До революции при многих храмах на Яблочный Спас устраивали целые яблочные базары. Иные же всем приходом, вскладчину накрывали столы для всех желающих, прежде же всего – для неимущих хлеба насущного. И здесь каждого угощали яблоками.
Какой Спас 19 августа
Яблочный, или так называемый «второй» Спас, церковно именуемый Преображением Господним.
Преображение
Событие, описанное Евангелистами, случилось незадолго (по преданию – примерно за 40 дней) до взятия Христа на Распятие, на горе Фавор, куда Христос поднялся для ночной молитвы только с тремя Апостолами – то были Петр, Иаков и Иоанн.
Преображением праздник именуется потому, что во время моления ученики впервые узрели своего Учителя как Сына Божия, а не простого человека, каким он казался всем: «Вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею»
(Лк.9:29).
Видя Христа во славе, беседующих с Ним пророков Моисея и Илию, ученики поняли что это – обещанное Господом Царство Небесное, Рай на земле. Именно потому св. Петр от полноты чувств и воскликнул:
«Наставник! Хорошо нам здесь быть!»
(Лк.9:33).
Наконец, ученики удостоились услышать глас Бога Отца, Его свидетельство о Сыне.
Видение окончилось, но воспоминание о нем хранили ученики и все христиане – как о видимом явлении будущего Царства.
- Читайте также:
- Фавор или Ермон: Где Преобразился Господь и как объясняют чудо схождения облака в день праздника?
Почему церковный праздник назвали Яблочным Спасом
Это название издавна утвердилось именно на Руси, так как греки на Преображение освящали преимущественно виноград, тогда как на русских землях он не растет – оттого его заменили яблоки.
Обычай не только освящать, но и раздавать их на этот праздник, был повсеместным, а с началом гонений XX в. – получил даже принципиальное значение, как своего рода исповедание веры.
Известна история священномученика, протоиерея Константина Успенского, около 40 лет несшего служение в селе Васютино на Мху Московской губернии, при храме свт. Николая. Священник сам насадил яблоневый сад, и на Преображение после службы раздавал плоды прихожанам, особенно детям. От этого обычая протоиерей не отказался даже при наступлении гонений – например, после службы 19 августа 1937 г. он, как обычно, раздавал яблоки, что позже было поставлено ему в вину, как «религиозная пропаганда» и даже «антисоветское выступление».
Три Спаса
Август – время, когда земля, которую благословил Господь, дает человеку свои плоды. Христиане во все времена принимали их, как от руки Божией, как, конечно, и есть на самом деле. А потому «начатки» урожая, то есть первый мед, виноград, яблоки – несли ко храму для освящения, принося Богу то, что Он Сам дал. Да и нищим благотворили, как Самому Христу, согласно Его же словам:
«Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»
(Мф.25:40).
Отсюда – именования трёх церковных торжеств, не только по празднуемому событию, связанному со Христом («Спасом»), но также – по освящаемым плодам:
- Медовым Спасом издавна считался первый день Успенского поста (14 августа), который посвящен еще одному празднику из числа 12 великих – Успению Матери Божией.
- «Второй» или Яблочный Спас приходится, таким образом на шестой день поста.
- Последним «Спасом», Ореховым считается 29 число месяца, память Нерукотворного Образа Спасителя, первой Его иконы, явленной еще во время земной проповеди Христа.
Когда и как празднуют
Преображение считается одним из «великих» (особенно значимых) праздников, которых всего насчитывается 12. Поэтому:
- накануне, вечером 18 августа служится всенощное бдение;
- 19 августа утром совершается литургия;
- по ее окончании обычно бывает молебен с освящением плодов земли, которые приносят люди.
Цвет облачений священства в праздник, именуемый в народе Яблочным Спасом — белый. Именно он символизирует несозданный Божественный Свет, который приходит в мир, чтобы освятить и преобразить творение Своё.
Ради празднования великого события церковный Устав благословляет некоторое послабление довольно строгого поста: Преображение – единственный его день, когда благословляется вкусить рыбу.
Кому и почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса
Представление о якобы имеющем место «посте на яблоки» до Преображения основано на Уставе, который действительно запрещает вкушение до этого праздника, но не яблок, а винограда. Притом, так как Иерусалимский Устав, которым сейчас пользуется Русская Церковь, предназначен для монахов, то и требование это прямо относится к ним, а не к мирянам. Тем не менее, наши предки строго соблюдали это требование, относя его и к яблокам также.
Смысл воздержания состоит в том, что прежде вкушения плодов, которые дала земля, их необходимо освятить церковно. Тот же, кто прежде такого освящения начинает употреблять их– плотской человек, прежде всего заботящийся о теле, его удобстве, не понимающий сути праздника. Именно поэтому Устав предписывает согрешившему таким образом монаху не есть винограда даже до конца августа, стремясь привести человека к осознанию того, что лишь Бог дает пищу, и относиться к ней следует подобающе, благоговейно.
Понятно, то же относится к земледельцу, выращивающему яблоки или иные плоды (существовал обычай вообще не есть до «Второго Спаса» никаких земных плодов, а не только яблок; в пищу употребляли только огурцы).
Русские крестьяне часто шли даже дальше Устава: тот, кто «разговелся яблоком» (и не только – речь могла идти о картофеле, горохе, репе и др.) должен был не вкушать этих плодов не до конца августа, но целых 40 дней.
Есть даже сейчас священники, которые накладывают подобные запреты на своих духовных чад – мирян. Поэтому многие, решая, нужно ли воздерживаться от яблок, советуются со своим духовником.
История установления праздничной даты
Современные толкователи Евангелия считают, что исторический день события (Преображение Христа) приходится на конец зимы или самое начало весны, то есть на время Великого Поста, готовящего христиан к Пасхе.
Действительно, явлением Своего Божества Господь хотел укрепить веру учеников – ведь скоро им предстояло увидеть Мессию униженным, позорно распинаемым. Но уже с древности Преображением было, прежде всего, праздником радости о явленном Царстве Божием – а это было трудно совместимо со скорбными днями Четыредесятницы. Именно поэтому издревле праздник отмечали в конце лета.
Церковные историки предполагают, что дата появилась после обретения во Иерусалиме Креста, установления праздника его Воздвижения, когда читается Евангелие о страданиях Иисуса: за 40 дней до Воздвижения было решено отмечать событие Преображения.
Считается что с IV по VIII вв. торжество праздновали преимущественно христиане Палестины, где произошло событие, и лишь к VIII-IX вв. Преображение постепенно стало отмечаться общецерковно. К этому времени относится и большая часть гимнов праздника, созданных прпп. Иоанном Дамаскиным и Космой Маиюмским.
На христианском же Западе праздник появился и вовсе с XV в. по решению Папы Каликста III – именно 19 августа в Риме получили известие о победе христианского воинства над турками (1457 г.), таким образом, установление праздника связано с событием гражданской, а не церковной истории. И до настоящего времени праздник более чествуют на Востоке, чем на Западе.
Приметы дня
Считалось, что:
- озимая рожь, посеянная после Преображения, «родит крепче и крупнее», это время посева считалось самым лучшим;
- со Второго Спаса постепенно наступает осень, «погода преображается»;
- «Каков Второй Спас, таков и январь», по дню Преображения судили о будущей зиме.
Если сухой день, то…
Предполагали, что отсутствие дождя на Яблочный Спас – к такой же, без особой слякоти, осени.
А вот дождя в этот день земледельцы сильно опасались, называли «хлебогноем», то есть губительным для пшеницы, ржи, уборка которых начиналась после праздника.
Народные традиции: благочестивые и не очень
Несмотря на сугубое благочестие русских крестьян, многие из их обычаев Яблочного Спаса тесно переплетались с язычеством. Например, строгое воздержание от яблок было не просто благочестием богобоязненного земледельца. От крестьян можно было услышать, что родные тех, кто ест яблоки до Преображения, особенно малые дети, будут наказаны на том свете, не получат от Ангелов «райского яблочка». Впрочем, эти и другие поверья были распространены не в одной России – вообще у славянских народов.
Обряды, заговоры, суеверия
Среди «народных обычаев» неполезных христианам, можно назвать:
- разного рода магические действия на полях или (у южных славян) на виноградниках: например, русские крестьяне ранним утром поливали землю конопляным маслом на четыре стороны света, произнося заговор, обращенный к «матери сырой земле», дабы на полях не поселилась нечистая сила, а урожай был богатым; а вот сербы с самого утра… стреляли в своих виноградниках по росшим там подсолнухам; считалось, что, чем дальше летят семечки, тем больше будущий урожай;
- всякого рода загадывание желаний – например, крестьянские девушки, глотая первые кусочек «спасовского яблока», загадывали обязательно о замужестве; а вот жители Македонии думали, что ночью под праздник открывает небо, так что можно даже увидеть Бога и тоже загадать желание;
- обряды встречи осени, проводов солнца – например, крестьянская молодежь имела обычай «провожать закат» на поле, особыми песнями, призывающими солнце: «Солнышко, солнышко, подожди!».
На современных интернет-ресурсах встречается так называемый ритуал очищения дома с яблоком, в сердцевину которого вставлена свеча.
Но материалы этнографических исследований культуры славян о таком обычае не говорят ничего: он представляет собой своего рода «новодел» современных неоязычников и уже точно не имеет древних корней.
Что нельзя делать 19 августа
Современные священники не советуют:
- следовать языческим «древним традициям», не имеющим отношений к христианству;
- заменять посещение храма огородными работами;
- вообще заниматься тяжелым физическим трудом без острой на то необходимости: лучше посвятить день молитве, посещению богослужения, чтению духовной литературы.
Читайте также:
Как сделать молитву сильной
Как поздравить с Яблочным Спасом
Имеющим свою землю хорошо соблюсти благочестивый обычай – поделиться урожаем с соседями, близкими, просто с нуждающимися. Можно также раздавать и плоды земные, купленные в магазине.
Праздничный стол наших предков на Преображение украшала также разнообразная постная выпечка с яблоками, рыбные блюда – не грех ради праздника и сейчас созвать гостей на скромное застолье (помня, однако, о том, что идет пост).
Молитва на благословение плодов и овощей нового урожая
О том что даёт нам освящение яблок нового урожая (как и других плодов и овощей) можно узнать, вникая в смысл молитв, которые звучат 19 августа в храме.
Текст молитвы на благословение винограда
«Господи Боже наш! Благослови этот новый виноградный плод, который, по Твоему благоволению, при ясной погоде, через благорастворение воздуха и дождевые капли, созрел к этому времени.
Да послужит он и его сок нам, вкушающим его, и радостью и приношением для очищения нас от грехов, приносимым Тебе с Освященным Святым Телом Твоего Христа, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Подающим жизнь Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь».
Если виноград к 19 августа ещё не созрел, то за неимением такового для освящения в храм приносятся яблоки и другие фрукты. Тогда священник произносит другую молитву – на благословение первых плодов и овощей. Она произносится при благословении вообще всех первых плодов и овощей, также в свое время после созревания приносимых в храм для освящения. Обратите внимание: в тексте просьба о даровании полезного тому, кто принёс дар (жертву).
Молитва на благословение плодов и овощей
Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому по его усердию приносить Тебе Твое из Твоего и в вознаграждение за это подающий Твои вечные блага!
Ты, с любовью принявший посильное приношение вдовы, прийми и ныне от Твоего раба (ими) принесение тебе, которое удостой принять в Твою вечную сокровищницу, а ПРИНЕСШЕМУ даруй всё для него полезное и обилие земных благ. Ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь
Справочно про Медовый Спас и Ореховый
- 14 августа служился особый молебен, после чего происходило «Изнесение Честных древ Креста Господня» из храма на благословение: освящались водные источники, крестные ход обходил город или селение, к Распятию прикладывались больные, немощные; традиция эта возникла в Византии по крайней мере с IV в., когда был обретен Крест Христов во Иерусалиме; позже ее переняли многие приходские церкви, а по Крещении такие крестные ходы стали совершаться также на русских землях; то был день, когда после водосвятных молебнов священники с молитвой окропляли мед нового урожая;
- 29 августа — Третий Спас, память самой первой иконы – ради исцеления тяжко болевшего правителя города Эдесса, Авгаря она была явлена; по преданию, Нерукотворный Образ Спасителя отпечатался на белом платке; сама икона утрачена во времена крестовых походов, но имеется много ее чудотворных списков, и, конечно, особое церковное празднование; так как с этого дня крестьяне начинали сбор орехов, то это празднование именуется «Ореховым Спасом».
Так сложилось, что на Второй Спас на Руси освящали яблоки – чтобы прославить Бога, дарующего «венец лета благости Своея», а еще – помочь Его нуждающимся чадам здесь, на земле. Таково было исповедание веры наших предков – не только словом, но и делом. Оно не прекращалось даже во время безбожных гонений. А потому и ныне праздник – повод для размышления своей душе, а не для разного рода языческих обрядов, давно отживших век. И, конечно, время помощи ближним, как было встарь.
Наталья Сазонова
Надеемся, Вам будет интересно:
Какой церковный праздник 11 августа и почему День рождения Николая Чудотворца отмечают только русские
Стихи
Вот какое стихотворное переложение песнопения праздника предлагает свт. Филарет (Дроздов):
Преобразился днесь Ты на горе,
Христе, И славу там Твои ученики узрели,
Дабы, когда Тебя увидят на кресте,
Страданье вольное Твое уразумели
И проповедали вселенной до конца,
Что Ты — сияние Отца.
К тебе Преображения обращался Александр Блок, чья душа напряженно искала Бога:
Разверзаются туманы,
Буревестник на волне,
Пролетают ураганы
В бесконечной вышине.
В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…
Лишь одна страна в тумане
(Буревестник на волне) –
Беспокойное желанье
Вместе с Богом – в вышине.
А вот стихотворение современной поэтессы, Лилии Кулешовой о Фаворском свете Преображения:
Инициалы Господа
Фаворским светом вышиты
На луговых цветах.
Войду в сиянье росное-
И отойдет все лишнее
В душе
И на устах…Все лишнее, ненужное,
Все суетно- нездешнее
Развеется, как дым.
Рассеется, закружится
Моя любовь поспешная
К светилам молодым. Фаворский свет над рощицей
Седьмое небо вытянет
На нитке журавлей!
Летит оно, полощется
Серебряными нитями,
Колосьями полей, Закатными пожарами,
Озерною осокою
Неспешно и светло…
Ах, если бы душа моя
Сберечь могла высокое
Фаворское тепло!
Раньше освящение плодов совпадало с поспеванием нового урожая. И фрукты, и овощи приносили Богу, чтобы поблагодарить Его за данный урожай и получить благословение на их вкушение. Сейчас, хотя понятие нового урожая для горожан условно, ведь круглый год они могут купить и виноград, и яблоки, и любые другие плоды, традиция остается. Этот обычай напоминает нам, что все – от Бога, все, вкушаемое нами – Его дар. Когда мы кого-то любим, одним из проявлений любви является, как известно, угощение. Мы угощаем детей сладостями, дорогих нам гостей – всякими блюдами. В день Преображения мы приносим в храм то, чем щедро угощает нас Отец Небесный.
Любое напоминание, что все есть дар Божий – оно прекрасно. Даже если человек покупает в «Ашане» яблоки, выращенные где-нибудь в Египте. Ведь их тоже нам Бог послал, как и те, что мы вырастили на огороде. Тем, что я их освящаю, я как раз и показываю, как мне дорог этот дар.
При этом освящать яблоки, не освящать – сегодня не является каким-то принципиальным вопросом. Я с уважением отношусь к тем, кто соблюдает этот благочестивый обычай, и не осуждаю тех, кто не соблюдает. Греха здесь нет. Ведь к Евангелию это прямого отношения не имеет. Спасение не в этом, конечно, но уважение к древней традиции – дело доброе.
В огромном списке человеческих грехов нет такого – «не освящал яблоки в Яблочный Спас». Но если человек начинает превозноситься тем, что он не освящает яблоки, поскольку он такой образованный, понимающий смыслы и глубины, в отличие от темной массы, принесшей плоды, то что тут скажешь… Я вообще-то таких не встречал. Это точно не умные мысли и, кстати, греховные – осуждение точно не является христианской добродетелью. По-настоящему умному человеку и в голову не придет превозноситься по поводу неосвящения яблок, куличей, да чего угодно! Честно говоря, мне здесь все кажется настолько очевидным, что я не вижу повода для обсуждений.
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское.
Это ложные умозаключения из разряда: Светлана – человек. Николай – тоже. Значит, Коля – это Света.
Бедный праздник Преображения Господня! Назвав в русской традиции его «Яблочным Спасом» весь акцент сместили на освящение яблок в этот день. Пока в Византии спорили о природе фаворского света, у нас спорили и спорят о том, можно ли до этого праздника кушать яблоки. Так ладно бы ещё яблоки были собственноручно выращены и приносились в благодарность Богу за урожай, так они ещё и в магазинах куплены чаще всего. Величие события Преображения должно уже наконец стать важнее яблок.
Так, про Фаворский Свет — тварный или нетварный?
В 14 веке Преображение Христа стало предметом спора между православными и католиками. На Святой Афонской горе монахи достигали такой сердечной чистоты, что Бог просвещал и преображал их таким же образом, каким был явлен на горе Христос. Вот и возникли споры о природе этого света: тварный свет или же нетварный? Если не рассказывать о тех богословско-филосовских категориях, типа «сущность» и «энергия», которые раскрывает святитель Григорий Палама, объясняя православное учение о нетварности фаворского света, а упрощённо и в общем, то..
Казалось бы, какая разница тварный свет или нетварный?! Православное богословие говоря, что фаворский свет, являясь нетварной божественной энергией, свидетельствует, что Бог более близок человеку, чем сам человек к самому себе. Если фаворский свет сотворён, как говорит католическое богословие, то Бог остаётся таким же далёким и неприступным, как и в Ветхом Завете, даже в своей благодати.
Святой Григорий Палама говорит, что Христос всегда был в свете преображения, т.е. не Он изменился, а апостолы изменились в момент преображения, Он открыл им глаза показав Свою божественную природу. Святой Максим Исповедник учит, что Христос открывается всем по-разному. Начинающим Он является в образе раба, а тем, кто восходит на гору боговидения, Он является «в образе Бога». Христово Преображение также показывает, что есть на самом деле православное богословие, а именно, не сумма знаний о Боге, но участие в боготворящей энергии, созерцание нетварного Света и обожение человека. Когда мы говорим о богословии, мы имеем ввиду опыт и боговидение.
Потому святитель Григорий Палама – главный богослов фаворского света молился такими словами: «Господи, просвети тьму мою!»
автор: иеромонах Ефрем (Метс)