------------------- Преображение Господне
Православие сегодня Праздники Фавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике Преображения

Фавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике Преображения

0 Comments
Преображение Господне

Преображение Господне не только один из самых любимых церковных праздников, но еще – один из самых красивых. Во всем великолепии встречает его природа, расцветшая за лето, дарующая людям свои плоды – а люди радуются не только им, но – надежде, которую дает всем и каждому великое событие, которое этим днем вспоминает Церковь.

Когда празднуют

Двунадесятый праздник Преображение Господне Православная Церковь отмечает 19 августа. Дата принадлежит к числу «неподвижных», то есть не меняется год от года.

Евангельская история

О событиях пишут:

  • сообщают три автора Евангелий из четырех – Матфей, Марк, Лука;
  • вспоминает очевидец, бывший с Иисусом на горе, Апостол Петр в своем Втором Соборном послании (2 Пет.1:18).

Еще один из «бывших на Святой горе», св. Иоанн Богослов, любимый ученик Иисуса, о Преображении в своем Евангелии не писал – может быть, потому, что все уже было сказано другими Апостолами.

История Преображения

Икона Преображения на горе Фавор

«Возьми крест свой…»

Шли последние месяцы проповеди Спасителя. Тогда Учитель особенно часто говорил Апостолам о том, что ожидает Его:

«Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет»

(Мф.17:22).

Не раз говорил Христос и о том, что всякий, следующий Его учению, также должен приготовить себя к страданиям, «взяв крест свой».

Так Христос пытался подготовить учеников к грядущим событиям – они же лишь печалились, а св. Петр, твердо веривший, что Равви – истинно Мессия, спаситель людей, а потому, как Сын Божий, может все, даже сказал однажды:

«Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою

(Мф. 16:22).

Сосредоточенные на земном, ученики, по словам Христа, и думали «не о том, что Божие, но что человеческое», потому Петру следует отповедь:

«Отойди от Меня, сатана!»

(Мф.16:24-27).

Тогда же Христос сказал слова, которые показались ученикам загадочными:

«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём»

(Мф. 16:28)».

Что они означали, ученики узнали «дней через восемь» согласно св. Луке. А вот другой автор Евангелия, св. Матфей говорит, что прошло только 6 дней. Впрочем, не так важно точно время события, как – его суть.

«Царство Божие, пришедшее в силе»

Описания Евангелистов почти не различаются – случившееся, очевидно, потрясло их настолько, что не забылось даже спустя годы (Евангелия написаны через десятилетия после Распятия, Воскресения, Вознесения Христа):

  • Иисус однажды, вероятно, ночью, с тремя учениками поднялся «на высокую гору» для ночной молитвы; судя по всему, Апостолы Петр, Иаков, Иоанн не понимали важности того, что произойдет, а долгий крутой подъем, да еще ночью, утомил их – ученики, по словам св. Луки, «отягчены были сном» (Лк.9:12); но, когда что-то как бы заставило их пробудиться, они увидели Равви, своего Учителя, Которого знали как чудотворца, но все же – ничем не отличающегося от них человека, во всей славе, до времени скрывавшейся от людей: «Просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2);
  • кроме того, ученики увидели двух мужей, которые говорили с Иисусом – в них Апостолы почему-то сразу узнали пророков – Моисея, выведшего народ Израиля из Египта и великого Илию, однажды с телом взятого в Рай;

Стоит сказать, что культура иудеев не знала изображений людей вообще – так что догадаться о том, кто беседует с Учителем, Апостолы, по человеческому рассуждению, не могли, это было открыто им Духом Божиим, ибо в «Царстве Небесном, пришедшем в силе» – свои законы.

  • ученики были в страхе, но немногое из беседы Господа с пророками, им все же удалось уловить: речь шла о грядущих страданиях Мессии, о которых он не раз говорил Апостолам;
  • самый ревностный, смелый из них, Петр, даже попытался обратиться к Учителю со словами: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии…» (Мф. 17:4); толкователи этих слов часто указывают на желание Петра остаться на Фаворе, в райском состоянии – но не только;

Например, причем здесь «кущи» (шалаши из ветвей)? Архимандрит Савва (Мажуко) говорит, что Петр исповедует, прежде всего, собственный ужас, оттого «не знает, что говорит»:

«Фигура Моисея будила в памяти у простого иудея воспоминание о празднике: раз Моисей, значит, праздник Кущей. Как у православного человека: раз Пасха, давайте куличи святить…»

  • кульминацией происходящего стал глас еще одного Участника беседы, когда неожиданно опустилось облако, и раздался голос, вероятно, не слышанный людьми со времен прор. Моисея: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк.9:35); ученики с содроганием поняли, Кто это: Бог Отец.

Апостолы почти лишились чувств – но вот слышится голос Учителя:

«Встаньте и не бойтесь»

(Мф. 17:4).

А потом, «внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса»

(Мк. 9:8).

После всего пережитого им предстояло вернуться в мир. Иисуса ждали у подножия горы другие Апостолы, которым еще только предстояло осознать все случившееся – как и тем троим, которые были с Господом, видели все. А еще ожидали Чудотворца страждущие, искавшие исцеления болезней, думавшие «о том, что человеческое», но такое важное для них. До Распятия оставались считанные дни…

Гора Преображения: Фавор или Ермон?

Издавна Церковь хранит предание, что «святой горой», упоминаемой Апостолом Петром в его 2 Послании, был Фавор. На еврейском языке название горы звучит как «ТабОр», т.е «пуп», или, средоточие, середина — переносно.

Фавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике Преображения

Нижняя Галилея, Израиль. Гора Фавор. Абсолютная высота 588 м. Место Преображения Иисуса Христа

Гора Фавор упоминается Писанием:

  • как граница трех колен народа избранного – Завулонова, Иссахарова и Неффалимова;
  • место, имевшее стратегическое и политическое значение – близ нее происходило несколько сражений, имевших решающее значение для судьбы народа; например, по слову пророчицы Деворы иудеи разгромили у Фавора войска хананеян (Суд.4:6-7), а в 53 г. до Рождества Христова близ горы потерпели поражение римляне;
  • наконец, о Фаворе есть пророческие речения; например, царь и пророк Давид за 1000 лет до Рождества Христова пишет: «Север и море ты создал еси: Фавор и Ермон о имени твоем возрадуетася» (Пс.88:12).

Гора Преображения

Вид на гору Ермон с ФавораСвт. Иоанн Златоуст понимает эти слова так:

«Почему иному пророк упомянул об этих только горах, как не потому, что на Фаворе, который находится рядом с Ермоном, совершилось преображение Христа? Поэтому и говорится, что оба они радуются о имени Его: первый – как удостоившийся воспринять такое таинство, второй – как получивший благословение от своего соседа».

Вместе с тем, у историков последних десятилетий есть некоторые сомнения по поводу места горы Преображения:

  • Евангелисты, говоря о событии, названия «высокой горы» не упоминают;
  • само почитание Фавора возникло относительно поздно, сIV в., когда царица Елена, мать равноапостольного Константина, построила здесь несколько церквей;
  • а по данным археологов (которые совпадают со свидетельствами письменных источников) на Фаворе времени Христа была римская крепость, так как гора имела удобное стратегическое положение; кроме того, близ Фавора было множество селений, таким образом, уединенная молитва здесь была затруднительна.

Гора Преображения

Израиль. Гора Ермон (Хермон. Эш-Шейх). Абсолютная высота 2814 м, относительная — 1804 м

Именно поэтому сейчас нередко можно услышать версию, что Преображение случилось на более высоком и уединенном Ермоне – недалеко от Фавора. Однако, церковная традиция много веков считает Горой Преображения все же Фавор.

Гора Преображения

Вид на Фавор с Назарета

Есть «Фаворы» и в России:

  • так называется 30-метровая возвышенность на острове Ладожского острова Валаам (Карелия);
  • в окрестностях подмосковного монастыря Новый Иерусалим (Истра) действует горно-лыжный курорт;
  • в Курской области — место обретения Пряжевской иконы Богородицы именуют Фавором (чаще Фагором)

Сколько их, Гор Преображения? У каждого своя дорога к «Царству Небесному, пришедшему в силе» и не так важно, где откроется Господь  сердцу так, что человек воскликнет словами Петра:

«Господи, хорошо нам здесь быть…»

Монастыри на горе Фавор

Считается, что первый храм построен здесь св. Еленой там, где, как предполагается, произошло Преображение. Он был посвящен самому этому событию. Другая церковь, свв. Петра, Иакова, Иоанна появилась там, где, как утверждало предание, ученики спали во время ночной молитвы Господа.

Храм Преображения Гора Фавор

Гора Фавор. Храм Преображения

Впоследствии источники упоминают еще о трех храмах (Христа, прор. Моисея и Илии), как ознаменование «трех кущей», которые намеревался устроить ап. Петр. А к VII в. здесь появляется первый монастырь, принимавший паломников к святому месту.

С XII в., после Крестовых походов, упоминается уже не только православный, но и католический монастырь – на самой вершине, где, предположительно, случилось Преображение.

Вот как описывает гору паломник-грек Иоанн Фока:

«Спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками.

А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих.

Bне же монастыря на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видении, доколе не воскреснет из мертвых».

Впоследствии, после турецкого завоевания этих мест, монастыри запустели, почти не бывали здесь паломники. Когда к XIX в. появилась возможность восстановить святыни, делать это пришлось буквально из развалин. К настоящему времени на Фаворе действуют 2 обители:

  • православная женская, основанная в сер. XIX в., предположительно, там, где был храм, возведенный св. Еленой;
  • католическая францисканская, занимающая территорию бывшей турецкой крепости.

В обеих паломникам показывают «место Преображения», однако, вопрос о том, где именно стояли Христос, прор. Моисей и Илия вызвал споры еще с XIX в., так что определить его после многих лет запустения горы, уже не представлялось возможным. Одно из наиболее здравых суждений высказывал начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, архим. Порфирий (Успенский):

«Каждое вероисповедание усвояет своему монастырю местность, где Спаситель преобразился. Не утверждаю и не отрицаю ни того, ни другого предания. Для христианина довольно верить, что на возвышении Фавора преобразился Господь, и молить Его о просвещении души и о вечном спасении. Да и событие происходило не на одном аршине земли, а на всей горе. Свет издали был виден; голос раздавался далеко; облако осенило всю гору; глас с небес слышен был по всей горе. Итак, вся вершина горы священна».

Облако на горе Фавор: как объяснить природное явление

Об этом чуде известно, что:

  • происходит оно только на православное Преображение (у католиков этот день не принадлежит к числу великих праздников);
  • время появления облака – около 3 ч. ночи, когда в православной обители Фавора начинается Причастие за ночной литургией;
  • описаны также случаи, когда необъяснимо возникший туман присутствовал также во время службы, например, осенял поющих на клиросе.

Вот, например, свидетельство монахини из Горненской обители Иерусалима, относящееся 1998 г.: «Несколько лет назад на утренней литургии во время праздника Преображения Господня на горе Фавор пели поочередно два хора. Облако внезапно появилось над поющими. Когда запел другой хор, благодатное облако переместилось туда. Затем стал петь первый хор — облако вернулось к нему. И так продолжалось всю службу».

Облако над горой Фавор

Облако над Горой Фавор. Фото из открытых интернет-источников

Попытки научного исследования феномена предпринимались неоднократно. Метеорологов удивляет то, что в это время года в Палестине вообще не бывает облаков, так как держится высокая температура воздуха и минимальная влажность. Тем не менее, ученые, в 2010 г. побывавшие на Фаворе, зафиксировали необъяснимое: вопреки законам природы по окончании службы всех окутал туман. Сергей Миров, руководитель группы метеорологов, свидетельствует:

«С вечера расставив метеостанции, мы сели среди многотысячной толпы верующих во дворе монастыря, а Марина Макарова снимала метеоданные. Я включил телекамеру. Вокруг — греки, украинцы, грузины, молдаване, вездесущие японцы и россияне.

Марина сказала: «Не знаю, чего ждут все эти люди, но в таком сухом воздухе при этой температуре образование тумана невозможно!» Я мало что понимал в происходящем, но все понял, когда молитвы патриарха стали завершаться и началось Таинство причастия.

Вдруг возникает всеобщее волнение: люди машут руками. Нас окутывает невесть откуда взявшийся туман! Все вокруг осеняют себя крестом, я тоже не отстаю и направляю в гущу событий объектив телекамеры. И… Не может быть! В окошке монитора отчетливо видны колыхания туманной массы.

Чудо было! По всем параметрам образование тумана в таких условиях невозможно! И объяснения этому факту метеорология дать не может».

Именно поэтому назвать облако «явлением природы», которую знают ученые, невозможно. Понятно, что это, прежде всего, явление силы Божией в память о свершившемся здесь схождении облака и гласе Бога Отца.

Облако над горой Фавор

Фавор ночью. Фото из открытых источников

Это не Фавор

Ниже размещен скрин публикации за 2012 год. На просторах Интернета фотография этой публикации мелькает с текстом «Так выглядит гора Фавор на праздник Преображения». На самом деле это не Фавор и даже и не Палестина. Линзообразное облако, похожее на летающую тарелку, снято над «Львиной головой» ( Lion’s Head) в Кейптауне, ЮАР. Жаль, что вместо работы над собой, своим преображением, некоторые христиане желаемое чудо выдают за действительность.

Львиная голова - гора в ЮАР, которую выдают за Фавор

Фаворский свет: что означает и какова природа

Впервые дискуссии о нем возникли с XIV в., когда на Западе растет рационализм, на востоке же – развивается учение об «исихии», благом молчании. Это особое духовное делание, позволяющее духовно соединиться со Христом – именно так учил, например, свт. Григорий Палама.

Упование монахов, «дерзавших» через молитвенную практику познать Самого Бога, было поставлено под сомнение рационалистически мыслящими богословами Византии Акиндином и Никифором Григорой, а также представителем католического Запада – монахом Варлаамом. Они утверждали: непосредственное знание о Боге – невозможно, а свет, который видели ученики на Фаворе (и который хотели стяжать исихасты), представляет собой только Его творение, но не Само Божество.

В острой полемике свт. Григорию удалось доказать:

во время Преображения ученики видели Бога «якоже можаху», то есть через Его проявления в Божественных энергиях. Они, как гласило постановление Константинопольского собора 1351 г., принявшего сторону свт. Григория, «не есть ни тварь, ни сущность Бога, но — нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой божественной сущности», доступная восприятию человека. Кроме того, как утвердил собор, «Имя «Божество» относится не только к сущности Божией, но и к энергии, энергия Божия тоже есть сам Бог».

Когда появился праздник Преображения

Считается, что впервые отмечать его начали христиане Палестины с IV в., однако, общецерковное празднование утвердилось около VII-VIII вв. Тогда же утвердилась дата, 19 августа. Хотя исторически событие приходится на период перед Пасхой, его радость трудно совместима со скорбным Великим Постом.

Фавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике Преображения

Преображение Господне

Именно поэтому временем праздника стал конец лета, но с тем, чтобы он приходился за 40 дней до другого праздника – Воздвижения Креста Господня, когда вспоминается крестная смерть Спасителя.

Почему называют Яблочным Спасом

Народное праздника название Яблочный Спас – это осмысление Преображения как видения Царства Небесного на земле, освящения природы, к этому времени приносящей человеку свои плоды. У жителей Византии это был виноград, кроме того, к этому времени уже собирали урожай пшеницы. Ягоды, колосья приносили ко храмам для освящения. На Руси же, стране с другими климатом, природой, крестьяне издавна освящали яблоки нового урожая.

Особенности богослужения

Накануне вечером, 18 августа служится торжественное всенощное бдение с особыми песнопениями праздника, а 19 августа – литургия, после которой совершается особый молебен освящения плодов земли. Цвет облачений священства на праздник Преображения — белый. Именно он символизирует несозданный Божественный Свет, который приходит в мир, чтобы освятить и преобразить творение Своё.

Преображение Господне

Цвет облачений священства -белый.

Чин освящения яблок

Это краткий чин, который проходит после так называемой заамвонной молитвы, завершающей литургию.

Священник:

  • читает два моления, одно из которых называется «во причащении гроздия» (имеется ввиду виноград), второе – «о приносящих начатки овощей»; столетия назад иерей произносил только это моление, так как виноград не растет в России; ныне верующие нередко все же приносят к освящению грозди, купленные в магазине;
  • с пением тропаря праздника окропляет святой водой плоды.

Здесь текст молитвы на освящение плодов и овощей нового урожая

Зачем освящать плоды

Традиция приношения «начатков» урожая для благословения Богу зародилась еще во времена Ветхого Завета. Ее переняли христиане, понимающие урожай, как дар Божий. Именно поэтому с древности существовало правило не вкушать виноград, яблоки нового урожая, пока они не получат благословение Церкви.

Яблочный Спас

Освящение яблок и других плодов в храме.
Фото пресс-службы Ижевской епархии

Икона праздника

Икону Праздника Преображение Господне легко узнать по облаченной белыми одеждами фигуре Спасителя, стоящего на горе. Ему предстоят пророки, а внизу образа – ученики, наклонившие лица к земле.

Икона Преображения

Иконография: Преображение Господне Датировки: XVI в. Первая половина XVI века.Происхождение: Из собора Спасского монастыря в Муроме. Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы:  высота 154 см, ширина 105 см На иконе изображена сцена Преображения Господня на горе Фавор в присутствии трех ближайших учеников Христа: Петра, Иоанна и Иакова. Христос представлен на фоне «славы», которая состоит из нескольких окружностей, переходящих от темно-зеленого к светлому, почти белому тону. Ветхозаветные пророки Моисей и Илия изображены по обеим сторонам от Христа. Поступила в музей 26 февраля 1928 года. Реставрирована в 1928 году в Муромском музее И. И. Тюлиным. © Муромский историко-художественный музей Литература:О. А. Сухова и др. Иконы Мурома. М., 2004. № 4.

Сколько храмов посвящено событию

К настоящему времени по России и за границей их известно более 1500. Среди них – как исторически известные, но разрушенные за годы гонений начала XX в., так и новые, недавно построенные.

Богословский смысл праздника

Святые отцы видят здесь:

  • явление Божества Троицы: преобразившегося Сына, свидетельствующего о Нем Отца, облака, как символа Святого Духа;
  • свидетельство о будущем преображении человека во всеобщем воскресении; ведь Христос носил человеческую плоть;
  • еще одно – о будущем Втором Пришествии Спасителя во славе, как Его удостоились видеть ученики;
  • наконец, встречу двух Заветов, Ветхого и Нового.

Об этом пишет прп. Ефрем Сирин:

«Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия.

Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освященного Симона-Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».

Отрывок из проповеди

«Вы все знаете, как всякая живая тварь трепетно тянется к солнцу, к свету солнечному, с неба сияющему, к свету материальному. Знаете, как всякая букашка, всякая травка, всякий листок и цветок тянется всегда к свету. Свет солнечный, свет материальный ведом вам всем, и любите его вы все.Но все ли знаете, что кроме света солнечного есть еще великий свет, свет нематериальный, свет духовный? Все ли тянетесь к этому свету духовному?

О как тяжело мне сказать: нет, не все, далеко, далеко не все. Даже больше скажу: весьма немногие тянутся к нему, а всему остальному множеству живущих на земле не нужен свет духовный, знать не хотят о нем ничего. Им нужен только свет материальный: нужны те блага, которые связаны с этим светом…

Нередко свинцовые тучи заслоняют солнце небесное. Есть люди, которые глаза свои закрывают от солнца, есть и слепые, не способные видеть свет…

И тьма все более и более сгущается, и страшно нам, страшно, когда видим, что эта тьма царит в сердцах множества людей.Они на вид вполне благополучны, у них есть все: и силы, и бодрость, и красота, и обилие плодов земных, и красивые одежды – все есть у них. Кажется, они живы, но только кажется, ибо тьма их сердец есть духовная смерть. О них можно сказать словами Апокалипсиса: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3, 1).

Для жизни истинной не свет солнечный необходим, а другой свет, свет духовный, освещающий и просвещающий сердца наши… Нам, христианам, в нынешний великий праздник показал Господь, что Его человеческое тело могло светиться божественным светом. Если так, если тело Богочеловека могло светиться божественным светом, то значит, и тела христиан, предназначенных к Богочеловеческому, тоже могут светиться небесным светом…»

«Молитва Преображения» Валерия Синельникова

Собственно к празднику, и вообще к христианству, она отношения не имеет, как, впрочем, и ее автор, позиционирующий себя как «врач-терапевт, гомеопат, психотерапевт, писатель». Прежде всего, «молитва» не обращена к Богу, но… направлена на другого человека, которого «молящийся» «принимает», отменяя свои «разрушительные мысли и программы» через повторение предлагаемых слов. Отсутствие упоминаний о Боге в данном тексте понятно, ввиду девиза, которым предлагают руководствоваться желающим следовать этому «учению»: «Стань хозяином жизни и посвяти себя служению истине».

Понятно, что это – попытка «хозяина жизни» изменить себя собственными силами, результат которой без Божией помощи вполне предсказуем. Между тем, святыми отцами накоплен (и описан) немалый опыт реальной работы над собой, свой душой, именно к их писаниям, например, знаменитой «Лествице» св. Иоанн Синайского, стоит обращаться для того, чтобы действительно преодолеть свои немощи.

Молитва и тропарь праздника

Тропарь, глас 7:

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, / показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, / я́коже можа́ху, / да возсия́ет и нам, гре́шным, / свет Твой присносу́щный / моли́твами Богоро́дицы, // Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Молитва

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[свернуть]

В этом празднике каждый находит свое. Чье-то сердце трогает красота земных плодов, получающих Божие благословение, иной – задумывается над смыслом празднования, видения Царства Небесного, другой – над преображением своей души, чтобы она готова была принять Христа. Господь же, перед Своими страданиями удостоивший Апостолов прикоснуться к Раю, ждет от каждого плодов духовных по его силе.

Наталья Сазонова

Видео: Чудо на горе Фавор

Фрагмент фильма Студии «Неофит» Три свидетеля.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Зимние Святки – это что за праздник? Объясняем истинное значение и тайный смыслЗимние Святки – это что за праздник? Объясняем истинное значение и тайный смысл

0 Comments
Зимние Святки

Заканчивается Рождественский пост, которым христиане готовились встретить Рождение Спасителя, наступает долгожданный праздник, начинаются особые дни, которые наши предки именовали святыми — зимние Святки. Как провести их с пользой для души и можно ли причащаться в святые дни, когда пост Церковь не отменяет — объясняем. Какого

Праздники

Рождество в России празднуют 7 января: что делают в этот день православныеРождество в России празднуют 7 января: что делают в этот день православные

0 Comments
Праздник Рождество Христово в России

О празднике Рождества Христова знают практически все. И даже очень далекие от церковной жизни люди в эти светлые дни стараются прийти ко храму, посмотреть на Рождественский вертеп, а то даже – побывать на богослужении. Бывает, что с этого начинается дорога к Богу. Кто празднует Рождество

Праздники

В церкви и дома: с 3 по 8 декабря православные россияне празднуют Введение во храм Пресвятой Богородицы – службы и молитвыВ церкви и дома: с 3 по 8 декабря православные россияне празднуют Введение во храм Пресвятой Богородицы – службы и молитвы

0 Comments
Введение во Храм Богородицы: молитвы в храме и дома

Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Русская Православная Церковь празднует 6 дней: открывает двунадесятый праздник воскресенье, 3 декабря — это предпразднство, само торжество — 4 декабря, следом 3 дня попразднства, и «отдание»- 8 декабря. Дата всегда приходится на Рождественский пост

Праздники

Воскресенье, 28 апреля — Вход Господень в Иерусалим: что читают и поют в храме+когда и зачем освящают вербыВоскресенье, 28 апреля — Вход Господень в Иерусалим: что читают и поют в храме+когда и зачем освящают вербы

0 Comments
Служба в храме на Вербное воскресенье

Однажды мне довелось услышать от одной православной прихожанки, что за праздник «отвечает» всенощная накануне. И это действительно так: песнопения, которые можно услышать этим вечером – единственный раз в году, чтения из Писания, посвященные празднику, наконец – освящение верб, все это будет на всенощной накануне Входа

Праздники

«Святитель отче Николае, моли Бога о нас!»: День памяти святого — шанс судьбу изменить«Святитель отче Николае, моли Бога о нас!»: День памяти святого — шанс судьбу изменить

0 Comments
День памяти Николая Чудотворца

22 мая и 19 декабря: Дни памяти Николая Чудотворца — праздник особенно любим церковным народом: святой, всегда готовый помочь в добром деле, вразумить заблуждающегося, помочь больному – таков святитель, каким его опытно знают миллионы христиан. Что нам известно о житии святителя Мирликийского Современные церковные историки

Праздники