14 января — день, известный большинству жителей России под названием «старого Нового года» на самом деле соединяет два православных празднования. Одно из них посвящено свт. Василию Великому, другое – Евангельскому событию Обрезания Господня.
Что отмечают
Про День святого Василия мы написали статью: «Все про Васильев вечер, или Эстремальные приемы встречи старого Нового года».
Здесь расскажем о духовном значении праздника Обрезания Господня, также отмечаемого 14 января, о котором знают знают далеко не все.
А ведь по сути, ныне именины Господа нашего Иисуса Христа и начало пути Его земного служения. В евангельском событии принципиален не сам еврейский ритуал обрезания, а именно наречение имени: Иисус (по-еврейски – Иехошуа, то есть «Иегова спасает»).
По статусу этот день – из числа так называемых Господских праздников. Именование означает, что воспоминаются события земной жизни Христа. Однако, в отличие от многих других таких праздников, этот не относится к числу двенадцати «великих», то есть наиболее значительных и торжественных.
Празднование всегда приходится на 8 день после Рождества Христова.
Библейское событие в честь, которого установлен праздник
О нем в Евангелии:
- упоминает лишь один из 4 Евангелистов, св. Лука;
- говорится буквально одним предложением.
Вот эти слова:
«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве»(Лк.2:21).
Что такое обрезание
Слова св. Луки означают, что в отношении Родившегося Спасителя был исполнен Моисеев Закон — обрезание. Отсюда слова Евангелиста о том, что сделать это «надлежало», то есть было предписано. Действительно, по иудейскому Закону (праведными исполнителями которого были прав. Иосиф и Мария – Богородица) нужно было:
- совершать обрезание крайней плоти у всех родившихся мальчиков, на 8 день по их рождения – в ознаменование приобщения ребенка к Господу; это была своего рода жертва со стороны человека и в то же время – знак его принадлежности к избранному народу «Авраама, Исаака и Иакова»;
- после этого обряда давать младенцу имя – это знаменовало, что отныне он принадлежит к народу – хранителю истинной веры в Создателя.
Впервые о ритуале упоминается в 17 главе Книги Бытия, когда Сам Бог предписывает обрезание праотцу Аврааму и всем мужчинам его семьи:
«Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя в роды их: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола… и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17:10-14).
Именно обрезание долгое время было знаком принадлежности к иудейству – а язычников евреи именовали «необрезанными», что было синонимом нечестия.
Духовный смысл праздника в христианстве
Но необходим ли этот ритуал Тому, Кто Сам является Сыном Божиим и Богом? Требуется ли от Него приносить эту жертву? Конечно же, нет.
Но родители Иисуса несут Его во храм, где совершается положенное по Закону.
Значение обрезания Богомладенца
Церковь осмысливает его:
- как проявление великого смирения Господа: не требующий очищения, Он проходит все то, что необходимо всякому родившемуся младенцу, совершенно приобщается к человечеству, его страданию, боли;
- как начало земных страданий Спасителя, по сути, Его пути к Распятию; он начался с пролития крови во время ритуала обрезания – и приведет на Голгофу, где еще раз прольется кровь Господа;
- наконец, как пример подчинения богоустановленному Закону самого Бога: по слову митрополита Вениамина (Федченкова), «законодавец подчиняется Закону»; это важно было не только для современных Христу иудеев, но – столь же назидательно для современных христиан.
Вот как говорит об этом митрополит Вениамин (Федченков):
«Прежде чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах; прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения; прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон; прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с «собственной волей»; прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви (например, о постах и проч.); прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее.
Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно еще побороть в себе ветхого, то есть – исполнить ветхозаветные требования…»
Церковь напоминает своим чадам об этом именно во дни празднования Рождества Христова, когда многие попросту расслабляются после Рождественского поста, предаются мирским утехам. Тогда-то и звучит за богослужением краткий фрагмент Евангелия, напоминающий, что Господь родился не для радости и торжества, а пришел пострадать за людей – тех самых, что сейчас так неумеренно веселятся… День этот – как бы остановка, пауза в «празднике жизни», время задуматься не только о смысле Обрезания, но и о грядущем Великом Посте.
Проповедь священника: Искусительные мотивы Рождества Христова, или Испытание человечества
История установления праздника
Первые свидетельства о его появлении относятся только к IV в. Позднее появление празднования связано было с тем, что первые христиане вообще почти отмечали события земной жизни Спасителя, по слову Апостола Павла:
«Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем»(2 Кор. 5:16).
К тому же обрезание – ветхозаветный ритуал, актуальность которого для христиан подвергалась сомнению уже во времена учеников Христа: «Деяния Апостолов», например, описывают развернувшийся среди верующих спор о том, нужно ли верующим из числа бывших язычников «исполнять весь Закон», то есть обрезываться.
Значительная часть христиан из иудеев, включая даже Апостолов, полагали это необходимым, чем крайне смущали новоначальных. И лишь Апостольский Собор около 50 г. постановил, установление иудейского Закона для христиан не актуально: «жертва крови» уже принесена Самим Спасителем.
Конечно, с учетом всего этого праздновать событие Обрезания Господня как общецерковное торжество в первые века казалось неуместным.
Однако, когда в Церкви стали развиваться еретические движения, включая докетистов, считавших Воплощение Господа «призрачным», «кажущимся», Церковь по-новому посмотрела на свидетельство Евангелиста Луки: оно говорит о том, что Иисус был вполне Человеком из плоти и крови.
Именно поэтому появляется праздник, названный «Ή κατά σάρκα Περιτομή τού Κυρίου καί Θεού καί Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού», или, на славянском, «Еже по плоти Обрезание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Причем слова «по плоти» были крайне принципиальны и направлены против еретических учений.
Обрезание: обряд для православных
Чаще всего можно услышать, что обряд обрезания для православных заменило Таинство Крещения. Ведь оно, так же, как Обрезание, по традиции должно совершаться на 8 день по рождении ребенка, как и ветхозаветный ритуал, тоже вводит человека в общество верующих – Церковь, приобщает к Богу.
Вместе с тем, с первых веков христианства известны слова:
«Даждь кровь и прими Дух!».
Она означает, что, хотя от верующего больше не требуется в прямом смысле кровавой жертвы, но подвизаться против греха, по слову Апостола «до крови», то есть с максимальным напряжением сил души – то, чего ждет Господь от каждого. Поэтому, отменив обрезание плоти, Церковь следует и словам св. Павла:
«Тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога»
(Рим. 2:29)
Приобщить к Богу свое сердце – много сложнее, чем принести внешнюю жертву и тем засвидетельствовать свою «праведность». И это – задача, которую каждый христианин решает всей своей жизнью.
Что изображено на иконе
Изображения во многом похожи на иконы Сретения – тот же Иерусалимский храм, родители Господа, держащие Младенца. Но узнать иконы именно праздника Обрезания можно по столу, который написан по центру, и лежащему на нем ритуальному ножу.
Есть иконы, на который Богородица и Иосиф передают Иисуса священнику. Есть и такие, где Он в белых пеленах уже лежит на столе. Наконец, на многих иконах праздника внизу можно увидеть еще один образ – свт. Василия Великого, ведь это – также день его памяти.
Картины художников
Много великих художников посвятили свои произведения библейской теме обрезания Христа.
Как правильно отметить
К этому времени заканчиваются новогодние каникулы, день часто бывает рабочим.
Тем не менее, христиане по возможности стараются:
- прийти на богослужение как накануне праздника, так и в сам его день;
- по желанию – приступить к Исповеди, принять Причастие.
Богослужебные особенности
Празднование начинается накануне, когда вечером служится всенощная. Здесь, как и за литургией самого дня праздника, можно услышать как песнопения, посвященные ему, так и те, что прославляют свт. Василия Великого, память которого также приходится на 14 января.
Литургия дня также служится особым чином, создание которого приписывают свт. Василию. Такая литургия служится лишь несколько дней в году. Во время богослужения звучат два Евангельских чтения: одно посвящено Обрезанию, другое – положенное для дней памяти святителей.
Как причаститься в этот день
Особенности причащения Святых Христовых Таин 14 января связаны с отсутствием поста. Церковь не благословляет поститься во время Святок – дней от Рождественского Сочельника до Крещенского Сочельника. Это касается и пощения перед Причастием, особенно, если верующий соблюдал Рождественский пост, приступал к этому Таинству во время него.
Многие христиане соблюдают:
- воздержание от развлечений, который могли бы отвлечь ум от подготовки к Таинству;
- воздержание в супружеской жизни – по обоюдному согласию;
- накануне Причастия отказываются от мясной пищи, но другую скоромную – употребляют.
!!!Вместе с тем, современные пастыри отмечают, что приступать к Причастию впервые или после длительного перерыва во время Святок с мотивировкой «вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться (какая уж там серьезная исповедь на Святках) благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться» тоже неправильно, это – оскорбление Таинства. В таких сложных случаях меру поста можно определить со священником.
Как молиться дома
Те, кто не может прийти в храм, стараются:
- самостоятельно прочесть Евангелие дня;
- включить в утреннее и вечернее правило тропарь и кондак праздника.
Если есть желание и возможность, можно прочитать Канон празднику.
Проповедь священника на праздник ОбрЕзания Господня
Что нельзя делать в этот день
Соблюдать «народные традиции» связанные с наступлением, как считали русские крестьяне, с 14 января «страшных вечеров» разгула нечистой силы.
С 14 января наши предки начинали гадать, причем особенно усердствовали девушки, желавшие узнать будущее и привлечь «суженого». Сейчас на эту «народную традицию» активно работает индустрия развлечений, и, к сожалению, даже многие государственные учреждения культуры, например, музеи, приглашающие на праздничные программы со «святочными гаданиями».
Православным стоит помнить: игры с нечистой силой недопустимы даже в шутку. А «святочными» гадания быть не могут вообще: такая практика оскорбляет дни празднования Рождества Христова.
О Новолетии
14 января не является ни гражданским (начало года 1 января), ни церковным (новолетие – 14 сентября) праздником. Это традиция, возникшая в советские годы, когда страна перешла на новый, григорианский, календарь, на 13 дней «опережающий» прежний, юлианский.
Впрочем, для многих этот день – повод собраться семьей. И в этом нет ничего плохого. Стоит лишь помнить, что это «старое новолетие» – память о начале крестного пути Спасителя, а еще – день кончины святого, Василия Великого, посвятившего Христу свою жизнь. А значит, именно сейчас особенно уместно попросить Божия благословения на наступивший год.
Наталья Сазонова
Другая статья этого автора: Почему Василий — Великий? Факты из жизни святителя Кесарийского и его знаменитые труды
Тропарь, кондак, молитва
Тропарь, глас 1:
На Престо́ле огнезра́чнем / в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом, / благоволи́л еси́ роди́тися на земли́ / от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се, / сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный. / Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту, / сла́ва смотре́нию Твоему́, / сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.
Кондак, глас 3:
Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т / и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует, / дае́т спасе́ние днесь ми́ру. / Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх, / и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.
Величание
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́ / зако́нное обре́зание.
Источники
- https://ispowed-prichastie.ru/otvet-77/
- http://diak.ortox.ru/__gospodu_bogu_i_krestu/view/id/1104402