«В начале сотворил Бог небо и землю». Так начинается Библия. Толкователи говорят, что под «небом» имеется ввиду Ангельский мир – непостижимый для людей. Об Архангелах Писание говорит очень мало, как бы прикровенно.
Чем Ангелы отличаются от Архангелов?
Если исходить из сочинения св. Дионисия Ареопагита, который называет Ангелами не только все Небесные Силы, но еще, особо, девятый чин иерархии, Архангелы – начальствующие над Ангелами.
Приставка «архи», в греческом языке означает старшинство, главенство.
Ангельская иерархия
Согласно св. Дионисию Ареопагиту, Ангельская иерархия состоит из трех ликов, каждый из которых подразделяется еще на три. Всего — девять.
Деление основано на приближенности к Богу и к типу служения. Выглядит так:
Первый лик
- Шестикрылые Серафимы — созерцатели Божией любви, самые близкие к Богу Ангелы. В переводе с греческого — пламенные, огненные, горящие.
- Четырехкрылые и четырехликие Херувимы, или «умы», просвещающие мир познанием Бога.
- Престолы – носители Божественной Славы; образно — Царский трон, на котором восседает Господь и вершит суд.
Второй лик
- Господства – созерцатели Промысла Божия, исполнители Его воли о странах, людях.
- Силы – чрез них Господь творит чудеса.
- Власти – повелители стихий, защитники людей от бесов, злых сил.
Третий лик
- Начала – эти Ангелы повелевают по Божией воле странами, народами.
- Архангелы — начальники над Ангелами, проводники воли Божией.
- Ангелы — наиболее близкие к людям чины, вестники, хранители и защитники.
Сколько всего Архангелов
О том, что Верховных Ангелов в ангельском мире семь, говорит Книга Товита, которая, однако, не входит в канон книг иудеев, но известна в переводе на греческий язык, сделанном 70 «толковниками» (II в. до Рождества Христова).
Семь Архангелов
Вот список семи Архангелов:
Однако в современной практике Русской Православной Церкви церковные календари в день празднества Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных перечисляют не 7, а 8 архангельских имён. И на храмовых иконах часто изображают восьмерых. Но не всегда.
С информацией о числе Архангелов тоже не так всё просто.
Архангел Иеремиил — восьмой?
Согласно Амадею Португальскому, восьмым Архангелом является Иеремиил. Есть отдельные иконы этого Ангела – он пишется держащим весы, а его послушанием считается приведение грешников к покаянию, возвышение человека к Богу (имя Иеремиила значит «высота Божия»).
Ещё два?
Кроме того, есть старообрядческая традиция, которая называет имена Гефаила («возжигатель любви к Богу») и Тахиила (защитника от различных бед).
Имена и «должности» Архангелов
В форме инфографики коротко расскажем о восьми известных Архангелах.
Как видим, каждый Архангел имеет сугубое послушание:
- Михаил — победитель супостатов;
- Гавриил — вестник тайн Божиих;
- Рафаил — врач недугов душевных и телесных;
- Уриил — просветитель помраченного ума, он сияние огня божественного;
- Селафиил — молитвенник, сам непрестанно молится Богу о людях, которых тоже побуждает к молитве;
- Иегудиил — ходатай за людей, упражняющихся в духовных подвигах;
- Варахиил — испрашивает у Господа благодеяния для людей;
- Иеремиил — приводит грешников к покаянию, возвышает ум к Богу.
Читайте также: Когда Михайлов день, или «Чудо в день Чуда»
Можно встретить также другие мнения о значении этих Ангелов.
Например, что они, как в 1901 г. писал церковный историк Л. Денисов, «не именуются Архангелами в собственном смысле, а принадлежат к чину Серафимов, Архангелами же они называются в качестве вождей ангельских сил». Однако, куда важнее для людей не реальное место Архангелов в небесной иерархии, а то, что они – защитники и хранители людей.
Предназначение их в православии – возвещать волю Божию, а также поддерживать верующих на путях земной жизни.
Узнайте также: У кого из Архангелов выше ранг у Гавриила или Михаила, кого почитают в исламе, как выглядит и в чем помогает Гавриил+какая молитва считается очень сильной защитой- только факты
В чем помогают эти Ангелы?
К ним обращаются:
- во время нападения врагов, а также покушений на веру; именно так в свое время помог православных арх. Михаил, не допустив разрушения своего храма в Хонах;
- когда есть опасность для жизни от стихийных бедствий;
- ради исцеления недугов;
- ну а христиане, тезоименитые им, просят своих небесных покровителей, конечно, во всякой скорби, душевной или телесной.
Откуда информация
Из Священного Писания – но не только.
Библия
Здесь действительно встречаются Ангельские имена. Книга Товита говорит, что верховных из них – семь. Однако, она не входит в канон книг иудеев, но известна в переводе на греческий язык, сделанном 70 «толковниками» (II в. до Рождества Христова).
Архангел Рафаил и Товия
Здесь упоминается спутник праведного Товии, Рафаил, который называет себя «одним из семи Ангелов», которые предстоят Божию престолу.
Вместе с тем, чисто 7 здесь может иметь значение не количества, а полноты, ведь в Библии оно чаще всего имеет именно такое значение. При этом Писание именует посланников, возвещающих волю Божию людям, Ангелами, а не Архангелами.
Кроме Рафаила, это –
- Михаил, Гавриил – о них говорят пророческие книги, например, Даниила, а также Евангельские тексты;
- Уриил, Селафиил, Иеримиил – известные только по неканонической Третьей Книге Ездры, которая написана от имени священника Ездры, задающегося мучительными вопросами причин бедствий еврейского народа; на его прошения откликаются Архангелы, открывающими судьбы Божии, насколько они доступны пониманию человека.
Таким образом, признанные в православном мире Писания говорят о шести главных Ангелах. А вот слово «Архангел» употребляется только единожды, в Послании Апостола Иуды, и относится оно только к Михаилу.
Предание
Об Архангелах развернуто впервые говорит только сочинение, самая ранняя известная рукопись которого относится к V в. Оно называется «О небесной иерархии», а приписывается ученику ап. Павла, св. Дионисию Ареопагиту.
Ввиду того, что ранние рукописи этого труда до нас не дошли, многие историки склонны именовать его автора «Псевдо-Дионисием» как жившего на 400 лет позже. Вместе с тем, сочинение может действительно содержать предания Апостольского века.
Однако, имена Ангелов здесь не называются, лишь говорится об Архангелах, как одном из чинов небесных сил.
Предание неправославное
Это сочинение XV в. «Об откровениях и пророках», автор которого – католический монах Амадей Португальский.
Он известен, как миссионер среди мусульман, основатель несколько монастырей, которые впоследствии объединились в монашеский орден Амадеитов.
Хотя некоторые католические сборники житий святых включают жизнеописание Амадея, официальной его канонизации до настоящего времени не было. Перу монаха принадлежит запись бывших ему откровений, включая – имена Архангелов, даже – описание внешнего вида каждого из них.
До конца XVII в. Русская Церковь достаточно настороженно относилась к этому сочинению, не существовало и его переводов – до тех пор, пока свт. Димитрий Ростовский в начале XVIII в. не включил сведения, содержащиеся у Амадея, в свои «Жития святых». Именно так стали известны, помимо упоминаемых Писанием, имена Варахиила и Иегудиила.
Впоследствии, однако, утвердилась традиция изображать на иконах 7, а не 8 Архангелов (исключая Иремиила).
В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила, только к тем именам, которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии. Только эти три имени есть в канонических книгах Библии. Римский собор 745 года определил: «Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил».
Ангельский чин Люцифера
Это имя на латыни означает «светоносный». Применительно к падшему ангелу оно стало применяться достаточно поздно, в Средние века, когда богословы начали понимать противника Бога, сатану под «денницей», о котором говорит прор. Исайя:
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы»
(Ис.14:12).
При этом православные толкователи указывают, что стих имеет конкретно-историческое содержание: речь идет о царе Вавилона.
О том, что произошло еще до начала истории человечества очень кратко говорит Сам Христос:
«Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию»
(Лк.10:18).
Блж. Иероним Стридонский и св. Феодорит Кирский полагали, что он до падения был Херувимом на основании слов прор. Иезекииля:
«Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония…»
(Иез.28:13-15).
Исторически это – пророчество о нечестивом царе города Тира, однако, святые отцы также относят его к сатане.
Вместе с тем, прямых указаний на ангельский чин Люцифера не содержат ни Писание, ни предание.
Как выглядят Архангелы
История человечества знает случаи явления Архангелов, когда они внешне подобны людям. Однако, это не значит, что именно таков их внешний вид, но – лишь то, что исполняя волю Божию они как бы примеряются к человеческой немощи, не являясь в истинном их виде. Подобными людям их пишут и на иконах. Первые христиане не изображали у Архангелов крыльев, эта традиция появилась несколько позднее, как и традиция писать их с сиянием вокруг главы – нимбом.
Иконы
В Усть-Поче Архангельской области находится часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, знаменитая своим уникальным «небом». в Усть-Поче Архангельской области ) знаменитая своим уникальным «небом». В 1881 году живописное потолочное перекрытие расписал 17-летний иконописец из соседнего Конёво. Автор подписал свои работы: Фёдор Захаров Иок.
Ниже представлена галерея икон с изображением шести Архангелов из расписного «неба» часовни. Материал: Дерево, масло. Радиальная грань. Архангелы представлены в строгом ритме фронтально. Одежда напоминает античный хитон, плавно ниспадающий тяжелыми складками. В нижней части грани массивные шарообразные облака. С Фигурами Архангелов Гавриила и Уриила представлены сцены из жития Николая Чудотворца, рядом с Рафаиилом — опекаемый им Товия.
Почитание
В честь Архангелов строятся церкви, учреждаются ордена, а иногда христиане даже называют города. Однако, самые древние топонимы, наиболее известные храмы посвящены, прежде всего, тем из них, почитание которых восходит ко временам Апостолов, и имена которых упоминает Писание.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Праздник имеет народное именование «Михайлов день». Это 21 ноября. Подробнее:
Храмы
Самый известный Архангельский собор находится в Московском Кремле. Он посвящен Архистратигу Михаилу, который издавна почитался как правитель великих князей и царей. Именно поэтому это – храм-некрополь, где находятся могилы представителей московского княжеского, позже – царского рода. Всего же Архистратигу посвящено более 2000 церквей по всему миру.
Меньше храмов освящено в честь арх. Гавриила – в истории и современности их известно 63. Самый известный из них находится в Назарете, на месте Благовещения. Есть церковь арх. Гавриила также в Москве, на Чистых Прудах. Сейчас это подворье Антиохийской Патриархии.
Награды
Самый известный орден Архангела учрежден в честь Михаила Российским императорским домом в 1988 г. Он вручается деятелям культуры, политикам, как говорит Установление об ордене, «внёсшим значительный вклад в дело укрепления Российской государственности, усиления экономической и оборонной мощи России, возрождения исконных духовно-нравственных традиций и в развитие отечественной культуры».
Города
Самый известный город России, посвященный бесплотным силам – Архангельск. Он известен с XV в. как Новые Холмогоры, однако народом чаще назывался по имени основанной здесь Архангельской обители. С 1613 г. это именование стало официальным.
«Городом Ангелов» также именуют основанный испанскими католиками в 1771 г. первоначально – как миссионерский центр, посвященный Архангелу Гавриилу.
СОБР «Архангел Спецназа»
Наименование «Архангел» носит Специальный отряд быстрого реагирования Рос гвардии в Архангельске. Это название, конечно, связано с тем, что арх. Михаил – небесный покровитель города. Кроме того, в мессенджере «Телеграм» сейчас можно найти российский канал с названием «Архангел спецназа», передающий информацию об СВО на Украине.
- Читайте также:
- О чем и как молятся Михаилу Архангелу сегодня?
Антипочитание
Несмотря не строгий запрет еще Лаодикийского собора, разного рода спекуляции вокруг личностей Архангелов продолжаются даже до наших дней – от использования их как «персонажей» компьютерных игр с приложением соответствующих «мифов», до откровенного магизма и оккультизма.
Мифология
Ангелы являются персонажами десятков компьютерных игр. Часть используемых имен взяты из Писания, однако, с прибавлением к рассказу об Архангелах собственных домыслов авторов игр, чаще всего – довольно причудливых. Например, Рафаэль (Рафаил) считается не только «лекарем», но также «создателем исцеляющих осколков», который «пытаясь создать наиболее эффективный из них, сошел с ума». А Уриил, по Книге Ездры – хранитель Райских врат вообще предстает как женщина, правда, воительница.
В компьютерных играх встречается также имя Азраила – оно взято уже не из иудейской или христианской, а из исламской традиции. Есть и откровенно вымышленные персонажи.
Метатрон, Самуил (Чамуил), Ариэль (Ариэл), Габриэль
Это архангелы, упоминаемые в иудейских текстах мистического характера – Каббале. Например, Метатрон считается одним из высших Архангелов, Самуил (Самуэль, Чамуил) – Ангелом смерти, разрушителем, Ариэль упоминается не только в Каббале, но вообще в ряде оккультных текстов как «ангел вод» и «лев Божий» (буквальное значение имени). И лишь Габриэля можно отождествить с Архангелом, упоминаемым Евангелием.
Гадание, таро, суеверия
Они также весьма распространены со времен того же Лаодикийского собора. Сейчас в сети можно встретить «модернизированные» варианты кощунственных гаданий, в которых важную роль играет имя Архангела Михаила.
Среди них есть откровенно примитивные поделки, когда предлагается получить «совет Архангела», нажав соответствующую кнопку и затем прочитав некие рассуждения общего характера, сгенерированные программой и применимые к множеству ситуаций.
Но есть также разные техники гаданий с использованием карт Таро и других приемов. Все эти действия, конечно, подпадают под анафему Лаодикийского собора.
Впрочем, к антипочитанию можно отнести также множество так называемых «народных традиций» вроде запрета работать в Михайлов день (чтобы «не рассердить» арх. Михаила, покровителя грозы, которая может уничтожить дом), или «задабривания» домового, которого наши предки, очевидно, то же относили к «Небесным Силам», хотя, очевидно, речь идет о бесах.
Как просить защиту и помощь правильно
Это необходимо делать:
- с пониманием того, что Ангелы – служители Божии, хранители людей по благословению Господа, а не «создатели мира», поэтому они могут присоединить свою молитву к нашей, но исполнить прошение – только в воле Бога;
- словами канонических молитв (их можно взять из молитвословов или на проверенных православных сайтах) или своими собственными; недопустимо использовать заговоры, самодельные оккультистские «молитвы», которые отвращают от молящегося Ангелов, а не привлекают Божие благословение.
Наталья Сазонова
Примеры чудесной помощи людям
Некоторые из них приводятся в сборнике, посвященном Архангелам Михаилу и Гавриилу (Москва, 2012 г.)
«Четырнадцатилетний Алеша был захвачен вместе с другими ребятами во время полевых работ и помещен немцами в тюрьму. Мальчик решился на побег в один из дождливых дней, когда заключенных вели под конвоем к месту работ. В эти напряженные минуты Алеша вспомнил свою бабушку и ее слова, обращенные к Богу: «Господи, помоги, спаси нас. Господи!» Споткнувшись и упав в грязь, юный пленник замер, ожидая выстрела, по солдат только ударил его сапогом и отправился догонять остальных.
Пролежав некоторое время, мальчик решил бежать в направлении леса. Через несколько часов, совершенно обессиленный, он рухнул на небольшой лесной полянке.
Очнувшись, Алеша увидел сидящего радом молодого человека. Ничем особым он не был примечателен. Только потом Алексей удивится и поймет, почему сразу доверился ему, словно знал его очень давно. «Чего лежишь? Пошли!» — это были единственные слова, которые произнес незнакомец. Ни секунды не сомневаясь, мальчик встал и пошел за ним. Сколько они шли, Алеша не знал, дорога была трудной, мелкий кустарник и трава обвивали ноги, ветки хлестали по лицу. «Вот бы нож или топор», — подумал мальчик. И в то же мгновение незнакомец подал ему огромный нож, больше похожий на меч. Теперь идти стало легче. Если мальчик совсем терял силы, незнакомец садился на землю и терпеливо ждал, когда Алеша отдохнет. Странным мальчику казалось то, что сам незнакомец ни разу не прилег, не задремал.
Когда они вышли в знакомый лес, где Алеша с друзьями бывал почти каждый день, Алексей вдруг понял, что незнакомец исчез, его не было нигде, он словно растаял в звенящем прохладном лесном воздухе. Нигде не нашел Алеша и того большого ножа. От радости и обиды мальчик долго и безутешно плакал.
Дома взрослые удивлялись, как он мог бежать из плена: так легко, живым и невредимым пересечь линию фронта — этого не мог понять никто. Алеша же несвязно пытался объяснить, что был не один, что его вел незнакомый молодой человек. Но все только вздыхали и повторяли: «Ну, слава Богу, жив! Слава Богу!»
Старая Алешина бабушка утром следующего дня пошла в церковь благодарить Бога за спасение своего внучка. Спустя несколько дней, когда Алеша окреп, она настояла, чтобы он пошел с ней. Придя в церковь, бабушка поставила мальчика возле иконы, перед которой молилась сама. Алеша поднял глаза на икону и вскрикнул от неожиданности: «Бабушка, вот мой спаситель!» С иконы на Алешу смотрел Архистратиг Михаил. В правой руке он держал меч, тот самый, что помог мальчику пробираться сквозь лесные непроходимые чащи, преодолеть страх, голод и смерть».
«Преподобный Давид до поступления в монастырь был предводителем шайки разбойников в Египте, в Ермопольской пустыне. Он совершил много убийств и других злодеяний. Достигнув старости, он задумался над своей жизнью и ужаснулся своим делам. Оставив шайку разбойников, он ушел в монастырь и попросил игумена принять его в число братии для покаяния. Игумен отказывался, объясняя Давиду, что жизнь их очень сурова и ему будет не по силам. Давид настаивал и, наконец, открыл игумену, что он известный разбойник Давид. Он сказал, что если ему не будут открыты двери монастыря для покаяния, то он вернется к прежнему образу жизни, разорит монастырь и перебьет иноков. Тогда игумен допустил его в монастырь, и, ко всеобщему удивлению, Давид стал примерным монахом. Своими суровыми подвигами Давид превзошел всю братию.
Однажды, когда Давид сидел в келье, ему явился Архангел Гавриил, говоря ему:
— Давид, Господь простил грехи твои, и будешь ты отныне творить чудеса.
Давид отвечал Ангелу:
— Не могу поверить, что так скоро простил мне Господь грехи мои, ибо они весьма тяжки и многочисленнее песка морского.
Архангел сказал ему:
— Я — Гавриил Архангел, который не пощадил и Захарию, когда тот не поверил словам моим, но связал язык его в наказание, чтобы он уверовал сказанному мною. Тебя ли пощажу? Итак, отныне будешь нем!
Давид поклонился и сказал Ангелу:
— Когда я был разбойником, творил беззаконные дела и много проливал крови, тогда та мне не связывал языка, не возносившего славы Богу. А теперь, когда я восхотел служить Господу и приносить Ему хвалу, ты связываешь язык мой, чтобы не произносить мне слов!
Тогда Ангел сказал:
— Говори, но только тогда, когда славишь Бога и молишься Ему во время правила, а всё остальное время да будешь безмолвен!
Так наказав его, Архангел отошел от него. Давид воздал благодарение Богу о прощении согрешений своих. Посла, сего, он, благодатью Божиею, сотворил много чудес: слепым возвращал зрение, восставлял хромых, исцелял бесноватых. Воспевал он песнопения Богу в церкви на молитве, но никаких других слов произнести не мог. Прожив таким образом много лет всем в назидание, он преставился ко Господу, и ныне, предстоя Ему, немолчно молится о нас».
Что в итоге?
Архангелов не 6, 7, 8, 10 … а тысячи или больше. Просто известно именно об этих восьми. Мир Ангелов недоступен для нас, познать его немощным человеческим умом невозможно. Но можно – почувствовать сердцем, когда во время молитвы вдруг согревается душа, или когда в критический момент «неизвестно откуда» приходит помощь.
Вопросы и ответы
Предлагаем короткие ответы на частые вопросы об Архангелах.
Сколько Архангелов в исламе?
Четыре. В основном мусульмане опираются здесь на христианские и иудейские Писания. Они почитают:
- Джебриля (легко соотнести это имя с «Гавриил»); как и у христиан, этот Архангел – вовеститель Божиих тайн; его считают тем, кто передал пророку Мухаммаду Коран; кстати, по исламскому учению у Джебриля – 600 крыльев;
- Микаиль (Михаил христианской традиции) считается покровителем стихий природы и раздаятелем благ людям;
- Азраил – Ангел смерти, встречающий души умерших мусульман;
- Исрафил (Рафаил) – в отличие от иудеев и христиан, его понимают как вестника Страшного Суда, который гласом трубы возвестит воскресение мертвых; описывают этого Архангела как очень большого, с 4 крыльями.
На иконах они пишутся с двумя крыльями. Однако, это – скорее символ, так как реальный их облик не открыт человеку.
Нет, к каждому из них можно обращаться с любыми нуждами.
Высшая иерархия – Серафимы, Херувимы, Престолы.
Низшая иерархия – Начала, Архангелы, Ангелы.
Молитвы Архангелам
Сейчас многие стараются молиться им – предводителям Небесного Ангельского воинства ежедневно. Молитвы Архангелам на каждый день недели можно увидеть в издаваемых по благословению священноначалия молитвословах, а также на православных сайтах. О традициях, суевериях и пользе чтения — в статье: Соединение прошений Богородице с молитвами Архангелам на каждый день недели + тексты молитвословий
Почему существует человечество? Почему Творец хочет спасти всех живых?