Песнопение «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» можно назвать учением о христианской смерти.
Когда поётся
Слова молитвы Симеона Богоприимца сегодня звучат за каждым вечерним богослужением. Традиция идет с первых веков христианства. Слова святого Симеона, очень долго ожидавшего пришествия Спасителя и тяготившегося миром, — это молитва радостного и умиротворенного сердца, которое наконец-то приобрело покой.
Поэтому молитва «Ныне отпущаеши» подходит к общему настрою вечернего богослужения — во время него мы благодарим Бога за прошедший день и просим покоя во время ночи. Такого мира и покоя, которые испытывал святой Симеон, произнося слова:
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»
Внимательно вслушаемся (вчитаемся) в текст.
Текст на церковнославянском языке
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Текст на русском языке
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром; ибо увидели очи мои спасение Твое, уготованное пред лицом всех людей, свет для откровения народам, и славу людей Твоих Израиля.
Толкование
Песнопение «Ныне отпущаеши» взято из второй главы евангелия от Луки. Дева Мария принесла сорокадневного Иисуса в храм. На встречу вышел к ней старец Симеон и, взяв в руки Младенца, произнёс вышеизложенные слова. Мы не будем подробно разбирать само событие, поскольку этому посвящён праздник Сретение Господне, который в своё время и распишем. Обратимся к самому содержанию.

Молитва Симеона Богоприимеца
Поскольку каждый из нас умрёт, тем более, неизвестно когда, то очень важно к этому подготовиться. Священник Павел Флоренский писал:
«Человек умирает только раз в жизни и потому, не имея опыта, умирает неудачно. Человек не умеет умирать, и смерть его происходит ощупью, в потемках. Но смерть, как и всякая деятельность, требует навыка. Чтобы умереть вполне благополучно, надо знать, как умирать, надо приобрести навык умирания, надо выучиться смерти. А для этого необходимо умирать еще при жизни, под руководством людей опытных, уже умиравших. Этот-то опыт смерти и дается подвижничеством».
Таким учителем умирания является для нас святой Симеон Богоприимец. Один писатель сказал, что мы рождаемся одинокими и умираем одинокими. Вот и ответ этому писателю:
«Ныне отпущаеши раба твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром».
Приняв Христа, Симеон идёт умирать не в жутком одиночестве, оставаясь один на один с адской бездной, а вместе с Богом. Когда человек тонет, и кто-то хочет его спасти, то задача тонущего расслабиться и позволить спасателю вытащить его из воды. Так и теперь я умираю со Христом и моя задача вверить себя Ему, получить мир и покой. Отдаю себя Ему и иду в смерть с полной уверенностью. Таинство Крещение полностью отражает этот самый смысл.
Знаете или нет, но крещенская купель символизирует гроб. Погружение в купель символизирует смерть. Вот, например, слова апостола Павла, которые читают на этом Таинстве: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Рим.6:3-4)
Если спросить людей, как бы вы хотели умереть, то большинство ответит: внезапно. Или во сне, или ещё как-нибудь, лишь бы не мучиться. Раньше христиане внезапной смерти боялись. Ведь смерть — это то, к чему нужно приготовиться и страшно умереть неподготовленным к встрече с Богом. Соединение с Ним в молитве, Таинствах Исповеди и Причастия является самым главным залогом того, что встреча эта принесёт радость, а не страх. А поскольку смерть может прийти в любой момент, то готовность моя должна быть всегда со мной!
Иеромонах Ефрем (Метс)
«Ныне отпущаеши» слушать
«Ныне отпущаеши» исполняет хор Свято-Троицкого храма с. Якшур, Завьяловского района Удмуртии. Видео:
Ноты
Nyne_otpuschaeshi_obikhod_KPL_Arkhang_Benevskiy_bolg_Kievsk__Grechanin__dlya_muzh_khora
Во вложении сочинения:
- А. Архангельского;
- А Гречанинова;
- В Беневского
- Киевского распева в изложение Н. Кедрова;
- Обиходное, глас 6
- и др