------------------- ОбрЕзание Господне - смыл и значение
Православие сегодня Праздники Священник рассказал о смысле и значении Великого праздника «ОбрЕзание Господне»

Священник рассказал о смысле и значении Великого праздника «ОбрЕзание Господне»

0 Comments
ОбрЕзание Господне - смыл и значение

Сегодня Великий праздник «ОбрЕзание Господне». Так получилось, что этот праздник ушёл куда-то на задний фон, хотя в нём заложены важнейшие смыслы, прообразы и пророчества. Уже тот факт, что апостолу Павлу пришлось много не просто писать на эту тему, но буквально воевать с уверовавшими иудеями об обрезании, обязывает нас разобраться в этой теме.

Ритуал обрезания в Библии

Впервые в Библии мы встречаем ритуал обрезания в истории с Авраамом:

«И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами».

(Быт.17:9-11)

Нужно сказать, что обрезание существовало у египтян и ещё у некоторых народов, но оно везде имело телесный смысл, гигиенический. В случае же с Авраамом Бог наделяет обрезание иным смыслом и делает знамением Завета. Библиист Лопухин указывает несколько внешних значений:

«С внешней своей стороны обрезание, прежде всего, было тем пролитием крови, которое считалось важной гарантией прочности подобных союзов и у людей. Затем, по самой связи фактов и цели его установления, обрезание должно было служить постоянным и наиболее, так сказать, ощутительным напоминанием о том завете с Богом, в который некогда вступил отец верующих, а в его лице и все его потомство. Наконец, обрезание было знамением завета и в том смысле, что оно являлось внешним отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу и вступления в ветхозаветную церковь».

Духовный смысл обрЕзания и Закон Моисея

Духовный смысл сего ритуала уже появляется в Законе Моисея:

«Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны».

(Втор.10:16)

Святитель Амвросий Медиоланский пишет:

«Разве не очевидно, что обрезание плоти есть предписание чистоты: чтобы человек сдерживал вожделение плоти и укрощал по невоздержности и распущенности необузданные страсти? Ибо словом обрезание предписывается исторгнуть всякое зловоние нечистоты и избегать приманки вожделения».

В своем духовном смысле и значении обрезание внушало человеку необходимость бороться со своими греховными склонностями, необходимость обрезания не плоти только, но «сердца и ушей», то есть отсечение, искоренение всех дурных помыслов, склонностей и стремлений. Второй аспект касался того, чтобы не смешиваться с другими народами, быть отделёнными от них.

Почему обрезание на 8-й день?

Ещё возникает вопрос, почему Бог повелел совершать обрезание на восьмой день:

«Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени».

(Быт.17:12)

В Священном Писании число «семь» представляется числом полноты и совершенства, и вещи, не достигшие сего числа, почитаются несовершенными. Потому и животные могли быть приносимы Богу не прежде, как по исполнении семи дней от их рождения (Исх. 22:30).

Вспоминаем творение мира за семь дней. Но во всей полноте число восемь раскрывает святитель Иоанн Златоуст:

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать», так как закон повелевает обрезывать в 8-й день, и если наступит 8-й день, то выходит на средину врач и берет в руки железное орудие и проявляет свое искусство, и ради обрезания пренебрегает субботой. Спросим же иудеев:

  • суббота — покой; этот день — совершенный отдых; почему 8-м днем вытесняется седьмой?
  • Почему 8-й день становится выше 7-го?
  • Но Иудеи, конечно, не знают об иудейских делах; церковь же Христова знает Христа и иудейские учения.
  • Дитя обрезывается в 8-й день, потому что в 8-й день надлежало быть воскресению, то есть Господню обрезанию всего мира.
  • Почему не повелел Моисей обрезывать в 6-й день?
  • Почему не в 9-й или 10-й? Ясен 8-й день, в который воскресает Господь.

Итак, если кто не верит воскресению, тот не обрезан сердцем, отчужден от Бога неверием».

Для чего обрезывался Иисус Христос

Обычно спрашивают для чего Сам Христос обрезывался, если он безгрешен? Митрополит Вениамин Федченков очень хорошо написал о Законе:

««Завет» означает связь, союз, уговор; но слова эти сухие, деловые, формальные. А слово «завет» означает внутреннюю, интимную, духовную, живую связь с Богом. «Завет» – это жизнь в Боге, жизнь для Бога, жизнь с Богом. Завет с Богом – это значит общение Бога с человеками, любовь Его к ним, жизнь в них. Люди исполняли символ (обрезание), а духа уже не имели:

«Не то истинное обрезание, – говорит апостол Павел, – которое по телу, а которое в сердце… духом».

Исполнять заповеди о делах

Если наш Господь исполнял закон, то и мы по примеру Его обязаны делать то же самое. То есть прежде чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах:

  1. прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения;
  2. прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон;
  3. прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с «собственной волею»;
  4. прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви (например, о постах);
  5. прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее.

Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно еще побороть в себе ветхого, то есть исполнить ветхозаветные требования.

Но далее: это лишь начало. Это лишь путь, который нужно перейти. Ведь остановиться на этом (законе, борьбе, букве) невозможно.

И по очень простой причине. Ни закон, ни буква не спасают душу. Борьба в Ветхом Завете была бесплодна (Рим. 7:14–25). Человек, застывший на этом, духовно омертвевает, как, например, иудеи, как наши староверы. Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасаюшего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде.

Однако прежде нужно пройти «школу» законничества, чтобы:

  1. во-первых, почувствовать, как она тяжела (операция «обрезания» своей воли),
  2. во-вторых, – понять, что мы своими грехами заслужили ее, эту рабскую школу,
  3. в третьих, (и это, может быть, самое главное) – опытно познать, что сама по себе школа закона (буквы, обрядов, даже и в христианстве) не достигает цели, не спасает, не утешает, не насыщает, не избавляет от зла.

И что, следовательно, нужно искать какого-то иного пути спасения. А это и есть благодать. Там лишь оживает духовно человек, получая «Духа Животворящего».

Сделаться благодатными

Вот и Господь, прежде чем получить в таинстве Крещения благодать Святого Духа, нисшедшего в виде голубя, сначала исполняет закон. Так и нам, чтобы действительно сделаться благодатными, уже окончательно возродиться, нужно еще исполнять разные законы, каноны, «правила», «послушания», чины и так далее. Закон, следовательно, нужно исполнять сначала.

Ещё один смысл обрЕзания

Ещё один смысл обрезания связан с наречением имени младенцу. Именно в этот момент человек получает имя, т.е. находит своё место не просто в земном бытии, но и в бытии Божественном через Завет. Ныне Бог принял на Себя человеческое имя Иисус (по еврейски Иехошуа, что значит «Бог спасение его», или еще короче – «Бог Спаситель».

Как «Сын человеческий», ныне Он «вписался» в наше «гражданство» земное, чтобы потом приписать нас, при Вознесении, к гражданству Небесному. Апостол Павел пишет:

«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». (Фил.2:9-11)

Святитель Игнатий Брянчанинов указывает на Таинство имени Христова:

«Имя Господа нашего Иисуса Христа — Божественно, сила и действие этого имени — Божественны, они — всемогущи и спасительны, они — превыше нашего понятия, недоступны для него. С верой, упованием, усердием, соединенными с великим благоговением и страхом, будем совершать великое дело Божие, преподанное Богом: будем упражняться в молитве именем Господа нашего Иисуса Христа».

Отсюда учение об Иисусовой молитве:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Тот же святитель пишет:

«Как при непрестанной молитве всего удобнее совершать молитву Иисусову, то новоначальный должен как можно чаще обращаться к молитве Иисусовой. Выпало ли тебе кратчайшее свободное время? Не убей его в праздности! Не убей его, употребив на какое-либо несбыточное и пустейшее мечтание, на какое-нибудь суетное, ничтожное занятие!»

Молитву эту Иисусову произноси непрестанно, стоишь ли, сидишь ли, ешь или пьешь, путешествуешь или другое что делаешь. Непрестанно произноси на всяком месте, во всяком деле, во всякое время и предваряя всякое дело, прилагай старания.

О крещении

Ну, и последнее. Апостол Павел пишет:

«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых»

(Кол.2:11-12)

Разъясняя то, что Христиане получили чрез Иисуса Христа, Апостол прежде всего говорит о крещении, причем изъясняет, что обрезание было прообразом крещения в смысле отсечения греховности, которое еще более наглядно выражается в крещении, когда во образ умерщвления погружают в воду и во образ восстания поднимают из купели, так что верующий в силу Христову крещенный восстает из купели живой и очищенный от греха и потому способный к жизни вечной.

Так, по Иоанну Златоусту, Апостол говорит как бы так:

«теперь обрезание не от ножа, но от Самого Христа. Не рука, как там, совершает это обрезание, но Дух; обрезывается не часть, но весь человек. Тело и это, тело и то; но то обрезывается плотью, а это – духовно, не так, как Иудеи, ибо вы совлеклись не плоти, но грехов».

Иеромонах Ефрем (Метс)

Читайте также: Тайна 22-го псалма

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Что известно о дате рождения Иисуса ХристаЧто известно о дате рождения Иисуса Христа

0 Comments
Когда Родился Иисус Христос

Многие считают, что исторический день, когда родился Иисус Христос – конечно, 25 декабря (или 7 января «нового стиля», по которому строится гражданский календарь). Но так ли это? Исторические факты свидетельствуют: не все так просто. Где родился Иисус Христос Согласно двум Евангелистам – Матфею и Луке

Праздники

«Я с вами все дни до скончания века»: Вознесение Господне«Я с вами все дни до скончания века»: Вознесение Господне

0 Comments
Вознесение Господне

Если праздники Рождества и Воскресения Христова более-менее понятны, то Вознесение, и с точки зрения события, и тем более вероучительная сторона праздника, не очень ясна. Будем разбираться. История из Евангелия Вознесение Христа описаны в 24 главе Евангелия от Луки, в 16 главе Евангелия от Марка, и

Праздники

Празднуется Троица: при чём тут берёза и мужские штаны?Празднуется Троица: при чём тут берёза и мужские штаны?

0 Comments
Праздник Троица и береза

4 июня 2023 года, в праздник Троица, зеленые ветви и цветы украсят православные храмы. Подобные обычаи есть также у католиков. Иногда в этот день кажется, что на земле вдруг процвел Райский сад. Празднование, всегда попадающее на позднюю весну или самое начало лета, когда пробуждается природа,

Праздники

Фавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике ПреображенияФавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике Преображения

0 Comments
Преображение Господне

Преображение Господне не только один из самых любимых церковных праздников, но еще – один из самых красивых. Во всем великолепии встречает его природа, расцветшая за лето, дарующая людям свои плоды – а люди радуются не только им, но – надежде, которую дает всем и каждому

Праздники

О чем молится священник, благословляя плоды нового урожая? Яблочный Спас — про что онО чем молится священник, благословляя плоды нового урожая? Яблочный Спас — про что он

3 комментария
Яблочный Спас

До революции при многих храмах на Яблочный Спас устраивали целые яблочные базары. Иные же всем приходом, вскладчину накрывали столы для всех желающих, прежде же всего – для неимущих хлеба насущного. И здесь каждого угощали яблоками. Какой Спас 19 августа Яблочный, или так называемый «второй» Спас,

Праздники