Пятый день Великого Поста – особый. По окончании второй в этом году литургии Преждеосвященных Даров на средину храма выносится большой сосуд, наполненный зернами, вареными с медом, орехами, сухофруктами, и звучит канон мученику, жившему в далеком от нас IV в. – Феодору Тирону. Традиции освящения колива уже более полутора тысяч лет.
Что такое коливо
Это греческое слово, которым у греческих христиан издавна принято называть пшеницу (либо другие злаки), сваренные с медом. Кроме того, как указывает известный церковный историк, издатель «Толковой Библии» (нач. XX в.) А.П.Лопухин, слово имеет также латинский эквивалент с тем же значением: «coliphia». Именно этой, самой простой пищей, питались самые бедные жители древнего Рима. Впоследствии в Церкви коливо стало ритуальной пищей, которая издавна:
- освящалась на память великих святых, на большие праздники;
- приносилась как поминальная в дни особой молитвы Церкви о усопших;
- наконец, с 362 г. особым случаем освящения колива стала первая седмица Великого Поста. У этой традиции имеются исторические причины – возможно, породившие и особый «статус» колива в церковном обиходе вообще.

Для более глубокого понимания смысла Великого поста рекомендуем «Чтение на каждый день». Книга поможет пройти путь аскезы осознанно. Пока ещё есть в продаже на Яндекс.Маркете — вот ссылка на установку приложения — будет скидка на первый заказ
Как, когда и почему христианам Феодор Тирон помог
Чудо святого Феодора Тирона, который претерпел мучение и смерть за веру в начале IV в. (около 306 г.) случилось спустя более 50 лет после кончины мученика. Годы с 361 по 363 от Рождества Христова были очень непростыми для христиан: на престоле Римской империи тогда был Юлиан, прозванный «Отступником» за то, что, будучи крещенным христианином, отрекся от веры и попытался возродить в империи язычество.

Мучение св. вмч. Феодора Тирона. Роспись. Греция. Метеоры
Начались не только репрессии – известно о многих пострадавших за Христа в краткий период его правления – но и кощунственные выходки, имевшие целью надругаться над верой христиан. Так, на первой седмице Великого Поста 362 г. император велел окропить кровью жертвенных животных, которых язычники приносили своим «богам» все, что продавалось на рынке в Константинополе, ввиду чего, по его мнению, христиане оказывались вынуждены вкусить «идоложертвенную» пищу, тем не просто нарушив пост, но – как бы почтив «богов».
При этом о замысле императора христиане не знали.
Ну а дальше произошло вот что:
- Предстоятелю Константинопольской Церкви, архиепископу Евдоксию, явился не во сне, но наяву, как живой, неизвестный человек, который повелел:
«Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью»;
- на недоуменный вопрос архиерея, чем же питаться тогда верным, человек этот сказал: «Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений».
При этом оказалось, что слово «коливо» было незнакомо архиепископу, так что святой пояснил, что это – пшеница, сваренная с медом. Тогда же он назвал и свое имя – Феодор, пострадавший за Христа. Случай, вероятно, положил начало не только традиции церковного употребления колива, но и почитанию святого, который этим чудом стал известен Церкви.
Как память о чуде, все последующие годы Церковь в субботу первой седмицы Великого Поста стала освящать коливо и раздавать его народу. Впоследствии традиция перешла из Византии и на Русь – и сохранилась даже до наших дней.
Чем отличается коливо от кутьи и сочива
По сути, ничем. Кутья, сочиво – просто славянские именования одной и той же пищи, самой простой в приготовлении – одной стороны, глубоко символичной – с другой. Именно поэтому она употребляется:
- в дни накануне Рождества и Крещения Христова (это «сочельники» от слова «сочиво») – как самая простая, не требующая многих трудов, и в то же время питательная и постная – как раз то, что нужно христианам в конце для строгого воздержания от еды и питья;
- на поминках, так как зерно – древний символ жизни, мед, фрукты – сладости и изобилия Рая.
Как причащаться и подавать записки: Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам Великого поста
Как приготовить дома
Коливо можно сделать не только на основе пшеницы, но также и других злаков – например, риса. Но вот «классический» монастырский рецепт из мужской обители Архангела Михаила, что в селе Козиха:
«Важно: пшеницу нужно заранее замочить и отварить, чтобы непосредственно перед службой можно было украсить блюдо и оно было полностью готово!
Ингредиенты
- пшеница в зернах — 500 г;
- орехи — по 150 г в ассортименте;
- изюм, курага, чернослив — по 150 г;
- мак — 100 г;
- мёд — 4 полных ст. л.;
- сухари пшеничные — 300 г;
- сахарная пудра.
Приготовление
- Накануне с вечера приготовить все сухие ингредиенты: орехи и сухари перетереть в крошку, пшеницу замочить на ночь.
- Важно правильно рассчитать время приготовления, т.к. пшеница быстро высыхает и становится жёсткой.
- Размоченную пшеницу довести до кипения и варить на слабом огне, пока пшеница не станет мягкой. Не переварить в кашу!
- Готовую пшеницу высыпать на дуршлаг, чтобы слить всю жидкость. Окончательно охладить и подсушить.
- В большой ёмкости приступить к “сборке”. Поочередно смешивать все составляющие колива.
- Тёртые сухари добавлять обильно, чтобы впитали влагу (коливо должно быть рассыпчатым, а не мокрым).

Фото из архива пресс-службы Удмуртской епархии
Заключительный этап: на красивое большое блюдо выложить коливо, выравнивая и слегка утрамбовывая. Посыпать сверху сухарями и закончить слоем сахарной пудры. Украсить сухофруктами, орехами, сахарной пудрой. При желании можно добавить корицу. Также для украшения можно использовать трафарет».
Когда освящают в храме
Хотя день памяти св. Феодора – суббота, литургия Преждеосвященных Даров (по сути, Вечерня, на которой происходит Причастие Святыми Дарами, освященными в воскресный день), причем соединяется с Утреней и Часами. Таким образом, получается, что освящение колива происходит не утром субботы, а в первой половине дня пятницы – именно тогда оканчивается литургия Преждеосвященных Даров.

Фото пресс-службы Симферопольской и Крымской епархии
В 2023 году вмч. Феодора Тирона Церковь вспоминает три дня подряд: четверг, 2 марта — День памяти (непереходящая дата), 3 марта, пятница — освящение колива, 4 марта, суббота — переходящая дата празднования выпадает на первую неделю Великого поста.
Свое нести или в церкви дадут?
Исходя из исторического события, которое воспоминается, логично приготовить коливо дома и принести на освящение. Вместе с тем, пищу также, как правило, при храме, чтобы раздать желающим.

Таким образом, возможны оба варианта: можно прийти в храм со своим коливом и освятить его. В этот день православные начнут трапезу с этого блюда
Как проходит молебен
По окончании службы духовенство выходит на средину храма, где уже установлены сосуды с коливом. Сам молебен начинается с молитв Св. Троице, двух псалмов (142 и 50) и песнопений святому. Затем читается канон вмч. Феодору Тирону и молитва ему, величание святому. После этого следует благословение колива.

Как проходит освящение колива в храме. Фото из архива пресс-службы Удмуртской епархии
О чем молится священник во время освящения
Он обращается к Господу – подателю всех благ, прося благословение на «семена сия с разли́чными плоды́», «я́ко в сла́ву Твою́ и в че́сть свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона сия предложи́шася от Твои́х рабо́в и в па́мять во благочести́вой вере сконча́вшихся», просит благословить и верных, вкушающих коливо.
Служебник, Чин благословения колива:
Иерей читает молитву над коливом:
Вся соверши́вый сло́вом Твои́м, Го́споди, и повеле́вый земли́ многоразли́чныя прозяба́ти плоды́ в наслажде́ние и пи́щу на́шу, И́же се́менми три о́троки и Дании́ла, су́щия в Вавило́не, сластнопита́нных све́тльшия показа́вый! Сам, Всеблаги́й Царю́, и се́мена сия́ с разли́чными плоды́ благослови́ и от них вкуша́ющия освяти́, я́ко во сла́ву Твою́ и в честь свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона сия́ предложи́шася от Твои́х рабо́в, и в па́мять во благочести́вой ве́ре сконча́вшихся. Пода́ждь же, Бла́же, благоукраси́вшим сия́ и па́мять соверша́ющим вся, я́же ко спасе́нию проше́ния, и ве́чных Твои́х благ наслажде́ние, моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, и свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона, его́же и па́мять соверша́ем, и всех святы́х Твои́х. Я́ко Ты еси благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Певцы: «Аминь». «Бу́ди имя Господне…» (трижды). [«Слава, и ныне».] Псалом 33-й: «Благословлю́ Господа…». Отпуст по обычаю.
В чем смысл традиции
Сейчас часто можно услышать, что она больше не актуальна для современных верующих, и «соблюдается потому, что соблюдается». На самом деле это не так. Ведь этот молебен – память о чуде святого, явленном в древности – значит, повод еще и еще раз подумать о великих Божиих делах. И, конечно, благословение постящимся, завершающим строгую первую седмицу Четыредесятницы.
Наталья Сазонова
Молитвословия великомученику Феодору Тирону
Тропарь, глас 2
Ве́лия ве́ры исправле́ния,/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святы́й му́ченик Фео́дор ра́довашеся;/ огне́м бо всесожже́гся,/ я́ко хлеб сла́дкий Тро́ице принесе́ся./ Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же,// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Велики веры свершения! Во источнике пламени, как на воде отдохновения, святой мученик Феодор радовался. Ибо он, в огне сожженный, как хлеб приятный был Троице принесен. Его мольбами, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак, глас 8
Ве́ру Христо́ву, я́ко щит, вну́трь прии́м в се́рдцы твое́м,/ проти́вныя си́лы попра́л еси́ многострада́льче,/ и венце́м Небе́сным венча́лся еси́ ве́чно,// Фео́доре, я́ко непобеди́мый.
Перевод: Веру Христову, как щит, приняв внутрь, в сердце твое, ты силы враждебные попрал, многострадальный, и венцом небесным увенчан был навеки, Феодор, как непобедимый.
Величание
Велича́ем тя,/ страстоте́рпче святы́й Фео́доре,/ и чтим честна́я страда́ния твоя́,/ я́же за Христа́/ претерпе́л еси́.
Молитва великомученику Феодору Тирону
О, пресла́вне, великому́чениче Фео́доре Ти́роне. Услы́ши моле́ние на́с ве́рных, велича́ющих тя́ и в смире́нии свое́м взыва́ющих к тебе́ от всея́ души́. От ю́ности показа́вый пла́менную ве́ру во Христа́ Го́спода и ра́ди нея́ жи́знь свою́ положи́вый, пода́ждь и на́м моля́щимся тебе́ душе́вныя си́лы, во е́же блюсти́ во вся́ дни́ чистоту́ пра́выя ве́ры. Запечатле́вый му́ченичеством испове́дание ве́ры в пещи́ о́гненней, бу́ди на́м о́бразом в ре́вности пропове́дывания И́стины Христо́вой. Огради́вый ве́рных от греха́ язы́чества и отсту́пничества, соблюди́ и на́с чи́стыми от ерети́ческих ко́зней и вся́каго диа́вольскаго наважде́ния. О, Преблаже́нне, великому́чениче Фео́доре, свои́м предста́тельством у Престо́ла Всевы́шняго умоли́ Го́спода Бо́га, да пода́ст на́м благода́тныя си́лы, во е́же напра́вити пути́ жи́зни на́шея по Сло́ву Бо́жию во спасе́ние ду́ш на́ших. Я́ко да твои́ми моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость, просла́вим все́х благи́х Исто́чника и Даропода́теля Бо́га, Еди́наго, в Тро́ице Святе́й Сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Советуем почитать:
- Страдание вмч. Феодора Тирона в изложении свт. Димитрия Ростовского.
- Лопухин А.П. Коливо //Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 12. С. 905-928 с