------------------- Библия о вине: разбор цитат
Православие сегодня Вопросы о вере Цитаты об алкоголе из Библии: разбор 6 знаменитых высказываний от иеромонаха Ефрема (Метса)

Цитаты об алкоголе из Библии: разбор 6 знаменитых высказываний от иеромонаха Ефрема (Метса)

0 Comments
Библия о вине: разбор цитат

Иеромонах Ефрем (Метс) выписал из Священного Писания высказывания об алкоголе и прокомментировал их.

Содержание

Начнём разбор

Сегодня в России огромное количество преступлений совершается в состоянии алкогольного и наркотического опьянения: не хотел человек ничего плохого делать, но себя не контролировал и что вышло – то вышло. Если всё-таки придерживаться тех правил, которые даёт нам Премудрость Божия, то многих зол возможно избежать. Как говорится: «Дураки учатся на своих ошибках, а умные — на чужих». Начнём разбор.

1.«Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен». (Притч 20:1)

Сикерой в Библии называется любой вид алкоголя кроме вина. Для человека, который идёт по пути к Богу, самое страшное наказание – потеря разума. Святитель Василий Великий говорит:

«Пьянство есть начало безбожия, ибо помрачается разум, которым познается Бог».

«Увлекающийся», в данном случае, означает испытывающий сильное влечение и тягу к алкоголю. Чем раньше человек заметит это в себе, тем легче ему будет бороться против зависимости. А если начнёт оправдывать влечение:

  • «я много работал, я устал — мне надо выпить»
  • или непрестанно искать утешение в алкоголе, мол «нет другой радости у меня и только бутылка помогает мне себя хорошо чувствовать»,
  • то с каждой такой отговоркой тяга и привычка становятся всё сильнее и сильнее, а сам человек – рабом.

2.«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище». (Прит.23:20-21)

Здесь рассматривается ситуация, которая может способствовать алкогольной зависимости. Например, друзья или коллеги, которые очень любят бухать и пировать. Естественно, тебя всегда приглашают на такие посиделки. А ты, чтобы не обидеть их или же, чтобы не прослыть подкаблучником или лохом, всегда принимаешь приглашение. А если ещё есть склонность к зависимости, например, кто-то в семье был алкоголиком, то вероятность деградации ещё более ускоряется.

Плохое самочувствие после пьянок, падение работоспособности, прогулы и невыполнение обязательств приведут к тому, что у человека падает авторитет и пропадает доверие к нему. Таким образом приходит сначала бедность, потом семейные неурядицы, потеря здоровья, а там…

Если бы человек научился поститься, т.е. воздерживаться от мяса и алкоголя в определённые Церковью дни, то получил бы навык духовной борьбы, дисциплины и самоконтроля, что помогло бы ему избежать многих зол.

Нужно быть очень внимательным к тому, кто тебя окружает и с кем ты состоишь в дружеских отношениях, как говорит апостол Павел:

«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы». (1Кор.15:33)

3.«Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых — пьянством». (Сир.31:29-30)

Храбрость против вина – глупость и самоуверенность. Никто никогда не становился алкоголиком после двух-трёх пьянок. Всегда казалось, что я пью только тогда, когда захочу, в любой момент могу остановиться, всё контролирую. Самое интересное, что так даже рассуждают люди, опустившиеся на самое дно, которые потеряли всё что можно потерять.

Потому и говорится, что именно гордость является главной причиной пьянства. Когда-то прп. Серафим Саровский подполковнику В.В. Островскому — очень благочестивому, хорошему и талантливому человеку предсказал, что тот будет пьяницей. Подполковник очень смутился, потому что был далёк от этой страсти. В ответ преподобный Серафим сказал:

«Впрочем, ты не смущайся, и не будь печален. Господь попускает иногда усердным к Нему людям впадать в такие ужасные пороки, и это для того, чтобы они не впадали еще в больший грех — высокоумие. Искушение твое пройдет, по милости Божией, и ты смиренно будешь проводить остальные дни своей жизни. Только не забывай своего греха».

В итоге, всё действительно сбылось. Чтобы лучше отгородится от этой страсти, нужно обязательно учиться смирению.

4.«Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты». (Прит.23:30-34)

Ещё одно горькое и печальное последствие от пьянства. Во-первых, Священное Писание предупреждает, что даже чувственное услаждение взглядом на алкоголь, уже приготавливает падение. Сначала человек грешит в сердце, а потом на деле, не впустишь в сердце – не будет и греха на деле. Потому все чувства нужно хранить, чтобы зло не вошло через них. Во-вторых, от алкоголя рождается разврат и измена своей семье, а значит и потеря покровительства Божия над человеком.

Всякая похоть помрачает разум, а блудная похоть под алкоголем настолько делает человека духовно-бесчувственным, что Священное Писание уподобляет такого человека спящему посреди моря.

Вспоминается замечательная притча:

«Жил один пустынник-монах. И вот бес, после многолетней борьбы с ним пообещал ему, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трех: убийство, блуд и пьянство.

Монах же тот подумал про себя так:

«Человека убить — страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по Божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд — стыдно, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль. Напиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, напьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне».

И вот, взяв своё рукоделие, он пошёл в город и, продав его, вошёл в бар и напился. По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщён, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришёл муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а монах, оправившись, начал драться с тем мужем и убил его.

Таким образом, тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды».

5.«Вино и музыка веселят сердце, но лучше того и другого — любовь к мудрости». (Сир.40:20)

Глубочайшая мысль! Существует два вида веселья: чувственное и духовное. Задача человека взойти от чувственной радости, которой, кстати, тоже нужно научиться, к радости духовной, данной свыше. Не зря Христос уподобляет Царствие Божие во многих притчах именно пирам и застольям, показывая связь и образ радостей чувственной и духовной. Об этом хорошо сказал архим. Емельян (Вафидис):

«Если ты еще не стал истинным христианином и не можешь радоваться вещам духовным, радуйся по крайней мере тому, что видишь вокруг себя, что подает тебе Господь по Своей милости».

А апостол Павел даже даёт рецепт к духовной радости:

6.«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». (Еф.5:18-19)

Вместо песен злых и бесовских, т.е. всякого греха, пусть в сердце воспеваются духовные песнопения, так человек начинает менять себя, свои мысли, а значит и направление всей жизни.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский пишет:

«Жажда божественной благодати, жажда своего спасения прогнала бы всякую жажду вина и вообще чувственных удовольствий, как представление жажды вечных сладостей на небесах отнимало у святых охоту к земным сладостям».

Перейти от радости чувственной к радости духовной не так-то просто, поскольку именно с покаяния и исповеди начинается такая радость.

«Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются». (Исайя.28:7)

Тут пророк Исайя обличает пастырей Церкви, как ответственных за возвещение воли Божьей. Непотребное состояние и пьяные речи становятся соблазном для паствы. Святой Пахомий Великий говорит:

«Поэтому те, кто готовятся стать учениками Иисуса, должны воздерживаться от вина и пьянства».

Преподобный Иоанн Лествичник по этому поводу замечал:

«Видал я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, не находившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее на пиршествах. Если имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить; если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимания на их благословение; а особенно когда мы еще боремся с огнем плотской похоти».

Такое действительно часто бывает, лучше в ответ сказать о своей немощи и зависимости, воздержавшись, чем послушаться и впасть в искушения.

Между человеком и алкоголем (наркотиком) может возникнуть три состояния: друг, враг и хозяин.

Случилась у человека беда, он решил напиться, чтобы утешиться – тут алкоголь выступает в роли друга, «помогающего» решить проблему. Если из-за этого «друга» у меня начинаются проблемы: на работе, в семье ли или со здоровьем, то я могу начать бороться с другом, возненавидев его и переименовав во врага.

Но не тут-то было, оказалось, что он крепко держит меня на крючке, потому что происходят постоянные срывы и освободиться от него не получается. В какой-то момент я сдаюсь зависимости и алкоголь становится моим хозяином. Только он решает, где и сколько я буду пить, что буду делать, где проснусь и т.п. Моей воли больше нет, ибо я раб его!

Только искреннее желание избавиться от страсти и покаяние перед Богом, помогут человеку выбраться из этого болота! В других случаях вместо одной страсти, приходит другая, которая бывает хуже первой. Аминь!

Иеромонах Ефрем (Метс)

Узнайте также:

  1. Как книга «Лествица» может быть полезна обычному человеку
  2. Апостол Павел пишет лично мне: толкование Посланий для человека XXI века-14 книг за 12 минут
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Светлые эмоции избавили от мыслей о самоубийствеСветлые эмоции избавили от мыслей о самоубийстве

0 Comments
Средство от отчаяния и мыслей о самоубийстве

Как победить отчаяние и избавиться от навязчивых мыслей о самоубийстве? Случаями из жизни поделился клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Выйти из «тоннельного мышления» После праздничной службы в честь Успения Пресвятой Богородицы ко мне в храме подошли два полупьяных человека, находящихся

Вопросы о вере

Молитва за род усопших Михаилу Архангелу? Что и с какой целью читают в ночь с 20 на 21 ноября и с 18 на 19 сентября?Молитва за род усопших Михаилу Архангелу? Что и с какой целью читают в ночь с 20 на 21 ноября и с 18 на 19 сентября?

0 Comments
Молитва Архангелу Михаилу об усопших

 «Братья и сестры! Не забудьте в этом году помянуть своих усопших ночью с 20 на 21 ноября. Именно ночью. Родные усопшие будут ждать ваших молитв». Такую информацию можно сейчас встретить в сети Интернет. Распространяются и сведения, что такую же молитву необходимо совершать в ночь на

Вопросы о вере

«Почему в Церкви молятся практически одни женщины?»: проповедь на праздник Жен-мироносиц«Почему в Церкви молятся практически одни женщины?»: проповедь на праздник Жен-мироносиц

0 Comments
Праздник жен-мироносиц

Во второе воскресенье  после Пасхи мы каждый год вспоминаем Жён-мироносиц. Почему в Церкви молятся практически одни женщины? Попробую объяснить. Хочется начать со слов, которые Бог говорит дьяволу после грехопадения: «и вражду положу между тобою и между женою…». (Быт.3:15) Женщина живет и мыслит сердцем Отныне война

Вопросы о вере

«Вы – наследники великой России». Что значат слова Папы Римского на самом деле«Вы – наследники великой России». Что значат слова Папы Римского на самом деле

0 Comments
Наследники Великой России

Не на пустом месте разразился скандал из-за обращения Папы Римского Франциска к русским католикам. Вот его слова: «Никогда не забывайте о наследии. Вы – наследники великой России: великой России святых, правителей, большой России Петра I, Екатерины II, той империи – великой, просвещенной, большой культуры и

Вопросы о вере

Стоит ли бояться чёрных кошек и плевать через плечо+почему сбываются народные приметы — интервью со священникомСтоит ли бояться чёрных кошек и плевать через плечо+почему сбываются народные приметы — интервью со священником

0 Comments
Приметы и вера

Не держи руки за спиной, а то посадят, не ешь с ножа, а то злым станешь, через порог не здоровайтесь, а то поссоритесь, посмотри в зеркало, если вернулся, а то…  О том, как работают и почему сбываются народные приметы  «Правослову» рассказал иеромонах Ефрем (Метс). -Что

Вопросы о вере