Первый венчанный царь на Русский престол — Иоанн Васильевич IV (Грозный)в 1547 году, а последний – в 1896, когда в Москве прошла коронация императора Николая II. С февраля 1917 г., когда была свергнута монархия, царская власть в России – история.
Пророчества о восстановлении монархии в России
В настоящее время пророчества о восстановления монархии в России часто можно встретить в интернете. Предсказания о возможном восстановлении монархии приписываются различным церковным деятелям XIX-XX вв.
Среди них, например, монах Авель, живший в середине XIX в. Ему приписываются разные предсказания о судьбе царской династии, а также о более отдаленном будущем, включая время гонений на веру и восстановление монархии в России. Впрочем, достоверность «пророчеств» и даже историчность самого этого деятеля подвергаются сомнениям.
О временах, когда вера в России возродится после гонений, говорили также многие церковно признанные святые, например, прав. Иоанн Кронштадтский, прп. Серафим Вырицкий.
Но возродится ли царская власть?
Это совершенно невозможно без того, чтобы духовно созревший для нее народ отказался от своей «самости», доверив себя Господу и Его помазаннику – как то было в XVI в.
Венчание на царство: что это, в чем смысл
Это торжественное богослужение, во время которого правитель:
- получал церковное благословение;
- получал видимые знаки царского достоинства; в разные эпохи это были порфира (пурпурное одеяние византийских царей), скипетр, держава, и конечно – корона или венец.
Все это – символы власти, имеющей благословение свыше. Именно оно и составляет смысл венчания на царство, тогда как внешние атрибуты правителя исторически могли меняться или даже – отсутствовать вовсе.

Символы царской власти
Божественная природа царской власти означает, что:
- статус такого правителя – неизмеримо выше, чем, например, избранного народным вече и племенными старейшинами великого князя (даже сам этот термин предполагает, что есть другие, «не великие» князья, правитель – первый среди равных); а вот царь избран Самим Богом;
- ответственность царя – неизмеримо больше, чем у избранного людьми правителя: ведь он даст ответ Самому Христу.
Что значило для России первое венчание на царство
Что на Русской земле появляется богоданный монарх, так что:
- страна позиционирует себя как великая мировая держава;
- внутри страны устанавливается единовластие, будут уничтожены остатки былой раздробленности; ведь абсолютная ответственность царя предполагает, разумеется, и такую же власть.
Сочетание того и другого образует самодержавие: суверенитет страны внешний и внутреннее полное подчинение ее царю, поставленному от Бога.
Что же сейчас, после 30 лет «духовного возрождения»?
Более 50% населения страны, именующих себя «православными», из которых храм регулярно посещают не более 10%. Массовое религиозное невежество, утрата даже не веры – элементарных знаний о ней. Оттого одни смешивают монархию и просто централизованную власть, помазанника и должность президента, пугают общество, что ему навяжут царя, другие – ждут, что этот самый царь придет, решив все проблемы страны разом…
Тем временем вот в каком пророчестве прп. Серафима Вырицкого вполне узнается наше время:
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен…»
Стоит отметить, что
народ, избирающий монархию и царскую власть, добровольно и сознательно отказывается от своей воли, полностью отдаваясь на Божию. Он готов принять от руки Создателя того, правителя, который будет дан: будь то человек мудрый или неразумный, добрый или жестокий, станет ли его правление Божиим благословением или наказанием и прещением. Для «демократически» настроенных людей подобное кажется «тупой покорностью», определяется как «рабские инстинкты», но это не так. Речь идет о сознательном выборе верующих людей, твердо понимающих: лишь Господь, поставляющий правителя, знает полезное народу – и даже если это болезненно, страшно, трудно – все это нужно пройти до конца.
Конечно, по слову Господню, «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27). Но Христос не даст царя тем, кто не готов его принять. И монархию – если таков окажется в конечном итоге выбор – еще нужно заслужить. Своей жизнью во Христе. Начав с малого – с себя.
Наталия Сазонова
Детали: