------------------- Светлая седмица
Православие сегодня Календарь-2024 С 6 по 12 мая — Пасхальная неделя у православных христиан

С 6 по 12 мая — Пасхальная неделя у православных христиан

2 комментария
Светлая седмица

С 6 по 12 мая — Светлая Седмица, сплошная, поста в среду и пятницу нет. Это праздничный период от Пасхи до Антипасхи (Фоминой Недели — 12 мая). Напомним, что в церковном понимании Неделя – это  воскресный день, который открывает седмицу  –  6 следующих суток. Особенности периода сердечной радости и ликования о воскресшем Христе – в статье.

Почему так называется

Пасхальная седмица, называемая Великой или Светлой, потому что она как бы один величайший светлый день торжества, принадлежащий вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6). Вообще, празднование Пасхи длится 40 дней, т.е. 40 суток воскресший Господь Иисус Христос пребывал на земле.

Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (в 2024 г — 12 июня) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».

В продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. Во многих храмах в эти дни верующим предоставляется уникальная возможность подняться на колокольню, чтобы приветствовать округу праздничным звоном.

В Светлую седмицу можно позвонить в колокола всем желающим

Пасхальный звон. Фото пресс-службы Курской епархии

 

Воскресным вечером — Пасхальная Великая Вечерня, на которой единственный раз в году Евангелие читается лицом к верующим, а по её окончании обычно в соборных храмах раздается благодатный огонь.

Службы в храмах на Пасхальной неделе

Пасхальная Великая Вечерня совершается вечером в день Воскресения Христова

Когда заканчивается Светлая седмица

Светлую седмицу открывает день Воскресения Христова, а заканчивается она утром Светлой субботы, после того как в конце литургии священнослужители раздробят артос и закроют царские врата.

Как проходят службы: особенности

Идут особенно радостные богослужения по Пасхальному чину, которые по времени проходят быстрее, чем обычно.

Пасхальный крестный ход с артосом в Светлую седмицу

После каждой литургии — крестный ход вокруг храма с артосом — специальным пасхальным хлебом

Также во всю Светлую седмицу в храмах:

  1. Открыты царские врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень, в ознаменование того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим в Него двери рая. Закрываются врата в алтарь в Светлую субботу перед вечерним богослужением.
  2. На утрене поется пасхальный канон, во время которого священник несколько раз кадит храм, держа в руках трисвечник или свечу.
  3. На особом столике на солее перед взорами верующих лежит артос – пасхальный хлеб с изображением креста или Воскресения Христова, освященный на Пасхальной литургии. Апостолы, приступая к трапезе, оставляли место для Христа и хлеб, как бы для Него. Воспоминание этого обычая — напоминание о присутствии с нами Воскресшего Господа. А в Светлую субботу артос разделяют на части и раздают верующим, они его сушат и вкушают натощак с крещенской водой.
  4. После каждой литургии совершаются крестные ходы, символизирующие шествие жен-мироносиц ко гробу Христа, во время которых вокруг храма обносится и артос (детали).
  5. Опускаются почти все отдельные псалмы, входящие в состав богослужения в качестве неизменяемых частей, полностью исключены все покаянные и просительные молитвословия, Трисвятое, обычно возносимое на каждой службе – не произносится.
  6. Часы Пасхи заменяют обычные службы Часов перед литургией – причем они поются, а не читаются. Многие делают так и дома.

Молитвенное правило дома

С Воскресения Христова до утра Светлой Субботы включительно домашнее молитвенное правило краткое: это те же Часы, которые звучат в храме (текст есть во всех православных молитвословах). Дома, также как и во время церковных служб:

  • все молитвословия начинаются с троекратного чтения тропаря Пасхи:

 “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”.

  • земные поклоны отменяются до дня Святой Троицы;
  • Псалтирь не стихословится;
  • покаянные, просительные молитвы и трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») которое обычно читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном – исключается;
  • перед и после вкушения пищи молитвословия также заменяются на троекратное «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» и задостойник Пасхи: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!
    Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же , Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».

С вечера субботы Светлой седмицы вновь начинается чтение обычных утренних и вечерних молитв, а также Правила ко Святому Причащению, включающему привычные три канона. Но обратите внимание на следующие особенности:

  1. До Вознесения Господня (50 дней) — вместо молитвы Святому Духу (“Царю Небесный, Утешителю…”) трижды читается тропарь Пасхи (“Христос Воскресе из мертвых…”).
  2. От Вознесения же до дня Святой Троицы (10 дней) молитвословия начинаются с Трисвятого (“Святый Боже…”) — молитва Святому Духу (“Царю Небесный…”) отменяется.
  3. До Вознесения (40 дней) вместо молитвы «Достойно есть» — задостойник Пасхи (текст см. выше)
  4. От Вознесения до дня Святой Троицы (10 дней) обе эти богородичные молитвы не произносятся.

Светлая седмица-2024: по дням

Праздник Иверской иконы Божией Матери ( В 2012 г Исторический музей передал чудотворный список Русской православной церкви, сейчас он находится в Новодевичьем монастыре)

  • 7 мая, вторник Светлой Седмицы. Праздник Иверской иконы Божией Матери (переходящая дата) имч Саввы Стратилата (272).
  • 8 мая, среда Светлой Седмицы.Память апостола и евангелиста Марка; праздник Касперовской иконы Божией Матери.
  • 9 мая, четверг Светлой Седмицы. Память свт. Стефана Пермского  (1396)
  • 10, пятница Светлой Седмицы. Последование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника». После литургии, по обычаю, совершается Малое освящение воды (детали). Также совершается память Почаевской иконы Богородицы.
  • 11 мая, суббота Светлой Седмицы. В этот день по заамвонной молитве на литургии читается молитва на раздробление артоса и раздача частичек верующим (детали). Память апп. от 7-ти Иасона, Сосипатра.

О Причастии на Светлой седмице

Готовящиеся ко Святому Причастию вместо трех канонов ко: Господу Иисусу Христу,  Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю (в некоторых молитвословах совмещены в единый) прочитывают только канон Пасхи, а также  Последование ко Святому Причащению, в котором пропускаются псалмы.

Как часто можно причащаться

Верные должны (!) радуяся и торжествуя во Христе …Святыми Тайнами наслаждаяся…во всю Светлую седмицу. То есть те верные, которые соблюдали Четыредесятницу, а также все посты в течение нескольких лет (в том числе среду и пятницу), имея желание сочетаься со Спасителем, берут благословение у приходского священника на каждодневное причащение. Без соблюдения традиционного поста при этом (только от мяса хорошо бы воздержаться).

Откуда информация?

Отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66 правилом засвидетельствовали изначальное предание:

«…от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище».

Итак, если с Божией помощью верные христиане 48 дней к встрече Пасхи готовились молитвой, постом, покаянием, регулярно прибегая к Таинствам Исповеди и Причастия при этом, теперь всю неделю празднуют. А поскольку во все дни Светлой седмицы как бы продолжается одна служба, которая начинается в Пасхальную ночь и продолжается до Антипасхи, то со страхом Божием даже ежедневно приступают к Чаше. По благословению священника, конечно.

Обратите внимание, что со страхом Божиим подходить к Чаше в период отмены воздержания, могут те христиане, которые должным образом соблюдали Великий пост, неоднократно исповедовались — готовили душу к Таинству 48 дней. Приступать к Причастию в Светлую седмицу  впервые или после длительного перерыва с лукавой мотивацией «вот, сейчас пост Церковью запрещен, литургия служится, я коротенькое правило почитаю, быстренько поисповедуюсь (какая уж там серьезная исповедь) благословение получу, и пойду-ка я без поста причащусь» неправильно, это – оскорбление Таинства.

Господу нужны наши чистые сердца, а не лукавые.

А исповедь?

Относительно же Исповеди перед Причастием следует сказать, что если человек исповедовался накануне Пасхальной службы и решил причащаться всю Светлую седмицу, исповедваться каждый день не обязательно. Если, конечно, его совесть не отягчена какими-либо событиями и внутри ничто не гложет. Но и это примечание исполняется только по благословению священника, который знает верующего. К слову, православные всё относящееся к духовной жизни делают исключительно по благословению, поскольку опытным путем ведают, что только тогда бывает выздоровление души и телу польза.

Благодарственные молитвы после причащения

Благодарственные молитвы по Святом Причащении в Светлую седмицу начинаются с троекратного чтения тропаря Пасхи:

“Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”.

Впрочем, любые молитвословия следует так начинать.

Псалмы и молитвы с Трисвятого (“ Святый Боже…”) по “Отче наш…” (с тропарями после него) при этом не читаются.

Венчаться, жениться и играть свадьбу

На Светлой Седмице по Церковному Уставу в храмах еще не совершаются Венчания (календарь). Исключение может сделать только правящий архиерей. А в ЗАГсе  брак зарегистрируют, конечно. Играть ли свадьбу – решать брачующимся.

Возобновятся Таинство Брака с первого воскресенья после Пасхи — в день, который народ именует  «Красной горкой», в 2024 году он выпадает на 12 мая.

Супружеские отношения

Поскольку на Светлой седмице Таинство Брака ещё не совершаются, то по взаимному согласию верующих супругов принято продолжать воздерживаться и от интимных отношений. Но не из страха смертного, а ради участия в церковном праздновании во всей полноте, не лишая душу Причастия. Хотя официального запрета нет.

Позиция Церкви такова:

Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов и праздников, но это не должно быть против воли одного из супругов. Насколько долго должно длиться это воздержание, решать не может никто, кроме их собственной совести. Единственное церковное ограничение – это трехдневный запрет на плотское общение перед причастием. Оно было установлено еще в Ветхом Завете, когда перед пришествием Господа на гору Синай народу было повелено три дня воздерживаться от жен (Исх. 19).

Позиция же тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания не совсем оправдана. Отмена Венчаний в дни особых праздничных служб св. Симеон Солунский объясняет невозможностью совершить брачное пиршество, а не запретом на плотское общение. Да и по правилам древней Церкви в ночь после Таинства Венчания брачное сожительство не одобрялось.

Когда крестить детей

Церковное Таинство Крещения совершается в любой день года.  И на Пасхальной неделе тоже. К слову, как ребенок, так и взрослый может принять крещение и в любой постный день, исключение – Страстная Пятница.

Поминки, отпевания, панихиды — о поминовении усопших

Если человек умер на Светлой седмице, то отпевание совершается особым Пасхальным чином и отпевание мирского человека практически не отличается от отпевания священника и епископа. В Требнике сказано, что если кто преставится на Святую Пасху, то на отпевании «мало что поется от обычного пения по усопшим, величия ради и чести светлого праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник; и яко вси о Христе воскресшем, в надежде воскресения и жизни вечной умирающий.»

Не принято делать и поминки на Страстной и Светлой седмицах. Поминальную трапезу ради памятной даты (9,40 дней, другую годовщину) благочестивые верующие переносят на Радоницу. Панихиды тоже не служатся. В этот период подают в храм записки о упоении.

Подавать записки за упокой  можно

Принято считать, что на Пасху и в течение Светлой седмицы усопшие традиционно не поминаются, ведь Церковь радуется о Воскресении Господа – и будущем воскресении всех, о торжестве жизни.

Действительно, в дни до Радоницы в храмах не звучит ектиния о упокоении усопших. Но на каждой литургии совершается проскомидия, во время которой священник из просфор (одной из пяти) вынимает частицу за конкретного усопшего человека с краткой молитвой:

«Помяни, Господи (имя)».

Затем она будет положена на дискос, а по окончании литургии – с молитвой погружена в Кровь Христову. Этот порядок всегда один и тот же. Таким образом, заказные записки о упокоении в пасхальный период в храмах принимаются для поминовения за проскомидией, а на ектении не произносятся. А так как на Светлой седмице Божественная литургия творится ежедневно, то и записки (как о здравии, так и о упокоении) можно подавать каждый день.

С 6 по 12 мая - Пасхальная неделя у православных христиан

Схема. Проскомидия. Просфоры: 1. Агничная 2. Богородичная 4. Девятичинная 3. Заздравная 5. Заупокойная

Тот, кто умер на Пасхальной седмице попадёт в рай?

Такого мнения веками держалась народная традиция. Конечно, речь шла о христианах, которыми были практически все жители России. Те, кто заслужил Рай праведной жизнью, добрым устроением души, конечно, могли удостоиться кончины на великий день.

Вместе с тем, Церкви глубоко чужда идея, что сама по себе кончина на праздник – «гарантия» Рая. Думать, что злостный грешник, безбожник умерший на этот день, спасен – неразумно, вредно для души почившего, которому нужна сугубая молитва.

Какие читать молитвы на Пасхальной неделе

Кроме утреннего и вечернего правила, православные славят Господа праздничными молитвословиями: поют стихиры, тропари, кондаки… А в  качестве дополнительной духовной пищи вместо покаянных и просительных тем, выбирают благодарственные и славословные молитвы, каноны, акафисты.

Стихиры, тропари, кондаки Пасхи

  1. Стих 1: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.
    Пасха священная нам днесь показася; Пасха нова святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных: Пасха двери райския нам отверзающая: Пасха всех освящающая верных.
  2. Стих 2: Яко исчезает дым, да исчезнут. Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас ра­дости благовещения воскресе­ния Христова; красуйся, ликуй, и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.
  3. Стих 3: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Мироносицы жены, утру глубоку представша гробу Жизнодавца, обретоша Анге­ла на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете живаго с мертвыми; что плачете нетленнаго во тли; шедше проповедите учеником Его.
  4. Стих 4: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.
  5. Пасха красная! Пасха! Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия! Пасха! Радо­стию друг друга обымем. О Пасха! избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога возсияв Христос, жены радо­сти исполни, глаголя: проповедите апо­столом.
  6. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
  7. Bocкpeсения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем, братие, и ненавидящим нас: простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
  8. Стихира, глас 6: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
  9. Тропарь, глас 5: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
  10. Ипакои, глас 4: Предварившия утро яже о Марии и обретшая камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносушнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
  11. Кондак, глас 8: Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, подшим подаяй Воскресение.
  12. Задостойник, глас 1: Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся.

Светися, светися Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

В Святую неделю Пасхи

Стихира, глас 6: Воскресе́ние Твое́ Христе́ Спа́се, / а́нгели пою́т на небесе́х, / и нас на земли́ сподо́би / чи́стым се́рдцем / Тебе́ сла́вити.

Тропарь, глас 5: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Ирмос 9-ой песни: Свети́ся, свети́ся но́вый Иерусали́ме: / сла́ва бо Госпо́дня на Тебе́ возсия́. / Лику́й ны́не, и весели́ся Сио́не. / Ты же Чи́стая красу́йся Богоро́дице, / о воста́нии рождества́ Твоего́.

Стихира в понедельник на вечерне, глас 3

Стра́стию Твое́ю, Христе́,/ омрачи́вый со́лнце,/ и све́том Твоего́ Воскресе́ния/ просвети́вый вся́ческая,// приими́ на́шу вече́рнюю песнь, Человеколю́бче.

Стихира во вторник на вечерне, глас 4

Го́споди, возше́д на Крест,/ пра́деднюю на́шу кля́тву потреби́л еси́/ и, соше́д во ад, я́же от ве́ка у́зники свободи́л еси́,/ нетле́ние да́руя челове́ческому ро́ду./ Сего́ ра́ди пою́ще сла́вим// животворя́щее и спаси́тельное Твое́ воста́ние.

Стихира в среду на вечерне, глас 5

Тебе́, Воплоще́ннаго Спа́са Христа́/ и Небе́с не разлучи́вшася,/ во гла́сех пе́ний велича́ем,/ я́ко Крест и смерть прия́л еси́ за род наш,/ я́ко Человеколю́бец Господь,/ испрове́ргий а́дова врата́,/ тридне́вно воскре́сл еси́,// спаса́я ду́ши на́ша.

Стихира в четверг на вечерне, глас 6

Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се,/ А́нгели пою́т на Небесе́х,/ и нас на земли́ сподо́би/ чи́стым се́рдцем// Тя сла́вити.

Стихира в пятницу на вечерне, глас 8

Возше́л еси́ на Крест, Иису́се, снизше́дый с Небесе́,/ прише́л еси́ на смерть, Животе́ Безсме́ртный,/ к су́щим во тьме Свет И́стинный,/ к па́дшим всех Воскресе́ние.// Просвеще́ние и Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Стихира в субботу на малой вечерне, глас 2

Устна́ми чи́стыми/ по́йте со А́нгелы, челове́цы,/ Воскре́сшаго тридне́вно из гроб́а// и мир Совоздви́гшаго.

***

Желаем Всем Пасхальной радости о Воскресшем Господе!  Христос воскресе!

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

2 thoughts on “С 6 по 12 мая — Пасхальная неделя у православных христиан”

  1. Тамара Алексеевна Брянских:

    Проверьте пожалуйста схему. если я не ошибаюсь,то 4 показывает девятичинную просфору,а 3 -о здравии

    1. Христос Воскресе! Искренне благодарим вас, Тамара Алексеевна, за ценное замечание! Поправили немедленно)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Почему праздник Рождества Николая Чудотворца отмечает только Русская Православная Церковь — объясняем грамотно и просто+молитвословия дняПочему праздник Рождества Николая Чудотворца отмечает только Русская Православная Церковь — объясняем грамотно и просто+молитвословия дня

0 Comments
Рождество Николая Чудотворца

«Всечестное твое рождество, отче Николае, ангелов множество на небеси и человеческий род на земли, честно ублажает…» Так поет на службе этого дня Русская Церковь. Именно Русская, только она. Ведь православные других стран Рождество Николая Чудотворца не отмечают. Не знают они такого праздника. Какого числа по

Календарь-2024

Почему праздничная служба 40 святым Севастийским мученикам переноситсяПочему праздничная служба 40 святым Севастийским мученикам переносится

0 Comments
Праздник 40 мучеников Севастийских

Дата праздника в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся,  в Русской Православной Церкви непереходящая, то есть фиксирована — всегда 22 марта. Это Великий пост, а значит, что из-за особенностей богослужений периода Четыредесятницы полиелейная служба  в честь этих святых часто переносится. Так в 2024 году дата попадает на пятницу

Календарь-2024

День Петра и Павла: особенности праздника, история, значение, народные традиции и блюдаДень Петра и Павла: особенности праздника, история, значение, народные традиции и блюда

0 Comments
Праздник Петра и Павла

Этот праздник завершает так называемый Петровский, или Апостольский, пост. Особенно торжественно его отметят в более чем полутора тысячах храмов России, для которых он – престольный, так как церкви посвящены двум первоверховным Апостолам. День памяти – один на двоих Церковные историки предполагают, что 12 июля –

Календарь-2024

Праздник Петра и Февронии в воскресный день сентября установлен ради желания христиан вступить в церковный брак. Уникальные молитвы и особенности службы в храмеПраздник Петра и Февронии в воскресный день сентября установлен ради желания христиан вступить в церковный брак. Уникальные молитвы и особенности службы в храме

0 Comments
Осенний День Петра и Февронии

Не только 8 июля Церковь чтит святых супругов Петра и Февронию. 15 сентября 2024 года — осенний День благоверных князя и княгиню. Эта вторая дата памяти установлена  в воспоминание перенесения их честных мощей в 1992 году и ради желающих вступить в брак в праздник покровителей

Календарь-2024

Празднуется Троица: при чём тут берёза и мужские штаны?Празднуется Троица: при чём тут берёза и мужские штаны?

0 Comments
Праздник Троица и береза

23 июня 2024 года, в праздник в честь Святой Троицы, зеленые ветви и цветы украсят православные храмы. Подобные обычаи есть также у католиков. Иногда в этот день кажется, что на земле вдруг процвел Райский сад. Празднование, всегда попадающее на позднюю весну или самое начало лета,

Календарь-2024