------------------- Картины Благовещения
Православие сегодня Христианский смысл Художественные традиции изображения Благовещения в живописи: краткий обзор

Художественные традиции изображения Благовещения в живописи: краткий обзор

0 Comments
Картины Благовещения

«Сын Божий Сын Девы бывает» (Сын Божий делается Сыном Девы). Великое чудо, едва доступное человеческому уму, происшедшее однажды в маленьком палестинском городе Назарете, нельзя понять человеческим умом, но можно — почувствовать и пережить. И — запечатлеть. Именно поэтому сюжет Благовещения так любили художники.

Благовещение — популярная тема в искусстве

Его изображения восходят к фрескам из римских катакомб, где христиане скрывались от гонений. Считается, что самое раннее такое изображение может датироваться III в.

Благовещение:самое раннее изображение

Предположительно самое раннее изображение Благовещения находится в катакомбах Прискиллы (III в.)

А спустя еще два столетия сложился иконописный канон Благовещения. И до сих пор иконы события легко узнать: всегда изображаются юная Дева и Ангел, несущий Ей Божию волю. Иконописные изображения стали основой живописных. Каждый художник вносил в образы Благовещения важные ему детали, черты индивидуальности.

Но каковы бы они ни были, сюжет всегда остается узнаваемым.

Художественные традиции изображения Благовещения в живописи: краткий обзор

Икона Благовещение Устюжское. 30-40-е годы XII века. Новгородская иконописная школа. Происхождение: из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена среди других икон Иваном Грозным в Успенский собор Московского Кремля.

Благовещение -картины современных художников

Благовещение — стрит-арт работа современного греческого художника и иконописца Фикоса Антониоса демонстрирует, как живописная традиция и византийская монументальная техника могут вписываться в современные формы искусства. Фикос Антониос (Fikos Antonios, р. 1987 г.) с 13 лет под руководством Георгия Кордиса изучал византийскую живопись. Вместе с учителем участвовал в росписи православных храмов.  Живёт в Афинах.

«Благовещение со святым Эмидием» Карло Кривелли

Пожалуй, это одно из немногих изображений, где событие узнается с трудом.

Картина создана в 1486 г. для алтаря церкви в итальянском городе Асколи-Пичено. Храм строился в честь дарования городу самоуправления, поэтому художник внес в картину неожиданные детали:

  • событие Благовещения происходит на городской улице; в разрезе дан дом Марии, Она стоит в молитвенном положении;
  • к Марии приближается Архангел Гавриил, а рядом с ним — то ли останавливает его, то ли сопутствует Ангелу святой Эмидий, покровитель Асколи-Пичено, в руках которого — изображение города.

Благовещение: Карло Кривелли

Карло Кривелли. Благовещение

Такая более чем своеобразная трактовка Евангельского сюжета была призвана показать небесное покровительство городу и любовь горожан к своему святому.

Картины

Восходящие к иконописным сюжетам, живописные изображения Благовещения не только сохраняли основную композицию иконы праздника, но и содержали особые символы богословского содержания, полнее раскрывающие суть события. Среди них, например:

  • лилия; на картинах часто можно увидеть ее в руках Ангела, Марии, или же просто рядом с Ней — в вазоне; это — символ чистоты Богородицы;
  • прялка, обычно с красной нитью; этот сюжет встречается на иконах, основанных на иконописных рассказах о Благовещении: согласно им, Мария ткала покрывало — завесу для Иерусалимского храма, когда к Ней вошел Архангел;
  • райская ветвь — ее несет Ангел, это — символ Рая, который будет возвращен человеку;
  • луч и голубь — это символы Святого Духа, которые живописцы прямо заимствовали из иконописи.

Художники про Благовещение: фотогалерея

Одни считают живописные изображения событий Евангелия проявлением секуляризации культуры, духовной деградации, другие – высоким искусством. Но в любом случае нельзя отрицать, что эти картины и фрески – плоды глубокой веры художников, несших Благую Весть современникам и потомкам.

Его триптих «Благовещение» создан вместе с другим художником. Липпо Мемми, в 1333 г. для Сиенского собора. Центр композиции — Богородица и Ангел, предстоящий Ей на коленях. Выше написаны пророки, возвестившие Рождение Спасителя, на боковых створах — избранные святые. Триптих максимально похож на икону — например, его доминирующий цвет — золотой, это цвет Царства Небесного.
Картина создана в конце XVI в., и, хотя главные ее герои — Мария и Ангел, сама трактовка сюжета своеобразна: Гавриил не входит, но почти врывается в дом Марии и Иосифа, Дева испугана, а Ее мнимый муж даже не подозревает о происходящем, занятый работами вне дома. Так художник показывает, насколько невероятным, даже, по рассуждению человеческому, пугающим, было происшедшее событие.
Его картина конца XV в. представляет Марию в домашней обстановке — Она сидит у стола на фоне красной драпировки, перед Ней — стоящий на коленях Архангел. А по воздуху к Ней летит голубь. Это Благовещение — о том, как Господь пришел в гущу мирской, «обычной» жизни, тихо, неприметно стало совершаться дело нашего спасения.
Картина 1470 г. называется также Благовещение Честелло, так как написана для алтаря церкви Честелло (Флоренция). Картина полна геометрически правильных, выверенных линий: все происходит в интерьере дома, украшенного колоннамию А вот складки одежд Марии и Гавриила развеваются — и это передает их волнение, которое так не сочетается с «правильными» колоннами и идеальными пропорциями дома. Еще немного, и прежний, привычный мир, станет другим, в него придет Христос.
Эта картина — одна из ранних работ мастера, она создана в 1470-е гг. Мария изображена в саду, и это не случайно: живописцы тех лет часто использовали образ «сада заключенного» из Песни Песней Соломона как символ девства Богородицы. Мария сидит перед столом, на котором лежит Библия, а на траве пред Ней — благословляющий Ее Архангел.
Считается, что картина создана около 1608 г. Она необычна не только темными тонами, но и тем, что Ангел находится над молящейся Марией, а не предстоит Ей, более того, показан со спины.
Картина написана мастером Доменико Теотокопули (таково настоящее имя художника) около 1570 г. На картине мы видим комнату, потрясенную пришествием Ангела Марию и Гавриила, благословляющего Деву.
Это – одна из самых красивых работ художника. Архангел и Дева изображены в интерьере храма. Они – в великолепных и тщательно выписанных одеждах. Многие искусствоведы обращают внимание: размеры фигур таковы, что они почти достают головами до капителей – наверший колонн, а значит – Мария и Гавриил просто огромного роста. Прием, когда значимый святой намеренно рисуется очень большим, хорошо известен в средневековой иконописи – как видим, его заимствуют и некоторые живописцы.
Работа принадлежит к так называемому Библейскому циклу работ художника. Юная Мария представлена со спины. Поза изображенной девушки говорит об испуге и недоумении от видения летящего к ней с цветком лилии Ангела.
На картине 1482 г. событие узнаваемо, хотя и происходит в интерьере дома, современном автору картины, да и одеяния персонажей совсем не библейские, а также скорее средневековые. Однако, легко узнать Гавриила, обращающегося к Марии, и саму Деву, которую почтительно поддерживают два Ангела.
Доминиканский монах, канонизированный святой Католической Церкви, создал множество работ на тему Благовещения. Хотя он считается художником раннего Возрождения, его картины скорее иконописны, чем живописны. Многие изображения Благовещения несут глубокий богословский смысл – например, на одной из картин (1426 г.) представлены не только Архангел Гавриил и Мария, но и событие, с которого началась история бедствий людей – изгнание из Рая согрешивших прародителей. Картина напоминает о значении «спасения нашего главизны»: Господь приходит в мир, чтобы избавить его от греха и смерти.
Работа написана в 1914 г., она считается последней большой картиной художника. На картине мы видим Гавриила, протянувшего руки Марии. Ангел сияет светом, ведь он возвещает новую жизнь миру, всем людям. И как трудно понять это человеку, живущему обычной, непримечательной жизнью. Отсюда – недоумение, удивление и даже испуг на лице Марии.

Художник неоднократно писал Благовещение. Одна из наиболее известных его работ – диптих для придела Владимирского собора в Киеве. Изображение сочетает иконописный канон (статичные позы Гавриила и Марии, характерные символы, например, лилия) и лиризм, поэтичность светской живописи. Мягкие тона передают тихую радость и смирение Богородицы, благоговение пред Ней Ангела.
Его изображение Благовещения находится часовне Скровеньи на арке пресвитерия. По ее сторонам представлены Архангел Гавриил и Дева, принимающая Благую Весть. Изображения подчеркнуто натуралистичны, мы видим «обычных людей», даже Гавриил – Ангел – похож скорее на человека. Но именно это и потрясало тогдашних верующих, которые благодаря искусству Джотто чувствовали Священную историю живой, реальной, как реальна была их собственная земная жизнь.
Художник рубежа XIV-XV вв. поместил Благовещение в интерьер голландского дома. Мария в темном одеянии читает Библию, когда в комнату входит Архангел в сияющих одеждах. В руке его жезл – символ власти, но он не повелевает: правая рука прижата к груди, как знак почтения и восхищения Девой, Которой предстоит стать Матерью Божией.
На картине, которая создана в 1495 г., художник постарался сделать изображение историчным – мы видим панораму Иерусалима за окном дома, где Мария у столика читает книгу, когда Архангел в белых одеждах входит, чтобы принести Ей Божию волю. Его глава склонена в знак глубокого почтения к Матери Божией, на лице Которой нет ни сомнений, ни недоумения – Она уже как бы знает, что совершится вскоре.
Его иногда называли «рыцарем Мадонны», так много работ художника XV в. посвящены Богородице. Благовещение – одна из самых необычных версий события: и Гавриил, и Мария, показаны в движении, в их жестах и позах много экспрессии, эмоции. Может быть, потому, что фреска, длина которой – 55 м – была написана после избавления Флоренции от чумы для больницы, где во время эпидемии оказывали помощь заболевшим. Работа Боттичелли – как бы музыка в красках, радость о торжестве Божией милости над городом.
Эта своеобразная версия Благовещения создана в 1850 г. Она вызвала критику, так как Мария выглядит подавленной, испуганной и даже – отшатывающейся от Ангела. Она как будто вовсе и не желает повиноваться Божией воле – именно это особенно не понравилось в картине христианам.
Картина 1476 г. называется «Благовещенская Дева». На ней выразительно изображена Мария, поднявшая голову от книги, чтобы встретить Ангела – но самого Гавриила нет. В глазах Девы – отрешенность от земного, покорность воле Господа.
Картина создана в конце XVII в. В ее нижней части – очень по-человечески, эмоционально изображенные Гавриил и Мария, вверху – сонм Ангелов. К коленопреклоненной Марии летит белый голубь – это образ Святого Духа.
На его фреске из базилики в Ареццо (сер. XV в.) соблюдены многие иконописные каноны – это цвета одежд Марии – синий, цвет земли, и красный – царский, лилия в руках Архангела, позы и жесты обоих. Выше же Марии и Гавриила – благословляющий Бог Отец. Скоро прозвучат слова «Се, раба Господня», и в мир придет Христос.
Это изображение XV в. – скульптурное и создано для церкви Санта Кроче во Флоренции. Оно необычно тем, что представляет как бы беседу – на лице Девы – недоумение и испуг, но одновременно и благоговение, преклонивший пред Ней колена Архангел – потрясен и восхищен чистотой и смирением.
Если на древних мозаиках Мария величественно восседает на царском троне, то в Средние века и в эпоху Возрождения всё чаще ее изображают коленопреклоненной. Ангел тоже иногда опускается на колени, настолько тайна Благовещения превосходит всякое человеческое разумение. Невозможное соединение неба и земли, тварного и нетварного становится возможным, что неизменно вызывает страх и трепет. С непревзойденной силой это выразил Лоренцо Лотто. На одной из своих картин он, в частности, изобразил оказавшегося в этот момент рядом с Марией котенка, который в ужасе убегает.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

«Благодарю Вселенную за…» В чем затык такой «молитвы» рассказал священник Православной Церкви«Благодарю Вселенную за…» В чем затык такой «молитвы» рассказал священник Православной Церкви

0 Comments
Благодарю Вселенную

«Я благодарю Вселенную за…», «Вселенная меня услышала…», «Посылаю сигнал Вселенной» и т.д. Большинство читали и слышали такие реплики. Причём бывает, что такие фразы произносят матёрые материалисты, заявляющие о своём неверии ни во что. Разобрал это выражение и то, что за ним скрывается насельник Тихвинского монастыря

Христианский смысл

Правда ли, что Иисус Христос никогда не смеялся? Смех — грех для христиан?Правда ли, что Иисус Христос никогда не смеялся? Смех — грех для христиан?

0 Comments
Почему Иисус Христос никогда не улыбался

Многим знакома фраза о том, что Иисус Христос никогда не смеялся. Если быть точнее, святой Иоанн Златоуст говорил, что Христа не видели смеющимся, а только плачущим, например, о друге Лазаре (Ин.11:31) и Иерусалиме (Лк. 19:41). Когда для смеха не остается места Это замечание становится особо

Христианский смысл

Важно, чтобы творчество питалось от божественного вдохновенияВажно, чтобы творчество питалось от божественного вдохновения

0 Comments
Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина

Классика прекрасна тем, что обращается к вечным вопросам, от которых чаще всего человек бежит, потому что они мучительны. Как же всё-таки хочется, чтобы современное искусство совершило прорыв из бытовой и психологической плоскости в область неземного, экзистенциального и трансцендентного, т.е. в область духа. Это касается и

Христианский смысл

«Мы с тобой одной крови — ты и я!» — значение крови в христианстве«Мы с тобой одной крови — ты и я!» — значение крови в христианстве

0 Comments
Значение крови в христианстве

«Мы с тобой одной крови — ты и я!» Этот лозунг из советского мультфильма «Маугли» многим знаком. Для животных в мультфильме кровь является главным символом сцепления, братства и безопасности в джунглях. Сама по себе концепция такого понимания крови близка к библейской парадигме. Я рассмотрю те

Христианский смысл

Богатство не грех. Но есть нюанс. Статья для христиан, которые хотят разбогатетьБогатство не грех. Но есть нюанс. Статья для христиан, которые хотят разбогатеть

0 Comments
Богатство в православии

В библейской книге «Притчи Соломона» (в 28 главе) есть несколько стихов обращённых к богатым и к тем, кто желает таковым стать. Ветхий Завет не порицает богатых людей, не видит в богатстве зла, но предупреждает об опасностях, которые могут подстерегать на пути успешности и обогащения. Иеромонах

Христианский смысл