------------------- 14 января - православный праздник Обрезание Господне: как отметить
Православие сегодня Праздники Обрезание Господне: именины Иисуса Христа празднуют православные христиане 14 января

Обрезание Господне: именины Иисуса Христа празднуют православные христиане 14 января

0 Comments
14 января - православный праздник Обрезание Господне: как отметить

14 января — день, известный большинству жителей России под названием «старого Нового года» на самом деле соединяет два православных празднования. Одно из них посвящено свт. Василию Великому, другое – Евангельскому событию Обрезания Господня.

Что отмечают

Про День святого Василия мы написали статью: «Все про Васильев вечер, или Эстремальные приемы встречи старого Нового года».

Обрезание Господне. Сверху образ свт. Василия Великого, память которого празднуется 14 января

Обрезание Господне. Сверху образ свт. Василия Великого, память которого тоже празднуется 14 января

Здесь расскажем о духовном значении праздника Обрезания Господня, также отмечаемого 14 января, о котором знают знают далеко не все.

А ведь по сути, ныне именины Господа нашего Иисуса Христа и начало пути Его земного служения. В евангельском событии принципиален не сам еврейский ритуал обрезания, а именно наречение имени: Иисус (по-еврейски – Иехошуа, то есть «Иегова спасает»).  

По статусу этот день – из числа так называемых Господских праздников. Именование означает, что воспоминаются события земной жизни Христа. Однако, в отличие от многих других таких праздников, этот не относится к числу двенадцати «великих», то есть наиболее значительных и торжественных.

Празднование всегда приходится на 8 день после Рождества Христова.

Библейское событие в честь, которого установлен праздник

О нем в Евангелии:

  • упоминает лишь один из 4 Евангелистов, св. Лука;
  • говорится буквально одним предложением.

Вот эти слова:

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве»(Лк.2:21).

Что такое обрезание

Слова св. Луки означают, что в отношении Родившегося Спасителя был исполнен Моисеев Закон — обрезание. Отсюда слова Евангелиста о том, что сделать это «надлежало», то есть было предписано. Действительно, по иудейскому Закону (праведными исполнителями которого были прав. Иосиф и Мария – Богородица) нужно было:

  • совершать обрезание крайней плоти у всех родившихся мальчиков, на 8 день по их рождения – в ознаменование приобщения ребенка к Господу; это была своего рода жертва со стороны человека и в то же время – знак его принадлежности к избранному народу «Авраама, Исаака и Иакова»;
  • после этого обряда давать младенцу имя – это знаменовало, что отныне он принадлежит к народу – хранителю истинной веры в Создателя.

Впервые о ритуале упоминается в 17 главе Книги Бытия, когда Сам Бог предписывает обрезание праотцу Аврааму и всем мужчинам его семьи:

«Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя в роды их: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.

Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола… и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой»

(Быт. 17:10-14).  

Именно обрезание долгое время было знаком принадлежности к иудейству – а язычников евреи именовали «необрезанными», что было синонимом нечестия.

Обрезание

«Обрезание сына Моисея» — фреска работы Пьетро Перуджино, написанная около 1482 года. Расположена в Сикстинской капелле, Рим.

  1. Узнайте также: Почему Бог хотел убить Моисея? Загадки Книги Исход и ритуал обрезания

Духовный смысл праздника в христианстве

Но необходим ли этот ритуал Тому, Кто Сам является Сыном Божиим и Богом? Требуется ли от Него приносить эту жертву? Конечно же, нет.

Обрезание Господне: именины Иисуса Христа празднуют православные христиане 14 января

Обрезание Господне». Фрагмент миниатюры Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Но родители Иисуса несут Его во храм, где совершается положенное по Закону.

Значение обрезания Богомладенца

Церковь осмысливает его:

  • как проявление великого смирения Господа: не требующий очищения, Он проходит все то, что необходимо всякому родившемуся младенцу, совершенно приобщается к человечеству, его страданию, боли;
  • как начало земных страданий Спасителя, по сути, Его пути к Распятию; он начался с пролития крови во время ритуала обрезания – и приведет на Голгофу, где еще раз прольется кровь Господа;
  • наконец, как пример подчинения богоустановленному Закону самого Бога: по слову митрополита Вениамина (Федченкова), «законодавец подчиняется Закону»; это важно было не только для современных Христу иудеев, но – столь же назидательно для современных христиан.

Вот как говорит об этом митрополит Вениамин (Федченков):

«Прежде чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах; прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения; прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон; прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с «собственной волей»; прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви (например, о постах и проч.); прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее.

Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно еще побороть в себе ветхого, то есть – исполнить ветхозаветные требования…»

Церковь напоминает своим чадам об этом именно во дни празднования Рождества Христова, когда многие попросту расслабляются после Рождественского поста, предаются мирским утехам. Тогда-то и звучит за богослужением краткий фрагмент Евангелия, напоминающий, что Господь родился не для радости и торжества, а пришел пострадать за людей – тех самых, что сейчас так неумеренно веселятся… День этот – как бы остановка, пауза в «празднике жизни», время задуматься не только о смысле Обрезания, но и о грядущем Великом Посте.

Проповедь священника: Искусительные мотивы Рождества Христова, или Испытание человечества

История установления праздника

Первые свидетельства о его появлении относятся только к IV в. Позднее появление празднования связано было с тем, что первые христиане вообще почти отмечали события земной жизни Спасителя, по слову Апостола Павла:

«Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем»(2 Кор. 5:16).

К тому же обрезание – ветхозаветный ритуал, актуальность которого для христиан подвергалась сомнению уже во времена учеников Христа: «Деяния Апостолов», например, описывают развернувшийся среди верующих спор о том, нужно ли верующим из числа бывших язычников «исполнять весь Закон», то есть обрезываться.

Значительная часть христиан из иудеев, включая даже Апостолов, полагали это необходимым, чем крайне смущали новоначальных. И лишь Апостольский Собор около 50 г. постановил, установление иудейского Закона для христиан не актуально: «жертва крови» уже принесена Самим Спасителем.

Конечно, с учетом всего этого праздновать событие Обрезания Господня как общецерковное торжество в первые века казалось неуместным.

Однако, когда в Церкви стали развиваться еретические движения, включая докетистов, считавших Воплощение Господа «призрачным», «кажущимся», Церковь по-новому посмотрела на свидетельство Евангелиста Луки: оно говорит о том, что Иисус был вполне Человеком из плоти и крови.

Именно поэтому появляется праздник, названный «Ή κατά σάρκα Περιτομή τού Κυρίου καί Θεού καί Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού», или, на славянском, «Еже по плоти Обрезание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Причем слова «по плоти» были крайне принципиальны и направлены против еретических учений.

Обрезание: обряд для православных

Чаще всего можно услышать, что обряд обрезания для православных заменило Таинство Крещения. Ведь оно, так же, как Обрезание, по традиции должно совершаться на 8 день по рождении ребенка, как и ветхозаветный ритуал, тоже вводит человека в общество верующих – Церковь, приобщает к Богу.

Обрезание заменили Таинством Крещения?

Еврейский обряд обрезания  = Таинство Крещения в православной церкви?

Вместе с тем, с первых веков христианства известны слова:

«Даждь кровь и прими Дух!».

Она означает, что, хотя от верующего больше не требуется в прямом смысле кровавой жертвы, но подвизаться против греха, по слову Апостола «до крови», то есть с максимальным напряжением сил души – то, чего ждет Господь от каждого. Поэтому, отменив обрезание плоти, Церковь следует и словам св. Павла:

«Тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога»

(Рим. 2:29)

Приобщить к Богу свое сердце – много сложнее, чем принести внешнюю жертву и тем засвидетельствовать свою «праведность». И это – задача, которую каждый христианин решает всей своей жизнью.

Что изображено на иконе

Изображения во многом похожи на иконы Сретения – тот же Иерусалимский храм, родители Господа, держащие Младенца. Но узнать иконы именно праздника Обрезания можно по столу, который написан по центру, и лежащему на нем ритуальному ножу.

Что значит икона Обрезание Господне

Обрезание Христово, Преображенский монастырь, Болгария

Есть иконы, на который Богородица и Иосиф передают Иисуса священнику. Есть и такие, где Он в белых пеленах уже лежит на столе. Наконец, на многих иконах праздника внизу можно увидеть еще один образ – свт. Василия Великого, ведь это – также день его памяти.

14 января православный праздник - Обрезание Господне

На фотографии икона Обрезание Господне в Исаакиевском соборе Санкт-Петербург

Картины художников

Много великих художников посвятили свои произведения библейской теме обрезания Христа.

Обрезание Господне -картины

Рембрандт ван Рейн (голландец, 1606 — 1669), «Обрезание», 1661, холст, масло, коллекция Вайднера. Место хранения: Национальная художественная галерея, США, Вашингтон, округ Колумбия

Обрезание

Бароччи, Федерико Фиори (Урбино 1526-1612) – Обрезание Господне

Обрезание Господне -картины

Якопо (Робусти) Тинторетто.  Франгмент картины «Обрезание Христа»

Как правильно отметить

К этому времени заканчиваются новогодние каникулы, день часто бывает рабочим.

Тем не менее, христиане по возможности стараются:

  • прийти на богослужение как накануне праздника, так и в сам его день;
  • по желанию – приступить к Исповеди, принять Причастие.

Богослужебные особенности

Празднование начинается накануне, когда вечером служится всенощная. Здесь, как и за литургией самого дня праздника, можно услышать как песнопения, посвященные ему, так и те, что прославляют свт. Василия Великого, память которого также приходится на 14 января.

 

Литургия дня также служится особым чином, создание которого приписывают свт. Василию. Такая литургия служится лишь несколько дней в году. Во время богослужения звучат два Евангельских чтения: одно посвящено Обрезанию, другое – положенное для дней памяти святителей.

Как причаститься в этот день

Особенности причащения Святых Христовых Таин 14 января связаны с отсутствием поста. Церковь не благословляет поститься во время Святок – дней от Рождественского Сочельника  до Крещенского Сочельника. Это касается и пощения перед Причастием, особенно, если верующий соблюдал Рождественский пост, приступал к этому Таинству во время него.

Многие христиане соблюдают:

  • воздержание от развлечений, который могли бы отвлечь ум от подготовки к Таинству;
  • воздержание в супружеской жизни – по обоюдному согласию;
  • накануне Причастия отказываются от мясной пищи, но другую скоромную – употребляют.

!!!Вместе с тем, современные пастыри отмечают, что приступать к Причастию впервые или после длительного перерыва во время Святок с мотивировкой «вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться (какая уж там серьезная исповедь на Святках) благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться» тоже неправильно, это – оскорбление Таинства. В таких сложных случаях меру поста можно определить со священником.

Как молиться дома

Те, кто не может прийти в храм, стараются:

  • самостоятельно прочесть Евангелие дня;
  • включить в утреннее и вечернее правило тропарь и кондак праздника.

Если есть желание и возможность, можно прочитать Канон празднику.

Проповедь священника на праздник ОбрЕзания Господня

Что нельзя делать в этот день

Соблюдать «народные традиции» связанные с наступлением, как считали русские крестьяне, с 14 января «страшных вечеров» разгула нечистой силы.

С 14 января наши предки начинали гадать, причем особенно усердствовали девушки, желавшие узнать будущее и привлечь «суженого». Сейчас на эту «народную традицию» активно работает индустрия развлечений, и, к сожалению, даже многие государственные учреждения культуры, например, музеи, приглашающие на праздничные программы со «святочными гаданиями».

Православным стоит помнить: игры с нечистой силой недопустимы даже в шутку. А «святочными» гадания быть не могут вообще: такая практика оскорбляет дни празднования Рождества Христова.

О Новолетии

14 января не является ни гражданским (начало года 1 января), ни церковным (новолетие – 14 сентября) праздником. Это традиция, возникшая в советские годы, когда страна перешла на новый, григорианский, календарь, на 13 дней «опережающий» прежний, юлианский.

Впрочем, для многих этот день – повод собраться семьей. И в этом нет ничего плохого. Стоит лишь помнить, что это «старое новолетие» – память о начале крестного пути Спасителя, а еще – день кончины святого, Василия Великого, посвятившего Христу свою жизнь. А значит, именно сейчас особенно уместно попросить Божия благословения на наступивший год.

Наталья Сазонова

Тропарь, кондак, молитва

Тропарь, глас 1:

На Престо́ле огнезра́чнем / в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м  Ду́хом, / благоволи́л еси́  роди́тися на земли́ / от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се, / сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный. / Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту, / сла́ва смотре́нию Твоему́, / сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Кондак, глас 3:

Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т / и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует, / дае́т спасе́ние днесь ми́ру. / Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх, / и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.

Величание

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́ / зако́нное обре́зание.

Источники

https://ispowed-prichastie.ru/otvet-77/

http://diak.ortox.ru/__gospodu_bogu_i_krestu/view/id/1104402

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

29 августа — Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте29 августа — Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте

3 комментария
29 августа - Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте

После «летней Пасхи», Успения, в храмах немноголюдно. Спас, именуемый в народе Ореховым или Хлебным, не относится к числу «великих» (особенно значимых), хотя посвящен иконе, которая сама по себе – истинное чудо. Когда празднуют Третий Спас Третий, Ореховый Спас Церковь празднует на другой день после торжества

Праздники

О чем молится священник, благословляя плоды нового урожая? Яблочный Спас — про что онО чем молится священник, благословляя плоды нового урожая? Яблочный Спас — про что он

3 комментария
Яблочный Спас

До революции при многих храмах на Яблочный Спас устраивали целые яблочные базары. Иные же всем приходом, вскладчину накрывали столы для всех желающих, прежде же всего – для неимущих хлеба насущного. И здесь каждого угощали яблоками. Какой Спас 19 августа Яблочный, или так называемый «второй» Спас,

Праздники

14 августа – Первый Спас. Все названия, молитвы и основные правила «Медового праздника»14 августа – Первый Спас. Все названия, молитвы и основные правила «Медового праздника»

2 комментария
Медовый Спас

Медовый Спас открывает цикл «продуктовых праздников» августа. Так получилось, что народная молва нарекла церковное торжество Медовым, тем самым свела весь смысл к освещению мёда в этот день. А между тем эта дата (14 августа по новому стилю или 1- по старому) богата на исторические события

Праздники

Фавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике ПреображенияФавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике Преображения

0 Comments
Преображение Господне

Преображение Господне не только один из самых любимых церковных праздников, но еще – один из самых красивых. Во всем великолепии встречает его природа, расцветшая за лето, дарующая людям свои плоды – а люди радуются не только им, но – надежде, которую дает всем и каждому

Праздники

Через 50 дней после Пасхи — День Святой ТроицыЧерез 50 дней после Пасхи — День Святой Троицы

0 Comments
День Святой Троицы

«Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо?» (Деян.1:11) Так обратились Ангелы к Апостолам, провожавших глазами возносящегося от них на небеса Христа. Силы Небесные как бы говорили им: пора начинать жить обновленной жизнью – и обновлять мир. А скоро была послана ученикам небесная помощь

Праздники