------------------- Евхаристия, Причастие в Церкви
Православие сегодня Церковь Тайная Вечеря и установление Таинства Евхаристии. Ответы священника на вопросы о Причастии

Тайная Вечеря и установление Таинства Евхаристии. Ответы священника на вопросы о Причастии

0 Comments
Евхаристия, Причастие в Церкви

Наступает Великий Четверг, а значит вспоминаем Тайную Вечерю и установление Таинства Евхаристии. Причастие — главное церковное Таинство. Объясняет иеромонах Ефрем (Метс).

Что такое Причастие

Когда невоцерковлённый или новоначальный человек спрашивает меня о том, что такое Причастие, то я искренне не знаю что ответить. Дело в том, что это единственное учение Христово, услав которое, некоторые Его ученики просто развернулись и ушли:

«Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?… С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». (Иоан.6:60,66)

Потому даже в древней Церкви готовящимся ко Крещению не рассказывали об этом Таинстве и не давали возможность присутствовать на богослужении во время причащении всех верных. Была длительная подготовка, как нравственная, так и интеллектуальная, чтобы не соблазняться этим учением. Не зря, в первые века Христианства клеветали на Церковь, что христиане пьют кровь младенцев.

Так можно ли до конца понять это Таинство?

«Мы с тобой одной крови — ты и я!»

Этот лозунг из советского мультфильма «Маугли» многим знаком. Для животных в мультфильме кровь является главным символом сцепления, братства и безопасности в джунглях. Сама по себе концепция такого понимания крови близка к библейской парадигме. А мы попробуем рассмотреть тему понимания в самом Евангелии.

«Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». (Ин.6:55-56)

Слыша учение Христово, многие люди делались Его учениками.

В Евангелии мы видим удивление и возгласы восторга слушателей проповеди Христовой:

  • «народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий» (Мф.7:28-29),
  • «и когда он учил народ, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?» (Мф.13:54),
  • даже когда Его хотели схватить стражники, то услышав Его речь, они ушли к пославшим их ни с чем, сказав: «никогда человек не говорил так, как Этот Человек». (Ин.7:46)

Казалось бы, всё учение хорошо, всё укладывается в ум и трогает сердце. И только когда Христос говорит о Евхаристии, возникает соблазн и желание убежать от такого Проповедника. Подробнее прочитайте 6 главу Евангелия от Иоанна.

Самое интересное, что Иисус не пытается остановить отошедших учеников и даже не хочет объяснить смысл сказанного, а наоборот, Он ещё более провоцирует своим вопросом тех, кто остался:

«Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» (Ин.6:67)

Дело в том, что Ветхий Завет категорически запрещает каннибализм, поэтому речь о том, что Моя плоть и кровь – истинная пища и питие – это какой-то кошмар для ума и сердца иудея.

Апостол Пётр, как обычно отвечает от лица 12 апостолов:

«Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго». (Ин.6:68,69)

Суть речи апостола заключается в том, что он признаёт, что не понимает этой речи и не понимает этого учения, но доверяет Иисусу и Его словам. Т.е. он оставляет этот пробел в понимании с надеждой, что понимание придёт после. Уже при омовении ног Петра Христос говорит ему:

«что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». (Ин.13:7)

Кого-то непонимание отталкивает, а кого-то наоборот, заставляет тянуться и стремиться, чтобы понять.

Переместимся на Тайную Вечерю, когда устанавливается Евхаристия, сказано:

«Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое». (Мф.26:26)

Взял хлеб, преломил, благословил и раздал уже Тело, также и с Чашей.

Тайная Вечеря и установление Таинства Евхаристии. Ответы священника на вопросы о Причастии

Кадр из Страсти Христовы реж Мед Гибсон Таная Вечеря четверг

Почему апостолы не возмущаются и не восклицают: это не Твоё Тело и не Твоя Кровь, это просто хлеб и вино, я даже знаю, кто испёк хлеб, и кто приготовил это вино. Ведь все мои чувства: зрение, слух, обоняние, вкус говорят о том, что это просто хлеб и вино!

Великий Четверг

Тайная Вечеря. Кадр из Страсти Христовы реж Мед Гибсон

Как же мне поверить, что это Твоё Тело и Кровь?!

Они не говорят так по одной простой причине: Христос их научил доверять Его слову, даже тогда, когда оно непонятно.

Например, когда апостолы рыбачили всю ночь и не поймали ничего, и тут Иисус говорит им, чтобы они забросили сеть, на что Пётр отвечает:

«Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась». (Лк.5:5-6)

Их знакомство началось с доверия, и это доверие перешло на Тайную Вечерю. Если Господь сказал, что это Его Тело и Кровь, то я доверюсь Ему и приму Их.

«Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову». (Пс.115:3-4)

Современная аналогия

Один священник провёл интересную современную аналогию: вот покупаешь ты газированный напиток со вкусом груши. Цвет напитка грушевый, запах грушевый, вкус грушевый, но груши там нет, там только химия и все чувства тебя обманывают.

Так и здесь, ты видишь хлеб и вино, но вера твоя должна видеть Тело и Кровь Христовы. Есть также аналогия с переливанием крови: наша кровь заражена грехом, потому нам нужна кровь воплощённого Бога, чтобы жить вечно.

Если грехопадение случилось через вкушение запретного плода, то и спасение должно совершиться через вкушение благословенного плода. Бесовская трапеза с вкушением запретного плода осквернила первых людей, в их души вошли стыд, страх, одиночество, отчуждённость, безумие и смерть.

Эйфория сменилась дисфорией.

Ева, взяв на себя функцию священника, проповедуя грех и причащая Адама, превратила Рай в ад. С Адама естественно тоже ответственность не снимается. Получилась Литургия, вывернутая наизнанку, падение в бездну и экзистенциальное причастие злу.

Неузнанный воскресший Христос идёт с Лукой и Клеопой, которые узнают Иисуса только когда Он преломляет хлеб. На этой трапезе они узнают Его, но в то же время Он исчезает.

Блаженный Августин очень точно вскрывает это событие:

«Где же, братья, угодно было Господу быть познанным? В преломлении хлеба. Благо нам! ломим и мы хлеб, и познаем Господа. Там, а не в другом месте, восхотел Он быть познанным — для нас; ибо знал, что мы не будем видеть Его во плоти, но будем вкушать Его плоть.

Итак, всякого верного, кто не тщетно именуется христианином, кто ходит в церковь не по-пустому, кто внимает слову Божию со страхом и упованием, да утешит преломление хлеба. Отсутствие Господа не есть отсутствие: имей веру, и с тобою Тот, Кого не видишь… Господь явил Себя в преломлении хлеба.

Научитесь же, где искать Господа, научитесь, где быть с Ним, где познать Его, когда ядите. Разумеющие знают нечто лучшее в нынешнем чтении, нежели неразумеющие».

Выражение Христа: «не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф.7:6) уже в древнейшей христианской литературе понимали как учение о Причастии. Пёс и свинья не будут рассуждать о еде, что кинули им, то и едят, для них всё одно: жратва. Но человек не таков, он должен научиться различать, что святыня, а что не святыня. Именно об этом говорит апостол Павел:

«Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». (1Кор.11:29)

Как же правильно рассудить?

Для чего мы причащаемся?

Если мы, как протестанты будем только читать Библию и даже выполнять удобные нам заповеди, то этого мало. Нам нужно стать родственниками Христу по плоти, нужно, чтобы у нас со Христом текла одна Кровь в одном Теле. И поскольку Христос не только совершенный человек, но и совершенный Бог, то через Его Тело и Кровь мы становимся причастниками Его Божества.

Большая Агничная просфора

Большая Агничная просфора. Священник во время Проскомидии вырезал ее сердцевинную часть — Агнца, — которая потом освящается Евхаристической молитвой и прелагается в Тело Христово.

Родословная, описанная в Евангелие от Матфея остаётся открытой для духовного родства, в которую вписываются все причастные Крови Христовой, которую мы вкушаем в Теле Его, т.е. в Церкви. Так чтобы на последнем суде нам Христос сказал:

«Мы с тобой одной крови — ты и я!«

Иеромонах Ефрем (Метс)

Для вас:

  1. Первое Причастие: как подготовиться и приобщиться Святых Христовых Таин: пошаговая инструкция
  2. Пост перед Причастием
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Храм сердца, или Как человеку обожитьсяХрам сердца, или Как человеку обожиться

0 Comments
Что значит обожиться, зачем храм сердца

Структура ветхозаветного храма Соломона состояла из трёх частей: внешний двор – святилище — святое святых. Наши православные храмы имеют идентичную структуру: притвор – трапеза — алтарь. Собственно говоря, в Библии вся Земля сотворена изначально по этому принципу: внешняя земля – Рай (Эдем) — Древо Жизни.

Церковь

Воздушные мытарства души после смерти в православии и способ построения исповеди по нимВоздушные мытарства души после смерти в православии и способ построения исповеди по ним

0 Comments
Мытарства блаженной Феодоры

«Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Так говорил свт. Феофан Затворник. Что же это такое и что происходит с душой после смерти? Что это и куда ударение Само слово «мытарь» было хорошо известно нашим предкам, означая человека, который

Церковь

Что такое литургия в церкви – простым языком о главномЧто такое литургия в церкви – простым языком о главном

0 Comments
Божественная литургия в церкви - что это такое

О Божественной литургии, Таинстве, которое происходит во время нее, некогда христианин узнавал лишь после Крещения. Не то теперь, когда храмы открыты, доступ свободен… Но литургия малопонятна или непонятна вовсе очень многим из наших соотечественников, еще только идущих к вере, а часто даже – недавно пришедшим

Церковь

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко»: слова, толкование и ноты для церковного хора«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко»: слова, толкование и ноты для церковного хора

0 Comments
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко: слова и ноты для церковного хора

Песнопение «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» можно назвать учением о христианской смерти. Когда поётся Слова молитвы Симеона Богоприимца сегодня звучат за каждым вечерним богослужением. Традиция идет с первых веков христианства. Слова святого Симеона, очень долго ожидавшего пришествия Спасителя и тяготившегося миром, — это молитва радостного

Церковь

Изобразительны или обедница – что это за службы, когда совершаются и чем от литургии и друг от друга отличаютсяИзобразительны или обедница – что это за службы, когда совершаются и чем от литургии и друг от друга отличаются

0 Comments
Изобразительны или Обедница

Изобразительны. Сейчас увидеть эту службу в церкви чаще всего можно во время Великого Поста. Но не только. Есть особый чин — обедница с причащением мирян. Изобразительны в храме, которые в пост читают Служба начинается после того, как завершается чтение Часов по чину Великого Поста. Поэтому

Церковь