------------------- Первый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным: как это было и каково значение обряда
Православие сегодня Вопросы о вере Первый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным: как это было и каково значение обряда

Первый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным: как это было и каково значение обряда

0 Comments
Первый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным: как это было и каково значение обряда

Первый венчался на Русское царство великий князь Иван Васильевич, сын Василия III и литовской княжны Елены Глинской. Венчание состоялось в Успенском соборе Кремля Москвы – главном храме страны.

Чин венчания на царство русских царей

На территории России первый Чин венчания был совершен в 1547 году, а последний – в 1896, когда в Москве прошла коронация императора Николая II. С февраля 1917 г., когда была свергнута монархия, царская власть в России – история.

Символы царской власти

Символы царской власти

Венчание Ивана IV (Грозного) на царство

Событие произошло в январе 1547 г. По официальной версии, за месяц до этого великий князь Иван Васильевич объявил о своем желании венчаться на царство митрополиту, после чего и начали готовить церемонию. У историков еще XIX в. были определенные сомнения по поводу того, что с инициативой венчания выступил именно Иван Васильевич.

В каком возрасте венчался первый русский царь?

Ему было только 17 лет. К этому времени его правление как великого князя продолжалось уже 14 лет – ведь он стал правителем после кончины отца, всего на 4 году жизни. Более 10 лет страной руководили сначала регент, мать великого князя, Елена Глинская, затем (когда она умерла при невыясненных обстоятельствах) – бояре, ни во что не ставившие юного Ивана.

Хотел ли он стать царем?

Потеря родителей, тяжелое детство – все это привело к душевным травмам, несовместимым не только с царской властью, но вообще с нормальной жизнью. Иван слыл нервным, гневным, грубым, жестоким до крайности. И лишь митрополит, по сути, заменивший мальчику потерянного отца, умел укрощать его гнев. Считается, что именно свт. Макарий и был тем, кто выступил инициатором венчания на Ивана – хотя официальная версия события и говорит, что « желание великого князя поддержал Макарий».

Трон царя Иоанна Грозного

Костяной трон Иоанна IV выполнен в ренессансном стиле и украшен резными пластинами с изображениями эпизодов из жизни библейского царя Давида.
Оружейная палата Московского Кремля.

Что значило венчание царя?

Что в Русском государстве появляется богоданный монарх, так что:

  • страна позиционирует себя как великая мировая держава;
  • внутри страны устанавливается единовластие, будут уничтожены остатки былой раздробленности; ведь абсолютная ответственность царя предполагает, разумеется, и такую же власть.

Сочетание того и другого образует самодержавие: суверенитет страны внешний и внутреннее полное подчинение ее царю, поставленному от Бога.

Как проходила церемония

Согласно историческим источникам, описывавшим священнодействие, она состояла из двух частей:

  • во время первой, на которой будущий царь стоял на особом возвышенном месте, свт. Макарий возложил на него знаки царского достоинства; кроме так называемой «шапки Мономаха», которую обычно возлагали и на великих князей, Иван получил скипетр – жезл, знак власти, и «крест от животворящего древа» (вероятно, с частицей Креста Христова); затем митрополит посадил его на особое «царское место» и сказал краткое поучение;
  • вторая часть чина открылась литургией; после «Херувимской песни» на Ивана была возложена золотая цепь; а после того, как во алтаре причастились митрополит и сослужащие ему священники, Иоанна пригласили к Миропомазанию; подобно тому, как это совершается после Таинства Крещения, свт. Макарий помазал освященным миром его лоб, уши, щеки, плечи, руки со словами: «Печать Дара Духа Святого»; затем Иван причастился Св. Таин – и с этого-то момента стал именоваться царем.

Венчание на царство Иоанна Грозного

В Оружейной палате можно увидеть «свидетелей» этого события. Один из них – золотой крест с частицей Животворящего древа. Частица подлинного креста Распятия была прислана, вероятно, с Афона, а крест для её хранения был выполнен в Москве в середине XVI века ко дню возведения на престол царя Ивана Грозного. Золотой ковчег в виде иконы появился немного позднее. Венчание на царство всегда начиналось с возложения на будущего царя креста. Затем возлагалось оплечье – бармы, и только потом – Шапка Мономаха.

Первый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным: как это было и каково значение обряда

Икона c крестом с частицей Животворящего древа и изображением святых Константина и Елены. Россия, Москва, середина XVI — начало XVII вв. © Музеи Московского Кремля

Христианский государь?

Духовная радость владыки Макария была, вероятно, велика: казалось, что родилась новая христианская держава и ее богоданная власть. Увы –уже через несколько лет многие в России не раз вспомнили, вероятно, прав. Иова, говорившего о принятии от руки Божией не только доброго, но и злого. Царь воспринял идею своей абсолютной власти – но не идею ответственности за людей.

Первый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным: как это было и каково значение обряда

Единственный прижизненный портрет Ивана Грозного на переплёте подносного экземпляра Апостола Ивана Фёдорова (1564) из фонда Государственного исторического музея. Изображение визуализировано благодаря фотосъёмке в узкополосном диапазоне спектра (длина волны 730 нм) с последующей обработкой

Одержимый своими амбициями, он безжалостно уничтожал «крамолу», «измену», казня не согласных с ним бояр во время печально знаменитой «опричнины». А жизнь самого первого русского царя оказалась такова, что ему не было дано оставить по себе наследника, который бы правил многие годы.

Последний из Рюриковичей

Это царь Феодор Иоаннович, правление которого продолжалось только с 1584 по 1598 гг. Венчание его на царство ничем не отличалось от того, которое проходил отец. Новшества появились для следующего царя, Бориса Годунова – уже не Рюриковича, лишь одного из бояр, брата царской жены, волею судеб оказавшегося правителем страны. Вероятно, желая утвердить свою власть, новый царь ввел в число ее символов круглый шар, увенчанный крестом – «державу». Увы – удержаться у власти это ему совсем не помогло. Падения царя Бориса открыло эпоху, именуемую Смутой. А на престоле богоданных государей стали оказываться случайные люди.

Лжедмитрий

Его венчание на царство можно признать самым скандальным – так, что историки XIX в. и писать о нем не любили. Ведь после того, как был соблюден восходящий к Ивану IV чин и состоялся пир, новый царь был… в ту же ночь убит заговорщиками, недовольными его связями с Польшей, женитьбой на католичке Марине Мнишек.

Венчание на царство первого из династии Романовых — Михаила

Первый правитель из династии Романовых, он был венчан в 1613 г., после того, как Земский Собор избрал новую династию. Михаил Феодорович. К этому времени чин царского венчания усложняется, а государи начинают причащаться в алтаре, вместе со священнослужителями.

А сын Михаила, царь Алексий, получит Святые Тайны после Патриарха – и раньше других священнослужителей. Это станет первым знаком усиления царской власти, которая постепенно будет «подминать» под себя церковную.

Императоры

Младший сын Алексея Михайловича, Петр I, сам венчанный по древнему чину, отменит Патриаршество. И все его преемники будут сами, лично, возлагать на себя царский венец, подобно… да, языческим императорам, «избранным» войсками! И христианским – византийским, первых веков, когда духовная значимость царской власти еще не была вполне осознана. Стоит ли удивляться, что через время история падения великой империи повторится в России?

Последний царь

Венчание Николая II – все там же, в Успенском соборе – отличалось особой торжественностью, стечением народа. Вот только молодой государь в какой-то момент церемонии потерял сознание – от тяжелого облачения? От духоты?

А потом была страшная трагедия – гибель людей на Ходынском поле, куда они пришли за подарками по случаю коронации. И погибли в давке… за что? Много говорят о вине властей, неорганизованности, растерянности молодого царя, его бездействии. Но что же сами пришедшие на Ходынку – осознавали ли они, как какой «церемонии» присутствуют, понимали ли суть монархии, отмечали ли духовное торжество, или… искали «что есть и что пить»? Ответ скоро, очень скоро будет дан – событиями 1917 г.

Наталия Сазонова

Узнайте также:

  1. Возможно ли восстановление монархии, или Когда в Росси будет царь православный
  2. Что значит венчаться на царство +чем православный обряд отличается от помазания: интересное из истории

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Почему ты опять пьяный, или Как Церковь может помочь зависимым на самом делеПочему ты опять пьяный, или Как Церковь может помочь зависимым на самом деле

0 Comments
Помощь Православной Церкви при пьянстве

«Алкоголизм (пьянство) – проявление страсти чревоугодия, попытка решения духовных проблем употреблением некоторых продуктов в пищу». В небольших российских городах, увы, пьяниц много. Наркоманы тоже есть. Судьбы таковых людей и их родственников несчастны. Все про алкоголизм: интервью со священником Именно о том, как влияют зависимые на других

Вопросы о вере

«Почему в Церкви молятся практически одни женщины?»: проповедь на праздник Жен-мироносиц«Почему в Церкви молятся практически одни женщины?»: проповедь на праздник Жен-мироносиц

0 Comments
Праздник жен-мироносиц

Во второе воскресенье  после Пасхи мы каждый год вспоминаем Жён-мироносиц. Почему в Церкви молятся практически одни женщины? Попробую объяснить. Хочется начать со слов, которые Бог говорит дьяволу после грехопадения: «и вражду положу между тобою и между женою…». (Быт.3:15) Женщина живет и мыслит сердцем Отныне война

Вопросы о вере

«Не ходить на воскресную литургию, если христианину не хочется». А что, так можно было? Отвечает иеромонах Ефрем (Метс)«Не ходить на воскресную литургию, если христианину не хочется». А что, так можно было? Отвечает иеромонах Ефрем (Метс)

0 Comments
Когда можно не ходить в воскресенье на литургию

На воскресную литургию в храм, если не хочется верующему, можно не ходить. Чтобы что? Отвечает иеромонах Ефрем (Метс). 1. Быть абсолютно честным с Богом От подписчицы: «Считаю,  что на воскресную литургию можно не ходить по более уважительной причине: быть абсолютно честным с Богом… А, в

Вопросы о вере

Почему и святые на смертном одре говорят, что недостойны милости Божией, или Как на самом деле нужно правильно вести духовную жизньПочему и святые на смертном одре говорят, что недостойны милости Божией, или Как на самом деле нужно правильно вести духовную жизнь

0 Comments
Как вести духовную жизнь правильно

Одна девушка, рассуждая о величайших святых нашей Церкви, пишет: «...вспоминаю многочисленные житийские истории про различных святых, монахов, пустынников, которые, уже лежа на смертном одре, плакали, что не положили и начала своему покаянию, и просили дать им перед смертью еще немножко на это времени… Зачем вымаливать

Вопросы о вере

Что есть Крест Христов? ПроповедьЧто есть Крест Христов? Проповедь

0 Comments
Крест Христов

Есть в этом мире две абсурдные вещи: крест как Таинство ненависти и зла, и боговоплощение как Таинство Любви и Блага. Их абсурдность заключена в том, что рассудком эти две вещи никак не схватываются, логика, касаясь их, превращается в пепел, а сознание упирается в какой-то тупик,

Вопросы о вере