Мы не так много знаем о святых, даже тех, кто жил сравнительно недавно, чуть более ста лет назад. Их путь к Богу и Его Царству чаще всего скрыт от посторонних глаз. На виду – молитвенность, совершенные силой Божией чудеса, но не внутренний мир подвижника. Оттого часто кажется: святые – небожители, земные Ангелы, не нам, грешным, чета, и куда уж нам до их жизни. Стало быть, и стараться ни к чему. Так думают многие – и думают неверно.
«Человек, подобный нам»
Так, вразумляя еще христиан I в., писал о прор. Илие Апостол Иаков, первый епископ Иерусалимской Церкви:
«Илия был человек, подобный нам, и молитвоюпомолился, чтобы не было дождя: и не было дождя. на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь»
(Иак.5:17-18).
Да, подвижники – подобные нам люди, со своим путем к святости, страстями, недостатками… а как иначе? Разве не обще всем людям греховное повреждение их природы, «тленность, смертность и страстность», начиная от Адама? Не безгрешностью и отсутствием падений отличаются от нас святые, но лишь горячим желанием спасения, открытостью Богу. Вот только увидеть, каким был их путь, удается очень редко.
В этом отношении уникален праведный Иоанн Кронштадтский: он об этой трудной дороге… рассказывает сам. День за днем – в своем духовном дневнике «Моя жизнь во Христе». Первые его издания вышли еще при земной жизни батюшки: материал для издания он отбирал лично. А в последние годы печатается то, что никогда еще не издавалось…
Когда память
Православная Церковь молитвенно чтит память святого праведного Иоанна Кронштадтского 2 января, это – день кончины угодника Божия. Есть и еще один день памяти святого, 14 июня, это – годовщина его канонизации.
Годы жизни
Отец Иоанн прожил долгую жизнь, почти 80 лет. Он родился в 1829 и преставился в 1908 г.
Чем знаменит
Чудесами еще при жизни:
- по его молитвам исцелялись самые страшные болезни, люди буквально «возводились от врат смертных»;
- часто, чтобы чудо совершилось, совсем не нужно было приезжать в Кронштадт или Петербург, а достаточно – послать телеграмму с прошением; такие послания сотнями несли о. Иоанну в алтарь, когда он совершал литургию; свидетельства его благодатной помощи в начале XX в. исчислялись тысячами;
- его знали также, как великого благотворителя, помогавшего сотням бедняков, притом – не просто «продержаться» в сложной ситуации, но – наладить жизнь, войти в общество: святым основан один из первых в России Домов трудолюбия, где людям не только помогали финансово или продуктами, но давали профессию, впоследствии – работу;
- перед ним благоговела даже царская семья; известно, что о. Иоанн приезжал к умирающему Александру III, его молитвы облегчили духовное состояние императора.
Так что совсем не удивительно, что атеист, писатель А.П. Чехов, в конце XIX в. бывший на далеком от столицы Сахалине, неохотно, но отмечал: почти в каждом доме можно увидеть фото о. Иоанна.
Критика
Впрочем, популярность «всероссийского батюшки» имела оборотную сторону: он был также «знаменит», как, может быть, самый ненавидимый безбожниками иерей, к тому же – обличитель кумира тогдашней интеллигенции, писателя Льва Толстого, чьи псевдохристианские взгляды привели его к отлучению от Церкви.
Критика святого распространена и сейчас:мол, обличения безбожников были «не по разуму», в них было слишком много страсти, гнева… А сколько подобного пришлось выслушать о. Иоанну за время своего служения, особенно в первые его годы, когда – да, было и такое время! – он вовсе не был известен стране как великий святой молитвенник, чудотворец.
Молитва Иоанна Кронштадтского, спасающая от уныния
«Господи! Имя Тебе – любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека. Имя Тебе – Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего! Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстьми. Имя Тебе – Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе – Милость: не преставай миловать меня!»
До священнического сана
По устным воспоминаниям святого, рассказам близких людей, известно, что:
- родина Ивана Сергиева – село Сура, где жили его родители Илья и Феодора, где он появился на свет: день рождения святого 19 октября 1829 г.;
- отец был псаломщиком при храме, а поколения предков о. Иоанна – имели и священный сан; мать Ивана, Феодора, была женщиной простой, необразованной, но имела твердый характера, а в вопросах веры могла быть даже бескомпромиссной – эту ее черту унаследовал сын, в то же время много взявший и от отца, который, по сохранившимся воспоминаниям, отличался кротостью, любовью к людям;
- шести лет мальчик уже участвовал в богослужениях вместе с отцом, с десяти – учился в приходском училище, затем в с семинарии и, наконец, «на казенный счет», как очень способный сын бедных родителей, окончил Петербургскую Духовную Академию.
От этого же времени сохранились воспоминания – от свидетельств самого о. Иоанна, до рассказов его родных, друзей – что уже в первые годы отрок как бы имел печать особого Божия избрания.
Так, Иоанн:
- особенно любил молиться;
- однажды во время молитвы удостоился видеть своего Ангела Хранителя;
- когда во время обучения в училище был среди отстающих, хотя очень старался, и скорбел об этом, однажды буквально чудом получил способности не просто к учебе, а – к отличной учебе, благодаря чему и был принят в Академию;
- будучи студентом, хотел стать миссионеров в Сибири или в Америке – но однажды увидел сон, что он служит священником в храме в России; когда он после Академии попал в Андреевский собор Кронштадта, он почти в ужасе остановился на его пороге: это был тот самый храм!
Подобные истории часто можно прочитать в житиях святых древности с современности. Составители житий не пишут лишь, каково это – жить рядом с таким человеком, и как чувствует себя он сам – тот, кого Господь особым образом ведет к не только к спасению, но и наставляет на служение ближним. В случае о. Иоанна у нас есть возможность узнать эту сторону его святости.
Моя жизнь во Христе
Самые ранние записи о. Иоанна относятся к 1856 г., времени начала его священнического служения. Он продолжал вести этот дневник почти о самой кончины, до 1908 г. Эти тетради, которых сохранилось несколько десятков – свидетели не только (а часто – не столько) событий жизни, сколько духовного возрастания, как верно писал сам автор, «во Христе», и – при Его помощи.
Дневник о. Иоанна – мысли христианина, которого переполняют духовные восторги от чтения Писания, молитвы и просто от созерцания природы.
- «Да, Господи: Ты Царь мой по праву творения и искупления, а я – раб Твой; у меня все – Твое: и душа, и тело, и здоровье, и способности, и все, что у меня есть. Вся судьба моя – и временная, и вечная – зависит от Тебя, как судьба полного раба от его господина…»
- «Как дыхание необходимо для тела, и без дыхания человек не может жить: так без дыхания Духа Божия душа не может жить истинною жизнию. Что воздух для тела, то Дух Божий для души. Воздух подобие некоторое Духа Божия…»
- «Смотря на мир Божий, я везде вижу необыкновенную щедрость Божию в дарах природы: поверхность земли – это как бы богатейшая трапеза, приготовленная в изобилии и разнообразии самым любящим и щедрым хозяином; недра вод также служат насыщению человека. Что говорить о животных четвероногих и птицах? И здесь сколько щедрости в доставлении пищи и одежды человеку! Щедротам Господним нет числа. Смотрите, чего не доставляет земля летом и осенью! Так всякий христианин, особенно священник, подражай щедротам Господа, да будет трапеза твоя открыта всякому, как трапеза Господня…»
Эти и многие подобные слова – великое утешение тем, кто малодушествует, подвергается гонениям, искушениям от людей или – что, как правило, куда чаще – от собственных страстей.
Но почему слова о. Иоанна так доходчивы, им так верят?
Да потому, что написал их «подобный нам человек», не безгрешный, тоже страстный, тоже падающий. И в этом смысле дневник – своего рода исповедь его души пред Богом – и перед людьми, подобно тому, как то было у христиан первых веков, когда покаяние было не тайным, как теперь, но – публичным.
Кстати, как знают многие, приходившие на службу к о. Иоанну тоже, как верующие более 1000 лет назад, исповедовались вслух, при всех – и, кажется, самый воздух во время этой общей исповеди содрогался от их молитвенного покаянного плача. А в чем же исповедовался сам «всероссийский батюшка»?
Исповедь из дневника
Именно эти покаянные строки, разбросанные тут и там по страницам дневника – и есть его путь к святости. Особенно – если знать, в каких условиях жил о. Иоанн, каким искушениям подвергался.
«Враги человеку – домашние его»?
Незадолго до принятия сана Иоанн женился, как тогда говорили, на «невесте с местом», Елизавете, дочери протоиерея Андреевского собора Кронштадта, Константина Несвицкого. Формула «невеста с местом» означала: отец супруги о. Иоанна, по немощи решивший уйти на покой, оставляет свое место зятю – с условием, что тот будет содержать его и семью.
Масштаб возникшей «проблемы» молодой батюшка осознал только после свадьбы: супруги Несвицкие, помощь которым легла на его плечи, имели сыновей и дочерей… вполне взрослых, которых, однако, священнику следовало «содержать», как и самих тестя и тещу. На его иждивении оказалось сразу несколько взрослых людей.
Между тем:
- о. Иоанн, твердый духом – весь в мать, Феодору – имел собственные представления о священстве и его служении; он раздавал свое жалованье бедным, часто – отдавал даже свою одежду, обувь, буквально приходя из храма босой; прихожане, недоумевающие о такой горячности молодого иерея, часто выкупали или забирали его сапоги у бездомных, возвращали Елизавете Константиновне: мол, «твой-то опять босой придет»;
- впрочем, жалованья у о. Иоанна в принципе было мало: вместо того, чтобы «зарабатывать деньги» для семьи, он бесплатно служил для бедняков, проводил духовные беседы, которые «ничего не стоили» (финансово).
Реакцию Несвицких нетрудно представить. А молодой батюшка не раз и не два в своем дневнике кается… в скупости в отношении братьев жены, осуждении, неприязни…
Но иногда в дневнике прорываются и более серьезные вещи: домашние о. Иоанна были еще и не одного с ним духа:
«Горе мне с домашними моими, с их неуважением к постановлениям церковным, с их лакомством всегдашним, безобразием в повседневной жизни… забавами, смехами с детьми… с кошками и собакой, с их леностию к молитве домашней и общественной (раз 5–6 в год ходят в церковь – Бог им судья!). Какой ответ оне дадут за себя и детей: оне царствовать хотят и царствуют действительно, исполняя все свои прихоти и желания… А как оне воспитывают детей! О ужас! Вне всякого уважения к уставам Церкви! Сами не соблюдают посты и детей также учат: на 1 неделе Великого поста едят сыр и яйца, не говоря о икре и рыбе. Кто их вразумит? Меня не слушают».
Но еще сложнее было самой матушке. Ведь Иоанн сразу сказал ей, что, помимо очень особенного понимания своего служения, он еще… намерен жить с супругой, как брат и сестра во Христе. Уже во времена, когда оба они приближались к кончине, приходившие в дом Сергиевых свидетельствовали, что тихая, смиренная матушка Елизавета называла мужа «брат Иоанн».
Путь к этому был долгим и более чем сложным. Вот что пишет о. Иоанн в дневнике за 1882 г.:
«Вечером сегодня вышла крупная неприятность с женою из-за того, что я обличил ее в подделке ключа к моему письменному столу и к внутренним ящикам и во взятии некоторых вещей и денег.
Как львица разъяренная она [налетела] на меня и готова была растерзать; от злости ревела, выла, как бешеная; грозила ударить по щеке при детях; корила бабами, т. е. благочестивыми женщинами, имеющими со мною духовное общение в молитвах, таинствах, духовных беседах и чтениях, поносила самым бесчестным образом, а себя возвышала.
Господи! Отпусти ей, не весть бо что говорит и творит. Вразуми ее всю омраченную житейскими суетами и сластями, утолсте и расшире и забы Бога».
А ведь к тому времени супруги были женаты уже более 15 лет. Но разве не просто нам понять и Елизавету Константиновну? Многие ли и теперь могут «выжить» рядом с мужем, отдающим заработную плату «тем, кому она больше нужна», приходящем домой без обуви и пальто, потому что отдал бедному, да еще и фактически ведущим монашескую жизнь в миру?
Именно такова реакция «мiра» на святость. Ведь она – не «от нижних», а «от вышних». А значит – людям мирского духа не понятна. Нам – непонятна, стоит лишь оторвать взгляд от канонических житий, которые известный современный агиограф, игумен Дамаскин (Орловский) именует «лубочными». И увидеть реального, настоящего святого, а не человека-схему.
«Беды от лжебратии»
Семейными неурядицами дело, увы, не ограничивалось. Дневники святого пестрят покаянными словами, посвященными сослужителям из собора. Не раз о. Иоанну доводилось совершать литургию в немирном духе, после того, как его в очередной раз обличили, огорчили, подвергли насмешкам…
За что? За то, что он делал – за бесплатные требы для бедных, посещение трущоб, помощь неимущим.
Почему? Да потому, что подобный человек просто фактом своего существования взывает к совести окружающих: он может отказаться от последнего, ты – нет, он любит всякого страдальца, ты – сторонишься… Это-то и вызывало агрессию на «неудобного» собрата.
Как стать святым?
Вот запись о. Иоанна за 13 мая 1862 г. – всего лишь 6 лет прошло от начала его священнического служения и жизни, которую одни считали праведной, другие – странной, третьи – невыносимой. А вот – ее духовные плоды:
«Младенцы Павел и Ольга по беспредельному милосердию Владыки и по молитве моего непотребства также исцелились от обдержавшего их духа немощи. У Павла малютки немощь разрешилась сном; малютка Ольга получила спокойствие духа, и личико из темного сделалось ясным.
Девять раз ходил молиться с дерзновенным упованием, надеясь, что упование не посрамит (Рим. 5:5), что толкущему отверзется (Мф. 7:8), что хоть за неотступность даст мне Владыка просимое, что если неправедный судия удовлетворил, наконец утруждавшую его женщину (См.: Лк. 18:2–5), то тем более Судия всех Праведнейший удовлетворит мою грешную молитву о невинных детях, что Он призрит на труд мой, на ходьбу мою, на молитвенные слова и коленопреклонения мои, на дерзновение мое, на упование мое. Так и сделал Владыка.
Не посрамил меня, грешника. – Прихожу в десятый раз: младенцы здоровы. Поблагодарил Владыку и Пребыструю Заступницу».
Перед нами запись одного из первых его чудес. Может быть – даже первого.
Пройдет время, и Господь будет внимать даже самой краткой его молитве. Наступит день, и его «странные» походы по трущобам привлекут внимание благотворителей, и к помощи бедным подключатся сотни людей. Через руки самого о. Иоанна будут проходить тысячи и даже десятки тысяч рублей – которые он тут же будет раздавать, чтобы начать день без копейки в кармане, к ужасу жены, домашних, которые, может быть, лишь в последние годы поймут его…
Такова была его школа смирения и терпения, дорога к святости. Видя ее, каждый да подумает о себе – где он на этом пути, или, может быть, еще и не
начинал? Начать просто: прости обидчика, полюби оскорбляющего… Просто? Да невозможно! И даже с помощью Божией – с большим трудом.
Вот и предсмертный дневник о. Иоанна читается куда сложнее его других записей. В нем слишком много боли о стране, которая стоит уже на краю пропасти, и – да! – гнева на безбожников, революционеров, готовящих России страшное. И призывов к покаянию – о которых он, уже имеющий духовные дарования, прозорливый старец, знает, что они не будут услышаны.
Пророчества о России
Он знал еще многое. В день рождения Николая II, в 1907 г., в проповеди он бестрепетно обличал и высшие власти. Вот его, фактически, обращение к царю:
«Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты – безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и, если Россия не очистится от многих плевел, то она запустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и беззаконие. Виновно и высшее правительство, потворствующее безпорядкам. Безнаказанность в России в моде, ею щеголяют…»
А проповедуя во время другого богослужения, уже незадолго до кончины, о. Иоанн предсказывал, что падение русского царства случится уже в ближайшие годы – до которых он, однако, не доживет. Есть также данные о том, что наступление этого времени святому дано было увидеть во сне.
Есть и другие данные о пророческом даре святого: например, он предрек особое служение блаж. Матроне Московской, тогда еще девочке, которую выделил из огромной толпы богомольцев во время богослужения. Духовные дети святого были близки и к другой Матроне, Петербургской юродивой, Матроне Босоножке. Вероятно, чтил ее и сам о. Иоанн. А вот о том, как он относился к Г.Распутину, сильно возвысившемуся при царском дворе, историки спорят до сих пор, так как прямых свидетельств об этом нет.
В каком году, как и где умер
Святой оставил земную жизнь 2 января 1908 г., в Кронштадте, дома, после долгой болезни. Есть предположения, что она могла быть вызвана нападением на него, уже очень пожилого, когда о. Иоанн был сильно избит.
Квартира в Кронштадте
Она находится по ул. Посадской, 21, на 1 этаже. Здесь, в подлинной квартире, где жил о. Иоанн, сейчас – его небольшой музей.
Где служил: храм сегодня
Собор ап. Андрея Первозванного, где ежедневно много лет служил о. Иоанн, разрушен безбожниками, особенно сильно ненавидевшими даже память о святом, в 1932 г. С начала 2000-х гг. началось его воссоздание силами верующих.
Канонизация
Русская Православная Церковь заграницей прославила святого с 1964, а Московский Патриархат внес его имя в святцы в 1990 г.
Где был похоронен
С момента погребения и до наших дней гробница прав. Иоанна находится в Иоанновском женском монастыре на Набережной р. Карповки, в Петербурге.
Где находятся мощи в Санкт –Петербурге
Монастырь возрожден в 1990-е. Добраться до него проще всего – на метро, ближайшая станция – Петроградская.
Храм-усыпальница святого – в цокольном этаже здания. Напротив гробницы – известное жителям города окошечко, у которого ему молились все советские годы, когда доступа к гробнице не было. И сейчас здесь всегда – горящие свечи.
Икона
Основой иконографии о. Иоанна являются его прижизненные фото, а также сохранившиеся видеозаписи. Чаще всего он пишется в богослужебном облачении с Евхаристической Чашей в руках.
О чем молятся
Обо всем, что тревожит, печалит. И, конечно, как при жизни, так и по кончине о. Иоанн – великий молитвенник о больных.
Чудеса исцеления от пьянства сегодня
Об одном из них рассказывает Андрей Смирнов, который однажды положил в сумку соседу, пившему запоем, икону св. Иоанна. И вот что говорил потом сам сосед, раб Божий Владимир:
«Я хоть и директор химического предприятия, но запойный пьяница. С женой развелись, дети выросли и разъехались, живу один в огромной квартире. Тоскливо, хотя вроде бы всё в порядке, всем обеспечен, и с избытком. И вот этой весной я запил. Однажды во время этого запоя я пошел за выпивкой. Как вернулся — не помню. А утром проснулся и вместе с виски и водкой обнаружил в сумке… икону Иоанна Кронштадтского. Эта чудесная находка меня настолько потрясла, что с тех пор я стал ходить на службы в церковь, ездить по монастырям. И чем чаще это делал, тем меньше хотелось пить».
В чем еще помогает в наши дни
Вот некоторые отзывы:
«Моему сыну, Ивану, очень непросто учиться в гимназии. Как-то в разговоре с бабушкой я пожаловалась ей, что сыну языки «не даются никак». Она сказала, что будет молиться за Ваню святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Я тоже (всего несколько раз и с сомнениями, прости Господи) просила святого о помощи в учении сыну.И вот, будучи уже в третьем классе, он впервые испытал живой интерес к английскому, улучшились четвертные отметки по русскому и английскому языкам. Святой праведный отче Иоанне Кронштадтский, моли Бога о нас! Умоли Господа помочь нашему неверию!»
(Оксана А.)
«Наша семья переехала жить в другой город, когда сыну было 14 лет. Он очень скучал по своим друзьям и следующим летом, поехав в гости к бабушке с дедушкой (родителям мужа), сразу же направился к друзьям в наш бывший двор и загулялся до того, что общественный транспорт уже не ходил. Я по телефону отругала его и сказала, чтобы он ехал домой на такси. Он сказал, что тогда у него совсем не останется карманных денег, что он будет ночевать на улице, и выключил телефон. Время шло, наше беспокойство за сына и стариков, которые тоже переживали, не могли заснуть, росло.
Я тогда делала первые шаги в вере и ещё даже не была крещена. Молилась, как могла. И вдруг в моём сознании возникло имя святого Иоанна Кронштадтского, я стала просить батюшку вразумить сына. И буквально сразу раздался звонок: сын извинился и сказал, что уже едет на такси домой. Этот случай послужил укреплению моей веры. А к батюшке Иоанну у меня очень тёплое чувство»
(Ольга)
Частицы мощей в Москве
Честные останки святого находятся под спудом. Однако, в Москве все же есть храм с частицей его мощей (это прядь волос). Это церковь прп. Сергия Радонежского по адресу ул. Николо-Ямская, 57. Ближайшая станция метро называется «Площадь Ильича».
Остатки рая на земле
Так о. Иоанн называл цветы, красота которых напоминает людям об утраченном Эдеме.
Цитаты о любви, евреях, посте, покаянии, про апокалипсис, балет и театр
- «Враг ежедневно сильно гонит мою веру, надежду и любовь. — Гонят тебя, моя вера! Гонят тебя, моя надежда! Гонят тебя, моя любовь! Терпи вера, терпи надежда, терпи любовь! Мужайся вера, мужайся надежда, мужайся любовь! — Бог ваш поборник! — Не ослабевай вера, не ослабевай надежда, не ослабевай любовь!»
- «Нужно любить всякого человека, и в грехе его, и в позоре его. Не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем».
- «Пост — хороший учитель: он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать, милости, помощи, спасения»
- «Сказал Господу грехи с сокрушением сердца – и растаяли; вздохнул, пожалел о грехах – и нет их. Глаголи беззакония твоя, да оправдишися (Ис. 43:26). Как приходят, так и уходят. Мечта – мечта и есть. Сознал, что они мечта, нелепость, безумие, возымел намерение впредь вести себя исправно – и Бог очистил их чрез Своего служителя и св. Таинства».
- «Удивительная болезнь явилась нынче — это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это — прямой показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью — трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишенные разума! А между тем развлечение — это уже общественный порок, уже общественная страсть!»
- «Нужно перестать быть рабом чрева, театра, карт, цирка, рабом различного кутежа, табачного зелья, рабом серебра и золота и затейливых мод. Вот ты, поклонник театра, оправдаешься ли на суде Божием в пристрастии к нему? Нет: потому что ты из-за него забыл Бога, храм Божий, слово Божие, молитву, высокое назначение души твоей, созданной по образу Божию, забыл о вечной жизни и о приготовлении к ней, о милостыне, девстве и целомудрии, воздержании.»
- «Весь Израиль спасется (Рим. 11, 26), весь Израиль, то есть истинные израильтяне, как Нафанаил, о котором Господь сказал: Се воистинну израильтянин, в немже льсти несть (Иоан. 1, 47). Вот какие израильтяне спасутся. Евреи в большинстве за свое лукавство и бесчисленные злодеяния, в коих не покаялись, погибнут. Изменяйся скорее добрым изменением всякий христианин, доколе не заключены для тебя двери милосердия Божия. Твори дела милосердия, дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати»
- «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божием с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры. Восстань же, русский человек!»
«Восстань же, русский человек!» Так обращается святой через века и к нам. Пусть сбылись пророчества святого о десятилетиях гонений на веру, но она все еще жива. И жив с Господом святой, который готов подставить плечо всякому –через чудеса по молитвам к нему, свои писания, оставленные нам, как путеводитель к Небесному Царству.
Наталья Сазонова
Молитва, тропарь
Тропарь, глас 1:
Правосла́вныя ве́ры побо́рниче, / земли́ Росси́йския печа́льниче, / па́стырем пра́вило и о́бразе ве́рным, / покая́ния и жи́зни во Христе́ пропове́дниче, / Боже́ственных Та́ин благогове́йный служи́телю / и дерзнове́нный о лю́дех моли́твенниче, / о́тче пра́ведный Иоа́нне, / цели́телю и преди́вный чудотво́рче, / гра́ду Кроншта́дту похвало́ / и Це́ркви на́шея украше́ние, / моли́ всеблага́го Бо́га // умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.
Ин тропарь, глас 4:
Росси́йския земли́ па́стырь до́брый показа́лся еси́, / в служе́нии пресви́терстем жизнь во Христе́ стяжа́в, богому́дре о́тче Иоа́нне. / Благода́ть изоби́льную от Влады́ки Христа́ прия́л еси́: / неду́ги отгоня́ти, / малоду́шныя утеша́ти, / в Та́йне Пречи́стаго Те́ла и Кро́ве ве́рныя со Христо́м соединя́ти. / Сего́ ра́ди восхваля́ем тя, // я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.
Ин тропарь, глас 4:
Со апо́столы изы́де веща́ние твое́ в концы́ вселе́нныя,/ с испове́дники стpа́дания за Хpиста́ пpетеpпе́л еси́,/ святи́телем уподо́бился еси́ Сло́ва пpопове́данием,/ с пpеподо́бными во благода́ти Бо́жией пpосия́л еси́./ Сего́ pа́ди вознесе́ Госпо́дь бе́здну смиpе́ния твоего́ пpевы́ше небе́с,/ и даpова́ нам и́мя твое́ во исто́чник пpеди́вных чуде́с./ Те́мже во Хpисте́ во ве́ки живы́й, чудотво́pче,/ любо́вию ми́луй су́щия в беда́х,/ слы́ши ча́да твоя́, ве́pою тя пpизыва́ющия,/ Иоа́нне пpа́ведне,// возлю́бленный па́стыpю наш.
Кондак, глас 3:
Днесь па́стырь Кроншта́дтский / предстои́т Престо́лу Бо́жию / и усе́рдно мо́лит о ве́рных / Христа́ Пастыренача́льника, / обетова́ние да́вшаго: / сози́жду Це́рковь Мою́ / и врата́ а́дова // не одоле́ют ей.
Ин кондак, глас 6:
Пропове́дником и́стины, богоно́сным отце́м подра́жая,/ всего́ себе́ на служе́ние Бо́гу и бли́жним вдал еси́,/ и сан свяще́нства нося́, поко́я не ве́дал еси́,/ слу́жбы Бо́жия в хра́ме при́сно соверша́я,/ и в доме́х ве́рных моле́бныя пе́ния воспева́я,/ нужда́ющимся ще́дро благотворя́,/ та́ко наименова́ние благотво́рца и безсре́бренника стяжа́л еси́, Иоа́нне./ Те́мже и по успе́нии твое́м росси́йския лю́дие прославля́ют и́мя твое́,/ и ве́чную па́мять тебе́ возглаша́юще,// пою́т Бо́гу: аллилу́ия.
Молитва первая
О вели́кий уго́дниче Христо́в, святы́й пра́ведный о́тче Иоа́нне Кроншта́дтский, па́стырю ди́вный, ско́рый помо́щниче и ми́лостивый предста́телю! Вознося́ славосло́вие Триеди́ному Бо́гу, ты моли́твенно взыва́л: Имя Тебе́ — Любо́вь: не отве́ргни меня́, заблужда́ющагося. Имя Тебе́ — Си́ла: укрепи́ меня́, изнемога́ющего и па́дающаго. Имя Тебе́ — Свет: просвяти́ ду́шу мою́, омраче́нную жите́йскими страстя́ми. Имя Тебе́ — Мир: умири́ мяту́щуюся ду́шу мою́. Ны́не благода́рная твоему́ предста́тельству всеросси́йская па́ства мо́лится тебе́: Христоимени́тый и пра́ведный уго́дниче Бо́жий! Любо́вию твое́ю озари́ нас, гре́шных и немощны́х, сподо́би нас принести́ досто́йные плоды́ покая́ния и не осужде́нно причаща́тися Христо́вых Та́ин. Си́лою твое́ю ве́ру в нас укрепи́, в моли́тве поддержи́, неду́ги и боле́зни исцели́, от напа́стей, враго́в, ви́димых и неви́димых, изба́ви. Све́том ли́ка твоего́ служи́телей и предстоя́телей Алтаря́ Христо́ва на святы́е по́двиги па́стырского де́лания подви́гни, младе́нцем воспита́ние да́руй, ю́ное наста́ви, ста́рость поддержи́, святы́ни хра́мов и святы́е оби́тели озари́! Умири́, чудотво́рче и прови́дче преизря́днейший, наро́ды страны́ на́шея, благода́тию и да́ром Свята́го Ду́ха изба́ви от междуусо́бныя бра́ни, расточе́нная собери́, прельще́нныя обрати́ и совокупи́ Святе́й Собо́рней и Апо́стольской Це́ркви. Ми́лостию твое́ю супру́жества в ми́ре и единомы́слии соблюди́, мона́шествующим в дела́х благи́х преуспея́ние и благослове́ние да́руй, малоду́шныя уте́ши, стра́ждущих от духо́в нечи́стых свободи́, в ну́ждах и обстоя́ниих су́щих поми́луй и нас на путь спасе́ния наста́ви. Во Христе́ живы́й, о́тче наш Иоа́нне, приведи́ нас к Невече́рнему Све́ту жи́зни ве́чныя, да сподо́бимся с тобо́ю ве́чнаго блаже́нства, хва́ляще и превознося́ще Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О вели́кий чудотво́рче и преди́вный уго́дниче Бо́жий, богоно́сне о́тче Иоа́нне! При́зри на нас и внемли́ благосе́рдно моле́нию на́шему, я́ко вели́ких дарова́ний сподо́би тя Госпо́дь, да хода́таем и при́сным моли́твенником за нас бу́деши. Се бо страстьми́ грехо́вными обурева́еми и зло́бою снеда́еми, за́поведи Бо́жия пренебрего́хом, покая́ния серде́чнаго и слез воздыха́ния не принесо́хом, сего́ ра́ди мно́гим ско́рбем и печа́лем досто́йни яви́хомся. Ты же, о́тче пра́ведный, ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду и сострада́ние к бли́жним свои́м име́я, умоли́ Всеще́драго Влады́ку ми́ра, да проба́вит ми́лость Свою́ на нас и потерпи́т непра́вдам на́шим, не погуби́т нас грех ра́ди на́ших, но вре́мя на покая́ние ми́лостивно нам да́рует. О свя́тче Бо́жий, помози́ нам ве́ру правосла́вную непоро́чно соблюсти́ и за́поведи Бо́жии благоче́стно сохрани́ти, да не облада́ет на́ми вся́кое беззако́ние, ниже́ посра́мится Пра́вда Бо́жия в непра́вдах на́ших, но да сподо́бимся дости́гнути кончи́ны христиа́нския, безболе́зненныя, непосты́дныя, ми́рныя и Тайн Бо́жиих прича́стныя. Еще́ мо́лим тя, о́тче пра́ведне, о е́же Це́ркви на́шей Святе́й до сконча́ния ве́ка утвержде́нней бы́ти, Оте́честву же на́шему мир и пребыва́ние испроси́ и от всех зол сохрани́, да та́ко наро́ди на́ши, Бо́гом храни́ми, в единомы́слии ве́ры и во вся́ком благоче́стии и чистоте́, в ле́поте духо́внаго бра́тства, трезве́нии и согла́сии свиде́тельствуют: я́ко с на́ми Бог! В Нем же живе́м и дви́жемся, и есмы́, и прибу́дем во ве́ки. Ами́нь.
Молитва третья
О́тче Иоа́нне досточу́дне! Ты доброде́тельми мно́гими к Бо́гу прибли́зился еси́ и дарова́ний духо́вных от Него́ сподо́бился еси́: неду́ги врачева́ти, стра́сти прогоня́ти и ско́рби утоля́ти. Те́мже смире́нно мо́лим тя: пода́ждь неду́гом на́шим исцеле́ние и страсте́м врачева́ние, находя́щия же на нас ско́рби утоли́ и ра́дость духо́вную в сердца́ на́ша всели́. И помози́ нам подража́тельми бы́ти свята́го твоего́ жития́ и всех благи́х твои́х дея́ний, я́ко да сподо́бимся с тобо́ю насле́дия Ца́рствия Небе́снаго. Ами́нь.
Источники:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/moja_gizn_vo_hriste
http://andreevsky-sobor.ru/
http://diak.ortox.ru/__pravednym,_blazhennym_i_bezsrebrennikam/view/id/1104857
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik/5