Первые изображения Страшного Суда можно встретить уже в римских катакомбах, где совершали свои богослужения христиане первых веков Церкви.
Иконы
Самые ранние изображения Судного Дня – символические, своего рода иллюстрация Евангельской притчи, где пастырь разделяет овец и козлов.
Позже, с IV в., начинает формироваться традиция изображать Страшный Суд на западной стене храма, чтобы всякий, выходя со службы, созерцал эту картину будущего, которое непременно ждет человечество.
В композицию таких фресок обычно входят изображения:
- Христа, Судии на престоле, с предстоящими Богородицей и святыми;
- праведников, идущих к Спасителю;
- мучений отверженных грешников.
В России, пожалуй, существует лишь один храм, где этот образ написан не на западной стене, а в алтаре. Это – Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове, возведенный в XI в.
Тому есть своя причина: христиане Пскова, пусть принявшие Крещение совсем недавно, глубоко чувствовали смысл грядущего Суда, и, вслед за первыми христианами, готовы были воскликнуть:
«Ей, гряди, Господи Иисусе!».
Символом будущего суда был Псковский кремль. Перед ним стояли 24 церкви (по числу старцев из Откровения Иоанна Богослова, восседающих на престолах). А сердцем самого Кремля был Собор Святой Троицы – двадцать пятый престол. Именно к нему, а не к востоку, как традиционно, были обращены все храмы города и окрестностей – в том числе и собор Мирожской обители. Отсюда – и образ Суда как бы «не там, где обычно».
Иконография Страшного суда
Кто, где изображен на иконе. Рассмотрим ее. Вот описание:
Рублев
Увидеть фреску работы прп. Андрея можно в Успенском соборе г. Владимира. Она создана уже зрелым, 50-летним мастером, в 1408 г. Пожалуй, это самая необычная икона события.
Преподобный иконописец изображает Суд не как наказание одних и радость других, но как встречу людей и их Творца, которая наконец-то состоялась, грех преодолен, смерть побеждена. Оттого неясно, кто здесь праведник, кто грешник – всех залил золотой свет. И невольно вспоминаются слова другого святого, свт. Феофана Затворника:
«Господь и на Страшном Суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была».
Васнецов
Фреска была сделана для Киевского Владимирского собора. Это – скорее картина, чем икона, хотя композиция и ближе к иконописной. Красные и коричневые тона, притягивающий взоры грозный лик Архангела Михаила, грешники, не смеющие поднять взоры на небо – таков Суд, как его видит художник.
В искусстве
Художники, конечно, не могли пройти мимо темы Судилища над миром, поэтому художественные ее интерпретации богаты и разнообразны.
Фреска Микеланджело
Она создана художником для Сикстинской капеллы в Риме. Композиция фрески вполне соответствует принятой в иконописи, но ее особенность – нагота изображенных.
Это так возмутило Папу, что ученику мастера пришлось дополнять изображения, рисуя драпировки. Сам же художник сказал, что так хотел показать душевную наготу мира, его глубокую поврежденность.
Картина Босха
Это произведение 1504 г. – не просто о Суде, но обо всей истории людей.
Картина – триптих, в центре которого – сам Страшный Суд.
В небесах – Христос и павшие пред Ним на колени праведники.
Внизу – хаос Ада. Мучения удаленных от Бога людей не просто страшны, но и противоестественны. Вот грешники крутят мельничный жернов, который почему-то лежит… на блюдце. А вот – бесы льют вино в рот пьяницы – прямо из бочки. Тот уже без чувств, рад бы остановиться – но нет конца страсти, которая теперь приняла самые гротескные формы…
Слева – почти иконописный рассказ о том, как все начиналось. Райский сад, сотворение Адама и Евы. А потом – грехопадение и изгнание из Рая.
Наконец, правая створка триптиха – снова Ад и его жуткие мучения. Это, как нетрудно понять, закономерный конец большей части потомков Адама и Евы.
Полиптих Рогира ван дер Вейдена
Эта картина голландского художника XV в. выглядит немного «оптимистичнее». Она была заказана Ван дер Вейдену канцлером Бургундии Николя Роленом и его женой.
Полиптих – всего 15 картин, изображающих:
- Господа, как бы восседающего на радуге;
- Ангелов с орудиями Его страстей;
- Архангела, взвешивающего души на весах правосудия;
- святых, молящихся Христу;
- праведных христиан, простерших к Нему руки;
- грешников, в ужасе от славы Божией закрывающих лица.
Полиптих – двусторонний, и на его обороте – изображения самого Ролена с супругой, а также – избранных святых.