. Осада города, правда, была непростой, и взять его удалось лишь благодаря местному священнику Анастасу, указавшему слабое место в обороне, или… благодаря Божию промыслу, о котором, возможно, вперые серьезно задумался князь, в какой-то момент осады заявивший, что примет Крещение, если крепость будет взята.
  38. Через небольшое время в Константинополь приехал гонец с вопросом Владимира: собираются императоры выполнять договор? Ее пришлось выполнять.В Корсунь прибыли и Анна, заранее ужасавшаяся предстоящему браку, но готовая на жертвы ради империи, и христианские священники. Было это в том же 988 г

    Где крестился князь Владимир Красное Солнышко

    Где крестился сам князь Владимир? Сейчас развалины древнего города Херсонес (Корсунь) находятся близ Севастополя: ул. Древняя, 1, историко-археологический заповедник «Херсонес Таврический» . На фото Собор равноапостольного Владимира в Херсонесе. Сегодня в руинах баптистерия (крещальни) около Уваровской базилики установлена металлическая часовня . Предположительно, именно в этом месте крестили князя Владимира. Координаты: 44.612035, 33.49305

    На месте крещения Владимира князя Киевского

    Как выглядела крещальная купель князя Владимира

  39. О том, кто крестил князя Владимира, известно, что это был епископ Корсунский с духовенством.
  40. Имя, которое Владимир получил при Крещении – Василий, в честь свт. Василия Великого. Однако, историки указывают, что таково же было имя одного из византийских императоров-соправителей, и Крещение с таким именем означало еще и то, что отныне Василий II–крестный отец Владимира.
  41. Тем самым Крещение – событие с которым связано новое имя – могло означать с точки зрения князя-язычника возможное политическое подчинение, что должно было вызвать протест – но не вызвало. Потому что язычником он больше не был.
  42. Неясно, является ли рассказ о том, что князь перед Крещением ослеп, метафорой или же отражением реального события. «Повесть временных лет» лишь приводит слова прозревшего новокрещенного: «Теперь узрел я Истинного Бога». Они станут отныне девизом его жизни.
  43. Первые шаги по введению христианства на всей территории Руси Владимир предпринял уже в 988 г., по возвращении из Корсуни. В построенной сразу же церкви свт. Василия Великого были крещены родные князя, а через несколько дней (возможно – недель) жители Киева, которые, по слову летописца, «с радостью» вняли призыву принять христианство.
  44. Место, где крестили людей, находилось на реке Почайне (тогда – рукав Днепра, сейчас река слилась с его основным руслом).
  45. Вопрос о том, как, где и сколько времени принимали крещение жители Древней Руси в целом, сложен. 988 г. – лишь «точка отсчета» начала длинного, длиной в несколько столетий, пути русичей к истинной вере. Она распространялась медленно, трудно.
  46. Бытует мнение, что «внедряли христианство насильно», однако, киевский князь попросту не имел такой власти – принудить людей. Так что скорее можно говорить о личном миссионерстве Владимира: его деятельность по Крещении направлена, прежде всего, на утверждение веры. Например, он основал город Владимир Волынский – предполагается, что здесь была одна из его резиденций во время поездок по Руси, когда князь убеждал многих – и, прежде всего, своим примером, принять Христа.
  47. То же делали его сыновья в своих княжествах – не всегда успешно. Например, юный князь Глеб вынужден был жить за пределами Мурома, где княжил, изгнанный язычниками.
  48. Что касается самого Владимира, то, согласно летописным известиям, после Крещения мы видим как бы совершенно другого человека – кроткого, милостивого и, главное, глубоко убежденного в своей вере. Именно эти качества отразились в русских былинах, где князя называют Владимир Красное Солнышко, или Ясно Солнышко: его личность действительно как бы освещала окружающих сиянием благочестия и любви к Богу.
  49. Символично, что былинный образ Ясного Солнышка, как говорит проведенный учеными анализ былинных текстов, имеет своим прототипом не только Владимира Святого, но и иного Владимира, Мономаха, также истинно христианского правителя, жившего в XII в., которому Владимир Святославич приходится прадедом.
  50. Своеобразную интерпретацию христианским добродетелям князя дает «народная молва». На некоторых сайтах можно прочитать, к примеру, что якобы «из-за ложки на пирах у князя Владимира иногда возникали разногласия вплоть до рукоприкладства». При этом авторы домыслов полагают, что якобы именно Владимир ввел на пирах ложки, тогда как ранее ели руками. И при этом ссылаются на «Повесть временных лет». Что ж, вот подлинный летописный текст «про ложки» (в переводе на современный язык). Он говорит не о нововведениях, а о заботе князя о своей дружине: «Бывало на обедах тех множество мяса — говядины и дичины, — было все в изобилии. Когда же, бывало, перепьются, то начнут роптать на князя, говоря: «Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными ложками, а не серебряными». Услышав это, Владимир повелел исковать серебряные ложки, сказав так: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра». Ибо Владимир любил дружину и с нею совещался об устройстве страны, и о войне, и о законах страны».
  51. Время правления князя – также время развития Руси как государства. Известны монеты, которые появились в правления Владимира Красное Солнышко – златники и сребренники. На них – изображение князя с надписью «Владимир на столе» (престоле). Так что получается, что принятие Русью христианства уже в первые годы способствовало постепенному объединению страны – даже экономическому.
  52. Князю также приписывают Церковный Устав князя Владимира, касающийся судопроизводства. В нем устанавливается выплата «десятины» (1/10части) доходов князя в пользу Церкви.
  53. О том, как умер святой, известно, что смерть его последовала 28 июля 1015 г. в селе Берестово, под Киевом, после тяжелой скоротечной болезни.
  54. Князя похоронили в построенной им Десятинной Церкви. После ее разрушения в XIII в. могила находилась под руинами. В XVII в. мощи были извлечены по повелению свт. Петра Могилы, Киевского митрополита, причем часть их была отправлена в Москву. После этого саркофаг был снова захоронен.
  55. Ныне часть мощей князя доступна для поклонения в Храме Христа Спасителя Москвы.
  56. По кончине Владимира началась борьба за власть на Руси между его сыновьями. О том, кто правил после князя, известно, что формально старшим считался Святополк, тут же начавший военное противостояние с братьями: погибли свв. Борис и Глеб, началось противостояние Святополка и Ярослава, а после победы последнего – Ярослава и Мстислава Тьмутараканского.
  57. Оно завершилось разделением Руси между братьями, желавшими прекратить братоубийство – около 10 лет они управляли страной вместе, затем, по кончине Мстислава, страна объединилась под властью Ярослава Мудрого.
  58. В «Слове о законе и благодати» митр. Илариона восхваляются князь Владимир и его сын, Ярослав, который продолжил его дело насаждения христианской веры. Именно в правление Ярослава построен Софийский собор, основан Киево-Печерский монастырь, возникло летописание.
  59. Традиционная икона святого изображает его в княжеских одеждах, с крестом в руке. Еще одно известное изображение князя Владимира – картина В.Васнецова, на которой представлено Крещение киевлян.

    Васнецов. Крещение Руси

    «Крещение Руси» — фреска русского художника Виктора Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, созданная в 1895—1896 годах. Расположена над входом на хоры.

  60. В настоящее время в стране известно более 400 храмов и часовен в честь князя (среди них как утраченные в годы гонений, так и вновь возведенные), города с именем Владимир – Владимир-на-Клязьме и Владимир-Волынский (Украина).
  61. Памятники святому можно увидеть в Херсонесе (место Крещения), Москве, Владимире, Белгороде, Киеве, Ставрополе, других городах. «Википедия» также сообщает, что поставить памятник святому планируют в Калининграде.

    Памятник князю Владимиру

    Святой Владимир. Памятник на Владимирской горке в Киеве. Скульптор П.К. Клодт. 1853 г

  62. Святого считает своим небесным покровителем Росгвардия.
  63. В Российской империи до 1917 г. существовал орден св. Владимира «за военные отличия и гражданские заслуги».
  64. В честь святого называются корабли – подводная лодка, танкер, круизный лайнер. А есть и новейшая модель автомобиля «Москвич» с названием «Князь Владимир».
  65. В последние годы образ князя привлекает внимание деятелей искусства: создается этно-опера о нем, поставлен фильм, наконец, есть и мультфильмы. Владимир – персонаж «Трех богатырей», а также особого мультфильма, где о Крещении Руси рассказывается в варианте для юных зрителей. Кроме Владимира, присутствуют там и вымышленные персонажи, например, жрец Кривжа.

Таковы заслуги князя Владимира перед Русью – и перед своими потомками. Пришедший к вере в зрелом возрасте, он принял ее всецело, совершенно изменил свою жизнь. Позже прп. Серафим Саровский скажет: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». В этом – значение святого Владимира и для нас, до сих пор спасающихся его молитвами.

Наталия Сазонова 

Узнайте также:

  1. Святая равноапостальная княгиня Ольга: долгая жизнь в 40 коротких фактах
  2. 24 июля — День святой равноапостольной княгини Ольги. Почему Елены тоже именинницы, а православные бабушки отмечают свой профессиональный праздник 
  3. Крещение Руси князем Владимиром: как это было и что празднует Церковь+ молитвословия дня
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Святой Феодор Тирон — «достояние вселенной», или История о чуде, которое произошло в первую великопостную неделю 362 годаСвятой Феодор Тирон — «достояние вселенной», или История о чуде, которое произошло в первую великопостную неделю 362 года

0 Comments
Святой Феодор Тирон

Феодор Тирон – святой, чья жизнь и мученическая кончина относятся к временам, очень от нас отдаленным – рубежу II-III вв. от Рождества Христова. Однако, промыслом Божиим вышло так, что даже до наших дней, по слову свт. Григория Нисского, жившего несколькими десятилетиями позже мученика, «мученик сей

Жития в фактах

100 лет со дня преставления праведного Ионы Одесского100 лет со дня преставления праведного Ионы Одесского

0 Comments
Праведный Иона Одесский

«Душа его горит священным пламенем,» – так говорил об Ионе Одесском епископ Никанор (Боркович), от руки которого святой принял рукоположение в священный сан. И это же опытно знали десятки его духовных чад. Чем известен Иона Моисеевич Атаманский Его следует отличать от соименного ему, также одесского

Жития в фактах

История покаяния мытаря Левия, или Апостол Матфей и его ЕвангелиеИстория покаяния мытаря Левия, или Апостол Матфей и его Евангелие

0 Comments
Матфей - Апостол из числа 12 и евангелист

Иногда думают, что учеников Христовых этого имени – два, иные же путают призванного на Апостольское служение по Вознесении Господнем Матфия и Евангелиста Матфея. На самом деле судьбы двух людей различны, как и их имена, которые звучат на древнееврейском как «Маттайя» и «Маттий». Матвей или Матфей?

Жития в фактах

«Жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого«Жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

0 Comments
Иоанн Кронштадтский

Мы не так много знаем о святых, даже тех, кто жил сравнительно недавно, чуть более ста лет назад. Их путь к Богу и Его Царству чаще всего скрыт от посторонних глаз. На виду – молитвенность, совершенные силой Божией чудеса, но не внутренний мир подвижника. Оттого

Жития в фактах

Преподобный Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе): житие и предсказания грузинского святого времен СССРПреподобный Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе): житие и предсказания грузинского святого времен СССР

0 Comments
Преподобный Гавриил Ургебадзе: святой старец Грузии

Будущий святой старец Гавриил Ургебадзе родился в неверующей семье, но уже с детства принял решение стать монахом. Его не раз арестовывали, запирали в психбольнице, запрещали в служении. Но он же позже говорил о своих гонителях и не только о них: «Ненавидьте зло. Человека же, творящего

Жития в фактах