Смерть близкого всегда разделяет жизнь на «до» и «после», когда нужна только молитва об усопших. Но, хотя горе потери велико, мы, по слову митрополита Антония Сурожского (который сам пережил не одну утрату!), «не имеем права из-за того, что сами глубоко ранены потерей и осиротели по-земному, не заметить рождения усопшего в вечную жизнь». И лишить душу своей любви, молитвенной поддержки.
Как помогает усопшему наша молитва
«Бог не есть Бог мертвых, но живых». Так сказал Сам Христос, прибавив, что «у Него все живы».
Это столь важно, что об этом говорят сразу три автора Евангелий – Матфей, Лука, Марк. А св. Иоанн приводит еще другие слова Господа:
«Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь»
(Ин.5:24).
Итак, смерть тела – не «исчезновение», как кажется неверующим. Это просто начало иной жизни. А значит – сохраняется возможность общения, теперь – не плотского, но духовного. Ведь Церковь Христова, состоящая, как говорил прав. Иоанн Кронштадтский, из «Церкви воинствующей» (верующие, проходящие путь земной жизни) и «Церкви торжествующей» (те, кто уже дошел до Царства Небесного, оставив земное) – на самом деле одна Церковь, по слову Апостола, «Тело Христово» (1 Кор.12:27).
Читайте также:Что такое духовность и кому она сегодня нужна
Поэтому, подобно тому, как на земле «брат от брата помогаем», так же происходит после телесной смерти человека – лишь помощь становится духовной, молитвенной. Именно ее ждет Господь от родных, друзей усопшего: ведь Он Сам также ищет спасения, а не погибели каждой, даже самой грешной, души, а потому наши просьбы об умерших – тот редкий случай, когда наше желание спасения им совершенно согласно с Божией волей о каждом.
Когда молиться об упокоении душ усопших
Разумеется, начинать стучать в двери милосердия Божия лучше всего тотчас по кончине – молитва об усопшем — это то, чего не бывает «много», ее нельзя совершить «не вовремя». Особенно нужна поддержка душе в первые дни по преставлении: не случайно у наших предков принято было непрерывно, днем и ночью, читать над телом усопшего Псалтирь.
Православная молитва о новопреставленном
По мере возможности необходимо:
- начать молиться сразу по кончине; существует, например, «Последование по исходе души из тела», которое может совершить как иерей, так мирянин;
- первые три дни как можно больше читать Псалтирь – эта книга издавна считается «заклинательной на духов нечистых», устрашающих отходящую от мира душу, кроме того, мудрые, сказанные Духом Святым слова царя, пророка Давида приносят утешение не только усопшему, но не меньше – его близким;
- можно также читать краткие молитвы, литию мирским чином – лишь бы усопший не был лишен поддержки близких людей;
- раздать милостыню о душе; наши предки, которым позволяло материальное состояние, жертвовали средства, даже земли, храмам, иноческим обителям «на помин» близкого человека, иные же христиане заранее заботились о своем поминовении, делая это еще до кончины;
- ныне пастыри рекомендуют до истечения 40 дней постараться, например, раздать вещи покойного, что привлечет к молитве о нем множество людей.
Необходимо также как можно скорее позаботиться о церковном поминовении христианина.
- Специально для Вас:
- Как молиться о мире на земле
Что можно заказать об упокоении в церкви?
Есть несколько последований, которые совершаются в храме о усопших.
Отпевание
Его проводят, как правило, в день похорон. Лучше всего, чтобы оно было совершено в храме. Многие также приглашают священника ко гробу домой к усопшему, либо в ритуальный зал.
По обстоятельствам возможно также заочное отпевание. Его заказывают:
- если почивший скончался в другом месте, например, погиб вдали от дома;
- когда против отпевания – бывает такое! – категорически возражают атеистически настроенные родные; тогда близкий почившему человек может заказать отпевание самостоятельно: неразумие родных – не причина оставлять душу без помощи.
Обо всех обстоятельствах необходимо сказать священнику, который будет совершать чин.
Само отпевание состоит в заупокойных молитвах, чтении Писания, после чего усопшему дается церковное отпущение соделанных грехов. Кроме того, освящается земля, которую следует затем бросить в могилу – или рассыпать на ней, если христианин уже похоронен.
Лития об усопших
Это краткий чин. Кроме храма, он может быть отслужен на кладбище, если есть возможность пригласить туда священника.
Панихида
Это более пространное последование, которое служится в любой день, чаще всего утром, по окончании литургии.
Сорокоуст
Это поминовение за литургией 40 дней, когда о душе вынимается частица из просфоры. По окончании Евхаристии все такие частицы погружаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминавшихся. Это одно из поминовений, особенно принимающихся Богом, угодных Ему – а значит, полезных усопшим. Сорокоусты могут заказываться как о новопреставленных, так – о давно скончавшихся христианах.
Вечное поминовение
Это – то же поминовение за литургией, но совершающееся постоянно (отсюда именование «вечное»), пока существует храм.
Как подать записку об упокоении
Это можно сделать в церковной лавке. Пишутся имена:
- только крещенных; если имя по паспорту отличается от данного при Крещении, писать нужно крещенное;
- полные, недопустимы уменьшительные вроде «Саша», «Валя»;
- строго в родительном падеже;
До 40 дня по смерти (включительно) лучше писать человека как «новопреставленного».
Узнайте также: Молитва за усопшего мужа — когда и как молиться
Что делать близким в день похорон
Если есть такая возможность, тело можно омыть водой, читая при этом «Трисвятое» («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»).
Непосредственно в день похорон дома можно читать Каноны о усопшем, Псалтирь.
После похорон обычно устраивают поминки – это милостыня о душе человека. Традиционно на православных поминках не принято спиртное. Необходимо стараться вспоминать добрые дела усопшего, молиться за него.
Молитва об усопшем до 3, до 9, до 40 дня: чем отличаются
Издавна известное церковное предание говорит, что эти дни имеют особое значение для души, начинающей новую жизнь в мире без «болезни, печали и воздыхания»:
- на третий день она впервые возносится ко Господу, получает первое утешение после расставания с привычной земной жизнью;
- до 9 дня душе показывают Рай, обители святых;
- затем, до 40 дня – участь людей, удаленных от Бога, пребывающих в аду.
Каких-либо различий в молитвах этих дней нет: принято устраивать поминки, раздавать милостыню, заказывать церковные поминовения, молиться дома – по мере сил, возможности.
Как молиться после 40 дня
После «частного суда» усопший водворяется там, где ему определяет Господь. От нас сокрыты подробности этой его новой жизни, однако, хорошо известно, что участь человека до общего, Страшного Суда, который произойдет по конце мира, может быть изменена. Поэтому после 40 дня православные:
- заказывают панихиды на памятные для близкого дни: это может быть день рождения, кончины, годовщины свадьбы у супругов, подобные значимые даты;
- не забывают имя почившего, подавая записки о упокоении;
- обязательно поминают его церковно на Родительские Субботы, иные дни общецерковной памяти усопших;
- молятся келейно – например, краткие моления можно присоединить к утреннему или вечернему правилу.
Осенью празднуют целых три Родительские субботы : Покровскую, Дмитриевскую и Михайловскую — откуда взялись +актуальные даты
Молитва в год со дня смерти
Чаще всего это церковная панихида. Ее, или краткую литию, также можно совершить по чину мирян (опустив молитвы, возгласы священника) – дома, либо на кладбище.
Дни особого поминовения в Православной Церкви
Церковь заботится о тех, кто отошел ко Господу, поэтому такие даты достаточно многочисленны. К их числу принадлежат:
- все субботы года, когда поминаются покинувшие этот мир православные;
- шесть из них, именуются Родительская суббота; одна предшествует началу Масленицы (последняя неделя перед Великим Постом), три – приходятся на саму Святую Четыредесятницу (со 2 по 4 ее недели), одна – Родительская суббота перед праздником Троицы;
- Покровская Родительская суббота в православном календаре отсутсвует, но она есть (подробности по ссылке выше)
- кроме того, есть Дмитриевская Суббота, когда совершается память воинов, она принята только в России, обычно приходится на начало ноября;
- пасхальное поминовение на 9 день после праздника Пасхи — Радоница;
- поминовение воинов 9 мая, а также особый день памяти новомучеников и исповедников Российских, тех, кто был убит за веру в начале XX в (дата переходящая в феврале).
Молитвы о упокоении усопших
Все данные молитвы можно читать как в единственном, так и во множественном числе. Как в женском, так и в мужском роде.
Тропарь, кондак и величание с переводом на русский язык
- Тропарь: Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся́ стро́яй, и поле́зное все́м подава́яй, Еди́не Соде́телю, упоко́й Го́споди ду́шу раба́ Твоего́ (или: ду́шу рабы́ Твоея́; о многих же: ду́ши ра́б Твои́х): на Тя́ бо упова́ние возложи́ша, Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.
- Перевод: Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий и полезное всем подающий, Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, ибо на Тебя они надежду возложили, Творца, и Промыслителя, и Бога нашего.
- Седален: Поко́й, Спа́се наш, с пра́ведными раба́ Твоего́ (рабу́ Твою́, рабы́ Твоя́), и сего́ (сию́, сия́) всели́ во дво́ры Твоя́, я́коже есть пи́сано, презира́я, я́ко благ, прегреше́ния его́ (ее́, их), во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении, и не в ве́дении, Человеколю́бче.
- Перевод: Упокой, Спаситель наш, с праведными раба Твоего и посели его во дворах Твоих, как написано, не взирая, как Благой, на согрешения его вольные и невольные, и на всё, в ведении и в неведении содеянное, Человеколюбец.
- Кондак: Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная.
- Перевод: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.
Вечная память.
Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (имя), и сотвори́ ему́ ве́чную па́мять.
Перевод: Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память!
Краткая молитва о упокоении
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ новопреста́вленнаго раба́ Твоего́ (рабу́ Твою́, раб Твои́х) (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и прости́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (имя), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в,ами́нь.
О чтении Псалтири
Ее чаще всего читают до 40 дня по смерти, однако, если есть желание, молиться словами царя Давида можно и далее. Псалтирь состоит из 20 частей, называемых кафизмами. Каждая же из них делится еще на три части, после которых можно увидеть слова «Слава, и ныне. Аллилуйя». Это сокращение означает, что нужно:
- произнести слова «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков», это обращение ко Святой Троице;
- затем – трижды «Аллилуйя» (это еврейское слово означает «пойте Богу») с прибавлением «слава Тебе, Боже»;
- после этого читается краткая молитва о усопшем.
Завершается же моление снова «Славой», после чего продолжается чтение псалмов. По окончании кафизмы следуют особые заупокойные тропари, а также молитва – их можно найти в «Псалтири по усопшим».
Кому молиться?
Прежде всего, Самому Господу, Который, как говорится в одной из молитв панихиды, «живыми и мертвыми обладаяй». Кроме того, можно обращаться к Пречистой Богородице, святым покровителям усопшего.
Господу Богу
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Твоего́, бра́та на́шего (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся во́льная его согреше́ния и нево́льная, изба́ви его ве́чныя му́ки и огня́ гее́нскаго, и да́руй ему прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящым Тя: а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго, ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве, правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да.
Те́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру, я́же в Тя, вме́сто дел вмени́, и со святы́ми Твои́ми я́ко Щедр упоко́й: несть бо челове́ка, и́же поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́, и пра́вда Твоя́, пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Молитва об усопшем Богородице
Пресвятая Владычице [noindex]Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице нашей: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному(-ной) рабу Твоему (рабе Твоей) (имя) прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его (ея) страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; свободи ю от истязания воздушных мытарей, разори советы их и низложи их, яко зломыслящих врагов.
Буди ей, о Всемилостивая Госпоже Богородице, заступницею и защитницею от воздушного князя тьмы, мучителя и страшных путей стоятеля; молим Тя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною защити ю, да тако безбоязненно и невозбранно прейдет от земли на небо. Молим Тя, Заступнице наша, заступи за раба Твоего (рабу Твою) Матерним Твоим у Господа дерзновением; молим Тя, Помоще наша, помози ему (ей), имущему (-щей) судитися еще прежде онаго Страшнаго судилища, помози убо оправдатися пред Богом, яко Творцем неба и земли, и умоли Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшаго(-ую) в недрах Авраама с праведными и всеми святыми.[/noindex] Аминь.
Архангелу Михаилу
Такие молитвы Архангелу Михаилу можно встретить на некоторых интернет-ресурсах как «особо действенные». Однако, их тексты канонически не утверждены, а содержание – сомнительно, например, просьба к Архистратигу Небесных Сил вывести душу из ада – в то время, как сделать это может только Бог.
Впрочем, если усопший тезоименит Архангелу, обратиться к нему вполне возможно, но – каноническими молитвами, или же своими словами.
Молитва Ангелу Хранителю
Святый Ангеле хранителю, данный усопшему (-шей) рабу Божию (рабе Божией) (имярек)! Не преставай охраняти душу его (ея) от злых страшных оных бесов; буди ей пестуном и утешителем и тамо, в оном невидимом мире духов; приими ю под криле своя и преведи ю невозбранно чрез врата воздушных истязателей; предстани ходатаем и молитвенником за ню у Бога, — моли Его Преблагаго, да не низведена будет в место мрака, но да вчинит ю, идеже пребывает Свет невечерний.
Как и кому молиться за умершего без покаяния?
До 1917 г. таких людей считали скончавшимися «напрасной смертью», даже иногда отказывали в отпевании, более того, вообще церковном погребении. Это понятно: храмы были буквально в шаговой доступности от дома, священников было столько, чтобы обеспечить духовные потребности каждого, что сильно отличается от настоящего времени.
Ныне Исповеди, тем паче – Причастия пред кончиной удостаиваются немногие. Часто человек умирает скоропостижно, иногда Исповеди препятствует неразумие родных, которые не хотят, боятся позвать священника, просто не имеют понятия о христианской подготовке к смерти.
Большинство современных пастырей советуют не отчаиваться, видя внезапную кончину, указывают, что истинное духовное состояние человека известно лишь Господу. Молиться можно Ему, Богородице, святым – без всяких ограничений.
Как и кому молиться за некрещёного?
Сейчас установилась традиция обращаться к мч. Уару, в церковных лавках можно найти не только молитвы этому святому, но также канон ему, акафист.
Молитва об умершем некрещеным, св. мученику Уару
О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.
Необходимо также знать, что, хотя Церковь не может молиться за таковых, Господь ожидает молитвы близких – обращаться к Нему не только можно, но – необходимо, надеясь на Божие милосердие.
Как молиться за убиенных на войне или в пьяной драке
Так же, как за всех других усопших. Многие указывают в поминальной записке рядом с именем поминаемого «воин» или «убиенный».
Как и кому молиться за самоубийцу?
Прежде всего – с осторожностью. Нужно понимать, что душа совершила этот грех под воздействием бесовских сил, которые по кончине также ее не оставляют. К сожалению известны случаи, когда самовольные молитвы о самоубийцах приводили к тому же греху самого молитвенника. Вот почему на подобный подвиг – а это именно он! – совершенно необходимо священническое благословение.
Старец Лев Оптинский советовал лишь вот такую краткую молитву:
«Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно есть, помилуй! Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».
27 июля 2011 г. Синод Русской Церкви утвердил также особое последование, именуемое «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Совершать его также можно с благословения священника.
Что касается церковного поминовения, то оно не совершается, кроме случаев, когда грех сделан человеком по причине душевного заболевания. Но для этого нужно особое благословение архиерея – которое дается после представления соответствующих медицинских документов.
Читайте также:
Когда Михайлов день, или «Чудо в день Чуда»
Как и кому молиться об усопшем душевно больном?
Вот какую молитву можно читать:
Ди́вна дела́ Твоя́, Го́споди, и вели́чию Твоего́ ра́зума не́сть конца́! Ко́ль многообра́зными и неизсле́димыми стезя́ми прево́диши Ты́ лю́ди Своя́ в ве́це се́м от до́льняго ми́ра к го́рнему!
Разоря́еши бо прему́дрость прему́дрых, отверга́еши ра́зум разу́мных, высо́кия и го́рдыя расточа́еши и смиря́еши, си́льныя и доброродныя низлага́еши и посрамля́еши; бу́ия же и смире́нныя, уничиже́нныя, немощны́я и худоро́дныя избира́еши, возвыша́еши, укрепля́еши и прославля́еши, открыва́я прему́дрыя и благи́е сове́ты всепромысли́тельнаго смотре́ния Твоего́ младе́нцем и утаева́я и́х от те́х, и́же о себе́ мня́тся бы́ти соверше́ни умы́ свои́ми.
Кто́ дово́лен е́сть уразуме́ти вся́ судьбы́ Твоя́, Бо́же, и́миже, по бога́тству бла́гости Своея́ и долготерпе́ния, вразумля́еши, науча́еши и спаса́еши на́с гре́шных и недосто́йных рабо́в Твои́х? О́вому прилага́еши смышле́ние и да́руеши здра́вое разсужде́ние, о́ваго же обуя́еши, у о́ваго исторга́еши се́рдце ка́менно и влага́еши плотя́но; о́вому ниспосыла́еши кре́пость и бо́дрость теле́сну, вку́пе же и му́жество душе́вно; о́вому же боле́ти душе́ю и те́лом попускаеши; о́ваго ра́дуеши, о́вому же печаловатися хо́щеши; о́ваго живи́ши, о́ваго же мертвиши. О, вели́кий и неисповеди́мый в та́йнах Своего́ смотре́ния о на́с, Го́споди Бо́же на́ш! Ве́м и от всего́ се́рдца испове́дую пред Тобо́ю, я́ко и со усо́пшим (-шею) приснопомина́емым (-мою) мно́ю рабо́м Твои́м (рабо́ю Твое́ю) (и́мя), не без прему́драго и блага́го изволе́ния и смотре́ния Твоего́ бы́сть сокрушительный неду́г душе́вный, его́же и́стинная вина́ и вся́ си́ла Тебе́ Еди́ному то́чию ведо́ма су́ть: те́мже благогове́йно повергаяся пред Твои́ми, Го́споди, неизрече́нными, но вы́ну спаси́тельными судьба́ми, со умиле́нием вопию́ Ти́: приклони́ у́хо Твое́ к моле́нию моему́ и человеколю́бие вонми́ ми́, и ско́ро услы́ши моли́тву мою́ о се́м ра́бе Твое́м (Твое́й).
Недоумева́ю бо и зело́ скорблю́ о необычайных судьба́х его́ (ея́), зане́, не я́коже ини́и челове́цы смысленнии, самосознательни и тве́рди в па́мяти, оты́де к Тебе́ от на́с, но я́ко лише́н (-на) сы́й ума́, извращен в смы́сле, боле́зненно опечалован (-на) се́рдцем, не име́яй самообладательныя си́лы своего́ изволе́ния, неи́стово и свире́по явля́ющися в дея́ниях свои́х.
Го́споди! Го́споди! Что́ сие́ е́сть неудоборазумеваемое не́кое в душе́вней жи́зни челове́честей явле́ние? Ка́ко созда́нный по о́бразу и по подо́бию Твоему́ впа́дает в кра́йнее неразу́мие, безумствует, неи́стовствует и содева́ет неподо́бная? Что́ у́бо сие́ е́сть с дыха́нием жи́зни Твоея́, Бо́же Вседержи́телю?
Вои́стинну, по Твои́м, Го́споди, неизследимым путям и неизрече́нным сове́там вся́ сия́ прему́дро и благи́м наме́рением Тобо́ю устрояются: наво́диши бо, я́ко привре́менное наказа́ние, и попускаеши толи́кая нестрое́ния и превраще́ния в чу́дном соста́ве существа́ на́шего, да сокрове́нными у Тебе́ та́ко путями устро́иши, возста́виши и испра́виши вся́ стро́потная и развраще́нная, я́же неразсу́дным, злы́м и лука́вым обы́чаем учине́на су́ть, и та́ко ви́димая зла́я у челове́к, у Тебе́, Всеблаги́й Влады́ко, приснотеку́щий Исто́чниче Прему́дрости и ра́зума, у Тебе́ обраща́ются во блага́я.
Того́ ра́ди смире́нно припа́дая к неистощимым щедро́там Твои́м, Человеколю́бче Спа́се на́ш, молю́ Тя́, Пода́телю благи́х, приими́ усо́пшаго (-ую) раба́ Твоего́ (рабу́ Твою́) (и́мя), я́ко та́ко лю́те болезновавшаго (-ую) и страда́вшаго (-ую) в житии́ се́м, приими́ ми́лостию Твое́ю, да не пробавиши, Бла́же, и та́мо, во стране́ отше́дших от на́с бра́тий на́ших, стуже́ния и страда́ния его́ (ея́), я́же су́ть безме́рно люте́йша не́же зде́ земна́я; но отврати́ от него́ (нея́) преще́ние гне́ва Твоего́ и воззри́ на него́ (на ню́) пресве́тлым о́ком милосе́рдия Твоего́; но не преда́ждь лю́те поги́бнути во ве́ки, зане́ и Са́м, Премилосе́рдый Спа́се, не хо́щеши сме́рти гре́шника, не хо́щеши, да кто́ поги́бнет, Сладча́йший Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, исцеля́яй неисце́льно-неду́гующих те́лом, прокаже́нных очища́яй и бе́сных творя́й смыслящими!
Молю́ Тя́, Го́споди, исцели́ ду́шу усо́пшаго (-шия) раба́ Твоего́ (рабы́ Твоея́) (и́мя), очи́сти его́ (ю́) от все́х во́льных и нево́льных, ве́домых и неве́домых прегреше́ний и грехопаде́ний его́ (ея́), Са́м, Спа́се, очи́сти, я́коже не возмо́гшаго разу́мно и в здравой па́мяти испове́датися Тебе́ в ни́х, того́ ра́ди умилосе́рдися о не́м (о не́й), Го́споди, и возьми́ от него́ (от нея́) все́ тя́жкое бре́мя грехо́в. Взе́мляй грехи́ ми́ра! Покры́й и оправда́й его́ (ю́) Свое́ю блаа́тию, и, и́миже ве́си судьба́ми. Спаси́ раба́ (-бу) Твоего́ (-ю́) от избра́нных Твои́х, но сподо́би о́бщником (-цею) бы́ти и небе́сных ликостоя́ний, я́ко убо́гаго (-ую) раба́ Твоего́ (рабу́ Твою́), и́же (я́же) зде́ на земли́ отлученна (-у) и отчужденна (-у) себе́ имя́ше от сро́дников свои́х, друго́в и бли́жних, и не лиши́ его́ Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, я́ко лишенна (-ну) зде́ на земли́ ви́дети блага́я Твоя́ и оставлнна (-ну) влачити дни́ свои́ исполне́нии горькоплачевных дея́ний: того́ ра́ди, молю́ Тя́, Го́споди, упоко́й его́ (ю́) со святы́ми Твои́ми в До́му Отца́ Твоего́, с Ни́мже Тебе́, Изба́вителю и Жизнода́вцу на́шему, ку́пно со Пресвяты́м Твои́м Ду́хом сла́ву возсыла́ем всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва об усопшем муже в первые дни
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты — плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление.Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благословил еси сочетати мя со единем из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отьяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняйся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим.
Аще отъял еси его от меня, не отыми от меня Твоея милости. Якоже некогда приял вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего (имярек), прости ему вся согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконьми его и не предаждь вечной муки, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в небесныя обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже до последняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты Един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако, умилосердився, утиши и скорбь мою.
Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам святыя Церкви Твоея внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими и мое моление о рабе Твоем, и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше, Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь!
Молитва на каждый день за усопших родственников
Молитва детей за родителей
Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердный Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родителем (материю) моим (-ею) (имярек), душу же его (ея), яко отшедшею (-ия) к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (-а) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (нея или них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго (-ую) незабвеннаго (-ую) для мене раба (-у) Твоего (ю), родителя (матерь) моего (-ю) (имярек), но отпусти ему (ей) вся согрешения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земли, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистая Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердный Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе (матери) моем (ей) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюдуже отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имярек) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (-ей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единого уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити Заповеди Твоя; за благопопечение его-(ея) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия. Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва родителей за детей
Господи Иисусе Христе, Боже наш, ]Владыко живота и смерти. Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни, Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (-ую рабу Твою), чадо мое (имярек), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отьяти е у мене. Буди благословенно Имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадах наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и Заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше, — молю Тя усердно, прости преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем, Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости, вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели ю со всеми святыми Твоими, от века благоуившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты Един кроме греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословении Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот, Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва об усопшей бабушке
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго рабу Твою имя, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная её согрешения и невольная, возставляя её во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабе Твоей имя, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Молитва об усопшем дедушке
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго раба Твоего имя, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имя, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Как правильно молиться об усопшем дома
Лучше всего делать это:
- перед иконами (впрочем, их отсутствие – не повод отказываться от молитвы);
- словами молений, которые составлены святыми отцами, утверждены священноначалием; горе земной потери – тот случай, когда следует опираться на опыт Церкви, ее утешающие слова, полезные как молящемуся, так – тому, за кого просят.
Недопустимы ропот, обвинения усопшего, отчаяние, уныние – все это отвращает от молящегося Божию благодать, лишает его поддержки, а одному пережить потерю, как правило, не под силу.
Читайте также о том, кто четыре дня был мёртвым:
Лазарева суббота — про что это?
На кладбище у могилы
Если на месте захоронения необходимо прибраться, сделать это лучше до молитв, чтобы потом сосредоточиться на поминании усопшего. Читать можно литию, панихиду по чину мирян, или краткие молитвословия.
Недопустимо оставлять на могиле продукты, спиртное – эта «народная традиция» имеет языческое происхождение, прогневляет Бога, приносит скорбь усопшему.
Как поминать усопшего в День рождения и смерти
Чаще всего на эти дни заказывают панихиды. Можно также собрать близких людей на небольшое застолье, раздать милостыню, и, конечно, сугубо помолиться самому.
«Кончина жизни для меня – начало…» Так писал прп. Симеон Новый Богослов. Веруя, что это так, еще первые христиане молились о своих близких, а еще – им, не делая различия между тем, кто свят и «простым грешником», ибо во Христе спасаются все. Это и наша надежда.
Наталья Сазонова