------------------- Первородный грех
Православие сегодня Заповеди и грехи Что такое первородный грех и каковы его последствия: объясняем простыми словами

Что такое первородный грех и каковы его последствия: объясняем простыми словами

0 Comments
Первородный грех

Первородный грех также называют «прародительским» и «Адамовым». Что же он собой представляет и чем отличается от личных грехов, совершаемых каждым человеком — кратко, понятно и предельно просто в  авторской статье профессора, доктора философских наук, религиоведа Наталии Ивановной Сазоновой. 

Определение

«Первородным», «Адамовым» и «прародительским» грехом именуют первый в истории человечества акт неповиновения Богу, когда родоначальники людей, Адам и Ева, нарушили единственную заповедь – запрет, наложенный Богом на вкушении плодов от одного, единственного, древа в Райском саду.

Откуда взялся термин?

В Писании его нет. Впервые о «первородном грехе» заговорил в V в. блаженный Августин. До него христиане говорили о «порче», «тлении» и «грехе прародителей».

Последствия первородного греха

Он повлек за собой отпадение от Источника Жизни, Господа – и, следовательно, глубокое повреждение человеческой природы, которое выразилось в:

  • тленности – человек начал стареть, болеть, потому что сам отказался от жизни в Боге – и жизненных сил, которые давало ему общение с Создателем;
  • смертности – следствии тленности; исчерпав ресурсы телесной жизни, человек стал умирать, хотя – лишь телом, тогда как его душа, «дыхание жизни», данное Богом, осталась бессмертной;
  • страстности – человек за многие поколения постепенно забыл Истинного Бога, а лишившись Его – стал склонен к совершению всякого зла; потерявшая своего Создателя, но неосознанно ищущая Его душа стала страдать от страстей, которыми пытается «заместить» потерянное богообщение; при этом борьба со страстями без Божией помощи – бесполезна; столь же неуспешны и попытки преодолеть даже «малые» грехи и падения.

Апостол Павел, остро, на себе, чувствовавший бедственное состояние поврежденного первородным грехом человека, писал:

«Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:21-24)

Несем ли мы личную ответственность за то, что сделал Адам?

Нет, ведь никто из современных людей не жил в Раю, не делал выбор в пользу непослушания Богу. Но вместе с тем, первородный грех– болезнь, поразившая душу и тело всякого человека, и именно из-за этого люди совершают личные прегрешения – а они уже удаляют от Создателя и влекут поэтому соответствующие последствия – нарушение душевного мира, болезнь, смерть.

Грехопадение

Грехопадение. Фрагмент барельефа саркофага Юния Басса. 359 г. (Музеи Ватикана)

Был ли Христос подвержен первородному греху?

Нет и да. Нет – потому что:

  • не был склонен ко злу, страстности;
  • не имел личных согрешений.

Да, потому что добровольно взял на Себя последствия случившегося во времена Адама – тленность и смертность. Именно поэтому Христос умер – но и воскрес, ведь над Ним, безгрешным, смерть могла иметь лишь временную власть.

Что принесло людям Воскресение Христово?

Разрушение «стены» между Богом и человеком, которую образовал первородный грех. Пройдя через смерть, Господь воскрес телом – ставшим бессмертным и нетленным, но при этом – оставшимся также человеческим. Так уничтожилась страшная болезнь духовная и телесная. От власти первородного греха христианин освобождается в Таинстве Крещения – он получает возможность стать подобным Христу.

Что такое первородный грех и каковы его последствия: объясняем простыми словами

Сошествие во ад. Фреска монастыря Хора в Константинополе (Стамбул). 1315–1321.
«На известной фреске Господь вызволяет Адама и Еву из ада, и есть на ней одна художественная деталь, передающая гениальную идею. Нам кажется, что Христос должен протягивать руку Адаму открытой ладонью, как бы лишь предлагая ему спасение. Но нет! Господь берет Адама за руку в классическом греко-римском захвате, который не оставляет Адаму возможности остаться в аду. Так и нас Христос буквально выдергивает из ада — Он заплатил достаточную цену за то, чтобы мы там больше не оставались».

Почему после Воскресения люди продолжают грешить и умирать?

Потому, что выбор в пользу Бога – и жизни – должен быть, как и в Раю, свободным: духовные законы за тысячелетия никак не изменились. А значит, христианин – как и Адам! – властен воздержаться от согрешения и выбрать жизнь, или же грешить. Тот, кто выбирает жизнь, идет за Христом и получает Его помощь в преодолении своих немощей.

Когда же время существования этого поврежденного мира окончится, совершится всеобщее воскресение, и, по слову Апостола, «последний враг истребится: смерть» (1 Кор.15:25). Но и сейчас смерть для христианина – не катастрофа, а соединение с Господом, именно потому первые христиане не боялись, а иногда и желали «разрешиться и быть со Христом».

До перехода же к Богу христианину оставлено покаяние. Прп. Максим Исповедник пишет:

«От прародительского греха освободились мы через святое крещение; а от греха, на который дерзнули мы после крещения, освободимся через покаяние. Итак, искренне покаемся, чтобы, освободившись от страстей, сподобиться нам оставления грехов».

Наталия Сазонова

Зачем нужно было Древо Познания в Раю?

Причину, по которой Бог насадил древо познания в Раю объясняет неизвестный автор конца I века в  коротком апологетическом трактате неизвестного автора:

«… в раю было насаждено древо познания и древо жизни. Но не древо познания губит, a преслушание… Бог из начала насадил посреди рая древо жизни, указывая на познание, как путь к жизни; но первые люди не чисто воспользовались им, и обнажились его коварством змея. Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочно. Поэтому-то то и другое дерево было насаждено друг подле друга.»

Комментирует преподаватель патрологии священник Николай Шапорев:

Люди могли бы вкусить от древа познания, если бы через соблюдения заповеди, укоренились в добре. Заповедь предполагала нравственные усилия для достижения обожения, но, искусившись, люди выбрали другой более легкий путь, без духовных усилий стать богами, т. н. «магический путь», который и привёл их к падению.Священномученик  Феофил Антиохийский говорил о том, что «человек был создан ни смертным, ни бессмертным». В его свободной воле было избрать то или другое. Т.е. достигнув определённого совершенства, человек мог бы вкусить и от древа жизни.

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

10 Заповедей Ветхого Завета, которые Бог дал Моисею+исповедь по ним10 Заповедей Ветхого Завета, которые Бог дал Моисею+исповедь по ним

0 Comments
10 Заповедей Божьих в православии

10 Заповедей Божиих – основа жизни иудейского народа, их же призываются соблюдать христиане. Но к десяти Моисеевым заповедям иудейский Закон прибавляет еще более 600, касающихся внешнего устроения жизни, запретов, предписаний. Закон же христианский повелевает относить слова, написанные перстом Господа на каменных скрижалях, прежде всего, к

Заповеди и грехи

«Взять гнев под контроль». Про управление греховной страстью рассказал иеромонах Ефрем (Метс)«Взять гнев под контроль». Про управление греховной страстью рассказал иеромонах Ефрем (Метс)

0 Comments
Гнев - это грех человеческий

Про управление гневом, опираясь на Священное Писание, в первую очередь на литературу Премудрости — иеромонах Ефрем (Метс). Как всегда, с комментариями. Что нужно  знать о гневе Гнев — одна из восьми греховных страстей, которую нужно врачевать. Идёт по списку сразу за сребролюбием, но возникает при

Заповеди и грехи

Простыми словами о том, что такое уныние и как с ним бороться+молитвыПростыми словами о том, что такое уныние и как с ним бороться+молитвы

0 Comments
Уныние - смертный грех

Оптинские старцы называли грех уныния «лютым диаволом», советовали всеми силами противиться. Другие святые отцы именовали унывающего «предателем самого себя», сам же грех – «всепоражающей смертью». Но есть и мнение медиков, считающих это состояние болезнью. Что это Это состояние полной апатии души, когда она не способна

Заповеди и грехи

Как справиться с унынием: интервью со священникомКак справиться с унынием: интервью со священником

0 Comments
Уныние -грех

Одна хорошая знакомая до сих пор не может оправиться от перенесённого ковида, накручивая в голове разные болезни, и тем самым загоняя себя в тупик. А другая, помоложе, после 30-летнего несчастного брака, который закончился, не знает, что делать и как жить дальше…Как им избавиться от уныния,

Заповеди и грехи

Мшелоимство – это шопоголизм+объясняем другие непонятные грехи из православного молитвословаМшелоимство – это шопоголизм+объясняем другие непонятные грехи из православного молитвослова

0 Comments
Мшелоимство: что это за грех

Многие из читающих покаянные молитвы часто останавливаются на непонятных современному человеку словах. Особенно смущают именования грехов, в которых молящийся кается, но… не понимает, в чем именно. Например, мшелоимство. Почему мы не понимаем? Во времена, когда свв. Кирилл и Мефодий перевели богослужебные тексты с греческого, славянский

Заповеди и грехи