------------------- Иоанн Кронштадтский
Православие сегодня Жития в фактах «Жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

«Жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

0 Comments
Иоанн Кронштадтский

Мы не так много знаем о святых, даже тех, кто жил сравнительно недавно, чуть более ста лет назад. Их путь к Богу и Его Царству чаще всего скрыт от посторонних глаз. На виду – молитвенность, совершенные силой Божией чудеса, но не внутренний мир подвижника. Оттого часто кажется: святые – небожители, земные Ангелы, не нам, грешным, чета, и куда уж нам до их жизни. Стало быть, и стараться ни к чему. Так думают многие – и думают неверно.

«Человек, подобный нам»

Так, вразумляя еще христиан I в., писал о прор. Илие Апостол Иаков, первый епископ Иерусалимской Церкви:

«Илия был человек, подобный нам, и молитвоюпомолился, чтобы не было дождя: и не было дождя. на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь»

(Иак.5:17-18).

Да, подвижники – подобные нам люди, со своим путем к святости, страстями, недостатками… а как иначе? Разве не обще всем людям греховное повреждение их природы, «тленность, смертность и страстность», начиная от Адама? Не безгрешностью и отсутствием падений отличаются от нас святые, но лишь горячим желанием спасения, открытостью Богу. Вот только увидеть, каким был их путь, удается очень редко.

Иоанн Кронштадтский

Св. пр. о. Иоанн Ильич Сергиев — Иоанн Кронштадтский

В этом отношении уникален праведный Иоанн Кронштадтский: он об этой трудной дороге… рассказывает сам. День за днем – в своем духовном дневнике «Моя жизнь во Христе». Первые его издания вышли еще при земной жизни батюшки: материал для издания он отбирал лично. А в последние годы печатается то, что никогда еще не издавалось…

Когда память

Православная Церковь молитвенно чтит память святого праведного Иоанна Кронштадтского 2 января, это – день кончины угодника Божия. Есть и еще один день памяти святого, 14 июня, это – годовщина его канонизации.

Годы жизни

Отец Иоанн прожил долгую жизнь, почти 80 лет. Он родился в 1829 и преставился в 1908 г.

Чем знаменит

Чудесами еще при жизни:

  • по его молитвам исцелялись самые страшные болезни, люди буквально «возводились от врат смертных»;
  • часто, чтобы чудо совершилось, совсем не нужно было приезжать в Кронштадт или Петербург, а достаточно – послать телеграмму с прошением; такие послания сотнями несли о. Иоанну в алтарь, когда он совершал литургию; свидетельства его благодатной помощи в начале XX в. исчислялись тысячами;
  • его знали также, как великого благотворителя, помогавшего сотням бедняков, притом – не просто «продержаться» в сложной ситуации, но – наладить жизнь, войти в общество: святым основан один из первых в России Домов трудолюбия, где людям не только помогали финансово или продуктами, но давали профессию, впоследствии – работу;
  • перед ним благоговела даже царская семья; известно, что о. Иоанн приезжал к умирающему Александру III, его молитвы облегчили духовное состояние императора.

"Жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

О. Иоанн Кронштадтский среди прокаженных

Так что совсем не удивительно, что атеист, писатель А.П. Чехов, в конце XIX в. бывший на далеком от столицы Сахалине, неохотно, но отмечал: почти в каждом доме можно увидеть фото о. Иоанна.

Критика

Впрочем, популярность «всероссийского батюшки» имела оборотную сторону: он был также «знаменит», как, может быть, самый ненавидимый безбожниками иерей, к тому же – обличитель кумира тогдашней интеллигенции, писателя Льва Толстого, чьи псевдохристианские взгляды привели его к отлучению от Церкви.

Критика святого распространена и сейчас:мол, обличения безбожников были «не по разуму», в них было слишком много страсти, гнева… А сколько подобного пришлось выслушать о. Иоанну за время своего служения, особенно в первые его годы, когда – да, было и такое время! – он вовсе не был известен стране как великий святой молитвенник, чудотворец.

Молитва Иоанна Кронштадтского, спасающая от уныния

«Господи! Имя Тебе – любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека. Имя Тебе – Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего! Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстьми. Имя Тебе – Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе – Милость: не преставай миловать меня!»

До священнического сана

По устным воспоминаниям святого, рассказам близких людей, известно, что:

  • родина Ивана Сергиева – село Сура, где жили его родители Илья и Феодора, где он появился на свет: день рождения святого 19 октября 1829 г.;

    "Жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

    «Маминька, святыня моя» — называл Феодору Власьевну о. Иоанн

  • отец был псаломщиком при храме, а поколения предков о. Иоанна – имели и священный сан; мать Ивана, Феодора, была женщиной простой, необразованной, но имела твердый характера, а в вопросах веры могла быть даже бескомпромиссной – эту ее черту унаследовал сын, в то же время много взявший и от отца, который, по сохранившимся воспоминаниям, отличался кротостью, любовью к людям;
  • шести лет мальчик уже участвовал в богослужениях вместе с отцом, с десяти – учился в приходском училище, затем в с семинарии и, наконец, «на казенный счет», как очень способный сын бедных родителей, окончил Петербургскую Духовную Академию.

От этого же времени сохранились воспоминания – от свидетельств самого о. Иоанна, до рассказов его родных, друзей – что уже в первые годы отрок как бы имел печать особого Божия избрания.

"Жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

Старинная часовня во имя св. мученицы Параскевы и место дома, где родился о. Иоанн. Фото П.П Шаумана, лето 1891 г

Так, Иоанн:

  • особенно любил молиться;
  • однажды во время молитвы удостоился видеть своего Ангела Хранителя;
  • когда во время обучения в училище был среди отстающих, хотя очень старался, и скорбел об этом, однажды буквально чудом получил способности не просто к учебе, а – к отличной учебе, благодаря чему и был принят в Академию;
  • будучи студентом, хотел стать миссионеров в Сибири или в Америке – но однажды увидел сон, что он служит священником в храме в России; когда он после Академии попал в Андреевский собор Кронштадта, он почти в ужасе остановился на его пороге: это был тот самый храм!

Иоанн Кронштадтский

Кронштадт, Андреевский собор.

Подобные истории часто можно прочитать в житиях святых древности с современности. Составители житий не пишут лишь, каково это – жить рядом с таким человеком, и как чувствует себя он сам – тот, кого Господь особым образом ведет к не только к спасению, но и наставляет на служение ближним. В случае о. Иоанна у нас есть возможность узнать эту сторону его святости.

Моя жизнь во Христе

Самые ранние записи о. Иоанна относятся к 1856 г., времени начала его священнического служения. Он продолжал вести этот дневник почти о самой кончины, до 1908 г. Эти тетради, которых сохранилось несколько десятков – свидетели не только (а часто – не столько) событий жизни, сколько духовного возрастания, как верно писал сам автор, «во Христе», и – при Его помощи.

"Жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

Литургия

Дневник о. Иоанна – мысли христианина, которого переполняют духовные восторги от чтения Писания, молитвы и просто от созерцания природы.

  1. «Да, Господи: Ты Царь мой по праву творения и искупления, а я – раб Твой; у меня все – Твое: и душа, и тело, и здоровье, и способности, и все, что у меня есть. Вся судьба моя – и временная, и вечная – зависит от Тебя, как судьба полного раба от его господина…»
  2. «Как дыхание необходимо для тела, и без дыхания человек не может жить: так без дыхания Духа Божия душа не может жить истинною жизнию. Что воздух для тела, то Дух Божий для души. Воздух подобие некоторое Духа Божия…»
  3. «Смотря на мир Божий, я везде вижу необыкновенную щедрость Божию в дарах природы: поверхность земли – это как бы богатейшая трапеза, приготовленная в изобилии и разнообразии самым любящим и щедрым хозяином; недра вод также служат насыщению человека. Что говорить о животных четвероногих и птицах? И здесь сколько щедрости в доставлении пищи и одежды человеку! Щедротам Господним нет числа. Смотрите, чего не доставляет земля летом и осенью! Так всякий христианин, особенно священник, подражай щедротам Господа, да будет трапеза твоя открыта всякому, как трапеза Господня…»

Эти и многие подобные слова – великое утешение тем, кто малодушествует, подвергается гонениям, искушениям от людей или – что, как правило, куда чаще – от собственных страстей.

"Жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

Но почему слова о. Иоанна так доходчивы, им так верят?

Да потому, что написал их «подобный нам человек», не безгрешный, тоже страстный, тоже падающий. И в этом смысле дневник – своего рода исповедь его души пред Богом – и перед людьми, подобно тому, как то было у христиан первых веков, когда покаяние было не тайным, как теперь, но – публичным.

Кстати, как знают многие, приходившие на службу к о. Иоанну тоже, как верующие более 1000 лет назад, исповедовались вслух, при всех – и, кажется, самый воздух во время этой общей исповеди содрогался от их молитвенного покаянного плача. А в чем же исповедовался сам «всероссийский батюшка»?

Исповедь из дневника

Именно эти покаянные строки, разбросанные тут и там по страницам дневника – и есть его путь к святости. Особенно – если знать, в каких условиях жил о. Иоанн, каким искушениям подвергался.

«Враги человеку – домашние его»?

Незадолго до принятия сана Иоанн женился, как тогда говорили, на «невесте с местом», Елизавете, дочери протоиерея Андреевского собора Кронштадта, Константина Несвицкого. Формула «невеста с местом» означала: отец супруги о. Иоанна, по немощи решивший уйти на покой, оставляет свое место зятю – с условием, что тот будет содержать его и семью.

"Жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

О Иоанн Кронштадтский на балконе. Групповой портрет . Фото из Новгородского музея-заповедника.

Масштаб возникшей «проблемы» молодой батюшка осознал только после свадьбы: супруги Несвицкие, помощь которым легла на его плечи, имели сыновей и дочерей… вполне взрослых, которых, однако, священнику следовало «содержать», как и самих тестя и тещу. На его иждивении оказалось сразу несколько взрослых людей.

Между тем:

  • о. Иоанн, твердый духом – весь в мать, Феодору – имел собственные представления о священстве и его служении; он раздавал свое жалованье бедным, часто – отдавал даже свою одежду, обувь, буквально приходя из храма босой; прихожане, недоумевающие о такой горячности молодого иерея, часто выкупали или забирали его сапоги у бездомных, возвращали Елизавете Константиновне: мол, «твой-то опять босой придет»;
  • впрочем, жалованья у о. Иоанна в принципе было мало: вместо того, чтобы «зарабатывать деньги» для семьи, он бесплатно служил для бедняков, проводил духовные беседы, которые «ничего не стоили» (финансово).

Реакцию Несвицких нетрудно представить. А молодой батюшка не раз и не два в своем дневнике кается… в скупости в отношении братьев жены, осуждении, неприязни…

"Жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

Св. пр. о. Иоанн Ильич Сергиев — Иоанн Кронштадтский в окружении домочадцев на даче, в Мартышкино. За ним стоит супруга Елизавета Константиновна, урожденная Несвицкая. Слева, видимо, её сестра. Рядом мальчик — крестник (?) батюшки, Игорь Шемякин.

Но иногда в дневнике прорываются и более серьезные вещи: домашние о. Иоанна были еще и не одного с ним духа:

«Горе мне с домашними моими, с их неуважением к постановлениям церковным, с их лакомством всегдашним, безобразием в повседневной жизни… забавами, смехами с детьми… с кошками и собакой, с их леностию к молитве домашней и общественной (раз 5–6 в год ходят в церковь – Бог им судья!). Какой ответ оне дадут за себя и детей: оне царствовать хотят и царствуют действительно, исполняя все свои прихоти и желания… А как оне воспитывают детей! О ужас! Вне всякого уважения к уставам Церкви! Сами не соблюдают посты и детей также учат: на 1 неделе Великого поста едят сыр и яйца, не говоря о икре и рыбе. Кто их вразумит? Меня не слушают».

Но еще сложнее было самой матушке. Ведь Иоанн сразу сказал ей, что, помимо очень особенного понимания своего служения, он еще… намерен жить с супругой, как брат и сестра во Христе. Уже во времена, когда оба они приближались к кончине, приходившие в дом Сергиевых свидетельствовали, что тихая, смиренная матушка Елизавета называла мужа «брат Иоанн».

"Жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

Иоанн Кронштадтский с супругой Елизаветой Константиновной, в девичестве Несвицкой

Путь к этому был долгим и более чем сложным. Вот что пишет о. Иоанн в дневнике за 1882 г.:

«Вечером сегодня вышла крупная неприятность с женою из-за того, что я обличил ее в подделке ключа к моему письменному столу и к внутренним ящикам и во взятии некоторых вещей и денег.

Как львица разъяренная она [налетела] на меня и готова была растерзать; от злости ревела, выла, как бешеная; грозила ударить по щеке при детях; корила бабами, т. е. благочестивыми женщинами, имеющими со мною духовное общение в молитвах, таинствах, духовных беседах и чтениях, поносила самым бесчестным образом, а себя возвышала.

Господи! Отпусти ей, не весть бо что говорит и творит. Вразуми ее всю омраченную житейскими суетами и сластями, утолсте и расшире и забы Бога».

А ведь к тому времени супруги были женаты уже более 15 лет. Но разве не просто нам понять и Елизавету Константиновну? Многие ли и теперь могут «выжить» рядом с мужем, отдающим заработную плату «тем, кому она больше нужна», приходящем домой без обуви и пальто, потому что отдал бедному, да еще и фактически ведущим монашескую жизнь в миру?

"Жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

О Иоанн Кронштадтский с крестьянами на пути в Суру

Именно такова реакция «мiра» на святость. Ведь она – не «от нижних», а «от вышних». А значит – людям мирского духа не понятна. Нам – непонятна, стоит лишь оторвать взгляд от канонических житий, которые известный современный агиограф, игумен Дамаскин (Орловский) именует «лубочными». И увидеть реального, настоящего святого, а не человека-схему.

«Беды от лжебратии»

Семейными неурядицами дело, увы, не ограничивалось. Дневники святого пестрят покаянными словами, посвященными сослужителям из собора. Не раз о. Иоанну доводилось совершать литургию в немирном духе, после того, как его в очередной раз обличили, огорчили, подвергли насмешкам…

За что? За то, что он делал – за бесплатные требы для бедных, посещение трущоб, помощь неимущим.

Почему? Да потому, что подобный человек просто фактом своего существования взывает к совести окружающих: он может отказаться от последнего, ты – нет, он любит всякого страдальца, ты – сторонишься… Это-то и вызывало агрессию на «неудобного» собрата.

Как стать святым?

Вот запись о. Иоанна за 13 мая 1862 г. – всего лишь 6 лет прошло от начала его священнического служения и жизни, которую одни считали праведной, другие – странной, третьи – невыносимой. А вот – ее духовные плоды:

«Младенцы Павел и Ольга по беспредельному милосердию Владыки и по молитве моего непотребства также исцелились от обдержавшего их духа немощи. У Павла малютки немощь разрешилась сном; малютка Ольга получила спокойствие духа, и личико из темного сделалось ясным.

Девять раз ходил молиться с дерзновенным упованием, надеясь, что упование не посрамит (Рим. 5:5), что толкущему отверзется (Мф. 7:8), что хоть за неотступность даст мне Владыка просимое, что если неправедный судия удовлетворил, наконец утруждавшую его женщину (См.: Лк. 18:2–5), то тем более Судия всех Праведнейший удовлетворит мою грешную молитву о невинных детях, что Он призрит на труд мой, на ходьбу мою, на молитвенные слова и коленопреклонения мои, на дерзновение мое, на упование мое. Так и сделал Владыка.

Не посрамил меня, грешника. – Прихожу в десятый раз: младенцы здоровы. Поблагодарил Владыку и Пребыструю Заступницу».

Перед нами запись одного из первых его чудес. Может быть – даже первого.

Пройдет время, и Господь будет внимать даже самой краткой его молитве. Наступит день, и его «странные» походы по трущобам привлекут внимание благотворителей, и к помощи бедным подключатся сотни людей. Через руки самого о. Иоанна будут проходить тысячи и даже десятки тысяч рублей – которые он тут же будет раздавать, чтобы начать день без копейки в кармане, к ужасу жены, домашних, которые, может быть, лишь в последние годы поймут его…

"Жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

На дрожках

Такова была его школа смирения и терпения, дорога к святости. Видя ее, каждый да подумает о себе – где он на этом пути, или, может быть, еще и не

начинал? Начать просто: прости обидчика, полюби оскорбляющего… Просто? Да невозможно! И даже с помощью Божией – с большим трудом.

Вот и предсмертный дневник о. Иоанна читается куда сложнее его других записей. В нем слишком много боли о стране, которая стоит уже на краю пропасти, и – да! – гнева на безбожников, революционеров, готовящих России страшное. И призывов к покаянию – о которых он, уже имеющий духовные дарования, прозорливый старец, знает, что они не будут услышаны.

Пророчества о России

Он знал еще многое. В день рождения Николая II, в 1907 г., в проповеди он бестрепетно обличал и высшие власти. Вот его, фактически, обращение к царю:

«Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты – безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и, если Россия не очистится от многих плевел, то она запустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и беззаконие. Виновно и высшее правительство, потворствующее безпорядкам. Безнаказанность в России в моде, ею щеголяют…»

А проповедуя во время другого богослужения, уже незадолго до кончины, о. Иоанн предсказывал, что падение русского царства случится уже в ближайшие годы – до которых он, однако, не доживет. Есть также данные о том, что наступление этого времени святому дано было увидеть во сне.

Есть и другие данные о пророческом даре святого: например, он предрек особое служение блаж. Матроне Московской, тогда еще девочке, которую выделил из огромной толпы богомольцев во время богослужения. Духовные дети святого были близки и к другой Матроне, Петербургской юродивой, Матроне Босоножке. Вероятно, чтил ее и сам о. Иоанн. А вот о том, как он относился к Г.Распутину, сильно возвысившемуся при царском дворе, историки спорят до сих пор, так как прямых свидетельств об этом нет.

В каком году, как и где умер

Святой оставил земную жизнь 2 января 1908 г., в Кронштадте, дома, после долгой болезни. Есть предположения, что она могла быть вызвана нападением на него, уже очень пожилого, когда о. Иоанн был сильно избит.

"Жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

Иоанн Кронштадский на смертном одре

Квартира в Кронштадте

Она находится по ул. Посадской, 21, на 1 этаже. Здесь, в подлинной квартире, где жил о. Иоанн, сейчас – его небольшой музей.

 

"Жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

Посадская ул., 21, Кронштадт

"Жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

Музей-квартира батюшки Иоанна в Кронштадте

Где служил: храм сегодня

Собор ап. Андрея Первозванного, где ежедневно много лет служил о. Иоанн, разрушен безбожниками, особенно сильно ненавидевшими даже память о святом, в 1932 г. С начала 2000-х гг. началось его воссоздание силами верующих.

"Жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

Андреевский собор. построен в 1805-1817 годах по проекту Андреяна Захарова 53 года здесь служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Архивное фото

Канонизация

Русская Православная Церковь заграницей прославила святого с 1964, а Московский Патриархат внес его имя в святцы в 1990 г.

Где был похоронен

С момента погребения и до наших дней гробница прав. Иоанна находится в Иоанновском женском монастыре на Набережной р. Карповки, в Петербурге.

"Жизнь во Христе" Иоанна Кронштадтского: поучительные истории из личных дневников святого

Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь основал праведный Иоанн Кронштадтский, освятили в честь преподобного Иоанна Рыльского, его духовного покровителя.

Где находятся мощи в Санкт –Петербурге

Монастырь возрожден в 1990-е. Добраться до него проще всего – на метро, ближайшая станция – Петроградская.

Мощи Иоанна Кронштадтского

Патриарх Алексий II у мощам св. прав. Иоанна Кронштадтского в Иоанновском соборе

Храм-усыпальница святого – в цокольном этаже здания. Напротив гробницы – известное жителям города окошечко, у которого ему молились все советские годы, когда доступа к гробнице не было. И сейчас здесь всегда – горящие свечи.

Икона

Основой иконографии о. Иоанна являются его прижизненные фото, а также сохранившиеся видеозаписи. Чаще всего он пишется в богослужебном облачении с Евхаристической Чашей в руках.

Икона Иоанна Кронштадсткого

О чем молятся

Обо всем, что тревожит, печалит. И, конечно, как при жизни, так и по кончине о. Иоанн – великий молитвенник о больных.

Чудеса исцеления от пьянства сегодня

Об одном из них рассказывает Андрей Смирнов, который однажды положил в сумку соседу, пившему запоем, икону св. Иоанна. И вот что говорил потом сам сосед, раб Божий Владимир:

«Я хоть и директор химического предприятия, но запойный пьяница. С женой развелись, дети выросли и разъехались, живу один в огромной квартире. Тоскливо, хотя вроде бы всё в порядке, всем обеспечен, и с избытком. И вот этой весной я запил. Однажды во время этого запоя я пошел за выпивкой. Как вернулся — не помню. А утром проснулся и вместе с виски и водкой обнаружил в сумке… икону Иоанна Кронштадтского. Эта чудесная находка меня настолько потрясла, что с тех пор я стал ходить на службы в церковь, ездить по монастырям. И чем чаще это делал, тем меньше хотелось пить».

В чем еще помогает в наши дни

Вот некоторые отзывы:

«Моему сыну, Ивану, очень непросто учиться в гимназии. Как-то в разговоре с бабушкой я пожаловалась ей, что сыну языки «не даются никак». Она сказала, что будет молиться за Ваню святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Я тоже (всего несколько раз и с сомнениями, прости Господи) просила святого о помощи в учении сыну.И вот, будучи уже в третьем классе, он впервые испытал живой интерес к английскому, улучшились четвертные отметки по русскому и английскому языкам. Святой праведный отче Иоанне Кронштадтский, моли Бога о нас! Умоли Господа помочь нашему неверию!»

(Оксана А.)

«Наша семья переехала жить в другой город, когда сыну было 14 лет. Он очень скучал по своим друзьям и следующим летом, поехав в гости к бабушке с дедушкой (родителям мужа), сразу же направился к друзьям в наш бывший двор и загулялся до того, что общественный транспорт уже не ходил. Я по телефону отругала его и сказала, чтобы он ехал домой на такси. Он сказал, что тогда у него совсем не останется карманных денег, что он будет ночевать на улице, и выключил телефон. Время шло, наше беспокойство за сына и стариков, которые тоже переживали, не могли заснуть, росло.

Я тогда делала первые шаги в вере и ещё даже не была крещена. Молилась, как могла. И вдруг в моём сознании возникло имя святого Иоанна Кронштадтского, я стала просить батюшку вразумить сына. И буквально сразу раздался звонок: сын извинился и сказал, что уже едет на такси домой. Этот случай послужил укреплению моей веры. А к батюшке Иоанну у меня очень тёплое чувство»

(Ольга)

Частицы мощей в Москве

Честные останки святого находятся под спудом. Однако, в Москве все же есть храм с частицей его мощей (это прядь волос). Это церковь прп. Сергия Радонежского по адресу ул. Николо-Ямская, 57. Ближайшая станция метро называется «Площадь Ильича».

Остатки рая на земле

Так о. Иоанн называл цветы, красота которых напоминает людям об утраченном Эдеме.

Цитаты о любви, евреях, посте, покаянии, про апокалипсис, балет и театр

  1. «Враг ежедневно сильно гонит мою веру, надежду и любовь. — Гонят тебя, моя вера! Гонят тебя, моя надежда! Гонят тебя, моя любовь! Терпи вера, терпи надежда, терпи любовь! Мужайся вера, мужайся надежда, мужайся любовь! — Бог ваш поборник! — Не ослабевай вера, не ослабевай надежда, не ослабевай любовь!»
  2. «Нужно любить всякого человека, и в грехе его, и в позоре его. Не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем».
  3. «Пост — хороший учитель: он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать, милости, помощи, спасения»
  4. «Сказал Господу грехи с сокрушением сердца – и растаяли; вздохнул, пожалел о грехах – и нет их. Глаголи беззакония твоя, да оправдишися (Ис. 43:26). Как приходят, так и уходят. Мечта – мечта и есть. Сознал, что они мечта, нелепость, безумие, возымел намерение впредь вести себя исправно – и Бог очистил их чрез Своего служителя и св. Таинства».
  5. «Удивительная болезнь явилась нынче — это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это — прямой показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью — трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишенные разума! А между тем развлечение — это уже общественный порок, уже общественная страсть!»
  6. «Нужно перестать быть рабом чрева, театра, карт, цирка, рабом различного кутежа, табачного зелья, рабом серебра и золота и затейливых мод. Вот ты, поклонник театра, оправдаешься ли на суде Божием в пристрастии к нему? Нет: потому что ты из-за него забыл Бога, храм Божий, слово Божие, молитву, высокое назначение души твоей, созданной по образу Божию, забыл о вечной жизни и о приготовлении к ней, о милостыне, девстве и целомудрии, воздержании.»
  7. «Весь Израиль спасется (Рим. 11, 26), весь Израиль, то есть истинные израильтяне, как Нафанаил, о котором Господь сказал: Се воистинну израильтянин, в немже льсти несть (Иоан. 1, 47). Вот какие израильтяне спасутся. Евреи в большинстве за свое лукавство и бесчисленные злодеяния, в коих не покаялись, погибнут. Изменяйся скорее добрым изменением всякий христианин, доколе не заключены для тебя двери милосердия Божия. Твори дела милосердия, дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати»
  8. «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божием с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры. Восстань же, русский человек!»

«Восстань же, русский человек!» Так обращается святой через века и к нам. Пусть сбылись пророчества святого о десятилетиях гонений на веру, но она все еще жива. И жив с Господом святой, который готов подставить плечо всякому –через чудеса по молитвам к нему, свои писания, оставленные нам, как путеводитель к Небесному Царству.

Наталья Сазонова

Молитва, тропарь

Тропарь, глас 1:

Правосла́вныя ве́ры побо́рниче, / земли́ Росси́йския печа́льниче, / па́стырем пра́вило и о́бразе ве́рным, / покая́ния и жи́зни во Христе́ пропове́дниче, / Боже́ственных Та́ин благогове́йный служи́телю / и дерзнове́нный о лю́дех моли́твенниче, / о́тче пра́ведный Иоа́нне, / цели́телю и преди́вный чудотво́рче, / гра́ду Кроншта́дту похвало́ / и Це́ркви на́шея украше́ние, / моли́ всеблага́го Бо́га // умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 4:

Росси́йския земли́ па́стырь до́брый показа́лся еси́, / в служе́нии пресви́терстем жизнь во Христе́ стяжа́в, богому́дре о́тче Иоа́нне. / Благода́ть изоби́льную от Влады́ки Христа́ прия́л еси́: / неду́ги отгоня́ти, / малоду́шныя утеша́ти, / в Та́йне Пречи́стаго Те́ла и Кро́ве ве́рныя со Христо́м соединя́ти. / Сего́ ра́ди восхваля́ем тя, // я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.

Ин тропарь, глас 4:

Со апо́столы изы́де веща́ние твое́ в концы́ вселе́нныя,/ с испове́дники стpа́дания за Хpиста́ пpетеpпе́л еси́,/ святи́телем уподо́бился еси́ Сло́ва пpопове́данием,/ с пpеподо́бными во благода́ти Бо́жией пpосия́л еси́./ Сего́ pа́ди вознесе́ Госпо́дь бе́здну смиpе́ния твоего́ пpевы́ше небе́с,/ и даpова́ нам и́мя твое́ во исто́чник пpеди́вных чуде́с./ Те́мже во Хpисте́ во ве́ки живы́й, чудотво́pче,/ любо́вию ми́луй су́щия в беда́х,/ слы́ши ча́да твоя́, ве́pою тя пpизыва́ющия,/ Иоа́нне пpа́ведне,// возлю́бленный па́стыpю наш.

Кондак, глас 3:

Днесь па́стырь Кроншта́дтский / предстои́т Престо́лу Бо́жию / и усе́рдно мо́лит о ве́рных / Христа́ Пастыренача́льника, / обетова́ние да́вшаго: / сози́жду Це́рковь Мою́ / и врата́ а́дова // не одоле́ют ей.

Ин кондак, глас 6:

Пропове́дником и́стины, богоно́сным отце́м подра́жая,/ всего́ себе́ на служе́ние Бо́гу и бли́жним вдал еси́,/ и сан свяще́нства нося́, поко́я не ве́дал еси́,/ слу́жбы Бо́жия в хра́ме при́сно соверша́я,/ и в доме́х ве́рных моле́бныя пе́ния воспева́я,/ нужда́ющимся ще́дро благотворя́,/ та́ко наименова́ние благотво́рца и безсре́бренника стяжа́л еси́, Иоа́нне./ Те́мже и по успе́нии твое́м росси́йския лю́дие прославля́ют и́мя твое́,/ и ве́чную па́мять тебе́ возглаша́юще,// пою́т Бо́гу: аллилу́ия.

Молитва первая

О вели́кий уго́дниче Христо́в, святы́й пра́ведный о́тче Иоа́нне Кроншта́дтский, па́стырю ди́вный, ско́рый помо́щниче и ми́лостивый предста́телю! Вознося́ славосло́вие Триеди́ному Бо́гу, ты моли́твенно взыва́л: Имя Тебе́ — Любо́вь: не отве́ргни меня́, заблужда́ющагося. Имя Тебе́ — Си́ла: укрепи́ меня́, изнемога́ющего и па́дающаго. Имя Тебе́ — Свет: просвяти́ ду́шу мою́, омраче́нную жите́йскими страстя́ми. Имя Тебе́ — Мир: умири́ мяту́щуюся ду́шу мою́. Ны́не благода́рная твоему́ предста́тельству всеросси́йская па́ства мо́лится тебе́: Христоимени́тый и пра́ведный уго́дниче Бо́жий! Любо́вию твое́ю озари́ нас, гре́шных и немощны́х, сподо́би нас принести́ досто́йные плоды́ покая́ния и не осужде́нно причаща́тися Христо́вых Та́ин. Си́лою твое́ю ве́ру в нас укрепи́, в моли́тве поддержи́, неду́ги и боле́зни исцели́, от напа́стей, враго́в, ви́димых и неви́димых, изба́ви. Све́том ли́ка твоего́ служи́телей и предстоя́телей Алтаря́ Христо́ва на святы́е по́двиги па́стырского де́лания подви́гни, младе́нцем воспита́ние да́руй, ю́ное наста́ви, ста́рость поддержи́, святы́ни хра́мов и святы́е оби́тели озари́! Умири́, чудотво́рче и прови́дче преизря́днейший, наро́ды страны́ на́шея, благода́тию и да́ром Свята́го Ду́ха изба́ви от междуусо́бныя бра́ни, расточе́нная собери́, прельще́нныя обрати́ и совокупи́ Святе́й Собо́рней и Апо́стольской Це́ркви. Ми́лостию твое́ю супру́жества в ми́ре и единомы́слии соблюди́, мона́шествующим в дела́х благи́х преуспея́ние и благослове́ние да́руй, малоду́шныя уте́ши, стра́ждущих от духо́в нечи́стых свободи́, в ну́ждах и обстоя́ниих су́щих поми́луй и нас на путь спасе́ния наста́ви. Во Христе́ живы́й, о́тче наш Иоа́нне, приведи́ нас к Невече́рнему Све́ту жи́зни ве́чныя, да сподо́бимся с тобо́ю ве́чнаго блаже́нства, хва́ляще и превознося́ще Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О вели́кий чудотво́рче и преди́вный уго́дниче Бо́жий, богоно́сне о́тче Иоа́нне! При́зри на нас и внемли́ благосе́рдно моле́нию на́шему, я́ко вели́ких дарова́ний сподо́би тя Госпо́дь, да хода́таем и при́сным моли́твенником за нас бу́деши. Се бо страстьми́ грехо́вными обурева́еми и зло́бою снеда́еми, за́поведи Бо́жия пренебрего́хом, покая́ния серде́чнаго и слез воздыха́ния не принесо́хом, сего́ ра́ди мно́гим ско́рбем и печа́лем досто́йни яви́хомся. Ты же, о́тче пра́ведный, ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду и сострада́ние к бли́жним свои́м име́я, умоли́ Всеще́драго Влады́ку ми́ра, да проба́вит ми́лость Свою́ на нас и потерпи́т непра́вдам на́шим, не погуби́т нас грех ра́ди на́ших, но вре́мя на покая́ние ми́лостивно нам да́рует. О свя́тче Бо́жий, помози́ нам ве́ру правосла́вную непоро́чно соблюсти́ и за́поведи Бо́жии благоче́стно сохрани́ти, да не облада́ет на́ми вся́кое беззако́ние, ниже́ посра́мится Пра́вда Бо́жия в непра́вдах на́ших, но да сподо́бимся дости́гнути кончи́ны христиа́нския, безболе́зненныя, непосты́дныя, ми́рныя и Тайн Бо́жиих прича́стныя. Еще́ мо́лим тя, о́тче пра́ведне, о е́же Це́ркви на́шей Святе́й до сконча́ния ве́ка утвержде́нней бы́ти, Оте́честву же на́шему мир и пребыва́ние испроси́ и от всех зол сохрани́, да та́ко наро́ди на́ши, Бо́гом храни́ми, в единомы́слии ве́ры и во вся́ком благоче́стии и чистоте́, в ле́поте духо́внаго бра́тства, трезве́нии и согла́сии свиде́тельствуют: я́ко с на́ми Бог! В Нем же живе́м и дви́жемся, и есмы́, и прибу́дем во ве́ки. Ами́нь.

Молитва третья

О́тче Иоа́нне досточу́дне! Ты доброде́тельми мно́гими к Бо́гу прибли́зился еси́ и дарова́ний духо́вных от Него́ сподо́бился еси́: неду́ги врачева́ти, стра́сти прогоня́ти и ско́рби утоля́ти. Те́мже смире́нно мо́лим тя: пода́ждь неду́гом на́шим исцеле́ние и страсте́м врачева́ние, находя́щия же на нас ско́рби утоли́ и ра́дость духо́вную в сердца́ на́ша всели́. И помози́ нам подража́тельми бы́ти свята́го твоего́ жития́ и всех благи́х твои́х дея́ний, я́ко да сподо́бимся с тобо́ю насле́дия Ца́рствия Небе́снаго. Ами́нь.

Источники:

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/moja_gizn_vo_hriste

http://andreevsky-sobor.ru/

http://diak.ortox.ru/__pravednym,_blazhennym_i_bezsrebrennikam/view/id/1104857

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik/5

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Самый известный из Михаилов: Архистратиг Божий, святой Архангел — покровитель воиновСамый известный из Михаилов: Архистратиг Божий, святой Архангел — покровитель воинов

0 Comments
Архангел Михаил - покровитель воинов

«Кто подобен Богу?». Именно так переводится это имя, одно из древнейших семитских. Среди людей, носивших его во времена Ветхого Завета – военачальники и служители храма, родственники иудейских царей. Но самый известный из Михаилов – из числа не людей, а Ангелов — это Архангел Михаил. Когда

Жития в фактах

Пять святых военачальников знает Церковный календарь, среди них — Феодор Стратилат. Чем близок нам великомученик IV века: житие, подвиг, чудесаПять святых военачальников знает Церковный календарь, среди них — Феодор Стратилат. Чем близок нам великомученик IV века: житие, подвиг, чудеса

0 Comments
Феодор Стратилат

Святой Феодор Стратилат погиб за Христа 21 февраля далекого от нас 319 г. в Гераклее Понтийской, городе которого давно нет, а на его месте – населенный мусульманами турецкий город Эрегли. Чем же близок христианам этот древний святой в наши дни? Что означает слово «стратилат» Слово

Жития в фактах

Какую азбуку составили равноапостольные Кирилл и Мефодий? Вся правда о святых «солунских братьях»Какую азбуку составили равноапостольные Кирилл и Мефодий? Вся правда о святых «солунских братьях»

0 Comments
Кирилл и Мефодий- святые

27 февраля Церковь чтит равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (869). День памяти его старшего брата Мефодия — архиепископа Моравского (885) — 19 апреля. А 24 мая – не просто церковный, но с некоторых пор – государственный праздник, посвященный памяти двух греческих миссионеров. Благодаря святым равноапостольным братьям Кириллу

Жития в фактах

Прозорливец и любимый святой Достоевского — святитель Тихон ЗадонскийПрозорливец и любимый святой Достоевского — святитель Тихон Задонский

11 комментариев
Тихон Задонский

Епископ Тихон Задонский — один из самых уважаемых архиереев своего времени родился в крайней бедности, трудом, собственным умом при Божией помощи выучился получил образование, наконец, возглавил епархию… А потом отказался от всего, чтобы уединенно молиться, писать духовные сочинения. Они-то, а еще – пример подвижнической жизни

Жития в фактах

«От меня это было»: От рассыльного в лавке – до миллионера, далее — к святости: жизненный путь Серафима Вырицкого«От меня это было»: От рассыльного в лавке – до миллионера, далее — к святости: жизненный путь Серафима Вырицкого

0 Comments
Серафим Вырицкий

Он с детства хотел быть иноком – но большую часть жизни провел в миру. Святой знал нужду, бедность, тяжелый труд – и богатство, а потом – его лишение. И даже иноческий его путь проходил не в тишине монастыря, но – в служении ближним в годы

Жития в фактах