Не на пустом месте разразился скандал из-за обращения Папы Римского Франциска к русским католикам. Вот его слова: «Никогда не забывайте о наследии. Вы – наследники великой России: великой России святых, правителей, большой России Петра I, Екатерины II, той империи – великой, просвещенной, большой культуры и большой человечности. Никогда не отказывайтесь от этого наследства, вы наследники великой матушки России, идите вперед с этим. И спасибо вам. Спасибо за ваш способ быть, за ваш способ быть русскими». Иеромонах Ефрем (Метс) посмотрел на этот текст не в политическом измерении, из-за чего и был скандал, а немножко поглубже, поскольку увидел в нём другую грань.
Ключевое слово «наследники»
Ключевое слово в обращении Папы Римского — «наследники». Тема преемства и наследования болезненна для модернистского мышления. Прошлое – это то, от чего нужно отречься, потому что наши предки глупы, ибо у них не было науки и техники, к тому же они ещё и злы, потому что у них была кровожадная мораль и законы.
У нас
У нас в России в 1917 году этот урок уже проходили. Но в страшный кризисный 1943 год Сталин вдруг начал вспоминать прошлое и делать упор на него. Появляются боевые награды: орден Суворова трех степеней; Кутузова двух степеней и Александра Невского.
Вводятся звания дореволюционной России, возвращаются погоны, которые были принадлежностью белой армии, начинается изучение истории Византии в Академии наук, ну и наконец, легализуется Церковь и восстанавливается патриаршество.
Оказывается, построить «Новый мир» без прошлого и победить в войне без того, чтобы быть чьим-нибудь наследником, невозможно. Не хватает своих сил, чтобы заполнить ментальную дыру и экзистенциальный вакуум своего существования. Ведь человек одновременно и целое и часть.
В Библии
Когда Бог является Моисею, то открывается ему странной самоидентификацией:
«Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». (Исх.3:6)
Почему Бог открывает Моисею Себя ни как «Творец мира», не как «Верховный Бог», а как «Бог предков Моисея»? Тем более Моисей воспитывался во дворце фараона, наверняка он слышал имена своих предков Авраама, Исаака и Иакова, но не думаю, что они были очень-очень важны для него.

Узнайте также: Почему Бог хотел убить Моисея — загадки Книги Исход
Призван вписаться в родословие
Таким образом, Бог призывает Моисея не просто исполнить Его волю, но и включает его стать наследником своих предков не только в родовом смысле, но и духовном. Несмотря на то, что Моисей был гораздо образованнее, а когда-то и богаче своих предков, т.е. он мог смотреть на них свысока, то теперь он должен их не просто помнить, но почитать в Боге, иметь опору в них.
Ведь даже открыв Евангелие, мы начинаем читать его с родословия Иисуса Христа по плоти, т.е. нам сообщают, что предки и наследие – это начало всего! И ты призван вписаться в это родословие, только уже не по плоти, но по Духу через Крещение и Евхаристию, дабы быть родным Христу.
Церковные соборы продолжили свою жизнь через формулировку «следуя святым апостолам и отцам», т.е. наследие и преемство и в духовном и в телесном смысле является непререкаемым основанием нахождения внутри Церкви.
Так установил Бог и Церковь идёт этим путём.
У них
Протестантизм полностью рушит эту установку и рассекается на тысячу осколков, извращая всё на своём пути. Политика берёт этот приём на вооружение и делает то же самое.
Почему Папа Римский так упорно делает акцент на теме наследования?
Потому что нельзя сегодня в Европе обращаться в прошлое, искать героев в истории, извлекать их мысли, подражать святости. Копни в историю и увидишь насилие, нацизм, нетолерантность, ксенофобию, гомофобию и много ещё чего, короче за прошлое должно быть стыдно, потому Cancel culture.
Кому там подражать?! Что наследовать?! Ты обязан проклясть прошлое, своих предков и только после этого ты можешь быть счастливым, безмятежным и наслаждаться жизнью. Ты лучше и умнее тех, кто жил до тебя!
Прогресс или деградация?
Исходя из вышесказанного, мне видится обращение Папы Римского как вопль души, даже зависть к русским. Ему тоже хочется говорить о прошлом, о истории, о святых, о Евангелии, но ему нельзя, потому что это будет воспринято как экстремизм или обидит кого-то. Вот и сегодня ему приходится отрекаться от своих слов и просить прощение за это обращение. Если честно, то мне искренне жалко его.
Современная проповедь о значении родословия: «Вычеркнуть из жизни родню, значит нанести рану своему потомству»
Если современный человек видит в будущем внешний прогресс, то Христианство видит в будущем внутреннюю деградацию:
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся». (2Тим.3:1-5)
Иеромонах Ефрем (Метс)