Фантазия художников эпохи Возрождения придала Саломеи ореол едва ли не символа красоты и греха – одновременно. Христианские предания времен Средневековья и Нового времени – рассказывают о бесчестной гибели, той, что была причастна к казни великого пророка Иоанна. А как на самом деле?
Евангельский рассказ
Вот что говорит он о самом событии, которое не лучшим образом «прославило» и Саломею, и ее мать, и отчима – правителя Иудеи Ирода Антипу:
«Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей»
(Мф.14:6-11).
Что значит имя
Оно имеет еврейское происхождения, означая «мирная». У Евангелистов «дочь Иродиады» по имени не называется. Его, а также некоторые подробности семейной истории царя Иудеи Ирода, мы узнаем от Иосифа Флавия, жившего во 2 пол I в. от Рождества Христова, иудейского военачальника, а также – историка, собравшего многие сведения о прошлом еврейского народа в книге «Иудейские древности».

Джеймс Тиссо 1886 Танец Саломеи перед Иродом Великим.
Семейная история и Закон
Иосиф Флавий рассказывает о ней скупо. По его словам, первым мужем Иродиады – и отцом Саломеи (именно от Флавия мы и знаем имя «дочери Иродиады») – был сын Ирода Великого, того самого царя, при правлении которого произошло Рождество Христово, Филипп (или – Ирод Филипп).

Иродиада. Фрагмент композиции «Поднесение главы св. Иоанна Предтечи». Роспись юж. стены диаконника ц. Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде. 1125 г.
Кроме него, у царя было еще два сына от разных жен – Ирод Архелай и Ирод Антипа. Перед своей смертью он передал им власть в Иудейском царстве. При этом Римский император – а Иудея была провинцией империи и не имела своей государственности – посчитал нужным передать две части царства Ироду Архелаю, и по одной – другим Иродам, Филиппу и Антипе. Так в Палестине оказалось три брата-правителя.
Между Филиппом и Антипой и произошла история, ставшая «завязкой» последующих трагических событий:
- Антипа влюбился в супругу сводного брата, более того, прогнал собственную жену, чтобы вступить в беззаконное сожительство;
- это вызвало войну с Аретой – арабским правителем, тестем Ирода Антипы, и, конечно, возмущение в обществе, которое продолжало хранить Моисеев Закон. А он категорически запрещал брать за себя супругу брата (кроме случая, когда тот умирал, не оставив наследников).
Правда, Ирод Антипа иудеем мог считаться весьма условно – чего стоят, например, пиры по случаю дней рождения (евреи такие даты вообще не отмечали), вообще склонность к «эллинизму», который процветал в те годы на Востоке, заигрыванию с язычеством. Потому и на общественный «резонанс» своего беззаконного брака Ирод также реагировал бы вполне спокойно – если бы не обличения от Иоанна Крестителя, которого весь народ почитал пророком, а возможно – даже самим Мессией.

Иоанн Креститель обличает Ирода Антипу и Иродиаду в прелюбодеянии
Обличения могли угрожать власти правителя –чего, собственно, он опасался, в какой-то момент отдав приказ об аресте Иоанна. Впрочем, судя как по Евангелию, так и по другим источникам того времени, Ирод не отличался решительностью: пророка арестовал, но при этом почитал, как посланника Бога (в Которого не очень-то верил) и даже «многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк.6:20).
Был он, как говорили многие современники, с одной стороны – слаб как правитель, с другой – лукав, двоедушен, старался угодить как красавице-жене, так и народу, любившему Иоанна. Может быть, иной раз говорила в нем и совесть…
Что было в день казни на самом деле
Иосиф Флавий говорит о ней вообще без подробностей – просто констатируя, что «неудобный» царю Иоанн был обезглавлен.

«Саломея с головой Иоанна Крестителя» (Лондон), ок. 1607/1610, картина итальянского мастера Микеланджело да Караваджо, ныне находящаяся в коллекции Национальной галереи в Лондоне.
Евангелисты сообщают, что приказ об этом царь отдал, будучи на пиру, после того, как перед гостями, собравшимися чествовать день рождения правителя, плясала «дочь Иродиады». У историков до сих пор нет единого мнения, реален ли этот эпизод:
- сомнительно, чтобы царица и ее дочь вообще принимали участие в таком пире – это было не в традициях тех лет; впрочем, добавляют другие ученые, здесь возможны были и исключения;
- труднее разрешить другое противоречие: Евангелисты именуют Саломею «девицей», но к тому времени она была замужем – за своим дядей (подобные родственные браки были в порядке вещей), еще одним сыном Ирода Великого, Филиппом II; а подобные пляски перед мужчинами были совершенно неуместны для замужней женщины даже у язычников.
Таким образом, за достоверные можно признать лишь такие события, как:
- факт самой казни;
- очевидное влияние Иродиады на решение казнить пророка.
Кстати, свт. Иоанн Златоуст (V в.), говоря об этом эпизоде в одной из своих проповедей, только жену Ирода и упоминает, а о ее дочери – ни слова: «Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя…»
А вот о том, был ли танец, и все последующее – совершенно достоверно сказать нельзя. Некоторые историки усматривают в Евангельской истории просто отсылку к античным преданиям, где сюжет пира, танца гетеры и исполнения ее просьб разгоряченным царем встречается не раз и не два. Возможно, Евангелистам было важно просто подчеркнуть, насколько близок был Ирод к язычеству, как он был нечестив – и именно таким образом историю понимали современники, а затем – христиане первых веков, для которых духовное содержание события было намного важнее конкретики.
Что дальше?
О том, что случилось после убийства Крестителя, сведения сильно разнятся. Евангелисты пишут о том, что ученики Иоанна забрали и погребли его тело – а из церковного предания явствует, что главу для погребения царь не отдал. Иродиада зарыла ее в некоем «бесчестном месте», продолжая мстить пророку-обличителю. Позже святыню удалось спасти от поругания – но это уже другая история.
А как сложилась дальше жизнь Ирода, Иродиады и Саломеи?
Царь
По сведениям Евангелистов, его длительное время мучила совесть – а еще страх, что Иоанн, великий среди пророков, воскреснет из мертвых. Когда вся Палестина заговорила о «пророке из Галилеи», Иисусе, то, как говорят Евангелисты, царь первым делом подумал, что это – убитый им Иоанн. Возможно, желая убедиться, что это не он, Ирод, как рассказывает св. Лука, пожелал видеть Иисуса, когда Его арестовали (Лк. 23:7).
Неизвестно, тронула ли сердце царя гибель невинного Человека на кресте, потрясли ли рассказы очевидцев о Его Воскресении. Возможно, и нет: уже через небольшое время он был занят другим, отправившись в Рим, к императору.

Пир Ирода. Синопский кодекс, VI век
По мнению большинства историков, сделать это его понудила неуемная и честолюбивая Иродиада. Случилось это после того, как ее брат, Ирод Агриппа, получил в управление часть Палестины, которой ранее владел Ирод Филипп, первый муж Иродиады – и при этом еще титул «царя». Истребовать себе такой же по наущению жены попытался и Ирод Антипа.
Но – успеха не достиг. Вместе с ним в Рим «приехал» донос Агриппы на своего родственника: мол, поддерживает отношения с врагами империи, плетет заговор. Император Гай Калигула, вообще скорый на расправу, тут же принял решение сослать провинившегося – то ли в Галлию, то ли в Испанию (данные источников разнятся). О том, как умер царь Ирод, сведений не осталось – известно лишь, что из изгнания он не вернулся.
В 12 главе Деяний Апостолов есть упоминание о царе Ироде, которого «вдруг Ангел Господень поразил… за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:23). Однако, здесь, как установили ученые, идет речь об Ироде Агриппе, брате Иродиады – а подробности кончины царя Ирода Антипы не сохранились.
Судьба Иродиады
Об этом существуют противоречивые данные.
- Иосиф Флавий в 18 книге «Иудейских древностей» пишет, что она разошлась со своим вторым мужем.
- По данным других источников, которые считают более достоверными многие историки, Калигула, зная, что Ирод Антипа ее брат, предлагал Иродиаде почести и положение при дворе. Но она неожиданно предпочла разделить участь супруга. Калигула не оценил ее самопожертвования: не только послал ее в ссылку с мужем, но и забрал все имущество. Вероятно, там, в ссылке, Иродиада и умерла.
Долгая жизнь Саломеи
Свт. Димитрий Ростовский, написавший свои Четьи Минеи (собрание житий святых) в начале XVIII в., приводит церковное предание, что Саломея отправилась в ссылку вместе с родителями, и там погибла страшной смертью, провалившись в реку, когда зимой переходила ее по льду. При этом острые края льда отрезали ей голову – точно напоминая о смерти Предтечи. Однако, современные церковные историки относятся к преданию с сомнением:
- сам рассказ приводится в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула, которого называют «последним историком Византии»; но Никифор жил в XIV в., то есть более чем через 1300 лет после событий; а в более ранних источниках предание не встречается;
- зато есть находки археологов – монеты приблизительно 57-62 гг. от Рождества Христова, с изображением «царицы Саломеи» на одной стороне и «царя Аристобула» на другой; это подтверждается и данными письменных источников, включая того же Иосифа Флавия, который пишет, что после смерти Ирода Филиппа Саломея вышла замуж еще раз, за царя Халкиды, Аристобула; известно, что у нее родилось трое сыновей; скончалась же Иродиада, вероятно, после 62 г.
Некоторые, впрочем, пытаясь примирить позднейшее предание и исторические факты, полагают, что страшная смерть, так ярко описанная Никифором Каллистом, могла постигнуть Саломею в старости. Однако, достоверных подтверждению этому нет.
Зато есть специфическая «жизнь» Саломеи – с XIV в. она (прежде всего, разумеется, ее танец на пиру) «сюжет» и образ в искусстве:
- в 1320 г. ее танец изобразил итальянец Джотто – на картине «Пир у царя Ирода»;
- картина Караваджо (XVII в.) изображает Саломею с блюдом, на котором – глава Крестителя; она совсем не похожа на иудеянку, на ней – одежды жительницы европейского города XVII в.;
- несколько более исторична картина на тот же сюжет русского художника В.И.Сурикова (1872 г.); здесь хорошо переданы и злость Иродиады, с ненавистью смотрящей на голову своего врага, и покорность зависимой от нее дочери.

Суриков В.И. 1872 . Саломея приносит голову Иоанна Предтечи матери
В начале XX в. внимание художников все больше смещается на танец Саломеи, а «фантазии на тему» становятся все более отвлеченными от реальности: например, она часто бывает представлена танцующей без одежды, что было недопустимо в те времена.
В начале XX в. возникла даже «реконструкция» танца Саломеи, именуемая «танцем семи покрывал». Современные специалисты называют подобное «вестернизированными версиями воображаемых ближневосточных стилей танца», которые, конечно, к реальности не имеют отношения.

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро, 1876г.
Сейчас Саломея – образ, «символ порока», как и ее мать, Иродиада, и отчим – Ирод, чье имя даже стало нарицательным. О том же, какой была эта женщина в реальности, какова была ее жизнь, мы практически ничего не знаем. Вероятно – и не узнаем.
Наталья Сазонова
Советуем почитать:
К. В. Неклюдов, А. А. Ткаченко. Иродиада // Православная энциклопедия. Т. 26. С. 651-654.