«Ты, Христе Боже, преобразился на горе, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько они могли ее видеть. Пусть и для нас грешных воссияет Твой вечный свет, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!». Так звучит тропарь праздника в переводе на современный русский язык. А икона Преображение Господне продолжит раскрытие евангельской темы. Как изображали событие художники и иконописцы — в нашей статье.
Феофан Грек?
От центральной фигуры Спасителя исходит три голубых луча, ослепляющие апостолов. На фоне горок: в середине — Иоанн, стремительно падающий вниз головой, справа — Иаков, приклонивши колена, закрывает рукой глаза. И лишь Петр обращён ликом к любимому Равви, он изображен слева с поднятой левой рукой, видимо, дерзновенно произносит знаменитые слова:
«Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (то есть палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», — не зная, что сказать.
Встреча человека с Фаворским Светом — вот что интересно иконописцу, который превосходно передает человеческое потрясение от увиденного, пережитого. Пророки Илия и Моисей изображены приносимыми на облаках, также присутствуют сцены восхождения и сошествия Христа с учениками с горы Фавор. Такова икона празднику Преображение Господне.
Ранее искусствоведы предполагали, что праздничную икону написал в начале XV века Феофан Грек для одного из пяти домонгольских белокаменных храмов Северо-Восточной Руси — для Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского. Современное постановление атрибуционной комиссии Третьяковской галереи отвело авторство Феофана Грека, как и художников его мастерской. Ныне икона числится произведением «неизвестного иконописца».
Андрей Рублев?
«Надо видеть в подлиннике эти серебристо-зеленые, малахитово-зеленые, бледно-зеленые и белые цвета, тонко гармонирующие с ударами розовато-лилового, розовато-красного и золотистой охры, чтобы по достоинству оценить исключительный… дар художника»
- Читайте также:
- Троица — знаменитая икона Андрея Рублева
Первые изображения Преображения Господня
- Христос изображен в виде Креста, а апостолы – в виде трех агнцев;
- в перекрестии Креста — маленький медальон с оглавным изображением Спасителя;
- по сторонам — пророки Илия и Моисей;
- вокруг множество деревьев, ведь Фавор – образ Рая.
Мозаика конхи апсиды собора в монастыре святой Екатерины на Синае. Её сотворили тоже в VI веке по заказу императора Юстиниана. Как видим, на христианском Востоке другая иконография — здесь изображены не символы, а человеческие фигуры Спасителя его учеников и пророков. Прототипом последующих икон Преображения считается эта иконография.
Иконография и смысл
Постепенно сложилась иконография праздника, основанная на Евангельских текстах. Рассмотрим детально икону рубежа XIV-XIV веков из Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском, которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Что написано на иконе и что это означает с точки зрения богословия.
Старинные
Другие древние изображения события Преображения.
Знаменитые в России
Фреска, датируемая 40-ми годами XII века. Вид на конху апсиды и восточный рукав креста Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века.
Справа и слева от композиции Преображения – восходящие и сходящие с Фавора апостолы со Христом.
Ниже размещена икона Преображения, которую датируют серединой XIX века.
Здесь сцена Преображения Господня на горе Фавор в присутствии трех ближайших учеников Христа: Петра, Иоанна и Иакова. Ветхозаветные пророки Моисей и Илия изображены по обеим сторонам от Христа. В верхней части иконы в облачном сегменте – Господь Саваоф.
Далее фотография того, что сохранилось от росписи северной стены Успенского собора во Владимире. В XX веке роспись Успенского собора во Владимире приписывали иконописцу Андрею Рублеву.
Ниже представлена икона Преображения, которую бережно хранит © Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». В музей образ поступил из деревни Покшеньги Пинежского района Архангельской области.
Христос изображен на фоне славы с разведенными в стороны руками. По сторонам от Христа на боковых вершинах стоят пророки Моисей (справа) и Илия (слева). В верхних углах пророки изображены на облаках, сопровождаемые ангелами. В нижней части иконы, у подножья скалистых горок, представлены апостолы Петр, Иоанн и Иаков. Скалы и облака насыщены Фаворским светом.
Следующее изображение из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. Отреставрирована икона Л.А. Мироновой в 1993 году.
На вершине гористого пейзажа изображен Христос на фоне славы в белых с золотым ассистом одеждах, со свитком в руках. По сторонам Христа на боковых вершинах стоят: слева – Илья, справа – Моисей со скрижалью в руках. В нижней части иконы, у подножья скалистых горок — апостолы.
Икону Преображения Господня хранит и © Ярославский художественный музей.
Как художники рассказывают о празднике Преображения
Художников интересует Бог и человек. Джованни Беллини (1455 г.) изобразил апостолов смятенными. Паоло Веронезе разделяет Христа и учеников плотным облаком — ведь Преображение не принадлежит этому миру.
Рафаэль Санти
Член Союза художников России, художник и исследователь Александр Таиров настаивает на том, что Рафаэль Санти написал только верхнюю часть знаменитой картины «Преображение Господне»:
Даже дилетанту бросается в глаза грубость исполнения нижней части.
Именно внизу художник показал учеников, безуспешно пытающихся изгнать беса из отрока. Может поэтому так, потрясает контраст между Царством Небесным и миром?
Последнее произведение Рафаэля Санти — во всех отношениях драматическое. Во-первых, идея объединить два евангельских рассказа, следующих друг за другом. Во-вторых, сама история написания.
Рафаэль приступил к работе над созданием «Преображения» в 1518 году. Внезапная лихорадка унесла жизнь великого художника в день его рождения. Ему исполнилось 37 лет. Рим оплакивал своего любимца. Ещё за день до смерти (6 апреля 1520 года) — автор работал над картиной. А день спустя тело художника разместили для прощания в Пантеоне… вместе с картиной. Говорили, что лик Христа — последнее, что вышло из-под кисти знаменитого итальянского мастера.
И вывод как завещание:
Исцеление, как физическое, так и духовное может принести только Христос, чье Божественное происхождение доказывается Преображением в сиянии надмирного света.