Мощи Серафима Саровского

Два обретения и одно вскрытие. Мощи Серафима Саровского: что шокировало Синод

0 Comments
Мощи Серафима Саровского

 

«Святые оставляют людям свои мощи, как источник радости,» — так говорит об этом интернет-страница Дивеевского монастыря. Это – зримое свидетельство существования бессмертия человеческой души и будущего воскресения тела. Ведь как иначе от него, давно лишившегося жизни, могут исходить исцеления, духовные утешения скорбящим, другие явные чудеса? Потому стремится человек, измотанный суетой мира, к подлинной, настоящей жизни, являемой через святого. Таковы и мощи Серафима Саровского, честные останки преподобного.

Почему стремятся побывать у мощей батюшки Серафима

Уже при земной жизни батюшка Серафим Саровский сам исполнил свои же слова:

«Радость моя, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Ныне же этот «дух мирен», который чувствуется особо на месте, где покоится тело батюшки, продолжает обращать ко Христу души множества приходящих, даровать духовное укрепление, телесное здравие. Потому к святому никогда не иссякает поток паломников.

Как выглядят мощи Серафима Саровского

Сейчас мощи Серафима Саровского находятся в раке – особо украшенной гробнице. Согласно уставу, честные останки облачены в монашеское одеяние, покрыты особыми покрывалами. Традиционно мощи принято переоблачать по крайней мере ежегодно.

Мощи Серафима Саровского

Дивеево. Рака с мощами Серафима Саровского

Их первое обретение состоялось в 1903 г., накануне общецерковного прославления. Согласно сохранившимся свидетельствам участников события, честные останки преподобного находятся «в костях». Кроме этого, очевидцы сообщали, что из-за особых окрашивающих свойств дубовой стружки, на которой лежало тело преподобного, сами кости, а также облачение, сильно потемнели.

Когда открывают раку

Обычно это происходит во время молебнов преподобному. Первый молебен начинается с 7 ч. утра, на нем также читается акафист святому. Еще два молебна служатся в 13 и 14 ч. дня. После молитв верующие имеют возможность приложиться к покрытым облачением мощам.

Пророчество преподобного Серафима

Известны свидетельства, что преподобный Серафим Саровский при жизни не раз указывал, что его тело его будет положено в Дивеево. Смысл высказываний святого достаточно долго оставался неясным – пока в 1991 г. мощи старца не были действительно перенесены в основанный им, возрожденный после гонений, женский монастырь.

Первое обретение и канонизация

Первому освидетельствованию честных останков предшествовали многолетние дискуссии о возможности канонизации почитаемого народом старца. Впервые вопрос был поднят через 50 лет по кончине преподобного, в 1883 г., то есть еще при Александре III. К нему обратился московский чиновник, начальник гимназий Владимиров, призвав «ознаменовать начало царствования» прославлением старца, о чудесах которого было широко известно. Однако, ответа царя не последовало. Позже подобные предложения выдвигались еще несколько раз, но также не получали поддержки.

Новое царствование, начавшееся с 1894 г., породило надежды, что сменивший Александра III сын, Николай II, окажется более благосклонен. Действительно, именно при новом императоре дело начало двигаться – не в последнюю очередь потому, что семья царя сугубо почитала прп. Серафима, хотя пока не прославленного церковно.

Открытие мощей Серафима Саровского 1903

Открытие мощей Серафима Саровского 1 августа (н/ст) 1903 года

Однако, Николаю II пришлось неоднократно проявить настойчивость, даже жесткость, «продвигая» вопрос канонизации в Святейшем Синоде, бюрократическая машина которого тормозила процесс, затягивая его бесконечной перепиской, долгим сбором подтвержденных свидетельств о чудесах святого (а их уже было известны сотни!).

И даже обер-прокурор Синода, К.П.Победоносцев, когда весной 1902 г. Николай заявил, что намерен в ближайшее время подписать указ о канонизации, начал урезонивать царя, уверяя, что это слишком поспешно. Тогда даже пришлось вмешаться царице, резко сказавшей: «Государь все может!». С июля 1902 г. началась подготовка к прославлению: проведены проверки по известным фактам чудес по молитвам к преподобному – они проводились в 28 епархиях.

А 11 января 1903 г. в Саров выехала комиссия Синода, которую возглавил митрополит Московский Владимир. Была вскрыта могила святого, где находился его сохранившийся в целости дубовый гроб.

Мощи Серафима Саровского

Дубовая колода, в которой находился кипарисовый гроб с мощами Серафима Саровского

Однако, когда мощи освидетельствовали, членов Синода шокировало то, что они сохранились в виде костей. К этому времени религиозная безграмотность даже политической элиты дошла до того, что нетление тела считалось чуть ли не главным основанием для канонизации, чего история Церкви никогда не знала. Объяснять это членам Синода пришлось митр. Антонию (Вадковскому), которому пришлось проводить целое историческое исследование, показавшее, что нетление мощей само по себе – вообще не признак святости, а останки множества святых (например, свт. Николая Мирликийского, сотен других) также находятся «в костях».

Только после этого было принято решение о канонизации. 1 августа 1903 г. состоялось торжественное прославление угодника Божия. В Саров съехалось около 300000 паломников со всей страны, прибыла также императорская семья. При огромном стечении народа мощи святого были внесены в соборный храм, после чего впервые воспели не молитвы о упокоении иеромонаха Серафима, а хвалебные песнопения ему, как святому.

Два обретения и одно вскрытие. Мощи Серафима Саровского: что шокировало Синод

Богомольцы в Саровской пустыни в дни прославления батюшки Серафима

Как вскрыли раку с мощами

Она не открывалась до 17 декабря 1920 г., когда в рамках кампании большевистской власти по «вскрытию мощей» были открыты раки, осквернены честные останки сотен святых по всей стране. Зимой 1920 г. эта участь не миновала и святыню Саровской обители. Рака святого была вскрыта, составлен подробный протокол о том, что именно там было обнаружено.

После этого мощи закрыли стеклом, но не облачили согласно церковному порядку. Около года честные останки лежали непокровенными. Есть данные, что:

  • сознание православных верующих связывало надругательство со страшной засухой в Поволжье;
  • игумения Дивеевской обители Александра не раз обращалась к властям с просьбой прекратить кощунство;
  • облачение мощей 16 августа 1921 г., которое все же разрешили провести власти, «совпало» с началом дождей в пострадавших районах.

Во всяком случае, с 1921 г. мощи не только облачили, но и убрали со всеобщего обозрения. Еще 6 лет они оставались в монастыре – пока не были изъяты окончательно (одновременно закрыли также сам монастырь).

Вскрытие мощей Серафима Саровского

Вскрытие мощей Серафима Саровского

Судьба честных останков после этого осталась неизвестной. По некоторым данным, их увезли в Москву. Есть свидетельства, что до начала 1930-х они были «экспонатом» антирелигиозного музея, открытого в помещениях ликвидированного властями Страстного монастыря. Но в 1934 г. обитель взорвали, след мощей потерялся.

Второе обретение

Оно состоялось в 1990 г. и произошло, можно сказать, случайно – хотя у Бога случайностей, конечно, нет. Из Казанского собора, одной из святынь северной столицы, должен был выехать Музей истории религии и атеизма. Многие десятилетия он хранил православные святыни из разных регионов страны – теперь же часть из них решено было вернуть Церкви.

По свидетельству Патриарха Алексия II, сотрудники, проверяя помещения перед переездом, нашли среди гобеленов неизвестные мощи, обернутые рогожей. Предположение, что это – останки прп. Серафима возникло из-за надписи на рукавице, одетой на руку покойного:

«Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас».

Патриарх Алексий II дал распоряжение найти акты о первом обретении мощей, а также протокол их кощунственного вскрытия. Предстоятель вспоминал:

«И, сопоставив два акта – о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, я направил в Ленинград двух архипастырей – епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи… Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима».

Перенесение

Сначала честные мощи доставили в Москву, где несколько месяцев им можно было поклониться в Богоявленском кафедральном соборе в Елохово. Затем начался «крестный ход на колесах»: святыню повезли в Дивеево – так как на тот момент иноческая жизнь в его родном, Саровском Успенском монастыре еще не возобновилась.

Два обретения и одно вскрытие. Мощи Серафима Саровского: что шокировало Синод

Второе обретение св. мощей прп. Серафима Саровского. Перенесение мощей в Дивеево. Январь 1991 г.

Шествие мощей по стране сопровождал лично Патриарх Алексий II. Он совершал богослужения во всех городах, где останавливалась святыня по пути в Дивеево. Так исполнилось пророчество святого о том, что он однажды упокоится в обители, которую сам основал.

 

Подлинность мощей

Однако, почти сразу возникли различные толки, слухи о неподлинности мощей святого. Аргументы, которые до сих пор приводят сторонники этой позиции, следующие:

  • акт вскрытия мощей, текст которого широко известен и опубликован, содержит описание мощей, согласно которому часть костей святого перемешаны, часть – отсутствует; подобное неблагоговейное обращение может говорить о том, что это – не подлинные мощи св. Серафима, а подмененные;
  • события второго обретения честных останков, их перенесение в Дивеево, не совпадают с пророчествами святого, среди которых – его предсказание о своем воскресении, о том, что в Дивеево с его мощами придет новый русский царь;
  • обретенные в Петербурге мощи якобы «менее благодатны»: свидетельства архиереев, открывших мощи, об их благоуханности, в расчёт не берутся (как и свидетельства Патриарха Алексия), зато бытует мнение, что от Дивеевской святыни происходит меньше исцелений, чем было в 1903 г. при канонизации преподобного.

Однако, на каждый из этих аргументов есть возражения:

  • не совсем правильное расположение костей в раке может быть вызвано неоднократными переоблачениями останков, тем, что часть костей раздавали по храмам, потому их и нет;
  • пророчества, о которых идет речь, приписываются прп. Серафиму, но изложены Н.Мотовиловым, который позиционировал себя как близкое духовное чадо преподобного, но на самом деле был знаком с ним мало, зато имел очевидные психические проблемы (об этом подробно рассказывает, например, В.В.Степашкин в книге о святом 2018 г.), что делает сомнительными все вообще «предсказания преподобного», которые он излагает;
  • свидетельства о чудесах от мощей многочисленны, документально подтверждены и говорят об их благодатности.

По всем этим причинам Церковь не сомневается в подлинности мощей преподобного.

Монастыри: Саровский мужской и Серафимо-Дивеевский женский

К настоящему времени есть две иноческие обители, с которыми связано имя прп. Серафима:

  • Успенская Саровская мужская пустынь, возникшая с начала XVIII в.; это место, как говорили в древности, «обещания», то есть пострига святого; здесь он и скончался после многолетних трудов; к настоящему времени восстановлены кельи преподобного в пустыньке, где он подвизался, а также в самом монастыре, сень над местом его погребения; здесь также показывают камень, на котором святой молился 1000 дней;
  • Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь; он основан самим святымс 1 августа 1991 г. здесь пребывают мощи преподобного, есть его источник.
Два обретения и одно вскрытие. Мощи Серафима Саровского: что шокировало Синод

Саровский монастырь. Келья, в которой скончался преп.Серафим, вошла в храм Пресвятой Троицы, заложенный в 1867 году и освященный при канонизации святого в 1903 году

Где находятся мощи в Дивеево

Мощи Серафима Саровского пребывают в соборном храме монастыря, посвященном Святой Троице.

Мощи Серафима Саровского в Дивеево в Троицком храме

Дивеево. Вид со Святой Канавки. Слева — белоснежный Преображенский собор, справа — нежно-зеленый соборный  храм во имя Святой Троицы, в котором покоятся мощи прподобного Серафима Саровского

Как доехать

Чаще всего паломники в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь добираются:

1. Автобусами из Нижнего Новгорода или Арзамаса; при этом до Нижнего Новгорода удобнее добираться на самолете или по реке – на теплоходе, а Арзамас более удобен тем, кто едет железнодорожным транспортом.

2. На личном автомобиле; москвичи чаще всего едут в Дивеево через Владимир; с юга до Дивеево лучше всего добираться через Рязань, следуя с востока – через Самару, Ульяновск.

Где лежат личные вещи Серафима Саровского

После революции хранительницей многих реликвий, связанных со святым, стала монахиня Мария (Баринова), позже передавшая их протоиерею Виктору Шаповальникову.

Вещи Серафима Саровского

Личные вещи Серафима Саровского

После открытия обители батюшка вернул ей святыни. Вот что сообщает о них интернет-страница Дивеевского монастыря:

«19 декабря 1999 года Дивеевскому монастырю были переданы деисус из кельи преподобного Серафима, который висел когда-то в кладбищенском Преображенском храме, Страстная икона Божией Матери, переданная батюшкой Серафимом еще при жизни дивеевским сестрам с тем, чтобы перед ней всегда горела неугасимая лампада, лапти, две полумантии (шерстяная и кожаная), армяк, епитрахиль, поручь, скуфья, зимняя шапочка, рубашка-свитка, рукавички, лапти, обгоревшая скамеечка, топор, часть парамана и четок, прижизненный портрет преподобного».

Сейчас они находятся в витринах в Троицком соборе, полумантия святого – в Преображенской церкви.

Где хранятся частицы мощей в Москве

Частицы святых мощей преподобного Серафима Саровского в Москве находятся в следующих монастырях и храмах:

  • Серафимовский храм в Кунцеве (ул. Багрицкого 10, от метро Кунцевская авт. 45,190,610,612);
  •  храм во имя преподобного Серафима Саровского на территории «Экспоцентра» (Краснопресненская набережная, 14);
  • Данилов мужской монастырь (Даниловский вал, 22, ст. метро Тульская);
  • Сретенский мужской монастырь (ул.Большая Лубянка, 19, ст Метро: «Трубная», «Чистые пруды», «Тургеневская», «Лубянка», «Сретенский бульвар»,  «Кузнецкий мост»);
  • Донской мужской монастырь (Донская площадь, 1-3, ст. метро Шаболовская);
  • Подворье Серафимо-Дивеевского монастыря (Проспект Мира, 22-24);
  • иконы-мощевики хранят Серафимовский храм поселка Горки-10 ( д.30 ст.1) и церковь-часовня в Восточном Дегунино (Дубнинская,20А, метро — Селигерская);
  • Новоспасская обитель (Крестьянская площадь, 10, ст метро Пролетарская) покоит мощи преподобного в ковчеге вместе с частями мощей других угодников Божиих.

В других городах

Поклониться частицам мощей можно:

  • в Петербурге, где посвященный ему храм находится на Серафимовском кладбищие;
  • в Екатеринбурге; здесь частица хранится в особом ковчеге в церкви преподобного;
  • и в городе Златоуст, в кафедральном соборе во имя святого Серафима

Всего же по России около 400 церквей святого, частицы мощей имеют очень многие из них.

В чем помогает преподобный молящимся у его мощей

В любых житейских скорбях, даже, казалось бы, малозначащих. Это особенно хорошо знают дивеевские сестры, привыкшие обращаться к батюшке почти постоянно. Известны также многие случаи исцелений по молитвам святого.

Как поклониться мощам Серафима Саровского и что попросить

Если пред мощами принято совершать крестное знамение, класть земной поклон. Затем паломник прикладывается к раке, и, отойдя, снова кланяется. Что же до того, о чем можно просить преподобного, то вот его собственные слова об этом:

«Когда я умру, приходите ко мне на гробик. Все, что у вас есть на душе, какие скорби ни постигли бы вас — поведайте мне, как живому, — и я вас услышу, и я облегчу вашу печаль…»

Чудеса у мощей

«Мне Господь, молитвами заступницы нашей Девы Богородицы и батюшки Серафима, очень помог. Я осталась с двумя детьми на руках и без работы. Было очень страшно, что останемся без средств к существованию. Искала, не было даже подходящих вариантов. Поехала поклониться и попросить батюшку Серафима о помощи.

Через неделю после возвращения из монастыря, меня пригласили на собеседование. А 1 августа (в праздник батюшки) предложили отличную работу с хорошей зарплатой и рядом с домом. А после третьего посещения монастыря, меня еще и повысили (я даже и не просила об этом). На небесах видят, что нам надо, и помогают» (Ольга)

«Езжу в монастырь частенько. Очень мне нравиться там. Батюшка Серафим помогает очень во всем. Очень ощущается поддержка по жизни, прямо чувствуется. Когда то были у меня вредные привычки. На сегодняшний день они исчезли. Я знаю, что помощь пришла от Господа по молитвам Пресвятой Богородицы и батюшки Серафима… Всё пришло и ведь сразу. Это чудо, я считаю. Очень помогла и помогает целебная вода со святого источника батюшки Серафима, много из моих почек вымыла камней. Каждый раз происходит чудо, когда я посещаю Дивеево, просто описывать долго потому как их очень много. Каждому советую побывать в монастыре, на источниках. Вернётесь потом и не один раз. Нужно с верой подходить к каждой поездке и тогда я уверен благодать Господа придёт каждому» (Андрей)

«В 1997 году я была свидетельницей необычного исцеления. В Троицком соборе, у раки преподобного Серафима Саровского, я увидела группу людей, которые старались закрыть своими телами лицо мальчика.

Откровенно говоря, это было не лицо, а подобие лица. Вместо глаз виднелись небольшие щелки, носа совсем не было, на его месте остались только два маленьких отверстия. Уши сместились и были неимоверных размеров, они висели, как у ослика. Кожа лица не просматривалась, вместо нее был какой-то огромный гнойник зловещего цвета.Мне рассказали, что это ужасное перерождение произошло после операции. Многие врачи сошлись на том, что во время операции была занесена инфекция.

После многих месяцев мучений и тяжелых попыток лечения мальчик услышал ясный четкий голос: «Тебе надо ехать в Дивеево, там тебя исцелит святая родниковая вода». Мальчик рассказал все родителям, которые о Дивееве никогда ничего не слышали. Но они разыскали это святое место и привезли сюда сына.

Около месяца жили они в Дивееве. Посещали богослужения, прикладывали мальчика к раке преподобного Серафима, купали его во всех источниках. Но исцеления не было.И вот в день отъезда решили окунуть его «на прощание» в Казанском источнике. После окунания мальчик мгновенно исцелился. В воду окунулась какая-то ослиная голова, а из воды вышло нормальное человеческое лицо. Об этом уникальном случае исцеления знают почти все жители Дивеева» (Зоя).

Кто такой Серафим Саровский

Преподобный родился около 1754 г., умер в 1833 г., прожив долгую жизнь. Большую ее часть он провел, подвизаясь в Саровском Успенском монастыре.

Два обретения и одно вскрытие. Мощи Серафима Саровского: что шокировало Синод

Икона батюшки Серафима

 

Чистота его жизни, любовь к Богу и Пречистой Богородице (Она являлась ему за все время жития 12 раз) стяжали святому духовные дарования прозорливости, исцелений тела и души. Как старец-духовник, мудрый наставник преподобный был известен тысячам людей, ныне же – его знают уже миллионы.

Его «дух мирен» до наших дней обращает к Богу людей. Именно поэтому так дороги православным памятные места, связанные с ним, его вещи, иконы, и, конечно, честные мощи, через которые Господь благоволит подавать особую благодать всякому, любящему святого.

Наталья Сазонова

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

Прозорливец и любимый святой Достоевского — святитель Тихон ЗадонскийПрозорливец и любимый святой Достоевского — святитель Тихон Задонский

6 комментариев
Тихон Задонский

  Епископ Тихон Задонский — один из самых уважаемых архиереев своего времени родился в крайней бедности, трудом, собственным умом при Божией помощи выучился получил образование, наконец, возглавил епархию… А потом отказался от всего, чтобы уединенно молиться, писать духовные сочинения. Они-то, а еще – пример подвижнической

Святые

Кирилл и Мария: любовь, национальность и фамилия родителей Сергия РадонежскогоКирилл и Мария: любовь, национальность и фамилия родителей Сергия Радонежского

0 Comments
Кирилл и Мария Радонежские

  Церковь прославила родителей Сергия Радонежского Кирилла и Марию, как святых, только 30 лет тому назад. Но еще при земной жизни прп. Сергий благословлял всякого, кто паломником идет к его монастырю, заехать в Хотьково, чтобы помолиться о упокоении душ его отца и матери. Когда причислены

Святые

Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

0 Comments
Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

  Это случилось 1 июля 1997 г. На кладбище северного села Нерица приезжие из Москвы священники собирались обрести мощи, как они говорили, святого… Виктор Глазовский из тех, кого еще лет за 10 до того коммунистические власти называли «мракобесами», гнали, арестовывали.Вокруг собрались… нет, не верующие: зеваки

Святые

Почему Мария – Дева?Почему Мария – Дева?

0 Comments
Почему Мария - Дева

    О девстве Пресвятой Богородицы говорят все молитвы, составленные угодниками Божиими, богослужебные тексты христианства. Утверждают это вопреки человеческому «здравому смыслу», говорящему, что Мать, пусть даже Бога, по человеческому рассуждению Девой быть не может. Но «Бог, идеже хощет, побеждает естества чин». «Дева» или «жена»? Почти

Святые

«Вера вечна!»: Биография и творчество святителя Николая Сербского«Вера вечна!»: Биография и творчество святителя Николая Сербского

0 Comments
Святитель Николай Сербский (Велимирович)

  Святитель Николай Сербский (Велимирович) — святой, труды которого постоянно переводятся на русский язык, а для многих верующих – можно сказать, настольные. Его стихотворение «Вера вечна, вера славна, наша вера православна!» положенное на музыку — стало неофициальным гимном не только сербов, но всех православных. 18

Святые