------------------- Икона Успения
Православие сегодня Иконы Христос с младенцем на руках. Иконография праздника Успения: фрески, мозаики, иконы и картины

Христос с младенцем на руках. Иконография праздника Успения: фрески, мозаики, иконы и картины

0 Comments
Икона Успения

Изображать событие, лежащее в основе церковного празднования Успения Пресвятой Богородицы, впервые начали во времена Вселенских Соборов, когда Церковь начала осмысливать жизнь Матери Иисуса, о которой несколько столетий хранила благоговейное молчание. А иконы Успения, привычные нам, появились и вовсе не ранее X в.

Коротко о празднике Успения Пресвятой Богородицы

Кончина Матери Божией, которую Церковь вспоминает 28 августа, не называется смертью, но Успением, то есть временным «сном». Ведь на третий день по погребении Пречистая воскресла, о чем свидетельствовали Апостолы – сначала не нашедшие Её тела в гробнице, затем – воочию видевшие Матерь Божию, окруженную Ангелами.

Картина Успение

1660. Hemelvaart van Maria (Вознесение Марии)  картина испанского художника Матео Сересо Младшего (19 апреля 1637, Бургос – 29 июня 1666, Мадрид)

О самом событии мы узнаем из писаний, которые получили распространение с V-VI в. и надписывались именами святых Апостольского века. На самом деле сочинения эти написаны несколькими столетиями позднее, почему и не признаются Церковью за подлинные. Но все же они содержат древние предания о Успении. Именно на них основаны:

  • посвященные празднику гимны;
  • и, конечно, изображающие события иконы.

Икона Успение

Иконография: Успение Богородицы. XVIII в. Материал: Дерево, левкас, темпера Размеры иконы: 61,5 см* 45 см. В центре композиции изображено ложе с усопшей Богоматерью. По сторонам от него — апостолы. За ложем помещена фигура Христа. Правая рука его в жесте благословения вытянута в сторону Марии, в левой находится спеленутая фигура – душа Богородицы. По сторонам мандорлы Христа изображены два святителя с книгами в руках. На первом плане иконы дана сцена отсечения рук нечестивого Авфонии. Мандорлу Христа венчает красный серафим. Инв. № КГИАХИМ КП 2211. © Каргапольский государственный историко-архитектурный и художественный музей

Иконография праздника

Складывание иконографии Успения Пресвятой Богородицы связано с церковью, построенной в Гефсимании, на месте, где находится гроб Пречистой – где, однако, нет Её тела.

Успение Богородицы гробница

Гробница Пресвятой Богородицы в Гефсимании

О ней сообщает русский паломник на Святую Землю, игумен Даниил, побывавший здесь в XII в.:

«А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения… Расположен гроб Святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».

Это означает, что литургия в этом храме служилась на престоле, который, по сути, также являлся надгробием. Именно с этой особенностью связана установившаяся к настоящему времени композиция иконы – она сложилась, как полагают, к XII-XIII вв.

Икона Успение

Резная икона Успение из слоновой кости, 11 век. Византия. Собрание Эрмитажа

Что и Кто изображен

По центру образа мы видим:

  • тело Богоматери, лежащее на смертном ложе;
  • за ним стоит Сам Господь, встречающий душу Марии, переходящую в Царство Небесное;
  • Мандорлу (сияющий нимб овальной формы) Христа венчает красный серафим: предания о Успении рассказывают, что при смерти Пречистой Апостолы увидели отверстое небо, и Господа, сходящего с Ангелами; именно этот момент изображается на иконе;
  • одр окружают Апостолы; при этом количество изображенных зависит от того, насколько велика сама икона: можно встретить образы, где представлены все ученики, на других – только Петр, кадящий гроб, и Иоанн, склонившийся к телу Матери Божией; иногда Христовы ученики пишутся также, несомые на облаках – именно так, по преданию, они были перенесены из разных концов мира, куда разошлись на проповедь.

Фрески и иконы Успения

Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. XIV век

Кроме этого, на иконах Успения можно встретить изображения:

  • творцов гимнов праздника, например, прп. Иоанна Дамаскина;
  • епископов, среди которых могут быть свтт. Дионисий Ареопагит, Иаков, брат Господень, Иерофей, Тимофей Эфесский;
  • Афонии, иудейского священника, который во время погребальной церемонии попытался ухватиться за одр Пречистой за что его руки отсечены Ангелом.

Христос с младенцем на руках. Иконография праздника Успения: фрески, мозаики, иконы и картины

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года. Фрагмент. Иудейский священник Афоний с отсечёнными Ангелом руками.

Почему на иконах  Христос держит младенца

На иконах Успения Иисус Христос держит младенца на руках . Это – образ души Девы Марии, которую Господь принимает на Свои руки, чтобы отнести на Небо. Что укрепляет в надежде: и мы не исчезнем с физической смертью, это будет наше духовное рождение.

Иконы Успения

Фрагмент фрески из келлии святого первомученика архидиакона Стефана, которая находится на территории Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на высоте 450 метров над уровнем моря. Святая Гора Афон.

Символика: смысл и значение деталей

Икона, как говорят церковные историки, имеет отчетливо выраженный литургический характер:

  • убранный алой тканью одр Пречистой похож на престол, на котором служится литургия; не случайно пишется и св. Петр с кадилом перед ним, и Иоанн, целующий одр – в определенные моменты службы иереи совершают эти действия, кадя Святые Дары, прикладываясь к престолу;
  • стоящий за одром Христос подобен служащему литургию архиерею – не случайно Ему сослужат епископы, а также Ангелы (подобные диаконам), которые часто изображаются с покрытыми руками – как для принятия Святых Даров.

Христос с младенцем на руках. Иконография праздника Успения: фрески, мозаики, иконы и картины

Иконография: Успение Богородицы.XVI в. Псковская школа Происхождение: из церкви Николая Чудотворца со Усохи в Пскове. Дерево, левкас. Размер: 67 см* 91 см Икона Праздничного ряда восходит к одному из вариантов иконографии, известному в русском искусстве конца XIV-начала XV века. Его характерные особенности – поза Христа, склонившего голову к ложу Богоматери, и Его двойная слава с изображением сонма ангелов. К московским иконам раннего XV века, вероятно, восходят и конкретные иконографические черты каждого из предстоящих апостолов, а также расположение фигур двух святителей по краям композиции. Справа изображен святитель Игнатий Богоносец, а слева – святитель Иерофей афинский, в надписи ошибочно названный Дорофеем. Отличительная особенность — включение в композицию эпизода с наказанием иудея Авфония, которое  встречается в иконах из праздничного чина достаточно редко. Инв. № 1665. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Символичны также цвета, которые используют иконописцы. Среди них преобладают:

  • красный – царский цвет, означающий, впрочем, как земное, так и Небесное Царство; тканью такого цвета убран одр Матери Божией, того же цвета могут быть написаны Её одежды, сандалии; житель христианского Востока безошибочно «читал» такую символику, зная, что пурпур носят цари, следовательно, Богородица написана, как Царица неба и земли;
  • белый; это пелены, которыми обернут младенец на руках Господа – душа Богоматери; это цвет переходного состояния, недаром белые ризы церковнослужителей приняты во время погребения;
  • золотой – цвет Небесного Царства, как, впрочем, и красный; обычно в таком цвете решен фон образа.

Христос с младенцем на руках. Иконография праздника Успения: фрески, мозаики, иконы и картины

Успение Богородицы XVI в. Псковская иконописная школа. Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры:  79 см* 57,5 см. Богоматерь представлена возлежащей на смертном ложе и оплакиваемой апостолами. За одром фигура Христа во славе с младенцем в руках – символом души Богоматери. По сторонам от Спасителя расположены ангелы, святители и праведные жены. В нижней части иконы — сцена отсечения рук нечестивому иудею Авфонию. Икону отличает необычная форма очень широкой славы, уподобленной полукруглой стене, охватывающей всех участников сцены. Фигуру самого Христа окружает сильно вытянутая миндалевидная слава ярко-красного цвета, увенчанная серафимом. Инв. № 2669. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Самое первое изображение

Оно сохранилось на Западе, где Успение издавна именовалось «Вознесением Марии», имея и несколько иную иконографию: она представляла Богородицу, возносимую в Рай. Именно такая сцена представлена на древнем, 330 г., саркофаге, который можно увидеть в церкви мученицы начала IV в. Энграции(Сарагоса, Испания), которая была убита, как выступавшая против гонений на веру.

Христос с младенцем на руках. Иконография праздника Успения: фрески, мозаики, иконы и картины

Сарагоса, Испания церковь Санта-Энграсия. Раннехристианские саркофаги с изображением библейских сюжетов

Самое древнее в России

Можно полагать, что это древний образ, принесенный в 1073 г. в не так давно основанный Киево-Печерский монастырь, посвященный Успению. Согласно Киево-Печерскому патерику, Ее, по повелению Самой Богородицы доставили греческие зодчие, прибывшие строить соборный храм.

Икона Успение Киево-Печерская

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы XVII век (список с утраченного первообраза, явленного с 1073 году, который находился в соборной церкви Киево-Печерской лавры и пропал во время Великой Отечественной войны). Богоматери на одре предстоят апостолы двумя тесными группами. Апостол Иоанн изображён стоящим за одром, низко склонившимся к Её лицу Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник

Сохранилось описание образа, относящееся к началу XIX в. митрополита Евгения (Болховитинова):

«Первую святыню Печерской Лавры составляет чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, и потому украшена она паче всех святынь сей Лавры. Она писана древней греческой живописью на кипарисной деке шириною в 9, а вышиною в 6 с половиной вершков (ок. 40×29 см)».

Однако, эта святыня утрачена, предположительно, во время Великой Отечественной войны.

Сейчас одной из древнейших сохранившихся икон Успения считается происходящая из Десятинного монастыря Великого Новгорода. Образ относится к началу XIIIв. Его особенность – так называемый «облачный» тип изображения, когда на облаках изображены также несомые к одру Матери Божией Апостолы. А выше них – в Ангелы, несущие душу Богородицы. Сейчас этот образ можно увидеть в Третьяковской галерее.

Облачное Успение икона

«Облачное Успение». Неизвестный иконописец, начало XIII века. Дерево, темпера 155 х 128. Из церкви Рождества Богородицы Десятинного монастыря в Новгороде.  В центре – усопшая Богоматерь, лежащая на высоком ложе со скрещенными на груди руками. У Ложа стоят апостолы и святители. По сторонам горящие светильники. За ложем возвышается фигура Христа, который держит душу Богоматери (в виде младенца, закутанного в зеленовато-белые пелены). Сверху слетают два ангела, готовые принять ее душу. В верхней части композиции находятся ангелы, возносящие душу Богоматери на небо, которое изображено в виде синего полукруга с золотыми звездами, и летящие в облаках апостолы, предводимые двумя ангелами. Перед одром низкое подножие, на котором стоят красные туфли. За одром – Иоанн Богослов, приникший к изголовью. Слева, в первом ряду у изголовья, Петр с кадилом, рядом Марк, за ним молодой Фома. Во втором ряду Иаков и Варфоломей, склонившие головы друг к другу, рядом два святителя Иерофей с золотой ручной кадильницей (кацеей) и Дионисий Ареопагит. Справа от ложа, склонившиеся к ногам Богоматери апостол Павел, евангелисты Лука и Матфей. Во втором ряду апостол Андрей, чуть склонившийся вперед; Иаков, епископ Иерусалимский, брат Господень, и апостолы Симон и молодой Филипп. Слева вверху Фома, рядом с ним Иаков. В среднем ряду слева Варфоломей, справа – Марк, в нижнем – Иоанн Богослов и Петр. В правой группе представлены апостолы: слева – Симон, справа – Филипп;  в среднем ряду, соответственно, Лука и Андрей, в нижнем – Павел и Матфей. Инв. № 30461 © Государственная Третьяковская галерея

«Успение Богоматери» — знаменитые и старинные иконы

На Руси очень любили праздник, посвящая ему главные храмы многих городов – а значит, и иконописцы много раз обращались к событию, создавая иконы для таких церквей.

Иконописец Дионисий

Образ создан иконописцем Дионисием около 1500 г. для соборной церкви обители прп. Павла Обнорского, под Вологдой, а сейчас находится в собрании музея-заповедника.

Икона Успение Дионисий

Успение Богоматери представлено Дионисием в соответствии с наиболее полной иконографической схемой, включающей изображения апостолов, несомых ангелами на облаках в Иерусалим, чтобы проститься с Богоматерью, вознесения Богоматери, которую встречают ангелы у врат рая, четырех святителей у ее ложа, а также сцены усекновения рук нечестивого иудея Авфонии, пытавшегося опрокинуть одр с телом Богоматери во время погребального шествия в Гефсиманию. Существующие изображения ангелов в небесном сегменте и архангела, отсекающего руки Авфонии, относятся к XIX веку, но, по-видимому, следуют первоначальной схеме.

Это «облачный» вариант несомыми к Пречистой по воздуху Апостолами. Икона насыщена множеством сюжетов, которые передают апокрифы:

  • центр композиции – Богоматерь и Христос, принимающий душу;
  • одр окружен Апостолами, святителями;
  • внизу – сцена наказания Афонии Ангелом;
  • верхняя часть образа представляет душу Марии, возносящуюся на небо.

Феофан Грек

Образ создан знаменитым иконописцем около 1390 г. Здесь преобладают любимые им красно-коричневые тона облачения одра Пречистой, Ее одежд. В отличие от образа Дионисия, икона, можно сказать, лаконична: близ Богородицы мы видим лишь Апостолов и Христа с Её душой на руках. Перед одром горит свеча. Такой извод «Успения» получил именование «краткого». Эта икона хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Икона Успение Феофан Грек

Успение. Феофан Грек. 1392. Дерево, яичная темпера. 86×68. Центр образа – Христос, принявший душу Своей Матери, и Сама Пречистая — на смертном одре. Внимание привлекает необычная мандорла – окружающее Христа сияние, которое написано темно-синим, символизируя Божественный мрак, о котором так много говорили исихасты. Венчает сферу пламенный Серафим. Одр Пречистой окружен Апостолами: иконописцу удалось передать их эмоции: по-человечески глубокую земную печаль, которая так контрастирует с Божественным светом, окружающим Спасителя. Икона двусторонняя ( на другой  стороне изображена «Донская богоматерь»). По преданию, образ написан накануне Куликовской битвы. Историки, однако, считают, что это – позднейшая легенда, связанная с тем, что Феофан писал икону, вероятнее всего, в 1390-е по просьбе вдовы князя Димитрия (умер в 1389 г.). Исследователь иконописи В.Н.Лазарев полагает: абсолютной уверенности в том, что образ создан именно Феофаном Греком — нет. Он обращает внимание, что изображения лиц Апостолов лишены характерного для мастеров Византии аристократизма, очень «просты». Вероятно, Успение написано кем-то из русских учеников мастера.

Симон Ушаков

Иконописец второй половины XVII века Симон Ушаков нередко применял элементы светской живописи, однако образ Успения создал строго по канонам иконописания. Вероятно, потому, что работал для монастыря, Флорищевой пустыни. Искусствоведы отмечают, что автор следует древнерруской традиции — икона написана на основе обратной перспективы, по классической манере, а не «по духу времени». Вероятно, такое пожелание мог высказать  заказчик — настоятель обители, родственник св. Иларион. Его икону можно также отнести к «краткому» изводу, однако, в нижней части иконы изображены Афония с карающим его Ангелом.

После 1918 года образ Ушакова хранился в Историко-художественном музее города Владимира. Сейчас — в собрании «Третьяковки».

Икона Успение Симон Ушаков

Икона «Успение» – необычная совместной работа Симона Ушакова с учениками. Символическая деталь —  горящая поминальной свечи в высоком подсвечнике в изголовье ложа Марии. Другие выразительные особенности иконографии: широкий, заполняющий все пространство внешний контур славы Христа (мандорла) и три «огневидных» серафима в ее верхней части. Создается впечатление, что события разворачиваются внутри алтарной апсиды храма, где престолом служит ложе Богоматери, а все происходящее уподобляется богослужебному действу. На верхнем поле иконы представлен небесный полукруг с райскими вратами, открытыми для того, чтобы принять Богоматерь.

Как изображают событие художники

Традиция живописного изображения зародилась в Европе, где празднование изначально получило именование «Вознесения Марии» и имело соответствующую иконографию.

«Успение Богородицы» Тициана

Оно считается самой большой картиной художника, а создано около 1518 г. большая картина для алтаря церкви Санта-Мария-Глориоза. Образ написан на дереве.

Христос с младенцем на руках. Иконография праздника Успения: фрески, мозаики, иконы и картины

Тициан. Успение Богородицы

Композиция, показывающая «Вознесение Марии» имеет как бы три уровня:

  • нижний, где написаны Апостолы;
  • средний – здесь представлена возносимая Богородица;
  • верхний, представляющий принимающего Её Бога.

Караваджо и Эль Греко

Христос с младенцем на руках. Иконография праздника Успения: фрески, мозаики, иконы и картины

Смерть Марии. Художник Караваджо
Это – одно из самых «скандальных» изображений Успения: здесь показана только человеческая скорбь Апостолов о Усопшей;
Мария внешне некрасива, совсем не похожа на Свою традиционную иконографию и описания тех, кто знал Ее лично.

Христос с младенцем на руках. Иконография праздника Успения: фрески, мозаики, иконы и картины

Картина испанского художника Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) «Успение Богородицы» 1577 год. 403 х 212 см. Место нахождения: Чикагский институт искусств, штат Иллинойс, США

В чем отличие от икон

Подобные картины, конечно, существенно разнятся с традиционными иконописными образами. Художники:

  • стараются передать эмоции; например, Тициан показа Апостолов жестикулирующими, со смятением на лицах;
  • проявляют повышенное внимание к деталям одежды, а также человеческой телесности – например, Ангелы пишутся как обнаженные дети.

Именно поэтому картина значительно больше воздействует на человеческие эмоции, чем икона, которая, наоборот, стремится их упорядочить, помочь молящемуся достичь сосредоточенности, проникновения в духовную суть события.

Христос с младенцем на руках. Иконография праздника Успения: фрески, мозаики, иконы и картины

Иконография: Успение Богородицы. Конец XIV  Новгородская иконописная школа Происхождение: Из церкви Успения в селе Курицко близ Новгорода. Материал: Дерево, темпераРазмеры: 121 см* 92 см © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Значение для мирового христианского искусства и для верующих

О значении в начале XX в. писал еще священник Павел Флоренский.

Признавая эстетическую ценность картин на религиозную тематику, он, тем не менее, указывал, что «соборный разум Церкви не может не спросить Врубеля, Васнецова, Нестерова и других новых иконописцев, сознают ли они, что изображают не что-то, вообразившееся и сочиненное ими, а некоторую в самом деле существующую реальность…

Тут речь идет не о том, плохо или хорошо изображена некоторая женщина… а о том, в самом ли деле это Богоматерь. Если же эти художники, хотя бы внутренне, для себя, не могут удостоверить самотождество изображаемого лица, если это кто-то другой, то не происходит ли здесь величайшего духовного смятения и смущения и не сказал ли художник кистью неправды о Богоматери?»

Впрочем, для многих сейчас картина, как более простая для понимания современным человеком, иногда становится первым шагом на пути к вере.

О чем молятся у образа

Обычно перед иконой к Пречистой обращаются:

  • прося исцеления телесных немощей;
  • заступления от врагов;
  • и, конечно, помощи тем христианам, которые находятся при смерти или недавно скончавшимся.

Мозаика Успение

Мозаика «Успение» церкви Спасителя монастыря Хора в Константинополе. Начало 14 века.

Обращаться за помощью можно только в праздник?

Никаких запретов на обращение к Богородице во всякое время нет и быть не может. Более того, есть чудотворные образы Успения, к которым поток паломников идет круглогодично. К их числу принадлежат, например, два образа из Псково-Печерского Успенского монастыря. Первый проявил свою чудотворность с XV в., являя исцеления больных, второй – более позднего времени, также известный чудесами.

Икона Успение Псково-Печерская

Две святыни Псково-Печерского мужского монастыря – чудотворные иконы Успения Пресвятой Богородицы: 1. Небольшая, самая первая, хранится в алтаре Успенского собора; 2. Широкая, по  краям которой изложение важнейших событий из жизни Девы марии —  слева от алтаря в Михайловском соборе.

Икона Успения — это икона, на которой запечатлена смерть – и то, что на самом деле ее нет, а есть Царство Христа, воскресшая Богородица. Значит – будет однажды и наше воскресение.

Наталья Сазонова

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Чудотворная святыня Алтая – Коробейниковская Казанская икона БогородицыЧудотворная святыня Алтая – Коробейниковская Казанская икона Богородицы

0 Comments
Коробейниковская Казанская икона Божией Матери

Коробейниковская икона Божией Матери не напрасно именуется «величайшей святыней Алтайского края». Это вариант известного каждому Казанского образа. Написан он был для сельского сибирского Казанского храма. И до революции никто ничего особенного о нем не знал. Икона начала являть чудеса в безбожные времена, когда в них

Иконы

Вся правда о мироточении икон в храмах и не толькоВся правда о мироточении икон в храмах и не только

0 Comments
Почему иконы плачут кровью

В первые века христианства это чудо считалось редким и чрезвычайным – истечение благоухающего масла от сухого дерева или камня, слезы из глаз святого, изображенного на иконе. Редки были подобные чудеса и на Руси. И вот в наше время мы то и дело слышим: иконы плачут

Иконы

Чудотворный образ Богородицы «Прибавление ума» — поддержка в учебе, помощь в воспитании детей, коррекция психических расстройствЧудотворный образ Богородицы «Прибавление ума» — поддержка в учебе, помощь в воспитании детей, коррекция психических расстройств

0 Comments
Икона Прибавление ума

Память образа Божией Матери «Прибавление ума»– всегда первый воскресный день по Успении Богородицы. В 2023 г. день пришелся на 3 сентября, а в 2024-м совпадает с 1 сентября — по сути, канун начала первой рабочей недели учебного года, когда прошение о «прибавлении ума» будет очень

Иконы

Мозаика Софийского собора в Киеве — икона Божией Матери «Нерушимая стена»+чудотворные спискиМозаика Софийского собора в Киеве — икона Божией Матери «Нерушимая стена»+чудотворные списки

0 Comments
Икона Нерушимая стена

Около 800 лет образ Пречистой Богородицы, который носил именование «Нерушимая стена» был единственным в своем роде. Да и память иконы также появилась в Месяцесловах довольно поздно – вероятно, на рубеже XIX-XX вв., когда стали славиться чудесами копии святыни, появляться первые храмы, посвященные ей. Даты празднования

Иконы

Два явления чудотворного образа Спаса Нерукотворного в ЯрославлеДва явления чудотворного образа Спаса Нерукотворного в Ярославле

0 Comments
Явление в Ярославле иконы Спаса Нерукотворного

Празднование явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного 6 июня внесено в общецерковный месяцеслов. Решение об этом принято на заседании Священного Синода в июне 2021 года. Ополчение Минина и Пожарского: первое явление Спас Нерукотворный — это образ на котором Лик Христа написан на белом плате. Явление

Иконы