------------------- Татьяна - святая мученица
Православие сегодня Святые «Метафизическая загадка» жития, подвига и имени святой мученицы Татианы Римской

«Метафизическая загадка» жития, подвига и имени святой мученицы Татианы Римской

0 Comments
Татьяна - святая мученица

Настоятель храма святой Татианы при Московском университете, протоиерей Владимир Вигилянский в одной из проповедей на Татьянин день призвал слушателей подумать: «Почему юная дочь римского консула во времена правления императора Александра Севера (208-235) стала покровительницей всего русского студенчества?Почему у католиков мученица Татьяна – это «третьестепенная» святая? И почему это имя во всем мире считается русским именем?». И прибавил, что «какая-то метафизическая загадка стоит за всем этим». Попробуем разобраться…

Значение имени

О том, что значит имя Татьяна, существует несколько мнений:

  • согласно первому, оно – греческое, и означает «устроительница», «созидательница»; вместе с тем, у самих греков это женское имя почти не известно;
  • по другой версии, происхождение имени латинское, и восходит оно к легендарному царю, современнику Ромула (основателя города Рима), Титусу Татиусу, который правил народом сабинян, кроме того, некоторое время был соправителем Ромула; с тех пор его потомки вошли в число римских аристократов, причем многие из них были известны по имени Татиан (мужчины) или Татиана (женщины), что говорило об их принадлежности к роду.

На церковно-славянском языке имя традиционно звучит как «Татиана» («калька» с латинского), и благочестивые христиане, желая, чтобы Церковь вознесла молитвы об имениннице, именно так пишут ее в записках, подаваемых в храме.

Татьянин день

Фото из архива пресс-службы Удмуртской епархии

В обиходе мирском больше принято «Татьяна», но в церковной записке лучше соблюдать традиционно принятое в Церкви написание.

День Татьяны

Русская Церковь празднует Татьянин день 25 января, как память Римской мученицы этого имени. Кроме этого, современные святцы знают еще 9 святых, тезоименитых св. Татиане Римской. Все они принадлежат к числу Новомучеников и исповедников Русской Церкви, пострадавших в XX в. во времена гонений.

Святая Татиана – мученица или великомученица?

В церковном календаре читаем: «Святая Татиана Римская, мученица, дева, диаконисса». Определение «великомученица» (оно означает особенно жестокие страдания за Христа, которые перенес человек) Церковь к этой святой не применяет. Хотя жизненный подвиг святой, как и многих других христиан, живших во времена гонений на Церковь, и поражает очень многих.

Житие Татианы Римской

Жизнь древних святых – во многом загадка. И здесь дело не только в нашем удивлении от самой святости, но еще и в крайне скудных достоверных данных о жизни и кончине того или иного угодника Божия. В полной мере это относится и к св. Татиане.

Именины Татьяны

Успенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия 1642-1643

Откуда мы знаем о ней?

Самое распространенное житие святой, известное очень многим, написано спустя почти полтора тысячелетия после ее кончины, свт. Димитрием Ростовским в XVII в. Поэтому вполне понятен вопрос: какими источниками пользовался автор, составивший житие через столь продолжительное время? Надо сказать, что источники эти еще ждут своего исследователя. Например, если Церковь чтит св. Татиану как Римскую мученицу, то историки имеют разные взгляды как на происхождение, так и на место страдания святой.

Мученики за веру древний Рим

«Последняя молитва христианских мучеников». Ж.-Л. Жером.

Например, итальянский исследователь Пио Франки де Кавальери полагает, что Татиана могла пострадать вовсе не в Риме, а, может быть, где-то на Востоке, так как:

  • хотя она погибла в III в., до VII в., целых 400 лет, в документах Римской Церкви нет упоминаний о ее памяти; окончательно почитание святойв Риме складывается еще позднее, не ранее VIII-IX вв., возможно, именно тогда появляется ее храм на Квиринальском холме, который источники также именуют холмом Нола;
  • зато в греческих мартирологах – сказаниях о святых – есть рассказ о Татиане, страдавшей в городе Амасия Понтийская (Малая Азия); почитание святой вполне могло быть принесено в Рим с христианского Востока, и постепенно Татиану и стали считать знатной римлянкой; но, как признают историки, на христианском Востоке Татиана действительно всегда была куда более популярна, чем на Западе – может быть, именно там, как предполагает П. Кавальери, и есть ее «настоящая родина»;
  • само житие святой, как его знает христианский Запад, содержит ряд неточностей, касающихся деталей жизни города и римской топографии, что, по мнению историка, говорит, что «если и было написано в Риме, то скорее всего не римлянином», а, возможно, греком; как пример, П. Кавальери приводит упоминание Папы Ретория, который участвовал в погребении святой – но такого Римского епископа церковная история просто не знает; есть и иные несообразности, и вызваны они, полагает историк, тем, что изначальное житие Татианы написано, с большой вероятностью… греками, и, возможно, вообще имеет византийское происхождение.

Кавальери предполагает, что, принесенное в Рим, это житие оказало существенное влияние и на местную агиографию – например, рассказ о деве, диакониссе, дочери римского консула, которая пострадала при императоре Александре Севере, молитвой уничтожила статую Аполлона, в точности повторяется в житии чтимой святой Запада – мч. Мартины, современницы св. Татианы.

Вероятно, тем же текстом, самая ранняя греческая рукопись которого относится к XI в., воспользовались ученые из ордена иезуитов (в историю они вошли как «болландисты») в XVII в. издавшие так называемые «Акты святых» («ActaSanctorum») и добавившие в житие некоторые подробности «от себя». Есть немалая вероятность, что именно этим изложением жития святой мог пользоваться свт. Димитрий Ростовский: ведь начало XVIII в. было связано с ростом влияния в России западной культуры.

Еще один важный источник сведений о святой – посвященные ей богослужебные тексты, также – часть церковного предания, отражающая реальные события. Известно, что в славянских богослужебных Минеях (где содержатся службы святым) празднование св. Татиане присутствует по крайней мере с XI в. (а более ранние тексты до нас не дошли).

Мч. Татьяна Римская

Картина, изображающая обезглавливание Татьяны Римской из Менологиона Василия II (около 1000 г. н.э.)

Есть повествование о св. Татиане и в Четьих Минеях свт. Макария (XVI в.) – его читали в храме в день памяти угодницы Божией. На Русь и в другие славянские страны эти тексты могли прийти, конечно, как переводные, из Византии. Какова же была жизнь и кончина мученицы?

Семья

Где бы ни жила святая исторически, очевидно, она происходила из христианской семьи, возможно, действительно знатной (в песнопениях, известных в XI в., подчеркивается ее отказ от «богатства тленного» ради Господа). А в Четьих Минеях, составленных свт. Макарием Московским, вероятно, на основе Византийского жития святой, говорится, что она «бе богата отца дощь благоверна». Кроме того, родитель святой называется «третьим антипатом», то есть правителем, вероятно, избранным на этот срок трижды.

«Невеста Христова»

Церковное предание доносит до нас также то, что сюности будущая мученицаизбрала поприще духовного служения, отказавшись от брачной жизни: ее жития, известные как в Византии, так и в Риме, называют Татиану диакониссой – церковной служительницей, чьей обязанностью было помогать епископу при Крещении женщин, помазывая их миром, а также наблюдать за порядком на богослужении. Диаконисса – низший церковный чин, предполагавший безбрачие.

Святая Татьяна

Татиана Римская, мученица рукописная икона 19 века

От времен более поздних, VI-VII вв., сохранились данные, что рукоположение получали или вдовы или девы, при этом возраст их был установлен в 40-45 лет. Таков ли был порядок более раннего времени, точно не известно, но на иконах Татиану часто пишут юной, а церковные историки признают, что из правила всегда имелись исключения.

Мучитель христиан?

Позднейшие жития мученицы (самый ранние из них созданы в XI в.) говорят, что она пострадала при Римском императоре Александре Севере вместе с многими другими мучениками. Называется также и более или менее точный год кончины святой – 226, а также дата – 12 (25 «нового стиля») января.

наст. имя Бассиан Алексиан; (208 - 235), римский император (222 - 235), последний представитель династии Северов

Александр Север, наст. имя Бассиан Алексиан; (208 — 235), римский император (222 — 235), последний представитель династии Северов. Бюст хранится в парижском Лувре

Современных церковных историков это приводит в некоторое недоумение: ведь Александр Север (правивший с 222 по 235 гг.) гонителем христиан не считается. При нем, как свидетельствуют, например, византийские церковные историки, в частности, Евсевий Кесарийский, напротив, развивалось достаточно терпимое отношение к верующим.

Более того, царь даже чтил Христа, но, как говорили современники-христиане, «не как должно»: наряду с языческими богами, рядом со статуями которых в его домашнем храме была и икона Господа. Тем не менее:

  • в царской семье и при дворе было некоторое количество христиан;
  • с Александром общался христианский богослов Ориген;
  • ему лично посвящали свои произведения христианские авторы того времени, например, Юлий Африкан и свт. Ипполит Римский.

Поэтому многие церковные историки вообще склонны подвергать сомнению гибель ряда христианских мучеников именно в правление Александра, предполагая, что здесь ошибка в датировке. Или… как теперь бы сказали, «неполиткорректность» некоторых из них в отношении языческих «ценностей»?

Царь Александр, уважительно относившийся к вере, был все же не христианином и даже не сочувствующим – но скорее религиозным синкретистом, считавшим Христа «одним из богов». Причем, вероятно, такой же «толерантности» он ожидал и от христиан. Шли на это не все.

Вот и святая, согласно Четьим Минеям свт. Макария, не просто прислуживала при храме, но «учаше», то есть проповедовала Христа, «многи увещаше от идолов отвратитися», выходит, не принимала «религиозной терпимости» императора. За это она и была взята воинами по доносу.

Страдание

Согласно свт. Макарию, император повелел привести Татиану, а затем принудил отправиться вместе с ним в языческий храм, «и поклонитися идолом». Но святая, войдя в капище, молитвой повергла на землю статуи богов. Тогда, согласно Четьим Минеям, она «биена бысть нещадно», ей обрезали волосы, может быть, думая, что в них заключается христианское «волхвование». Дальнейшее описывается кратко, но ёмко:

«Посем огневи предана бысть и изыде здрава. И предана бысть зверем и от зверей избавлена бысть. Повелением царя главу ей усекнуша».

Через несколько столетий житие святой «украсится» подробностями – о названии храма (бога Аполлона), где Татиана повергла на землю его статую, о том, как лев, выпущенный на нее, ласкался к святой. И даже императора-мучителя заменят на градоправителя Ульпиана – вроде бы,жестокость была самоуправством местной власти, а не царской (Александр ведь был государем толерантным!).

Явно поздний характер этих добавлений, их малая историческая достоверность, постепенно начнут ставить под сомнение сам подвиг, а то и даже существование мученицы.

А между тем все «просто»: христианка, не желающая идти на компромиссы, брошена в огонь – «и изыде здрава», чудом избавлена от зверей – и убита людьми, не желающими знать истинного Бога и принимать свидетельство о вере, которое не в слове, а в деле – в явных чудесах.

Такая вот «веротерпимость».

Почитание

В том, как оно складывалось, немало странного и противоречивого:

  • святая была погребена в Риме, но почитание ее сложилось там только к VIII в., когда на холме Квиринал (Нола) появился ее храм;
  • однако, в Римский мартиролог ее имя официально вошло только с XIII в.;
  • при этом на христианском Востоке культ мученицы сложился раньше, и даже ее первое житие, видимо, написано на греческом, а не на латыни.

Более чем скромно чтили св. Татиану и на Руси:

  • в тех же Четьих Минеях свт. Макария ее житию уделено меньше, чем полстраницы;
  • нет никаких свидетельств и того, что святую как-то особо чтил народ: праздник ее как бы терялся на фоне недавно прошедшего Крещения Господня, и даже именование дня было «Татьяна Крещенская».

А храмов мученицы в стране вообще не существовало – до XIX в., когда пристальное внимание к святой привлекли не ее жизнь и подвиги, а то, что на ее память пришлось основание Московского университета, первого в стране.

"Метафизическая загадка" жития, подвига и имени святой мученицы Татианы Римской

Вопрос об устроении университетского храма на месте обветшавшей церкви Дионисия Ареопагита на Никитской улице был окончательно решён после начала строительства главного корпуса Московского университета на Моховой. 16 апреля 1784 года его освятил московский митрополит Платон. Источник: http://st-tatiana.ru

Но даже и после этого почитание св. Татианы более или менее сложилось едва ли не к началу XX в., когда Московский университет стал самым большим в стране и традицию «Татьянина дня» начали перенимать другие вузы. А имя Татьяны почему-то массово стало считаться «русским»: то ли по причине праздника студентов, то ли – из-за известного романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и его героини Татьяны Лариной.

Стать официальным «днем студентов» празднику помешала революция. По сути, почитание святой начинает как-то осмысливаться лишь после того, как при МГУ вновь был открыт ее храм, а в 2005 г. праздник мученицы стал Днем российского студенчества.

Мощи

Известно, что с древности честные останки были разделены. В России находится несколько их частиц:

  • в Псково-Печерской обители, в соборе Архангела Михаила; это правая рука мученицы, которая ранее хранилась в домовой церкви Царского Села, в 1917 г. спасена от поругания верующими;
  • в Ново-Спасском мужском монастыре Москвы – здесь есть икона с частицей мощей;
  • и, конечно, в храме святой при Московском университете; здесь есть как икона, к которой прикреплена «звездица» с мощами, так и небольшой ковчежец, в котором хранится еще одна их часть; обе святыни переданы из Псково-Печерского монастыря.

Икона мученицы Татьяны в храме при МГУ

Икона мученицы Татианы в домовом храме во имя святой при Московском университете

Иконы

Святую чаще всего пишут в алых одеяниях и с крестом: то и другое – символ мученичества. На современных иконах она изображается как юная дева, а вот на более ранних образах акцента на возрасте не делается – как не говорится о нем и в древнем житии святой, что помещено в Четьих Минеях свт. Макария.

Икона святой Татианы

Икона святой мученицы Татианы Римской

Храм при МГУ

Он стал, вероятно, первым в стране, посвященным мученице, построили его с 1833 по 1836 г., а освящение совершил свт. Филарет Московский. В годы безбожия храм был закрыт, действовать начал с 1995 г.

"Метафизическая загадка" жития, подвига и имени святой мученицы Татианы Римской

Литургия в домовом храме во имя мученицы Татианы при МГУ

 

О чем просят и в чем помогает

К святой обращаются:

  • прося укрепления в вере, особенно во время гонений;
  • с просьбой защитить от врагов;
  • и, конечно, особенно молятся ей студенты и преподаватели – прося благословения на свои труды, помощи в учебе;

Святая Татиана -Римская мученица

Отзывы студентов о помощи

Вот что говорят об этом христианки, тезоименитые святой.

«Люблю мч Татиану – Ангела Хранителя от купели крещения – и желаю, чтобы день 25 января возглавлялся памятью о святой -покровительнице МГУ. Небесное заступничество святойсопутствует мне ежедневно в деле Спасения и сдачеэкзаменов в первую очередь на звание христианки. Верю, что никакая тьма не затмит Свет, дарованныйГосподом, и надеюсь на Его помощь ежесекундно»

«Я тоже обращалась за помощью в период сессии к своей небесной покровительнице св. мч. Татиане. Был сложный зачет, с утра перед ним прочитала молитву дома перед иконой, сильно просила помочь. На зачете попался хороший билет, хоть и не самый легкий. Написала все, что помнила, работу сдала. Но это еще не все. Потом всей группой ждали под дверями кабинета, пока наши работы проверяли. Стою, дрожу, как и остальные. И вдруг почувствовала какое-то спокойствие, будто уверение, что все, все хорошо, можешь уже не переживать — будто кто-то «по душе погладил», если можно так выразиться. И правда, когда еще через какое то время преподаватель вышла, я оказалась в числе сдавших, а таких было только около половины группы. Другой зачет сдавала уже прямо в день Татианы, 25 января. Тоже мысленно обращалась к ней за помощью. Принесла с собой конфеты, всех угостила в честь именин. Только одна девушка была в этот день очень всем недовольна, и даже тем, что я принесла конфет, и даже фыркнула на меня: — Все, кончился твой праздник, начинается зачет! — и отпихнув меня пошла тянуть билет. Сначала я была этим озадачена немного, но решила не принимать близко к сердцу. И опять попал мне хороший билет, сдала. В общем-то все мы в тот день сдали, а единственный из группы, кто не сдал, была та девушка».

«Одно из чудес произошло сегодня-в день моего ангела! Пришла из храма. День солнечный, морозный. Позвонил сын , поздравил. Сдал экзамен по вождению в ГАИ. Сдавал 9 раз. Инспектора, который принимал экзамен, зовут Татьяна. А в то время, когда он сдавал, как раз служили молебен Святой мученице Татиане о здравии всей моей семьи!»

III век, когда она жила и погибла, кажется теперь бесконечно далеким от нас. Но так уж сложилось, что для многих обращение к святой сейчас становится первым шагом к Богу. А значит, она продолжает свое служение.

Наталья Сазонова

Молитва мученице Татиане

О, свята́я му́ченице Татиа́но, неве́сто Сладча́йшаго Жениха́ твоего́ Христа́! Агнице А́гнца Боже́ственнаго, голуби́це целому́дрия, благоуха́нное те́ло страда́ньми я́ко оде́ждами ца́рскими оде́явшая, к лико́м Небе́сным сопричте́нная, лику́ющая ны́не во сла́ве ве́чной, от дней ю́ности служи́тельнице Це́ркве Бо́жия, целому́дрие соблю́дшая и па́че всех благ Го́спода возлюби́вшая! Тебе́ мы мо́лимся и тебе́ мы про́сим: внемли́ проше́ниям на́шим серде́чным и не отверга́й моле́ний на́ших, да́руй чистоту́ те́ла и души́, вдохни́ любо́вь к Боже́ственным и́стинам, на путь доброде́тельный введи́ нас, а́нгельское охране́ние испроси́ у Бо́га нам, на́ша ра́ны и я́звы уврачу́й, ю́ность огради́, ста́рость безболе́зненну и безбе́дну да́руй, в сме́ртном часе́ помози́, помина́й на́ши ско́рби и отра́ду да́руй, посети́ нас, су́щих в темни́це греха́, на покая́ние наста́ви ско́ро, возжжи́ пла́мень моли́твы, не оста́ви нас си́рых, да сла́вяще страда́ния твоя́, возсыла́ем хвалу́ Го́споду, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Советуем почитать:

Пио Франки де Кавальери. Тайны святой Мартины.

Усков Н.Ф. Александр Север // Православная энциклопедия

Митр. Макарий Московский. Четьи Минеи. Январь, 12 день.

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Сенсационные исследования останков Ильи Муромца: Кому принадлежат мощи Киево-Печерской лавры на самом делеСенсационные исследования останков Ильи Муромца: Кому принадлежат мощи Киево-Печерской лавры на самом деле

0 Comments
Мощи Ильи Муромца

Его иноческий подвиг остался неизвестным, не отражен письменными источниками. Устное же предание знает Илью Муромца – былинного богатыря, победителя врагов, хотя и не говорит о том, чем завершилась его земная жизнь. Многие столетия у церковного народа не было сомнений: он ушел в монахи. Есть даже

Святые

Житие и пророчества святого равноапостольного Космы ЭтолийскогоЖитие и пророчества святого равноапостольного Космы Этолийского

0 Comments
Косма Этолийский:пророчества о России

По многим местам Греции до сих пор можно увидеть большие деревянные кресты. Их водружал этот святой Косма Этолийский на местах, где проповедовал, а народ – бережно хранил. Его считают равноапостольным – как остановившего экспансию ислама среди православных народов, чудотворцем – ввиду множества явленный чрез него

Святые

Вятский чудотворец — преподобный ТрифонВятский чудотворец — преподобный Трифон

0 Comments
Преподобный Трифон Вятский Чудотворец

Сейчас его именуют «истовым, деятельным и суровым основоположником вятского монашества». Не то было при земной жизни. Трифон Вятский — любимейший святой Кировской и Пермской земли при жизни испытал непонимание близких, зависть собратий, болезни. Кто такой Трифон Вятский Прежде всего – архимандрит Трифон действительно основоположник монашеского

Святые

Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

0 Comments
Дмитрий Угличский

Это святой с драматической судьбой при земной жизни – и еще более сложной по смерти, когда его стали именовать «чудесно спасшимся», и за убиенного царевича Дмитрия Угличского или «воевод царевича» выдавали себя люди крайне сомнительной честности и репутации. За всеми этими политическими дрязгами времени русской

Святые

Былинный богатырь или реальный и святой человек: Кто такой Илья МуромецБылинный богатырь или реальный и святой человек: Кто такой Илья Муромец

0 Comments
Илья Муромец

Его гробница до конца XVI в. находилась в Киевском Софийском соборе, главном храме Руси – такого удостаивались немногие. Он канонизирован лишь с конца XVII в. как один из Киево-Печерских преподобных. О нем говорят самые известные русские былины. И… его имя не встречается среди богатырей, воинов

Святые