------------------- Неделя святых праотец
Православие сегодня Праздники Неделя святых праотец: кто они+о чем Евангелие дня, которое читают в это воскресенье в храме

Неделя святых праотец: кто они+о чем Евангелие дня, которое читают в это воскресенье в храме

0 Comments
Неделя святых праотец

24 декабря — Неделя святых праотцев. Это празднование приходится на разные дни декабря – но всегда на воскресенье. Еще несколько столетий назад день был особенно любим церковным народом, так как в этот день в храме совершался чин, увидеть который можно было только один раз в году. Евангельские чтения, молитвы дня, традиции, 8 интересных фактов — в статье.

Что это

Так называется церковная память ветхозаветных святых и пророков, возвестивших будущее Рождение Спасителя. Она всегда приходится на предпоследний воскресный день перед праздником Рождества Христова. А следующее после него воскресенье называется Неделей святых отец, когда Церковь воспоминает уже близких сродников Господа по человечеству.

Святые праотцы – кто они

К их числу традиционно относят:

  • Адама, первого человека;
  • патриархов еврейского народа: Авраама, первым исповедавшего Истинного Бога, его сына Исаака и внука – Иакова, названного Господом Израилем; его имя дало название и народу, избранному носителем истинной веры; к числу патриархов также относят 12 сыновей Иакова, от которых ведут происхождения «колена» (роды) народа Израиля;
  • праведников, о которых говорит Ветхий Завет; это прав. Ной, единственный из переживших Всемирный Потоп, израильские судьи, пророки;
  • предки Христа по плоти; среди них – царь и пророк, автор Псалтири, Давид, его сын Соломон, многие другие, чьи имена звучат в Евангельском чтении дня;
  • к числу праотцев также причисляют правв. Иоакима и Анну, родителей Матери Божией, и прав. Иосифа, мнимого супруга Богородицы.

Хотя праздник посвящен, как явствует из его названия, праотцам, наряду с ними почитаются также святые жены, именуемые «праматери». Среди них:

  • праматерь Ева, супруга Адама;
  • жена Авраама, Сарра;
  • супруга Исаака, Ревекка, и жены его сына, Иакова – Лия и Рахиль, ставшие матерями 12 сыновей, патриархов Израильского народа;
  • множество других святых жен ветхозаветного времени.

Установление даты и другие интересные факты

  1. Дата празднования – переходящая, зависящая от того, на какой день седмицы приходится Рождество Христово. Так, в 2022 г. это было 25 декабря, а в 2023 г. – 24 число месяца.
  2. Древнейшие сведения о праздновании Недели святых праотец, по данным церковных историков, относятся к IX-X вв.: Типикон (Устав) храма Святой Софии с Константинополе содержит богослужебные указания, относящиеся к этому празднику.
  3. Церковные историки предполагают, что обычай чтить ветхозаветных праведников восходит к первым векам христианства. Например, о них в Послании к Евреям упоминает Апостол Павел. Вероятно, святых праотцев почитали еще христиане Иерусалимской общины, основанной Апостолами после Сошествия Святого Духа.
  4. Можно предположить, что отмечать память святых именно в преддверии Рождества Христова стали не ранее 2 пол. IV в., так как до этого времени Церкви был не известен сам праздник Рождества: иудеев не было принято вообще отмечать «дни рождения», что относилось и к Спасителю. Лишь к IV в., под влиянием вошедших в Церковь христиан из бывших язычников, установилась традиция праздновать Рождество Христово. А осмысление этого события, возвещенного пророками за несколько тысячелетий до прихода в мир Сына Божия – дело еще более позднего времени.
  5. Русские литургисты рубежа XIX-XX вв. полагали, что уже в древности сложился особый чин, совершаемый в Неделю праотцев: так называемое Пещное действо. Оно появилось сначала в Византии, а отсюда пришло и на Русь. Суть действа состояла в представлении «в лицах» одного из ветхозаветных событий – попытки вавилонского царя Навуходоносора сжечь трех иудейских отроков, исповедовавших Истинного Бога – Ананию, Азарию и Мисаила. Историю эту рассказывает их друг, пророк Даниил, во 2 главе своей книги, входящей в состав Ветхого Завета.
  6. Чин Пещного действа совершался накануне Недели праотцев, вечером в субботу и являлся частью всенощного бдения. Посреди храма устанавливалась «инсталляция» горящей печи, снималось большое паникадило, висящее над амвоном, и на его место подвешивалась сделанная из бумаги и кожи фигура Ангела. В определенный момент ее «с шумом» спускали в «печь», как об этом говорил прор. Даниил, рассказывая, как Анания, Азария и Мисаил были спасены свыше.
  7. Участники действа – церковные служители (певчие, пономари), «игравшие» трех отроков и халдеев, произносили тексты скорее «по мотивам» пророческой книги. Дошедшие до нас чины действа сохранили немало чисто разговорной лексики, почему действо было особенно любимо народом.

Вот, например, диалог «халдеев», вавилонян, бросивших отроков на сожжение: «Товарищ! – Чево? – И глаголет первый халдей: Видиши ли? И другий халдей подваивает: Вижу! И первый халдей глаголет: Было три, а стало четыре, а четвертый грозен, грозен, образом уподобися Сыну Божию. И другий халдей отвещает: Как он прилетел, да нас победил!»

  1. С конца XVII в. Пещное действо выходит из церковного употребления, и становится скорее театральным. Автором первой пьесы на тему ветхозаветных событий стал иеромонах Симеон Полоцкий.
  2. В наши дни существуют попытки возродить чин. Делают это энтузиасты, занимающиеся исторической реконструкцией, некоторые фольклорные коллективы. Но в храме действо больше не проходит.

Что будет в храме

Как и накануне всякого другого воскресного дня – всенощное бдение, а утром – литургия. Не отличается от большинства других воскресных дней и облачение служителей храма – оно имеет золотой цвет, символизирующий Небесное Царство.

Неделя святых праотец в храме

Божественная литургия в воскресный день в храме

Что поют на клиросе

В этот день стоит особенно внимательно слушать песнопения, посвященные празднику. В них упоминаются все святые праотцы, говорится об их жизни и вере. Вот, например, какая стихира об свв. Аврааме и Исааке звучит на всенощной:

«Иже прежде закона / отцы вся восхвалим днесь, вернии, / Авраама Боголюбиваго, / и Исаака, от обещания рожденнаго, / и Иакова, и дванадесять патриархи, / Давида кротчайшаго, / и Даниила, желаний пророка, / и три отроки с ними славяще, / пещь в росу преложившия, / просяще оставления от Христа Бога, / прославляемаго во святых Своих».

Затем перед нами проходит ветхозаветная история: от Адама и его благоверного сына Сифа, до Ноя, затем – царей и пророков.

А эта стихира прозвучит утром, за литургией:

«Приидите вси, верно торжествуим / прежде закона отец, / Авраама и сущих с ним летнюю память. / Иудово племя достойно почтим, / иже в Вавилоне отроки, угасившия пещный пламень, / яко Троицы образ с Даниилом восхвалим, / пророческая проречения известно держаще, / со Исаием велегласно возопиим: / се Дева во чреве приимет / и родит Сына Еммануила, / Иже есть с нами Бог».

Писание

Апостольское и Евангельское чтения в 2024 г. немного отличаются от праздника праотцев в другие годы: Неделя праотец, 24 декабря, приходится на 29 воскресный день после праздника Троицы (Пятидесятницы). Но так как по церковному Уставу положено на праздник праотцов читать Евангельский отрывок 28 недели по Пятидесятнице, то он и прозвучит за литургией. Евангелие же 29 недели по Пятидесятнице перенесено на предыдущий воскресный день: его мы слышали 17 декабря. А вот чтение из Посланий Апостолов в 2024 г. будет точно соответствовать календарю – 29 неделе по Пятидесятнице.

О чем Апостол дня

Это Послание Апостола Павла к христианам города Колоссы. В читаемом отрывке говорится о том, что верующий должен отречься от грехов, привязывавших его к мирской жизни и предать свою жизнь Христу, «совлечься ветхого человека». Новая же жизнь в Господе не знает разделения на варваров и иудеев, рабов и свободных – в новой жизни все это не имеет значения.

В храме прозвучат знаменитые слова Апостола:

«… несть еллин, ни иудей, обрезание, и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос» (1 Кол. 3:11).

Обращаясь к этим словам именно в Неделю праотцев, Церковь утверждает что чествуемых святые, происходивших из разных народов и племен, имевших разное общественное положение – от странников без крова и постоянного дома до царей народа Израиля – объединяет самое главное: вера в Бога и любовь к Нему.

Евангелие дня

Читается отрывок из 14 главы св. Луки. Здесь Господь приводит притчу о человеке, сделавшем брачный пир для сына. Позвав на него давно знакомых и уважаемых им людей, он столкнулся с тем, что они, «как бы сговорившись», отказались под разными предлогами: один купил землю, другой волов, третий – был занят семейными делами… И тогда слуги господина призвали на праздник всех, кто встречался им на пути – «нищих, увечных, хромых, слепых».

Этот образ применим к языческим народам, не знавшим Истинного Бога, он – грозное предупреждение иудеям, не сохранившим верности Создателю, не узнавшим во Христе Мессию. В конце отрывка звучат ставшие знаменитыми слова Господа о том, что «много званных, но мало избранных», то есть тех, кто способен принять Бога. Именно такими были праотцы, пронесшие свою веру в Него через всю многотрудную земную жизнь.

Икона дня

Образ, посвященный празднику, представляет множество ветхозаветных святых. Вот Ной, держащий изображение ковчега, рядом – пророк Илия, за ними – прор. Даниил и его друзья, Азария, Анания, Мисаил. А вот – царь Салима Мелхиседек, благословивший дарами Авраама.

12 сыновей, как приношение Господу держит как бы в большом плате праотец Иаков. Внизу образа – и сам Авраам, чтитель Истинного Бога. Кто же этот Отрок на его коленах? И с внезапным трепетом понимаешь: Сам Христос.Неделя святых праотец в декабре

 

Смысл праздника

Этот день – призыв вспомнить о долгом, трудном, подчас мучительном пути человечества от грехопадения в Раю до Воплощения на земле Сына Божия. На нем – духовные взлеты и греховные падения, но никогда не угасала вера, и без преувеличения каждый из чтимых ныне святых мог сказать словами иудейского царя Манассии: «Ты еси Боже, Бог кающихся, и на мне явиши всю благость Твою, яко недостойна суща спасеши мя». Эти вера и покаяние через тысячелетия низведут на землю Божию милость: к людям придет Спаситель, до Рождества Которого остаются уже считанные дни.

Наталия Сазонова

Молитва дня

К вам, о святи́и праотцы, я́ко путево́дным свети́льникам, дея́ньми свои́ми освети́вшим путь Небе́снаго восхо́да, аз многогре́шный смире́нно коле́на се́рдца моего́ преклоня́ю и из глубины́ души́ взыва́ю: умоли́те о мне Человеколю́бца Бо́га, да не попу́стит ми еще́ блужда́ти по распу́тиям греха́, но да просвети́т мои́ ум и се́рдце све́том благода́ти Своея́, я́ко да то́ю озаря́ем и подкрепля́ем, возмогу́ про́чее вре́мя земна́го жития́ пра́вою стезе́ю непреткнове́нно преити́ и хода́тайством ва́шим к Преблаго́му Го́споду сподо́блюся, поне́ вма́ле прича́стник бы́ти духо́вныя ва́шея трапе́зы в Небе́сном черто́зе Царя́ сла́вы. Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Ду́хом бу́ди сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: история праздника в коротких фактах, особенности службы в храме и молитвы дняВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: история праздника в коротких фактах, особенности службы в храме и молитвы дня

0 Comments
Воздвижение Креста Господня: праздничная служба в храме

Это один из дней года, когда верующим для поклонения износится из алтаря Распятие. А в кафедральных храмах совершается еще и особый Чин его Воздвижения, подобно тому, что впервые был совершен в далеком IV в. Этот обряд увидят те, кто придет на всенощное бдение вечером накануне

Праздники

«Смерть перестала быть катастрофой» — значение и смысл праздника Успения Пресвятой Богородицы«Смерть перестала быть катастрофой» — значение и смысл праздника Успения Пресвятой Богородицы

0 Comments
Праздник Успения Пресвятой Богородицы

Возможно, нигде во всем христианском мире не было столько церквей, притом – соборных, в честь этого события, нигде праздник Успения Пресвятой Богородицы не отмечался столь торжественно. Наши предки со всей остротой чувствовали значение этого события – празднование которого, однако – одно из самых «молодых», утвердившееся

Праздники

Дата в истории и православии: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» — это 9 декабряДата в истории и православии: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» — это 9 декабря

0 Comments
Когда Юрьев день

Большинство жителей страны знают об Юрьевом дне из школьного курса истории. Многие довольно уверенно скажут, что появление этого дня в законодательстве – вроде бы первый шаг к закрепощению крестьян. И, конечно, мало кто задумывается, о каком именно «Юрии» идет речь в церковном календаре, откуда законодатель

Праздники

Зимние Святки – это что за праздник? Объясняем истинное значение и тайный смыслЗимние Святки – это что за праздник? Объясняем истинное значение и тайный смысл

0 Comments
Зимние Святки

Заканчивается Рождественский пост, которым христиане готовились встретить Рождение Спасителя, наступает долгожданный праздник, начинаются особые дни, которые наши предки именовали святыми — зимние Святки. Как провести их с пользой для души и можно ли причащаться в святые дни, когда пост Церковь не отменяет — объясняем. Какого

Праздники

29 августа — Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте29 августа — Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте

3 комментария
Ореховый Спас

После «летней Пасхи», Успения, в храмах немноголюдно. Спас, именуемый в народе Ореховым или Хлебным, не относится к числу «великих» (особенно значимых), хотя посвящен иконе, которая сама по себе – истинное чудо. Когда празднуют Третий Спас Третий, Ореховый Спас Церковь празднует на другой день после торжества

Праздники