«Взыскание погибших» — этот извод образов Матери Божией появился лишь несколько столетий назад. Хотя предание говорит, что само происхождение святыни куда более древнее.
Взыскание погибших: название и празднование
В Византии издавна существовало предание о Феофиле, церковном экономе, который, отстраненный от дел по наветам врагов, впал в отчаяние и даже отрекся от Христа, обещавшись служить самому сатане. Впоследствии грешник раскаялся, и несколько дней, запершись в небольшой церкви с иконой Владычицы, умолял Богородицу просить Христа о прощении его греха. Во время этой-то молитвы Феофил и называл Ее «Взыскательницей погибших».
В России историю под названием «Повесть о покаянии Феофила» узнали лишь к концу XVII в., и тогда же появились первые иконы Богородицы, наименованные согласно преданию.
С начала XVIII в. сразу несколько из них прославились, как чудотворные. А в XIX в., по инициативе свт. Филарета Московского (Дроздова) появился общецерковный день памяти «Взыскания погибших»: 18 февраля (или 5 февраля по «старому стилю»).
О чем молятся пред образом
Чудотворные иконы «Взыскание погибших» известны:
- исцелениями болезней; есть случаи выздоровления по молитве перед образом отдельных больных, но сохранились и предания даже о прекращении эпидемий после крестных ходов;
- помощью в стихийных бедствиях, трудных ситуациях, например, тем, кто заблудился в пути, попал к разбойникам; многие также получают по своей вере, когда молятся о пропавших без вести родных и близких людях;
- помощью в спасении погибающих духовно: отступивших от веры, впавших в ереси.
Описание и духовное значение
Церковные историки различают два варианта «Взыскания»:
- тяготеющий к канонам русской иконописи – глава Матери Божией покрыта платом, руки, обнимающие Младенца, одновременно и простерты в молитве;
- больше похожий на западную иконографию Богородицы – на таких Матерь Божия с непокрытой главой, руками же обнимает Христа, ладони ее соединены.
Есть и промежуточные – например, можно встретить изображения, на которых глава Богородицы покрыта, но пальцы рук сцеплены.
Важная особенность всех вариантов «Взыскания» – то, что Христос не сидит, а стоит на коленах Матери, при этом обнимая Ее рукой за шею. На некоторых же образах можно увидеть надпись:
«Взыщи нас погибающих, Пресвятая Дева…»
История написания иконы «Взыскание погибших»
Образ не имеет никакого древнего прототипа, хотя его и связывают с преданием времен Византийской империи. «Повесть о покаянии Феофила», говоря, что кающийся грешник молился пред образом Матери Божией, ничего не говорит о том, как выглядел тот древний образ.
А сходство образов «Взыскания» с католическими говорит о том, что извод заимствован, вероятно, с Запада – предполагают, что на рубеже XVII-XVIII вв., и первые образы такого рода могли появиться в Малороссии, недавно вошедшей в состав Русского государства.
Мы также очень мало знаем тех, кто создавал образы, несколько из которых прославились как чудотворные в XVIII и XIX вв. К примеру, известный образ из села Бор (ныне – Калужская область) написан художником по фамилии Гуров, жившим в городе Болхов. А образ из храма Рождества Христова в Москве после пожара 1812 г. восстанавливал другой художник, Т.Г.Мягков. Однако – именно восстанавливал, а вот кем был создан образ, остается неизвестным. О создателях других прославленных святынь и вовсе не известно ничего.
Истории самых почитаемых списков
Самая ранняя из чтимых за чудотворения икон была написана в 1707 г. для храма вмч. Георгия в городе Болхов неизвестным иконописцем. Известно, что она имела достаточно большой размер, имея высоту около 2 м и ширину – чуть более 1 м. После революции образ был утрачен.
Среди других известных списков:
- Борская, написанная по обету крестьянина Федота Обухова, которого Матерь Божия спасла, когда тот заблудился во время пурги; это был список образа «Взыскание погибших» из церкви вмч. Георгия в Болхове; первоначально художник Гуров запросил за работу большую сумму – и это несмотря на то, что икона была написана ввиду явного чуда спасения жизни; за жадность художник был наказан тяжелой болезнью, потерял зрение – и исцелился лишь после покаяния; впоследствии образ многократно являл чудеса – например, после крестных ходов со святыней не раз прекращались эпидемии;
- из Троицкого Раковского монастыря (Самарская область), первоначально – семейная святыня дворян Кадышевых; она имела удивительную особенность – лики на ней обычно были темными, еле видными, но иногда просветлялись; люди издавна заметили, что происходило это перед какими-либо радостными для верующих событиями; именно с этим образом связано установление празднования – после того, как после молебна перед образом исцелился тяжело больной отрок, сын графа Шереметева 11 лет;
- из храма Рождества Христова в Палашах (Москва); по преданию, в храм ее передал один из жителей города, который молился пред образом о замужестве дочерей и по своей вере получил просимое;
- из села Малижина Харьковской губернии; образ написан в конце XVIII в., прославился исцелениями от болезней, прекращением эпидемий холеры.
Икона «Взыскание погибших» Матроны Московской
Она была написана по желанию слепой девушки Матроны Никоновой из села Себино (ныне – Тульская область). Средства для написания собирали односельчане «всем миром». Известен рассказ о том, как Матронушка, как звали ее на селе, хотя и слепая, отвергла несколько приношений, сделанных людьми, совершавшими тяжелые грехи. Так уже в юности она проявляла дар прозорливости.
В будущем Матрона покинет родное село, уедет в столицу. Ныне же верующие чтят ее как блаженную старицу Матрону Московскую. Образ же до 1993 года остался в церкви Успения Богородицы в Себино, сегодня он хранится в Свято-Успенском мужском монастыре города Новомосковска Тульской области, проезд Парковый, д. 6.
Где находятся сегодня чтимые списки
После 1917 г. многие чтимые иконы были уничтожены или потеряны, другие же верующие смогли сохранить. Существовали также списки чудотворных образов, многие из которых также удалось спасти от поругания безбожниками. К настоящему времени некоторые из этих святынь возвращены Церкви. Среди них образы:
- из церкви Воскресения Христова г. Таруса; это список утраченной Борской; известно, что он был создан на рубеже XIX-XX вв. и сохранялся в разных храмах, а затем – в семьях верующих; в 1985 г. неизвестные жертвователи передали святыню в храм, где она находится и до сих пор;
- из Покровского храма г. Гатчины (Ленинградская область); предполагают, что это может быть список образа из Раковской Троицкой обители, созданный в 1888 г.; нашли икону в 1950-е гг.: образ кощунственно использовался как часть деревянного настила для пешеходного моста; после ослабления антирелигиозных гонений икону удалось передать Церкви; 17 февраля 1994 г. она явила чудо истечения мира;
- из церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке (Москва); это образ из Христорождественской церкви в Палашах, который после ее закрытия побывал в нескольких московских церквях, и, наконец, водворился в Воскресенском;
- в Новомосковском Успенском мужском монастыре; это икона, созданная по благословению блж. Матроны Московской; с 1993 г. она находится в соборном храме, с левой стороны алтаря; рядом – ковчег с частью мощей блж. Матроны;
- в Покровском монастыре г. Москвы – там есть еще один образ «Взыскания», также написанный по благословению старицы.
Наконец, удивительное продолжение получила история утраченной самой ранней иконы из Георгиевского храма г. Болхова. В 2012 г. здесь появилась ее копия, созданная согласно завещанию бывшего жителя города по имени Виктор, который в 1930-е гг. принимал участие в разорении церквей и даже катался с горки, используя святые образы как «санки».
Икона «Взыскание погибших» из церкви святого Георгия г. Болхова Орловской губернии. 20212 год. Возвращение. Фото пресс-службы Орловской епархии
Стремясь искупить свой тяжелый грех, раб Божий, уже находящийся при смерти, упросил своего сына, давно живущего в Москве, позаботиться о написании образа «Взыскание погибших», копии утраченного в годы гонений. Новый образ был создан иконописцами Троице-Сергиевой лавры и в мае 2012 г. передан возрожденному Георгиевскому храму.
- Потребность нашего времени: Текст акафиста Пресвятой Богородице в честь икон Ея «Взыскание погибших» и «Всех скорбящих Радосте»
Так Матерь Божия, Взыскание погибших и погибающих – от болезни ли, от греховных ли страстей – продолжает спасать сотни людей даже до наших дней по их молитве перед Своей иконой.
Наталия Сазонова
Молитва, тропарь, кондак, величание
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Взыскание погибших», глас 7
Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ во объя́тиях Свои́х Предве́чнаго Младе́нца и Бо́га носи́вшая./ Проси́ Его́ да́ти ми́ру умире́ние/ и душа́м на́шим спасе́ние./ Сын бо Тебе́, Богома́ти, веща́ет,/ я́ко вся проше́ния Твоя́ во благо́е испо́лнит./ Сего́ ра́ди и мы припа́дающе, мо́лимся/ и наде́ющиися на Тя, да не поги́бнем,/ и́мя Твое́ имену́ем:/ Ты бо еси́ Влады́чице, // Взыска́ние поги́бших.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Взыскание погибших», глас 6
Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Взыскание погибших»
О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице Богоро́дице! При́зри ми́лостивным Твои́м о́ком на нас, предстоя́щих пред свято́ю ико́ною Твое́ю и со умиле́нием моля́щихся Тебе́; воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя, просвети́ ум наш, омраче́нный страстьми́, и уврачу́й я́звы душ и теле́с на́ших.
Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Влады́чице. Ты ве́си вся не́мощи и согреше́ния на́ша, к Тебе́ прибега́ем и вопие́м: не оста́ви нас Твое́ю Небе́сною по́мощию, но предста́ни нам при́сно и Твои́м неизрече́нным милосе́рдием и щедро́тами спаси́ и поми́луй нас, погиба́ющих. Да́руй нам исправле́ние грехо́вныя жи́зни на́шея и изба́ви нас от скорбе́й, бед и боле́зней, от внеза́пныя сме́рти, а́да и ве́чныя му́ки. Ты бо, Цари́це и Влады́чице, ско́рая Помо́щница и Засту́пница еси́ всем притека́ющим к Тебе́ и кре́пкое прибе́жище гре́шников ка́ющихся.
Пода́ждь у́бо нам, Преблага́я и Всенепоро́чная Де́во, христиа́нский коне́ц жития́ на́шего ми́рен и непосты́ден и сподо́би нас Твои́м хода́тайством всели́тися в Оби́телях Небе́сных, иде́же непреста́нный глас пра́зднующих ра́достию сла́вит Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Отзывы о помощи Богородицы
Чудо в жизни архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (с интернет страницы Псковской епархии):
«Вскоре после прихода в обитель отец Иоанн серьезно заболел, силы покинули его, он пожелтел и таял на глазах. Его пособоровали и причащали ежедневно, но улучшения не наступало. Монастырь молился о болящем. В один из самых критических дней навестить батюшку пришел отец наместник. Ударив посохом по полу и пристально вглядываясь в больного, он произнес: «Ты что, отец Иоанн, умирать собрался? Нет, дорогой, ты нам еще нужен. Нет, нет, не умрешь. Поживешь, потрудишься».
А вечером батюшка уловил за дверью келии какое-то движение. В дверь легонько постучали, и он, собрав все силы, ответил: «Войдите». Прошло некоторое время, пока искали ключ, пока неумело орудовали им в замочной скважине. Наконец открылась дверь, и батюшка увидел большой образ Царицы Небесной, входящий в его келию. Это была икона «Взыскание погибших». Батюшка был потрясен. Больше он ничего и никого не видел от избытка переполнивших его чувств. Позднее отцу Иоанну объяснили, что икону привезли ему в дар из Касимова. Она из разоренного женского монастыря была спрятана в домике монахини, которая ежедневно прочитывала перед ней акафист. Умирая, монахиня завещала икону Матери Божией «Взыскание погибших» отцу Иоанну.
Всё вместе – посещение Царицы Небесной и со властью сказанное слово отца наместника – возымело действие. Больной начал поправляться и скоро был уже в строю…»
С форума портала «Азбука веры», 2012 г., особенности стиля и орфографии сохранены:
«Меня зовут Максим. мне 25 лет. Моя история началась полтора года назад. На улице в драке в состоянии сильного алкогольного опьянения я получил удар по глазу. Вследствие чего у меня произошла отслойка сетчатки. Я начал свою историю с этого момента потому что Господь приводит нас в свой дом (Церковь) в основном через болезни, потому что по-другому мы не понимаем, не видим что во круг нас происходит.
А все наши болезни и недуги, это наши грехи, соответственно мы приходим в Церковь когда нам плохо и там прощаются наши грехи, т.о. Господь пытается нас спасти. Но это мое мнение, которое сложилось из моей жизненной ситуации. Так вот, мне сделали 4-е операции и после 3-й пошло сильное воспаление на глаз продолжалось полгода, рискуя в славном городе Калуге сделали 4-ю операцию пытаясь спасти глаз, ситуация изменилась, но воспаление не прошло.
Я стал ходить в Церковь, ездить по Святым местам и просить у Господа, осознав свои грехи исцеления. И вы знаете, произошло чудо! В своем родном городе Серпухове Московской области, В Высоцком мужском монастыре в Зачатьевском храме во время молебна к иконе Божией Матери «Взыскание погибших» произошло мое исцеление. Я не мог поднять глаза выше уровня пола, меня ослепляло светом, было сильное слезотечение и это отражалось на втором глазу. Но после молебна, после того как я приложился к Чудотворной иконе мои глаза открылись! Я стал их открывать и смотреть как все люди! Я прозрел физически и духовно. Я шел домой и радовался жизни!
Надеюсь, что моя история кому-нибудь поможет. Ходите в Церковь, славьте Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу.