Изображать событие, лежащее в основе церковного празднования Успения Пресвятой Богородицы, впервые начали во времена Вселенских Соборов, когда Церковь начала осмысливать жизнь Матери Иисуса, о которой несколько столетий хранила благоговейное молчание. А иконы Успения, привычные нам, появились и вовсе не ранее X в.
Коротко о празднике Успения Пресвятой Богородицы
Кончина Матери Божией, которую Церковь вспоминает 28 августа, не называется смертью, но Успением, то есть временным «сном». Ведь на третий день по погребении Пречистая воскресла, о чем свидетельствовали Апостолы – сначала не нашедшие Её тела в гробнице, затем – воочию видевшие Матерь Божию, окруженную Ангелами.
О самом событии мы узнаем из писаний, которые получили распространение с V-VI в. и надписывались именами святых Апостольского века. На самом деле сочинения эти написаны несколькими столетиями позднее, почему и не признаются Церковью за подлинные. Но все же они содержат древние предания о Успении. Именно на них основаны:
- посвященные празднику гимны;
- и, конечно, изображающие события иконы.
Иконография праздника
Складывание иконографии Успения Пресвятой Богородицы связано с церковью, построенной в Гефсимании, на месте, где находится гроб Пречистой – где, однако, нет Её тела.
О ней сообщает русский паломник на Святую Землю, игумен Даниил, побывавший здесь в XII в.:
«А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения… Расположен гроб Святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».
Это означает, что литургия в этом храме служилась на престоле, который, по сути, также являлся надгробием. Именно с этой особенностью связана установившаяся к настоящему времени композиция иконы – она сложилась, как полагают, к XII-XIII вв.
Что и Кто изображен
По центру образа мы видим:
- тело Богоматери, лежащее на смертном ложе;
- за ним стоит Сам Господь, встречающий душу Марии, переходящую в Царство Небесное;
- Мандорлу (сияющий нимб овальной формы) Христа венчает красный серафим: предания о Успении рассказывают, что при смерти Пречистой Апостолы увидели отверстое небо, и Господа, сходящего с Ангелами; именно этот момент изображается на иконе;
- одр окружают Апостолы; при этом количество изображенных зависит от того, насколько велика сама икона: можно встретить образы, где представлены все ученики, на других – только Петр, кадящий гроб, и Иоанн, склонившийся к телу Матери Божией; иногда Христовы ученики пишутся также, несомые на облаках – именно так, по преданию, они были перенесены из разных концов мира, куда разошлись на проповедь.
Кроме этого, на иконах Успения можно встретить изображения:
- творцов гимнов праздника, например, прп. Иоанна Дамаскина;
- епископов, среди которых могут быть свтт. Дионисий Ареопагит, Иаков, брат Господень, Иерофей, Тимофей Эфесский;
- Афонии, иудейского священника, который во время погребальной церемонии попытался ухватиться за одр Пречистой за что его руки отсечены Ангелом.
Почему на иконах Христос держит младенца
На иконах Успения Иисус Христос держит младенца на руках . Это – образ души Девы Марии, которую Господь принимает на Свои руки, чтобы отнести на Небо. Что укрепляет в надежде: и мы не исчезнем с физической смертью, это будет наше духовное рождение.
Символика: смысл и значение деталей
Икона, как говорят церковные историки, имеет отчетливо выраженный литургический характер:
- убранный алой тканью одр Пречистой похож на престол, на котором служится литургия; не случайно пишется и св. Петр с кадилом перед ним, и Иоанн, целующий одр – в определенные моменты службы иереи совершают эти действия, кадя Святые Дары, прикладываясь к престолу;
- стоящий за одром Христос подобен служащему литургию архиерею – не случайно Ему сослужат епископы, а также Ангелы (подобные диаконам), которые часто изображаются с покрытыми руками – как для принятия Святых Даров.
Символичны также цвета, которые используют иконописцы. Среди них преобладают:
- красный – царский цвет, означающий, впрочем, как земное, так и Небесное Царство; тканью такого цвета убран одр Матери Божией, того же цвета могут быть написаны Её одежды, сандалии; житель христианского Востока безошибочно «читал» такую символику, зная, что пурпур носят цари, следовательно, Богородица написана, как Царица неба и земли;
- белый; это пелены, которыми обернут младенец на руках Господа – душа Богоматери; это цвет переходного состояния, недаром белые ризы церковнослужителей приняты во время погребения;
- золотой – цвет Небесного Царства, как, впрочем, и красный; обычно в таком цвете решен фон образа.
Самое первое изображение
Оно сохранилось на Западе, где Успение издавна именовалось «Вознесением Марии», имея и несколько иную иконографию: она представляла Богородицу, возносимую в Рай. Именно такая сцена представлена на древнем, 330 г., саркофаге, который можно увидеть в церкви мученицы начала IV в. Энграции(Сарагоса, Испания), которая была убита, как выступавшая против гонений на веру.
Самое древнее в России
Можно полагать, что это древний образ, принесенный в 1073 г. в не так давно основанный Киево-Печерский монастырь, посвященный Успению. Согласно Киево-Печерскому патерику, Ее, по повелению Самой Богородицы доставили греческие зодчие, прибывшие строить соборный храм.
Сохранилось описание образа, относящееся к началу XIX в. митрополита Евгения (Болховитинова):
«Первую святыню Печерской Лавры составляет чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, и потому украшена она паче всех святынь сей Лавры. Она писана древней греческой живописью на кипарисной деке шириною в 9, а вышиною в 6 с половиной вершков (ок. 40×29 см)».
Однако, эта святыня утрачена, предположительно, во время Великой Отечественной войны.
Сейчас одной из древнейших сохранившихся икон Успения считается происходящая из Десятинного монастыря Великого Новгорода. Образ относится к началу XIIIв. Его особенность – так называемый «облачный» тип изображения, когда на облаках изображены также несомые к одру Матери Божией Апостолы. А выше них – в Ангелы, несущие душу Богородицы. Сейчас этот образ можно увидеть в Третьяковской галерее.
«Успение Богоматери» — знаменитые и старинные иконы
На Руси очень любили праздник, посвящая ему главные храмы многих городов – а значит, и иконописцы много раз обращались к событию, создавая иконы для таких церквей.
Иконописец Дионисий
Образ создан иконописцем Дионисием около 1500 г. для соборной церкви обители прп. Павла Обнорского, под Вологдой, а сейчас находится в собрании музея-заповедника.
Это «облачный» вариант несомыми к Пречистой по воздуху Апостолами. Икона насыщена множеством сюжетов, которые передают апокрифы:
- центр композиции – Богоматерь и Христос, принимающий душу;
- одр окружен Апостолами, святителями;
- внизу – сцена наказания Афонии Ангелом;
- верхняя часть образа представляет душу Марии, возносящуюся на небо.
Феофан Грек
Образ создан знаменитым иконописцем около 1390 г. Здесь преобладают любимые им красно-коричневые тона облачения одра Пречистой, Ее одежд. В отличие от образа Дионисия, икона, можно сказать, лаконична: близ Богородицы мы видим лишь Апостолов и Христа с Её душой на руках. Перед одром горит свеча. Такой извод «Успения» получил именование «краткого». Эта икона хранится сейчас в Третьяковской галерее.
Симон Ушаков
Иконописец второй половины XVII века Симон Ушаков нередко применял элементы светской живописи, однако образ Успения создал строго по канонам иконописания. Вероятно, потому, что работал для монастыря, Флорищевой пустыни. Искусствоведы отмечают, что автор следует древнерруской традиции — икона написана на основе обратной перспективы, по классической манере, а не «по духу времени». Вероятно, такое пожелание мог высказать заказчик — настоятель обители, родственник св. Иларион. Его икону можно также отнести к «краткому» изводу, однако, в нижней части иконы изображены Афония с карающим его Ангелом.
После 1918 года образ Ушакова хранился в Историко-художественном музее города Владимира. Сейчас — в собрании «Третьяковки».
Как изображают событие художники
Традиция живописного изображения зародилась в Европе, где празднование изначально получило именование «Вознесения Марии» и имело соответствующую иконографию.
«Успение Богородицы» Тициана
Оно считается самой большой картиной художника, а создано около 1518 г. большая картина для алтаря церкви Санта-Мария-Глориоза. Образ написан на дереве.
Композиция, показывающая «Вознесение Марии» имеет как бы три уровня:
- нижний, где написаны Апостолы;
- средний – здесь представлена возносимая Богородица;
- верхний, представляющий принимающего Её Бога.
Караваджо и Эль Греко
В чем отличие от икон
Подобные картины, конечно, существенно разнятся с традиционными иконописными образами. Художники:
- стараются передать эмоции; например, Тициан показа Апостолов жестикулирующими, со смятением на лицах;
- проявляют повышенное внимание к деталям одежды, а также человеческой телесности – например, Ангелы пишутся как обнаженные дети.
Именно поэтому картина значительно больше воздействует на человеческие эмоции, чем икона, которая, наоборот, стремится их упорядочить, помочь молящемуся достичь сосредоточенности, проникновения в духовную суть события.
Значение для мирового христианского искусства и для верующих
О значении в начале XX в. писал еще священник Павел Флоренский.
Признавая эстетическую ценность картин на религиозную тематику, он, тем не менее, указывал, что «соборный разум Церкви не может не спросить Врубеля, Васнецова, Нестерова и других новых иконописцев, сознают ли они, что изображают не что-то, вообразившееся и сочиненное ими, а некоторую в самом деле существующую реальность…
Тут речь идет не о том, плохо или хорошо изображена некоторая женщина… а о том, в самом ли деле это Богоматерь. Если же эти художники, хотя бы внутренне, для себя, не могут удостоверить самотождество изображаемого лица, если это кто-то другой, то не происходит ли здесь величайшего духовного смятения и смущения и не сказал ли художник кистью неправды о Богоматери?»
Впрочем, для многих сейчас картина, как более простая для понимания современным человеком, иногда становится первым шагом на пути к вере.
О чем молятся у образа
Обычно перед иконой к Пречистой обращаются:
- прося исцеления телесных немощей;
- заступления от врагов;
- и, конечно, помощи тем христианам, которые находятся при смерти или недавно скончавшимся.
Обращаться за помощью можно только в праздник?
Никаких запретов на обращение к Богородице во всякое время нет и быть не может. Более того, есть чудотворные образы Успения, к которым поток паломников идет круглогодично. К их числу принадлежат, например, два образа из Псково-Печерского Успенского монастыря. Первый проявил свою чудотворность с XV в., являя исцеления больных, второй – более позднего времени, также известный чудесами.
Икона Успения — это икона, на которой запечатлена смерть – и то, что на самом деле ее нет, а есть Царство Христа, воскресшая Богородица. Значит – будет однажды и наше воскресение.
Наталья Сазонова