Первородный грех также называют «прародительским» и «Адамовым». Что же он собой представляет и чем отличается от личных грехов, совершаемых каждым человеком — кратко, понятно и предельно просто в авторской статье профессора, доктора философских наук, религиоведа Наталии Ивановной Сазоновой.
Определение
«Первородным», «Адамовым» и «прародительским» грехом именуют первый в истории человечества акт неповиновения Богу, когда родоначальники людей, Адам и Ева, нарушили единственную заповедь – запрет, наложенный Богом на вкушении плодов от одного, единственного, древа в Райском саду.
Откуда взялся термин?
В Писании его нет. Впервые о «первородном грехе» заговорил в V в. блаженный Августин. До него христиане говорили о «порче», «тлении» и «грехе прародителей».
Последствия первородного греха
Он повлек за собой отпадение от Источника Жизни, Господа – и, следовательно, глубокое повреждение человеческой природы, которое выразилось в:
- тленности – человек начал стареть, болеть, потому что сам отказался от жизни в Боге – и жизненных сил, которые давало ему общение с Создателем;
- смертности – следствии тленности; исчерпав ресурсы телесной жизни, человек стал умирать, хотя – лишь телом, тогда как его душа, «дыхание жизни», данное Богом, осталась бессмертной;
- страстности – человек за многие поколения постепенно забыл Истинного Бога, а лишившись Его – стал склонен к совершению всякого зла; потерявшая своего Создателя, но неосознанно ищущая Его душа стала страдать от страстей, которыми пытается «заместить» потерянное богообщение; при этом борьба со страстями без Божией помощи – бесполезна; столь же неуспешны и попытки преодолеть даже «малые» грехи и падения.
Апостол Павел, остро, на себе, чувствовавший бедственное состояние поврежденного первородным грехом человека, писал:
«Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:21-24)
Несем ли мы личную ответственность за то, что сделал Адам?
Нет, ведь никто из современных людей не жил в Раю, не делал выбор в пользу непослушания Богу. Но вместе с тем, первородный грех– болезнь, поразившая душу и тело всякого человека, и именно из-за этого люди совершают личные прегрешения – а они уже удаляют от Создателя и влекут поэтому соответствующие последствия – нарушение душевного мира, болезнь, смерть.

Грехопадение. Фрагмент барельефа саркофага Юния Басса. 359 г. (Музеи Ватикана)
Был ли Христос подвержен первородному греху?
Нет и да. Нет – потому что:
- не был склонен ко злу, страстности;
- не имел личных согрешений.
Да, потому что добровольно взял на Себя последствия случившегося во времена Адама – тленность и смертность. Именно поэтому Христос умер – но и воскрес, ведь над Ним, безгрешным, смерть могла иметь лишь временную власть.
Что принесло людям Воскресение Христово?
Разрушение «стены» между Богом и человеком, которую образовал первородный грех. Пройдя через смерть, Господь воскрес телом – ставшим бессмертным и нетленным, но при этом – оставшимся также человеческим. Так уничтожилась страшная болезнь духовная и телесная. От власти первородного греха христианин освобождается в Таинстве Крещения – он получает возможность стать подобным Христу.

Сошествие во ад. Фреска монастыря Хора в Константинополе (Стамбул). 1315–1321.
«На известной фреске Господь вызволяет Адама и Еву из ада, и есть на ней одна художественная деталь, передающая гениальную идею. Нам кажется, что Христос должен протягивать руку Адаму открытой ладонью, как бы лишь предлагая ему спасение. Но нет! Господь берет Адама за руку в классическом греко-римском захвате, который не оставляет Адаму возможности остаться в аду. Так и нас Христос буквально выдергивает из ада — Он заплатил достаточную цену за то, чтобы мы там больше не оставались».
Почему после Воскресения люди продолжают грешить и умирать?
Потому, что выбор в пользу Бога – и жизни – должен быть, как и в Раю, свободным: духовные законы за тысячелетия никак не изменились. А значит, христианин – как и Адам! – властен воздержаться от согрешения и выбрать жизнь, или же грешить. Тот, кто выбирает жизнь, идет за Христом и получает Его помощь в преодолении своих немощей.
Когда же время существования этого поврежденного мира окончится, совершится всеобщее воскресение, и, по слову Апостола, «последний враг истребится: смерть» (1 Кор.15:25). Но и сейчас смерть для христианина – не катастрофа, а соединение с Господом, именно потому первые христиане не боялись, а иногда и желали «разрешиться и быть со Христом».
До перехода же к Богу христианину оставлено покаяние. Прп. Максим Исповедник пишет:
«От прародительского греха освободились мы через святое крещение; а от греха, на который дерзнули мы после крещения, освободимся через покаяние. Итак, искренне покаемся, чтобы, освободившись от страстей, сподобиться нам оставления грехов».