Перед этим более чем скромно выглядящим домом в Самаре сейчас – памятник свт. Николаю. Он – напоминание о «Стоянии Зои» — событии, которое в 1956 году взбудоражило город и одновременно – свидетельство церковного признания реальности этого события, когда совершившая святотатство девушка была наказана свыше. Впрочем, есть и другие мнения. И это не удивительно.
Подлинное чудо или вымысел?
О случившемся мы знаем из двух источников:
- устных рассказов современников;
- письменных документов того времени.
Вторым у историков традиционно принято доверять больше. Однако, не в этом случае.

В доме Клавдии Болонкиной, в котором случилось «непонятное» и в который так мечтали попасть граждане СССР в январе 1956 году, никто не живет с 2009 года
Документальные материалы, подлинные фотографии
Первое документальное упоминание содержится в особом источнике. Это стенографический отчет о XIII областной партийной конференции в г. Куйбышеве (советское название нынешней Самары). Здесь говорится, что «в городе Куйбышеве широко распространены слухи о происшедшем якобы чуде на Чкаловской улице… Да, произошло такое чудо — позорное для нас, коммунистов, руководителей партийных органов».

Стенограмма областной партконференции
А вот тот самый фельетон:

Вырезка из статьи в газете «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года
Официальная версия куйбышевских событий 1956 года для общественности
Как видим, формулировки противоречивые и даже взаимоисключающие: «якобы чудо» (то есть нечто, что молва считает чудом, но что на самом деле таковым не является) и «да, произошло» (получается, было дело?). Притом – еще и «позорное для нас, коммунистов».
В чем же позор? Да хотя бы в том, что, как единодушно утверждают даже до наших дней современники событий, у дома на Чкаловской собирались сотни, если не тысячи людей, желая «посмотреть на окаменевшую девушку».

«Выссказавшийся о чуде» первый секретарь обкома КПСС Михаил Тимофеевич Ефремов
Что же случилось?
Согласно интерпретации партийных органов, «какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела, — и пошло, начал собираться народ».
Далее председательствующий на собрании обвиняет в этом (кроме неизвестной по имени «какой-то старушки», удивительным образом одной фразой собравшей людей к месту случившегося!)… милицию. Мол, она зачем-то выставила у дома посты, ввиду чего народа стало еще больше, потому что люди решили, что дыма без огня не бывает, вот и начался ажиотаж.

На стене дома стояния Зои разместили икону Николая Чудотворца
Так ли? Можно ли полностью доверять партийным чиновникам, которым остро необходимо было замять скандал, скрыть нечто, выходящее за рамки советской идеологии и практики – хотя бы от вышестоящего руководства, чтобы сохранить должности? Ответ очевиден.
Стоит отметить и другое: кроме упомянутой уже стенограммы, которую можно найти в сети как в виде цитат, так и в формате фотокопий, никаких иных документов о случившемся ни в архивах «компетентных органов», ни в документации больниц Самары, не сохранилось. Случайно ли? Вряд ли. Ввиду особого характера «дела» о «стоянии Зои» они вполне могли быть целенаправленно уничтожены.
А 26 августа 2021 г. единственный оставшийся в живых свидетель случившегося, Маргарита Филатова, которой на тот момент было 92 года, в передаче «На самом деле» рассказала, что все, видевшие происшедшее, не раз вызывались к следователю. Большинство их были или арестованы, погибли в заключении, или принуждены к молчанию под угрозой гибели, либо попадания в психиатрическую больницу.

Свидетельница засекреченного чуда
Свидетельства очевидцев
Увы, не больше ясности вносят и свидетельства немногих очевидцев, например, соседей. Это и понятно:
- как в те времена, так и сейчас далеко не все из них – верующие, значительная часть самарцев была и остается настроенной антирелигиозно, отсюда – субъективная интерпретация случившегося как «массового психоза», «разгула мракобесия»;
- кроме того, все советские годы история являлась табу, говорить о ней было нельзя под страхом ареста, так что с течением времени забылись многие подробности, ушли из земной жизни непосредственные очевидцы – унеся с собой более или менее достоверную информацию о случившемся.
Именно поэтому на основании данных соседей, просто жителей Самары, более или менее знакомых с этой историей, сейчас можно услышать и прочитать в Интернете, что:
- никакого чуда не было, все это – слухи, распускавшиеся хозяйкой дома (на самом деле эти рассуждения представляют собой «вариацию на тему» стенограммы партконференции, где говорится о «какой-то старушке», которая «шла и сказала»);
- имя Зоя во время этих событий никем не называлось, оно появилось десятилетие спустя;
- фамилия девушки тоже неизвестна, а Карнаухова «придумана» в 1990-е, когда о случившемся стало можно говорить;
- встреча Нового года с танцами и застольем на 15 человек, о котором говорили очевидцы, никак не могла быть устроена в очень скромном по размерам доме на улице Чкалова: его площадь около 12 кв.м.;
- в то же время в доме действительно проживала гражданка Болонкина с сыном Вадимом, который периодически сидел в тюрьме; вполне возможно, во время очередного его возвращения он устроил новогоднюю вечеринку;
- иеромонах Серафим (Тяпочкин) (1894-1982 гг.), который смог взять из рук Зои икону после молитвы свт. Николаю – тоже «миф»; авторов таких интернет-публикаций совершенно не смущает, что это вполне реальный, чтимый народом старец-подвижник, готовятся материалы к его канонизации;

Архимандрит Серафим (Тяпочкин) — ревностный, хорошо образованный и авторитетный пастырь в богоборческое время
- наконец, есть мнение, что вся история Зои – не что иное, как «народный фольклор»; ведь легенды о святотатцах, которые каменели после надругательства над святынями, действительно широко известны, по данным этнографов, по крайней мере с XIX в., например, в Белоруссии, Прибалтике, где бытовали рассказы о тех, кто превращался в камень, совершив какое-либо кощунство.
Впрочем, все эти аргументы скорее порождают новые вопросы, например, о том,
- является ли весь «народный фольклор» вымыслом; делать такой вывод просто на основании того, что ученые не могут проверить истинность или ложность таких сообщений, вряд ли правомерно и уж точно – ненаучно;
- что же все-таки собрало тысячи людей к дому на улице Чкаловской?
Рассматривать только версию «одной старушки», которая «шла и сказала», не очень убедительно. А факт того, что люди тысячами шли к месту события – пожалуй, единственный, не подвергаемый сомнению ни со стороны партийных органов тех лет, ни со стороны очевидцев, даже антирелигиозно настроенных. Так что же все-таки случилось?
Факты
К настоящему времени есть немногие записи устных рассказов об этой истории:
- Маргариты Филатовой, которая была на новогоднем застолье, где случилось событие;
- священника, иеромонаха Серафима (Тяпочкина), который в свое время дал подписку о неразглашении информации; тем не менее, некоторые факты удалось узнать его духовным детям;
- врачей, которые имели дело с этим случаем.
Когда и при каких обстоятельствах окаменела
О том, откуда была девушка, какова была ее жизнь до чуда, существуют самые разноречивые мнения, вплоть до отрицания даже самого факта существования девушки.
А была ли Зоя Карнаухова?
Имя Зоя в документах и печати не называлось, оно появилось десятилетие спустя, фамилия Карнаухова тоже придумана.
Чаще всего об «окаменевшей девушке» можно услышать, что:
- она была работницей трубного завода, который выпускал продукцию для армии;
- девушка, по-видимому, происходила из крестьянской семьи; известно имя ее матери – Мария Даниловна, а также то, что она была верующей, тогда как сама Зоя – комсомолкой, вполне разделявшей атеистические и коммунистические взгляды.
О том, сколько лет было Зое, данных нет. Некоторые рассказывают, что девушка, вероятно, жила с матерью, которая была недовольна тем, что дочь собралась на новогоднюю вечеринку 31 декабря 1955 г.во время Рождественского Поста.
Девушка танцевала с иконой Николая Чудотворца
Согласно сохранившимся рассказам, Зоя ждала прихода на праздник своего жениха по имени Николай, но он так и не появился. Тогда девушка, уже немного «под хмельком», решила взять в «партнеры» по танцам… икону свт. Николая, которая висела в «красном углу» дома.
Но, едва она прижала к себе образ и сделала несколько движений, блеснул свет – и после этой вспышки все увидели Зою замершей с иконой в руках. Сердце ее билось, но она не могла ни двинуться с места, ни разжать рук.

Кадр из фильм “Чудо”. Снят в 2009 году, в титрах указано, что фильм основан на реальных событиях, хотя имена и место — изменны. В ролях: Константин Хабенский, Сергей Маковецкий, Полина Кутепова.
Сколько находилась в застывшем состоянии
Согласно народному преданию – 128 дней, то есть более 3 месяцев: «от Рождества до Пасхи». Но, вероятнее всего, «стояние» продолжалось не так долго. Тогдашний секретарь епархиального управления Андрей Савин, многолет спустя рассказал протоиерею Николаю Агафонову, что пик народного возбуждения пришелся на пятый день, а после областной партконференции, которая завершилась 20 января, оцепление уже сняли. первому секретарю обкома Михаилу Ефремову доложили, что Зоя ожила, он объявил случившееся выдумкой и велел снять с дома охрану.
Получается, «Зоино стояние» началось в ночь на 14 января и длилось 6 дней.

Андрей Андреевич Савин умер в ночь на 4 декабря 2005 года в возрасте 84 лет. 46 лет пробыл секретарем в двух епархиях — Оренбургской и Куйбышевской
Рассказ священника Серафима Тяпочкина
От духовных чад этого подвижника известно, что какие-либо разговоры о случившемся были ему запрещены «компетентными органами». Кроме того, после молебна и взятия иконы его сразу забрали, арестовали, позже – потребовали от священноначалия назначить священника на отдаленный приход (по другим данным, о. Серафим пережил трехлетнюю ссылку).
Ввиду этих обстоятельств люди узнавали о его роли в этой истории косвенным образом, от немногих решавшихся на разговор очевидцев. Когда же подобные вопросы задавались самому о. Серафиму, он:
- не опровергал того факта, что взял икону из рук девушки;
- в последние годы жизни в частных беседах с людьми, заслуживающими доверия, также признавался, что образ хранился в алтаре храма, где он служил, а иногда – лежал на аналое; дальнейшая судьба его неизвестна.
Что случилось с «застывшей девушкой» после стояния
Об этом нет достоверных данных. Существуют мнения, что она:
- умерла через несколько дней после Пасхи, прощенная Господом;
- уехала из Куйбышева, вела благочестивую жизнь, возможно, приняла монашество и скончалась в Сергиевом Посаде (даже, по некоторым рассказам, погребена в Троице-Сергиевой лавре).
Во всяком случае, если Зоя и жива, то к настоящему времени ей должно быть уже более 90 лет.
Что говорят врачи
Видеть и даже лечить Зою удалось самарскому психиатру, Геннадию Николаевичу Носачеву, который в 1950-е лишь начинал врачебную карьеру, а к настоящему времени – автор около 450 научных работ, много лет заведовал кафедрой психиатрии в Самарском медицинском университете, сейчас же занимается частной медицинской практикой.
В интервью корреспонденту газеты «КП-Самара»26 января 2021 г. доктор рассказал, что Зоя не умерла и не стала подвижницей. Увы, ее история была куда прозаичнее и страшнее: она много лет лечилась от шизофрении. Само ее «стояние» стало первым ярким проявлением болезни.
Геннадий Николаевич предполагает, что в душе девушка, как и ее мать, была верующей, и кощунственный танец с иконой (случившийся под воздействием еще и алкоголя) стал толчком к так называемому «кататоническому ступору», одному из проявлений болезни.
Именно этим объяснялось состояние, и, может быть, то, что, по свидетельству врача «скорой», приезжавшей тогда на вызов, Анны Павловны Калашниковой, Зое не могли поставить уколы: иглы гнулись, такими затвердевшими были ее мышцы.
Как рассказывает ее дочь, Нина Михайловна, в тот день мать, вернувшись со смены, разбудила всю семью:
«Вот вы все спите, а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит — и ни с места, сама видела».
Можно ли подтвердить версию врачей документально? Увы, архивы психиатрической клиники хранятся лишь 25 лет. А карточка девушки в поликлинике, где она наблюдалась, сгорела во время пожара…
Противоречит ли врачебная версия религиозной? Отнюдь. Зоя – далеко не первая, кто потерял разум после кощунства над святыней, такие случаи в Церкви известны еще с первых веков.
Резонанс
Из немногих известных и подтвержденных документально фактов – то, что Великий Пост того, 1956 г., прошел в Куйбышеве при полных храмах, а на Крещение выстраивались целые очереди – притом, что за подобное можно было лишиться работы, а то и быть арестованным.

Молебен на Чкаловской улице наши дни
Это – лучшее свидетельство реальности случившегося, ведь чудо всегда посылается ради духовной пользы людей.
Многие обращают внимание на то, что:
- событие произошло при начале новой волны гонений на веру, когда Н.С.Хрущев обещал «показать народу последнего попа»;
- оно свершилось во «второй столице» страны, ведь все помнили, что именно в Куйбышеве во время Великой Отечественной войны работало правительство, когда немцы наступали на Москву.
Так все случившееся укрепило духовно слабых, а власти поняли, что при всей антирелигиозной пропаганде народ по-прежнему готов выбирать Христа, даже если за это грозят репрессии.
«Дом стояния» в Самаре сегодня
Случилась история в небольшом одноэтажном деревянном домике. Он находится на улице Чкалова, 84. Сегодня это довольно оживленная улица, практически в центре Самары, вокруг многоэтажки.

Под номером 84 на улице Чкаловской фактически находилось несколько домов, один из которых, двухэтажный, выходил непосредственно на улицу. Еще несколько домов располагались во дворе, и все они считались отдельными квартирами дома № 84
Еще несколько лет назад здесь, как и в 1950-е, в отсутствие водопровода, канализации, отопления жили люди.

«Дом «окаменевшей Зои» во дворе. На вид ему никак не меньше ста лет — врос в землю по самые окна». Пишет фотокорреспондент журнала «Репортер» в январе 2004 года.
Хотя строение и было крайне запущенным, сюда вереницей шли паломники, что, как говорили жители дома в интервью, с одной стороны, вызывало раздражение, с другой – заставляло задуматься над судьбой этого места. Кстати, в комнате действительно сохранялись новые половицы, положенные на месте, где стояла Зоя – ведь прежние кое-как вырубили, пытаясь хотя бы так освободить девушку от неподвижности.

На фото хозяйка показывает пол в доме «окаменевшей Зои». В 2008 году в «Зоином доме» еще проживала молодая семья: Наталья Курдюкова, Николай Трандин и младенец Николай
Почему-то на этом месте любила сидеть кошка…
Несколько лет назад дом «Зоина стояния» загорелся.

Самара, 12 мая 2014 года. Пожар в доме «окаменевшей Зои»
К настоящему времени он непригоден для жилья: разрушена крыша, да и сам он практически не подлежит восстановлению.

Последствия пожара в доме «окаменевшей Зои» 12 мая 2014 года в Самаре
Контрастом стоит рядом памятник свт. Николаю, к которому постоянно несут живые цветы.

Часовня-сень с крестом над скульптурным образом Николая Чудотворца (арх. Александр и Николай Куклевы) построена в память «Зоиного стояния» (ул. Чкалова, 84), освящена 22 мая 2012. «Зоино стояние» — чудо явления Святителя Николая, произошедшее в Самаре (г. Куйбышеве) в янв. 1956, получившее широкую известность в православном мире.
Одно время на месте дома планировалось возведение многоэтажек, однако, к настоящему времени строительная кампания решила передать этот участок, а также несколько других строений, Церкви, чтобы устроить музей, посвященный стоянию Зои. Возможно, что с его появлением начнется серьезная работа историков, и мы узнаем более полную картину события, увидим новые документы.

Территория и сам дом, где произошло «Стояние Зои» — в собственности Православной Церкви со второй половины 2023 года
Еженедельный Крестный ход
С 2016 года, каждый четверг в Самаре проходит Крестный ход от храма в честь Казанской иконы Божией Матери (Коммунистическая, 1, рядом с Губернским рынком) до места явления Святителя Николая Чудотворца, случившемся в бывшем Куйбышеве в 1956 году, известное как чудо «Стояние Зои»).

Еженедельный Крестный ходк месту явлени святителя Николая Чудотворца в самаре
В 18.00 начинается шествие к месту явления святителя с частицей его мощей, сразу после вечернего Богослужения с чтением акафиста святителю Николаю, начало которого 17.00. Расстояние ок. 600 м., время в пути — 10-15 мин. Мероприятие благословил митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий.

Маршрут еженедельного Крестного хода от храма в честь Казанской иконы Божией Матери до места явления Святителя Николая Чудотворца (Никольская часовня)
Барнаульское чудо и другие
Иногда событие в Куйбышеве попросту путают с другими подобными, например, со случаем воскресения, который произошел в Барнауле, когда к жизни вернулась Клавдия Устюжанина. Ведь пока представление о случившемся у многих церковных людей основано не только на реально установленных фактах, но и на неподтвержденных преданиях, неправдоподобных рассказах.
Понятна ирония одного из жителей дома на ул. Чкалова, говорящего о паломниках:
«Люди бывают интересные. Каждый третий Божью Матерь видел».
Великое стояние
Так что же случилось в Самаре под новый 1956 год? Признавать ли случившееся чудом, верить ли немногим оставшимся свидетелям в отсутствие подтверждающих документов – каждый, пожалуй, решает лично.
Уникально ли это чудо свт. Николая? Пожалуй, нет. Ведь за более чем 1500 лет верующим известны и более поразительные его явления, чудотворения. О сотнях из них написаны тома книг, о тысячах – еще никто не рассказал, храня совершенное святителем в сердце, ибо «дивен Бог во святых Своих».
Наталья Сазонова
Видео
Легенда, которая материализуется. Кадры о состояние дома стояния Зои в Самаре и планах на будущее.
Источники:
Благовест.Самара: Каменная Зоя
Комсомольская Правда: как стояние Зои изменило Самару
«Я видел ее в больнице»: Самара КП
Петров Н. В. «Зоино стояние»: фольклорный сюжет и социальная реальность / Н. В. Петров // Традиционная культура. – 2018. – Т. 19. – №3. – С. 112-123.