Без кулича издревле не обходится пасхальная трапеза, и, конечно, благочестивые христиане стараются принести его в храм, чтобы освятить. Когда и как это лучше сделать?
1. Утро Великой субботы
Как правило – не совсем утро, скорее, ближе к полудню, когда оканчивается литургия. В Великую Субботу эта служба – особенная, на ней читаются пророческие писания о Воскресении Христовом, а духовенство – переоблачается в белые ризы. Это – уже преддверие Пасхи. По окончании службы начинается освящение куличей и других пасхальных снедей. Как правило, в городских храмах, по множеству приходящего народа, священник выходит на освящение снедей не раз и не два – по мере того, как подходят люди.
2. Пасхальная ночь
На богослужение в Пасхальную ночь приносят свои снеди прихожане, которые по каким-то причинам не успели освятить куличи днем – либо же просто хотят, чтобы снедь была освящена именно в ночь Воскресения Христова. Люди, заходящие в церковь редко, иногда думают, что куличи святят в полночь, и потому приходят со снедями к началу богослужения.
Безусловно, прийти на пасхальную службу – прекрасно, но вот для освящения куличей придется дождаться ее окончания – в одних храмах это будет около 3 часов ночи, в других – даже позже.
3. Утро Воскресного дня
Во многих храмах на Пасху служба проходит не только ночью, но и с утра – так называемая поздняя литургия, для тех, кто по каким-то причинам не побывал на богослужении ночью. После нее – около 10 ч. утра – снова будет освящение куличей.
4. Уже освящены
Такие куличи нередко можно увидеть в магазинах. Это бывает, когда предприниматель, выпекающий их, договаривается со священником, чтобы все они были освящены до того, как будут отправлены в продажу – таким образом, чин освящения, можно сказать, совершается прямо «на производстве», от проходящего в церкви он ничем не отличается – разве что на нем не присутствуют люди, которым предназначена снедь.
Освященные куличи приятно купить тем, кто не может попасть в храм ввиду, например, того, что в дни Пасхи оказывается на работе, или болен. Однако для христиан, которые соблюдали пост, готовили душу к празднику, и имеют возможность посетить храм, всегда предпочтительнее не обделять себя пасхальной радостью, и прийти на освящение лично: услышать пасхальные песнопения, почувствовать приближение великого праздника.
Когда пекут куличи на Пасху
Наши предки обычно делали это в Великий Четверг. Но было это во времена, когда в городах Страстная Седмица была полностью выходной, чтобы верующие имели возможность прийти на все службы, а на селе крестьяне тоже прекращали все работы, кроме самых необходимых, и все свое время посвящали молитве и храму.
Выходных на Страстной ныне, как правило, нет – исключение составляет 2024 г., когда на эту Седмицу придется 1 мая, Великая Среда.
Поэтому в наши дни, как справедливо замечает журналист и кулинарный блогер Анна Людковская, «большинству приходится разрываться между офисом и храмом, пытаясь в метро мысленно отодвинуть рабочие заботы, чтобы настроиться на события Страстной и переступить порог храма с распахнутым сердцем!… В Великий Четверг мне даже кажется, что все эти куличи и пасхи ничто по сравнению с глубиной служб и событий, и можно было бы не печь куличи вовсе, ну кому нужны эти сдобные булки?»
Сама Анна куличи все-таки печет, но признает, что это требует своего рода «тайминга», жесткого распределения времени. Вот, например, как можно это сделать:
«Понедельник-вторник: я покупаю и подготавливаю все ингредиенты для праздничного стола. Проверяю в каком состоянии находятся пасочница и формы для выпечки куличей, ведь обычно это формы для круп или большие консервные банки, которыми пользуешься один раз в год. Из бумаги для выпечки вырезаю подложки для куличей. Смотрю достаточно ли накопила луковой шелухи для окраски яиц.
Среда: лучшее время для покраски яиц.
Четверг: Поздно вечером ставлю опару для кулича.
Пятница: Рано утром обминаю опару, превращаю ее в тесто и оставляю подходить. А затем распределяю тесто по формам, даю расстояться и отправляю в духовку. К обеду куличи бывают готовы, и можно идти в храм на вынос Плащаницы».
Однако, есть и такие хозяйки, которые, вынужденные выбирать между походом в храм и подготовкой праздничного стола, выбирают богослужение – а пасхальные снеди покупают, тем более, что есть немало производителей, выпекающих куличи хорошего качества.
В чем нести куличи и яйца в храм
Какого-то особого сакрального смысла это не несет. На больших столах в храме или на церковном дворе можно увидеть и полиэтиленовые пакеты, и картонные коробки, в которых приносят продукты для освящения. Но есть и такие прихожане, которые предпочитают приносить куличи в плетеных корзинках, часто и приобретаемых специально для этой цели.
Выглядит это красиво, да и праздничное настроение создает.
Как происходит освящение в церкви
Его порядок может различаться в зависимости от того, когда происходит освящение:
- в Великую Субботу священник кропит святой водой пасхальные снеди при пении тропаря дня: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный»;
- освящение снедей на ночной пасхальной литургии происходит после освящения особого хлеба – артоса, который все дни Светлой Седмицы можно увидеть перед открытыми царскими вратами иконостаса; куличи, принесенные прихожанами – малые, домашние артосы;
- освящение Пасхальным утром проходит уже при пении стихир великого праздника.
Молитва на освящение Пасхальной снеди
Существуют две кратких молитвы, которые произносятся священником.
- Первая – на благословение «млека огустевшего» (творога, сыра) и яиц:
«Владыко Господи Боже наш, Зиждителю и Содетелю всех, благослови млеко огустевшее, с нимже и яйца, и нас соблюди во благости Твоей, яко да причащающеся их, Твоих независтно подательных даров исполнимся, и неизглаголанныя Твоея благости: яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
- Вторая – на «брашна мяса»:
«Призри Господи Иисусе Христе Боже наш, на брашна мяс, и освяти я, якоже освятил еси овна, егоже Тебе приведе верный Авраам, и агнца, егоже Тебе Авель во всеплодие принесе: подобне и тельца упитаннаго, егоже жрети повелел еси сынови Твоему заблуждшему, и паки к Тебе возвращшемуся: да якоже той сподобися Твоея благости насладитися, сице и освященных от Тебе, и благословенных насладимся в пищу всех нас. Ты бо еси истинная пища, и податель благих, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Молитва дома
В период пандемии коронавируса Московская Патриархия утвердила следующий порядок благословения пасхальных снедей по чину мирян:
- пение пасхального тропаря «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в»
- троекратное окропление куличей и других продуктов святой водой.
Этот чин могут и сейчас использовать люди, живущие очень далеко от храма, или не имеющие возможности принести куличи и другие снеди по любой другой причине.
А вот какую молитву предлагал читать перед трапезой епископ и исповедник Афанасий (Сахаров). Произносить ее может как иерей, так и мирянин.
«Господи Иисусе Христе, Боже наш, по великой скорби Креста и страданий Твоих, радости безмерной тридневным воскресением вся исполнивый! Благодарим Тя, яко сподобил еси ныне и нас, поприще поста совершивших, достигнути святых сих дней и радости Светлаго Твоего Воскресения причастниками быти. Благодарим Тя, яко по милосердию Твоему и неизреченному снисхождению к немощем нашим утешаеши нас и трапезою праздничною в подкрепление и услаждение немощной плоти. Темже молим Тя, благослови сей пасхальный хлеб, млеко огустевшее, яица и прочия пасхальныя снеди, наипаче сии, от нихже, повинующеся уставу Церкви, в мимошедшие дни поста воздерживались рабы Твои, да будут они вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость, да всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, Воскресшаго, питающаго и утешающаго нас, купно же с Тобою и Безначальнаго Твоего Отца и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
Зачем освящать?
Как писал протоиерей Александр Шмеман, «настоящая перспектива, настоящая цель мира в том, чтобы все материальное одухотворялось, то есть приобретало духовное значение, а все духовное воплощалось». Освящение и есть одухотворение пищи, низведение на нее Божией благодати. Кроме того, как мы испрашивали благословения Создателя на воздержание Великого Поста, так стоит просить такого же благословения и при окончании постного делания.
Узнайте также: Богослужение в Пасхальную ночь — все нюансы
Пасхальный кулич: интересные факты
- Традиция особого хлеба – символа Пасхи – идет от Апостолов. Согласно Евангелистам, Воскресший Христос не раз являлся ученикам во время их совместных трапез – отсюда сложилась традиция оставлять за столом место для Учителя, полагать для Него хлеб. Именно его символизируют пасхальный артос, и малые, домашние артосы – куличи.
- Славянское название – «калька» греческого слова «κούλιτς» («кулитис»), как называли высокий хлеб цилиндрической формы – именно так выглядит артос.
- Этнографы говорят, что куличи, выпекаемые нашими предками, однако, вовсе не были ни высокими, ни цилиндрическими: они выпекались без формы, «на поду» (нижняя часть топки печи), отсюда эти хлебы, имевшие, скажем так, несколько «расплывчатую» форму, именовали «подовыми». Такие куличи можно увидеть, например, на картине В. Маковского «Молебен на Пасху», которая написана в 1887 г.
- В некоторых местах России пасхальный кулич вообще было практически «не узнать»: к примеру, в Вологодской губернии это вообще был просто открытый пирог с ягодами.
- Ныне привычная форма кулича – поздняя, пришедшая в Россию не ранее конца XVIII в. Это так называемая «баба короля Станислава» — это название можно встретить в кулинарных книгах XIX в. Имеется ввиду польский король Станислав Лещинский, повар которого начал выпекать пасхальные хлебы в высоких формах. Они стали называться «бабы» или «бабки» (в магазинах сейчас можно встретить «ромовые бабы», сделанные по схожему рецепту). Распространение в народной среде такой кулич получил далеко не сразу – лишь в наше время куличи выпекаются в формах и больше не делаются «на поду».
- Существует множество спекуляций по поводу сходства кулича с обрядовыми хлебами славян-язычников и даже вопросы вроде «кулич – это фаллический символ или нет?». Как мы видим из истории кулича, подобные вопросы не имеют смысла. Происхождение хлебов христиан не связано с обрядами плодородия, оно восходит к древней Церкви. Ну а форма кулича как высокого хлеба и вовсе не древнеславянская, но принесена в Россию из католической Польши, какие уж тут языческие символы.
Завершается Великий Пост, и, «постившись постом приятным, благоугодным Господеви», христиане приходят к храмам, чтобы просить Божия благословения не только на пасхальные снеди, но и на свою жизнь – чтобы, оставляя позади Святую Четыредесятницу, не потерять ее духовных плодов.
Наталия Сазонова