Первородный грех также называют «прародительским» и «Адамовым». Что же он собой представляет и чем отличается от личных грехов, совершаемых каждым человеком — кратко, понятно и предельно просто в авторской статье профессора, доктора философских наук, религиоведа Наталии Ивановной Сазоновой.
Определение
«Первородным», «Адамовым» и «прародительским» грехом именуют первый в истории человечества акт неповиновения Богу, когда родоначальники людей, Адам и Ева, нарушили единственную заповедь – запрет, наложенный Богом на вкушении плодов от одного, единственного, древа в Райском саду.
Откуда взялся термин?
В Писании его нет. Впервые о «первородном грехе» заговорил в V в. блаженный Августин. До него христиане говорили о «порче», «тлении» и «грехе прародителей».
Последствия первородного греха
Он повлек за собой отпадение от Источника Жизни, Господа – и, следовательно, глубокое повреждение человеческой природы, которое выразилось в:
- тленности – человек начал стареть, болеть, потому что сам отказался от жизни в Боге – и жизненных сил, которые давало ему общение с Создателем;
- смертности – следствии тленности; исчерпав ресурсы телесной жизни, человек стал умирать, хотя – лишь телом, тогда как его душа, «дыхание жизни», данное Богом, осталась бессмертной;
- страстности – человек за многие поколения постепенно забыл Истинного Бога, а лишившись Его – стал склонен к совершению всякого зла; потерявшая своего Создателя, но неосознанно ищущая Его душа стала страдать от страстей, которыми пытается «заместить» потерянное богообщение; при этом борьба со страстями без Божией помощи – бесполезна; столь же неуспешны и попытки преодолеть даже «малые» грехи и падения.
Апостол Павел, остро, на себе, чувствовавший бедственное состояние поврежденного первородным грехом человека, писал:
«Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:21-24)
Несем ли мы личную ответственность за то, что сделал Адам?
Нет, ведь никто из современных людей не жил в Раю, не делал выбор в пользу непослушания Богу. Но вместе с тем, первородный грех– болезнь, поразившая душу и тело всякого человека, и именно из-за этого люди совершают личные прегрешения – а они уже удаляют от Создателя и влекут поэтому соответствующие последствия – нарушение душевного мира, болезнь, смерть.
Был ли Христос подвержен первородному греху?
Нет и да. Нет – потому что:
- не был склонен ко злу, страстности;
- не имел личных согрешений.
Да, потому что добровольно взял на Себя последствия случившегося во времена Адама – тленность и смертность. Именно поэтому Христос умер – но и воскрес, ведь над Ним, безгрешным, смерть могла иметь лишь временную власть.
Что принесло людям Воскресение Христово?
Разрушение «стены» между Богом и человеком, которую образовал первородный грех. Пройдя через смерть, Господь воскрес телом – ставшим бессмертным и нетленным, но при этом – оставшимся также человеческим. Так уничтожилась страшная болезнь духовная и телесная. От власти первородного греха христианин освобождается в Таинстве Крещения – он получает возможность стать подобным Христу.
Почему после Воскресения люди продолжают грешить и умирать?
Потому, что выбор в пользу Бога – и жизни – должен быть, как и в Раю, свободным: духовные законы за тысячелетия никак не изменились. А значит, христианин – как и Адам! – властен воздержаться от согрешения и выбрать жизнь, или же грешить. Тот, кто выбирает жизнь, идет за Христом и получает Его помощь в преодолении своих немощей.
Когда же время существования этого поврежденного мира окончится, совершится всеобщее воскресение, и, по слову Апостола, «последний враг истребится: смерть» (1 Кор.15:25). Но и сейчас смерть для христианина – не катастрофа, а соединение с Господом, именно потому первые христиане не боялись, а иногда и желали «разрешиться и быть со Христом».
До перехода же к Богу христианину оставлено покаяние. Прп. Максим Исповедник пишет:
«От прародительского греха освободились мы через святое крещение; а от греха, на который дерзнули мы после крещения, освободимся через покаяние. Итак, искренне покаемся, чтобы, освободившись от страстей, сподобиться нам оставления грехов».
Наталия Сазонова
Зачем нужно было Древо Познания в Раю?
Причину, по которой Бог насадил древо познания в Раю объясняет неизвестный автор конца I века в коротком апологетическом трактате неизвестного автора:
«… в раю было насаждено древо познания и древо жизни. Но не древо познания губит, a преслушание… Бог из начала насадил посреди рая древо жизни, указывая на познание, как путь к жизни; но первые люди не чисто воспользовались им, и обнажились его коварством змея. Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочно. Поэтому-то то и другое дерево было насаждено друг подле друга.»
Комментирует преподаватель патрологии священник Николай Шапорев:
Люди могли бы вкусить от древа познания, если бы через соблюдения заповеди, укоренились в добре. Заповедь предполагала нравственные усилия для достижения обожения, но, искусившись, люди выбрали другой более легкий путь, без духовных усилий стать богами, т. н. «магический путь», который и привёл их к падению.Священномученик Феофил Антиохийский говорил о том, что «человек был создан ни смертным, ни бессмертным». В его свободной воле было избрать то или другое. Т.е. достигнув определённого совершенства, человек мог бы вкусить и от древа жизни.