------------------- Ореховый Спас
Православие сегодня Праздники 29 августа — Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте

29 августа — Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте

3 комментария
Ореховый Спас

После «летней Пасхи», Успения, в храмах немноголюдно. Спас, именуемый в народе Ореховым или Хлебным, не относится к числу «великих» (особенно значимых), хотя посвящен иконе, которая сама по себе – истинное чудо.

Когда празднуют Третий Спас

Третий, Ореховый Спас Церковь празднует на другой день после торжества Успения Пресвятой Богородицы. Дата праздника – так называемая «неподвижная», не меняющаяся из года в год. Это всегда 29 августа. 

Чему посвящен церковный праздник

Событию, которое произошло 29 августа 944 г., когда из Эдессы в столицу Византийской империи, Константинополь, собором духовенства была доставлена великая святыня – первая исторически известная икона Иисуса Христа, появившаяся при Его земной жизни, при этом – нерукотворенная, то есть не созданная человеком.

Ореховый Спас

Иконография: Спас Нерукотворный.  Рубеж XVII – XVIII веков. Москва Дерево, темпера; 58 × 46 см Из Спасской церкви села Деденева (Влахернский монастырь) Дмитровского района Московкой области (усадьбный храм Головиных)

История

Ко времени перенесения образа в столицу империи она насчитывала уже почти 1000 лет. Церковное предание свидетельствует, что:

  • изображение Господа на белом плате появилось еще во времена Его проповеди в Палестине; тогда услышавший о Христе Авгарь, правитель города Эдесса, пожелал иметь у себя образ лика Проповедника из Галилеи; он твердо верил, что такое изображение исцелит его от смертельной болезни, проказы; но, так как посланный правителем живописец не смог изобразить Христа, Господь Сам, видя его затруднение, умыл Лик водой, а затем приложил к нему платок, на котором чудесно появился образ;
  • по принесении его в Эдессу царь действительно получил облегчение болезни; саму же икону Авгарь не пожелал держать во дворце, видя, сколь великая это святыня; так образ водрузили над вратами города; есть предание, что вместе с ним сюда было помещено также письмо Господа правителю, где Иисусу обещает ему помощь и исцеление;

29 августа - Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте

Авгарь получает Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Композиция со створки триптиха. Монастырь Святой Екатерины, Синай.

  • икона знала также годы забвения: после Авгаря один из правителей города оказался ревностным язычником, потому христиане, боясь поругания Мандилиона, как называли святой плат, скрыли его в нише над вратами;
  • в 540 г., когда город осадили персы, позже, святыню снова обрели по прямому указанию и явлению Пресвятой Богородицы; оказалось, что на глиняной черепице, которая закрывала Лик, отпечаталось его изображение; так появился «Спас на чрепии», или, по-гречески, Керамион.

Святой Мандилион

Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в.(?)

С 630 г. Эдесса вновь была захвачена, на сей раз – мусульманами, арабами. Они, известные противники любых изображений как «идолов», не препятствовали, однако, тем, кто желал поклониться Нерукотворному Образу: чудеса, которые текли от этой иконы, были слишком широко известны. Наконец, в 944 г. император Константин Багрянородный решил вернуть святыню христианскому миру, и выкупил образ у эмира, который правил Эдессой. Он и письмо Христа Авгарю были торжественно доставлены к Константинополю, где помещены в храме Божией Матери местности Фарос. Именно это событие было установлено праздновать 29 августа в Византии. Обычай после Крещения переняла также Русь.

Спас Нерукотворный: куда исчез оригинал и где находятся чудотворные копии -Проследим путь реликвии, рассмотрим предположения, в том числе, что Туринская Плащаница = Спас Нерукотворный, сверимся с первоисточниками, узнаем мнения экспертов: современных историков, византологов, искусствоведов. И конечно, расскажем где и какие древние копии Мандилиона и Керамиона можно увидеть сегодня (+фото).

Почему праздник называют Ореховым

Для жителей Руси, большая часть которых трудились на земле, август был особенным месяцем не только сбора урожая, но также – сугубого благодарения Богу за «лето благости», принесшее плоды. Именно поэтому крестьяне (а даже само это слово означает «христиане») с особым вниманием относились к празднованиям Христу, которые приходились на август.

Ореховый Спас

29 августа — Ореховый Спас

Близка была им также ветхозаветная традиция освящать плоды нового урожая, тем более, что ее соблюдали и православные Византии.

 

Именно поэтому:

  • на первый день Успенского поста (14 августа), когда из храмов торжественно выносился Крест на благословение людям, приходилось также освящение меда; оттого день именовали «Медовым Спасом»;
  • на «второй Спас» (Преображение Господне), 19 августа, для освящения несли первые плоды — «Яблочный Спас»;
  • ну а «третий Спас», память чтимой иконы Господа, народ именовал по-разному.

Ореховый, Хлебный или На холсте?

Третий Спас в народе называют не только Ореховым, но и Хлебным, а ещё На холсте. Верно то, другое и третье.

  1. «Ореховым» день именовали потому, что к этому времени поспевали эти лесные плоды, начинался сбор.
  2. Кроме того, заканчивалась уборка пшеницы, ржи, отсюда именование «Хлебный».
  3. Ну а название «на холсте» одновременно значит происхождение первой иконы Господа, которая представляла собой изображение на ткани, и то, что с этого дня многие продавали собственноручно изготовленные холсты.С Ореховым Спасом

 

Иногда Третий Спас называли также «Холодным» или «Осенним», так как с этого времени начинались осенние холода.

Поскольку день знаменовал завершение трудного времени уборки урожая, в этот день принято было устраивать ярмарки, или просто народные гуляния, отдыхая от трудов, благодаря Господа за все благодеяния, посланные этим летом.

Что и для чего в этот день освещают в храме

Там, где в лесах произрастали орехи, на освящение несли их. Если же в местности орехов не было, непременно освящали новый урожай хлеба, будь то колосья, мука, или даже пироги из нее. Так народ благодарил Бога за «изобилие плодов земных».

Народные традиции и приметы

Среди них можно выделить:

  • «дожинки», когда именно в этот день собирали еще не сжатые остатки урожая; последний сноп торжественно несли в деревню; его называли также «именинным»;
  • так называемые «досевки», когда после молитвы всей семьи мужчины выходили на поля, чтобы закончить сев озимого зерна; имелся в этом обряде и некоторый языческий элемент: на поле крестьян, идущих на сев, обязательно кормили гречневой кашей, чтобы будущий урожай был богаче; после окончания посева остатки ее ела уже вся семья;
  • сбор орехов, урожай которых, как считали, предвещал много хлеба на грядущий год;
  • крестьяне также делали «прогнозы» на время наступления зимы – по отлету птиц:

«Если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а нет – так зима позже».

К настоящему времени в некоторых селах появилась традиция, восходящая к дореволюционным временам – устраивать общий для всех жителей праздник урожая, гулянье, угощение.

Суеверия

К их числу принадлежит, например, ритуальное обхождение колодцев по кругу, своего рода «замыкание» лета, тепла. В этот же день девушки совершали гадания «на суженого». Однако, стоит сказать, что праздник, хотя значимый, крестьяне широко не отмечали, так как необходимо было завершать полевые работы в последние оставшиеся до осени погожие дни. Так что и количество суеверий, сведения о которых дошли до нас, тоже минимально.

Поэтому современные неоязычники зачастую буквально придумывают «древние традиции», которым якобы следовали наши предки. В интернете можно встретить, например, такие советы:

  • «Считается, что первый сорванный орех в этот день нужно съесть, а вторым поделиться со случайным прохожим. Это избавит от порчи, наговоров»
  • «Если при сборе орехов один из них упал на голову, будет неожиданная прибыль».
  • А вот прямо-таки грозное предупреждение:

«Веточки орешника обладают магической силой. Ведьмы и колдуны спешат в лес, чтобы ими запастись для своих ритуалов. Потому в Ореховый Спас не выходите из дома без оберега!»

Встречаются также «заговоры» на орех, литературные«достоинства» которых не могут вызвать у здравомыслящего человека ничего, кроме улыбки:

«Пусть счастливый орех станет для меня оберегом, принесет мне удачу и денег целую телегу»))

Все эти и подобные «обычаи» не имеют древних корней, а христианину вообще не пристало следовать подобным «традициям», древним или изобретения последних лет.

Что нельзя делать

Церковный Устав не знает каких-либо запретов этого дня, будь то на работу, или по части пищи. Так как окончился Успенский пост, благословляется скоромная пища, если только праздник не приходится на среду или пятницу, когда принят пост.

Ореховый Спас

Что нельзя делать 29 августа

Как поздравить

Можно:

  • подарить икону Спаса Нерукотворного;
  • угостить человека, которого хочется поздравить, освященными во храме орехами, выпечкой.

Подарком также могут быть красивые стихи о празднике. Вот, например, стихотворение современного поэта, Вадима Цокуренко (1938-2012 гг.):

Георгины склонились у паперти,

Словно молятся молча за нас,

Россыпь темных орехов на скатерти…

Вот и третий – ореховый, Спас…

Тихо осень ступает хозяйкою,

Скоро скроется лето из глаз.

И последние ласточки стайкою

Улетают – ореховый Спас…

По утрам над кустами болотными

Вьют туманы белесый атлас…

Облака над крестами полотнами –

Полотняный ореховый Спас…

Преклоняем колени, как водится.

Не остави, Пречистая, нас!

Спит в мерцанье свечей Богородица –

Тихий третий – ореховый, Спас…

Таков праздник, соединяющий память одной из самых чтимых икон, благодарность Богу за прошедшее лето, предчувствие осени, которую также благословит Господь – если человек будет просить об этом с верой.

Наталья Сазонова

 

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

3 thoughts on “29 августа — Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте”

  1. Вера Верую:

    Это про этот праздник говорят: Третий Спас — бери рукавицы на запас? От жары изнывает вся Европа. Да и мы сохнем. Рукавицы потребуются ближе к декабрю. И то не факт.

    1. Здравствуйте, Вера!
      Такая поговорка была принята у жителей Сибири (19-20 век). Что было оправдано в то время. Но стоит учесть, что за последние десятилетия в процессе чересчур активной жизнедеятельности человека изменилась климатическая ситуация (об этом говорят специалисты Гидрометцентра), поэтому и «не работают» приметы наших наблюдательных предков. Это касается «бабьего лета», Крещенских морозов и пр.

  2. Михаил Анатольевич З:

    Прежде всего это праздник посвящен Господу нашему Иисусу Христу. Он наш Спас. Он нас Спас. Спас от греха, который появился в человечестве, после того как Адам и Ева предали Бога. Теперь человек постоянно грешит, иногда даже не замечая этого. И за все эти грехи человек должен будет дать ответ на Суде. Иисус же взял человеческие грехи на себя, поэтому всем, кто верит в Него и искренне раскается, изменит свою бестолковую жизнь — согрешения простятся.
    А вы про какие-то орехи и приметы…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Время освящения куличей и яиц. Три возможности+ещё однаВремя освящения куличей и яиц. Три возможности+ещё одна

0 Comments
Когда освящают куличи на Пасху

Без кулича издревле не обходится пасхальная трапеза, и, конечно, благочестивые христиане стараются принести его в храм, чтобы освятить. Когда и как это лучше сделать? 1. Утро Великой субботы Как правило – не совсем утро, скорее, ближе к полудню, когда оканчивается литургия. В Великую Субботу эта

Праздники

Священник рассказал о смысле и значении Великого праздника «ОбрЕзание Господне»Священник рассказал о смысле и значении Великого праздника «ОбрЕзание Господне»

0 Comments
ОбрЕзание Господне - смыл и значение

14 января — Великий праздник «ОбрЕзание Господне». Так получилось, что этот праздник ушёл куда-то на задний фон, хотя в нём заложены важнейшие смыслы, прообразы и пророчества. Уже тот факт, что апостолу Павлу пришлось много не просто писать на эту тему, но буквально воевать с уверовавшими

Праздники

Воскресенье, 28 апреля — Вход Господень в Иерусалим: что читают и поют в храме+когда и зачем освящают вербыВоскресенье, 28 апреля — Вход Господень в Иерусалим: что читают и поют в храме+когда и зачем освящают вербы

0 Comments
Служба в храме на Вербное воскресенье

Однажды мне довелось услышать от одной православной прихожанки, что за праздник «отвечает» всенощная накануне. И это действительно так: песнопения, которые можно услышать этим вечером – единственный раз в году, чтения из Писания, посвященные празднику, наконец – освящение верб, все это будет на всенощной накануне Входа

Праздники

День святого Патрика. Как празднуют в Ирландии и МосквеДень святого Патрика. Как празднуют в Ирландии и Москве

0 Comments
День святого Патрика

День святого Патрика -ирландский праздник, когда все в маршируют зеленом и пьют пиво – такие ассоциации с этим праздником приведет житель России, да и то основательно покопавшись в памяти. Вроде бы парады в честь Патрика пытались в начале 1990-х в Москве проводить – но не

Праздники

Неделя святых праотец: кто они+о чем Евангелие дня, которое читают в это воскресенье в храмеНеделя святых праотец: кто они+о чем Евангелие дня, которое читают в это воскресенье в храме

0 Comments
Неделя святых праотец

24 декабря — Неделя святых праотцев. Это празднование приходится на разные дни декабря – но всегда на воскресенье. Еще несколько столетий назад день был особенно любим церковным народом, так как в этот день в храме совершался чин, увидеть который можно было только один раз в

Праздники