Нет храма, нет православного дома, где не было бы в «красном углу» изображения седого человека во святительских ризах — это икона Николая Чудотворца. Его безошибочно узнают не одни христиане – зачастую святителя Николая хорошо знают иноверцы, даже язычники.
Иконография образа
Святитель Николай Чудотворец пишется всегда одинаково, узнаваемо. Это:
- пожилой человек с совершенно белыми короткими волосами, такой же небольшой бородой;
- его обычно изображают в епископском облачении, ведь он возглавлял общину города Миры области Ликия (Малая Азия); правда, одежды святителя скорее похожи на богослужебное одеяния архиереев более позднего времени, тогда как должность Мирского епископа и его одежды, очевидно, в IV в., когда подвизался святой, были очень скромны; тогда у христиан соблюдался принцип «один город – один епископ», обширных епархий не было, а статус архиерея скорее был ближе к нынешнему благочинному, начальствующему над священством города или района;
- согласно традиции изображения епископов, святитель держит на левой руке Евангелие, правой же – благословляет молящегося.
Образ святителя имеет ярко выраженные черты индивидуальности – его лицо не спутаешь с другим.
[tip]Удивительно, что угодник Божий, о житии которого известно не так много исторически подтвержденных фактов, а об облике – еще меньше, имеет столь узнаваемые изображения. Еще более интересно то, что, когда за последние годы была проведена реконструкция его лика на основании мощей, хранящихся в итальянском городе Бари, у ученых… появился все тот же, известный христианам, лик! Остается предположить, что облик святителя– действительно исторически достоверен.[/tip]
Хорошо известно также, как он дошел до нас из глубины веков: за последние более чем 1500 лет существуют сотни только записанных свидетельств о явлениях святого людям – наяву, или же в сонном видении. Вероятно, некоторые из видевших святителя, изображали его лик. Другие же свидетели – подтверждали достоверность изображения, узнав являвшегося им на священном изображении.
Николай Угодник: икона и её описание
Современные церковные историки, а также искусствоведы, единодушно признают, что святитель имеет самую обширную иконографию по сравнению с другими угодниками Божиими.
Виды и типы икон
Их существует великое множество. Чаще всего виды образов выделяют по характерным чертам изображения.
Поясные
Считается, что это древнейший вид образов святителя. Из наименования понятно, что он изображен по пояс.
Среди поясных выделяются несколько типов:
- святой может изображаться с закрытым Евангелием;
- оно также может быть открыто, хотя такие изображения встречаются реже; при этом на ее страницах можно увидеть слова из зачала, читаемого на день памяти святителя: «Во время оно, ста Иисус на месте равне…»; оно посвящено Нагорной проповеди, Заповедям блаженства, которые свт. Николай исполнял во все дни жизни;
- есть особый тип образов, на которых выше свт. Николая пишутся на облаках Христос, Богородица; это – отсылка к одному из эпизодов его жития когда на I Вселенском Соборе он ударил еретика Ария, не вынося его богохульного учения; за это отцы собора решили лишить архиерея Божия сана – однако, ночью один их епископов узрел сонное видение, где Богородица возлагала на Николая епископский омофор – длинную ленту, принадлежность архиерейского облачения, а Господь вручил Евангелие; конечно, изображение Христа и Богородицы, благословляющих святителя, понимается также шире – как свидетельство особого действия силы Божией чрез него.
Ростовые иконы
На них угодник Божий пишется в полный рост. При этом на творениях русских мастеров чаще всего есть особенность положения его рук: он представлен молящимся, с поднятыми жестом священнического моления дланями, тогда как греческие мастера обычно показывают архиереев с руками, прижатыми к груди, или благословляющими.
Считается, что молящийся свт. Николай – именно русская особенность, восходящая к не одной из древнейших, не дошедших до нас икон, которая была привезена в город Зарайск (1225 г.) из Корсуни, места, где принял Крещение князь Владимир Святой.
При этом, когда святой пишется с воздетыми руками, на левой из них чаще всего Евангелие, персты правой сложены благословляющим жестом.
Особый тип ростовой иконы – образ свт. Николая Можайского. На нем руки угодника Божия тоже воздеты, но правой рукой святитель держит обнаженный меч, на левой – город. Именно таким, по преданию, видели любимого святого жители Можайска во время нападения врагов. Явление святителя устрашило неприятелей, они отступили.
Оплечные
Подобные изображения распространены в основном только по России – это «сокращенный» вариант поясного образа, когда святитель представлен по плечи – отсюда наименование. Чаще всего такие святыни имеют не очень большой формат. Предполагают, что подобные изображения могли брать с собой воины – особенно много находят подобных в Сибири, на Урале, территориях, которые активно осваивались с XVI в., русским переселенцам не всегда было сподручно везти большие иконы на дальние расстояния.
Житие в красках (о житийных иконах)
На них, помимо ростового или поясного изображения святителя, занимающего центральную часть, по полям размещены небольшие «клейма», на которых представлены сюжеты, посвященные земной жизни святителя. Это могут быть:
- рождение угодника Божия (Русская Церковь – единственная, отмечающая эту дату как особый праздник);
- его священническая хиротония;
- деяния святого, как при жизни, так по кончине; так, рассказывается о спасении святителем трех безвинно заключенных воевод, помощь утопающим на море, а на некоторых – посмертное чудо святителя, который помог обедневшим супругам устроить пир на день его памяти: под видом прохожего он купил у них последнюю оставшуюся ценность, ковер, а затем вернул обратно.
Старообрядческая икона Николая Угодника
Существует особый извод, распространенный среди тех, кто не принял проведенную в середине XVII в. богослужебную реформу Патриарха Никона – так называемых «старообрядцев». Его именуют «Николой Отвратным». Особенность здесь – то, что глаза святого смотрят не на молящегося, а в сторону.
Существует предание, что первая такая икона появилась в начале XVII в. незадолго до изгнания из Москвы захвативших русскую столицу поляков – вроде бы образ святого «отвернул» очи, как бы не желая смотреть на поругание православных святынь иноверцами. А скоро они были изгнаны из страны. Однако, церковные историки сомневаются в достоверности предания, прежде всего, потому, что самые ранние изображения «Николы Отвратного» датируются не ранее XVIII в. При этом они встречаются только старообрядцев, у других русских мастеров традиции писания подобных икон нет.
Хотя происхождение извода неясно, хорошо известно, что крестьяне-старообрядцы молились перед ним, прося святого «отвратить» болезни, житейские неприятности, нашествие врагов.
В каком стиле написаны иконы святого Николая
Старинные – по законам так называемой «обратной перспективы». Их отличительная черта – «неправильные» с точки зрения законов более поздней живописи черты лица, «нарушенные» пропорции, например, удлиненные тела святых, показ «невидимых» на изображении «фотографического» типа плоскостей стола или внутреннего убранства дома.
Однако, эти особенности – не следствие отсутствия мастерства художника. Они лишь показывают его особые цели:
- например, удлиненное тело говорит о стремлении к небу;
- особые пропорции лица, изображение невидимых глазу «постороннего зрителя» плоскостей – средство «ввести» молящегося внутрь реальности иного мира, Царства Небесного.
Особенно выразительны образы святителя Николая, которые были в каждом доме: недаром русские крестьяне, собираясь предаться каким-либо грехам, постыдным делам, завешивали лики тканью – столь реальны были так изображенные святые, особенно – строгий свт. Николай, от которого справедливо ожидали обличения.
Более поздние образы святителя написаны по канонам «академической живописи», скорее похожи на портреты. Но среди таковых также есть немало чудотворных.
Техника исполнения
Самые древние иконы созданы как храмовые фрески или же написаны на деревянных досках. При этом для мастера в обоих случаях принципиален камень, как символ Вечности:
- фреска делается в каменном храме;
- доска же особо обрабатывается – грунтуется так, что символически как бы тоже представляет собой камень.
Иконы позднего времени часто создаются:
- на холсте, подобно живописным полотнам;
- на бумаге – сейчас таковые, правда, часто наклеивают на дощечку.
Самый первый образ свт. Николая
Им считается фреска из римской церкви Санта Мария Антиква. На ней святитель, вопреки сформировавшейся позже традиции, представлен более молодым. Образ этот, как считается мог быть создан около 720 г., или примерно спустя 400 лет по кончине свт. Николая. Хотя его почитание началось уже с IV в., более ранние изображения до нас не дошли.
Какая главная икона Николая Чудотворца
Выделить»главную» икону Николая Чудотворца для христианского мира очень сложно. В древности, когда велико было значение Византии как мирового центра христианства, таковой, видимо, могла считаться мозаика из церкви св. Софии Киевской, как отражение ранней византийской иконографии. Это изображение относится к X-XI вв. Кстати, на нем, как на фреске из Рима, святой представлен темноволосым, лет сорока. Видимо, традиция писать святителя старцем сложилась позже.
Старинные образа
В 1578 г. один из посетивших Россию итальянских путешественников с удивлением писал о русских православных: «Среди прочих святых они больше всего чтут Николая Угодника и воздают ему почти божеские почести». Некоторые же даже называли святителя «русским богом», что, конечно, неверно – однако отражает поистине огромное его почитание. Именно поэтому на Руси издревле славилось множество чудотворных икон свт. Николая.
Среди них:
- из Киева, именуемая «Николой Мокрым»; она известна с XI-XII вв. чудом спасения утонувшего младенца, родители которого, чтители святого, приехали к Киеву, как паломники, но их поразило несчастье; утром следующего дня ребенок был найден невредимым на хорах церкви – впрочем, одежда его действительно была мокра от речной воды;
- «Никола Дворищский», необычная круглая икона из Великого Новгорода; по преданию, она была явлена ради болезни новгородского князя Мстислава, которому сам святитель повелел привезти в город его образ – а вскоре княжеские слуги обрели его на озере Ильмень, привезли на так называемое Ярославово Дворище, к княжеской резиденции (отсюда название);
- Можайский; оригинал представляет собой достаточно редкий тип деревянной скульптуры, которая обычно не принята православными; этот же образ был не только почитаем, но даже дал начало целому изводу изображений;
- Великорецкая икона Николая Чудотворца, обретенная на р. Великой, доставленный к Москве: ему был посвящен придел собора «Покрова на рву», известного также как «храм Василия Блаженного»
Иконы последних лет
Существует также немало количество современных образов, также прославленных чудесами.
Чудотворная икона Николая Чудотворца в Москве
Московская чудотворная икона Николая Угодника почитается с относительно недавнего времени, а находится в храме Христа Спасителя – в нижнем приделе. Священное изображение необычно тем, что:
- подарено Русской Церкви католической Италией, хотя изображение соответствует православным канонам;
- выполнено очень необычной техникой мозаики.
В Нижнем Новгороде
В городе по крайней мере четыре чтимых образа угодника Божия:
- в Преображенском соборе знаменитого рабочего района Сормово; храм существует с 1903 г.;
- в церкви Собора Пресвятой Богородицы, именуемой народом «Строгановской» по имени возведшего храм промышленника;
- при храме Похвалы Пресвятой Богородицы;
- наконец, в посвященном угоднику Божию храме Автозаводского района; эта церковь совсем недавней постройки.
В Петербурге
Самый известный находится при Николо-Богоявленском соборе, именуемом также Морским, так как в 1780-е, когда возведен храм, этот район города не Неве был местом жительства моряков. Сам образ относится к XVIII в., о нем говорят как об иконе «греческой работы». К ней прикреплена частица мощей – это подарок собору от императорской семьи, середины XIX в. Перед святыней молятся о моряках, вообще о путешествующих. Кроме того, святой сугубо помогает вдовам, сиротам.
Другие
Среди них можно назвать:
- Киевскую; это современный образ, созданный в XXI в.; это с виду традиционная житийная икона, но на ее 19 клеймах – изображения чудес, совершенных святителем в XX в.; среди них, например, наказание за кощунство неверующей девушки Зои («Зоино стояние»), воскрешение умершей матери (чудо времени Великой Отечественной войны), задержание вора, вздумавшего присвоить церковное имущество, многие другие;
- Томскую; появилась, очевидно, на рубеже XIX-XX вв., но прославлена с конца XX в.; ночью на 20 января 1986 г. в Петропавловском соборе города загорелась проводка; огонь за краткое время охватил пространство храма, но, дойдя до святыни, остановился сам, до приезда пожарных; обгорел лишь киот, который решено было, как память о чуде – не восстанавливать; сейчас икона считается чудотворной, лик святителя на ней особенно одухотворен; каждый четверг духовенство храма совершает пред ним акафист во время вечерней службы.
Лик Николая Чудотворца и значение для православных
Издавна «Николу» почитали «свойским» святым, тем, к кому можно обратиться с самой «пустячной», но такой нужной просьбой. Иногда же сам угодник Божий, любя людей, приходил на помощь, даже не ожидая специального прошения.
В чем помогает молитва перед иконой св. Николая
К святому обращаются:
- во время болезней;
- при житейских скорбях;
- прося помощи в борьбе со страстями;
- вообще по любому вопросу, требующему помощи свыше, каким бы «приземленным» он ни казался.
Чудеса у икон: истории, отзывы
Книги о них издаются большими тиражами, еще больше – чудес никем не записанных, которые верующие «слагают в сердце своем» как благословение святителя. Вот лишь очень немногое из того, что люди решились обнародовать.
Это чудо случилось в храме Христа Спасителя. Рассказывает один из прихожан:
[note]
«одна моя родственница рассказала следующий случай. [noindex]У неё был взрослый сын, который вместе с женой проживал в семейном общежитии, где у них была своя комната. Мать часто навещала его, вот и в тот день она как обычно приехала к нему в гости, но сына не было дома. Она решила подождать на вахте возвращения сына, и разговорилась с женщиной вахтёршей, и та ей рассказала следующую историю. У её матери их трое детей, два сына и дочь, то есть она сама. У них случилась беда, сначала умирает отец, а затем следом за ним погибает младший сын и мать не выдержала такой большой потери, её парализовало, и кроме этого она впала в безсознательное состояние. В больницу её не взяли, потому что признали безнадежно больной, и сказали, что долго она не проживёт. Дочь забрала мать к себе и ухаживала за ней больше двух лет, конечно же, все в её доме очень устали от такой тяжелой нагрузки, но дочь продолжала ухаживать за своей парализованной и невменяемой матерью.
А тут как раз привезли из Италии эту икону Николая Чудотворца, и она решила сходить. Когда подошла к иконе, думала о многом попросить «Николушку», но, подойдя к иконе, про всё забыла и только попросила Святого Николая, чтобы он помог её матери, приложилась к иконе и пошла домой.Подходя к дому она вдруг увидела как к ней навстречу, на своих ногах идет её больная, парализованная мать, подходит к ней и ну возмущаться: «Ты что это, дочка, такой беспорядок устроила в комнате, грязи столько, воняет, тряпки какие-то везде висят». Оказывается, мать пришла в себя, встала с кровати, увидев, что в комнате безпорядок, оделась и пошла встречать свою дочь, чтобы её поругать. А у дочери полились слезы от радости за мать и огромное чувство благодарности к «Николушке» и к Богу за чудесное исцеление своей матери.[/noindex] Мать же долго не могла поверить в то, что она два года пролежала без памяти и парализованная…»
[/note]
А вот случай помощи времен Великой Отечественной войны. Он описан писателем Л. Нечаевым в книге «Донный лед», а «в красках» — на Киевской житийной иконе:
[note]
«Два воина выходили из немецкого окружения, но попали в засаду. [noindex]Немцы закрыли друзей в амбаре и собирались наутро расстрелять. Среди ночи бойцам явился «белый старичок» и открыл двери, дав возможность убежать. Мать одного из бойцов позже сказала, что всю войну она усердно молилась святителю Николаю о помощи. Именно он помог ее сыну выжить».
А вот еще один рассказ, уже современный, воина Алексия: «Я казак одной из станиц Оренбургского казачьего войска. Принимал участие в боевых действиях в нескольких «горячих точках». Тем, что я до сих пор жив, я обязан святому Николаю Чудотворцу — образком с его изображением меня благословили в Московском Донском монастыре перед отправкой в Абхазию в 1993 году.
Иконка всегда лежала у меня в левом нагрудном кармане, и эта сторона тела не пострадала. А в правую я получил девять осколков, пулю и контузию от взрыва — правое ухо у меня до сих пор не слышит. В Чечне произошло то же самое: иконка находилась в левом кармане, и левая половина тела опять не пострадала, а правую поразило так, что сейчас я на инвалидности…»[/noindex]
[/note]
Икона Николая Чудовторца: где правильно разместить дома
Совсем не обязательно вешать над входной дверью. Традиционно разместить следует так, чтобы на образ падали первые лучи утреннего солнца, то есть на восточной стороне. Однако, если планировка дома или квартиры не позволяет этого сделать, местом размещения может быть любое подходящее – лишь бы это было сделано с благоговением, пристойно. Например, вряд ли допустимо размещать рядом постеры, светские плакаты.
Если же дома сделан полноценный «красный угол», то образ святителя традиционно располагают ближе к иконам Христа и Богородицы, в соответствии со словами акафиста, который именует его «по Бозе и Богородице все наше упование».
Как молиться у чудотворной иконы Николая Угодника
Обычно к таким святыням немало паломников, так что, если есть желание помолиться подольше, высказать святителю свою просьбу, приходить лучше будним днем. Чаще же всего приходится отстаивать очередь, так что на молитву остается совсем немного времени.
Поэтому многие паломники, ожидая очереди прикоснуться к святыне, читают канон или акафист угоднику Божию. Стоит также помнить:
- святитель духом видит наши нужды, знает, что будет полезно;
- он отзывается не столько на многословные акафисты или каноны, сколько на боль верующего сердца, страдающей души; многие поэтому молятся своими словами.
Читайте также:
Как сделать молитву сильной: инструкция » Что значит сильная молитва»
О древней чудотворной святыне России:
Владимирская икона Богородицы считается покровительницей русского народа — статья о ее судьбе и помощи
Какая икона «самая сильная»?
По православному учению, «силу» имеют не краски и доска, но благодать, которая подается по вере человека, сколько он может воспринять. Что до собственно образов, каждый из любящих святого может рассказать о том, который вызвал наибольший отклик души.
Велико количество икон самого любимого святого – и неисчерпаема его любовь к людям, которая при земной жизни изливалась на его Мирскую паству – ныне же на каждого, кто просил хотя бы с малой, зарождающейся, но – верой.
Наталья Сазонова