Храм Соломона

Мысли о храме, или Как человеку обожиться

0 Comments
Храм Соломона

Структура ветхозаветного храма Соломона состояла из трёх частей: внешний двор – святилище — святое святых. Наши православные храмы имеют идентичную структуру: притвор – трапеза — алтарь. Собственно говоря, в Библии вся Земля сотворена изначально по этому принципу: внешняя земля – Рай (Эдем) — Древо Жизни. Оказывается, что внешний храм – это символ, прежде всего, самого человека. Об этом пишет апостол Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16)

Каким образом можно стать храмом Божьим?

Человеческое сердце в библейском смысле также можно рассмотреть в трёхчастном порядке. Внешние чувства, эмоции – внешний двор, притвор храма. Когда человек молится в сердце – он находится во святилище, трапезе храма. Святое святых, алтарь – это подсознание — самая глубинная часть сердца. У святых отцов духовная жизнь делится на три ступени: очищение – освящение — обожение.

В Таинствах Церкви оно выражено как «Покаяние – Крещение – Причащение».

Теперь более подробно об этом.

Все прекрасно понимают, что человеческая жизнь – это путь! Но путь куда? И зачем? Преподобный Исидор Пелусиот говорит о трёх библейских книгах Соломона, которые раскрывают последовательность и Таинство восхождения человека к Богу. Первая ступень заключается в том, чтобы человек научился искусству различения добра и зла, увидел в делании добра духовную выгоду, радость, счастье и покой. Именно этому вопросу посвящена книга «Притчей Соломона».

Храм нашего сердца

Учась творить добро и сопротивляться злу, человек познаёт свой внутренний мир и входит в притвор храма своего сердца.

Храм сердца

Храм сердца

Именно с этого начинается осознанная жизнь и управление ею. Тот бардак и хаос, а лучше сказать — бал сатаны, который творится в душе, должен быть распознан и наведён порядок. Собственно говоря, это и называется покаянием, когда ум принимает божественные установки и начинает движение навстречу Богу. Это и есть этап очищения. На самом деле это очень трудное дело.

Не делай добра – не получишь зла?

Все слышали поговорку «Не делай добра – не получишь зла». Главная ошибка в том, что ум человеческий без божественного Откровения не способен различать добро и зло, а потому будет всё время ошибаться, что в итоге приведёт к разочарованию и обиде. Не надо так!

После того как человек познает добро и будет всеми силами его творить, то он увидит, что внутренние силы зла гораздо сильнее его желаний, сил и воли. Следующая библейская книга, в которой показывается опыт этого состояния, называется «Екклесиаст».

Духовное рождение

Суетность человеческих сил и всего земного, сосредотачивает человека на нужде и необходимости божественного освящения, деятельного вмешательства Бога в жизнь. И чтобы войти во Святилище своего сердца, нужно принять усыновление Богу, т.е. Таинство Крещения. Как и говорит об этом святой Диадох Фотикийский:
«Я же из божественных Писаний и из самого чувства (опытно) ума постиг, что прежде крещения благодать из вне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ее; с того же часа, как возрождаемся в крещении, бес бывает вне, а благодать внутри».

Т.е. духовное рождение, очищение грехов и вера во Христа вводят во святилище и срединную часть сердца.

Ну и последняя ступень называется обожение, это уже вхождение во святое святых сердца, когда божественная благодать вводит в глубины подсознания. Этой ступени посвящена третья книга Соломона «Песнь песней». Её название уже говорит о том, что высота и глубина сего Таинства доступна только тем, кто прошёл предыдущие ступени.

Святой Исидор Пелусиот предостерегал от попыток неочищенным и неосвящённым взбираться на эти высоты:

«Ибо если те, которые должны оставаться вне ограды, не будучи посвящены, безрассудно с усилием приступят к божественному тайнодействию, то понесут крайнее наказание».

Таинство обожения в Церкви – это Таинство Евхаристии, т.е. причащения Тела и Крови Христовой – «Песнь песней». В древней Церкви об этом Таинстве с некрещеными даже не разговаривали и не обсуждали его, поскольку оно превышает человеческий ум и может быть извращено неподготовленным умом. Нужно помнить, что некоторые из учеников ушли от Христа, когда услышали об этом Таинстве.
Причащаясь, христианин вводит Первосвященника Христа во Святая Святых своего сердца, т.е. в подсознание, соединяясь со Христом и облекаясь в Его божество, чтобы разрушить свой внутренний ад и дела диавола. Именно таким образом человек становится богоносцем, храмом Божьим.

«Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». (Ин.2:19)

Умирающий в соединении со Христом, с Ним и воскресает.

Подводя итог нужно сказать, что входя в храм Божий, человек в это же самое время должен входить внутрь своего сердца. Встреча Бога и человека совершается внутри сердца, как и сказал Господь:

  • «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8),
  • «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». (Лк.17:21)
Тут мне вспоминается притча:

«Однажды странник попал в город, где шло грандиозное строительство. Мужчины ворочали большие камни под палящим солнцем. «Что ты делаешь?» — спросил наш герой у одного из рабочих, который медленно тащил булыжник. «Ты что, не видишь — камни таскаю!» — зло ответил тот. Тут странник заметил другого рабочего, который волок телегу с большими камнями, и спросил: «Что ты делаешь?» «Я зарабатываю на еду для своей семьи», — получил он ответ. Странник подошел к третьему рабочему, который занимался тем же, но работал энергичнее и быстрее. «Что делаешь ты?» «Я строю храм», — улыбнулся тот».

В этой притче прекрасно показана связь между созиданием внутреннего и внешнего храма. Именно поэтому апостол Павел описывал грех и соблазн против ближнего как разрушение храма: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы». (1Кор.3:17)
Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Первое Причастие: как подготовиться и приобщиться Святых Христовых Таин: пошаговая инструкцияПервое Причастие: как подготовиться и приобщиться Святых Христовых Таин: пошаговая инструкция

0 Comments
Причастие в церкви

Святое Причастие в церкви — главное христианское Таинство, соединяющее верующего со Христом, требует не только особого настроя, но также – подготовки. Современные пастыри чаще всего советуют готовиться по крайней мере три дня. Что же нужно делать в это время? 12 шагов +1 и 15 коротких

Церковь

Это таинственное Шестопсалмие, или Почему в храме погасили светильники и свечиЭто таинственное Шестопсалмие, или Почему в храме погасили светильники и свечи

0 Comments
Шестопсалмие

«Тако глаголем Шестопсалмие вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших». Так говорит церковный Устав об этих псалмах, которые звучат за каждым богослужением. Что такое Шестопсалмие и когда читается Это шесть псалмов из Псалтири царя Давида, которые

Церковь

Шесть, семь, восемь или больше: Сколько всего Архангелов и откуда информацияШесть, семь, восемь или больше: Сколько всего Архангелов и откуда информация

0 Comments
Архангелы - сколько их на самом деле

«В начале сотворил Бог небо и землю». Так начинается Библия. Толкователи говорят, что под «небом» имеется ввиду Ангельский мир –  непостижимый для людей. Об Архангелах Писание говорит очень мало, как бы прикровенно. Чем Ангелы отличаются от Архангелов? Если исходить из сочинения св. Дионисия Ареопагита, который

Церковь
Index