------------------- Страшный Суд
Православие сегодня Иконы Картины Страшного Суда… Иконопись и живопись

Картины Страшного Суда… Иконопись и живопись

0 Comments
Страшный Суд

Первые изображения Страшного Суда можно встретить уже в римских катакомбах, где совершали свои богослужения христиане первых веков Церкви.

Иконы

Самые ранние изображения Судного Дня – символические, своего рода иллюстрация Евангельской притчи, где пастырь разделяет овец и козлов.

Как изображали Страшный Суд

Катакомбы святого Калликста, Рим. Изображение датируют I-II веками

Позже, с IV в., начинает формироваться традиция изображать Страшный Суд на западной стене храма, чтобы всякий, выходя со службы, созерцал эту картину будущего, которое непременно ждет человечество.

Иконы Страшного Суда

Алтарная мозаика VI века с изображением Второго пришествия Иисуса Христа Страшный Суд

В композицию таких фресок обычно входят изображения:

  • Христа, Судии на престоле, с предстоящими Богородицей и святыми;Христос Судия, икона: Страшный Суд
  • праведников, идущих к Спасителю;

    Картины Страшного Суда... Иконопись и живопись

    Страшный суд: праведники. Церковь Петра и Павла в селе Поречье близ Ростова, Ростов, Россия

  • мучений отверженных грешников.

    Картины Страшного Суда... Иконопись и живопись

    Пизано Джованни. Страшный Суд: грешники. Рельеф Кафедры собора в Пизе

В России, пожалуй, существует лишь один храм, где этот образ написан не на западной стене, а в алтаре. Это – Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове, возведенный в XI в.

Страшный Суд

Страшный Суд. Спасо-Преображенский собор. Мирожский монастырь. Псков, ок. 1156 г.

Тому есть своя причина: христиане Пскова, пусть принявшие Крещение совсем недавно, глубоко чувствовали смысл грядущего Суда, и, вслед за первыми христианами, готовы были воскликнуть:

«Ей, гряди, Господи Иисусе!».

Символом будущего суда был Псковский кремль. Перед ним стояли 24 церкви (по числу старцев из Откровения Иоанна Богослова, восседающих на престолах). А сердцем самого Кремля был Собор Святой Троицы – двадцать пятый престол. Именно к нему, а не к востоку, как традиционно, были обращены все храмы города и окрестностей – в том числе и собор Мирожской обители. Отсюда – и образ Суда как бы «не там, где обычно».

Страшный суд

Новгород. Третья четверть XV в. Страшный суд. Государственная Третьяковская галерея

Иконография Страшного суда

Кто, где изображен на иконе. Рассмотрим ее. Вот описание:

Икона Страшного суда. Что на ней

1. В центре верхнего яруса — Господь Саваоф в виде седого старца (Ветхий Днями) с восьмиконечным нимбом. Вокруг — небеса с медальонами, в них —  чины ангелов. Во внешнем круге — фигура апостола Павла со свитком — это Послание к Коринфянам, где он описывает свое восхищение до третьего неба. 2. В левом верхнем углу — души праведных, обитающих в Небесном Иерусалиме. 3. В правом верхнем углу — Христос на престоле, позади Него ангелы (зеленый круг) копьями повергают демонов под Его ногами (темный круг). 4. Над Христом ангелы сворачивают небеса как свиток. 5. Между Отцом и Сыном — Голгофа с крестом, ей поклоняются три ангела. У подножия горы в темном проеме — глава Адама. 6. В центре второго яруса Христос во славе, сидящий на престолах — ангелах, изображающихся в виде огненных крылатых колес с глазами. Иисусу предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, а также коленопреклоненные Адам и Ева. 7. По сторонам от Христа сидящие на престолах апостолы с раскрытыми книгами (по шесть с каждой стороны), за которыми ангелы. 8. В центре следующего яруса Этимасия — престол уготованный, на нем орудия страстей Христа (крест, копье, которым был пронзен Его бок и трость, на которой Ему подали уксус) и раскрытая «книга бытия», где записаны все людские дела. В левой части яруса (справа от Христа) — чины праведников. Справа — апостол Павел указывает на Христа различным народам, одетых в причудливые одежды. 9. Под престолом десница Божия, держащая праведные души. Чуть ниже — весы, с одной стороны которых ангел, с другой — маленькие фигурки демонов, которые пытаются ее перевесить, подкладывая на чашу людские проступки. Из-за престола исходит змей, он пытается ужалить пяту Адама, а на его теле находятся кольца, символизирующие мытарства. 10. Ангел повергает в ад грешников, среди которых — и царь, и епископ. Чуть левее — четыре зверя из видения пророка Даниила — медведь, грифон, лев и рогатое животное, символизирующие нечестивые царства, которые будут уничтожены: Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское 11. Земля, окруженная морем с плывущим по нему кораблем. Две крупные женские фигуры — аллегории земли и моря, которые отдают своих мертвецов (небольшие фигурки в саванах). 12. Праведники подходят к райским вратам, охраняемым огненным херувимом. Впереди процессии апостол Петр с ключами от Царства Небесного. В раю возносятся крылатые души схимников. 13. Выше несколько аллегорий рая. Богоматерь в окружении ангелов, позади нее деревья на белом фоне — устойчивый пейзаж рая в иконографии. Рядом предстоит благоразумный разбойник, распятый со Христом. 14.Чуть ниже Лоно Авраамово: на престолах восседают ветхозаветные праотцы Авраам, Исаак и Иаков. Рядом изображение праведных душ в виде спеленутых младенцев. 15. В правом нижнем углу — огненный ад. В центре его прикованный сатана в образе темной фигуры с крыльями и вздыбленными волосами. На его коленях сидит Иуда — небольшая красная фигура. Ниже изображены различные виды будущих мучений грешников. 16. Между адом и раем привязанный к столбу милостивый блудник, который за подаяние милостыни избежал мук ада, а из-за блуда не был допущен в рай.

Рублев

Увидеть фреску работы прп. Андрея можно в Успенском соборе г. Владимира. Она создана уже зрелым, 50-летним мастером, в 1408 г. Пожалуй, это самая необычная икона события.

Страшный Суд. Андрей Рублев

«Страшный Суд» Андрей Рублев. 1408 г. Фреска. Успенский собор, Владимир, Россия.

Преподобный иконописец изображает Суд не как наказание одних и радость других, но как встречу людей и их Творца, которая наконец-то состоялась, грех преодолен, смерть побеждена. Оттого неясно, кто здесь праведник, кто грешник – всех залил золотой свет. И невольно вспоминаются слова другого святого, свт. Феофана Затворника:

«Господь и на Страшном Суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была».

Васнецов

Фреска была сделана для Киевского Владимирского собора. Это – скорее картина, чем икона, хотя композиция и ближе к иконописной. Красные и коричневые тона, притягивающий взоры грозный лик Архангела Михаила, грешники, не смеющие поднять взоры на небо – таков Суд, как его видит художник.

Страшный Суд

«Страшный суд» — композиция, которую в 1885-1896 годах написал Виктор Михайлович Васнецовым для Владимирского собора в Киеве.

В искусстве

Художники, конечно, не могли пройти мимо темы Судилища над миром, поэтому художественные ее интерпретации богаты и разнообразны.

Фреска Микеланджело

Она создана художником для Сикстинской капеллы в Риме. Композиция фрески вполне соответствует принятой в иконописи, но ее особенность – нагота изображенных.

Картины Страшного Суда... Иконопись и живопись

Микеланджело, “Страшный суд”. Фрагмент фрески: Святой Варфоломей.

Это так возмутило Папу, что ученику мастера пришлось дополнять изображения, рисуя драпировки. Сам же художник сказал, что так хотел показать душевную наготу мира, его глубокую поврежденность.

Картины Страшного Суда... Иконопись и живопись

Страшный суд (Микеланджело, фреска в Сикстинской капелле, 1537—1541 гг.)

Картина Босха

Это произведение 1504 г. – не просто о Суде, но обо всей истории людей.

Босх. Картина Страшный Суд

«Страшный Суд» Картина Иеронима Босха

Картина – триптих, в центре которого – сам Страшный Суд.

В небесах – Христос и павшие пред Ним на колени праведники.

Внизу – хаос Ада. Мучения удаленных от Бога людей не просто страшны, но и противоестественны. Вот грешники крутят мельничный жернов, который почему-то лежит… на блюдце. А вот – бесы льют вино в рот пьяницы – прямо из бочки. Тот уже без чувств, рад бы остановиться – но нет конца страсти, которая теперь приняла самые гротескные формы…

Картины Страшного Суда... Иконопись и живопись

Фрагмент центральной части триптиха «Страшный суд»

Слева – почти иконописный рассказ о том, как все начиналось. Райский сад, сотворение Адама и Евы. А потом – грехопадение и изгнание из Рая.

Наконец, правая створка триптиха – снова Ад и его жуткие мучения. Это, как нетрудно понять, закономерный конец большей части потомков Адама и Евы.

Полиптих Рогира ван дер Вейдена

Эта картина голландского художника XV в. выглядит немного «оптимистичнее». Она была заказана Ван дер Вейдену канцлером Бургундии Николя Роленом и его женой.

Картины Страшного Суда... Иконопись и живопись

«Страшный суд» — алтарный полиптих ранненидерландского живописца Рогира ван дер Вейдена, известный также под названием «Бонский алтарь». 1445—1450 гг

Полиптих – всего 15 картин, изображающих:

  • Господа, как бы восседающего на радуге;
  • Ангелов с орудиями Его страстей;
  • Архангела, взвешивающего души на весах правосудия;
  • святых, молящихся Христу;
  • праведных христиан, простерших к Нему руки;
  • грешников, в ужасе от славы Божией закрывающих лица.

Полиптих – двусторонний, и на его обороте – изображения самого Ролена с супругой, а также – избранных святых.

 

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Чудотворная святыня Алтая – Коробейниковская Казанская икона БогородицыЧудотворная святыня Алтая – Коробейниковская Казанская икона Богородицы

0 Comments
Коробейниковская Казанская икона Божией Матери

Коробейниковская икона Божией Матери не напрасно именуется «величайшей святыней Алтайского края». Это вариант известного каждому Казанского образа. Написан он был для сельского сибирского Казанского храма. И до революции никто ничего особенного о нем не знал. Икона начала являть чудеса в безбожные времена, когда в них

Иконы

«Скоропослушница»: первообраз — на Афоне, чудотворные списки — в Москве и Петербурге: как добраться о чем молиться Богородице в день празднования«Скоропослушница»: первообраз — на Афоне, чудотворные списки — в Москве и Петербурге: как добраться о чем молиться Богородице в день празднования

0 Comments
Скоропослушница- икона Афона

«Трогательно и знаменательно это название! Недолго надо призывать Богоматерь, чтобы быть Ею услышанным…» Так говорит об иконе Божией Матери «Скоропослушница» Евгений Поселянин, чья книга об иконах Матери Божией была широко известна на рубеже XIX-XX вв. Чудотворный образ написан около 1563 г., но не доске —

Иконы

Табынская. Загадочные исчезновения и появления чудотворной иконы БогородицыТабынская. Загадочные исчезновения и появления чудотворной иконы Богородицы

0 Comments
Табынская икона Божией Матери

Табынская — одна из самых удивительных, загадочных икон Божией Матери. Она является там, где хочет Богородица – и не остается на месте, где Она не благословляет. Чудеса же, которые явлены через этот образ за последние более чем 400 лет – неисчислимы. Дни памяти в 2024

Иконы

«9 квадратных метров»: в каком храме находится и чем знаменита икона в Тутаеве«9 квадратных метров»: в каком храме находится и чем знаменита икона в Тутаеве

2 комментария
Всемилостивый Спас - икона в Тутаеве под которой надо пролезать

Старинная, величественных размеров икона в Ярославской области — это, пожалуй, самый известный на сегодняшний день образ Всемилостивого Спаса. Кроме того, что это «такая специальная икона в Тутаеве, под которой нужно пролезать с молитвой ради здоровья и исполнения желаний» о ней можно ещё много чего интересного

Иконы

Воздвижение Креста Господня: икона праздника и картина РубенсаВоздвижение Креста Господня: икона праздника и картина Рубенса

0 Comments
Воздвижение Креста икона

Икона Воздвижение Креста Господня. Этот образ легко узнать по Распятию в его центре. Крест держит епископ, а окружают его множество людей, на некоторых же иконах можно увидеть даже Ангелов. Что изображено на иконе Воздвижения Креста Главным образом – событие, которое произошло в Иерусалиме в 326

Иконы