------------------- Спас - все праздники в августе
Православие сегодня Праздники «Когда какой Спас»: три церковных праздника августа и иконы

«Когда какой Спас»: три церковных праздника августа и иконы

7 комментариев
Спас - все праздники в августе

Восходящие к первым векам более чем тысячелетнего существования Русской Церкви названия трех праздников августа иногда вызывают недоумение. Почему «Спас»? Почему названия связаны то с медом, то с яблоками? Церковная это традиция или народная? Попробуем разобраться.

Что значит слово «Спас» в православии

Это сокращенное именование от «Спаситель». Именно так именуют Иисуса Христа, Второе Лицо Святой Троицы, Мессия, воплотившийся на земле. Бог стал человеком, чтобы спасти людей от смерти, греха.

Спаситель

Вседержитель (Пантократор) Датировки: XIX в. Первая половина XIX века. Происхождение: д.Павлиха, Вселукский с/с, Пеновский район. Дерево, масло. Материал оклада: Стекло. Размеры иконы:  высота 41,5 см, ширина 37,5 см Поясное изображение Христа Вседержителя.

Христиане именуют Его так, поскольку видят свои немощи, духовные болезни, понимают, что не могут быть избавлены от них собственными усилиями.

Ибо, по слову Апостола, «не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахож. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:18). А если уж великий Павел восклицал:
«Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24), то тем более подобает предать свое спасение Богу христианам, куда более немощным, подверженным страстям, бороться с которыми не по силам человеческим.

Почему три праздника в августе называются Спасами

Потому, что эти церковные праздники августа связаны со Спасителем – Его Распятием, чудом Преображения на Фаворе, а также празднованием первой иконе – Нерукотворному образу.

14 августа – Первый, медовый Спас

Традиция отмечать этот день особыми богослужениями сложилась по крайней мере с IV в. Тогда святая царица Елена, мать равноап. Константина Великого, императора, впервые снявшего запрет на христианство, обрела во Иерусалиме Крест, на котором был распят Христос.

Почему «медовый»?

Конец лета – время, когда русские крестьяне (а слово это означает «христианин»!) начинали собирать урожай, и, конечно, приносить его для освящения во храм. Тем более, что то был день, когда ради освящения земли, вод, износился Крест Господень.

Спас в августе

Первый Спас — почему медовый?
Фото пресс-службы Ижевской епархии

Так сложилась традиция освящать первый мед нового сбора именно 14 августа, а потому появилось также особое именование праздника – «Медовый Спас». А еще Первый Спас называют Спасом на водах и Маковеем. Почему и что конкретно следует делать с маком 14 августа – в статье «Все названия и основные правила «Медового праздника»»

Напомним, что первый день Успенского поста приходится на этот праздник.

19 августа – Второй Спас, Яблочный

В народе 19 августа называют Яблочным Спасом. А церковно это один из 12 праздников, именуемых великими – Преображение Господне, когда воспоминается явление Христа во всем сиянии Его Божественной славы трем ученикам, Петру, Иакову и Иоанну, последовавшее на горе Фавор чуть более, чем за месяц до Его Распятия.

Событие это подробно описывается Евангелистами, рассказывающими, как Христос:

  • в один из дней поднялся на гору (считается, что это была гора Фавор) ради ночной молитвы, взяв с собой лишь троих Своих учеников;
  • во время моления, по словам св. Луки, «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк.9:29);
  • Апостолы, которые сначала, устав от крутого подъема на гору, уснули, пробудившись увидели не только преобразившегося Учителя, но также двух святых, прор. Моисея и Илию, беседующих с Ним о будущих страданиях, которые ждут Мессию во Иерусалиме;
  • наконец, когда ученики были в страхе, гору покрыло облако, из которого исшел глас Самого Бога Отца:

«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк.9:35).

Все увиденное свершилось ради духовного укрепления Апостолов перед предстоящими искушениями, когда их Учитель будет взят на казнь, мучим, убит.

«Когда какой Спас»: три церковных праздника августа и иконы

Преображение Господне. Икона: XVII в. 1670-е гг © Ярославский художественный музей.

Это – видение Царства Небесного, явленное людям, еще проходящим земное поприще, обетование будущей жизни, которое согревало потом сердца учеников долгие годы. Недаром через годы св. Петр вспоминал о Преображении в одном из своих соборных посланий (2 Пет.1:18).

Яблочный, виноградный?

Праздник издревле был установлен в конце лета, хотя реальное историческое событие совершилось примерно за 40 дней до Распятия. Однако значение этого прикосновения к Раю казалось христианам столь великим, что радость о нем была как бы не совместима с Великим Постом – именно поэтому само празднование совершается летом.

Люди ощущали этот праздник не только как духовной, но – как обетование преображения природы, которая, по Апостольскому слову «совокупно стенает и мучится доныне;и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде»

(Рим.8:22-24).

Особенно остро чувствовали эти слова земледельцы. Поэтому именно на Преображение греки несли для освящения плоды земли (чаще всего это был виноград). А на Руси, где он не растет, освящали яблоки, оттого праздник именовался «Яблочным Спасом».

«Когда какой Спас»: три церковных праздника августа и иконы

Второй Спас — Яблочный. Освящение плодов. Фото пресс-службы Ижевской епархии

Можно православным есть арбуз и яблоки до 19 августа

Исходя из церковного Устава – нет. Там есть прямой запрет на вкушение винограда до церковного освящения нового урожая. По логике, такой же запрет может быть применен в условиях России на яблоки и иные плоды, поспевающие в августе. Вместе с тем, необходимо понимать смысл уставного требования: оно рассчитано на христиан-земледельцев, включая монахов, занятых на монастырских садах, огородах, которые:

  • видели свои труды, как особое делание во славу Божию;
  • не могли себе представить, как вообще можно вкушать данные Богом плоды без молитвы, церковного благословения.

«Когда какой Спас»: три церковных праздника августа и иконы

Безусловно, христианину, сейчас ведущему свое хозяйство, также полезно делать это благоговейно, прося помощи Божией. Но относится ли запрет к горожанам, которые покупают фрукты, ягоды, овощи в магазинах? Очевидно, что однозначного ответа здесь нет.

Вот что говорит, например, иерей Александр Рябков:

 «Если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное».

Таким образом, «поста на яблоки и арбузы» не существует, а вкушать ли их – решение самого христианина, исходя из обстоятельств его жизни.

Какого числа «Ореховый Спас»

Ореховый Спас — это народное название церковного торжества образу Спаса Нерукотворного, 29 августа, следующий день после Успения Богородицы.

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный. XIV в.  Московская школа

Народное же название утвердилось потому, что с этого времени принято было начинать сбор орехов. Его же называют «Хлебным». Подробнее в статье: «29 августа — Третий Спас. Бери рукавицы на запас»

Благочестивые традиции

Прежде всего, два из трех празднований Спаса приходится на пост перед Успением Богородицы, воздержание которого подобно Святой Четыредесятнице, предшествующей Пасхе. Его принято было соблюдать строго, а вот Исповедь, Причастие до революции были приняты только раз в год, обычно – Великим Постом.

Впрочем, в XIX в. свт. Феофан Затворник советовал все же приступать к этим Таинствам «во всех четырех постах» церковного года. Ну а современные православные стараются непременно хотя бы раз за пост – исповедаться, причаститься.

К числу других обычаев во все три «Спаса» можно отнести традицию не только освящать плоды земли, но также – угощать ими как можно большее число людей, особенно малоимущих. Например, на Вологодчине в некоторых селах был обычай «вскладчину» накрывать столы прямо у храма.

Особенно любили делать это те, кто имел сады, пасеки. Например, после литургии на Преображение обычно бывали особые благодарственные молебны в садах. Затем начиналось угощение пришедших яблоками – а также продажа плодов.

Кроме того, с Преображения начинали засевать озимые поля. Эта работа также начиналась с молебна, кропления земли святой водой.

Праздник Спас в августе

Три Спаса. Фото Ивана Никифорова

А вот на «Третий Спас» было принято особенно много торговать полотном (видимо, по соотнося тканные холсты и образ Господа на плате).

Можно ли в Спас работать?

Прямого уставного запрета на работу в праздники Спаса нет. К тому же зачастую празднования приходятся на будние дни, когда выйти на работу необходимо. Современные пастыри советуют во всяком случае не предаваться (по возможности) тяжелому физическому труду, который отвлекает от размышлений о сути празднований. И уж точно грехом будет работа на огороде вместо посещения храма.

Вредные суеверия

К числу таковых относятся:

  • всевозможные «не прикасайся», «не дотрагивайся»; например, есть разного рода поверья, что до 19 августа категорически нельзя вкушать яблоки, «иначе не будет урожая» (вариант – «это плохо отразится на душах умерших сродников», особенно малых детей, которым якобы не дадут яблочка «на том свете»); все это – остатки языческих заблуждений наших предков, следовать которым христианину не пристало;
  • разного рода народные «поверья» вроде такого: если на Первый Спас погрузиться в водоем, человеку простятся все грехи (на самом деле их разрешает только Таинство Исповеди, сопровождающееся искренним раскаянием верующего);
  • заговоры разного рода с использованием имен чтимых на дни праздников святых; например, жители Сибири именовали «первый Спас» «днем Соломониды-бабушки» (имеется ввиду мать мучеников Маккавеев); местные знахарки не стеснялись поминать святую во время заговоров «от ветряного перелому», а также мытья детей в бане;
  • «загадывания» о судьбе; например, так делали девушки, вкушая первый кусочек «спасовского яблока», освященного на Преображение;

Все эти суеверия, конечно, мешали понимать суть церковных торжеств нашим предкам, и затемняют духовное содержание празднований также многим нашим современникам, сосредоточенным кто на различных запретах, воспринимаемых едва ли не магически, кто – вообще на «народных обрядах», имеющих совсем не христианское содержание.

Три Спаса

Три Спаса. Фото: Марина Токмакова

 

Таковы три августовских праздничных дня, когда «лето благости Божией» увенчивается плодами земли, которым так по-человечески радуются люди. Но это также дни, когда Церковь напоминает, о Том, Кто своей любовью, заботой поддерживает этот мир, благословляя его – небо, природу, и, конечно, Своих верных чад, приоткрывая им тайны будущей жизни, Рая, через красоту земли.

Иконы

Именование Спаса утвердилось не только за праздниками, но также за некоторыми чтимыми еще с первых веков изображениями Господа. Вот лишь некоторые иконы.

19 августа — Преображение Господне: 23 Праздничные иконы и Рафаэля Санти предсмертная картина

Образ Спас Нерукотворный

Образ Спаса Нерукотворного сразу узнаваем по своим отличительным особенностям. Важнейшие из них:

  • то, что изображен только Лик;
  • чаще всего на фон, на котором находится изображение, представляет плат белого цвета; кроме этого, часто встречаются другие образы, именуемые «Спас на чрепии» (то есть черепице, сзади просматривается подобие стены, или, может быть, кирпичной кладки).

Такие черты иконы связаны с историей ее появления: согласно церковному преданию, Нерукотворный Образ – вообще первая исторически известная икона Спасителя, притом – появившаяся (а не написанная, отсюда название) еще во время Его земной проповеди. Подробности в статье – «Спас Нерукотворный».

«Когда какой Спас»: три церковных праздника августа и иконы

Икона: Спас Нерукотворный. XVII в. 1658 г. Ушаков Симон (Пимен) Фёдорович Происхождение: Из церкви Троицы в Никитниках в Москве. © Государственная Третьяковская галерея

Память об истории иконы – то, что она чаще всего и сейчас находится над вратами храма или монастыря.

Спас в силах

Такой образ можно увидеть по центру иконостаса многих храмов. Здесь Христос написан, как Царь мира: на престоле. Он имеет три нимба, окружающих Его фигуру:

  • красный ромб, который знаменует Божество;
  • синий овал — он знаменует мир Ангелов, окружающих Спасителя;
  • наконец, еще один красный – четырехугольник, по углам которого находятся символы авторов четырех Евангелий; это – символ проповеди истинной веры по четырем «концам земли».

Спас в Силах

Иконография: Спас в силах Датировки: XV в. Конец XV века. © Череповецкое музейное объединение

Всемилостивый Спас

Название образа не случайно: его легко узнать по милостивому Лику Спасителя, благословляющего молящегося. На Его левой руке – раскрытое Евангелие Подобные образы известны как «погрудные», «оплечные» (то есть Христос пишется до груди или до плеч), так и ростовые, изображающие Иисуса в полный рост.

Одна из самых известных икон этого извода находится в г. Тутаев (ранее он назывался Романо-Борисоглебском). Есть предание, что эта большая икона могла быть создана прп. Дионисием Глушицким. С образом регулярно совершаются крестные ходы, он прославлен сотнями чудотворений.

 

Наталья Сазонова

Какие читать молитвы

Существуют канонически утвержденные их тексты на все три праздника, кроме того – акафисты, каноны, также принятые Церковью.

На Первый Спас обычно читается

Молитва Кресту Господню:

«Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та.

О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.»

На Второй Спас читается

Молитва Преображению Господню:

«Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».

На Третий Спас принято читать

Молитва Нерукотворному образу Спасителя

«О, Преблаги́й Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш! Ты иногда́ челове́ческаго о́браза Твое́ лице́ пресвято́е омы́в водо́ю и оте́р убру́сом, чуде́сне о́ное на том же убру́се изобрази́ти и Еде́сскому кня́зю Авга́рю во исцеле́ние неду́га его́ посла́ти благоволи́л еси́: се и мы ны́не, гре́шнии раби́ Твои́, одержи́мии душе́вными и теле́сными неду́ги на́шими, лица́ Твоего́, Го́споди, и́щем и с Дави́дом во смире́нии душ на́ших зове́м: не отврати́ лица́ Твоего́ от нас, и уклони́ся гне́вом от рабо́в Твои́х: помо́щник нам бу́ди, не отри́ни нас и не оста́ви нас. О, всеми́лостивый Го́споди, Спаси́телю наш! Изобрази́ Сам Себе́ в душа́х на́ших, да, во святы́не и пра́вде жи́тельствующе, бу́дем сы́нове Твои́ и насле́дницы ца́рствия Твоего́, и та́ко Тебе́, преми́лостиваго Бо́га на́шего, ку́пно со безнача́льным Отце́м Твои́м и Пресвяты́м Ду́хом, сла́вити не преста́нем во ве́ки. Ами́нь».

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

7 thoughts on “«Когда какой Спас»: три церковных праздника августа и иконы”

  1. Алина-Алевтина:

    Традицию приносить в храм начатки урожая христиане переняли от евреев. Иудеи приносили в храм все, что появилось первым на поле или в хлеву: ягненка, пшеницу, фрукты в праздник весенне-летнего урожая — Шауот. Его отмечают через сорок девять дней после начала Песаха (наша Пасха), другое название – “хаг бикурим” – праздник первых плодов и первенцев рогатого скота, он длится 2 дня, считается, что именно в эти дни Моисей получил Тору на горе Синай.

    В Греции в августе как раз поспевал первый урожай винограда, его и несли в церковь на праздник Преображения. А наши — яблоки. Раз винограда нет, а эти фрукты созрели.

  2. Говорит и показывает:

    Все библеисты сходятся на том, что Преображение Господне случилось зимой, где-то в феврале. Непосредственно перед Крестными страданиями Спасителя. Почему мы празднуем событие, называемое Яблочным Спасом, летом???

    1. Здравствуйте!
      Отчасти мы празднуем Преображение и в феврале: когда на февраль выпадает вторая неделя Великого поста и память святителя Григория Паламы, неразлучно связанного с учением о нетварном Фаворском свете.

      Одна из версий переноса празднования: в августе равноапостальная царица Елена завершила строительство храма Преображения на горе Фавор.

      Версия о том, что весной не празднуем, т.к идет строгий пост не состоятельна, ибо 19 августа тоже пост и тоже строгий. Только не Великий, а Успенский…

      Ещё вариант установления даты: Праздник Преображения Господня поставили в календарь за 40 дней до Крестовоздвижения (27 сентября). За богослужением поют катавасии» Крест начертав, Моисей/ впрямо жезлом Чермное пресече,/ Израилю пешеходящу;/ тоже обратно фараоновым колесницам,/ ударив, совокупи,/ вопреки написав непобедимое оружие.// Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися».. как бы подготавливая нас к этому празднику Крестовоздвижения: Господь преобразился и добровольно пошёл на крестную смерть.

      С другой стороны, многие даты евангельских праздников относительны и условны (даже Рождество Христово) .Главное — мы не просто вспоминаем, а заново переживаем библейские события, вникаем, научаемся, работаем над собой,стремясь к идеалу, преображаемся… Так что празднуем и славим Господа!

  3. Экранизация повести В. Войновича.
    1941 год. Накануне войны
    в селе Красное приземлился аэроплан, летчик,
    в связи с нештатной ситуацией, возникшей во время учений, принял решение о вынужденной
    посадке. Оставь технику без присмотра,
    хозяйственные жители растащат все до последней заклепки.
    Охранять оборудование присылают молодого солдата Ивана Чонкина.

    Он очень быстро перезнакомился с
    местным населением, а почтальонша Нюрка Беляшова
    пустила его к себе на постой.
    Сплетня мгновенно понеслась по всей деревне.

    22 июня все радиостанции Советского Союза объявили о
    начале войны, люди напуганы.
    Руководство призывает всех на митинг и, провозглашая речи, пытается
    навести порядок. Тем временем, баба Нюра –
    не промах, пришла в сельмаг и
    скупила спички, мыло и соль.
    Услышавшие об этом сельчане
    мчатся к магазину, начинается драка за мешок хозяйственной старушки.

    Успокоить драчунов удается только стрельбой из винтовки Ивана.

    Поделив бабкины покупки между собой, люди расходятся.

    По ложному доносу, Чонкина арестовывают, за ним приезжают оперуполномоченные НКВД.

    А что же дальше? Давайте смотреть.

  4. Анатолий Что-ли:

    Праздники то получаются профессиональные все приходятся на Успенский пост Дело не было до народных обрядов…Пока Господь не привел. В какой же темноте жил, обзывая бабулю покойную — дремучей необразованной. Прости бабулечека дурака, прости родненькая.

  5. Понедельник начинается в субботу:

    Thanks in support of sharing such a fastidious idea, paragraph is
    fastidious, thats why i have read it completely

  6. Праздники — Чемпионы по приметам и суевериям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

«Я с вами все дни до скончания века»: Вознесение Господне«Я с вами все дни до скончания века»: Вознесение Господне

0 Comments
Вознесение Господне

Если праздники Рождества и Воскресения Христова более-менее понятны, то Вознесение, и с точки зрения события, и тем более вероучительная сторона праздника, не очень ясна. Будем разбираться. История из Евангелия Вознесение Христа описаны в 24 главе Евангелия от Луки, в 16 главе Евангелия от Марка, и

Праздники

Традиции и парадокс самого русского праздника: 14 октября — Покров Пресвятой БогородицыТрадиции и парадокс самого русского праздника: 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

0 Comments
Покров Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – всегда особый день. Иногда землю покрывает первый снег. А в иной год в ясном, голубом – цвета одежд Божией Матери! – небе сияет солнце. И при взгляде на него особенно чувствуется смысл праздника – радость о небесном заступничестве Пречистой. Что

Праздники

Обрезание Господне: именины Иисуса Христа празднуют православные христиане 14 январяОбрезание Господне: именины Иисуса Христа празднуют православные христиане 14 января

0 Comments
14 января - православный праздник Обрезание Господне: как отметить

14 января — день, известный большинству жителей России под названием «старого Нового года» на самом деле соединяет два православных празднования. Одно из них посвящено свт. Василию Великому, другое – Евангельскому событию Обрезания Господня. Что отмечают Про День святого Василия мы написали статью: «Все про Васильев

Праздники

Зимние Святки – это что за праздник? Объясняем истинное значение и тайный смыслЗимние Святки – это что за праздник? Объясняем истинное значение и тайный смысл

0 Comments
Зимние Святки

Заканчивается Рождественский пост, которым христиане готовились встретить Рождение Спасителя, наступает долгожданный праздник, начинаются особые дни, которые наши предки именовали святыми — зимние Святки. Как провести их с пользой для души и можно ли причащаться в святые дни, когда пост Церковь не отменяет — объясняем. Какого

Праздники

«Смерть перестала быть катастрофой» — значение и смысл праздника Успения Пресвятой Богородицы«Смерть перестала быть катастрофой» — значение и смысл праздника Успения Пресвятой Богородицы

0 Comments
Праздник Успения Пресвятой Богородицы

Возможно, нигде во всем христианском мире не было столько церквей, притом – соборных, в честь этого события, нигде праздник Успения Пресвятой Богородицы не отмечался столь торжественно. Наши предки со всей остротой чувствовали значение этого события – празднование которого, однако – одно из самых «молодых», утвердившееся

Праздники