30 декабря – предпоследний день «старого года» и время предновогодних хлопот. А еще – память святого, который, движимый Духом Святым, с точностью до года предсказал время Рождения Христа в этот мир. Это – пророк Даниил.
Кто он и что значит имя
«Судья мой Бог» – таков перевод его имени с древнееврейского языка. Пожалуй, родители не могли святого назвать точнее: вся его жизнь от ранней юности была посвящена исполнению воли Божией – даже если это сопряжено с опасностью или даже смертью. Всецелая надежда на Господа была главной чертой Даниила – и именно поэтому он удостоился стать избранным сосудом Благодати, пророком, возвещающим волю Создателя миру.
Биография в фактах
- Основной источник сведений о святом – его собственные писания, собранные в Книге прор. Даниила. Кроме того, некоторые упоминания о Данииле содержат так называемые «неканонические» книги Библии, например, 3 Книга Ездры.
- Пророк происходил из знатной иудейской семьи. Около 600 г. он попал в плен к халдеям, уведенный в Вавилон вместе со множеством других иудеев после захвата Иерусалима царем Навуходоносором.
- Пожалуй, один из самых известных библейских сюжетов, посвященных святому, можно назвать «пророк Даниил и три отрока». Их историю рассказывает сам угодник Божий. Он, а также трое его друзей, Анания, Азария и Мисаил, тоже попавшие в вавилонский плен были по приказу царя Навуходоносора приведены к царскому двору для обучения «книгам и языку халдейскому», чтобы впоследствии служить при дворе. Таким образом, юношам была обеспечена придворная карьера. Однако, как явствует из писаний Даниила, для него и друзей всегда была куда важнее вера в Истинного Бога.
- Св. Даниил рассказывает, что, живя во дворце, молодые люди отказывались от идоложертвенного мяса, питаясь лишь овощами, что вызывало тревогу приставленного к ним царедворца, опасавшегося, что ему придется отвечать перед царем, когда юноши похудеют, заболеют. Но силой Божией отроки остались вполне здоровы – и такое чудо, конечно, заставило задуматься об Истинном Боге не одного придворного.
- Благодаря Даниилу мы знаем также еще одну историю о его друзьях. Позже она легла в основу так называемого «Пещного действа», совершавшегося в Неделю праотцев перед Рождеством Христовым. В книге пророка описывается случай, когда Навуходоносор повелел сжечь Ананию, Азарию и Мисаила как не желавших поклоняться идолу – но огонь печи не коснулся юношей, а царь, подойдя к топке, увидел, что вместе с ними – некто четвертый «подобный сыну человеческому». То был Ангел, пришедший избавить святых.
- О самом Данииле мы знаем, что он, как и его святые друзья, также имел многие духовные дарования и мудрость от Бога. Благодаря этому святой, например, смог не только истолковать сон царя Навуходоносора, но и подробно пересказать его содержание, которое сам царь забыл. Во сне было иносказательно показано, какой будет судьба царя и созданного им государства: оно было представлено в виде истукана с золотой головой (образ самого Навуходоносора), серебряными руками и грудью, медными бедрами, и ногами из железа и глины. Такой образ говорил о будущем постепенном упадке Вавилона. И именно эта часть Книги прор. Даниила стала основанием для выражения «колосс на глиняных ногах». Так, например, говорят о государствах, внешне сильных и славных, но внутренне непрочных.
- За свои мудрость и пророческий дар Даниил был удостоен высокого положения в Вавилоне, которое сохранил и при сыне Навуходоносора Валтасаре, последнем правителе страны. Известен рассказ о «Валтасарове пире», когда нечестивый царь велел принести священные сосуды, в свое время изъятые из Иерусалимского храма, «чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его» (Дан. 5:2). Святотатство было тут же наказано свыше: написанные невидимой рукой, на стене появились непонятные слова: «Мене, текел, перес». Призванный истолковать их Даниил объявил царю волю оскорбленного им Бога: «Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Дан. 5:26). Сказанное исполнилось той же ночью.
- Персидский царь Дарий также возвысил мудрого Даниила. Нашлись у него и завистники, уговорившие царя наказать пророка за его веру в Бога. Так Даниила бросили в глубокий ров, где находились голодные львы. Во рву львином пророк пробыл ночь – и силой Господней остался цел и невредим.
- Во второй раз пророк попал в львиный ров по приказу царя Кира. Ревнуя о Боге Истинном, Даниил убеждал государя в ложности языческих божеств не только словом, но и самым делом: так, он разоблачил обман жрецов, которые присваивали себе жертвы, принесенные ложному богу, Вилу. В другой раз он силой Господней умертвил чтимого язычниками дракона. Хотя Кир глубоко чтил пророка, однако, опасался и гнева жрецов – им-то он и выдал Даниила, чтобы бросить в львиный ров. Но, как и в первый раз, святой остался жив. Известна даже история о том, как ему принес обед другой пророк, Аввакум, живший в то время в Иудее: Ангел перенес его к духовному брату, а затем «мгновенно поставил Аввакума на его место» (Дан. 14:39).
- Предание говорит, что пророк скончался в плену, будучи глубоким старцем. До последних дней он ходатайствовал перед царем за своих собратий, иудеев, надеялся на возвращение народа из плена на Землю Обетованную – но сам не дожил до этого события. Свт. Кирилл Александрийский также передавал предание, что и друзья пророка, Анания, Азария и Мисаил, также умерли в Вавилоне – причем мученически. До старости сохранившие твердую веру, они были казнены через отсечение глав в правление царя персов Камбиза.
Книга пророка Даниила
Считается, что она создана около VI в. до Рождества Христова, и, возможно, позже дополнена несколькими преданиями о пророке, которые хранили жившие в Вавилоне иудеи. Именно благодаря книге мы знаем о жизни святого. Но, кроме истории его земного пути, писание также содержит записи различных видений и откровений, которые посылались Даниилу Господом. Среди них:
- откровение о Царствии Божием, которое наступит после падения земного величия царей и «наполнит землю»; это пророчество высказано святым в его толковании сна царя Навуходоносора; христиане издавна обращали внимание на образ огромного камня, отколовшегося от горы и сокрушившего истукана на глиняных ногах: под ним имеется ввиду Мессия, Христос, горой же «несекомой» часто называют Матерь Божию;
- пророчество о «семидесяти седминах» (490 лет), которые пройдут от «повеления о восстановлении Иерусалима» до Рождения Спасителя; эти слова Даниил лишь записал и передал людям, принадлежат же они возвестителю воли Божией, Архангелу Гавриилу, как явствует из 9 главы Книги;
Вот текст этого пророчества, в котором с удивительной точностью описано восстановление Иерусалима, о котором только мечтали современные Даниилу иудеи, а также пришествие в мир Христа, Спасителя:
«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» (Дан. 9: 24-27).
- предсказания о смерти Спасителя, разрушения Иерусалима, «мерзости запустения» «на крыле» храма; все это также сбылось – вплоть до разрушения Второго храм и установления в нем римскими императорами языческих идолов (именно они имеются ввиду под словом «мерзость»);
- предсказания о конце истории человечества.
«Мерзость запустения»: Пророк Даниил о последних временах
В отличие от пророчеств о Христе, которые со всей точностью осуществились, слова Даниила о конце времен не так ясны – возможно, просто потому, что предсказанное еще не состоялось. Среди пророчеств святого в 12 главе Книги:
- о всеобщем воскресении «спящих во мраке земли», одних для вечной славы, других – для вечного «поругания и посрамления»;
- о преодолении смерти, ибо «разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда»;
- о многих искушениях и скорбях, которые постигнут верующих в последние времена: «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют».
12 глава Книги Даниила во многом схожа с Откровением св. Иоанна Богослова: то же видение Ангела «в льняной одежде» с воздетыми к небу руками, который «клялся Живущим во веки» (Богом), то же обетование совершения предсказанного «к концу времени и времен и полувремени» (Откр. гл. 10, 11). Это и понятно: ведь у пророчеств двух святых, конечно, один Источник – Господь. И, подобно «Откровению» св. Иоанна, Книга Даниила не называет дня и часа конца мира.
Здесь лишь одно указание:
«Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней.Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней».
Понятно, что речь идет об отсчете с момента разрушения Второго храма в Иерусалиме. Но что значат обозначенные 1290 и 1335 дней, до настоящего времени непонятно.
Почитание
Иудейская традиция помещает Книгу Даниила в раздел «Писания», и не определяет его как пророка, так как его общение было с Ангелами, но не непосредственно с Господом, как то было у других пророчествующих.
Что касается традиции христианской, то Христос, согласно, например, Евангелию от Матфея, прямо именует Даниила пророком, ссылаясь на его книгу:
«Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте…» (Мф. 24:15).
Почитание святого в исламе связано с тем, что он считается одним из «Божьих посланников», как и другие ветхозаветные пророки. Хотя имени Даниила не упоминается в Коране, исламское предание, опираясь на его книгу, считает его тем, кто проповедовал истинную веру в Вавилоне и учил ей царя и людей этой страны.
Могила
Иудейское предание говорит, что святой скончался около 100 лет от роду, мирно. О том, где находится его могила, существуют самые разноречивые данные. Согласно им, она может находиться:
- в Сузах (ныне город Шуш, Иран);
- в Шуштере (также Иран)
- в городе Киркук (Ирак, около 200 км от Багдада);
- в Самарканде (Узбекистан); здесь находится склеп пророка, которого мусульмане именуют Данияром; эту же могилу почитают христиане; есть легенда, что мощи, находящиеся в ней, принесены в город в XV в. Тимуром – после одного из походов.
Икона
Хотя Даниил и умер старцем, издавна установилась традиция изображать его юношей без бороды. На нем короткая туника и обязательно – маленькая «шапочка» кубической формы. На самом деле это – тфилин, особая коробочка, внутри которой – свиток с заповедями Божиими. Такую каждый мужчина-иудей носил на голове и на руке, а ныне иудеи надевают тфилин во время молитвы. Ну а на иконе он – символ повиновения Богу и пророческого дара.
Пророк пишется:
- один; есть как просто одиночные изображения святого, так и иконы сюжетов из его жития – например, фрески Даниила со львами;
- с отроками, своими друзьями – такие образы были особенно популярны до начала XVIII в., когда в храме совершалось «пещное действо», представление «в лицах» истории об Анании, Азарии и Мисаиле, брошенных в печь; на иконах трое святых и написаны в печи, их осеняет крыльями Ангел; Даниил же – рядом, со свитком, рассказывающим о подвиге святых.
В богослужебных текстах
Помимо песнопений, посвященных самому святому, известны также богослужебные тексты его авторства (или же им записанные). Например, именно из Книги Даниила взят 7 ирмос, традиционный для всех канонов: Даниил записал песнь, которую его друзья воспевали, находясь в печи:
«Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки. Благословен Ты в храме святой славы Твоей, и прехвальный и преславный во веки» (Дан.3:46-53).
Сам ирмос 7 песни – напоминание об их подвиге, а слова песни часто включаются непосредственно в 7 песнь канонов.
Храмы
В России известно немного церквей или их приделов, посвященных святому. К настоящему времени их, как исторически известных, но утраченных, так и действующих, насчитывается менее десяти. Наиболее известен храм Семи Вселенских Соборов в Даниловом монастыре Москвы, где есть престол в честь пророка.
Кроме этого, в Москве строится и отдельный храм прор. Даниила. Он находится близ станции метро «Кантемировская», на углу пр. Пролетарского и ул. Колобашкина. Несмотря на то, что каменный храм пока не возведен, здесь уже есть приход и идут ежедневные богослужения.
Он, по человеческим меркам, преуспевал в жизни, жил при царском дворе, но ни во что не ставил богатство, почести, власть, любя одного лишь Бога, всякий час готовый на смерть за свою веру. Таким был тот, чей пример и сейчас вдохновляет многих, человек, чье имя – отражение его жития.
Наталия Сазонова
Молитвословия
Пророку Даниилу и трем отрокам Анании Азарии и Мисаилу
Тропарь, глас 2
Ве́лия ве́ры исправле́ния,/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и трие́ о́троцы ра́довахуся,/ и проро́к Дании́л львом па́стырь, я́ко овца́м, явля́шеся./ Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак отрокам, глас 6
Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше,/ но Неопи́санным Существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии,/ в по́двизе огня́ просла́вистеся;/ среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще,/ Бо́га призва́сте:/ ускори́, о Ще́дрый!/ и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, в по́мощь на́шу,// я́ко мо́жеши хотя́й.
Кондак пророку, глас 3
Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище,/ зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че су́щая,/ львы укроти́л еси́, вве́ржен в ров.// Сего́ ра́ди тя почита́ем, проро́че блаже́нне, Дании́ле сла́вне.
Величание
Велича́ем тя,/ проро́че Бо́жий Дании́ле,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас/ Христа́ Бо́га на́шего.
Величание
Велича́ем вас,/ святи́и трие́ о́троцы Ана́ние, Аза́рие и Мисаи́ле,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,/ вы бо мо́лите за нас/ Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва св. Пророку Даниилу, составленная о. Даниилом Сысоевым:
О великий и премудрейший пророче Божий Данииле! Духа Святаго избранное жилище, всякаго знания сокровище, поста учителю, мужества зерцало, львов укротителю и молитвы непрестанныя возлюбленниче.
Кои похвалы возможем вознести тебе, аще и ангельский глас нарече тя мужем желаний?
Но просим тя, тайноведче великий, даруй нам, рабом твоим от твоея премудрости.
Разум книжный вложи в нас, мудрость в правлении даруй властителем нашим, якоже подал есу ту языческим царем.
Дух молитвы и мужества вложи в сердца наши, да сердцем сокрушенным возблагодарим Творца нашего. Истинному посту научи нас. В лютых испытаниях, якоже во рву львином, сохрани нас молитвами твоими.
От огня страстей, якоже от вавилонския пещи, заступничеством твоим исхити нас. И в страшный день Суда умоли Ветхого Деньми Сына Человеческого, Егоже зрел еси, награду восркесения получити нам.
Да и мы со твоим сладчайшим гласом воспеваем великолепную славу Безначального Отца со Единородным Его Сыном Искупителем и пророческим, животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.