С 6 по 12 мая — Светлая Седмица, сплошная, поста в среду и пятницу нет. Это праздничный период от Пасхи до Антипасхи (Фоминой Недели — 12 мая). Напомним, что в церковном понимании Неделя – это воскресный день, который открывает седмицу – 6 следующих суток. Особенности периода сердечной радости и ликования о воскресшем Христе – в статье.
Почему так называется
Пасхальная седмица, называемая Великой или Светлой, потому что она как бы один величайший светлый день торжества, принадлежащий вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6). Вообще, празднование Пасхи длится 40 дней, т.е. 40 суток воскресший Господь Иисус Христос пребывал на земле.
Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (в 2024 г — 12 июня) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».
В продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. Во многих храмах в эти дни верующим предоставляется уникальная возможность подняться на колокольню, чтобы приветствовать округу праздничным звоном.
Воскресным вечером — Пасхальная Великая Вечерня, на которой единственный раз в году Евангелие читается лицом к верующим, а по её окончании обычно в соборных храмах раздается благодатный огонь.
Когда заканчивается Светлая седмица
Светлую седмицу открывает день Воскресения Христова, а заканчивается она утром Светлой субботы, после того как в конце литургии священнослужители раздробят артос и закроют царские врата.
Как проходят службы: особенности
Идут особенно радостные богослужения по Пасхальному чину, которые по времени проходят быстрее, чем обычно.
Также во всю Светлую седмицу в храмах:
- Открыты царские врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень, в ознаменование того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим в Него двери рая. Закрываются врата в алтарь в Светлую субботу перед вечерним богослужением.
- На утрене поется пасхальный канон, во время которого священник несколько раз кадит храм, держа в руках трисвечник или свечу.
- На особом столике на солее перед взорами верующих лежит артос – пасхальный хлеб с изображением креста или Воскресения Христова, освященный на Пасхальной литургии. Апостолы, приступая к трапезе, оставляли место для Христа и хлеб, как бы для Него. Воспоминание этого обычая — напоминание о присутствии с нами Воскресшего Господа. А в Светлую субботу артос разделяют на части и раздают верующим, они его сушат и вкушают натощак с крещенской водой.
- После каждой литургии совершаются крестные ходы, символизирующие шествие жен-мироносиц ко гробу Христа, во время которых вокруг храма обносится и артос (детали).
- Опускаются почти все отдельные псалмы, входящие в состав богослужения в качестве неизменяемых частей, полностью исключены все покаянные и просительные молитвословия, Трисвятое, обычно возносимое на каждой службе – не произносится.
- Часы Пасхи заменяют обычные службы Часов перед литургией – причем они поются, а не читаются. Многие делают так и дома.
Молитвенное правило дома
С Воскресения Христова до утра Светлой Субботы включительно домашнее молитвенное правило краткое: это те же Часы, которые звучат в храме (текст есть во всех православных молитвословах). Дома, также как и во время церковных служб:
- все молитвословия начинаются с троекратного чтения тропаря Пасхи:
“Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”.
- земные поклоны отменяются до дня Святой Троицы;
- Псалтирь не стихословится;
- покаянные, просительные молитвы и трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») которое обычно читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном – исключается;
- перед и после вкушения пищи молитвословия также заменяются на троекратное «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» и задостойник Пасхи: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!
Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же , Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».
С вечера субботы Светлой седмицы вновь начинается чтение обычных утренних и вечерних молитв, а также Правила ко Святому Причащению, включающему привычные три канона. Но обратите внимание на следующие особенности:
- До Вознесения Господня (50 дней) — вместо молитвы Святому Духу (“Царю Небесный, Утешителю…”) трижды читается тропарь Пасхи (“Христос Воскресе из мертвых…”).
- От Вознесения же до дня Святой Троицы (10 дней) молитвословия начинаются с Трисвятого (“Святый Боже…”) — молитва Святому Духу (“Царю Небесный…”) отменяется.
- До Вознесения (40 дней) вместо молитвы «Достойно есть» — задостойник Пасхи (текст см. выше)
- От Вознесения до дня Святой Троицы (10 дней) обе эти богородичные молитвы не произносятся.
Светлая седмица-2024: по дням
- 6 мая, понедельник Светлой Седмицы. Память вмч. Георгия Победоносца — покровителя воинов, скотоводов и всех, кому нужно проявить силу духа.
Праздник Иверской иконы Божией Матери ( В 2012 г Исторический музей передал чудотворный список Русской православной церкви, сейчас он находится в Новодевичьем монастыре)
- 7 мая, вторник Светлой Седмицы. Праздник Иверской иконы Божией Матери (переходящая дата) имч Саввы Стратилата (272).
- 8 мая, среда Светлой Седмицы.Память апостола и евангелиста Марка; праздник Касперовской иконы Божией Матери.
- 9 мая, четверг Светлой Седмицы. Память свт. Стефана Пермского (1396)
- 10, пятница Светлой Седмицы. Последование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника». После литургии, по обычаю, совершается Малое освящение воды (детали). Также совершается память Почаевской иконы Богородицы.
- 11 мая, суббота Светлой Седмицы. В этот день по заамвонной молитве на литургии читается молитва на раздробление артоса и раздача частичек верующим (детали). Память апп. от 7-ти Иасона, Сосипатра.
О Причастии на Светлой седмице
Готовящиеся ко Святому Причастию вместо трех канонов ко: Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю (в некоторых молитвословах совмещены в единый) прочитывают только канон Пасхи, а также Последование ко Святому Причащению, в котором пропускаются псалмы.
Как часто можно причащаться
Верные должны (!) радуяся и торжествуя во Христе …Святыми Тайнами наслаждаяся…во всю Светлую седмицу. То есть те верные, которые соблюдали Четыредесятницу, а также все посты в течение нескольких лет (в том числе среду и пятницу), имея желание сочетаься со Спасителем, берут благословение у приходского священника на каждодневное причащение. Без соблюдения традиционного поста при этом (только от мяса хорошо бы воздержаться).
Откуда информация?
Отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66 правилом засвидетельствовали изначальное предание:
«…от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище».
Итак, если с Божией помощью верные христиане 48 дней к встрече Пасхи готовились молитвой, постом, покаянием, регулярно прибегая к Таинствам Исповеди и Причастия при этом, теперь всю неделю празднуют. А поскольку во все дни Светлой седмицы как бы продолжается одна служба, которая начинается в Пасхальную ночь и продолжается до Антипасхи, то со страхом Божием даже ежедневно приступают к Чаше. По благословению священника, конечно.
Обратите внимание, что со страхом Божиим подходить к Чаше в период отмены воздержания, могут те христиане, которые должным образом соблюдали Великий пост, неоднократно исповедовались — готовили душу к Таинству 48 дней. Приступать к Причастию в Светлую седмицу впервые или после длительного перерыва с лукавой мотивацией «вот, сейчас пост Церковью запрещен, литургия служится, я коротенькое правило почитаю, быстренько поисповедуюсь (какая уж там серьезная исповедь) благословение получу, и пойду-ка я без поста причащусь» — неправильно, это – оскорбление Таинства.
Господу нужны наши чистые сердца, а не лукавые.
А исповедь?
Относительно же Исповеди перед Причастием следует сказать, что если человек исповедовался накануне Пасхальной службы и решил причащаться всю Светлую седмицу, исповедваться каждый день не обязательно. Если, конечно, его совесть не отягчена какими-либо событиями и внутри ничто не гложет. Но и это примечание исполняется только по благословению священника, который знает верующего. К слову, православные всё относящееся к духовной жизни делают исключительно по благословению, поскольку опытным путем ведают, что только тогда бывает выздоровление души и телу польза.
Благодарственные молитвы после причащения
Благодарственные молитвы по Святом Причащении в Светлую седмицу начинаются с троекратного чтения тропаря Пасхи:
“Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”.
Впрочем, любые молитвословия следует так начинать.
Псалмы и молитвы с Трисвятого (“ Святый Боже…”) по “Отче наш…” (с тропарями после него) при этом не читаются.
Венчаться, жениться и играть свадьбу
На Светлой Седмице по Церковному Уставу в храмах еще не совершаются Венчания (календарь). Исключение может сделать только правящий архиерей. А в ЗАГсе брак зарегистрируют, конечно. Играть ли свадьбу – решать брачующимся.
Возобновятся Таинство Брака с первого воскресенья после Пасхи — в день, который народ именует «Красной горкой», в 2024 году он выпадает на 12 мая.
Узнайте также: Как венчаться в церкви уже женатым парам
Супружеские отношения
Поскольку на Светлой седмице Таинство Брака ещё не совершаются, то по взаимному согласию верующих супругов принято продолжать воздерживаться и от интимных отношений. Но не из страха смертного, а ради участия в церковном праздновании во всей полноте, не лишая душу Причастия. Хотя официального запрета нет.
Позиция Церкви такова:
Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов и праздников, но это не должно быть против воли одного из супругов. Насколько долго должно длиться это воздержание, решать не может никто, кроме их собственной совести. Единственное церковное ограничение – это трехдневный запрет на плотское общение перед причастием. Оно было установлено еще в Ветхом Завете, когда перед пришествием Господа на гору Синай народу было повелено три дня воздерживаться от жен (Исх. 19).
Позиция же тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания не совсем оправдана. Отмена Венчаний в дни особых праздничных служб св. Симеон Солунский объясняет невозможностью совершить брачное пиршество, а не запретом на плотское общение. Да и по правилам древней Церкви в ночь после Таинства Венчания брачное сожительство не одобрялось.
Когда крестить детей
Церковное Таинство Крещения совершается в любой день года. И на Пасхальной неделе тоже. К слову, как ребенок, так и взрослый может принять крещение и в любой постный день, исключение – Страстная Пятница.
Поминки, отпевания, панихиды — о поминовении усопших
Если человек умер на Светлой седмице, то отпевание совершается особым Пасхальным чином и отпевание мирского человека практически не отличается от отпевания священника и епископа. В Требнике сказано, что если кто преставится на Святую Пасху, то на отпевании «мало что поется от обычного пения по усопшим, величия ради и чести светлого праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник; и яко вси о Христе воскресшем, в надежде воскресения и жизни вечной умирающий.»
Не принято делать и поминки на Страстной и Светлой седмицах. Поминальную трапезу ради памятной даты (9,40 дней, другую годовщину) благочестивые верующие переносят на Радоницу. Панихиды тоже не служатся. В этот период подают в храм записки о упоении.
Подавать записки за упокой можно
Принято считать, что на Пасху и в течение Светлой седмицы усопшие традиционно не поминаются, ведь Церковь радуется о Воскресении Господа – и будущем воскресении всех, о торжестве жизни.
Действительно, в дни до Радоницы в храмах не звучит ектиния о упокоении усопших. Но на каждой литургии совершается проскомидия, во время которой священник из просфор (одной из пяти) вынимает частицу за конкретного усопшего человека с краткой молитвой:
«Помяни, Господи (имя)».
Затем она будет положена на дискос, а по окончании литургии – с молитвой погружена в Кровь Христову. Этот порядок всегда один и тот же. Таким образом, заказные записки о упокоении в пасхальный период в храмах принимаются для поминовения за проскомидией, а на ектении не произносятся. А так как на Светлой седмице Божественная литургия творится ежедневно, то и записки (как о здравии, так и о упокоении) можно подавать каждый день.
- Здесь полезная информация для тех, кто каждый день читает Псалтирь по отошедшему ко Господу сроднику: Чин литии в пасхальный период, совершаемой мирянином дома и на кладбище
Тот, кто умер на Пасхальной седмице попадёт в рай?
Такого мнения веками держалась народная традиция. Конечно, речь шла о христианах, которыми были практически все жители России. Те, кто заслужил Рай праведной жизнью, добрым устроением души, конечно, могли удостоиться кончины на великий день.
Вместе с тем, Церкви глубоко чужда идея, что сама по себе кончина на праздник – «гарантия» Рая. Думать, что злостный грешник, безбожник умерший на этот день, спасен – неразумно, вредно для души почившего, которому нужна сугубая молитва.
Какие читать молитвы на Пасхальной неделе
Кроме утреннего и вечернего правила, православные славят Господа праздничными молитвословиями: поют стихиры, тропари, кондаки… А в качестве дополнительной духовной пищи вместо покаянных и просительных тем, выбирают благодарственные и славословные молитвы, каноны, акафисты.
Стихиры, тропари, кондаки Пасхи
- Стих 1: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.
Пасха священная нам днесь показася; Пасха нова святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных: Пасха двери райския нам отверзающая: Пасха всех освящающая верных. - Стих 2: Яко исчезает дым, да исчезнут. Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения воскресения Христова; красуйся, ликуй, и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.
- Стих 3: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Мироносицы жены, утру глубоку представша гробу Жизнодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете живаго с мертвыми; что плачете нетленнаго во тли; шедше проповедите учеником Его.
- Стих 4: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.
- Пасха красная! Пасха! Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия! Пасха! Радостию друг друга обымем. О Пасха! избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.
- Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
- Bocкpeсения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем, братие, и ненавидящим нас: простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
- Стихира, глас 6: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
- Тропарь, глас 5: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
- Ипакои, глас 4: Предварившия утро яже о Марии и обретшая камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносушнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
- Кондак, глас 8: Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, подшим подаяй Воскресение.
- Задостойник, глас 1: Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся.
Светися, светися Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.
В Святую неделю Пасхи
Стихира, глас 6: Воскресе́ние Твое́ Христе́ Спа́се, / а́нгели пою́т на небесе́х, / и нас на земли́ сподо́би / чи́стым се́рдцем / Тебе́ сла́вити.
Тропарь, глас 5: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Ирмос 9-ой песни: Свети́ся, свети́ся но́вый Иерусали́ме: / сла́ва бо Госпо́дня на Тебе́ возсия́. / Лику́й ны́не, и весели́ся Сио́не. / Ты же Чи́стая красу́йся Богоро́дице, / о воста́нии рождества́ Твоего́.
Стихира в понедельник на вечерне, глас 3
Стра́стию Твое́ю, Христе́,/ омрачи́вый со́лнце,/ и све́том Твоего́ Воскресе́ния/ просвети́вый вся́ческая,// приими́ на́шу вече́рнюю песнь, Человеколю́бче.
Стихира во вторник на вечерне, глас 4
Го́споди, возше́д на Крест,/ пра́деднюю на́шу кля́тву потреби́л еси́/ и, соше́д во ад, я́же от ве́ка у́зники свободи́л еси́,/ нетле́ние да́руя челове́ческому ро́ду./ Сего́ ра́ди пою́ще сла́вим// животворя́щее и спаси́тельное Твое́ воста́ние.
Стихира в среду на вечерне, глас 5
Тебе́, Воплоще́ннаго Спа́са Христа́/ и Небе́с не разлучи́вшася,/ во гла́сех пе́ний велича́ем,/ я́ко Крест и смерть прия́л еси́ за род наш,/ я́ко Человеколю́бец Господь,/ испрове́ргий а́дова врата́,/ тридне́вно воскре́сл еси́,// спаса́я ду́ши на́ша.
Стихира в четверг на вечерне, глас 6
Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се,/ А́нгели пою́т на Небесе́х,/ и нас на земли́ сподо́би/ чи́стым се́рдцем// Тя сла́вити.
Стихира в пятницу на вечерне, глас 8
Возше́л еси́ на Крест, Иису́се, снизше́дый с Небесе́,/ прише́л еси́ на смерть, Животе́ Безсме́ртный,/ к су́щим во тьме Свет И́стинный,/ к па́дшим всех Воскресе́ние.// Просвеще́ние и Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Стихира в субботу на малой вечерне, глас 2
Устна́ми чи́стыми/ по́йте со А́нгелы, челове́цы,/ Воскре́сшаго тридне́вно из гроб́а// и мир Совоздви́гшаго.
***
Желаем Всем Пасхальной радости о Воскресшем Господе! Христос воскресе!
Проверьте пожалуйста схему. если я не ошибаюсь,то 4 показывает девятичинную просфору,а 3 -о здравии
Христос Воскресе! Искренне благодарим вас, Тамара Алексеевна, за ценное замечание! Поправили немедленно)